Научная статья на тему 'Применение и роль творческих упражнений в обучении грамматике английского языка в вузе'

Применение и роль творческих упражнений в обучении грамматике английского языка в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1087
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ВАЖНЕЙШИЙ ЯЗЫКОВОЙ АСПЕКТ / ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / КОММУНИКАЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ВУЗОВСКИЕ УЧЕБНИКИ ПО ГРАММАТИКЕ / ТВОРЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗАНЯТИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ / УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / TEACHING FOREIGN LANGUAGE GRAMMAR / THE MOST IMPORTANT ASPECT OF THE LANGUAGE / GRAMMATICAL SKILLS / COMMUNICATION / CREATIVE APPROACH IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE / UNIVERSITY GRAMMAR TEXTBOOKS / CREATIVE COMPONENT OF A LESSON / CREATIVE GRAMMAR EXERCISES / INCREASING MOTIVATION / INTERACTION OF THE TEACHER AND STUDENTS / ENTERTAINING / CREATIVE LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Зоя Арсеновна

Данная статья посвящена применению и роли творческих упражнений в обучении грамматике английского языка в вузе. В статье рассматриваются проблемы, связанные с обучением грамматике, а также сложности, возникающие у преподавателя и студентов в процессе преподавания и изучения данного языкового аспекта. Грамматика всегда являлась и до сих пор является предметом активных дискуссий. В статье говорится об огромном значении грамматики, как важнейшем аспекте обучения иностранному языку, без основ которого невозможна коммуникация. Статья затрагивает вопросы, касающиеся разных подходов и разного отношения к грамматике, предлагает некоторые выводы из опыта преподавания данного аспекта в вузе. В статье указывается на необходимость творческого подхода к занятиям по грамматике с целью повышения мотивации студентов к изучению данного языкового аспекта. Подчеркивается, что творческая составляющая занятия сделает процесс обучения не только познавательным, но и увлекательным и что самое главное продуктивным. В статье рассматриваются некоторые вузовские учебные пособия по грамматике, приводится пример учебника, где можно найти и творческие грамматические упражнения. Предлагаются примеры интересных, оригинальных заданий на времена английского глагола, призванных поменять отношение студентов к, казалось бы, скучному языковому аспекту и к одной из самых трудных для изучения грамматических тем. В конце статьи делается вывод о том, что применение творческих грамматических упражнений будет способствовать повышению интереса студентов к учению, а также более эффективному и позитивному взаимодействию преподавателя и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселева Зоя Арсеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the application and role of creative exercises in teaching English grammar in high school. The article deals with the problems associated with the teaching of grammar, as well as the difficulties encountered by the teacher and students in the process of teaching and learning this language aspect. Grammar has always been and still is the subject of active debate. The article proves the great significance of grammar as the most important aspect of teaching a foreign language, without the basics of which communication is impossible. The article touches upon the issues concerning different approaches and different attitude towards grammar, offers some conclusions from the experience of teaching this aspect in high school. The article points to the need for a creative approach to grammar classes in order to increase students' motivation to study this language aspect. It is emphasized that the creative component of the lesson will make the learning process not only informative, but also entertaining and most importantly productive. The article analyzes some University textbooks on grammar, provides an example of the textbook where you can find creative grammar exercises. There are examples of interesting, original exercises on the English verb tenses, designed to change the attitude of students to the seemingly boring aspect of the language and one of the most difficult grammatical topics to study. At the end of the article it is concluded that the use of creative grammar exercises will help to increase students' interest in learning, as well as they will lead to more effective and positive interaction of the teacher and students.

