Научная статья на тему 'Применение информационных технологий при обучении курсантов войск национальной гвардии Российской'

Применение информационных технологий при обучении курсантов войск национальной гвардии Российской Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1136
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЙСКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INFORMATION TECHNOLOGY / PROFESSIONAL TRAINING / NATIONAL GUARD TROOPS / MILITARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов Олег Александрович

В статье характеризуется системное использование в образовательном процессе военного вуза войск национальной гвардии Российской Федерации комплекса информационных технологий общего и специального назначения при интеграции их в содержании разделов подготовки военных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлов Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Information Technology Application while Training of Cadets of National Guard Troops of the Russian Federation

The article features the systemic use of the complex of information technologies of General and special purposes while integrating them into the contents of military specialists training in the educational process of the Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Применение информационных технологий при обучении курсантов войск национальной гвардии Российской»

► слово молодым УЧЕНЫМ

УДК 378.147.88 ББК 74.58

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

THE INFORMATION TECHNOLOGY APPLICATION WHILE TRAINING OF CADETS OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Козлов Олег Александрович

Адъюнкт кафедры военной педагогики и психологии Саратовского военного краснознаменного института войск национальной гвардии России E-mail: dvrh@yandex.ru

Аннотация. В статье характеризуется системное использование в образовательном процессе военного вуза войск национальной гвардии Российской Федерации комплекса информационных технологий общего и специального назначения при интеграции их в содержании разделов подготовки военных специалистов.

Ключевые слова: информационные технологии, профессиональная подготовка, войска национальной гвардии, военное образование.

Kozlov Oleg A.

Adjunct at the Department of military pedagogy and psychology, the Saratov Military Institute of National Guard Troops of Russia E-mail: dvrh@yandex.ru

Abstract. The article features the systemic use of the complex of information technologies of General and special purposes while integrating them into the contents of military specialists training in the educational process of the Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation.

Keywords: information technology, professional training, national guard troops, military education.

В условиях существенной модернизации вооружения и военной техники, средств вооруженной борьбы и специфики боевого применения частей и подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - ВНГ РФ), обусловленных темпами развития научно-технического прогресса, процессами информатизации общества, увеличения доли использования новых информационных технологий и роли информационных потоков в служебно-боевой деятельности офицер должен обладать высоким уровнем готовности к реализации профессиональных функций, свободно ориентируясь в информационном пространстве современного социума.

В общем смысле информатизация представляет собой процесс развития и широкого внедрения методов и средств сбора, хранения и трансляции информации, который предполагает комплексное использование имеющихся знаний, формирование банка новых знаний, обладающих доступностью для общества, в интересах дальнейшего развития последнего [1].

В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) информатизация трактуется как организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, позволяющий создать благоприятные условия для удовлетворения информационной потребности личности, социальных институтов на основе формирования и использования информационных ресурсов [2].

Вектор информатизации военного образования

Информатизация современного общества характеризуется нарастающим применением информационных ресурсов для различных сфер профессиональной деятельности, предполагающим радикальные изменения в содержании и технологии ее организации. При этом информатизация служебно-боевой деятельности военных специалистов, как представителей силового института в структуре государства, в первую очередь, связана с созданием и обеспечением необходимого уровня информационного оснащения с целью качественного решения профессиональных задач в различных условиях оперативной обстановки.

Поэтому особенности современных реалий в качестве одной из приоритетных задач, стоящих перед системой военного образования, определяют поиск путей и средств совершенствования профессиональной подготовки курсантов ведомственных военных вузов ВНГ РФ в условиях масштабной информатизации общества, ВНГ РФ, системы военного образования.

Очевидно, что в условиях информатизации приоритетное значение системы образования в целом и военного в частности является подготовка специалиста к деятельности в информационном социуме, формирование профессиональной готовности к самостоятельной ее организации, что актуализирует информационную ориентацию образовательной системы, направляет ее вектор в сторону информатизации. По сути, информатизацию образования необходимо рассматривать как процесс изменения содержания, форм и

методов профессиональной подготовки будущих специалистов в условиях образовательных организаций высшего образования к инновационным образовательным маршрутам.

Е. А. Крайнова указывает два направления информатизации:

• неуправляемая информатизация, осуществляемая не системно, в основном по инициативе и с использованием личностных ресурсов педагога, который встраивает элементы информатизации в преподаваемую предметную область;

• управляемая информатизация, реализуемая на основе выработанной концепции, программы, построенная с учетом принципов и поддержанная собственным ресурсным обеспечением [3].

