Научная статья на тему 'Применение инновационного устройства контроля качества уплотнения грунта дорожно-строительной машиной «Каток»'

Применение инновационного устройства контроля качества уплотнения грунта дорожно-строительной машиной «Каток» Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
200
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПЛОТНЕНИЕ / ДОРОЖНЫЙ КАТОК / ГРУНТ / УСТРОЙСТВО / ДЕФОРМИРОВАНИЕ / SEAL / ROAD ROLLER / SOIL / EQUIPMENT / DEFORMATION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Савельев Сергей Валерьевич, Бурый Григорий Геннадьевич, Потеряев Илья Константинович, Белодед Александр Сергеевич

Рассмотрено инновационное устройство контроля качества уплотнения грунта дорожными катками, а также его преимущества по сравнению с аналогами. Приведены традиционные методы контроля качества уплотнения грунтов, а также некоторые устройства контроля качества уплотнения грунтов. Описаны недостатки существующих методов и устройств контроля качества уплотнения грунтов. Показаны актуальность и преимущества рассматриваемого инновационного устройства контроля качества уплотнения грунтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Савельев Сергей Валерьевич, Бурый Григорий Геннадьевич, Потеряев Илья Константинович, Белодед Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATIONS OF INNOVATIVE PRODUCT QUALITY CONTROL SOIL COMPACTION ROAD-BUILDING MACHINES - ROLLER

The compaction quality control of innovative device rollers as well as its advantages in comparison with analogues are considered. Traditional methods of quality control soil compaction, as well as some seal of quality control devices soil are presented. Drawbacks of existing methods and quality control devices soil compaction are described. The relevance and benefits of innovation and consideration of compaction of soil quality monitoring devices are shown.

Текст научной работы на тему «Применение инновационного устройства контроля качества уплотнения грунта дорожно-строительной машиной «Каток»»

УДК. 625.084

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО УСТРОЙСТВА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА УПЛОТНЕНИЯ ГРУНТА ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ

МАШИНОЙ «КАТОК»

С.В. Савельев, Г.Г. Бурый, И.К. Потеряев, А.С. Белодед

Рассмотрено инновационное устройство контроля качества уплотнения грунта дорожными катками, а также его преимущества по сравнению с аналогами. Приведены традиционные методы контроля качества уплотнения грунтов, а также некоторые устройства контроля качества уплотнения грунтов. Описаны недостатки существующих методов и устройств контроля качества уплотнения грунтов. Показаны актуальность и преимущества рассматриваемого инновационного устройства контроля качества уплотнения грунтов.

Ключевые слова: уплотнение, дорожный каток, грунт, устройство, деформирование.

В настоящее время изменение экономической ситуации в стране невозможно без развития транспортной инфраструктуры и сети автомобильных дорог в частности. Долговечность этих объектов во многом зависит от качества уплотнения земляного полотна. При этом необходимо контролировать процесс уплотнения грунтов, так как недоуплотнение может привести к разрушению всех технологических слоев дороги. Также важно рационально использовать дорожные катки, так как их длительная эксплуатация приводит к дополнительным затратам. В процессе масштабного строительства подобные затраты могут превысить миллиарды рублей.

На сегодняшний день используются следующие традиционные методы контроля качества уплотнения.

1. Стандартный метод СоюзДорНИИ прибором определяет основные параметры, характеризующие плотность грунтов. На основании этих параметров определяется уплотняющая способность грунтоуплотняющих машин и назначается рациональный режим их работы. Для измерения параметров грунта на подстаканник прибора в разъемный цилиндр помещается грунт, сверху на давящую платформу, перемещаясь по стойке, сбрасывается гиря, по числу сбрасываний определяют параметры грунта [1, 2, 3].

2. Метод режущего кольца основан на определении объемной массы влажного грунта в объеме металлического кольца [1, 2, 3].

3. Метод статического зондирования основан на погружении зонда в грунт под действием статической вдавливающей нагрузки. При этом измеряются показатели сопротивления грунта при погружении зонда. Метод динамического зондирования основан на погружении зонда в грунт под

действием ударной нагрузки (ударное зондирование) или ударно-вибрационной нагрузки (ударно-вибрационное зондирование) с измерением показателей сопротивления грунта.

4. Метод вдавливания штампа основан на оценке величины модуля деформации грунта, для определения которого на грунт устанавливается круглый штамп, погружаемый с помощью гидравлического домкрата [1, 2, 3].

