Научная статья на тему 'Применение государственно-частного партнерства как эффективного механизма развития жилищно-коммунальной сферы Ростовской области'

Применение государственно-частного партнерства как эффективного механизма развития жилищно-коммунальной сферы Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ЧАСТНЫЙ ИНВЕСТОР / БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зданевич У.А.

Одной из наиболее серьезных проблем российских регионов является слабое развитие общественной инфраструктуры. Государственно-частное партнерство может стать выходом из создавшегося положения. В таких условиях растет интерес бизнеса к государственной поддержке, которая позволит не только значительно снизить риски частных инвестиций, но и повысить надежность инвестиционных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение государственно-частного партнерства как эффективного механизма развития жилищно-коммунальной сферы Ростовской области»

применение

государственно-частного партнерства как эффективного механизма развития жилищно-коммунальной сферы ростовской области

у. а. зданевич,

аспирант кафедры теорий и технологий в менеджменте Южный федеральный университет E-mail: ulaz@mail. ru

Одной из наиболее серьезных проблем российских регионов является слабое развитие общественной инфраструктуры. Государственно-частное партнерство может стать выходом из создавшегося положения. В таких условиях растет интерес бизнеса к государственной поддержке, которая позволит не только значительно снизить риски частных инвестиций, но и повысить надежность инвестиционных проектов.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиционный проект, частный инвестор, бюджет.

Оценивая перспективу развития экономики в ближайшие несколько лет, можно сказать о необходимости внесения изменений в концепцию функционирования отрасли коммунальной инфраструктуры. Так как основными источниками привлечения инвестиций на безвозвратной основе в настоящее время являются долгосрочные целевые программы федерального и регионального уровней, а также Инвестиционный фонд РФ, есть необходимость перейти от ожидания бюджетного финансирования к формированию и развитию устойчивых моделей государственно-частного партнерства.

Такие модели помогут привлечь внебюджетное и внетарифное финансирование со стороны частных инвесторов в условиях экономического кризиса в коммунальные сферы. Так как в этой отрасли отсутствуют достаточно долго структурные изменения, системы теплоснабжения, водоснабжения, канализации в последние годы не были объектом практически ни одного крупного проекта модерни-

зации и реконструкции за счет средств инвестора. Инвестиции в инфраструктуру ограничивались в основном бюджетными источниками и осуществлялись в рамках целевых программ либо инвестиционных программ организаций коммунального комплекса за счет тарифной выручки. Такое положение дел обусловлено позицией региональных и муниципальных властей, ожидавших федеральных инвестиций, в том числе ассигнований из Инвестиционного фонда РФ.

В формировании устойчивых моделей взаимодействия частного бизнеса и государства в коммунальной отрасли должны быть заинтересованы обе стороны. Органы местного самоуправления несут законодательно установленную обязанность по обеспечению проживающего на соответствующей территории населения коммунальными услугами соответствующего качества.

Инвесторы заинтересованы в том, чтобы включать объекты коммунальной инфраструктуры в свой бизнес, поскольку это означает стабильность их деятельности и возможность получения гарантированного дохода в течение длительного периода времени при условии квалифицированного управления инвестициями (что весьма актуально в существующих условиях финансовой нестабильности). Длительность периода получения гарантированного дохода позволяет реализовать в коммунальной сфере достаточно значительные по объему инвестиционные программы, привлекая для этого как государственное финансирование на безвозвратной основе, так и кредитные ресурсы финан-

- 37

совых институтов развития (Внешэкономбанка, Европейского банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и т. п.).

В то же время в соответствии с российским законодательством за органами местного самоуправления сохраняются значительные рычаги влияния на организацию коммунального комплекса. Это тарифное регулирование и осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.

При взаимопонимании публичной власти и частных инвесторов, а также при использовании опыта реализации соответствующих проектов, в том числе с привлечением квалифицированных консультантов, применение модели государственно-частного партнерства должно способствовать сохранению и увеличению темпов реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, даже в условиях кризиса.

