Научная статья на тему 'Применение имитационных моделей для принятия решений в системах управления на транспорте'

Применение имитационных моделей для принятия решений в системах управления на транспорте Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
228
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИТАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ / ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ / МАКСИМАЛЬНЫЙ ПОТОК / ПОТОК ПАССАЖИРОВ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Максимей И. В., Сукач Е. И., Галушко В. Н., Гируц П. В.

Для принятия решений в системах управления на транспорте предлагается использовать комплексный подход, основанный на имитационном моделировании транспортных потоков различного уровня. Для управления транзитными потоками решается задача определения наиболее эффективного максимального потока сети. Выбор варианта функционирования сети общественного транспорта реализуется путём моделирования взаимодействия пассажиропотока и потока транспорта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Максимей И. В., Сукач Е. И., Галушко В. Н., Гируц П. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For decision-making in control systems on transport it is offered to use the comprehensive approach grounded on simulation of transport streams of various level. For handling transit streams the task of definition of the most effective maximum stream of a network is desired. The ice of a variant of functioning network of public transport is realized by simulation of interaction of a volume of passenger traffic and a transport stream

Текст научной работы на тему «Применение имитационных моделей для принятия решений в системах управления на транспорте»

Лукин В.В., Лукин Д.В.

Запросы современного рынка труда

полне очевидно, что развитие человечества приобретает все более динамичный характер. Об этом свидетельствует анализ любой сферы общественной жизни. Смена идей, знаний, технологий происходит скорее, чем смена человеческого поколения. А это означает, что при обычном, традиционном образовании научить человека на всю жизнь невозможно не только в хорошей школе, но и в самом лучшем университете. Что же делать?

Мы считаем, что перед современным образованием все более неотложной становится задача научить ученика самостоятельно овладевать новыми знаниями и информацией, научить его учиться, выработать потребность в обучении на протяжении жизни.

Традиционный вопрос, который задают учащиеся школ и их родители: какую специальность выбрать? Вопрос, который подразумевает сразу несколько ответов: нужно получить такую профессию, чтобы после окончания вуза или другого учебного заведения найти престижную, высокооплачиваемую работу, которая позволит жить ярко, красиво и весело!

Так какую же профессию выбрать? Что модно сейчас? Что востребовано? Что перспективно? Что престижно? Что надежно, что при любой погоде и власти приносит заработок?

Вопросы, на которые, к сожалению, невозможно дать однозначный ответ - как невозможно, основываясь только на рациональных мотивах, посоветовать молодому человеку, какую девушку выбрать в жены: инородное рано или поздно будет отторгнуто и телом, и душой.

Потому что, выбирая профессию, человек выбирает и стиль жизни, и стиль мышления, и круг общения, к которому он хотел бы принадлежать в будущем.

Так или иначе, по при выборе профессии молодой человек прежде всего ориентируется на свои внутренние мотивы и склонности. Как правило.

Вопрос в том, как все это увязать с запросами рынка труда?

Многолетний опыт и накопленные наблюдения позволяют нам сделать некоторые прогнозы. Они не дадут ответа на вопрос «Какую специальность выбрать?» - дело это, если можно так выразиться, почти «интимное». Но они помогут понять, без чего трудно будет успешно «встроиться», вписаться в рынок труда недалекого будущего.

Главное «проблемное место» рынка труда при рыночной экономике - хроническая нехватка специалистов по продажам. Были периоды невероятной востребованности бухгалтеров, недостатка в топ-менеджерах; «эпидемии» поисков продавцов элитных магазинов, рекламистов, маркетологов, логистов. Недавно резко повысился спрос на инженерно-технический персонал. Неизменной на этом фоне на протяжении более десяти лет остается востребованность специалистов по продажам, которая постоянно в 1,5-2 раза превышает предложение. Они требуются практически в любой отрасли. Но специально их не готовит ни один вуз.

Потому что это не специальность

- это умение определенным образом мыслить и действовать.

Умение продавать давно уже

В статье представлен анализ ситуации в сфере планирования и подготовки специалистов с высшим образованием. Опираясь на фактический и статистический материал, авторы затрагивают различные аспекты современного образования, анализируют причины и возникновения текущей ситуации в образовательной и демографической сферах.

Ключевые слова: компетент-

ность, человеческий капитал, высшее образование, кадровая политика, повышение квалификации.