5. Метод лунок применяется в случае укладки обратных засыпок из щебенистых крупнообломочных грунтов или из грунта с мерзлыми комьями. Для определения объемной массы скелета грунта выравнивается площадка (0,5х0,5 м), выкапывается лунка 0,10...0,15 м (объемом 3 - 5 л), вынутый грунт собирается и взвешивается. Объем лунки определяется засыпанием в нее песка с помощью воронки [1, 2, 3].

6. Метод парафинирования применяется преимущественно в зимних условиях. Образец грунта парафинируется, определяется его масса, затем этот образец погружается в воду для выявления объема парафина. По итогам измерений в дальнейшем определяются параметры грунта [1, 2, 3].

7. В радиоизотопном методе используется зондирование грунта излучением изотопов и на основании полученных данных отслеживается качество уплотнения [1, 2, 3].

Без сомнения, данные методы позволяют качественно измерить плотность грунтов, однако они имеют существенный недостаток - трудоемкость. Поэтому актуальной задачей является автоматизация процесса контроля качества уплотнения грунтов. С этой целью разрабатываются специальные устройства. Некоторые из разработанных ранее устройств представлены далее.

1. Способ непрерывного контроля качества уплотнения грунта и устройство для его осуществления [4].

Данным способом осуществляется непрерывный контроль качества уплотнения грунтовых материалов в процессе их укатки дорожными статическими катками. Процесс включает в себя измерение величины осадки грунта путем использования копирующего и рабочего органов дорожного катка: раздельно измеряется средняя угловая скорость копирующего и рабочего органов, определяется их разность. Соотношение полученной разности и средней угловой скорости позволит оценить качество уплотнения грунта. Устройство содержит копирующий и рабочий органы дорожного катка, датчик величины осадки грунта, блоки усреднения и индикации. В качестве копирующего органа используется тяговый орган дорожного катка [4].

2. Способ непрерывного контроля качества уплотнения грунта и устройство непрерывного контроля качества уплотнения грунта [5].

Принцип действия заключается в измерении угловой скорости копирующего и измерительного органов катка и определении величины параметра, характеризующего процесс уплотнения. По измеренным угловым скоростям рассчитываются их значения за фиксированный промежуток времени или участок пройденного пути, вычисляется разность полученных угловых скоростей. Отношение полученной разности к рассчитанной угловой скорости одного из органов используется в качестве параметра, характеризующего процесс уплотнения, при этом измерительным органом является рабочий орган дорожного катка [5].

Устройство непрерывного контроля качества уплотнения грунта содержит дорожный каток с рабочим органом, два тахометра, один из которых установлен на рабочем органе и блок определения контролируемого параметра, входы которого соединены с тахометрами, а выход с входом блока регистрации. Второй тахометр устанавливается на копирующем органе дорожного катка. Блок определения контролируемого параметра выполнен в виде двух элементов усреднения, блока вычитания и блока вычисления отношения [5].

Представленные выше устройства актуальны, позволяют проводить текущий контроль, однако имеют существенный недостаток - сложность устройств определяет их высокую стоимость. На базе ФГБОУ ВПО «СибАДИ» было разработано устройство [6], позволяющее контролировать процесс уплотнения грунтов путем измерения плотности от прохода к проходу. На рис. 1 представлено устройство контроля качества уплотнения грунта, на рис. 2 - схема расположения устройства на дорожном катке [6].

Вид А

Рис. 1. Устройство контроля качества уплотнения грунта

214

Рис. 2. Схема расположения устройства контроля качества уплотнения грунтов на дорожном катке

Представленное устройство содержит индикатор 2, установленный в кабине оператора, фиксирующее устройство 4 и ролик 6, которые закреплены на щупе 5, перемещающемся в отверстии кронштейна 3, закрепленного на катке 1. Принцип работы данного устройства основан на деформировании грунта под катком в процессе уплотнения, что приводит к проседанию катка по отношению к неуплотненному грунту рядом с катком. В процессе уплотнения щуп 5 начинает перемещение вверх в отверстии кронштейна. Перемещение щупа отслеживает фиксирующее устройство 4, которое передает данные на индикатор 2, установленный в кабине оператора. Данные о перемещениях щупа 5 могут поступать на блок управления, установленный в кабине оператора, выступающий в качестве индикатора 1 данной схемы устройства. Ролик 6, закрепленный на конце щупа 5, позволяет ему перемещаться по грунту вместе с катком. Таким образом, оператор катка при наличии начального значения плотности грунта может отслеживать ее изменение в процессе уплотнения, что позволит эффективнее использовать дорожный каток и избежать некачественного уплотнения грунта [6].

