Научная статья на тему 'Применение балльно-рейтинговой системы оценки самостоятельной работы студентов'

Применение балльно-рейтинговой системы оценки самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гапоненко А. В.

В работе раскрываются основные критерии оценки качества самостоятельной работы студентов и методы её контроля, рассмотрены особенности применения балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов. На примере дисциплины «Экономика предприятия» показано распределение балльной структуры оценки по видам самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гапоненко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение балльно-рейтинговой системы оценки самостоятельной работы студентов»

ПРИМЕНЕНИЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ1

© Гапоненко А.В.*

Краснодарский филиал Российского государственного торгово-экономического университета, г. Краснодар

В работе раскрываются основные критерии оценки качества самостоятельной работы студентов и методы её контроля, рассмотрены особенности применения балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов. На примере дисциплины «Экономика предприятия» показано распределение балльной структуры оценки по видам самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов формирует готовность к самообразованию, создает основу непрерывного образования, дает навыки постоянного повышения своей квалификации. Именно самостоятельная работа позволяет формировать профессиональную компетентность будущих специалистов. Самостоятельная работа призвана содействовать оптимальному усвоению студентами учебного материала, обеспечивая развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании [1, с. 5].

Разработка преподавателем комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести учебные и методические пособия, практикумы, вопросы для самоконтроля, банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных, расчетные и моделирующие программы, автоматизированные обучающие и контролирующие системы, информационные базы дисциплины и группы родственных дисциплин и т.д. [3, с. 31-32].

В качестве основных критериев оценки самостоятельной работы студентов можно использовать следующие [4, с. 56-57]:

1. соответствие темы и содержания;

2. актуальность темы;

3. логичность построения работы;

4. охват всех вопросов, затрагивающих проблему;

5. новизна подхода к проблеме;

1 Работа поддержана целевой программой Министерства образования и науки Российской Федерации проект№ 3.1.1/4181.

* Доцент кафедры Экономики и управления на предприятии, кандидат экономических наук, доцент.

6. глубина подхода к анализу проблемы;

7. соответствие теории и фактического материала;

8. наличие собственных мыслей в работе;

9. оригинальность работы;

10. ссылки на цитируемые работы и данные;

11. правильность оформления работы;

12. выполнение работы в установленный срок.

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов её контроля, среди которых можно выделить следующие:

- «входной» контроль знаний и умений студентов при начале изучения дисциплины;

- текущий контроль, т.е. регулярное отслеживание уровня усвоения материала на занятиях;

- промежуточный контроль по окончании изучения раздела дисциплины;

- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;

- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

Дифференцированный по уровням сложности заданий тестовый контроль знаний и умений студентов позволяет ранжировать студентов по степени овладения соответствующими знаниями и умениями, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной самостоятельной работы, способствует выявлению темпов и результативности обучения каждого студента. Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить учебно-методические подходы к обучению дисциплине, индивидуализировать процесс обучения.

Так, при модульном обучении формирование системы оценок может осуществляться следующим образом [5, с. 68]:

- за каждую работу в модуле начисляется определенное количество баллов и путем суммирования всех возможных оценок определяет -ся максимальное количество баллов, которое студент может набрать за семестр (по всем работам в рамках учебной дисциплины);

- в зависимости от сложности работы (самостоятельной или групповой) могут применяться различные шкалы оценки, т.е. чем сложнее задание, тем большее количество баллов за его выполнение может получить студент;

- критерий оценки - качество выполнения, т.е. соответствие определенным требованиям, которые предъявлялись к данному виду работы изначально;

- в конце семестра определяется общая сумма баллов и принимает -ся решение о допуске к зачету или экзамену. «Планка допуска» может устанавливаться по сумме «проходных» баллов за каждый модуль, определяющих уровень приобретения студентом знаний и умений в рамках соответствующих компетенций.

Общая оценка по дисциплине может определяться на дифференцированном зачете или экзамене с учетом весовых коэффициентов (И), присвоенных каждому модулю. Значения весовых коэффициентов могут определяться с учетом объема часов и сложности учебного материала модуля. Так, итоговый балл (рейтинг) за дисциплину может быть рассчитан по формуле:

ИБ (К) =

/=1

где к, - весовой коэффициент /-го модуля:

например: к1 = 0,4; к2 = 0,3; ...; к^ = 0,2;

п

IК = 1

1=1

где А, - оценка, полученная за /-ый модуль.

Рейтинг - это сумма баллов, набранная студентом в процессе изучения дисциплины, и рассчитанная по определенным формулам. В ряде систем показатель рейтинга совпадает с оценкой знаний и умений студента при проведении контрольных мероприятий. В этом случае базовый вес каждого модуля рассчитан заранее. В других же показатель рейтинга определяется по довольно сложным формулам с учетом стартового оценоч-ного показателя знаний и умений студента, ожидаемой оценки качества выполнения испытания и других величин [2, с. 214-215].

