ИДЕТ УРОК
УДК 372.881.161.1:371.321.6 ББК 4426.919=411.2-265
Э. Н. Кашапова Е. В. Яковлева
Пермь, Россия
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТАБЛИЦЕЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация. Современное образование ставит перед педагогами цель — формирование у учащихся устойчивых практических предметных умений, а также метапредметных результатов. Одним из самых продуктивных и надёжных средств обучения, достижения выше названной цели является наглядность. Данная статья представляет собой анализ опыта работы учителей русского языка и литературы по применению в своей практике такого средства наглядности, как таблица. В работе рассматриваются приёмы и способы использования таблицы как зрительного способа обучения на разных стадиях образовательного процесса (на этапах открытия новых знаний, диагностики, контроля), представлены примеры заданий с таблицами при изучении русского языка как школьного предмета. В статье приведены примеры подробных учебных задач по орфографии, развитию речи, синтаксису, а также даны формулировки возможных заданий с таблицами. Авторы отмечают, что средство наглядности — таблица — способствует формированию и совершенствованию практических навыков учащихся в области русского языка, позволяет систематизировать сведения по языкознанию, облегчает процесс запоминания правил. Работа с таблицами — это и один из важных факторов достижения высоких результатов учащихся на ОГЭ, ЕГЭ, а также на промежуточной аттестации по русскому языку.
Ключевые слова: наглядность, таблица, виды работы с таблицей, теория, правило, лингвистическое понятие, практический навык, справочник.
E. N. Kashapova E. V. Yakovleva
Perm, Russia
TECHNIQUES OF WORKING WITH TABLE IN THE RUSSIAN LANGUAGE TEACHING
Abstract. Modern education aims teacher's efforts at the forming of the student's steady practical subject skills and also meta-subject results. One of the most productive and reliable way of studying and achievement of the above-named aim is a demonstra-tiveness. The article is an analysis of the experience of teachers of Russian language and literature in using the table like a technique in teaching the Russian language. The article deals with methods and ways of using the table as a visual way of learning at different stages of the educational process (at the stages of discovering new knowledge, diagnostics and control), there are examples of tasks with the tables for studying Russian language as a school subject. In the article there are examples of the detailed educational tasks of orthography, development of speech, syntax, and also there are formulations of potential tasks with tables. Authors notice that such mean of demonstrativeness as the table contributes to forming and improving of student's practical skills in the sphere of Russian language, permits to organize the knowledge of different parts of linguistics, makes the process of memorizing the rules easier. The work with tables is the one of the important determinant of achievement of high results by students on the Obligate State Examination, the Unified State Examination and also on the transitional assessment of the Russian language.
Keywords: Demonstrativeness, the table, the types of work with the table, theory, the rule, linguistic term, practical skill, student guide.
Жан Жак Руссо, известный французский философ-просветитель, считал, что «ощущения всегда дают неискажённое представление о предметах, поэтому обучение должно быть наглядным». Чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский также называл наглядность «золотым правилом дидактики». Он писал о необходимости предоставлять всё, что только возможно, «для восприятия чувствами: видимое для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания» [Осмоловская 2009: 49]. Современный урок по-прежнему не обходится без наглядных средств обучения, поэтому утверждения классиков педагогики остаются до сих пор актуальными.
Средства наглядности способствуют росту эффективности обучения, вызывают интерес к учению, а кроме того, формируют, развивают практические навыки учащихся, так как помогают связать теорию с практикой.
В своей педагогической деятельности мы стараемся систематически использовать такую форму наглядности, как таблицы — распространённое, достаточно простое и удобное зрительное средство обучения. Главное дидактическое назначение таблиц мы видим в том, чтобы дать учащимся способ, некий ориентир применения правила, овладения понятием, отразить закономерности, которые заложены в основе правила или понятия, облегчить процесс запоминания конкретного языкового материала.