Данное устройство позволит избежать некачественного уплотнения грунтов и нерационального использования дорожных катков, имея при этом более простую конструкцию и меньшую стоимость по сравнению с аналогами.

Список литературы

1. Савельев С.В., Бурый Г.Г. Контроль качества уплотнения грунтов и инновационное устройство для его осуществления // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции ФГБОУ ВПО «СибАДИ» (с международным участием). Омск: СибАДИ, 2012. С. 199 - 203.

215

2. Гордин В.М., Городецкий Л.В., Демин В.Ф. Технические рекомендации по технологии уплотнения грунта при обратной засыпке котлованов, траншей, пазух ТР-73-98. М.: Лаборатория дорожного НИИМосст-роя, 1998.

3. Уплотнение грунтов обратных засыпок в стесненных условиях строительства / под ред. Л.М. Бобылева. М.: Стройиздат, 1981. 252 с.

4. Патент 94013644 РФ. МПК E02D1/00, G01N3/00. Способ непрерывного контроля качества уплотнения грунта и устройство для его осуществления / А.П. Лежнев, А.Д. Суворов, И.В. Сороколетов. Опубл. 10.01.1996. Бюл. № 6. 1 с.

5. Патент 2082850 РФ, МПК Е0Ш1/00, E01C23/07. Способ непрерывного контроля качества уплотнения грунта и устройство непрерывного контроля качества уплотнения грунта / А.П. Лежнев, А.Д. Суворов, И.В. Сороколетов. Опубл. 27.06.1997. Бюл. № 6. 5 с.

6. Патент 2500855 РФ. МПК Е01С23/07. Устройство непрерывного контроля качества уплотнения грунта / В.В. Михеев, С.В. Савельев, Г.Г. Бурый. Опубл. 10.12.2013. Бюл. № 34. 2 с.

Савельев Сергей Валерьевич, д-р техн. наук, доц., saveliev sergval@mail.ru, Россия, Омск, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

Бурый Григорий Геннадьевич, преподаватель, buryy1989@bk.ru, Россия, Омск, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

Потеряев Илья Константинович, канд. техн. наук, доц., poteryaev ik@mail.ru, Россия, Омск, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

Белодед Александр Сергеевич, магистрант, kaf edm@sibadi.org, Россия, Омск, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

APPLICATIONS OF INNOVATIVE PRODUCT QUALITY CONTROL SOIL COMPACTION ROAD-BUILDING MACHINES - ROLLER

S.V. Saveliev, G.G. Buryy, I.K. Poteryaev, A.S. Beloded

The compaction quality control of innovative device rollers as well as its advantages in comparison with analogues are considered. Traditional methods of quality control soil compaction, as well as some seal of quality control devices soil are presented. Drawbacks of existing methods and quality control devices soil compaction are described. The relevance and benefits of innovation and consideration of compaction of soil quality monitoring devices are shown.

Key words: seal, road roller, soil, equipment, deformation

Saveliev Sergey Valerievich, doctor of technical science, docent, saveliev sergval@mail.ru, Russian Federation, Omsk, Siberian State Automobile and Highway Academy,

Buryy Grigoriy Gennadievich, senior lecturer, buryy1989@bk.ru, Russian Federation, Omsk, Siberian State Automobile and Highway Academy,

Poteryaev Ilya Konstantinovich, candidate of technical science, docent, pote-rvaev_ik@mail.ru, Russian Federation, Omsk, Siberian State Automobile and Highway Academy,

Beloded Alexander Sergeevich, master, kaf edm@,sibadi.org, Russian Federation, Omsk, Siberian State Automobile and Highway Academy

УДК 628.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ FMEA ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА СИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО

ВОДОСНАБЖЕНИЯ

Д.Б. Белов, Е.В. Масенков

Рассмотрена методология «Анализ видов и последствий потенциальных отказов» в качестве метода расчета одного из единичных показателей качества системы централизованного водоснабжения. Преобразованы таблицы определения баллов значимости, частоты и оценки обнаружения отказов в соответствии с оцениваемой системой. Проведен расчет единичного показателя качества «Безопасность водоснабжения».

Ключевые слова: водоснабжение, единичный показатель качества, методика расчета, безопасность, отказ.

Методология FMEA (Failure Mode and Effects Analysis - анализ характера и последствий отказов) была разработана и введена в действие в 1949 году в качестве стандарта военной промышленности США для определения и анализа возникновения возможных отказов изделия, процесса, системы [1]. Позже были разработаны отечественные стандарты [2], [3] и [4], включающие данную методологию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.