Научная статья на тему 'Применение интерактивных образовательных технологий в процессе повышения квалификации и переподготовки сотрудников полиции'

Применение интерактивных образовательных технологий в процессе повышения квалификации и переподготовки сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
899
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КЕЙС МЕТОД / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маюров Николай Петрович, Трофимова Татьяна Александровна

Статья посвящена проблеме применения интерактивных образовательных технологий в процессе воспитания и обучения сотрудников полиции. В статье анализируется метод кейс-стадий, деловые игры и др. Определяются пути решения, и средства введения в учебный процесс интерактивных образовательных технологий для формирования у сотрудников полиции общекультурных и профессиональных компетенций необходимых в их служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маюров Николай Петрович, Трофимова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение интерактивных образовательных технологий в процессе повышения квалификации и переподготовки сотрудников полиции»

8. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, АДВОКАТУРА (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11)

8.1. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Маюров Николай Петрович, полковник полиции, д.ю.н., профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации. Должность: Начальник кафедры кадровой и воспитательной работы. Место работы: Санкт-Петербургский университет МВД России. E-mail: may-urov2010@mail.ru

Трофимова Татьяна Александровна, полковник полиции, к.ф.н., доцент. Должность: профессор кафедры кадровой и воспитательной работы. Место работы: Санкт-Петербургский университет МВД России. E-mail: borisov-af@mail.ru Аннотация: Статья посвящена проблеме применения интерактивных образовательных технологий в процессе воспитания и обучения сотрудников полиции. В статье анализируется метод кейс-стадий, деловые игры и др. Определяются пути решения, и средства введения в учебный процесс интерактивных образовательных технологий для формирования у сотрудников полиции общекультурных и профессиональных компетенций необходимых в их служебной деятельности.

Ключевые слова: полиция, профессиональная компетенция, кейс метод, дистанционное обучение, интерактивные технологии.

USE OF INTERACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN EDUCATION AND TRAINING OF POLICE OFFICERS

Majurov Nikolay Petrovich, police colonel, Dr of law, professor, honored lawyer of the Russian Federation. Position: Head of the department of personnel and educational work. Place of employment: Saint-Petersburg university of MIA Russia. E-mail: mayurov2010@mail.ru Trofimova Tatyana Aleksandrovna, police colonel, PhD in Phil., associate professor. Position: Professor of the department of personnel and educational work. Place of employment: Saint-Petersburg university of MIA Russia. E-mail: bo-risov-af@mail.ru Annotation: Article is devoted to the use of interactive educational technologies in education and training of police officers. The article examines the method of case studies, role plays, etc. Solutions are determined, and means for introducing into the learning process interactive educational technologies to create a police culture in general and professional competencies needed in their professional activities.

Keywords: police, professional competency, case-method, distant training, interactive technologies.

Сегодня одной из основных задач обеспечения успешной деятельности правоохранительных органов является подбор, обучение, расстановка кадров, Анализируя опыт кадровой политики, следует отметить, что комплектованию, воспитанию и обучению сотрудников органов внутренних дел всегда предавалось большое значение.

Принципами деятельности современной полиции стали не только уважение прав и свобод человека и гражданина (ст. 5), законность (ст. 6), беспристрастность (ст. 7), открытость и публичность (ст. 8), но и использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем (ст. 11)1.

Профессионал в любой сфере деятельности должен быть не только компетентным и знающим работником, но и создателем нового уровня социальности, ответственным за результаты своего труда, быть требовательным к себе и к своим коллегам, обладать активной гражданской позицией. Путь к этому - развитие ориентированного на практику образования, получения соответствующих знаний, умений и навыков.

Такими инновационными формами в передаче знаний становятся в современном образовании пути перехода к компетентностным моделям обучения, введения дистанционных образовательных технологий (технологии, осуществляющие обмен информации между преподавателем и обучающимся на расстоянии друг от друга); электронное обучение (обучение с использованием коммуникационных техноло-гий).;открытое образование (система организационных и информационных технологий, в которых построена открытая форма с целью обеспечения мобильности и эффективности пользования). Формирование профессиональных качеств сотрудника полиции невозможно без учета комплекса общекультурных и профессиональных компетенций. Из общекультурных наиболее важными представляются такие, как способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; готовность к выполнению гражданского и служебного долга, профессиональных задач в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета; овладение культурой мышления, способностью логически мыслить, анализировать логику рассуждений и высказываний и др.

