Научная статья на тему 'Применение интерактивных компьютерных технологий на уроках немецкого языка как условие формирования универсальных учебных действий'

Применение интерактивных компьютерных технологий на уроках немецкого языка как условие формирования универсальных учебных действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / ИНТЕРАКТИВНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко О. В.

В данной статье рассматривается вопрос применения интерактивных компьютерных технологий на уроках иностранного языка как условие формирования универсальных учебных действий, что тесно связано с переходом на ФГОС второго поколения. Интерактивное обучение иностранным языкам на основе мультимедийных программ позволяет полнее реализовать целый комплекс методических, дидактических и психологических принципов, делает процесс обучения иностранным языкам более интересным и творческим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение интерактивных компьютерных технологий на уроках немецкого языка как условие формирования универсальных учебных действий»

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

© Шевченко О.В.*

Митрофановская средняя общеобразовательная школа, Воронежская область, Кантемировский район, с. Митрофановка

В данной статье рассматривается вопрос применения интерактивных компьютерных технологий на уроках иностранного языка как условие формирования универсальных учебных действий, что тесно связано с переходом на ФГОС второго поколения. Интерактивное обучение иностранным языкам на основе мультимедийных программ позволяет полнее реализовать целый комплекс методических, дидактических и психологических принципов, делает процесс обучения иностранным языкам более интересным и творческим.

Ключевые слова: ФГОС, интерактивные компьютерные технологии, универсальные учебные действия, интерактивное обучение, инновационные компьютерные технологии.

В основе ФГОС второго поколения, на которые переходит сегодня система образования, лежит системно-деятельностный подход, идеи Выготского, Гальперина, Леонтьева. Особое внимание мы обращаем на необходимость формирования у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов. Их можно достичь, используя инновационные образовательные технологии, в том числе интерактивные компьютерные технологии.

В основу одного из инновационных направлений создания эффективных технологий обучения иностранным языкам положена идея интеракции. Интеракция в переводе с латыни (interactio, inter - «взаимный», actio - «действие») означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (собеседником). Следовательно, интерактивное обучение - это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется коммуникация, взаимодействие. Технология интерактивного обучения основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учеников в группе с целью совместного решения условных коммуникативных задач.

Цель применения интерактивной компьютерной технологии обучения -усиление интеллектуальных возможностей человека в новом информацион-

* Учитель немецкого языка.

ном обществе, к которому идет цивилизация, а также интенсификация и повышение качества обучения на всех ступенях системы образования.

Интерактивная компьютерная технология обучения призвана:

- Расширить возможности для самостоятельной творческой деятельности обучающихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала.

- Привить навыки самоконтроля и самостоятельного исправления ошибок.

- Развить познавательные способности обучающихся.

- Научить решать профессиональные задачи с помощью компьютера.

- Усилить межпредметные связи.

- Развить мотивацию к обучению.

- Более широко, наглядно и доступно представить учебный материал.

- Облегчить труд преподавателя (быстрее и объективнее оценить знания учащихся).

- Задействовать всех обучающихся в процессе обучения.

Интерактивная технология обучения предполагает использование на

уроках:

- Интернет-технологий;

- мультимедиа продукции учебного назначения (аудио, видео);

- компьютерных обучающих систем (электронные учебники, тренажеры);

- системы электронного тестирования знаний (компьютерные тесты);

- новых технических средств обучения (интерактивная доска, мультимедиа проектор и др.);

- метода проектов, элементов дистанционного обучения, технологии моделирования, элементов исследования.

Сегодня на уроках иностранного языка часто используются цифровые образовательные ресурсы, аудио- и видеоматериалы, специализированные программные средства, презентации Power Point, ресурсы сети Интернет, компьютерные обучающие программы, применяются современные технические средства: компьютеры, проекторы, интерактивные доски.

Они позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся, развить их творческие способности и инициативность, создать условия для успешного овладения языком.

Использование таких обучающих программ, как «Английский: путь к совершенству», «Side by side», «Tell me more», «Talk to me» в практике обучения стало обычным явлением.

Интерактивное обучение иностранным языкам на основе мультимедийных программ позволяет полнее реализовать целый комплекс методических, дидактических и психологических принципов, делает процесс обучения иностранным языкам более интересным и творческим. С помощью подоб-

ных программ возможны учет уровней языковой подготовки обучающихся и разработка заданий различной степени сложности в рамках одной программы, что позволяет реализовать принцип индивидуализированного и дифференцированного подхода в обучении. При этом обеспечивается соблюдение принципа посильной трудности и доступности заданий, учитывается индивидуальный темп работы каждого обучающегося.

