10. Ямбург Е.А. Адаптивная Школа для всех. М.: Новая школа, 1997. 224 с.
11. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.: Медицина, 1993. 398 с.
12. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Российский открытый университет, 1992. 223 с.
13. Асеев В.Г. Нормативное управление социальным развитием. М.: Профиздат, 1988. 127 с.
14. Шипицина Л.М. Развитие ребенка в условиях материнской депривации. СПб.: Международный университет семьи и ребенка им. Р.Валленберга, 1997. 58 с.
Леонтьева Мария Сергеевна, канд. пед. наук, доц., доц. каф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
THEORETICAL PROBLEMS OF SOCIALIZATION AND SOCIAL ADAPTATION OF
ORPHAN CHILDREN
M.S. Leontieva
The theoretical analysis of the concepts "socialization" and "social adaptation" is provided in the article. Psychologo-pedagogical problems of socialization and adaptation to social living conditions of orphan children reveal. Criteria of formation of social adaptation of children in the conditions of residential establishments are given.
Key words; socialization, social adaptation, mental adaptation, education, orphan
children.
Leontieva Maria Sergeevna, candidate of pedagogic, associate professor, associate professor of department of sports and improving technologies, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 378.017.7
ПРИМЕНЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА
И.Р. Ляпина, М. И. Суганова
Рассматриваются возможности использования маркетинговых исследований при построении компетенстностной модели выпускника на уровне государства в целом и учебных учреждениях в частности.
Ключевые слова: компетенции, формирование компетентностной модели, маркетинговое исследование.
Российская система образования находится на стадии крупномасштабного реформирования. Дело в том, что происходящие
изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности. В целом реформы в системе образования призваны выполнить ряд ключевых задач:
- повысить качество образования;
- обеспечить интеграцию России в общеевропейское и глобальное образовательное пространство;
- повысить мобильность учащихся и преподавателей;
- расширить международное научное сотрудничество;
- повысить конкурентоспособность выпускников российских вузов на мировом рынке труда;
- расширить для выпускников перспективы самореализации в дальнейшей учебной, научной и профессиональной деятельности.
Их реализации (начиная с выхода в свет «Стратегии модернизации содержания общего образования» и «Концепции модернизации российского образования») способствует переориентация оценки результатов образования на оценку уровня компетентности выпускников.
Компетентностно-ориентированное профессиональное образование
- объективное явление, вызванное к жизни социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками. Прежде всего, это реакция профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой. Рынок предъявляет к современному специалисту целый пласт новых требований, которые недостаточно учтены или совсем не учтены в программах подготовки специалистов. Эти новые требования не связаны с конкретной дисциплиной, они носят надпредметный характер и отличаются универсальностью.
Компетентностный подход лег в основу при составлении федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения. Поэтому, реализуя образовательный процесс по данному стандарту, все учебные заведения столкнулись с необходимостью выявления и описания компетенций, формируемых в ходе освоения учащимися комплекса учебных дисциплин, включенных в программы подготовки бакалавров и магистров по различным направлениям подготовки.
При этом процесс формирования компетенций выпускника очень трудоемкий, так как нужно сформировать такую компетентностную модель, которая бы устраивала все заинтересованные стороны [5]:
1. Потребителей (учащиеся и субъекты хозяйствования -предприятия и организации). Учащиеся стремятся овладеть компетенциями, определяющими возможность решения задач и проблем, возникающих в профессиональной деятельности и повседневной жизни, и способствующими их эффективному трудоустройству. Для предприятий
важно получить в свое распоряжение специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
2. Производителей (образовательные учреждения). Учебные заведения при формировании компетентностной модели выпускника ориентируются на свои возможности по подготовке специалистов, необходимых рынку, а также стремятся обеспечить себе посредством воспитания «компетентного, востребованного выпускника» конкурентное преимущество на рынке образовательных услуг.
3. Посредников (службы занятости, органы регистрации, биржи труда, общественные институты и структуры, участвующие в продвижении образовательных услуг на рынке и др.). Наличие выпускников необходимой квалификации существенно облегчает посредникам выполнение возложенных на них функций.
4. Государства (осуществляет лицензирование и аккредитацию образовательных учреждений, определяет нормативно-правовые условия развития образовательных услуг и т. д.). Государство в лице его руководства при регулировании образовательного пространства нацелено за счет использования труда квалифицированных специалистов на развитие приоритетных направлений науки, технологий и техники, способствующих росту национальной экономики страны и укреплению ее позиций на мировом рынке.
В решении описанной проблемы существенную помощь может оказать маркетинговая деятельность в целом и маркетинговые исследования в частности.
Маркетинговые исследования позволяют:
- организовать непрерывный сбор и обработку информации о конъюнктуре рынка и его реакциях,
- выявить потребности рынка в специалистах конкретной профессии,
- определить количественный состав компетенций выпускников и их качественное наполнение (с учетом требований работодателей),
- сосредоточить ресурсы учебных заведений на оказании образовательных услуг, необходимых потребителям в конкретных сегментах рынка,
- устранить дисбаланс между спросом и предложением по профессионально-квалификационному составу и качеству подготовки специалистов,
- прогнозировать развитие ситуации в будущем и определять стратегии развития учебного заведения в целом и компетентностной модели выпускника в частности.
Рассмотрим подробнее процесс формирования компетентностной модели выпускника при помощи маркетингового исследования.
Компетентностная модель выпускника формируется на двух уровнях (таблица).
Таким образом, на макроуровне формируются общие требования к компетенциям выпускника (минимально допустимый объем компетентности), а на микроуровне появляется возможность учета региональных и отраслевых особенностей подготовки учащихся.
Особенности формирования компетентностной модели выпускника задают условия и границы проведения маркетинговых исследований в этой области (рисунок).
