Научная статья на тему 'Применение инновационных технологий для освоения правил вокализации в современном иврите'

Применение инновационных технологий для освоения правил вокализации в современном иврите Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
152
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ ИВРИТ / ТЕОРИЯ ОГЛАСОВОК / ВОКАЛИЗАЦИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MODERN HEBREW / VOCALIZATION / TEACHING / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Марьянчик Евгений Борисович

В статье рассматривается возможность применения современных обучающих технологий для преподавания учебного курса «Вокализация в современном иврите» («Теория огласовок») без участия преподавателя. Утверждается, что даже общее представление о законах теории огласовок может оказать большую помощь изучающему современный иврит, позволяя ему экономить время за счет отказа от механического зазубривания множества языковых форм, а, понимая правила их образования, запоминать только те, что действительно необходимы. Роль преподавателя в преподавании этого курса заключается не только и не столько в объяснении нового материала, сколько в отработке базовых навыков огласования отдельных слов и их сочетаний при помощи постепенно усложняемых упражнений и исправлении ошибок. Соответствующий автоматизированный учебный курс должен обеспечивать реализацию хотя бы основных типов упражнений, предлагаемых сегодня различными учебниками. В статье перечисляется ряд упражнений и приводятся примеры их автоматизации при помощи экспериментальной версии комплекса программ SunRav Web Class. Для оценки эффективности предлагаемого подхода предполагается на первом этапе предложить часть разработанных материалов студентам вузов, изучающих курс «Вокализация в современном иврите», в качестве дополнительного пособия. В случае успешного завершения этого этапа станет возможным эксперимент по самостоятельному изучению студентами данной дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of innovative technologies for development of rules of vocalization in modern Hebrew

The article considers the possibility of applying modern educational technologies to teaching the training course "Vocalization in Modern Hebrew" without the participation of the teacher. It is argued that even a general idea of Vocalization rules can be of great help to the student of modern Hebrew, saving his time due to lack of need to mechanically memorize a multitude of linguistic forms. Instead, one can remember only those that are really needed. The role of the teacher in teaching this course is not limited to explaining the new material. He must develop basic skills for the vocalization of individual words and their combinations through training exercises gradually increasing complexity and correcting errors. An appropriate automated training course should ensure the implementation of at least the basic types of exercises offered today by various textbooks. The article lists a number of exercises and gives examples of their automation using the experimental version of the SunRav Web Class software. To assess the effectiveness of the proposed approach, it is proposed, at the first stage, to offer some of the developed materials to university students studying the course "Vocalization in Modern Hebrew" as an additional manual. In the case of successful completion of this stage, an experiment will be possible for students to independently study this discipline.

Текст научной работы на тему «Применение инновационных технологий для освоения правил вокализации в современном иврите»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Дата публикации: 1.01.2018 № 6 (30). С. 55-60.

УДК 811.411.16:004.588 Е. Б. МАРЬЯНЧИК

Применение инновационных технологий для освоения правил вокализации в современном иврите*

В статье рассматривается возможность применения современных обучающих технологий для преподавания учебного курса «Вокализация в современном иврите» («Теория огласовок») без участия преподавателя. Утверждается, что даже общее представление о законах теории огласовок может оказать большую помощь изучающему современный иврит, позволяя ему экономить время за счет отказа от механического зазубривания множества языковых форм, а, понимая правила их образования, запоминать только те, что действительно необходимы. Роль преподавателя в преподавании этого курса заключается не только и не столько в объяснении нового материала, сколько в отработке базовых навыков огласования отдельных слов и их сочетаний при помощи постепенно усложняемых упражнений и исправлении ошибок. Соответствующий автоматизированный учебный курс должен обеспечивать реализацию хотя бы основных типов упражнений, предлагаемых сегодня различными учебниками. В статье перечисляется ряд упражнений и приводятся примеры их автоматизации при помощи экспериментальной версии комплекса программ SunRav Web Class. Для оценки эффективности предлагаемого подхода предполагается на первом этапе предложить часть разработанных материалов студентам вузов, изучающих курс «Вокализация в современном иврите», в качестве дополнительного пособия. В случае успешного завершения этого этапа станет возможным эксперимент по самостоятельному изучению студентами данной дисциплины.