Текст научной работы на тему «Применение и роль творческих упражнений в обучении грамматике английского языка в вузе»

УДК 378.881 Б01: 10.18720/НиМ/К8К 2227-8591.27.7

З.А. Киселева

ПРИМЕНЕНИЕ И РОЛЬ ТВОРЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

КИСЕЛЕВА Зоя Арсеновна - кандидат педагогических наук, доцент Высшей школы иностранных языков Гуманитарного Института, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, 195251, Россия; e-mail: zoya@rambler.ru

KISELYOVA Zoya Ars. - Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. Politekhnicheskaya ul., 29, St. Petersburg, 195251, Russia; e-mail: zoya@rambler.ru

Данная статья посвящена применению и роли творческих упражнений в обучении грамматике английского языка в вузе. В статье рассматриваются проблемы, связанные с обучением грамматике, а также сложности, возникающие у преподавателя и студентов в процессе преподавания и изучения данного языкового аспекта. Грамматика всегда являлась и до сих пор является предметом активных дискуссий. В статье говорится об огромном значении грамматики, как важнейшем аспекте обучения иностранному языку, без основ которого невозможна коммуникация. Статья затрагивает вопросы, касающиеся разных подходов и разного отношения к грамматике, предлагает некоторые выводы из опыта преподавания данного аспекта в вузе. В статье указывается на необходимость творческого подхода к занятиям по грамматике с целью повышения мотивации студентов к изучению данного языкового аспекта. Подчеркивается, что творческая составляющая занятия сделает процесс обучения не только познавательным, но и увлекательным и что самое главное продуктивным. В статье рассматриваются некоторые вузовские учебные пособия по грамматике, приводится пример учебника, где можно найти и творческие грамматические упражнения. Предлагаются примеры интересных, оригинальных заданий на времена английского глагола, призванных поменять отношение студентов к, казалось бы, скучному языковому аспекту и к одной из самых трудных для изучения грамматических тем. В конце статьи делается вывод о том, что применение творческих грамматических упражнений будет способствовать повышению интереса студентов к учению, а также более эффективному и позитивному взаимодействию преподавателя и студентов.

ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА; ВАЖНЕЙШИЙ ЯЗЫКОВОЙ АСПЕКТ; ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ; КОММУНИКАЦИЯ; ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ; ВУЗОВСКИЕ УЧЕБНИКИ ПО ГРАММАТИКЕ; ТВОРЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗАНЯТИЯ; ТВОРЧЕСКИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ; ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ; ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ; УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ, ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Ссылка при цитировании: Киселева З.А. Применение и роль творческих упражнений в обучении грамматике английского языка в вузе // Вопросы методики преподавания в вузе. 2018. Т. 7. № 27. С. 71-79. Б01: 10.18720/НиМ/188М 2227-8591.27.7

Введение. Обучение грамматике английского языка - это процесс, требующий от преподавателя невероятного терпения,

умения преподнести материал доходчиво, желания научить такому сложному языковому аспекту, избегая монотонности и ску-

ки. При этом преподавателю необходимо мотивировать студентов к обучению, заинтересовывать их совсем не увлекательными грамматическими правилами, структурами и формами и стараться поддерживать творческую, позитивную атмосферу на занятии.

Как известно, грамматика вызывает много трудностей и вопросов, как у школьников, так и у студентов. Несмотря на многократные повторения, часто утомляющие студентов своим однообразием и монотонностью, все равно возникают различного рода сложности в понимании той или иной грамматической темы, и преподавателю приходится заново объяснять, казалось бы, уже пройденный и закрепленный материал. Сколько бы ни повторяли на занятиях времена глагола или артикли, создается впечатление, что грамматике все равно уделяется недостаточно внимания. Сколько бы ни практиковали в речи грамматические структуры, студенты вновь и вновь допускают ошибки, наглядно демонстрирующие необходимость постоянной и скрупулезной работы с грамматикой.

Актуальность. Обучение грамматике является сегодня одной из важных проблем современной методики преподавания иностранных языков. Формирование способностей к устной и письменной речи при изучении языка невыполнимо без владения грамматическим материалом [1: 201].

Невозможно сформировать устойчивые коммуникативные навыки без регулярного занятия грамматикой [2: 283] Полноценная коммуникация не может проходить при отсутствии грамматических знаний [3: 53], так как грамматика выполняет функцию строительного материала речи [4: 173].