Уровни формирования компетентностной __________модели выпускника_________
Параметры сравнения Макроуровень Микроуровень
1 2 3
Разработчик перечня компетенций выпускника Государство в лице Министерства и образования и науки РФ Учебное заведение, осуществляющее обучение в рамках конкретного направления подготовки
Документы, характеризующие компетенции выпускника Федеральный государственный образовательный стандарт Основная образовательная программа, учебный план, компетентностная модель выпускника, программы учебных дисциплин
Информация, учитываемая при формировании перечня компетенций Приоритетные направления развития страны, общие требования работодателей, рекомендации учебнометодических объединений Состояние сегмента рынка труда, обслуживаемого учебным заведением; требования работодателей; возможности учебного заведения, пожелания других заинтересованных субъектов
Введение в действие С момента утверждения стандарта С начала процесса обучения по конкретному направлению подготовки
1 2 3
Характеристика компетенций Базовые, обязательные Базовые, обязательные + Дополнительные компетенции, предложенные учебным заведением
Возможности корректировки перечня компетенций Корректируется путем разработки и внедрения нового образовательного стандарта Возможно внесение ежегодных корректировок
Маркетинговые исследования при формировании перечня компетенций выпускника на макроуровне носят глобальный характер и предполагают не только анализ состояния и подходов к организации образовательного процесса на территории всей Российской Федерации, но и учет передового мирового опыта по развитию компетенций учащихся, а также мониторинг состояния и перспектив развития национальной экономики.
Маркетинговые исследования при формировании
компетентностной модели выпускника на микроуровне осуществляются образовательным учреждением для анализа соответствующей сферы профессиональной деятельности будущего выпускника и позволяют дополнить перечень актуальных компетенций в основной образовательной программе.
Они создают возможность организации взаимодействия образовательного учреждения со сферой труда (в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 г. № 307-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»). Так для организации участия работодателей в формировании содержания обучения учебное заведение осуществляет выбор стратегических партнеров и проводит маркетинговое исследование при помощи опроса (рисунок). Основной целью опроса работодателей является выявление перечня знаний, умений, навыков и личностных качеств выпускника, необходимых для выполнения конкретных должностных обязанностей и сокращения периода адаптации выпускника учебного заведения на предприятии [8].
Опрос работодателей проводится с помощью анкеты, в которой представители предприятия (организации) устанавливают значимость для их предприятия (организации) компетенций, заявленных в федеральном государственном образовательном стандарте, вносят свои предложения по расширению перечня компетенций и высказывают рекомендации в отношении содержательной части обучения. В результате данное исследование позволяет не только сформировать перечень актуальных компетенций, но и за счет:
- оценки значимости представленных компетенций определить трудоемкость дисциплин, формирующих данную компетенцию;
- предложений по содержательной части обучения сформировать тематическую структуру дисциплин.
Таким образом, маркетинговые исследования при формировании компетентностной модели выпускника способствуют улучшению взаимодействия образовательных учреждений с рынком труда,
повышению конкурентоспособности специалистов, обновлению содержания, методологии и среды обучения.
Место маркетинговых исследований в формировании компетентностной модели выпускника
Список литературы
1. Гуртов В.А., Голубенко В.А. Формирование перечня компетенций работников, востребованных инновационной экономикой. URL: http://www.labourmarket.ru/conf8/reports/gurtov golubenko.doc (дата обращения: 24.07.2013).
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicplanning/concept/d oc1248450453794 (дата обращения: 24.07.2013).
3. Кузнецова Е.М., Михалёва Л.В. Методика разработки паспорта и программы формирования компетенции как основы компетентностно-
ориентированного образовательного процесса URL:
http://www.utmn.ru/?showdoc=7730 (дата обращения: 23.07.2013).
4. Кузьмина А.А. Особенности маркетингового исследования как
деятельности на рынке образовательных услуг URL: http://
www.labourmarket.ru/ conf7/reports/^zimina.d ос (дата обращения:
24.07.2013).
5. Ляпина И.Р., Ефремова С.В. Образование через призму маркетинга // Приоритетные направления развития теории и практики маркетинга: Международная научно-практическая конференция. Орел: ОрелГИЭТ. 2011. С. 16-19.
6. Проектируем исследование компетенций. URL: http://www.hr-portal.ru/pages/book/comp 10.php (дата обращения: 21.07.2013).
7. Прядко С.Н. Исследования рынка образовательных услуг как маркетинговый инструмент принятия плановых решений в вузе. URL: http://www.science-education.ru/100-5093 (дата обращения: 25.07.2013).
8. Рекомендации по разработке ООП по ФГОС ВПО в вузе. URL: http://umu.sfedu.ru/index.php?Itemid=109&id=295&option=com content&vie w=article (дата обращения: 25.07.2013).
9. Федеральные государственные образовательные стандарты // Российское образование. Федеральный портал. URL: http://www.edu.ru/ (дата обращения: 20.07.2013).
Ляпина Иннара Рафаильевна, д-р экон. наук, доц., зав. кафедрой, innara lavina@,mail.ru, Россия, Орел, ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет».
Суганова Марина Ивановна, канд. экон. наук, доц., [email protected], Россия, Орел, ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»
APPLICATION OF MARKETING RESEARCH AT FORMATION OF COMPETENCE MODELS OF THE GRADUATE
I.R. Llapina, МЛ. Suganova
The article discusses the possibility of using market research in the construction kompetenstnostnoy graduate model at the state level in general and schools in particular.
Key words: competence, the formation of the competence model, marketing research.
Llapina Innara Rafailevna, doctor of economic sciences, professor, manager of department, [email protected]. Russia, Orel, Orel State University.
Suganova Marina Ivanovna, сandidate of economics, docent, [email protected], Russia, Orel, Orel State University