Научная статья на тему 'Применение игровых технологий в процессе обучения'

Применение игровых технологий в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5635
938
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игра / метод / игровые технологии / игровые методы / дидактическая игра / ролевая игра / game method / game technology / game techniques / didactic game / role-playing game

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапиева Аида Сайпудиновна, Магомедова Папанеш Курбановна

В статье описаны игровые методы в обучении, которые являются инструментом преподавания, активизируют мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляют волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению знаний по изучаемым дисциплинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шапиева Аида Сайпудиновна, Магомедова Папанеш Курбановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes the methods of learning the game, which is a tool of teaching, stimulate mental activity of students, allows you to make the learning process more attractive and more interesting, cause worry and experience that creates a powerful incentive to master the knowledge of the subjects studied.

Текст научной работы на тему «Применение игровых технологий в процессе обучения»

70

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Притягателен образ пирамиды и для литераторов. Это образ позволяет учителю литературы заинтересовать учащихся и творчеством Н.Гумилёва

(«Дон Жуан в Египте»), и такой нелюбимой для современного школьника советской литературой: обнаружив малоизвестный роман- наваждение Л.Леонова «Пирамида», учащиеся вовлекаются в увлекательную историко-литературоведческую игру- расшифровку текста в тексте, где за рассказом о древнеегипетском фараоне главный герой прячет адресованное Сталину предупреждение, где мир представляется пирамидой, за вершину которой человечество уже перешагнуло. И, конечно же, Дэн Браун и его «Код да Винчи»: математические, лингвистические, географические исследования в рамках проекта помогают учащимся уже осознанно читать текст.

Задачи проекта «Это удивительное понятие»:

1. Пользуясь словарями, найти различные значения термина пирамида, проанализировать их с точки зрения математического, языкового, географического, исторического понятия.

2. Познакомиться с историей формирования понятия пирамида в математике.

3. Описать особенности применения рассматриваемого понятия в различных науках и сферах человеческой деятельности.

И так: «Есть ли жизнь на Марсе?» Проблемы в образовании были, есть и будут. Образование - не статично, оно постоянно развивается, обновляется. И как во всем новом, неизведанном, в образовании будут возникать проблемы. Мы определили наши проблемы, проблемы Колледжа от-

раслевых технологий «Краснодеревец», которые мешают и учащимся, и преподавателям. Мы пытаемся их решить. Это тяжелая и долгая работа. Но она не бесперспективна.

Работая над усовершенствованием Российского образования, министерству, ученым, методистам хочется сказать: «Будущее России - это дети. Дети, которые учатся не только в гимназия, лицеях, престижных школах. Будущее России -это ВСЕ дети.»

Список литературы:

1. Глейзер Г.И. История математики в школе. М.: Просвещение, 1982. - 346 с.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Аз; Издание 3-е, стер. 1996 - 928 с.

3. Фридман Е.М. Математика. Проекты? Проекты... Проекты! 5-11 классы. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: ООО «Легион», 2014 - 44 с.

4. Александр Голод. Пирамиды в пропорциях Золотого Сечения - генератор жизни. Эффект формы Пирамид как фактор Гармонии структуры Пространства. http:// www.glasnet.ru/

5. Межпредметная учебная интеграция в школьном образовании. Из методического опыта Школьной Лиги. /Под ред. В.Ю. Пузыревского. - СПб.: Издательство «Лема», 2013 - 118 с.

6. Дуг Лемов. Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей. М.: Манн, Иванов и Фербер.2014 - 416 с.

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ

ОБУЧЕНИЯ

Шапиева Аида Сайпудиновна,

канд.пед.наук, доцент кафедры менеджментаФГБОУВПО Дагестанский институт народного ходяйства, г.Махачкала

Магомедова Папанеш Курбановна,

канд.пед.наук, доцент кафедры педагогики и технологий профессионального образования ФГБОУ ВПО Дагестанский государственный педагогический университет, г.

Махачкала

АННОТАЦИЯ

В статье описаны игровые методы в обучении, которые являются инструментом преподавания, активизируют мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляют волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению знаний по изучаемым дисциплинам.