Соответственно в настоящее время в связи с утверждением ведущей позиции грамматики в формировании коммуникативной компетенции, проблема формирования грамматических навыков является одной из наиболее актуальных [5: 1].

Как показывает практика проведения занятий по иностранному языку, а также

результаты промежуточного и итогового тестирований, именно грамматические задания вызывают большинство трудностей у студентов вуза. В таких заданиях они допускают большее количество ошибок, чем в заданиях на лексику или аудирование [6: 228]. И это неудивительно, так как грамматика требует постоянной тренировки, постоянного формирования грамматических навыков. Благодаря промежуточному и итоговому тестированиям, которые проводятся для студентов в середине и в конце семестра, можно выявить наиболее часто встречающиеся грамматические ошибки. А затем поработать над ними на последующих занятиях по иностранному языку.

И здесь возникает вопрос, как именно следует работать над ошибками, как эффективнее донести до студентов недопонятый грамматический материал, чтобы они при этом не утратили интерес, в очередной раз повторяя уже надоевшие грамматические структуры.

Методы. В решении данной задачи может помочь применение эффективных технологий обучения иностранному языку. Например, метод "обучение в сотрудничестве" успешно реализуется на занятиях при изучении не только разговорных, но и грамматических тем. Обучение в сотрудничестве (Cooperative Learning) - это всегда плодотворное взаимодействие обучающихся и их стремление улучшать результаты учения друг друга [7: 192].

Современные технологии обучения способствуют повышению мотивации обучающихся. У студентов появляется стремление к достижениям, желание достичь успеха и приумножить его. Одной из составляющих мотивации достижения является теория целевой ориентации, которая сосредоточена на целях, на достижение которых направлена учебная деятельность. Изучение этих целей может помочь преподавателю лучше понять причины успеха или неудачи обучающихся, а также важ-

ность достижения желаемого результата для каждого из них [8: 19].

Не каждый преподаватель способен интересно подать грамматический материал и понятно его объяснить. Не каждый педагог может сделать занятие по грамматике увлекательным и привнести творческую составляющую в довольно скучный языковой аспект в представлении большинства изучающих иностранный язык.

Обучая студентов грамматике английского языка, мы, как правило, прибегаем к традиционным методам обучения, а именно, к выполнению со студентами большого количества тренировочных упражнений из учебников по грамматике. Безусловно, многократное повторение грамматических конструкций посредством выполнения упражнений приводит к желаемому результату, однако, подчас, делает процесс изучения грамматики английского языка рутинным и утомительным для студентов [9: 123]. Поэтому, на наш взгляд, творческий подход к обучению грамматике - это наиболее эффективный путь решения вышеприведенных проблем.

Вузовские пособия по грамматике.

Важно показать обучающимся, что данный аспект языка, воспринимаемый ими часто как свод сухих и скучных правил, может быть представлен на занятии как увлекательный, творческий процесс познания нового, а использование большого числа творческих (креативных) упражнений позволяет лучше усвоить грамматические правила [10: 2]. Именно грамматические упражнения творческого характера будут способствовать повышению мотивации студентов и появлению искреннего интереса к изучаемой теме. В этой связи не менее важен и внутренний эмоциональный настрой преподавателя при подаче грамматического материала [11: 275].

Рассмотрев некоторые вузовские пособия по грамматике, следует отметить, что большая часть этих пособий предлагает в

основном тренировочные упражнения, контрольные задания, тесты и тексты на перевод. Преимуществом данных пособий является очень доступное и неформальное изложение теоретического грамматического материала, хороший подбор текстов, построение упражнений на разнообразном лексическом материале, возможность заниматься по ним не только в аудитории, но и самостоятельно [12], [13], [14].

Однако, несмотря на многочисленные преимущества данных учебных пособий, они не содержат творческих грамматических упражнений.

