Научная статья на тему 'Применение инструментов государственно-частного партнерства в стратегических инвестиционных проектах развития региональной экономики'

Применение инструментов государственно-частного партнерства в стратегических инвестиционных проектах развития региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байков Евгений Александрович

Анализируется значимость стратегических инвестиционных проектов для развития региональной экономики в целом и ее отдельных отраслей. Рассматриваются основные инвестиционные проекты, имеющие стратегическое значение для Санкт-Петербурга одного из ведущих экономических, культурных и туристических центров страны. На примере туристической отрасли показан мультипликативный эффект стратегических проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the significance of the strategic investment projects for the development of the regional economy as a whole and its individual sectors. Examines the major investment projects of strategic importance to Saint Petersburg, one of the leading economic, cultural and tourist centers of the country. For example, the tourism industry shows the multiplier effect of strategic projects.

Текст научной работы на тему «Применение инструментов государственно-частного партнерства в стратегических инвестиционных проектах развития региональной экономики»

-►

Региональная и отраслевая экономика

УДК 338.242

Е.А. Байков

ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

В современных условиях и государство и бизнес совместно заинтересованы в повышении эффективности функционирования экономики любого уровня. Одним из главных инструментов в этой сфере становится государственно-частное партнерство (ГЧП).

Под ГЧП в наиболее общих случаях понимается совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а наоборот, государство приглашает его принять участие в реализации общественно значимых проектов. В настоящее время к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести [1, 3]:

- государственные контракты;

- арендные отношения;

- финансовую аренду (лизинг);

- государственно-частные предприятия;

- соглашения о разделе продукции;

- концессионные соглашения.

Применительно к региональной экономике

механизм ГЧП сегодня наиболее часто используется для реализации масштабных инфраструктурных проектов в области строительства автомагистралей, жилищно-коммунального хозяйства, водоснабжения и очистки сточных вод. Все более популярным становится его использование для формирования кластерной экономики регионов, реализации возможностей государственных научных организаций, инновационно-

го предпринимательства [3]. В последнее время все более пристальное внимание уделяется применению ГЧП в таких отраслях и сферах, как здравоохранение, образование, культура, спорт, туризм и пр.

Особую значимость для развития экономики региона имеют стратегические инвестиционные проекты как общерегионального, так и отраслевого масштабов. В этих проектах, имеющих, как правило, приоритетное социально-экономическое значение, используется все многообразие различных форм ГЧП. Показательным примером в этом плане могут служить и уже реализованные и запланированные стратегические инвестиционные проекты Санкт-Петербурга - одного из ведущих экономических, культурных и туристических центров страны. Примечательно, что по оценке Всемирного банка в Санкт-Петербурге в настоящий момент осуществляется одна из самых масштабных в мире программ по реализации проектов с использованием схем государственно-частного партнерства [4].

Необходимо отметить, что именно Санкт-Петербург сделал в 2003 г. первый шаг к ГЧП, поддержав разработанную Государственным унитарным предприятием «Водоканал» схему строительства Юго-Западных очистных сооружений. Вскоре состоялись последующие совместные проекты с использованием механизма ГЧП между правительством Санкт-Петербурга и бизнес-структурами по реконструкции котельных и наружных тепловых сетей в различных районах города.

С декабря 2006 г. в Санкт-Петербурге действует Закон «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». В соответствии с ним целями участия Санкт-Петербурга в ГЧП являются реализация социально значимых проектов, привлечение частных инвестиций в экономику, обеспечение эффективности использования имущества, находящегося в собственности города, повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям [6].

В настоящее время на основе ГЧП в Санкт-Петербурге реализуется целый ряд крупных инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение для города:

- строительство автомагистрали «Западный скоростной диаметр»;

- модернизация аэропорта «Пулково» и строительство третьего современного пассажирского терминала;

- создание на Васильевском острове морского пассажирского порта, способного принимать крупнотоннажные круизные и паромные суда, и намыв территории под застройку недвижимостью по проекту «Морской фасад»;

- строительство Орловского туннеля;

- обновление городского автобусного парка и др.

Важной составной частью национально значимого проекта по строительству скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург и одним из наиболее приоритетных стратегических проектов Санкт-Петербурга является создание Западного скоростного диаметра. Это первый проект платной дороги в России, в основе которого лежит договор о концессиях. Победителем в тендере на этот концессионный проект по строительству дороги в 48,9 км вокруг западной части Санкт-Петербурга стал консорциум Западный скоростной диаметр «Невский меридиан». Членами консорциума являются четыре зарубежные и две отечественные компании. Стоимость проекта превысит 200 млрд р., из них 38 % будет финансировать федеральный бюджет, 12 % - бюджет Санкт-Петербурга, остальные 50 % - инвестор. Срок окончания строительства запланирован на 2014 г. [5].