Все перечисленные компетенции направлены на усиление их практической составляющей в процессе становления личности сотрудника полиции, а их формирование происходит, в первую очередь в стенах образовательных учреждений МВД России.

Обозначив переход от квалификационной модели к компетентностной как основное направление реформ высшего образования, за основу оценки качества образования был взят критерий компетенции. Речь идет о переходе к проектированию набора компетенций,

1 Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011г. №3-ФЗ «О поли-

ции».

которые должен иметь сотрудник полиции по соответствующим профилям подготовки. Суть новаций выражается в дополнении содержания учебных курсов по структуре лекционных и семинарских занятий, их ком-петентностным наполнением. В идеале планируется, что базовые курсы должны иметь авторский учебник, а содержание большинства занятий строится на его обсуждении, освоенном в большинстве своем также самостоятельно или на выполнении аудиторных работ, которые развивают профессиональные навыки.

Переход к такому компетентностному подходу безусловно меняет и логику и формы организации учебного процесса. Он корректирует структуру и формы проведения занятий, предполагает введение рейтинговой системы оценивания результатов. Так, традиционные лекции сокращаются, но их качество за счет отбора лектора, углубления содержания информации, даже выбора аудитории, где проводятся занятия приобретают значение в качестве учебного процесса. При этом сокращение традиционных лекций предполагается компенсировать внедрением лекций с элементами деловой игры, лекций-тренингов, лекций с проблемными вопросами, лекции с включением брейн - сто-рминга2.

Важное значение в качественном профессиональном обучении приобретают и различные формы семинарских занятий, которые организуются с включением «кейс-стадий», деловых и ролевых игр, семинаров-тренингов, так как они дают возможность обучить курсантов и слушателей профессиональным навыкам, анализа конкретных ситуаций, решение задач и диагностике проблем.

Рассмотрим наиболее подробно метод кейс-стади в практическом обучении высшего образования. Суть кейс-стади состоит в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при ее разрешении. При этом в кейсе отсутствует четко выраженный набор исходных данных, которые необходимо использовать для получения единственно правильного решения. (Кейс буквально означает «проблемная ситуация»). Вместо этого следует целиком осмыслить ситуацию, изложенную в кейсе, самому выявить проблему и вопросы, требующие разрешения. Таким образом, обеспечивается развитие самостоятельности и инициативности, умение ориентироваться в широком круге вопросов, связанных с различными аспектами профессиональной деятельности.

Кейс метод сегодня является наиболее сложной интерактивной технологией, который включает в себя и другие методы познания как:

1) моделирование (построение модели ситуаций);

2) игровые (деловые игры);

3) эвристические (мозговой штурм, мозговая атака) как поисковые, где I этап - генерирование идей, а II этап - анализ идей.

4) дискуссия - обмен взглядов по проблеме и пути ее решения. При этом дискуссия как метод занимает центральное место в анализе проблемных ситуаций. Участники должны обладать зрелостью мышления, самостоятельностью суждений, необходимой компетентностью в этой сфере деятельности, о которой идет речь.

2 Д. Ахметова «Парадоксы дистанционного обучения», Высшее образование в России, 2007, №3, с. 57.

Таким образом, в описании кейса заключена некая проблема, которую предлагается выявить и подробно изучить обучаемым, а затем они должны в какой-либо форме предложить ее решение. В описании кейса часто фигурирует несколько взаимодействующих между собой людей, выполняющих разные функции. Основная цель такой работы — помочь освоить слушателям метод анализа, так что самое важное в ней — сам процесс работы и дискуссия. Кейс не предполагает наличия какого-либо заведомо правильного или неправильного решения.

Благодаря изучению кейсов обучаемые получают возможность столкнуться с конкретными реальными примерами своей профессиональной деятельности и того, что они изучают в теории. В этом смысле метод изучения кейсов — одно из воплощений принципа «обучения через действие». Очень важно, чтобы за кейсом стояла реальная ситуация — то есть, чтобы он был аутентичным.

