Научная статья на тему 'Прикладные аспекты подготовки и развития самоэффективности практических психологов'

Прикладные аспекты подготовки и развития самоэффективности практических психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГА / УСПЕШНАЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / ЭМПАТИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / EFFICIENCY / SELF-EFFICACY / COMPETENCE / APPLIED PSYCHOLOGY / PROFESSIONAL FORMATION OF A PSYCHOLOGIST / A SUCCESSFUL PROFESSIONALIZATION / REFLECTION / EMPATHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хакунова Фатимет Пшимафовна, Шавернева Юлия Юрьевна

В данном исследовании представлены стратегии, подходы и методы профессионального и личностного развития студентов-психологов, в качестве основных инструментов и средств деятельности которых выступает их собственная личность. Рассмотрены критерии самоэффективности практических психологов (деятельностный, коммуникативный и личностный), способствующие развитию представлений человека о своих возможностях, потенциях и способностях стать продуктивным практическим психологом. Осуществление предстоящей деятельности, поведения, общения в сочетании с уверенностью в том, что он сумеет реализовать себя в них и достичь ожидаемого объективного и субъективного эффекта, способствует развитию самоэффективности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хакунова Фатимет Пшимафовна, Шавернева Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLIED ASPECTS OF TRAINING AND DEVELOPMENT OF SELF-EFFICACY OF PRACTICAL PSYCHOLOGISTS

This study presents strategies, approaches and methods of professional and personal development of students psychologists whose own personality serves as basic tools and means of activity. The paper examines the criteria for self-efficacy of practical psychologists (activity, communicative and personal), contributing to the development of notions of a man about his capabilities, potentials and abilities to become productive practical psychologist. Implementation of future activities, conduct and communication, coupled with the certainty that he will be able to realize himself in them and to reach the expected objective and subjective effect, contributes to the development of self-efficacy of students.

Текст научной работы на тему «Прикладные аспекты подготовки и развития самоэффективности практических психологов»

УДК 159.9 ББК 88.411.9 Х 16

Ф.П. Хакунова

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: Pedagog-84@mail.ru

Ю.Ю. Шавернева

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: yushaverneva@yandex.ru

ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ И РАЗВИТИЯ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ

(Рецензирована)

Аннотация. В данном исследовании представлены стратегии, подходы и методы профессионального и личностного развития студентов-психологов, в качестве основных инструментов и средств деятельности которых выступает их собственная личность. Рассмотрены критерии самоэффективности практических психологов (деятельностный, коммуникативный и личностный), способствующие развитию представлений человека о своих возможностях, потенциях и способностях стать продуктивным практическим психологом. Осуществление предстоящей деятельности, поведения, общения в сочетании с уверенностью в том, что он сумеет реализовать себя в них и достичь ожидаемого объективного и субъективного эффекта, способствует развитию самоэффективности студента.

Ключевые слова: эффективность, самоэффективность, компетентность, прикладная

психология, профессиональное становление психолога, успешная профессионализация, рефлексия, эмпатия, компетенции.

F.P. Khakunova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Educational Psychology Department, Adyghe State University; E-mail: Pedagog-84@mail.ru

Yu.Yu. Shaverneva

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Educational Psychology Department, Adyghe State University; E-mail: yushaverneva@yandex. ru

APPLIED ASPECTS OF TRAINING AND DEVELOPMENT OF SELF-EFFICACY OF PRACTICAL PSYCHOLOGISTS

Abstract. This study presents strategies, approaches and methods of professional and personal development of students psychologists whose own personality serves as basic tools and means of activity. The paper examines the criteria for self-efficacy of practical psychologists (activity, communicative and personal), contributing to the development of notions of a man about his capabilities, potentials and abilities to become productive practical psychologist. Implementation of future activities, conduct and communication, coupled with the certainty that he will be able to realize himself in them and to reach the expected objective and subjective effect, contributes to the development of self-efficacy of students.

Keywords: efficiency, self-efficacy, competence, applied psychology, professional formation of a psychologist, a successful professionalization, reflection, empathy, competence.