Строительство нового пассажирского терминала для обслуживания международных рейсов севернее терминала «Пулково-1» планируется завершить до конца 2013 г. Он увеличит пропускную способность аэропорта с 7,5 до 13 млн пассажиров в год. Кроме того, в рамках проекта предполагается запустить аэроэкспресс, который позволит доехать от «Пулково» до Балтийского вокзала за 15 мин. Проект строительства нового и модернизация существующего терминалов «Пулково» оценивается примерно в 1,2 млрд евро. При этом на 2-2,5 р. частных инвестиций придется 1 р. средств федерального бюджета.

Концессионером реконструкции аэропорта «Пулково» выступает консорциум «Воздушные ворота Северной столицы», в который входят международная финансовая группа ВТБ, германская компания - оператор аэропорта Франкфурт-на-Майне Fraport Group и греческая компания Copelouzos Group.

В конце апреля 2011 г. консорциум подписал кредитное соглашение с пулом банков о привлечении финансирования в объеме более 700 млн евро. Средства предоставят, в частности, Внешэкономбанк, Европейский банк реконструкции и развития, Северный инвестиционный банк, Евразийский банк развития, Черноморский банк торговли и развития. Остальные средства участники консорциума внесут пропорционально своим долям в концессионном соглашении.

Примечательно, что данный проект получил главный приз в номинации «Лучший проект в сфере ГЧП» в рамках ежегодной премии «INVESTOR AWARDS» в мае 2011 г. в Москве. Эксперты в области инвестиций оценивали инновационность проектов, бизнес-составляющую (нацеленность проекта на получение прибыли инвесторами), социальную значимость, мультипликативный эффект (содействие развитию смежных отраслей), информационную открытость проектов [7, 8].

Использование механизма ГЧП осуществляется при реализации еще одного амбициозного проекта Санкт-Петербурга «Морской фасад». Проект предусматривает образование намывных территорий в западной части Васи-

льевского острова под строительство более 4 млн м2 недвижимости и создание первого в России специализированного морского пассажирского порта. Ввод в строй нового портового комплекса позволит обслуживать самые крупные круизные и паромные суда длиной свыше 300 м и с осадкой до 9 м.

Стоит напомнить, что морской пассажирский порт по проекту «Морской фасад» в мае 2011 г. был полностью передан Петербургу. Его строительство велось, как уже отмечалось, на условиях ГЧП, а основным акционером стало правительство города. Общая стоимость строительства составила 19 млрд р., из которых 8 млрд р. - федеральные инвестиции, 11 млрд р. -частные.

Благодаря выводу на проектную мощность нового порта, итоги морской пассажирской навигации сезона 2011 г. значительно превысили результаты предыдущих лет. По данным Комитета по инвестициям и стратегическим проектам администрации Петербурга, в течение 2011 г. морем в Северную столицу прибыло более 600 тыс. туристов, в том числе свыше 450 тыс. человек - на круизных лайнерах и около 170 тыс. - на паромах [9].

Вышеуказанные стратегические проекты имеют определяющее значение для Санкт-Петербурга и оказывают мультипликативный эффект с точки зрения развития основных отраслей экономики региона. В частности, в качестве примера можно привести туристическую отрасль. Ведь Санкт-Петербург известен не только как культурная, но и как туристическая столица России, один из ведущих мировых центров туризма.

Так, реализация данных проектов позволит в перспективе существенно увеличить потоки зарубежных и отечественных туристов, прибывающих в Санкт-Петербург и весь СевероЗападный регион автомобильным, авиационным и морским транспортом. Как показали проведенные расчеты, в результате совершенствования транспортной системы региона за счет завершения строительства скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург -Хельсинки и рассмотренных проектов в перспективе с 2015 г. может быть обеспечен допол-

нительный прирост туристских потоков на уровне 3-4 млн чел. в год [2]. Проекты создания нового скоростного пассажирского транспорта «Аэроэкспресс», строительства Западного скоростного диаметра и Орловского туннеля, обновление городского автобусного парка позволят во многом разрешить транспортную проблему Северной столицы и, следовательно, существенно улучшить комфортность пребывания и туристско-экскурсионное обслуживание гостей нашего города.