Ключевые слова: современный иврит, теория огласовок, вокализация, преподавание, образовательные технологии

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 17-18-01295, Санкт-Петербургский государственный университет)

Perspectives of Science & Education. 2017. 6 (30)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Accepted: 15 November 2017 Published: 1 January 2018 No. 6 (30). pp. 55-60.

Use of innovative technologies for development of rules of vocalization in modern Hebrew

The article considers the possibility of applying modern educational technologies to teaching the training course "Vocalization in Modern Hebrew" without the participation of the teacher. It is argued that even a general idea of Vocalization rules can be of great help to the student of modern Hebrew, saving his time due to lack of need to mechanically memorize a multitude of linguistic forms. Instead, one can remember only those that are really needed. The role of the teacher in teaching this course is not limited to explaining the new material. He must develop basic skills for the vocalization of individual words and their combinations through training exercises gradually increasing complexity and correcting errors. An appropriate automated training course should ensure the implementation of at least the basic types of exercises offered today by various textbooks. The article lists a number of exercises and gives examples of their automation using the experimental version of the SunRav Web Class software. To assess the effectiveness of the proposed approach, it is proposed, at the first stage, to offer some of the developed materials to university students studying the course "Vocalization in Modern Hebrew" as an additional manual. In the case of successful completion of this stage, an experiment will be possible for students to independently study this discipline.

Keywords: Modern Hebrew, Vocalization, Teaching, Educational Technologies

E.B.Maryanchik

_Введение

ыстрое развитие образовательных технологий в последние годы заставляет заново оценить роль преподавателя, основные требования к уровню его профессионализма, а зачастую - даже подвергнуть сомнению саму необходимость наличия преподавателя. Разумеется, речь не идет о совместной исследовательской работе, в которой наряду с известным ученым принимают участие его молодые коллеги, в том числе, еще не получившие академической степени, а лишь о базовых курсах, чтение лекций по которым нередко является лишь данью существующему порядку и представляет собой воспроизведение материала, достаточно ясно и качественно изложенного в существующих учебниках. Тем не менее, наряду с изложением основных теоретических элементов того или иного курса, студенту необходимо приобрести навыки выполнения различных упражнений, причем в большинстве случаев он приобретает их в диалоге с преподавателем на семинарских занятиях, и именно здесь проявляется профессионализм последнего.

Принято считать, и небезосновательно, что ярким примером дисциплины с решающей ролью преподавателя является изучение иностранного языка. И действительно, несмотря на существенные достижения в области использования компьютерных технологий для изучения языков, развитие коммуникативных навыков недостижимо без отработки как монологической, так и диалогической речи, направляемой преподавателем. Сказанное не исключает, однако, внедрения современных инноваций в процесс преподавания иностранного языка. В частности, целый ряд работ [1, 12-15] был посвящен использованию обучающих технологий в преподавании современного иврита, а также экспериментальному преподаванию по системе "Flipped Learning", позволяющей преподавателю сосредоточиться исключительно на развитии языковых навыков [8, 16]. Однако нам представляется, что отдельные области грамматики иностранного языка вполне могут быть выделены в специальный курс, при изучении которого участие преподавателя не потребуется. Разумеется, при разработке такого курса необходимо учитывать не только изложение теоретических основ, но и многочисленные обучающие и контрольные упражнения, позволяющие привить изучающим необходимые навыки.