С точки зрения творческой составляющей представляет интерес учебник авторов Березиной О.А. и Шпилюк Е.М. "Английский язык для студентов университетов. Упражнения по грамматике" [15]. В каждом разделе данной книги имеются как традиционные упражнения, так и коммуникативные, нацеленные на ситуативное употребление грамматических структур. Здесь можно встретить много креативных упражнений, в том числе и грамматических и творческих игр [15:38; 49; 60; 184].

Учебная игра - это ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению. Игра способствует развитию познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка, ибо делает труд (овладение иностранным языком) радостным, творческим и коллективным. Грамматические игры преследуют следующие цели: научить употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца; развить творческую активность обучающихся [16: 4-5; 9].

Как показывает практика, студенты активно включаются в работу, когда процесс обучения имеет творческую составляющую. Им интересны познание нового, уча-

стие в учебных играх, элемент соревнования, желание проявить свои способности, показать свои возможности, попробовать себя в чем-то необычном и непривычном, развить свой кругозор. Творческие грамматические упражнения меняют отношение студентов к такому, казалось бы, скучному языковому аспекту как грамматика, и они с увлечением применяют свои знания, выполняя интересные упражнения.

Опыт многолетней работы в вузе показал, что одной из самых сложных для понимания грамматических тем для студентов являются времена английского глагола - тема важная, непростая, постоянно вызывающая множество вопросов. Сколько бы ни повторяли теорию вопроса, сколько бы ни выполняли тренировочных упражнений, все равно студенты продолжают делать ошибки, все равно что-то недопонимают и часто сомневаются в выборе времени глагола в том или ином предложении. Поэтому применение творческих грамматических упражнений на занятиях по английскому языку по данной теме, несомненно, будет способствовать лучшему пониманию грамматического материала и его усвоению в увлекательном творческом формате.

Примеры творческих грамматических заданий. Приведем примеры таких творческих грамматических заданий, разработанных нами на протяжении многих лет педагогической деятельности и обязательно применяемых на занятиях по английскому языку.

1. Творческое задание на закрепление настоящего совершенного длительного времени (The Present Perfect Continuous).

Read the following story and compose a similar one according to the example. Use only the Present Perfect Continuous in your story.

Прочитайте следующий рассказ и составьте похожий в соответствии с приме-

ром. Используйте только настоящее совершенное длительное время:

Далее в упражнении приводится текст. Вот отрывок из данного текста:

Helen has been using a social networking site called VKontakte or vk.com since 2007. She has been searching for her classmates and updating the information on her personal page since her registration on this site. She has been uploading her best photos for 3 years. She has been playing computer games for 2 years. Helen has been writing poems and sharing them with her friends since 2010. She has been receiving her friends' comments

since posting her first poem.....

Елена пользуется социальной сетью "ВКонтакте" или vk.com c 2007 года. С момента регистрации на этом сайте она ищет одноклассников и обновляет информацию на своей персональной странице. Три года загружает свои лучшие фото. Два года играет в компьютерные игры. С 2010 года Елена пишет стихи и делится ими со своими друзьями. Она получает комментарии друзей с тех пор, как опубликовала первое стихотворение...... [17: 59-60].

2. Немного похожее задание, и все же несколько другое на закрепление прошедшего длительного времени (The Past Continuous).

Describe in detail what you or members of your family were doing all day last Sunday following the given example. Use the Past Continuous Tense.

Опишите подробно, что вы или члены вашей семьи делали весь день в прошлое воскресенье, следуя данному образцу. Используйте прошедшее длительное время.

Далее также следует пример, как может выглядеть подобный текст:

In the morning at nine o'clock I was having breakfast with my family. From eleven o'clock till twelve o'clock we were walking in the park, admiring nature and breathing fresh air. At one o'clock in the afternoon I was cooking dinner.....

В девять часов вечера я завтракала со своей семьей. С одиннадцати до двенадцати мы гуляли в парке, любовались природой и дышали свежим воздухом. В час дня я готовила обед.....[17: 96-97].