К числу стратегических проектов правительство города относит и «Программу развития гостиничной инфраструктуры в Санкт-Петербурге». Цель программы - достижение среднеевропейских показателей - семь гостиничных номеров на 1000 жителей, а также привлечение международных операторов к управлению отелями. В связи со значительным ростом туристских потоков, быстро растущим спросом на туристские услуги программой предусматривается значительное увеличение числа строящихся гостиниц и отелей, входящих в международные гостиничные сети. Так, по состоянию на конец 2011 г. число гостиниц в городе существенно превысило 600, а номерной фонд составил около 29 000. В ближайшие годы предусматривается его увеличение до 34 000 номеров. В Санкт-Петербурге появились гостиницы, входящие во всемирно известные сети: Kempinski, Corinthia, ACCOR, Rezidor, Sokos Hotels, Marriott и др. В ближайшее время планируют выйти на петербургский рынок такие операторы, как Starwood, Four Seasons Hotels & Resorts и целый ряд других [4]. Одним из центральных пунктов программы является привлечение инвестиций в строительство гостиниц в историческом центре города и пригородах. При этом предусматривается, что ключевым механизмом в решении этой стратегической задачи будет также ГЧП.

Реализуются в Санкт-Петербурге и «чисто туристические проекты» на основе ГЧП.

Прежде всего, это проект «Городской водный туристско-экскурсионный автобус». Для его реализации было создано некоммерческое партнерство с идентичным названием, в состав которого вошли СПБГУ «Городской туристско-информационный центр» и шесть ведущих про-

гулочно-экскурсионных судоходных компаний города. Маршруты следования экскурсионных судов разработаны таким образом, что позволяют увидеть с воды все красивейшие архитектурные ансамбли города, сделать остановки и посадку-высадку туристов у наиболее популярных объектов туристского интереса.

Еще один пример реализации принципа ГЧП в туристической отрасли города - действующий проект «Городской экскурсионный автобус "Сити тур"», обзорные автобусные экскурсии по центральным районам города [2]. Разрабатывается также проект «Экскурсионный мини-поезд Санкт-Петербурга», который позволит Санкт-Петербургу соответствовать европейским городам с высокоразвитым потенциалом туристской инфраструктуры. Согласно данному проекту планируется организация маршрутов экскурсионных мини-поездов в районе Адмиралтейства, Петропавловской крепости, Пушкина, Стрельны и ряде других районов.

Весьма привлекательным может быть применение механизма ГЧП также по отношению

к реконструкции памятников истории и архитектуры как основных элементов туристской привлекательности города. По имеющейся информации соответствующие структуры в правительстве города начали работу в этом направлении. Действительно, кто как не Петербург может и должен быть в этом первым?

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.

Взаимодействие государства и бизнеса в форме государственно-частного партнерства становится одним из перспективных направлений по интенсификации развития региональной экономики и ее отдельных отраслей в современных условиях. При этом одним из наиболее действенных инструментов интенсификации, как показывает опыт, являются стратегические проекты и программы с использованием механизмов ГЧП. И все это возможно на основе дальнейшего развития законодательства, совершенствования диалога между органами власти и деловыми кругами, творческой и продуктивной работы всех в данной сфере.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРА

1. Амунц, Д.М. Государственно-частное партнерство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финан-совоемких проектов [Текст] / Д.М. Амунц // Справочник руководителя. - 2005. - № 12. - С. 16-24.

2. Байков, Е.А. Государственно-частное партнерство как один из основных факторов динамичного развития туристской отрасли [Текст] / Е.А. Байков // Вестник Национальной академии туризма. - 2009. -№ 2 (10). - С. 17-19.

3. Бабкин, А.В. Государственно-частное партнерство как механизм развития экономики: теория и практика [Текст] / А.В. Бабкин, А.И. Королева // Развитие инновационной экономики: теория и практика: [моногр.] / под ред. А.В. Бабкина. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2012. - С. 45-95.

4. Государственно-частное партнерство в Санкт-Петербурге // Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gov.spb.ru/day/cultur (дата обращения: 08.04.2012).

5. Западный скоростной диаметр [Электронный

ресурс] // Википедия - свободная энциклопедия. -Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 08.04.2012).

6. Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах [Текст]: закон Санкт-Петербурга № 627-100 от 25.12.2006 г. [принят Зако-нодат. собр. Санкт-Петербурга 20.12.2006 г.].

7. Проект реконструкции аэропорта «Пулково» стал победителем премии «INVESTOR AWARDS» [Электронный ресурс] // Пулково - аэропорт Санкт-Петербурга. - Режим доступа: http://www.pulkovo-airport.ru/about_pulkovo/press_centre/news/id383 (дата обращения: 09.04.2012).

8. Реконструкция аэропорта «Пулково» обойдется в 1,2 млрд евро [Электронный ресурс] // Российская газета. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/08/ 26/pulkovo-anons.html (дата обращения: 08.04.2012).

9. 19.12.11. Окно и ворота [Электронный ресурс] // Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской Фасад». - Режим доступа: http://www.portspb.ru/ru/home/ 2009-06-23-05-23-46/253-1211 (дата обращения: 09.04.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.