У нас в гостях

перестало восприниматься обществом как «буржуазный пережиток». В переводе на человеческий язык - это умение понимать и учитывать интересы клиентов, т. е. потребителей товаров и услуг, производимых вашей фирмой. Мы не случайно выделяем слово «вашей». Ведь «своей» должны воспринимать фирму, организацию все работающие в ней сотрудники, а не только владелец или владельцы. Именно при таком психологическом настрое каждый сотрудник достигает на рабочем месте положительных результатов и для себя, и для фирмы.

Так и хочется воскликнуть, обращаясь к выпускникам: учитесь искусству продавать! Учитесь понимать и любить потребителей ваших товаров и услуг! Это станет вашей первой ступенькой успешного вхождения в рыночную экономику.

Недавно в одном бизнес-журнале появились результаты опроса более 16 тысяч представителей российского бизнеса на тему «Каких именно кадров всем вам недостает?». В самом большом дефиците оказались компетентность (42 %) и ответственность (40 %). Если же коротко процитировать приведенные ответы руководителей бизнеса, мы увидим все те же типичные проблемы, о которых специалисты рынка кадровых услуг не устают напоминать со всех доступных им трибун:

- не хватает кадров, желающих и способных меняться в соответствии с темпами глобальных изменений в мире;

- самая существенная проблема: сложно найти думающих людей;

- российскому бизнесу не хватает подкованных людей. Что касается личных качеств, в дефиците ответственность, точность и пунктуальность;

- слабое место - знание иностранных языков;

- недостаток собственных знании в сфере экономики и права;

- в дефиците специалисты-практики, работающие по профилю. Для многих высшее образование - некая формальность, в дальнейшем человек работает по другой специальности, отчего снижается общий уровень профессионализма;

- не хватает менеджеров, стремящихся к повышению профессионального мастерства и адекватно оценивающих себя.

Чем можно объяснить такую ситуацию? Оценивать ее можно с разных точек зрения. Но поскольку речь у нас идет о выборе профессии и об образовании, давайте посмотрим с этой стороны. Общей стала мысль, что подготовка специалистов во многом не отвечает требованиям современного рынка труда, основная характеристика которого

- очень высокие темпы изменений. Профессиональная школа регулярно задает вопрос: «Скажите, какие специалисты и в каком количестве потребуются через пять лет? Мы их вам подготовим, но прогнозы на многие годы вперед - это иллюзия. Отставание профессиональной школы - неизбежный процесс: пока пишутся и издаются учебники, разрабатываются методики - рынок труда в очередной раз уходит далеко вперед. И молодому специалисту с дипломом неизбежно приходится доучиваться. Изучение рынка труда и труда и тенденций его развития - это обязанность и профессиональной школы тоже.

Что порождает следующие противоречия:

- несоответствие профиля подготовки молодого специалиста характеру предстоящей работы;

- неадекватность притязаний выпускников реальным возможностям карьерного роста и материального достатка, которые предлагает работодатель (хотят

получить, как правило, больше того, чего стоят на самом деле);

- неумение при наличии фундаментальной теоретической подготовки разобраться с элементарными повседневными производственными проблемами и т. п.

Почему это происходит? Да потому, что современный бизнес - это постоянное решение не типовых задач, а необходимость все время генерировать и реализовывать новые идеи. В профессиональных учебных заведениях такому не учат!

Порой работодатели, ищущие персонал, и соискатели, ищущие работу, напоминают людей, бегущих по разным берегам реки. Казалось бы, цель у них одна, но... Люди видят друг друга - и не понимают. Они хотят встретиться, чтобы стать полезными друг для друга, и не могут найти моста. Представителям бизнеса некогда ждать и строить «мост», а специалисты, бегущие по другому берегу, не всегда понимают, что от них хотят получить владельцы и руководители бизнеса.

Еще совсем недавно на знамени идущих в авангарде было написано: «Побеждает тот, кто сильнее». Жизнь заставила изменить взгляды, и теперь лозунг звучит по-другому: «Побеждает тот, кто быстрее!».

Это лозунг и для тех, кто еще только выбирает профессию, и для тех, кто выходит с дипломом на рынок труда. Учиться быстрее, чем конкуренты. Не бояться отличаться от других. Меняться, если того требуют жизнь и бизнес. Уметь не только искать новые знания, но и применять их на практике.