3. На закрепление прошедшего совершенного времени (The Past Perfect) мы предлагаем следующее творческое упражнение:

Guess a successful business person according to the following sentences with the Past Perfect, which refer to the person's biography. Using the Past Perfect compose the sentences of your own about the biography of another successful business person following the given pattern.

Угадайте успешного делового человека по следующим предложениям, относящимся к его биографии, в которых использованы глаголы в прошедшем совершенном времени. Используя прошедшее совершенное время, составьте свои предложения по биографии другого успешного делового человека по данному образцу.

1. He had spent most of his childhood in Marceline, Missouri before his family moved to Kansas City.

2. He had studied at McKinley High School in Chicago and taken drawing and photography classes before he finished school and tried to join the army.

3. After the army had rejected him for being underage he joined the Red Cross and was sent to France for a year to drive an ambulance.

4. When he returned from France he found a job, which became the first step on his career path.

5. He had worked for the Kansas City Film Ad Company before he made a deal with a local Kansas City theatre to screen cartoons.

6. He and his brother Roy founded an animation studio after they had come to Hollywood.

7. They received an Oscar after their first full-length animated film "Snow White and the Seven Dwarfs" had been a great success.

1. Он провел большую часть детства в Марселине, штат Миссури до того, как его семья переехала в Канзас-Сити.

2. Он учился в средней школе Мак-Кинли в Чикаго и брал уроки рисования и фотографии до того, как окончил школу и попытался пойти служить в армию.

3. После того как его отказались взять в армию, поскольку он был несовершеннолетним, он присоединился к Красному Кресту и на год отправился во Францию, где работал водителем санитарной машины.

4. Вернувшись из Франции, он нашел работу, которая стала первым шагом в его карьерном пути.

5. Он работал в компании "Канзас Сити Фильм Эд" до того, как договорился с местным театром Канзас-Сити показывать на экране мультфильмы.

6. Он и его брат Рой основали студию мультипликации после того, как приехали в Голливуд.

7. Они получили "Оскара" после того, как с успехом прошел их первый полнометражный мультфильм "Белоснежка и семь гномов" [17:111-112].

Соответственно, правильный ответ на текст-загадку - Уолт Дисней (Walt Disney).

4. На закрепление простого прошедшего времени (The Past Simple), можно предложить студентам продолжить рассказ.

Complete the following story using only the Past Simple. Преподаватель предлагает обучающимся начало какой-то истории, и студенты по очереди продолжают повествование, используя только простое прошедшее время английского глагола. Одно из обязательных условий задания то, что каждый студент должен произнести не менее пяти предложений.

Пример начала истории:

Once upon a time there lived a lucky man. He was lucky in everything, and often won in the lottery. He always appeared in the right place at the right time. He thought that his run of luck would last forever...

Жил-был когда-то счастливчик. Ему везло во всем, и он часто выигрывал в лотерею. Он всегда появлялся в нужном месте в нужное время. Он думал, что удача будет длиться вечно...

5. Следующее творческое упражнение -это своего рода ролевая игра, целью которой также является тренировка и закрепление простого прошедшего времени английского глагола.

Work in pairs. Interview some famous person (a writer, a politician, a singer, an artist, a fashion designer, etc) and ask him/her how he/she achieved success. Use only the Past Simple during the interview.

Студентам предлагается взять интервью у какого-нибудь знаменитого человека и поговорить с ним/ней о том, как он/ она достигли успеха. В интервью можно использовать только простое прошедшее время (The Past Simple).

В основе ролевой игры лежит организованное общение участников в соответствии с распределенными между ними ролями и игровым сюжетом [18: 95]. Ролевая игра

используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления и развития творческих способностей, а также для формирования общеучебных умений [19: 58-59]. Использование ролевых игр в процессе языкового обучения должно создать условия, чтобы ролевое общение стало стимулом к развитию спонтанной творческой речи коммуникантов [20: 56].