Поиск психологических резервов профессиональной подготовки практических психологов показывает, что процесс происходящих изменений человека носит непрерывный характер и это обусловливает необходимость совершенствования и самого процесса этой подготовки с позиции новых возможностей в области психологии. Невозможно формировать современного специалиста, опираясь на старые стереотипы и установки. Наиболее важной тенденцией современности является потребность в опережающих свое время специалистах,

наделенных абстрактным мышлением, способных к обобщению собственного опыта и предвидению основополагающих тенденций в сфере профессиональной деятельности. Недопонимание молодыми специалистами важности и личностного аспекта профессионализма приводит к серьезным трудностям в работе практического психолога. Старательные и прилежные студенты-психологи, придя на рабочее место, начинают проигрывать тем, кто имеет большой социальный опыт и личностные наработки в других сферах. Проблема самоээфктивности психологов является весьма актуальной в силу высокой значимости данной личностной характеристики для успешной профессионализации человека.

В условиях профессионального образования студентов необходимо особое внимание уделять их самоэффективности. Американский психолог А. Бандура [1] является автором концепции самоэффективности, и в своих исследованиях он неоднократно подчеркивал, что, для того чтобы добиться успеха, необходимо не только владеть требуемыми знаниями и умениями, но и иметь еще оптимистическое самоубеждение относительно собственных потенциалов, верить в свои силы и быть уверенным в своей эффективности. Весьма важным представляется формирование самоэффективности как, безусловно, позитивной личностной характеристики еще в студенческие годы. Принято различать деятельностную, коммуникативную и личностную самоэффективность, практическая реализация которых представляется в конкретных психологических технологиях, техниках, приемах, тренингах, упражнениях, применяемых в процессе профессиональной подготовки практических психологов.

Психология является старейшей наукой по времени возникновения, но достаточно молода как наука. Личность психолога - это тот инструмент, который всегда находится с ним и в успешном использовании которого он должен быть уверен. Еще в античные времена Аристотель, один из основателей психологии, писал: «Много есть наук полезных, но лучше психологии нет ни одной». Спустя много веков Й.В. Гете утверждал, что из всех наук, созданных человеком, самой значимой является наука о нем самом. Сегодня о древнейшей науке, насчитывающей более двух с половиной тысяч лет, можно сказать, что она становится одной из наиболее востребованных в обществе. Иначе говоря, психология констатирует изменения, которые определяют жизнь общества, его установки и представления. Человек становится центром глобальных социальных изменений в мире, а значит, изучать его также важно во всех отношениях, включая многообразие его способностей, интеллектуальный потенциал, мотивационно - потребностную сферу, а также мобильность и готовность к глобальным переменам, которые сегодня происходят в мире.

Для психолога велика неопределенность профессиональных ситуаций, так как он всякий раз сталкивается с человеческой индивидуальностью и уникальным внутренним миром личности. Соответственно оснастить студентов всем необходимым профессиональным инструментарием в период обучения в вузе весьма сложно. Помимо теоретической подготовки студентов, необходимо уделять особое внимание организации и проведению психологической практики. Студенты проходят психологическую практику в школах города Майкопа, Адыгейской республиканской клинической больнице и в Адыгейском клиническом перинатальном центре, в психолого-педагогическом центре. Наши студенты имеют возможность получить практические навыки уже с первого курса университета, участвуя в волонтерском движении «Здоровый образ жизни», организованного в рамках целевой комплексной программы «Молодёжь столицы Адыгея» в 2008 г. Отряды волонтеров формируются из студентов, обучающихся на специальностях «Психология» и «Психология образования». В рамках волонтерского движения «Здоровый образ жизни» разработана тренинговая программа, использующая эффективную форму профилактической работы «равный обучает равного». Она способствует закреплению у студентов-психологов умений психокоррекционной работы и навыков общения со школьниками, у школьников формирует положительное отношение к здоровому образу жизни, которое отражается в положительных отзывах учителей и родителей.

Молодежная мастерская психологического консультирования Адыгейского государственного университета является внеаудиторной формой работы студентов и позволяет органично развивать их самоэффективность. Повышается способность студентов к саморазвитию и самообразованию, повышается степень сформированности навыков творческого мышления и эффективного общения, соответственно одновременно развиваются деятельностная, коммуникативная и личностная самоэффективность. Молодежная мастерская психологического консультирования Адыгейского государственного университета способствует обеспечению подготовки в вузе высококвалифицированных специалистов, реализующих теоретическую и практическую направленность на конференциях, съездах, олимпиадах, семинарах и в волонтерской деятельности.