Современные работодатели ценят:

- умение работать в команде, т. е. умение учитывать не только личные интересы, но и интересы общего дела;

- хорошие навыки общения с пер-

соналом фирмы, представление о том, какие нормы поведения существуют в бизнес-среде;

- способность системно мыслить, перерабатывать большие объемы информации и уметь вычленять главное;

- нацеленность на карьеру, целеустремленность, адекватность. Неплохо бы иметь в виду, что

для многих руководителей, - когда речь заходит о молодых специалистах, первичным является не профессионализм, а личность человека: его лидерские качества, амбициозность, мобильность, гибкость по отношению к требованиям компании.

Одним из главных критериев отбора сотрудников для многих работодателей становится высокая мотивация к работе. Для некоторых претендентов - это единственный шанс победить в конкурсной борьбе за интересное место работы.

Мы не устаем повторять, что на современном рынке труда невозможно всерьез претендовать на престижное место работы, во-первых, без хороших знаний в области информационных технологий, во-вторых, без знания иностранных языков.

Так какую же профессию выбрать вступающему в самостоятельную жизнь человеку?

Мы ведь так и не дали ответа на поставленный вопрос. Вместо традиционного перечня: логист, маркетолог, специалист по качеству и т. п. - хотелось бы предложить совсем иной поворот. В жизни все гораздо сложнее... И тем не менее, с нашей точки зрения, среди одинаково важных элементов социальной политики есть, что называется, первый среди равных. Мы имеем в виду образование, обладающее мощнейшим муль-тидисциплинарным и мультипликативным эффектом. Делая на него ставку, нельзя проиграть.

Почему? Если рассматривать образование узкопрофессионально, то это приобретение некоторого набора знаний, достижение определенных квалификационных характеристик, позволяющих получить некий пропуск на рынок труда (хотя, как специалисты по рынку труда, мы полагаем, что эта связь необязательно бывает прямой).

Система образования безусловно консервативнее рынка труда. События и спрос на рынке труда изменяются, модифицируются быстрее, чем на них способна реагировать система образования. Во всяком случае бум новой экономической формации на профессии для вторичного экономического сектора (финансы, кредит, страхование, реклама) очень быстро сформировал спрос на бухгалтеров, финансовых директоров, финансовых менеджеров. Какое-то время спустя он был удовлетворен, и мы столкнулись с проблемой незанятости лиц с профессиями, которые еще недавно были востребованы на нашем рынке труда.

Но значит ли это, что образование заведомо находится в проигрышном положении, что оно никогда не сможет предугадать будущее? Совсем нет. Фундаментальная, эффективно выстроенная система образования имеет огромные преимущества и чрезвычайно, если можно так выразиться, влиятельна. Об этом у нас почти не говорят, очевидно, не замечая того, что образование, в свою очередь, обладает потрясающим ресурсом для формирования рынков труда «под себя».

Так что образование изменяет качество человеческого капитала? Разумеется. Есть и еще один чрезвычайно важный ракурс, и он связан с демографией. Двадцать лет назад всего несколько российских исследователей говорили о том, что в стране демографический кризис.

Поразительно с каким равнодушием и научное сообщество, и общественность реагировали на эти выступления. И даже анализ феномена сверхсмертности практически никого не тревожил. А это явление поистине наше национальное бедствие.

Снижение рождаемости - общемировая тенденция. Но вот низкая продолжительность жизни, отмечаемая в нашей стране, абсолютна уникальна. Дело даже не в том, что она невелика, гораздо трагичнее тот факт, что Россия движется по обратной демографической траектории. Причем в XX веке продолжительность жизни у нас росла довольно приличными темпами: к середине 60-х годов мы практически догнали Западную Европу.

Анализ демографических закономерностей позволяет выявить «очаги» смертности, поскольку продолжительность жизни, как оказывается, различается в разных социальных группах. Так вот у людей с высшим образованием она на три - пять лет выше. Если учесть, что средний показатель для российских мужчин 57-58 лет. Пять лет - огромная цифра. Скептики сомневаются: неужели два-три десятка прочитанных книг могут удлинить жизнь? Конечно же, дело не в этом. Просто люди с высшим образованием, как правило, ведут более правильный образ жизни, у них другая культура отношений, в том числе к жизни и к своему здоровью. Люди с высшим образованием более устойчивы к стрессам: даже если все деньги в одночасье прогорели и результате какой-то денежной реформы или в неуспешном банке, у них есть другие ценности, существенный профессиональный ресурс, который можно реализовать на рынке труда. У них большая устойчивость к жизненным испытаниям, потому что знания в отличие от денег, которые можно потерять,

остаются...

