Научная статья на тему 'Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях по реаниматологии'

Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях по реаниматологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
679
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕСТЫ / ПРЕЗЕНТАЦИИ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ / INFORMATIZATION OF EDUCATION / MULTIMEDIA / PRESENTATIONS / KEY WORDS: INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES / E-LEARNING SOFTWARE / E-TESTS.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурсова Алефтина Павловна, Пенкина Раиса Даниловна, Матвиенко Людмила Дмитриевна

Статья посвящена вопросам использования информационно-коммуникационных технологий при обучении студентов на практических занятиях ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях МДК.03.01 Основы реаниматологии специальности 34.02.01 Сестринское дело базовая подготовка. В статье показано, что на занятиях по основам реаниматологии компьютерные средства дают принципиально новые возможности для повышения усвояемости сложных технологий в учебном процессе. Расширяя доступ к информации, увеличивая выразительные возможности получения знаний, преподаватели соединяют рациональные и эмоциональные аспекты при обучении основам реаниматологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях по реаниматологии»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Бурсова А. П., Пенкина Р. Д., Матвиенко Л. Д. Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях по реаниматологии //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 1 (январь). -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170018.htm.

ART 170018 УДК 377.031:004.9

Бурсова Алефтина Павловна,

преподаватель ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж», г. Кропоткин aleftina.bursova@yandex.ru

Пенкина Раиса Даниловна,

преподаватель ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж», г. Кропоткин

Матвиенко Людмила Дмитриевна,

преподаватель ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж», г. Кропоткин

Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях по реаниматологии

Аннотация. Статья посвящена вопросам использования информационно-коммуникационных технологий при обучении студентов на практических занятиях ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях МДК.03.01 Основы реаниматологии специальности 34.02.01 Сестринское дело базовая подготовка. В статье показано, что на занятиях по основам реаниматологии компьютерные средства дают принципиально новые возможности для повышения усвояемости сложных технологий в учебном процессе. Расширяя доступ к информации, увеличивая выразительные возможности получения знаний, преподаватели соединяют рациональные и эмоциональные аспекты при обучении основам реаниматологии.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информатизация образования, мультимедийные средства, презентации, электронные обучающие программы, электронные тесты.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Современная эпоха ставит перед средним профессиональным образованием новую проблему - подготовить выпускников к профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании представлены совокупностью методов, механизмов и процессов, употребляемых для сбора, обработки и распространения информации и применения их в образовательной деятельности.

С помощью информатизации образования кардинально изменился характер учебного процесса, что позволяет в полной мере раскрыть креативный потенциал преподавателя, значительно повысить качество и устойчивость полученных обучающимися знаний.

Реализация различных видов занятий на профессиональном модуле ПМ.03.01 Оказание доврачебной помощи при неотложных и экстремальных ситуациях МДК03.01 Основы реаниматологии с использованием информационно-коммуникационных технологий разрешает смоделировать педагогические условия их применения. Немаловажную роль играет самостоятельная работа студентов во время практических занятий этого профессионального модуля.

Педагогика в настоящее время рассматривает самостоятельную работу студентов как вид учебной деятельности, реализовываемый без прямого вмешательства и как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятель-

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Бурсова А. П., Пенкина Р. Д., Матвиенко Л. Д. Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях по реаниматологии //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 1 (январь). -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170018.htm.

ность. Выполняя задания практического занятия по основам реаниматологии, обучающиеся оказывают друг другу консультационную помощь, сообща решают ситуационные задачи [1].

Посредством использования ИКТ обеспечивается достаточность уровня информационной компетентности преподавателя и студентов, умение показать содержание учебной дисциплины в соответствии с формой занятия.

Несомненно, применение информационно-коммуникационных технологий базируется на соответствующей материально-технической базе, с помощью которой можно моделировать образовательную среду, адекватно воссоздающую содержание занятий, используя ресурсы сети Интернет, мультимедийные средства.

Информационно-коммуникационные технологии используются преподавателями в ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж» в многообразных видах учебной деятельности на профессиональном модуле ПМ.03.01 Оказание доврачебной помощи при неотложных и экстремальных ситуациях МДК03.01 Основы реаниматологии: лекциях, семинарских и практических занятиях [2, 3].