Безусловно, сегодня приоритет должен быть отдан второму направлению, в рамках которого создается теоретико-методологическая база информатизации, необходимые условия в образовательном пространстве, затрагивающие как ресурсные, так и кадровые аспекты.

Анализируя состояние информатизации военного образования в вузах Министерства обороны РФ, О. А. Козлов отмечает ряд проблем, без решения которых не стоит рассчитывать на достижение положительных результатов:

1) отсутствие единой методологической траектории внедрения новых информационных технологий в практику профессиональной подготовки будущих военных специалистов, низкий уровень координации данного процесса и кооперации образовательных учреждений в рамках разработки единой базы применяемых аппаратных средств и программного обеспечения;

2) недостаточный информационно-методический уровень подготовки профессорско-преподавательского состава к использованию новых информационных технологий;

3) необходимость постоянного обновления информационно-ресурсной базы образовательных учреждений, что очевидно влечет за собой дополнительные финансовые затраты [4].

Полагаем, что вектор информатизации военного образования должен быть направлен на достижение следующих целей: повышение уровня профессиональной подготовки военных специалистов посредством информационных технологий в части проведения комплекса процедур организационно-методического и информационно-ресурсного характера; создание условий для повышения качества образовательного процесса в военном вузе за счет внедрения инновационных методов и форм обучения, основанных на новых информационных технологиях.

Поэтому разработка и внедрение информационных технологий занимает приоритетное место в системе образования, расширяет границы организационно-методических возможностей самой образовательной системы.

Полагаем возможным рассматривать информационные технологии не столько в качестве аппаратных средств и программного обеспечения, сколько в рамках скоординированного в организационном, техническом, методическом, инструментальном аспектах процесса, охватывающего все элементы образовательной системы военного вуза ВНГ РФ и направленного на достижение качества профессиональной подготовки будущих офицеров.

Информационные технологии, на наш взгляд, позволяют обеспечить индивидуализацию профессиональной подготовки курсантов, повысить гуманитарную составляющую

образовательного процесса, расширить возможности и границы мотивации самостоятельного поиска и накопления информации. В свою очередь, это способствует углублению мыслительной деятельности курсантов, обеспечивает расширение субъектного информационного поля как в предметно-профессиональной, так и в общекультурной областях.

Наблюдающиеся в последние годы темпы развития информационных технологий, внедрение их элементов в образовательный процесс и обусловленные данным фактом противоречия между существовавшей методологией профессиональной подготовки курсантов и необходимостью информационно обусловленной ее модификации, объективной потребностью внедрения новых средств обучения, реализация которых меняет методологическую основу образования, предопределили возможность существенной интенсификации профессиональной подготовки и необходимости выявления особенностей информационных технологий.

Информационные технологии, используемые при обучении курсантов ВНГ РФ

В качестве приоритетных направлений по созданию и внедрению информационных технологий в системе подготовки военных специалистов в последние годы выделяются следующие:

• применение в образовательном процессе информационных технологий, носящих универсальный характер, в число которых входят текстовые редакторы, графические программные продукты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования. Достаточно широкое использование данных технологий обусловлено тем, что они: 1) не требуют специального программного обеспечения в процессе разработки обучающей среды, что в свою очередь позволяет акцентировать внимание на подготовке методического обеспечения в части проектирования содержания и системы выполняемых в данной среде заданий; 2) разработанные методические материалы можно использовать в процессе работы с любым типом аппаратного обеспечения (компьютера) вследствие того, что разработанные преподавателем методические материалы совместимы с новыми версиями информационных технологий;

• телекоммуникационные технологии, связанные с возможностью использования информационных ресурсов, удаленных от пользователя (например, информация, размещенная на серверах сети Internet), что позволяет субъекту получить доступ к большому спектру баз данных и расширить свой персональный и профессиональный кругозор. В практике деятельности военных вузов ВНГ РФ используются возможности локальных и глобальных вычислительных сетей, способствующих получению информации из различных источников.

Перспективным направлением в деятельности военных вузов ВНГ РФ является использование системы дистанционных образовательных технологий, что регламентировано Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

Рис. Вариант применения ИТ в ВНГ РФ с использованием дистанционных курсов (on-line, off-line)

№ 273-Ф3, который предусматривает введение новых образовательных технологий, подтвердивших свою эффективность в процессе модернизации высшей школы, а именно дистанционного обучения и обмена информационными ресурсами. Использование возможностей дистанционного обучения может проводиться с применением различных схем, которые сочетают и дополняют средства дистанционного обучения: дистанционное обучение с использованием дистанционных курсов (рис.).