Начиная работать с детьми в 5-ом классе, мы обязательно заводим с учащимися специальные тетради, которые называем справочниками. В них мы фиксируем правила, определения понятий; чаще всего записи представляют собой не что иное, как таблицу. Однако перед тем как заполнить страницу справочника, учащиеся на уроке или дома, индивидуально или в группе наблюдают за предложенным языковым материалом, выявляют главное, важное,
затем оформляют результаты своей деятельности в виде схемы, высказывания, а чаще именно в виде таблицы и заносят их в справочник. Таким образом, на этапе «открытия» новых знаний таблица позволяет ученику провести самостоятельное исследование, выдвинуть гипотезу, попытаться на основе собственных наблюдений сделать выводы, чтобы затем сверить свои «открытия» с теоретическими положениями, представленными в учебном пособии.
Вот пример такого задания:
Прочитайте текст. Заполните таблицу своими примерами из текста. Запишите ответы на вопросы в строки таблицы. Сделайте вывод: чем отличается предложение от словосочетания?
Текст 1.
Прощальными ра(с;з)катами прогр..мели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но со..нце еще щедро отдает свое тепло.
В август.. в природ.. улавливает.. приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть.
Разн..травье превратилось в душистые скирды. Небо ра(с;з)чистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждет, когда в нем зазв..нят пр..щальные поклики птиц.
Когда в полдень припекает со..нце, замечает.. особо нежное томление земли. Зеленая листва отслужила свое и начинает блекнуть. Пол..няли краски летней поры.
Со..нце выплыва..т теперь в глубокой т..шине и посеревших от ноч..ной прохлады туманах.
(По А. Марину).
На уроках закрепления, «отработки» навыка учащимся предлагаются различные виды работы с таблицами. Например, после того как на уроке изучили тему «Спряжение глаголов. Личные окончания», пятиклассникам даётся следующее задание:
Проверьте, правильно ли выполнила домашнее задание Лида? Исправьте ошибки. Докажите, подобрав подходящие примеры.
Затем открываем образец, с помощью которого ученики выясняют, правильно они выполнили задание или нет.
При изучении орфограммы «Падежные окончания существительных» перед учащимися может быть поставлена такая задача:
Заполните пропуски в таблице и дайте ей название.
Подобная таблица будет уместной при переходе к теме «Правописание падежных окончаний в существительных на -ий, -ия, -ие» (их ещё называют «нарушителями»). Здесь наглядно представлена область известного и область того, что следует изучить.
Систематически мы используем таблицы для проверки теоретических знаний учащихся и формирования практических умений одновременно. Так, на уроке русского языка в 7 классе при изучении темы «Правописание НЕ с наречиями» предлагаем ученикам, опираясь на известный материал (правописание НЕ с существительными и прилагательными), «вывести» правило самим. Так может выглядеть таблица и задание к ней.
Понаблюдайте! Изучите примеры и их написание.
Сравните! Вспомните правила написания НЕ с другими частями речи.
Сформулируйте! Попытайтесь сформулировать правило о правописании НЕ с наречиями. Запишите его с помощью таблицы.
В учебнике русского языка для 4 класса С. В. Ивановой и др. авторов предлагаются таблицы, способствующие формированию не только предметных умений, но и некоторых универсальных учебных действий (умения сравнивать, обосновывать, доказывать, аргументировать, публично выска-
Лицо, местоимение 1 спряжение 2 спряжение
Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число
1л. Я/МЫ У /Ю ЕМ/ ЁМ У/Ю ИМ
2л. ТЫ/ВЫ ЕШЬ/ ЁШЬ ЕТЕ/ЁТЕ ИШЬ ИТЕ
3л. ОН/ОНИ ИТ УТ/ЮТ ЕТ/ЁТ АТ/Я Т
Словосочетание и предложение
Вопросы Словосочетание Предложение
1.Какова роль в языке?
2.Имеет ли интонацию сообщения?
3. Каково строение?
4. Как связываются слова?
? ?
Нелепо, небрежно, невзрачно Не громко, а тихо; не часто, а редко; не угрожающе, а мягко сказал
Нелегко-тяжело, нечасто-редко, Нисколько не громко, ничуть не интересно; отнюдь не певуче
Название таблицы:
И.п. Мария
Р.п.
По дорожке
Марию
Т.п.
О (на) дорожке
зывать своё мнение и др.) [Иванов и др. 2014: 73]. Такие обучающие таблицы мы взяли на вооружение и активно применяем на уроках русского языка не только в пятых, но и в старших классах.