Выводы. Таким образом, применение творческих упражнений на занятиях по английскому языку в вузе способствует более успешному усвоению грамматического материала и повышению учебной мотивации обучающихся. Применение таких упражнений непременно вызовет интерес студентов, поможет им проявить творчество, раскрыть свои способности. Творческий характер грамматических заданий будет способствовать более эффективному взаимодействию преподавателя и студентов, создаст на занятиях позитивную атмосферу, и процесс изучения такого языкового аспекта, как грамматика, станет намного интереснее, увлекательнее и продуктивнее.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Жоровля Д.Д., Фрич С.В. Некоторые аспекты преподавания грамматики английского языка в техническом вузе// Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №7-3 (73). С. 201-203. ISSN: 1997-2911

2. Латыпова Э.Р. Преобразование традиционного обучения грамматике английского языка // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 2. С. 283-285. ISSN: 2075-9908

3. Кузнецова Е.П., Девятова С.А. Роль грамматических навыков в системе формирования иноязычной коммуникативной компетенции // Современная филология: сб. ст. V Междунар. науч. конф. (Самара, март 2017г.) -Самара: Изд-во АСГАРД, 2017. ISBN: 978-59905791-6-3. - С. 53-55.

4. Петруль А.Н. Роль грамматических навыков в коммуникативно-ориентированном обучении иноязычному общению // Теория и практика образования в современном мире: сб.

ст. V Междунар. науч. конф. (СПб, июль 2014г.). - СПб.: СатисЪ, 2014. - С. 172-176. -URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/6003/

5. Королькова А.В. Исследование грамматики английского языка на примере овладения ее основами носителями языка и российскими учащимися средней школы // Научно-исследовательские публикации. 2015. №8(28). С.25-29 ISSN: 2308-1732

6. Киселева З.А., Божик С.Л., Белина Н.В. Об эффективности использования интерактивных технологий при обучении грамматике английского языка в вузе // Инновационные идеи и подходы к интегрированному обучению иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в системе высшего образования: сб. междунар. школы-конференции 27-30 марта 2017 г. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2017. ISBN: 978-5-7422-5661-8. -С. 227-230.

7. Jack C. Richards and Theodore S. Rodgers Approaches and Methods in Language Teaching. Second Edition. Cambridge University Press, 2003. - 270 c.

8. Julian G. Elliott, Neil R. Hufton, Wayne Willis and Leonid Illushin Motivation, Engagement and Educational Performance. International Perspectives on the Contexts for Learning. Palgrave Macmillan, 2005. - 272 c.

9. Миронова М.Ю. Применение игрового метода при обучении студентов грамматике английского языка // Проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков: сб. науч. ст. Вып. 12. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. ISBN: 978-5-7310-2596-6. - С. 123-126.

10. Нестерова С.В. К проблеме обучения коммуникативной грамматике иностранного языка в вузе // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2016. № 2. С. 128-138. ISSN: 2224-9389

11. Молодых-Нагаева Е.Г. Обучение иностранному языку: грамматика // Теория и практика общественного развития. 2015. № 21. С. 274-276.ISSN: 1815-4964.

12. Маркушевская Л.П., Столярова О.И. Грамматические задания по английскому языку для самостоятельной работы студентов. СПб.: Литон, 2000. - 128 с.

13. Булина И.Ю., Воробъева А.М. Mind Your Grammar: Учебно-методическое пособие по технике перевода. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. - 80 с.

14. Черенкова Н.И., Нестерова О.А.

Практический курс английской грамматики для студентов-экономистов: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - 214 с.

15. Березина О.А., Шпилюк Е.М. Английский язык для студентов университетов. Упражнения по грамматике. - СПб.: Изд-во "Союз", 2001. - 256 с.

16. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка: (Из опыта работы). Пособие для учителя. Изд. 2-е. - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.

17. Киселева З.А. Английский без проблем. Грамматика и разговорные темы. - СПб.: Питер, 2014. - 336 с.

18. Тополева О.В. Комплекс упражнений, направленный на формирование линг-вострановедческой компетенции студентов // Языковое образование в вузе: метод. пособие для преподавателей высшей школы, аспирантов и студентов. - СПб.: Каро, 2005. -С. 88-101.

19. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. - СПб.: Каро, Минск: Изд-во "Четыре четверти", 2006. -192 с.

20. Баграмянц М.Л., Баграмянц Н.Л. Ролевая игра как средство формирования социокультурной компетенции студентов-экономистов в техническом вузе // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2009. № 1 (7). С. 193-196 ISSN: 2074-0530

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Zhorovlya D.D., Frich S.V. Nekotoryie aspect propodavaniya grammatiki angliyskogo yazyka v technicheskom vuze // Filosovskiye nauki. Voprosy teorii I praktiki. 2017. № 7-3 (73). С. 201-203.ISSN: 1997-2911

2. Latypova E.P. Peobrazovaniye traditzionnogo obucheniya grammatike angliyskogo yazyka // Istoricheskaya I sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'. 2014. № 2. С. 283-285. ISSN: 2075-9908

3. Kuznetsova E.P., Devyatova S.A. Rol' grammaticheskih navykov v systeme formirovaniya inoyazychnoy kommunikativnoy kompetentsii // Sovremennaya filologiya: sbornik statey V Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentzii (Samara, mart 2017) - Samara: Izd-vo ASGARD, 2017. ISBN: 978-5-9905791-6-3. - С. 53-55.

4. Petrul'A.N. Rol'grammaticheskih navykov v kommunikativno-orientirovannom obuchenii inoyazychnomu obzheniyu // Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: sbornik statey V Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentzii (SPb, iyul'2014). - SPb.: Satis, 2014 - С. 172-176. -URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/6003/

5. Korol'kova A.V. Issledovaniye grammatiki angliyskogo yazyka na primere ovladeniya eyo osnovami nositelyami yazyka I rossyskimi uchazhimisya sredney shkoly // Nauchno-issledovsatel'skiye publikatzii. 2015. № 8(28). С. 25-29 ISSN: 2308-1732

6. Kiseleva Z.A., Bozhik S.L., Belina N.V. Ob effektivnosti ispol'zovaniya interaktivnyh technologiy pri obuchenii grammatike angliyskogo yazyka v

vuze // Innovatsionnyi idei i podhody k integrirovannomy obucheniyu inosrannym yazykam i professional'nym distsiplinam v systeme vysshego obrazovaniya: Sbornik mezhdunarodnoy shkoly-konferentzii 27-30 marta 2017. Spb.: Izd-vo Politechnicheskogo unifersiteta, 2017. ISBN: 9785-7422-5661-8 .- C 227-230.

7. Jack C. Richards and Theodore S. Rodgers Approaches and Methods in Language Teaching. Second Edition. Cambridge University Press, 2003. - 270 c.

8. Julian G. Elliott, Neil R. Hufton, Wayne Willis and Leonid Illushin Motivation, Engagement and Educational Performance. International Perspectives on the Contexts for Learning. Palgrave Macmillan, 2005. - 272 c.

9. Mironova M.Yu. Primeneniye igrovogo metoda pri obuchenii studentov grammatike angliyskogo yazyka // Problemy filologii I metodiki prepodavaniya inostrannyh yazykov: Sbornik nauchnyh statey. Vypusk 12. - SPb.: Izd-vo SPbGUEF, 2010. ISBN: 978-5-7310-2596-6. -C 123-126.

10. Nester ova S.V. K problem obucheniya kommunikativnoy grammatike inostrannogo yazyka v vuze // Vestnik Permskogo natzional'nogo issledovatel'skogo politechnicheskogo universiteta. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki. 2016.№2. C 128-138.ISSN: 2224-9389

11. Molodyh-Nagaeva E.G. Obucheniye inostrannomu yazyku: grammatika // Teoriya i praktika obzhestvennogo razvitiya. 2015. № 21. C 274-276.ISSN: 1815-4964.

12. Markushevskaya L.P., Stolyarova O.I. Grammaticheskiye zadaniya po angliyskomu

yazyku dlya samostoyatel'noy raboty studentov. SPb.: Liton, 2000. - 128 c.