В приведенной схеме может осуществляться сочетание синхронного и асинхронного обучения. Асинхронные средства не требуют у обменивающихся информацией сторон постоянного соединения. К таким средствам можно отнести: электронную почту и построенные на основе электронной почты автоматические рассылки, различные специальные программные модули оценки знаний (на примере Саратовского военного института ВВ МВД России - "My-Test").

Синхронные средства предполагают наличие одновременных согласованных действий сторон - один говорит, другой слушает и наоборот (на примере Саратовского военного института ВВ МВД России - система видеоконференцсвязи связи на базе АПК "Tandberg") [5].

Рассматриваемые средства могут быть реализованы посредством использования сети Internet или путем использования локальной вычислительной мультисервисной сети ЕИТКС ФСВНГ РФ.

Приведенная выше схема организации дистанционного обучения предполагает на начальном этапе организацию синхронного формата, в рамках которого происходит общение курсантов с преподавателем. На последующих этапах курсанты работают самостоятельно, а роль преподавателя заключается в информационно-методическом сопровождении процесса профессиональной подготовки. В том случае, когда дистанционный курс достаточно объемный, в самостоятельную работу курсантов «встраиваются» on-line занятия с преподавателем.

В процессе использования информационных технологий в рамках дистанционной траектории обучения образовательная организация должна быть снабжена:

• web-сайтом или информационным порталом, обеспечивающих хранение и обмен информацией между участниками образовательных отношений;

• открытым доступом в глобальную сеть (Internet) или быть подключенной к телекоммуникационной сети, которая позволяет обеспечить доступность работы с информационными ресурсами для удаленных пользователей;

• средствами, позволяющими обеспечить связь в синхронном (асинхронном) режимах для всех участников образовательных отношений с использованием web-сайта образовательной организации;

• информационно-образовательными ресурсами в рамках созданной и функционирующей распределенной базы данных, к которой каждый курсант имеет доступ с использованием персонального логина и пароля; стабильной работой сетевого оборудования, позволяющего обеспечить прямой доступ к средствам телекоммуникации, задействованным в образовательном процессе.

Обмен информацией между участниками образовательных отношений в рамках организации дистанционных курсов может быть осуществлен с использованием двух моделей, первая из которых предполагает предоставление обучаемым учебного контента для изучения, а обмен информацией в системе дистанционного обучения касается итоговых контрольно-оценочных процедур; в условиях применения второй модели дистанционного обучения обработка его данных осуществляется вручную с последующим кодированием информации с использованием ресурсов электронной почты (асинхронное обучение).

Компьютерные информационные технологии, направленные на поддержку образовательного процесса, ориентируются на предъявление курсантам учебной информации и обеспечение контроля ее усвоения (компьютерные учебники, контролирующие и тестовые программы, электронные справочники и базы данных, учебные видеофильмы и др.), создание моделей изучаемых процессов (имитационные модели, предметно ориентированные среды, тренажеры, игровые программы).

Компьютерные (электронные) учебники получили достаточно широкое распространение в образовательном процессе и используются как во время проведения учебных занятий, так и для самостоятельной подготовки курсантов. Данные учебники, представляя по структуре учебник на бумажном носителе, имеют ряд преимуществ: как правило, такие учебники строятся по принципу использования гиперссылок, позволяющих мгновенно переходить из одного раздела в другой. Используя электронный учебник, курсант может работать с учебным материалом по «индивидуальной траектории», применять в процессе освоения учебного материала заложенные в электронный учебник набор презентаций, опорные конспекты и проверочные тесты.

Электронные тренажеры, имеющиеся в военных вузах ВНГ РФ, позволяют обеспечить формирование практических умений и навыков курсантов в ходе отработки прикладных задач по отдельным видам служебно-боевой деятельности. Использование тренажеров в практике деятельности специальных кафедр способствует имитации реальной боевой обстановки, воспроизведению действий подразделений в условиях выполнения служебно-боевых задач.