Спектр возможных мест работы очень широк: наши выпускники работают

практикующими и штатными психологами, преподавателями психологии, специалистами по рекламе и PR, по управлению персоналом в государственных и частных учреждениях. К руководителям различных государственных и коммерческих учреждений приходит понимание того, что создание благоприятного психологического климата в коллективе, подбор, оценка и развитие персонала, создание корпоративной культуры, формирование позитивного имиджа - это необходимое направление деятельности организации, заниматься которым должны квалифицированные специалисты.

Сегодня достаточно много сфер, в которых психолог может найти профессиональное применение: банки, страховые компании, рекламные агентства - более редкие, но не менее привлекательные места для работы психолога. Еще две сферы, где заняты психологи, - это армия (здесь огромная нехватка кадров) и пенитенциарные заведения - колонии, тюрьмы, СИЗО. Психолог в тюрьме может составить психологический портрет кандидата на службу в Управление исполнением наказания (УИН), он готов к экстремальным ситуациям, знает научные методики прогноза побега заключенных, но самое главное - он может помочь людям, попавшим в места лишения свободы. К каждому из них нужно найти свой подход, чтобы после заключения эти люди смогли адаптироваться к нормальной жизни и больше не попадали в места лишения свободы.

Психологи-консультанты - это специалисты широкого профиля, в задачу которых входит оказание психологический помощи клиентам в ситуациях преодоления различного рода жизненных затруднений, ситуаций выбора или кризиса. Очень важно понимать, что эта помощь носит совершенно немедицинский характер. Те, кто воспринимает психолога как врача, сильно ошибаются: деятельность консультанта, прежде всего, направлена на совершенствование духовной организации человека, на придание ему дополнительных сил в жизни и предоставление уникальной возможности другого (профессионального) общения, не всегда доступного в силу жизненных обстоятельств и свойств характера, но потребность в котором все равно остается. Проблемы общения, воспитания детей, интимные вопросы семьи, выбор и смена профессии, реализация своих профессиональных возможностей - во всех этих вопросах консультанты могут оказать эффективную психологическую помощь. Практический психолог обязательно должен уметь быстро вникать в существо проблемы и работать с большим объемом разнообразной информации. Ведь, приходя на консультацию, человек сам зачастую точно не может объяснить суть вопроса. И просьба о помощи может подразумевать совершенно другую проблему.

Проводить консультации в образовательных учреждениях могут только педагоги-психологи, в их задачу входит как оказание психологической помощи учащимся, так и консультирование преподавателей по вопросам работы с учениками. Педагог-психолог может помочь детям разного возраста адаптироваться к незнакомой обстановке, проводит тестирование на готовность к школе, работает с различными проблемами. В школах педагоги-психологи занимаются коррекционно-развивающей деятельностью, профориентацией старшеклассников, проводят разные тренинги и т.д.

Востребованы психологи и в бизнесе: можно, например, стать тренинг-менеджером, проводить тренинги и корпоративные мероприятия, направленные на сплочение команды,

развитие лидерских качеств и т.д. Или заняться коучингом - индивидуальной психологической работой с бизнесменами, желающими решить какую-то психологическую проблему - от напряженных отношений с сотрудниками до боязни публичных выступлений. Сильный психолог с определенным складом личности может сделать карьеру и в политической сфере, например, работать в команде по продвижению кандидата в депутаты, мэра или даже президента страны. Разрабатывать имидж клиента, помогать справляться со стрессом в предвыборной гонке. Можно заняться психологией маркетинга: определять, какой товар понравится покупателям и почему, проводить фокус-группы, опросы.

За годы своего существования на факультете было подготовлено и выпущено около 4 тысяч высококлассных специалистов, которые достойно представляют свою alma mater как в Республике Адыгея, так и далеко за ее пределами.

В России профессия психолога с каждым годом набирает популярность: вслед за Западом становится модным решать свои проблемы с помощью квалифицированных специалистов. Ученые прогнозируют, что XXI век будет веком психологии, и явные тенденции, подтверждающие эти утверждения, мы видим уже сегодня: стремительно оформляются различные виды практико-психологической помощи населению. Таким образом, востребованы специалисты-психологи, оказывающие эту помощь.

Примечания:

1. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.

References:

1. Bandura A. Theory of social learning. SPb.: Eurasia, 2000. 320 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.