_Курс "Вокализация в современном иврите"

По мнению автора, примером такого курса является дисциплина под названием «Вокализации в современном иврите» или «Теория огласовок». Как известно, в современном иврите существуют две системы правописания слов. Первая из них основана на использовании для обозначе-

ния гласных диакритических знаков (огласовок), дополняющих буквы консонантного алфавита, а вторая - на принципе консонантного письма с частичным обозначением гласных с помощью букв алфавита. Несмотря на то, что именно вторая система является основной в современном иврите и используется практически во всех языковых контекстах, за исключением Священного Писания и поэзии, именно понимание логики и знание правил первой системы позволяет в полной мере овладеть навыком письма в соответствии с правилами орфографии второй [6]. Более того, даже общее представление о правилах теории огласовок может оказать большую помощь изучающему современный иврит, позволяя ему экономить время за счет отказа от механического зазубривания множества языковых форм, а, понимая правила их образования, запоминать только те, что действительно необходимы.

Изучение теории огласовок на филологических специальностях в вузе (например, в ИСАА МГУ им. М. В. Ломоносова, Академии им. Май-монида) рассчитано примерно на 36 часов (семестровый курс). В рамках этого курса изучаются как основы этой теории, так и правила склонения существительных, в значительной степени сводящиеся к сохранению или редукции ряда гласных в этих словах при переносе ударения, а также правила безогласовочной орфографии (ныне «Правила полного огласования»), которые, как мы отмечали выше, предполагают знание теории огласовок. При этом основной целью данного курса является выработка навыка корректного огласования текста на иврите и, соответственно, правильного произношения текста на этом языке (об особенностях преподавания фонетики и фонологии иврита см. [17]).

Отметим, что изучение данного курса отнюдь не предполагает свободное владение ивритом; более того, как было отмечено выше, владение материалом этого курса может оказаться существенным подспорьем для изучения этого языка в странах еврейской диаспоры. В Израиле же ситуация существенно иная. Учебники по теории огласовок предназначены для носителей иврита, и упражнения, зачастую предлагаемые уже на первых страницах этих учебников предполагают наличие определенных знаний, очевидных для носителя языка. Таким образом, структура курса теории огласовок для тех, кто одновременно находится в процессе изучения иврита, не может не иметь ряда отличий от его структуры в Израиле. В первую очередь это касается порядка изложения материала и упражнений, предлагаемых для его усвоения.

Таким образом, роль преподавателя заключается не только и не столько в объяснении нового материала, который вполне может быть представлен учащимся в письменном виде. Именно преподаватель обеспечивает сегодня последовательность отработки базовых навыков огласо-

вания отдельных слов и их сочетаний, предлагая учащимся выполнить постепенно усложняемые упражнения и исправляя ошибки. Соответственно, ответ на вопрос, может ли быть разработан автоматизированный учебный курс, на который можно было бы возложить функции преподавателя, сводится к тому, можно ли обеспечить автоматизацию всех или хотя бы основных типов упражнений, предлагаемых сегодня различными учебниками.

При анализе данной проблемы предполагалось, что для автоматизации обучающих упражнений будут использованы программные средства экспериментальной версии комплекса программ SunRav Web Class [18] (автор - Р. Т. Сунгатулин). Данный комплекс программ предназначен для разработки учебных материалов (электронных книг и упражнений) и предоставления доступа к ним. Экспериментальная версия комплекса программ обладает целым рядом преимуществ по сравнению со предыдущими версиями версией. В частности, наряду со стандартными для подобных программ возможностями использования вопросов одиночного и множественного выбора, упорядочения, соответствия, в экспериментальной версии пользователь может использовать разнообразные виды полей, включая поле строки и списки. Кроме того существенно расширены возможности взаимосвязи между электронными книгами и упражнениями, а также диагностики ошибок пользователей и контроля выполнения ими те-

кущих заданий. Решающим преимуществом данного комплекса программ является корректная работа с двунаправленным текстом (в данном случае, сочетание русского языка и иврита).