Представляем пример подобной таблицы для пятиклассников и задания к ней:
Ученики по-разному объяснили пропущенную букву в слове «В НЕБ...»
Катя Марат Коля
На месте пропуска надо писать букву Е, так как можно проверить словом «небЕсный» На месте пропуска в окончании надо писать букву Е, так как проверить можно словом «в окнЕ». На месте пропуска в окончании надо писать букву Е. Её можно проверить словом «в стене».
Кто из ребят прав? Почему? Объясните.
Таблицы, применяемые при изучении различных тем курса русского языка, являются не только средством систематизации и обобщения изучаемого материала, что уже само по себе предполагает активную мыслительную деятельность учащихся, но могут выполнять и другие задачи. Например, одной из целей применения таблиц в обучении русскому языку может быть обогащение словарного запаса школьника новыми лексическими единицами, а использование межпредметных связей позволит расширить кругозор учащихся. Приведём пример задания, соответствующего выше названным требованиям.
Заполните таблицу примерами. Предположите, среди представителей каких профессий появились эти фразеологические обороты, «переведите» на русский язык, впишите толкования:
Фразеологизм Какая профессия (занятие, увлечение) стала «родоначальницей» фразеологизма? Значение фразеологизма
Закидывать удочку — рыбак Попытаться о чём-либо узнать
шахматист
В час по чайной ложке —
Занимать главенствующую позицию в чём-либо
Как показывает опыт, прекрасным подспорьем становится таблица и на уроках изучения типов речи. Данное средство наглядности позволяет структурировать довольно объёмную информацию, записать её чётко, кратко, ёмко и использовать на уроках как справочный материал, а кроме того, постепенно запомнить. Ниже мы приводим пример задания, которое направлено на формирование и совершенствование умения определять тип речи, а также дос-
тижение таких метапредметных результатов, как умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно -следственные связи, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Ребята прочитали тексты и решили составить таблицу для точного определения типов речи (текстов). Однако некоторые места в таблице остались пустыми. Вот что у них получилось. Оцените их работу. Дополните таблицу. А если вы с чем-то не согласны, предложите своё решение этого задания.
Тексты.
1. Родители назвали меня Юлей. Во-первых, маме и папе очень нравилось это имя. Во- вторых, в переводе с латинского оно обозначает «кудрявый, пушистый», а им очень хотелось, чтобы у меня были кудрявые волосы, как у бабушки, и мягкий, пушистый характер, как у мамы. Вот почему меня назвали Юлей.
2. Он уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутри него клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же охватил крупные сучья.
(И. Орешкин)
3. Ромашка — это травянистое растение с ветвистым стеблем и многочисленными узенькими листочками. Она теплолюбива, потому прекрасно себя чувствует в южных краях нашей страны. Цветок ромашки состоит из беленьких лепестков и желтой серединки. Ромашка — очень ароматное растение. Своим сильным запахом она привлекает насекомых, которые ее опыляют. Цветет ромашка все лето, украшая лесные поляны и луга.
Тип текста/ признаки Описание Повествование Рассуждение
Вопрос, который можно задать к тексту Какой предмет? Каково состояние?
Задача текста Ответить на вопрос.
Приём кадра (сколько кадров) 1 кадр Приём кадра работает частично.
Речевое оформление Слова, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАК? КАКОВО? и т.п. Глаголы. Во-первых, во-вторых... следовательно, поэтому, таким образом, итак.
Провести диагностику уровня сформированно-сти у учащихся тех или иных умений и навыков также помогает таблица.
Например, таблица - пазлы. Таблица создаётся таким образом: одна сторона листа — это яркая ил-
люстрация, другая содержит таблицу. Разрезаем лист строго по ячейкам таблицы. Учащимся необходимо сложить пазлы так, чтобы картинка была восстановлена, а если перевернуть каждый пазл и сложить верно, то должна получиться таблица. Однако можно выполнить задание и наоборот (для учащихся посильнее): складываем из разрезанных частей лист так, чтобы получилась таблица, а проверить можно, перевернув каждую ячейку таблицы и получив картинку.