Важной составляющей процесса профессиональной подготовки является использование компьютерных контролирующих и тестовых программ, которые разрабатываются по каждой учебной дисциплине и дают возможность повысить объективность оценки знаний курсантов и оперативность их проверки. В арсенале военных вузов ВНГ РФ накоплена достаточная база тестовых заданий, позволяющих осуществлять оперативный, промежуточный и итоговый контроль знаний курсантов;

- технологии мультимедиа, связанные с созданием мультимедиапродуктов, отличаются интеграцией текстовой, графической, аудио- и видеоинформации (электронные энциклопедии, компьютерные учебные фильмы). В содержании мультимедийных технологий выделяют гипермедиатехнологии, которые предоставляют возможность работать с большим массивом информации (информационно-поисковые и информационно-справочные системы), представленным как в текстовом, так и в аудио- и видеоформатах с возможностью просмотра материала, его отбора и структурирования (применение информационно-поисковых систем и баз данных, которые являются своеобразным банком информации, обеспечивают поиск и выдачу пользователю необходимой информации по соответствующим поисковым запросам).

Использование в процессе профессиональной подготовки курсантов мультимедийных технологий позволяет обеспечить вовлечение зрительного и слухового каналов восприятия информации, что объективно приводит к улучшению приема информации, увеличению объема усваиваемой информации. Использование аудио- и видеоэффектов позволяет разнообразить информационные потоки, активизировать творческий потенциал курсантов, сделать учебное занятие более привлекательным;

- программно-методические комплексы специального назначения, представляющие собой моделирующие программы, разрабатываемые и применяемые в соответствии со спецификой изучаемой дисциплины. Особая роль здесь отводится компьютерным тренажерам сложной аппаратуры или ситуаций (например, «Тренажер тактической подготовки», специальное программное обеспечение «Валькирия», геоинформационная система «Гармония»).

Представленные выше информационные технологии предоставляют качественно новые возможности интенсификации образовательного процесса в военных вузах ВНГ РФ, перевод на более высокий уровень его организации. Однако здесь следует отметить, что даже самые совершенные и продвинутые информационные технологии не могут заменить роли преподавателя в образовательном процессе, а являются инструментом в его руках для усиления отдельных компонентов педагогической деятельности, в частности, обеспечивают визуализацию и слуховое сопровождение изучаемого материала, что способствует расширению его смыслового поля и повышению эффективности усвоения.

При этом одним из важных аспектов деятельности преподавателя является разработка учебно-методических комплексов (УМК) по преподаваемым дисциплинам, учебных пособий и изданий, относящихся к категории электронных. В учебно-методический комплекс входит также подготовка информационных образовательных ресурсов на различных типах носителей, которые должны включать в себя:

• электронный фонд учебно-методической и основной учебной литературы;

• фонд мультимедийных учебно-методических комплексов по каждой дисциплине либо специальных индивидуальных комплектов, кейсов, учебно-методических материалов с использованием средств мультимедиа;

• фонд электронных изданий, укомплектованный периодическими изданиями, соответствующими профилям основных образовательных программ;

• фонд научной литературы, представленный статьями, монографиями и научными изданиями (на примере Саратовского военного института ВВ МВД России -«Полнотекстовая база трудов преподавателей СВКИ МВД России») по профилю каждой образовательной программы в электронном виде;

• фонд аттестационных материалов в электронном виде.

Безусловно, в этих условиях преподаватель должен обладать готовностью к разработке и реализации УМК, которые основываются на новой технологической платформе, и обеспечить активное взаимодействие с курсантами с учетом специфики информационного пространства. Поэтому разработка УМК связана не только с глубоким знанием содержания преподаваемой дисциплины, но и владением современными информационными технологиями, что позволяет в свою очередь модифицировать содержание, методику образования и технологию профессиональной деятельности преподавателя.

Важным направлением внедрения информационных технологий в обучение может служить использование виртуальных классов, которые позволят полностью воспроизвести обучение, аналогичное обучению в традиционном классе. Обучаемые могут общаться друг с другом, видеть и писать друг другу, писать на виртуальной либо интерактивной доске, которую видят все обучаемые и преподаватель, предоставлять доступ к своим материалам и наработкам, работать с программными продуктами, установленными на рабочем месте другого пользователя и т. д. Примером вышеуказанного виртуального класса можно считать некоторые классы факультета АСУ Пермского военного института ВНГ РФ.

Заключение

Таким образом, информационные технологии, обеспечивая предметно-образное содержание объектов изучения, организацию совместной деятельности преподавателя и курсантов и адекватную ей степень контроля за действиями последних, представляют собой в дисциплинарной области некую коммуникативно-ориентированную и профессионально направленную информационно-ресурсную среду.

