ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
1 л
Бышок К.А. , Сапунова Е.В. , Пыхтина М.Г.
1Бышок Ксения Александровна - студент;
2Сапунова Екатерина Витальевна - студент, кафедра туризма и гостиничного дела;
Пыхтина Марина Геннадьевна - студент, кафедра сервиса, факультет технологии, предпринимательства и сервиса,
Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, г. Орёл
Аннотация: в статье отражены проблемы использования метода case-study в обучении студентов экономических специальностей.
Ключевые слова: метод case-study, активное обучение, процесс обучения, метод обучения.
В настоящее время индикатором профессиональной подготовки в области экономики считается способность обрабатывать огромный поток информации, способность анализировать неожиданные ситуации, автономно разрабатывать алгоритмы принятия решений, а еще становление личных личностных качеств, таких как предприимчивость и независимость. Одним из действенных методов активного обучения является кейсовый метод.
Метод case-study широко применяется в изучении и усвоении экономических специальностей за рубежом. Но с появлением большого числа экономистов, использующих этот метод, возникла потребность в разработке новых case, имеющих национальные и территориальные особенности. Этим занимается компания European Case Clearing House (ECCH), именно она предоставляет более 90% процентов всех кейсов.
В России метод case-study стал популярен сравнительно недавно. Это связано с образовательными реформами, в результате которых происходил поиск новых методов обучения. Применение метода case-study во всех учебных заведениях повысит не только интерес учащихся в усвоении экономических специальностей, но и будет способствовать усовершенствованию коммуникативных и творческих способностей на пути решения проблемы.
Из всех методов активного обучения в нашей стране метод case-study считается наименее используемым и изученным, хотя на западе он популярен уже очень давно. Это возможно связано с двумя основными причинами. Во-первых -экономика как наука стала изучаться в высших и средних учебных заведениях России сравнительно недавно. Во-вторых доступ к различным информационным источникам, таким как Интернет и различным статистическим данным, был затруднен, а имеющиеся данные не отражали всей действительности экономической жизни.
Задача метода case-study - общими стараниями группы обучающихся изучить ситуацию-case, образовавшуюся при конкретном состоянии дел, и выработать практическое заключение. Для того чтобы учебный процесс на базе case-технологии был действенным, необходимы два обстоятельства: хороший кейс и определённый способ его применения в учебном процессе.
Метод case-study относится к одному из «продвинутых» активных методов обучения экономическим специальностям. К плюсам метода case-study относят:
- получение навыков работы в группе;
- выработка навыков простейших обобщений;
- получение навыков презентации;
- получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.
Кейс не предлагает студентам проблему в открытом виде. То есть участники образовательного процесса должны сами изолировать ее от той информации, содержащейся в описании кейса. Процесс обучения с применением кейс-
метода, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение. При этом благодаря данному обучению у обучающихся развиваются такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Содержащаяся в кейсе проблема не имеет конкретного решения; сущность метода состоит в том, чтобы из множества альтернативных вариантов в согласовании с произведенными ранее аспектами избрать более целесообразное решение и создать практическую модель его реализации.
Отличие case от задач.
На первый взгляд case очень похож на задачу, но это далеко не так. С помощью задач обучающийся осваивает отдельные теории, методы и принципы, а с помощью case охватывается широкий спектр применения разнообразных навыков. Задача имеет одно решение и один путь этого решения. Case же, напротив, имеет множество решений и альтернативных путей этого решения.
Case - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Кроме этого, он обязан включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы. Хороший case обязан удовлетворять следующим требованиям:
- соответствовать внятно установленной цели создания;
- иметь соответствующий уровень трудности;
- иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;
- не становиться неактуальными очень быстро;
- иметь национальные особенности;
- быть актуальным на нынешний день;
- иллюстрировать типичные ситуации в экономике;
- развивать аналитическое мышление;
- провоцировать обсуждение вопроса;
- иметь несколько решений.
СаБе можно использовать на различных этапах обучения и для различных целей. В последнее время стало популярным использовать метод кейсов не только в процесс обучения, но и для проведения промежуточной аттестации в виде зачета или экзамена. Для этого студентом за несколько дней до экзамена раздают кейсы. А затем они приносят решенные кейсы на экзамен. Можно предоставить обучающимся кейсы и на самом экзамене, но для этого они должны быть соответствующего размера.
Несмотря на все преимущества метода case-study он не может быть эффективен без традиционных методов обучения. Так как в обучении все методы взаимосвязаны и дополняют друг друга независимо от их эффективности.
Список литературы
1. Шумова И.В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. // Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 57-62.
2. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения // М., 2009.