Применяемые на занятиях по основам реаниматологии компьютерные средства дают принципиально новые возможности для повышения усвояемости сложных технологий в учебном процессе. Расширяя доступ к информации, увеличивая выразительные возможности получения знаний, преподаватели соединяют рациональные и эмоциональные аспекты при обучении основам реаниматологии.

Игровые элементы, возможность применения моделей, широкая вариабельность в выборе методических средств, тиражирование и совершенствование методических материалов, упрощение их передачи на расстоянии открывают новые возможности в концентрации учебной информации, индивидуализации образовательного процесса.

С помощью ИКТ открываются новые возможности организации междисциплинарных связей, что освобождает преподавателя от рутинного труда и сосредоточивает его внимание на творческих моментах, повышая интерес у студентов к получению знаний.

В современном образовательном учреждении преподаватель может использовать в процессе чтения лекций и при проведении практических занятий мультимедиа-проектор, интерактивную доску и компьютер, имеет выход в Интернет, что дает качественное преимущество перед коллегами, которые работают только в рамках привычной «меловой технологии».

В связи с этим особая роль в колледже отводится преподаванию профессиональных модулей с помощью информационных технологий: мультимедийных презентаций, лекций, электронных обучающих программ, электронных учебников, интерактивной доски, интернет-ресурсов и др.

В современной педагогической деятельности преподавателей колледжа достойное место заняли тестовые технологии контроля учебных достижений. Тесты используются в тренирующих и контрольных упражнениях.

Электронное тестирование на основе компьютерных средств обучения стало естественным компонентом педагогической деятельности с практическим применением информационных технологий.

При разработке электронных тестов учитывают образовательные цели, краткость, ясность, компактность, качественность и однозначность, простоту и надежность. Решение названных задач напрямую зависит от преподавателя, разрабатывающего содержание теста по своему курсу.

Мультимедийная лекция является одной из важных и основных форм обучения и получения информации. Лекция преподавателя тем содержательнее, чем полнее, достовернее и существеннее получаемые слушателями знания по рассматриваемому

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Бурсова А. П., Пенкина Р. Д., Матвиенко Л. Д. Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях по реаниматологии //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 1 (январь). -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170018.htm.

вопросу, а мультимедийная презентация делает ее более эффективной, так как восприятие идет сразу через несколько каналов. В чтении лекции важен голосовой тембр лектора, иллюстрации, оформленность и структурированность текста, которые воздействуют на слуховое и зрительное восприятие обучающихся. Ассоциативность восприятия лекции или любого другого теоретического материала (опорного конспекта, блока информации) активизируется посредством анимации и звуковых эффектов, что активизирует и мотивирует даже самого нерадивого студента.

При создании мультимедийных лекций учитываются психофизиологические требования к организации материала при его подаче с использованием мультимедийных средств: цвет, объем (дидактическая единица - текст, время), частота предъявления, звук, санитарно-гигиенические требования к организации рабочего места.

На лекционных, семинарских и практических занятиях на профессиональных модулях используется интерактивная доска - настоящее чудо науки и техники. Огромный монитор, связанный с сервером, позволяет «достать» любую лекцию или практическое занятие. Возможности интерактивной доски огромны, в ней сосредоточены самые современные компьютерные технологии: можно построить графики, диаграммы, использовать мультимедийные презентации, что позволяет сделать изучаемый материал более наглядным и доступным и способствует развитию креативных возможностей студентов.

На практических занятиях профессионального модуля ПМ.03 Оказание доврачебной помощи при неотложных и экстремальных ситуациях МДК03.01 Основы реаниматологии применяются мультимедийные презентации, предназначенные для изучения материала студентами с помощью компьютера как самостоятельно, так и совместно с преподавателем.

Учебный материал в МДК03.01 Основы реаниматологии отражает деятельность медицинской сестры на различных этапах оказания доврачебной помощи при неотложных и экстремальных ситуациях, а также алгоритмы действий по оказанию неотложной помощи пострадавшим [4].