Наиболее значительный инвестиционный проект в коммунальной отрасли, отобранный для финансирования за счет средств Инвестиционного фонда, — это Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области [15]. Основными целями этого проекта являются:

• ликвидировать дефицит питьевой воды в г. Ростове-на-Дону и населенных пунктах юго-запада Ростовской области;

• повысить качество питьевой воды до полного соответствия нормативным требованиям Российской Федерации;

• обеспечить инфраструктурой водоснабжения и водоотведения строительство

нового жилья в объеме 12,6 млн м2 (на 781 тыс. жителей);

• улучшить здоровье населения;

• создать 1 170 рабочих мест;

• повысить инвестиционную привлекательность региона;

• обеспечить санитарно-гигиеническую и экологическую безопасность территории города и реки Дон в ее нижнем течении, бассейнов Черного и Азовского морей;

• создать предпосылки для развития туризма и строительства рекреационных объектов. Организационная схема реализации этого проекта представлена на рис. 1.

38 -

6,66

24,542

□ Инвестиционный фонд РФ

2,267 □ Консолидированный бюджет области

□ Внебюджетные источники

Источник: составлено автором на основе данных [15]. Рис. 2. Источники финансирования проекта, млрд руб.

Стоимость вышеуказанного проекта, финансируемого в 2007—2021 гг., более 33,4 млрд руб. (рис. 2).

Основным внебюджетным источником финансирования выступает концерн «Евразийский», который собирается вложить в водопроводно-ка-нализационное хозяйство более 24 млрд руб. Предполагается, что окупаемость инвестиций составит 20 лет после начала реализации проекта (к 2027 г.) и будет достигнута за счет оптимизации водоснабжения и сокращения непроизводительных затрат, а также увеличения численности абонентов.

Реализация проекта происходит в 3 этапа (табл. 1). Экономические показатели проекта: 1) финансовая эффективность:

• критерий чистой приведенной стоимости NPV = 3 793 176 тыс. руб;

• критерий внутренней нормы доходности IRR = 9,66 %;

• средневзвешенная стоимость капитала WACC = 5,99 %;

• период окупаемости инвестиционного проекта, Playback period = 20 лет;

Город Ростов-на-Дону

Договор аренды водоснабжения и водоотведения

Частный партнер

ОАО«Вода Ростова»

Договор управления

ОАО «ПО Водоканал»

Источник: Составлено автором на основе данных [15]. Рис. 1. Организационная схема реализации проекта

ПОТРЕБИТЕЛИ

Таблица 1

Три этапа реализации проекта, млн руб.

Этап проекта, год Всего Инвестиционный фонд Бюджет субъекта РФ Бюджет муниципального образования Собственные средства инвестора

Всего по проекту 33 470,77 6 660,29 2 018,5 249,48 24 542,5

I этап 13 724,28 6 660,29 2 018,5 249,48 4 796,01

2008 515,31

2009 1 694,29

2010 2 406,72

2011 2 043,97

II этап 2012—2016 9 601,09 — — — 9 601,09

III этап 2017—2021 10 145,4 — — — 10 145,4

Источник: составлено автором на основе данных [15].

• удельная финансовая эффективность инвестиционного проекта RFA = 0,24;

2) бюджетная эффективность (показатель рассчитан на 10 лет, так как для расчета на период жизненного цикла проекта — 25 лет — не доступны макроэкономические прогнозы):

• индекс бюджетной эффективности PIB = 1,81;

3) экономическая эффективность (на 10 лет):

• интегральный индикатор экономической эффективности инвестиционного проекта ЭТ = 0,024 %;

• показатель макроэкономической эффективности инвестиций PIGDR = 5,16

Для понимания сущности применяемого механизма государственно-частного партнерства [4] предлагается рассмотреть схему привле-

Муниципалитет г.Ростова-на-Дону

Договор аренды + Договор управления

ОАО «ПО ВОДОКАНАЛ»

Потребители услуг водоснабжения

Финансирование подрядных работ

~~П

Рис. 3. Схема привлечения долгосрочного финансирования проекта

Отделимые модернизации.

