Научная статья на тему 'Применение информационных технологий в преподавании культурологии'

Применение информационных технологий в преподавании культурологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. Н. Фомина, И. И. Толстикова

Выработаны научные принципы применения информационных технологий в курсе культурологии. Созданы электронные учебно-методические материалы: аттестационные тесты, электронный учебно-методический комплекс, которые активно используются в учебном процессе. Разработаны рекомендации по их созданию и применению в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н. Н. Фомина, И. И. Толстикова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scientific principles of an application to the information technologies in the course of culturology are produced. There is working out of the electronic teaching and methodic data. It includes control test and electronic teaching and methodic complex, applying to the teaching. The recommendations for its producing and application are made well.

Текст научной работы на тему «Применение информационных технологий в преподавании культурологии»

УДК 008; 378

Н.Н.ФОМИНА, И.И.ТОЛСТИКОВА

Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Выработаны научные принципы применения информационных технологий в курсе культурологии. Созданы электронные учебно-методические материалы: аттестационные тесты, электронный учебно-методический комплекс, которые активно используются в учебном процессе. Разработаны рекомендации по их созданию и применению в учебном процессе.

The scientific principles of an application to the information technologies in the course of culturology are produced. There is working out of the electronic teaching and methodic data. It includes control test and electronic teaching and methodic complex, applying to the teaching. The recommendations for its producing and application are made well.

Компьютерная техника и компьютерные технологии на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в значительной степени стали определять облик и темпы развития науки, культуры и образования, внесли изменения в возможности и характер коммуникаций, стиль общения, способы передачи и сохранение информации. С помощью информационных технологий фактически произошел переход от книжной культуры к информационной. Эти процессы коренным образом сказались и на деятельности высшей школы. Подготовка специалистов в данной области, применение информационных технологий в процессе обучения студентов технических специальностей, организация их самостоятельной работы, учебно-методическая деятельность кафедр и преподавателей со студентами приобрели новую окраску, иное содержание и динамику. Внедрение информационных технологий коренным образом затронуло и преподавание гуманитарных наук. Новые возможности, которые создавались благодаря расширению сферы применения компьютеров в системе образования, ускорили замену устаревших форм и методов обучения современными, адекватно отражающими содержание учебного процесса и потребности его участников. На этой основе начиная с 90-х гг. XX в. развивались инновационные

процессы, которые включали в себя разработку и применение новых методов, приемов и средств обучения.

Процесс формирования новых технологий обучения имеет ряд последовательных этапов, среди которых можно выделить следующие: фундаментальные исследования; прикладные исследования; анализ потребности и спроса; разработку документации, программных и методических средств; обучение пользователей; тиражирование и распространение программных средств.

В ходе освоения информационных технологий кафедра культурологии Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (СПбГУИТМО (ТУ)) прошла все эти этапы. Первоначально была поставлена задача - выявить способы адаптации курса культурологии к применению новых информационных сред (компьютерных технологий) для изучения курса и контроля знаний студентов. Это было вызвано рядом обстоятельств. Среди них - необходимость наиболее эффективно использовать учебные часы, отведенные на изучение курса. Нам хотелось предоставить студентам более широкие возможности в изучении и систематизации своих знаний по теории и истории мировой и отечественной культуры. Для

нашего технического университета, как и для других вузов данного профиля, культурология - единственная дисциплина, позволяющая вовлечь в учебный процесс не только теоретические проблемы культуры, но и познакомить студентов с художественной культурой и искусством, историей культуры Санкт-Петербурга, его музеями и архитектурным обликом. Безусловно, это направление деятельности преподавателей кафедры имеет большое воспитательное значение, вызывая интерес студентов к высоким духовным ценностям.

Технология учебного процесса кафедры культурологии предполагает чтение лекционного базового курса, лекционно-практи-ческие занятия на основе авторских курсов и компьютерное фронтальное тестирование, которое обеспечивает проведение в течение семестра трех рубежных аттестаций.

Как уже отмечалось, инновационные технологии создаются на перекрестке сочетания целого ряда последовательных усилий в разных областях. Рассмотрим некоторые из них.

Фундаментальные исследования проводились научным коллективом кафедры в ходе теоретической разработки проблемы использования новых информационных технологий в процессе участия с 1998 г. в научной программе «Фундаментальные исследования высшей школы в области естественных и гуманитарных наук. Университеты России» по проекту «Формализация, структурирование и катехизация культурологического знания», название которого отражает этапы нашей теоретической и научно-методической работы. Следующим этапом в данном направлении стало в 2001 г. участие в научно-технической программе Министерства образования Российской Федерации «Создание системы открытого образования» по проекту «Разработка методики и создание на ее основе комплекса аттестующих и обучающих тестов по культурологии для системы дистанционного обучения на основе сетевой Интернет-технологии». В ходе научных исследований были разработаны подходы, которые можно конструктивно использовать при адаптации

гуманитарного знания к специфике его восприятия на основе новых информационных технологий с использованием компьютера. Одним из возможных методов решения подобной задачи является формализация культурологического знания с последующим его представлением в диалоговом режиме.

Исследовательский аспект адаптации столь сложного явления, как культура, к изложению в вопросно-ответной форме заключается в выработке методических приемов, позволяющих при формализации материала избежать его излишней фрагментарности и неполноты, чтобы он в своей совокупности создавал представление о каждом разделе культурологического знания как целостном явлении.

Применение системного подхода позволило рассматривать культурологические проблемы на практическом уровне в образовательной деятельности, а логико-диалоговый метод изложения материала создал предпосылки для использования в обучении новых информационных технологий.