13. Bulina I.Yu., Vorobeva A.M. Mind Your Grammar: Uchebno-metodicheskoye posobiye po technike perevoda. - SPb.: Izd-vo SPbGUEF, 2001. - 80 c.

14. Cherenkova N.I., Nester ova O.A. Prakticheskiy kurs angliyskoy grammatiki dlya studentov-ekonomistov: uchebnoye posobiye. -SPb.: Izd-vo SPbGUEF, 2008. - 214 c.

15. Berezina O.A., Shpilyuk E.M. Angliyskiy yazyk dlya studentov universitetov. Uprazhneniya po grammatike. - SPb.: Izd-vo "Soyuz", 2001. - 256 c.

16. Stronin M.F. Obuchayuzhiye igry na uroke angliyskogo yazyka: (Iz opyta raboty). Posobiye dlya uchitelya. Izd. 2-ye. - M.: Prosvezheniye, 1984. - 112 c.

17. Kiselyova Z.A. Angliyskiy bez problem. Grammatika i razgovornyie temy. - SPb.: Piter, 2014. - 336 c.

18. Topoleva O.V. Kompleks uprazhneniy, napravlennyi na formirovaniye lingvostranovedcheskoy kopetentzii studentov // Yazykovoye obrazovaniye v vuze: metodicheskoye posobiye. - SPb.: Karo, 2005.- C. 88-101.

19. Konysheva A.V. Igrovoy metod v obuchenii inostrannomu yazyku. - SPb.: Karo, Minsk: Izd-vo "Chetyre chetverti", 2006. - 192 c.

20. Bagramyntz M.L., Bagramyantz N.L. Rolevaya igra kak sredstvo formirovaniya sotziokul'turnoy kompetentzii studentov-ekonomistov v technicheskov vuze // Izvestiya Moskovskogo gosudarstvennogo technicheskogo universiteta MAMi. 2009. № 1 (7). C 193-196 ISSN: 2074-0530

Kiselyova Zoya A. Application and Role of Creative Exercises in Teaching English Grammar in High School. This article is devoted to the application and role of creative exercises in teaching English grammar in high school. The article deals with the problems associated with the teaching of grammar, as well as the difficulties encountered by the teacher and students in the process of teaching and learning this language aspect. Grammar has always been and still is the subject of active debate. The article proves the great significance of grammar as the most important aspect of teaching a foreign language, without the basics of which communication is impossible. The article touches upon the issues concerning different approaches and different attitude towards grammar, offers some conclusions from the experience of teaching this aspect in high school. The article points to the need for a creative approach to grammar classes in order to increase students' motivation to study this language aspect. It is emphasized that the creative component of the lesson will make the learning process not only informative, but also entertaining and most importantly productive. The article analyzes some University textbooks on grammar, provides an example of the textbook where you can find creative grammar exercises. There are examples of interesting, original exercises on the English verb tenses, designed to change the attitude of students to the seemingly boring aspect of the language and one of the most difficult grammatical topics to study. At the end of the article it is concluded that the use of creative

grammar exercises will help to increase students' interest in learning, as well as they will lead to more effective and positive interaction of the teacher and students.

TEACHING FOREIGN LANGUAGE GRAMMAR; THE MOST IMPORTANT ASPECT OF THE LANGUAGE; GRAMMATICAL SKILLS; COMMUNICATION; CREATIVE APPROACH IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE; UNIVERSITY GRAMMAR TEXTBOOKS; CREATIVE COMPONENT OF A LESSON; CREATIVE GRAMMAR EXERCISES; INCREASING MOTIVATION; INTERACTION OF THE TEACHER AND STUDENTS; ENTERTAINING, CREATIVE LEARNING PROCESS

Citation: Kiselyova Z.A. Application and Role of Creative Exercises in Teaching English Grammar in High School. Teaching Methodology in Higher Education. 2018. Vol. 7. No 27. P. 71-79. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.27.7

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.