лйъмггм яр;тки-Аттг*~га

чения долгосрочного финансирования в проект (рис. 3).

В настоящее время водоканал города Ростова-на-Дону помимо мегаполиса снабжает водой жителей Аксая и Батайска. К 2027 г., кроме этих городов, абонентами предприятия станут жители Аксайского, Азовского, Неклиновского и Мясниковского районов. В настоящее время осуществляется первый этап реализации программы «Развитие инфраструктуры водоснабжения и водоотведения города Ростова-на-Дону», срок реализации — 2007-2011 гг.

Планируется поострить второй водозабор с очистными сооружениями общей производительностью 150 тыс. м3 воды в сутки, это самый грандиозный объект программы. Вследствие этого появится

возможность интенсивно застраивать Левенцовский район, а освободившиеся в Александровке объемы будут направлены на водоснабжение новых районов города в северной его части и ряда прилегающих к Ростову территорий.

В целях реализации комплексного инвестиционного проекта «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области» 09.12.2008 между Министерством регионального развития РФ и Администрацией Ростовской области подписано Соглашение «О предоставле-

ооо

«ВодоканалСтройКомплект»

Генеральный подрядчик

Таблица 2

Фактическое финансирование инвестиционного проекта, млн руб.

Показатель Всего Средства инвестора Инвестиционный фонд Областной бюджет Местный бюджет

Предусмотрено проектом 3 735,29 2 499,08 515,31 680,9 40,0

Фактическое выполнение 3 359,2 2 333,23 — 862,88 163,09

В том числе за 2008 г. 3 342,52 2 311,55 — 867,88 163,09

Предусмотрено проектом 2 935,08 1 999,27 515,31 400,5 20,0

Фактическое финансирование 1 576,71 825,48 0 608,14 143,09

Фактическое выполнение 1 624,28 866,15 0 615,04 143,09

Источник: составлено автором на основе данных [11].

нии бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации для реализации комплексного инвестиционного проекта «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области» [11].

В связи с отсутствием на федеральном уровне бюджетной классификации по субсидиям Инвестиционного фонда предусмотренные в 2008 г. 515,31 млн руб. Ростовской областью не получены.

Фактическое выполнение и финансирование инвестиционного проекта представлено в табл. 2.

Ожидаемый эффект от реализации данной программы предполагается следующий:

• увеличится численность абонентов — до 2 млн человек;

• создание водопроводно-канализационной инфраструктуры позволит построить 12,6 млн м2 нового жилья, в том числе 6 млн м2 — в Ростове-на-Дону;

• сократится численность аварий в коммунальных сетях на 33 %;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• уменьшится потребление электроэнергии на 20 млн кВт-ч [3].

Вследствие этого государство получит следующие экономические выгоды:

• дополнительные поступления налогов в федеральный бюджет — 13 280 млн руб.;

• дополнительные поступления в региональные бюджеты — 12 500 млн руб.;

• вклад 1,7 % в рост ВВП Ростовской области за пять лет реализации проекта. Программа строительства и реконструкции

объектов водоснабжения и водоотведения Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области является одним из глобальных документов, определяющих дальнейшее развитие этих городов и окрестных территорий.

В рамках другой программы — «Чистый Дон», которая будет реализовываться параллельно, намечено строительство завода по сжиганию канализаци-

4 - 2250,39

1 - 1055,6

- 1011,28

3 - 149,46

Рис. 4. Финансирование проекта «Чистый Дон», млн руб.: 1 — Инвестиционный фонд РФ; 2 — бюджет Ростовской области; 3 — бюджет г. Ростова-на-Дону;

4 — ООО «АБВК — Эко»

онного (илового) осадка. Без этой программы функционирование второго водозабора невозможно.

Участниками регионального инвестиционного проекта «Чистый Дон», с одной стороны, стало ООО «АБВК-Эко», с другой стороны, Администрация Ростовской области и Администрация города Ростова-на-Дону, привлекающие средства Инвестиционного фонда РФ, в качестве целевой субсидии.