Приведём в качестве примера диагностики с помощью таблицы задание, при помощи которого можно проверить уровень учебных навыков, связанных с умением классифицировать части речи по их формальным морфологическим признакам: умением определять часть речи, опираясь на морфемный состав слова, характерные морфологические признаки и синтаксическую роль слова в предложении [Цы-булько 2014: 54].
Критерий достижения планируемого результата — правильно заполненная таблица, а именно:
• верно классифицированы части речи из отрывка книги Л. Кэролла «Алиса в Зазеркалье»;
• дана морфологическая характеристика слов;
• выписанные слова соотнесены со словами русского языка, имеющими сходные морфологические признаки и грамматическую форму.
В книге Л. Кэролла «Алиса в Зазеркалье» читаем:
Червело. Ужные мрави
Кузали за снову.
За нисом прали курави,
Склюняя пелаву.
Заполни таблицу, в первом столбце которой расположи слова из прочитанного текста, определи часть речи, заполни графу морфологических признаков слова, определи синтаксическую роль данного слова в предложении и подбери в русском языке соответствующий пример:
Как видим, при работе с таблицей могут быть даны различные задания (в соответствии с целью и этапом обучения):
• составить таблицу, опираясь на новые теоретические сведения;
• дополнить таблицу примерами;
• сделать теоретические выводы, опираясь на материал для наблюдения, и заполнить таблицу;
• подобрать к примерам, данным в таблице, свои примеры (из текста упражнения) или составить свои примеры (на тему, определенную учителем или учащимися);
• найти ошибки и исправить их;
• сложить пазлы так, чтобы из перевёрнутых деталей получилась таблица и др.
Мы уже отмечали, что теоретические сведения, правила, опорную информацию наши ученики фикси-
руют в виде таблиц и накапливают их в особых тетрадях — справочниках. Материал, собранный в этом рукописном сборнике правил, таблицы, содержащиеся в этой тетради, учащиеся привлекают при выполнении домашних заданий, на уроках русского языка в ходе индивидуальной или групповой деятельности, во время диагностических, лабораторных работ. Всё это позволяет школьникам выявить собственные пробелы в знаниях, с помощью таблиц повторить те темы, которые вызвали затруднения, где при выполнении заданий допущены ошибки. Таким образом, наглядность в виде таблицы становится незаменимым средством обучения, способствующим успешному изучению русского языка. Так, в 2015 году выпускники 11 классов показали достаточно высокий результат по русскому языку на ЕГЭ — средний балл 87, это 2-ой результат в Пермском крае; кроме того, учащиеся 5-х, 7-х, 9-х классов также показывают достаточно высокие результаты на итоговой и промежуточной аттестации. Этому способствовали разные методы, средства, формы обучения, но одним из самых важных и результативных средств обучения стало использование таблиц.
Цицерон Марк Тулий говорил: «Порядок больше всего помогает ясному усвоению». На наш взгляд, таблицы как средство наглядности и создают некий порядок в знаниях учащихся, так как позволяют систематизировать изученный материал, а кроме этого способствуют формированию умения отбирать существенную информацию и, так сказать, «раскладывать её по полочкам».
ЛИТЕРАТУРА
Баранов М. Т., Ипполитова Н. А., Ладыженская Т. А., Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в школе. — М.: Академия, 2001.
Добротина И. Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2014.
Иванов С. В., КузнецоваМ. И., Петленко Л. В. Русский язык. В 2-х частях (Начальная школа XXI века). 4 класс. — М.: Баласс, 2014.
Кузнецова М. И. Пишем грамотно. Рабочая тетрадь. 4 класс. Комплект в 2-х частях. — М.: Вентана-Граф, 2014.
Львова С. И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка в 5 -9-х классах. — М.: Мнемозина, 2012.
Осмоловска И. М.Наглядные методы обучения. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2009.
Разумовская М. М., Львова С. А., Капинос В. И., Львов В. В. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений. 5 класс. — М.: Дрофа, 2012.
Рыбченкова Л. М., Александрова О. М, Глазков А. В., Лисицын А. Г. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. 5 класс. — М.: Просвещение, 2015.