_Технические детали

Остановимся на ряде технических деталей. Как известно, одной букве в иврите может соответствовать до трех диакритических знаков, к примеру, буква

t т

в данном случае имеет указатель на наиболее распространенный вариант ее произношения как «ш» (Hebrew Point Shin Dot/U+05C1), показатель удвоения согласного (Hebrew Point Dagesh or Mapiq/U+05BC), а также «а» (Hebrew Point Qamats/U+05B8), причем, несмотря на то, что изменение порядка ввода этих диакритических знаков не изменяет графического представления итогового символа, с точки зрения операционной системы эти последовательности различны, поэтому, предлагая пользователю огласовать таким образом лишь один этот символ, необходимо, чтобы шаблон верного ответа, с которым сравнивается ответ пользователя, содержал все шесть (в данном случае) вариантов — последовательностей их ввода. Более того, необходимость работоспособности программного обеспечения

Таблица 1

Основные типы упражнений

№ п/п Типы упражнений

1 классификация слогов (открытый/закрытый; долгий/краткий/ ультракраткий)

2 классификация видов дагеша (а^а клЛр^а тат ;ртп ^лЛр и видов шва (пз кто/эт КТО) с аргументацией выбора1

3 идентификация лк'Тр тага (matres lectionis)

4 идентификация ультракратких огласовок с гортанными в моделях вместо шва

5 исправление распространенных ошибок, связанных с неучетом влияния гортанного на шва

6 идентификация исходной модели по словоформе с гортанным

7 выбор правильных форм из предложенных вариантов с обоснованием

8 идентификация мапика и обоснование2

9 обоснование необходимости дагеша или ее отстутствие

10 огласование предлогов (а'"7ЭЗ), союза 1 или артикля

11 огласование предложения, представленного по правилам безогласовочной орфографии, в том числе, с наличием числительных, записанных цифрами

12 деление слова на слоги с указанием ударения

13 идентификация разных вариантов интерпретации одного и того же слова

14 идентификация ^ппа кто

рС учетом того, что имеется лишь ограниченное число правил, позволяющих идентифицировать тот или иной вид дагеша или шва, автома-ЙИзация аргументации в данном случае сводится к выбору одного элемента из списка возможных аргументов.

ЦКак в предыдущей сноске, в упражнении данного типа имеются лишь четыре возможных аргумента в пользу постановки мапика (корневой Л, местоименный суффикс 3 л. ед. ч. ж.р., Л - последний звук в слове, ударный местоименный суффикс), поэтому упражнение легко реализуется при помощи вопроса множественного выбора.

на компьютерах под управлением различных операционных систем диктует аналогичную избыточность шаблона даже в том случае, когда пользователю предлагается выбрать один вариант из нескольких возможных, поскольку, как оказалось, некоторые операционные системы (в частности, производства Apple Inc.) изменяют порядок диакритических знаков в шаблоне, в других же (например, в Windows и Android) такого не происходит.

_Типы упражнений

Для оценки возможности автоматизировать основные типы упражнений была произведена оценка наиболее распространенных их типов, предлагаемых читателям популярных учебников [2-4, 7, 9-10], причем при этом были отсеяны упражнения, которые предполагали наличие у читателя навыков, не являющихся необходимыми для освоения курса. Приведем здесь основные их типы:

Разумеется, упражнения, построенные по принципу выбора одного или нескольких вариантов ответа, проще для учащегося, чем упражнения на собственно огласование, однако следует иметь в виду, что целью курса - с преподавателем или без него - является приобретение учащимися активного и осмысленного навыка огласования, поэтому, как нам представляется, элемент обоснования ответа (в основном, при помощи вопросов множественного выбора) является крайне желательным, а зачастую и необходимым.

Приведем несколько примеров упражнений на отработку ряда тем.

На Рис. 1 приведен пример упражнения на тему «мапик». Учащемуся нужно определить, нужна ли эта огласовка, и обосновать свой ответ, выбрав один или несколько перечисленных ниже аргументов из списка:

Рис. 1

Упражнение на тему «мапик»

Если нужно, поставьте мапик и аргументируйте это

ПЗГЭП

п - последний корневой местоименный суффикс - ударный п - часть местоименного суффикса п - последний звук в слове

Прервать тестирование

Если ответ пользователя оказался неверным (в данном случае, верный ответ подразумевает, что мапик не ставится, поскольку местоименный суффикс не является ударным), то программа выдает сообщение об ошибке, демонстрирует верный ответ (Рис. 2):

Рис. 2

Диагностика программы на тему «Мапик»

В данном случае п явлется частью местоименного суффикса, однако этот суффикс не является ударным, поэтому п не произносится, и мапик ставить не надо:

пда

и предлагает следующий пример на ту же тему.