Целью данного проекта является строительство и реконструкция элементов системы водоотведения города Ростова-на-Дону, которые обеспечат подключение новых потребителей к централизованной системе водоотведения, а также улучшат качество очистки сточных вод на очистных сооружениях канализации.

Для реализации инвестиционного проекта предполагается использование как средств частного инвестора, так и бюджетных средств.

Общая стоимость регионального инвестиционного проекта (с НДС, в ценах соответствующих лет) — 4 466,72 млн руб. (рис. 4) [18].

Для жителей Ростова-на-Дону реализация этих инвестиционных проектов скажется на значительном улучшении качества жизни. По оценкам проектировщиков, срок службы новых коммуникаций составит около 50 лет.

Благодаря надежности и высокой ремонтопригодности новые водоводы и объекты коммунального хозяйства помогут экономить на эксплуатации

значительные финансовые ресурсы. Благодаря реализации программы население и бизнес смогут планировать свои расходы на ЖКХ, и будет обеспечена экологическая безопасность реки Дон.

Список литературы

1. БруссерП., Рожкова С. Государственно-частное партнерство — новый механизм привлечения инвестиций // Рынок ценных бумаг. 2007. № 2. С. 30—35.

2. Власенко К. Стратегические амбиции Дона // Вестник донской экономики. 2007. № 6. С. 15—17.

3. Вода Ростова. URL: http://rostov-dom. info/2010/02/voda-rostova-na-donu/#V. %20 «Вода %20Ростова». (Дата обращения 08.02.2010).

4. Касаткин А. Инвестиционные проекты, финансируемые из федерального бюджета: методы оценки эффективности // Российский экономический журнал. 2006. № 2. С. 63—67.

5. Крекотнев С., Иванов О. Государственно-частное партнерство в реализации национальных проектов и программ // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 9. С. 19—27.

6. О концессионных соглашениях: Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 04.12.2007).

7. О внесении изменений в Областной закон «Об Областной целевой программе «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области» на 2006—2010 годы: областной закон Ростовской области от 03.08.2007 № 754-ЗС.

8. О поддержке инвестиционной деятельности на территории Ростовской области: областной закон от 18.09.2002 № 268-ЗС.

9. О порядке оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности организаций из областного бюджета: постановление Администрации Ростовской области от 16.08.2005 № 91.

10. О стратегии привлечения инвестиций Ростовской области: постановление Законодательного

Собрания Ростовской области от 28.06.2004 № 402 (в ред. постановления Законодательного Собрания Ростовской области от 15.09.2005 № 1063).

11. О предоставлении бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации для реализации комплексного инвестиционного проекта «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области»: соглашение № 527.

12. Об инвестиционном фонде Российской Федерации: постановление Правительства РФ от

23.11.2005 № 694 (в ред. от 31.10.2007).

13. Об инвестициях в Ростовской области: Областной закон от 01.10.2004 № 151-ЗС.

14. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25.02.1999 (с изменениями от 2 января 2000 г., 22 августа 2004г., 2 февраля, 18 декабря 2006 г, 24 июля 2007 г.) № 39-ФЗ.

15. Паспорт инвестиционного проекта «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области»: утверждено распоряжением Правительства РФ от

30.11.2006 № 1708-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 20.09.2008 № 1375-р)

16. Федосова Р. Н., Хокшанова Е. П., Пименов С. В. Методология разработки региональной инвестиционной стратегии с учетом социальных приоритетов // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 11 (104). С. 18-23.

17. Фролова И. В. Инвестиционный потенциал региона: разработка системы оценок // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 16 (109). С. 25-33.

18. URL: http://www. evraziyskiy. ru/projects/ clean don.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ И СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации — 6 000 рублей (НДС не облагается) за две журнальные страницы формата А4.

Тел./факс: (495) 721-85-75 www.fin-izdat.rupost@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.