Инвестиции в образование пусть опосредованно, но влияют на демографическую ситуацию и рост продолжительности жизни, а значит, и на сокращение смертности. Казалось бы, логичнее вкладывать больше средств в систему здравоохранения, что традиционно и делается. Но учитывается ли при этом, что система здравоохранения «контролирует» 10-15 % прироста продолжительности жизни, экология - тоже 10-15 %, около 20 % связаны с генетическим фактором, а все остальное - это образ жизни... Формируя культуру человека в широком смысле, образование, по существу, способствует удлинению его жизни.

Дело еще и в том, что здравоохранение вмешивается тогда, когда заболевание уже есть (а значит, и некоторая угроза здоровью): хорошая медицина спасает человека, плохая - упускает. То, что мы скажем, наверняка вызовет критику. Однако рискнем. Образованность, культуру и здравое отношение к своему организму не заменить никакими диагностическими центрами...

Доступность высшего образования, что является великим достижением российского общества, обеспечена, но именно это служит причиной его девальвации. Тот качественный ресурс образования, который существовал 20 лет назад, несомненно выполнил роль некой демпфирующей подушки для нескольких поколений, для многих социальных групп в неимоверно трудный для населения период экономических преобразований 90-х годов. Именно значительный образовательный запас позволил людям переквалифицироваться, найти себе применение в других сферах, освоить новые профессии. Но это

- удел интеллектуальных людей. И даже хорошая активность много-

численных эмигрантов-россиян, сумевших вписаться в новую для них среду, обусловлена достаточно высоким стандартом знаний, которые получили выпускники советской системы высшего образования.

Сейчас мы потеряли это качество: получение диплома абсолютно не означает наличия у человека того ресурса, с которым можно прийти на эффективные рынки труда. То есть нынешний вузовский диплом отнюдь не всегда является пропуском к престижным, доходным рабочим местам и т. д. Однако, с нашей точки зрения, даже некачественный диплом лучше, чем его отсутствие: этот документ, подтверждающий желание человека перейти в более высокую социальную страту (что само по себе хорошо), не позволяет ему опуститься на социальное дно. Но мы попадаем в новую «петлю», способную «задушить» производство, - катастрофически не хватает рабочих рук, квалифицированных рабочих...

Дефицит высококвалифицированных рабочих вызван, с одной стороны, полным провалом системы профессионально-технического образования, с другой - абсолютным падением их престижа (результат низкой оплаты труда).

Необходимо наладить систему начального и среднего технического образования - другого выхода просто нет. Ну и, вероятно, работодателям, которые задыхаются от дефицита рабочих рук, придется (посредством приемлемых форм оплаты труда) привлекать на современные рабочие места и людей с высшим образованием.

Задача построения кадровой политики по отношению к молодежи

- многоцелевая. Во-первых, все компании сталкиваются с тем, что выпускники профессиональной школы получают в основном теоретическую подготовку. Они не готовы адаптироваться к стремительно

меняющейся бизнес-среде. Службам по управлению персоналом приходится продумывать, как мотивировать, адаптировать и развивать молодых специалистов, чтобы добиться соответствия вчерашних студентов их новым функциональным задачам. Во-вторых, нужно формировать кадровый резерв, что требует системного подхода к осмыслению структуры бизнеса. Кадровый резерв - группа квалифицированных работников компании, прошедших предварительный отбор, специальную подготовку и являющихся внутренними кандидатами на замещение вакансий вышестоящих должностей руководителей. В-третьих, на сегодняшний день очень остро стоят вопросы именно профессионального обучения студентов и школьников.

Спрос сегодня не на диплом (кусочек картона), а на компетенции -неважно, будут ли они находиться в рамках диплома или за его пределами. Чем выше компетентность по какому-то вопросу, чем большим набором компетентности в тех иных сферах владеет работник, тем выше его рыночная стоимость как специалиста. В любом случае образование россиян - это наш будущий социальный ресурс, который в действительности является не следствием, а предпосылкой экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.