На Рис. 3 приведен пример упражнения на тему «Влияние гортанных». Учащемуся демонстрируется форма слова, содержащего гортанный согласный, и предлагается определить, в соответствии с какой моделью (именной или глагольной) эта форма образована.

Рис. 3

Упражнение на тему «Влияние гортанных»

Отметим, что, в отличие от предыдущего примера, в данном случае учащийся должен самостоятельно определить искомую модель, верно огласовав корневые согласные (обозначаемые кружочками в поле строки) без учета влияния гортанных, а при необходимости добавив префикс или суффикс (Рис. 4):

Рис. 4

Упражнение на тему «Влияние гортанных» (верный ответ)

Если же ответ пользователя оказался неверным, то, как и в прошлый раз, программа выдает сообщение об ошибке и соответствующее правило:

Укажите модель, в соответствии с которой образована форма, содержащая гортанный

Прервать тестирование

Укажите модель, в соответствии с которой образована форма, содержащая гортанный:

ос on

т :

Прервать тестирование

Рис. 5

Диагностика программы на тему «Влияние гортанных»

В данном случае существительное

образовано в соответствии с именной моделью

О ООП

т :

а изменение гласных префикса и первого корневого обусловлено влиянием гортанного {такое изменение характерно для всех гортанных, за исключением п).

как правило, хорошо знакома учащимся, приступающим к освоению теории огласовок.

Заключительные упражнения предполагают самостоятельное огласование учащимися фрагмента текста, изначально представленного без огласовок - в соответствии с «Правилами полного огласования» [6]. Для удобства контроля огласование осуществляется пословно (Рис. 6):

Несмотря на то, что целью рассматриваемого курса является приобретение учащимися навыка самостоятельного огласования текста, представляется разумным предложить также упражнение на отработку грамотного письма без огласовок на базе аналогичного текста с огласовками. Актуальность этого упражнения обусловлена при-

ПЗ-ХТУ

130

П2

лот

лк

НШ'П

га

чозз

ОУП

Л^ППП!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П'ЛТП

га

1УП1П1

упка

Л'ЛППП ?Л1ПТ

ПТЛЗ^ПП пгпшр

в^кллн

опаоп

Прервать тестирование

Рис. 6. Упражнение на огласование фрагмента текста

В отличие от правил огласования, связанных со словообразованием (огласование модели исходной формы слова), в сфере словоизменения имен существует большое количество исключений, поэтому изучение «Правил склонения имен» [5, с.13-53] и отработка их использования представляет собой отдельную проблему. Разумеется, и в этом случае использование электронных материалов едва ли будет менее эффективным, чем традиционный подход, однако представляется очевидным, что усвоение большого объема недостаточно систематизированной информации окажется, как минимум, достаточной сложной задачей. Что же касается глагольной парадигмы, то, как известно, она хорошо систематизирована, и, за исключением, быть может, одной глагольной группы (а'Ую),

нятием Академией языка иврит новой редакции орфографических «Правил полного написания», существенно более сложных, чем в предыдущей редакции [11].

_Перспективы

Для оценки эффективности предлагаемого подхода предполагается на первом этапе предложить часть разработанных материалов студентам вузов, изучающих курс «Вокализация в современном иврите», в качестве дополнительного пособия. В случае успешного завершения этого этапа станет возможным эксперимент по самостоятельному изучению студентами данной дисциплины.