ABSTRACT

This article describes the methods of learning the game, which is a tool of teaching, stimulate mental activity of students, allows you to make the learning process more attractive and more interesting, cause worry and experience that creates a powerful incentive to master the knowledge of the subjects studied.

Ключевые слова: игра, метод, игровые технологии, игровые методы, дидактическая игра, ролевая игра.

Keywords: game method, game technology, game techniques, didactic game, role-playing game.

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

71

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания, как в общеобразовательных учебных заведениях, так и в высших учебных заведениях является применение игровых технологий в процессе преподавания изучаемых дисциплин.

Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у студентов интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются игры.

Во-вторых, одной из наиболее важных проблем в преподавании является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению предмета. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено также в процессе игровой деятельности.

Преимущества использования на занятиях игровых форм обучения состоят в том, что игровая деятельность как средство обучения обладает мотивированностью на обучение, отсутствием принуждения, индивидуализированностью, обучением и воспитанием в коллективе и через коллектив, развитием психических функций и способностей, учением с увлечением.

Игра - вид человеческой деятельности, направленный на моделирование реальной деятельности [1,43].

Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности; именно в игре лучше усваиваются нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая и дидактическая ценность деловой игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.

Игра, как любое другое социально-экономическое явление, имеет свою структуру, организационную форму, способ функционирования. С нашей точки зрения основными компонентами структуры системы игры являются:

1. субъекты (организаторы игры);

2. объекты (игроки);

3. цель;

4. объект моделирования;

5. сценарий;

6. игровая обстановка;

7. механизм игры.

Особую роль в преподавании дисциплин играют такие формы, как ролевые игры, исследование конкретных случаев, проекты, исследование на предприятиях, сценарии, деловые игры и т. д. Рассмотрим описание некоторых форм действий игровой деятельности, возможных для применения на занятиях в учебном заведении [3,26].

Изучение конкретного случая. Основная структура метода основывается на том, что студенты сталкиваются со случаем из практики или же из собственной жизни. Они обсуждают какой-то конкретный случай, ищут альтернативы для его решения, предлагают собственный вариант решения, обосновывают его, а потом сравнивают с тем решением, которое было принято на практике. Метод конкретного случая состоит, как правило, из шести этапов.

1. Знакомство с конкретным случаем. Цель - понимать проблемную ситуацию и ситуацию принятия решения.

2. Информация, полученная из материалов выбранной задачи и самостоятельной обработки информации. Цель - научиться добывать информацию, необходимую для поиска решения, и оценивать ее.

3. Обсуждение возможных альтернативных решений. Цель - развитие альтернативного мышления.

4. Резолюция - нахождение решения в группах. Цель -сопоставление и оценка вариантов решения.

5. Диспут - отдельные группы защищают свое решение. Цель - аргументированная защита решений.

6. Сопоставление итогов - сравнение решений, принятых в группах, с решением, встречающимся в действительности. Цель - оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения.

Имитационные игры. Имитационная игра как метод нашла свое применение в многочисленных стратегиях обучения, включающих в себя игровые элементы. Сюда входят ролевые, конфликтные, деловые игры, игры для принятия решений, компьютерные имитации на базе деловой игры и т. д. Имитационные игры сочетают такие элементы, как соревнование, кооперация, правила, отражающие характерные черты действительности. Особое значение в обучении имеют деловые и ролевые игры.

Ролевая игра, как метод обучения дает возможность преподавателю оформить учебный процесс в виде игровой деятельности и имитации конфликтных ситуаций из жизни общества, а студентам - открыть разные социальные формы поведения в приближенных к действительности игровых ситуациях, не опасаясь серьезных санкций в случае неправильного поведения [2,54].

Деловые игры. Основой любой деловой игры является процесс имитации реальных ситуаций во время ее проведения. Деловая игра состоит из двух компонентов: модели игры и собственно игры. Модель определяет рамки игры и, таким образом, создает базу для игры, которая предоставляет игрокам возможность принятия решений в рамках соответствующей модели.