Безусловно, использование информационных технологий, их развитие должно быть подкреплено соответствующей информационно-ресурсной средой военного вуза ВНГ РФ, включающей все необходимые компоненты - информационные ресурсы, систему информационного взаимодействия, аппаратные средства и программные продукты, наличие квалифицированных кадров, информационно-методическое обеспечение образовательного процесса, которые в интегративном единстве характеризуют условия реализации ООП подготовки специалиста (об этом мы вели речь в предыдущем разделе работы). Процедура оценки состояния информационно-ресурсной среды осуществляется в процессе

ежегодного самообследования военного вуза ВНГ РФ, результаты которого позволяют констатировать факт ее наличия (отсутствия) в соответствии с предъявляемыми требованиями, определить направления ее коррекции и развития.

Подытоживая вышеизложенное, отметим, что информационные технологии в ин-тегративном единстве применяемых средств, методов и форм профессиональной подготовки являются мощным ресурсом совершенствования ее качества и достижения запланированного результата. К числу приоритетных аспектов применения информационных технологий с целью повышения эффективности образовательного процесса в военных вузах ВНГ РФ полагаем возможным отнести следующие:

• предоставление нового учебного материала с использованием информационных технологий осуществляется в новых формах, позволяющих обеспечить индивидуализацию обучения с выстраиванием субъектно ориентированного образовательного маршрута;

• использование информационных технологий позволяет существенным образом повысить эффективность образовательного процесса за счет минимизации времени на освоение большого информационно-образовательного массива, активизации деятельности всех субъектов профессиональной подготовки, раскрытия внутреннего потенциала каждого из них;

• применение информационных технологий способствует совершенствованию организации и проведения контрольно-оценочных процедур на базе системы управления Moodle, что обеспечивает возможность использования различных программ для контроля качества подготовки курсантов.

Также отметим, что при всех своих широких возможностях информационные технологии выступают инструментом, позволяющим повысить эффективность деятельности человека в различных сферах, в том числе в сфере образования. Поэтому основной вопрос, который сегодня должен быть решен, состоит в том, как обеспечить продуктивное применение данного инструмента для повышения качества подготовки будущих специалистов с учетом выполнения требований информационной безопасности.

Список литературы

1. Пятибратов А. П., Гудыно Л. П., Кириченко А. А. Вычислительные сети и телекоммуникации: учебник. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 400 с.

2. Погуляев В. В., Моргунова Е. А. Комментарии к закону «Об информации, информатизации и защите информации». - М.: Юстицинформ, 2004. - 160 с.

3. Крайнова Е. А. Теоретические основы профессиональной подготовки бакалавров технических вузов в области информационных технологий // Вестн. Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. - 2015. - № 4 (19). - С. 108-114.

4. Козлов О. А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений: моногр. - 3-е изд. - М.: ИИО РАО, 2010. -326 с.

5. Козлов О. А. Основные требования и направления повышения качества образовательного процесса в вузах внутренних войск МВД России // Направления и

перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск, 2015. - С. 202-207.

References

1. Pyatibratov A. P., Gudyno L. P., Kirichenko A. A. Vychislitelnye seti i telekommunikatsii: uchebnik. Moscow: Finansy i statistika, 1998. 400 p.

2. Pogulyaev V. V., Morgunova E. A. Kommentarii k zakonu "Ob informatsii, informatizatsii i zashchite informatsii". Moscow: Yustitsinform, 2004. 160 p.

3. Kraynova E. A. Teoreticheskie osnovy professionalnoy podgotovki bakalavrov tekh-nicheskikh vuzov v oblasti informatsionnykh tekhnologiy. Vestn. Volzhskogo un-ta im. V. N. Tatishcheva. 2015, No. 4 (19), pp. 108-114.

4. Kozlov O. A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy informatsionnoy podgotovki kursantov voenno-uchebnykh zavedeniy: monogr. Moscow: IIO RAO, 2010. 326 p.

5. Kozlov O. A. Osnovnye trebovaniya i napravleniya povysheniya kachestva obra-zovatelnogo protsessa v vuzakh vnutrennikh voysk MVD Rossii. In: Napravleniya i perspektivy razvitiya obrazovaniya v voennykh institutakh vnutrennikh voysk MVD Rossii. Proceedings of International scientific-practical Conference. Novosibirsk, 2015. Pp. 202-207.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2017, № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.