Метод этот имеет целый ряд плюсов:

- изучение реальной ситуации повышает мотивацию у обучаемых;

- в процессе обучения легче вступать во взаимодействие и учиться сотрудничать;

- обучаемые учатся работать для достижения поставленных целей

Как видим, работа над кейсом, дает возможность мыслить самостоятельно и практиковать свои творческие (креативные) способности. Обучаемые могут проверить свое умение решать проблемы и принимать решения, а также научится аргументировать и отстаивать свою позицию. При такой форме работы, конечно, меняется и роль преподавателя, который становится теперь в первую очередь катализатором процесса работы над кейсом, а не источником информации3.

Говоря о самостоятельной работе обучаемых в процессе усвоения учебного материала, отметим два вида такой работы, как аудиторная и внеаудиторная. Обе формы этой работы должны быть активно использованы в учебном процессе. Проблема их использования заключается в том, что они представлены в непропорциональной форме. Так, аудиторная форма самостоятельной работы может использоваться больше, чем внеаудиторная, которая порой вообще отсутствует. Проблема оптимизации структуры аудиторной самостоятельной работы сегодня заключается в том, как лучше использовать время преподавателем для предоставления им аудитории знаний (информации) или инициирования самостоятельной работы (дискуссии, работы в группе), что занимает больше времени.

Рассматривая наиболее передовые формы обучения в повышении качества профессионального образования, необходимо отметить дистанционное обучение, которое в будущем может стать массовой формой получения и повышения профессиональных навыков.

Решая вопросы совершенствования системы ведомственного образования, ДКО МВД России также делает упор на активное использование инновационных образовательных и информационных технологий. Такой системой в образовательном процессе становится система дистанционного обучения (СДОТ). Она позволяет почти вдвое сократить расходы на подготовку кадров, повысить практическую направленность обу-

3 Йоханссон М., Йенсон Й. Лицом к реальности./ Матс Йоханс-сон, Йеспер Йенсон; пер. с англ. Ольги Ревы. - М.: Ломоносов, 2009.

чения, обеспечить непрерывность повышения квалификации сотрудников без отрыва от службы. В настоящее время с помощью ЕИТКС ОВД в СДОТ работают 42 ОВД, 1 УВДТ, 35 образовательных учреждений и их подразделений, 50 центров профподготовки. Приказом МВД России от 2 декабря 2008 года № 1053 утверждено Положение об электронной библиотеке образовательных учреждений МВД России, которая функционирует с 1 января 2009 года.

В реалиях перехода к информационному сетевому обществу этот вид коммуникации занимает важнейшее место в обеспечении информационного обмена знаниями, что оказывает существенное влияние на расширение возможностей общественных взаимодействий и взаимосвязей.

Рост информационного потока в сетевом обществе подразумевает усложнение процессов коммуникации и принятия решений. В этой связи возникает очевидная задача обеспечения его эффективности и оперативности на основе привлечения наиболее современных технологий. Современная практика сочетает в себе элементы как традиционных коммуникационных средств и возможностей, так и во многом инновационных. Развитие идеи о переходе коммуникации на совершенно новый уровень стало возможным только с разворачиванием научно-технической революции второй половины XX в. и сложных процессах во всех областях человеческой жизни в связи с поступательным развитием информационного общества на рубеже третьего тысячелетия, ставших предметом исследования огромного числа авторов во всем мире.

Использование технологий компьютеро-

опосредованной коммуникации в учебном процессе -это сложноструктурируемый процесс, который является закономерным и неотъемлемым элементом движения в сторону информационного общества, где традиционные способы и средства коммуникации приобретают новое оригинальное толкование и воплощение, становясь основой для инновационных методологических моделей и практик в процессе формирования профессиональных качеств у обучаемых.

Парадигма современного образования предполагает перенос акцентов с информационно репродуктивного обучения, отдающего приоритет знаниям, на смыслопоисковое, требующая развития рефлексивной направленности мышления.

С целью максимального приближения обучаемых в ведомственных вузах к практической деятельности разрабатываются и квалификационные требования по профилям подготовки специалистов подразделений уголовного розыска, государственной инспекции безопасности дорожного движения и других.