ЛИТЕРАТУРА

л'-зу ЛКТГО П''Л^ТП □"П^ЛЭО П'?Эз ОТЙ'^Л .'ЛИ' ,р'ЧЛК'-а ,ПГ~1 ,'р0з?0Т ,П~П ,'роз1Л-Ж1 .130-121 'ау .2012 .13 // -зу^? лташп л'-зз л"ли> лото .1962 .рэлпз лкта .1пкт лол рпрт .'та лл-пк.2 .1986 . чткал рз'рл лкта .ллют лллл лил .у^л' ,1к?з.3 .1979 .рта> лкта .'ила'^л '-зул рпртл .ла?^ лкэ^ ,зкт ,ллз'? ,л^а

.2006 .пу? // рпртз л'атркл лта?пл.5 .л'-зул щ?? л'атркл .п'^тпл п'??эл — к?ал з'лэл '??э .6 URL: http://hebrew-academy.org.il/wp-content/uploads/klalei-haktiv-2017.pdf

.1976 .лтоа лкхчл .лота? лэ?л 71р'лл .р'л Лр| 'ЛЭЮЛ ЛКПЛ' Л^'Л '0 ?у Л''Ю'Л л'-зу лкпл .ЛЛК ,ЛЗ^'П? ,Л'?'К ,1рТЭ^ ,'ЛЛЗ' ,р'ЧЛКЛЙ .8 .2016. 5-2. тп1^' п'^ // (тз-оэ-прлоз л'лэ?аал ли'0-з'л1кл л!з-л? лр?паз)

.114-100 'ау

.1990 .(з-пп) "лрч^" лкта .ллт^л ."тают а^л^лл .рПИ ?лр7^ .9.

.1986.-30 Л'-р лкхчл .'ОТйл '-ЗУл рпртл .рПГ ,Лр7^ 10.

11. Кондракова Ю.Н., Марьянчик Е.Б., Скородумова П.Ю. Эволюция нормы безогласовочной орфографии в языке иврит // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2017. №6, в печати.

12. Кондракова Ю.Н., Марьянчик Е.Б. Электронные обучающие материалы как вспомогательное средство формирования языковых навыков при изучении иврита // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 8. С. 96-100.

13. Марьянчик Е.Б., Алексеева И.Б. Концепция компьютерных обучающих упражнений в преподавании иврита. // Язык иврит: изучение и преподавание. Материалы Шестнадцатой ежегодной международной междисциплинарной конференции по иудаике. Сер. "Академическая серия" Общая редакция: Е.Б. Марьянчик, Ю.Н. Кондракова. 2009. С. 107-116.

14. Марьянчик Е.Б. Новые технологии в преподавании иврита. // Язык иврит: исследование и преподавание. Материалы XIX Международной ежегодной конференции по иудаике. Сер. "Академическая серия" Общая редакция: Ю.Н. Кондракова, Е.Б. Марьянчик. 2012. С. 77-93.

15. Марьянчик Е.Б. Компьютеризация процесса отработки материала и оценки знаний студента: проблемы и перспективы // Образовательные ресурсы и технологии. 2014. №3 (6). С. 12-18.

16. Марьянчик Е.Б., Шпирко И.Н., Логишева А.Е. К вопросу о реализации модели «Перевернутое обучение» в области преподавания иврита (на примере кафедры еврейской культуры СПбГУ) // Новое в науке и образовании. Сборник трудов ежегодной международной научно-практической конференции. ОЧУ ВО «Международный еврейский институт экономики, финансов и права». 2016. С. 300-310.

17. Скородумова П.Ю. лзрото ли'о-з'ш ^ а'илпио1? л'п^-тэт лр'ило лк-члз атлк // Еврейская речь. 2017. №7-2. С. 41-51.

18. Сунгатулин Р.Т. SunRav Web Class [Электронный ресурс]. URL: http://www.sunrav.ru (дата обращения: 03.12.2017).

Информация об авторе Евгений Борисович Марьянчик

(Израиль, Ашдод) Проф., к.т.н. Директор Международного проекта ALE E-mail: emaryanchick@gmail.com

Information about the author

Evgueny Maryanchik

(Israel, Ashdod) Professor, Ph.D. in Computer Technical Sciences, Head of the International Project ALE E-mail: emaryanchick@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.