Говоря о преимуществах применения мультимедийных технологий, необходимо подчеркнуть их бесспорные достоинства:

- Возможность реализации индивидуальной работы.

- Наличие своевременной обратной связи.

- Большие возможности наглядного предъявления материала

- Мультимедийные технологии открывают новые возможности в варьировании заданий и проблемных ситуаций и активном использовании разнообразных вспомогательных технических средств.

Мультимедийные технологии делают возможным использование различных компьютерных справочников, словарей, мультимедийных программ, а также открывают новые возможности безграничного использования огромных ресурсов сети Интернет для постоянного пополнения банка учебных материалов.

Активность обучающихся обусловленна интерактивной формой работы с учебным материалом, автоматизацией управления последовательностью и динамикой формирования навыка.

Использование интерактивных компьютерных технологий обеспечивает возможность обучающихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и применять необходимые способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, то есть способствует развитию их универсальных учебных действий.

На уроках немецкого языка, внедряя интерактивные компьютерные технологии в образовательный процесс, я веду работу по следующим направлениям: использование интерактивного курса немецкого языка «Tell те Мо-ге», мультимедийного самоучителя «Немецкий язык 1-4 классы»; работа с программами MS Office; работа с ресурсами сети Интернет. На занятиях учащиеся проверяют и корректируют свой лексический запас при помощи компьютерных программ, представляют подготовленные дома мультимедийные продукты на немецком языке, оценивают их, обсуждая в парах и группах.

Современные компьютерные средства я использую на каждом этапе процесса обучения, среди них - получение информации, ее обработка, обобщение результатов, коррекция полученных результатов (общеучебные универсальные действия).

Опыт использования интерактивных компьютерных технологий на уроках немецкого языка показал, что наиболее эффективно проходят занима-

тельные уроки, внеклассные мероприятия по предмету. Эффективное обучение - это не просто запоминание, но и интеллектуальная деятельность ученика. Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке. Поэтому одна из ключевых проблем развития познавательной компетентности обучающихся в процессе обучения связана с необходимостью создания и поддержания внутренней мотивации к познавательной деятельности, смыслообразование (личностные УУД). Повысить интерес и мотивацию обучающихся на уроках немецкого языка мне помогает интерактивная доска, она позволяет изменить процесс обучения при применении известных методических приемов, использовании дидактических материалов на качественно новом уровне. Использование интерактивной доски на уроках позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию обучающихся к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает чёткость в организации работы класса или группы обучающихся.

Интерактивную доску я использую при выполнении таких заданий, в ко -торых необходимо добавлять записи, передвигать объекты и надписи, рисунки, выделять ключевые области, устанавливать соответствия. Возможно проведение уроков в интерактивном классе, в котором имеется доступ в Интернет. На таких занятиях дети, как правило, выполняют различные задания в режиме on-line. Интерактивные компьютерные технологии использую и при организации внеурочной деятельности по предмету. Обучение иностранному языку посредством самостоятельной деятельности обучающихся является ключом к интенсивной коммуникации, способствует повышению мотивации, поощрению творчества, расширению кругозора, интеграции всех видов речевой деятельности, развитию универсальных учебных действий.

Участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах» позволяет ребёнку раскрыть творческие возможности, реализовать поисковые навыки, проводить различные исследования, формирует способность самостоятельно осваивать информационное пространство, способствует поддержанию и развитию интереса к учебному предмету, развивает навыки коллективной работы (коммуникативные УУД).

Результаты учебной деятельности обучающихся позволяют сделать вывод о росте их познавательной активности к процессу изучения немецкого языка. С помощью компьютерных упражнений качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний, во время работы с программами мультимедиа развиваются речевые умения, за счет использования интерактивных компьютерных сред можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения немецкому языку. Все это способствует развитию познавательных, информационных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.

Список литературы:

1. Александров К.В. Компьютерная программа для формирования лексической компетенции при изучении иностранного языка // Иностр. языки в школе. - 2010. - № 6. - С. 70.

2. Борзова Е.В. Новый Федеральный образовательный стандарт общего образования и методика обучения иностранным языкам // Иностр. языки в школе. - 2013. - № 7. - С. 10.

3. Интерактивные технологии в образовании: учебно-методический комплекс / Российский государственный гуманитарный университет. - М., 2005.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе об-разования:учебное пособиедля студентов пед. вузов и системы повыш. Ква-лиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2003.

5. Рахимова А.Э. Преимущества применения компьютерных технологий при обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе. - 2012. -№ 10. - С. 57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.