Компетентностные характеристики той или другой профессиональной деятельности лежат в основе государственных образовательных стандартов третьего поколения как совокупность интегрированных знаний, умений и навыков, личностных качеств человека для осуществления эффективного выполнения своих профессиональных обязанностей4.

Сегодня мир охвачен процессом глобализации, происходит стремительное научно-техническое развитие, рождаются огромные массивы нового знания, появляются новые проблемы. Иными словами, окружающая

4 Кудин В.А. Миссия выполнима (О Концепции стратегии развития университета на период до 2020 года) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. № 2.

среда богата огромными возможностями. Использовать их — задача как отдельного человека, так и всего общества. В таких условиях роль учебных заведений становится определяющей, так как знание - ключевой фактор для благосостояния общества в целом, и для способности отдельного человека чего-то достичь в своей жизни. С другой стороны, происходит четкая расстановка приоритетов в потребностях: понятно, что сегодня на первое место выходят общие компетенции человека в его профессиональной деятельности, а также его способность к непрерывному обучению и саморазвитию. В этом контексте обучение через интерактивные технологии может сыграть очень важную роль, если удастся внедрить этот принцип в основу процесса высшего образования. Такая модель обучения позволяет преодолеть разрыв между теоретическим и прикладным знанием, а также обеспечивает свободу выбора оптимального для себя метода и способа обучения.

Итак, данная модель может дать результаты, только если будет внедрена полностью и последовательно, с соблюдением всех вышеперечисленных принципов. Обязательное условие в данном процессе - это мониторинг результатов, их регулярный анализ и оценка. Если в плане, помимо процесса, были четко прописаны ожидаемые результаты, то, сопоставив их с полученными, будет легко убедиться, обеспечивает ли обучение через интерактивные технологии какой-либо видимый прогресс в развитии обучаемых. Выбранные нами методы должны всегда давать ожидаемые результаты.

Тщательный мониторинг и анализ могут предоставить ценные сведения о том, как скорректировать и улучшить используемый процесс обучения. Для анализа и измерения очень важно вычленить адекватные и существенные параметры, а затем последовательно использовать данные для внесения изменений, влияющих на конечный результат.

С целью наиболее эффективного использования образовательных технологий в процессе переподготовки сотрудников полиции разработаны и внедряются в эксплуатацию аналитические системы «Качество обучения» и «Служебный отзыв», которые составят основу комплексной системы мониторинга качества обучения и позволят своевременно выявлять имеющиеся недостатки в подготовке обучающихся, в том числе по результатам прохождения практик во время учебы и первых дет службы после выпуска. В 2008 г. был проведен анкетный опрос руководителей тех подразделений органов внутренних дел, куда выпускники ведомственных образовательных учреждений поступили на службу (в опросе приняло участие около 5,9 тыс. чел. из 81 субъекта Российской Федерации). Около 50% руководителей оценили теоретическую и практическую подготовку выпускников ниже среднего уровня, а каждый третий низко оценил и служебно-боевую подготовку молодых специалистов.

На базе АИС «Учет дипломов» существенно усилен контроль за выдачей дипломов, свидетельствующих об окончании ведомственных образовательных учреждений. Совместно с Минобрнауки России сформирован на постоянной основе пополняется ведомственный федеральный банк документов об образовании кандидатов на службу в ОВД, который позволил наладить централизованный учет и систематизацию данных о выдаваемых дипломах государственного образца, обеспечил возможность проверки легитимности

любого диплома, выданного в системе образования Российской Федерации. Проверено свыше 50 тыс. дипломов рядового и начальствующего состава (около 2% представленных документов вызвали сомнения в легитимности их получения).

Принят комплекс мер по развитию системы специального профессионального обучения и дополнительного профессионального образования кадров5.

Как видим, интерактивные технологии - передавая форма в повышении качества профессионального образования. В будущем она может стать массовой формой получения и повышения квалификационных навыков по повышению уровня профессионального мастерства в системе МВД, где основой учебного процесса станет развитие практических умений обучаемых и выработка ими оптимальных решений.

Возможность корректировки процесса обучения в результате применения интерактивных технологий особенно важен в системе образования взрослых, который не должен копировать традиционные академические образовательные процессы, ориентированные в основном на теоретические знания. Профессиональную подготовку при этом целесообразно осуществлять в направлении «от деятельности - к знаниям», позволяющую встраивать лекционные занятия в образовательный процесс как результат коллективной рефлексии и проблематизации конкретных запросов обучающихся.