Метод направляющего текста. Направляющие тексты можно рассматривать как центральный метод обучения, который выполняет в рамках комплексных учебных задач направляющую и структурирующую учебный процесс функцию. Метод направляющего текста, как правило, является составной частью процесса обучения, предполагающего шесть фаз: информацию, планирование, принятие решения, выполнение, контроль, оценку. Направляющие тексты представляют собой обычно письменно зафиксированные инструкции для самостоятельного управления учебным процессом. В рамках своих функций - управления и структурирования - направляющие тексты дают информацию о содержании и целях процесса обучения, а также о дополнительных источниках информации для обработки заданной проблемы [4,56].

Исследование на предприятии. Следует отличать исследование на предприятиях от посещения предприятий, где студенты получают общее представление об их деятельности. Обычно посещение не является интегрированной частью концепции обучения, а проводится более или менее случайно как разовое мероприятие, без предварительной подготовки и последующего подведения итогов. Студенты

72

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

заранее получают конкретные задачи для исследования. Полученная во время исследования информация обсуждается и используется на последующих занятиях [4,56].

Таким образом, игра вполне оправданно может являться инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению знаний по изучаемым дисциплинам. Под игрой понимают либо способ совместной деятельности учителя и учащихся (метод обучения), либо характер связи, упорядочивающий деятельность (форма), а также средство, активизирующее процесс обучения и имеющее материализованную форму предъявления -сценарий, карточки-задания, например, математическое лото, компьютерные программ ы игр и др. Не отдавая предпочтения какому-либо одному из них, будем предполагать равноправное существование этих понятий. Игра позволяет создать положительную мотивацию, концентрировать интеллектуальные усилия, мобилизовать умственные способности учащихся, их воображение,

внимание, память. В игре происходит непроизвольное, но в то же время прочное усвоение учебного материала. Игра создает условия для актуализации всего наличного социального опыта обучающихся, непрерывного диагностирования не только ранее усвоенных, но и приобретаемых в ходе игры знаний, умений, личностных качеств, значимых с точки зрения целей обучения.

Литература

1. Коджаспирова Г.М. Педагогика /Г.М.Коджаспирова.-М.:Гардарики, 2007. - 43.

2. Никитин Б. П. Развивающие игры /Б.П.Никитин. -М.: Педагогика, 2000. - 54.

3. Николенко, Л.А. Игры в педагогическом процессе. Методические рекомендации /Л.А.Николенко. -М.:Просвящение,1997.- 26.

4. Подкасистый П. И., Хайдаров, Ж. С. Технология игры в обучении и развитии /П.И.Подкасистый.-М.:Просвящение, 1996. - 56.

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОИ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

ОБРАЗОВАНИЯ

Макова Людмила Леонидовна

Канд.пед наук, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы, п. Приморский

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена проблеме формирования межкультурной толерантности в теории и практике образования. Отмечается, что наиболее сенситивным к усвоению социально значимых ценностей является школьный возраст, когда формируется этническая идентичность.

ANNOTATION

This article is devoted to a problem offormation of intercultural tolerance in the theory and practice of education. It is noted that the most sensitive to assimilation of socially significant values is the school age when ethnic identity is formed.

Ключевые слова: межкультурная толерантность, этнические группы, социальное становление.

Key words: intercultural tolerance, ethnic groups, social formation.

The problem of formation of intercultural tolerance of schoolchildren in the theory and practice of education.

Формирование межкультурной толерантности - процесс сложный и продолжительный, который должен начинаться в период интенсивного социального становления личности

- в период школьного обучения.

Межкультурные отношения в широком смысле слова понимаются как взаимодействие народов в разных сферах

- политике, культуре и т.д., в узком смысле- как межличностные отношения людей разных национальностей в разных сферах общения: семейно-бытового, трудного, дружеского и других видах неформального общения.

Школа является одним из важнейших институтов воспитания. Поэтому именно на школу государство возлагает обязанность формирование толерантности школьников.

Формировать в человеке межкультурную толерантность, значит, формировать культуру межнационального общения, под которой понимают: совокупность специальных знаний и умений, которые помогут в межличностных контактах и взаимодействиях представителей различных этнических общностей, позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах [5, с.113].

Человеку с развитой культурой межнационального общения присущи следующие черты личности:

• навыки общения в многонациональном коллективе, умение пользоваться ими в своей практической деятельности;

• уважительное отношение к национальному достоинству других людей, к национальным культурам, традициям, обычаям;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.