Мультимедийные презентации содержат иллюстрированный материал по следующим разделам:

- Хронические нарушения мозгового кровообращения.

- Кардиогенный шок (шок различной этиологии).

- Острые экзогенные отравления.

- Острые нарушения мозгового кровообращения.

- Острая сердечно-сосудистая недостаточность.

- Острая дыхательная недостаточность.

- Коматозные состояния.

В учебном пособии для студентов имеются справочники по примерным лекарственным препаратам и дезинфектантам, описание основных терминов, список литературы и перечень сокращений. Следующие видеосюжеты используются преподавателями во время проведения практических занятий: «Устройство ОАРИТ», «Сердечно-лёгочная реанимация», «Приём Хаймлиха», «Помощь при отравлении», «Помощь при ожогах», «Помощь при обморожении», «Помощь при утоплении», «Помощь при кровотечении», «Помощь при несчастных случаях» и другие.

Использование на занятиях ПМ.03. Оказание доврачебной помощи при неотложных и экстремальных ситуациях информационно-коммуникационных технологий позволяет обучающимся осознавать себя полноправным участником образовательного процесса, развивать навыки самообучения и проблемного творческого мышления, умение решать профессиональные задачи с помощью инновационных технологий, что также способствует повышению эффективности учебного процесса, повышению уровня учебно-методической работы.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Бурсова А. П., Пенкина Р. Д., Матвиенко Л. Д. Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях по реаниматологии //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 1 (январь). -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170018.htm.

Ссылки на источники

1. Бурсова А. П., Турбинова Е. Б. Метод проектов как способ повышения мотивации студентов в среднем специальном образовании // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. -Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 3 (4). - С. 237.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 502 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело».

Рабочая программа ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях МДК.03.01 Основы реаниматологии специальность 34.02.01 Сестринское дело базовая подготовка.

4. Сумин С. А., Окунская Т. В. Основы реаниматологии. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.

2.

3.

Aleftina Bursova,

Lecturer, Kropotkins Medical College, Kropotkin

aleftina.bursova@vandex.ru

Raisa Penkina,

Lecturer, Kropotkins Medical College, Kropotkin

Ludmila Matvienko,

Lecturer, Kropotkins Medical College, Kropotkin

The use of information-communicative technologies at resuscitation lessons

Abstract. The paper is devoted to the use of information-communicative technologies for practical classes on the subjects "Providing pre-hospital medical care in emergency and extreme conditions", "Fundamentals of intensive care", "Nursing basic training". The paper shows that computer-based tools provide new opportunities for increasing the digestibility of complex technologies in the educational process. Expanding access to information, increasing the expressive possibilities of acquiring knowledge, teachers connect the rational and emotional aspects, when learning the basics of resuscitation.

Key words: information-communicative technologies, informatization of education, multimedia, presentations,

e-learning software, e-tests.

References

1. Bursova, A. P. & Turbinova, E. B. (2015). "Metod proektov kak sposob povyshenija motivacii studentov v srednem special'nom obrazovanii", in Shirokov, O. N. (ed.) et al. Obrazovatel'naja sreda segodnja: strate-gii razvitija: materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 11 dek. 2015 g.), CNS "Interaktiv pljus", Cheboksary, № 3 (4), p. 237 (in Russian).

2. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 12 maja 2014 g. № 502 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovanija po special'nosti 34.02.01 Sestrinskoe delo" (in Russian).

3. Rabochaja programma PM. 03 Okazanie dovrachebnoj medicinskoj pomoshhi pri neotlozhnyh i jekstrem-al'nyh sostojanijah MDK.03.01 Osnovy reanimatologii special'nost' 34.02.01 Sestrinskoe delo bazovaja podgotovka (in Russian).

4. Sumin, S. A. & Okunskaja, T. V. (2015). Osnovy reanimatologii, GJeOTAR-Media, Moscow (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 13.11.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 14.11.16

Принята к публикации Accepted for publication 14.11.16 Опубликована Published 31.01.17

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Бурсова А. П., Пенкина Р. Д., Матвиенко Л. Д., 2017

9772304120173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.