2012 год должен стать поворотным с точки зрения повышения качества ведомственного образования, интенсификации учебного процесса за счет использования инновационных образовательных технологий, углубления практической направленности обучения. При этом внедрение в деятельность кадровых аппаратов новых методик позволит повысить коррупционную устойчивость органов внутренних дел и эффективность их деятельности в целом.

Список литературы:

1. Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011г. №3-ФЗ «О полиции».

2. Кудин В.А. Миссия выполнима (О Концепции стратегии развития университета на период до 2020 года) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. № 2.

3. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федераци за 2008 год: Сборник аналитических и информационных материалов. - М: ЦОКР МВД России, 2009 год.

4. Д. Ахметова «Парадоксы дистанционного обучения», Высшее образование в России, 2007, №3, с. 57.

5. Йоханссон М., Йенсон Й. Лицом к реальности./ Матс Йоханссон, Йеспер Йенсон; пер. с англ. Ольги Ревы. - М.: Ломоносов, 2009.

6. Маюров Н.П. Дисциплинарные правоотношения в

органах милиции: история, теория и практика: Монография. СПб.: Санкт-Петербургского университета

МВД России, 2003.

7. Маюров Н.П., Трофимова Т.А. Повышение качества обучения - приоритетное направление кадровой политики МВД России// «Черные дыры» в Российском законодательстве. Юридический журнал, 2009. №5

Literature list:

5 Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федераци за 2008 год: Сборник аналитических и информационных материалов. - М: ЦОКР МВД России, 2009 год.

1. Federal Law of February 7, 2011. № 3-FZ "On Police".

2. Kudin, V.A. Mission Possible (On the Concept of Development Strategy at the University until 2020) / / Vestnik St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry. 2010. № 2. S. 9-20.

3. Status of work with personnel of the Interior of the Russian Federation for 2008: A Compilation of analytical and information materials. - M: TSOKR Ministry of Russia, 2009.

4. D. Akhmetov "Paradoxes of distance learning", Higher Education in Russia, 2007, № 3,. 57.

5. Johansson, M., Jensen J. Facing reality. / Mats Johansson, Jesper Jensen, Per. from English. Olga Reva. -Moscow: Lomonosov, 2009.

6. Mayurov N.P. Disciplinary relationship of police: History, Theory and Practice: Monograph. SPb.: St. Petersburg State University, Ministry of Internal Affairs of Russia, 2003.

7. Mayurov N.P., Trofimova T.A. Improving the quality of education - a priority policy of the Russian Interior Ministry staff / / "Black holes" in the Russian legislation. Law Journal, 2009. № 5

на статью д.ю.н., проф. Маюрова Н.П., к.ф.н.,, Трофимовой Т.А. по

теме: «Применение интерактивных образовательных технологий в

процессе повышения квалификации и переподготовки сотрудников

В статье рассматриваются актуальные проблемы повышения качества образования в контексте применения интерактивных образовательных технологий. Государственные образовательные стандарты третьего поколения нацеливают на формирование у сотрудников полиции ключевых профессиональных компетенций, которые включают в себя знания, умения и навыки, реализуемые в ходе обучения. Эта задача может быть выполнена на достойном уровне, если в процессе преподавания используются интерактивные образовательные технологии.

Авторы в своей статье на высоком теоретическом и методическом уровне рассмотрели основные интерактивные технологии, которые могут успешно применяться в практике обучения сотрудников полиции. Речь идет о таких интерактивных технологиях как метод кейс-стадий, деловые игры, мозговые штурмы и др. Достоинством данной статьи является то, что авторы сумели раскрыть не только сущность вышеперечисленных интерактивных технологий обучения, но и методику их применения. Это обстоятельство делает данную статью чрезвычайно актуальной и с точки зрения

Таким образом, применение интерактивных технологий в процессе обучения позволит сформировать у сотрудников полиции ключевые общекультурные и профессиональные компетенции, которые будут лежать в основе их будущей профессиональной деятельности.

Рецензент,

зав. каф. социального управления и планирования

Санкт-Петербургского государственного университета

д.с.н., профессор Н.А. Пруель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.