В первом случае сумма баллов, полученных по каждому модулю в процессе изучения дисциплины и на экзамене, с учетом весовых коэффициентов, составит итоговый рейтинг студента по данной дисциплине, а рейтинг по всем дисциплинам семестра образует суммарный рейтинг студента, который и будет внесен в рейтинг-лист.

Во втором случае рейтинг студента (Я) вычисляется по формуле:

К = + К ■ (Б - Б')

где К - стартовый рейтинг студента;

К - коэффициент значимости (весомости) контрольного испытания;

Б' - ожидаемая оценка качества выполнения испытания;

Б - реальная оценка качества выполнения испытания.

Все результаты, достигнутые студентом на каждом этапе текущего, промежуточного и итогового контроля, оцениваются в баллах. Все набранные баллы суммируются и составляют индивидуальный интегральный индекс. Цель студента - набрать максимальное число баллов.

При рейтинговой системе резко возрастает роль текущего и промежуточного контроля, поскольку текущий контроль дает до 30-35 % общей максимальной оценки в баллах, промежуточный - до 20-25 %, а практические занятия и курсовая работа - до 25 %. Доля баллов, полученных на экзамене, обычно не превышает 20 % от общей оценки самостоятельной работы студента. Такая система стимулирует повседневную систематическую работу студентов, значительно повышает состязательность в обучении, исключает случайное завышение оценки при сдаче экзамена.

Расчет количества баллов по каждому виду самостоятельной работы студента для учебного модуля складывается из суммы ориентировочных затрат времени на выполнение каждого вида обязательных и дополнительных заданий. При этом общий объем времени на аудиторную и внеаудиторную работу студента по всем учебным модулям регламентируется отведенным учебным планом итоговым временем освоения дисциплины.

Так, для дисциплины «Экономика предприятия» в учебном плане бакалавра экономики отведено 226 часов. В табл. 1 представлена шкала оценок для дисциплины «Экономика предприятия».

Таблица 1

Шкала оценок для дисциплины «Экономика предприятия»

Соответствие систем оценок успеваемости студентов Максимум баллов

неудовлетворительно удовлетворительно хорошо отлично

Р (2) БХ (2+) Е (3) о (3+) С (4) в (5) А (5+)

< 73 73-108 109-126 127-144 145-180 181-198 199-226 226

Согласно распределению трудоемкости дисциплины «Экономика предприятия» по видам работы студента, затраты времени на освоение программы курса имеют следующую структуру:

- на лекции приходится порядка 30 часов (13,2 %);

- на практические занятия (семинары) - 64 часа (28,3 %);

- на самостоятельную работу студентов - 96 часов (42,5 %), включая выполнение курсовой работы (16 часов или 7,1 %);

- экзамен - 36 часов (16 %).

Всего затрат времени - 226 часов (100 %).

В связи с этим балльная структура оценки для дисциплины «Экономика предприятия» может быть следующей:

1. Посещение лекций: от 15 до 30 баллов.

2. Присутствие на семинарах: от 35 до 64 баллов.

3. Выполнение самостоятельной работы:

- информационное сообщение: от 0 до 4 баллов;

- опорный конспект: от 2 до 6 баллов;

- реферат: от 6 до 9 баллов;

- эссе: от 8 до 16 баллов;

- решение ситуационных задач (кейсов): от 12 до 20 баллов;

- курсовая работа: от 10 до 16 баллов.

4. Контрольная работа по модулю: от 15 до 25 баллов.

5. Экзамен (итоговая контрольная работа): от 25 до 36 баллов.

Таким образом, максимальное количество баллов ограничивается

учебной трудоемкостью дисциплины (226 баллов - оценка «А»), нижняя граница определяется обязательными требованиями к посещению занятий и выполнению различных видов работы студентами в процессе изучения дисциплины, включая сдачу экзамена, и составляет 128 баллов, что соответствует оценке «D».

При организации самостоятельной работы преподаватели должны стремиться пробудить у студентов желание стать самостоятельными исследователями в овладении знаниями, умениями и навыками для своей будущей профессии. Выполнение заданий самостоятельной работы призвано развить и закрепить у студентов необходимые для этого качества.

Применение в учебном процессе предложенной балльно-рейтинговой системы оценки существенно повысит качество образовательного процесса, а также будет способствовать переходу на двухуровневую систему подготовки специалистов.

Список литературы:

1. Измайлова М. А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: Методическое пособие. - М.: Дашков и К°, 2009. - 64 с.

2. Педагогические технологии / Под общ. ред. B.C. Кукушина. - Рос-тов-н/Д: МарТ; Феникс, 2010. - 333 с.

3. Пьянин B.C. Теория и технология сопровождения учащихся педаго-гом-наставником (тьютором) в образовательном учреждении. Методические рекомендации. - М.: Перспектива, 2009. - 64 с.

4. Розанова Н.М. Письменная работа студента и аспиранта: как добиться совершенства / Н.М. Розанова. - М.: Экономика, 2009. - 124 с.

5. Современные образовательные технологии / Кол. авторов; под ред. Н.В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.