В процессе систематизации и упорядочения материала были выявлены те пласты культурологического знания, которые возможно формализовать, а также некоторые критерии отбора.

Необходимой составляющей научно-методических исследований была работа по усовершенствованию структуры курса культурологии, что потребовало от преподавателей более тщательного отбора лекционного материал и выбора методов его эффективной подачи.

Чтение курса на основе разработанной технологии показательно на примере темы «Русская и западно-европейская культура ХХ века». Богатый иллюстративный материал предоставлен студентам до чтения лекции в отладочной базе системы дистанционного обучения. Студент имеет свободный доступ в систему и просматривает материал в удобное для него время. На лекции сочетается аудиовизуальный способ передачи информации с обращением к индивидуально освоенному материалу, используются LCD-проектор, а также музыкальное сопровождение отдельных тем. Обязательной ча-

стью лекции является общая характеристика рассматриваемой темы, комментарий плана лекции. Также подразумевается, что сам преподаватель в состоянии использовать информационные технологии и что социальная организация и информационные технологии образуют «симбиоз». Тиражирование интеллектуального продукта требует расширения пока еще привилегированного круга хорошо информированных преподавателей, способных соответствовать ожиданиям современных студентов, погруженных в виртуальную реальность, увлеченно живущих в ней, сознающих ее условность, управляемость ее параметров и возможность выхода из нее.

Таким образом, в процессе фундаментальных исследований были выделены три метода, или подхода, создания обучения студентов по курсу культурологии: формализация и систематизация культурологического знания и на этой основе катехизация учебного материала, т.е. представление его в диалоговой (вопросно-ответной) форме. Значительная часть выделенных ранее дидактических единиц была представлена в виде элементарного акта диалога, т.е. вопросно-ответной ситуации. На этой основе была создана система контрольных заданий для фронтального тестирования студентов по культурологии. Отбор материала для тестовых заданий осуществлялся, как уже отмечалось, в строгом соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием программы курса «Культурология».

Прикладные исследования и разработка документации, программных и методических средств осуществлялись в процессе создания системы компьютерного рубежного тестирования. Аттестационное тестирование позволяет, с одной стороны, решать проблемы контроля самостоятельной работой студентов в течение семестра, с другой -высвобождает время и силы преподавателя для творческого общения со студентами. Это особенно важно в условиях постоянного роста численности учащихся.

Вначале была сформирована система тестовых заданий, которая применялась в

так называемой «бумажной технологии», а затем с успехом была использована и в современных информационных средах. В 1996 г. она была адаптирована к диалоговой автоматизированной системе КАТЕХИЗИС -локальной университетской сети, созданной совместными усилиями гуманитарного факультета и межвузовского центра новых информационных технологий в гуманитарном образовании (МЦНИТГО), работающего на базе нашего университета. Эта система тестовых заданий в течение ряда лет проходила апробацию в дисплейном классе гуманитарного факультета СПбГИТМО (ТУ). При разработке тестовых заданий были использованы все возможные формы подачи материала: закрытая и открытая форма вопроса, на сопоставление, упорядочение, альтернативный ответ (да, нет), вопросы на узнавание иллюстративного материала; один из вариантов открытой формы вопроса -необходимость завершить начатую фразу, определение, название произведения.

Следующим этапом было участие с 1998 г. в Целевой комплексной программе «Развитие дистанционного обучения в ИТМО (ЦКП ДО)», на основе которой была создан Центр дистанционного обучения в СПбГИТМО (ТУ). Это дало возможность перейти от работы в локальной сети к сетевой Интернет-технологии и значительно поднять теоретический, методический и технический уровень наших разработок.

Применение системы дистанционного обучения в форме контроля за качеством усвоения студентами знаний помогает решить целый ряд научных, научно-методических и учебных задач.

Достаточно успешные результаты проведенного педагогического эксперимента позволили включить аттестующее тестирование студентов в качестве составной части учебного процесса, результаты которого учитываются как преподавателями кафедры, так и деканатами при определении ритмичности и успешности освоения студентами курса культурологии.

Опираясь на опыт в области создания аттестующих тестов, преподаватели кафедры в 2002-2003 гг. создали электронный

учебно-методический комплекс, который включает в себя: программу курса, конспекты лекций по всем темам курса, глоссарий, словарь персоналий, иллюстративный материал, обучающие тесты, аттестующие тесты, списки учебной литературы, информационные материалы. Комплекс представляет собой значительный объем материала, который может быть использован студентами в разном объеме в зависимости от поставленной задачи.

Активное использование информационных технологий способствует динамичному совершенствованию учебного процесса по гуманитарным дисциплинам. Следует отметить возможные сферы применения компьютерных технологий: компьютерные аттестующие и обучающие тесты, электронные учебно-методические комплексы, учебники и учебные пособия; использование

технических знаний студентов для создания электронных версий творческих работ по культурологии; применение компьютерных технологий при чтении лекций, сопровождаемых презентациями, общение со студентами в дистанционном режиме в процессе их самостоятельной работы. Данный ряд можно продолжить, однако проблема состоит не в том, чтобы найти еще более оригинальное применение информационных технологий в процессе изучения культурологии или иной гуманитарной дисциплины. Главное - изменить психологию преподавателя и студента, создать условия для обмена информацией, научить студентов и освоить самим основные принципы использования новых технологий, сделать информационные технологии своим помощником в создании современных методов обучения специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.