Рыбченкова Л. М., Роговик Т. Н. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. В двух частях. — М.: Просвещение, 2014.
Сорокина М. Г., Полыгалова Н. В. Русский язык. Пособие для систематизации знаний и подготовки к экзаменам. Орфография. Пунктуация. Авторские схемы. Таблицы. Опорные сигналы. — Пермь, 2011.
Шибалова Л. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5 класс. — М.: Экзамен, 2013.
Шкатова Л. А. Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку. Книга для учащихся 5-7 классов средней школы. — М.: Просвещение, 1989.
Цыбулько И. П. Русский язык. Планируемые результа-
Пример из текста Часть речи Морфо-логические признаки Синтаксическая роль Свой пример-аналогия
ты. Система заданий. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2014.
REFERENCES
Baranov M. T., Ippolitova N. A., Ladyzhenskaja T. A., L'vov M. R. Metodika prepodavanija russkogo jazyka v shkole. — M.: Akademija, 2001.
Dobrotina I. G. Sovremennye modeli urokov russkogo jazyka v 5-9 klassah. Posobie dlja uchitelej obshheobrazovatel'nyh organizacij. — M.: Prosveshhenie, 2014.
Ivanov S. V., Kuznecova M. I., Petlenko L. V. Russkij jazyk. V 2-h chastjah (Nachal'naja shkola XXI veka). 4 klass. — M.: Balass, 2014.
Kuznecova M. I. Pishem gramotno. Rabochaja tetrad'. 4 klass. Komplekt v 2-h chastjah. — M.: Ventana-Graf, 2014.
L'vova S. I.Rabota s morfemnymi modeljami slov na urokah russkogo jazyka v 5-9-h klassah. — M.: Mnemozina, 2012.
Osmolovskaja I. M.Nagljadnye metody obuchenija. Uchebnoe posobie dlja studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. — M.: Akademija, 2009.
Razumovskaja M. M., L'vova S. A., Kapinos V. I., L'vov V. V. Russkij jazyk. Uchebnik dlja obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. 5 klass. — M.: Drofa, 2012.
Rybchenkova L. M., Aleksandrova O. M., Glazkov A. V., Lisicyn A. G. Russkij jazyk. Uchebnik dlja obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. V dvuh chastjah. 5 klass. — M.: Prosveshhenie, 2015.
Rybchenkova L. M. Rogovik T. N. Russkij jazyk. Rabochaja tetrad'. 5 klass. V dvuh chastjah. — M.: Prosveshhenie, 2014.
SorokinaM. G., Polygalova N. V. Russkij jazyk. Posobie dlja sistematizacii znanij i podgotovki k jekzamenam. Orfografija. Punktuacija. Avtorskie shemy. Tablicy. Opornye signaly. — Perm', 2011.
Shibalova L. V. Kontrol'nye i proverochnye raboty po russkomu jazyku. 5 klass. — M.: Jekzamen, 2013.
Shkatova L. A. Podumaj i otvet': zanimatel'nye zadachi po russkomu jazyku. Kniga dlja uchashhihsja 5-7 klassov srednej shkoly. — M.: Prosveshhenie, 1989.
Cybul'ko I. P. Russkij jazyk. Planiruemye rezul'taty. Sistema zadanij. 5-9 klassy. Posobie dlja uchitelej obshheobrazovatel'nyh organizacij. — M.: Prosveshhenie, 2014.
Данные об авторах
Эльмира Нахиповна Кашапова — учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 4 имени братьев Каменских» (Пермь).
Адрес: 614068, г. Пермь, ул. Плеханова, 41.
E-mail: elmira-kashapova@mail.ru.
Елена Васильевна Яковлева — учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 4 имени братьев Каменских» (Пермь).
Адрес: 614068, г. Пермь, ул. Плеханова, 41.
E-mail:elena_yakov@bk. ru.
About the authors
Elmira Nakhipovna Kashapova is a teacher of Russian Language and Literature at the Gymnasium №4 named a f-ter brothers Kamensky (Perm).
Elena Vasilyevna Yakovleva is a teacher of Russian Language and Literature at the Gymnasium №4 named after brothers Kamensky (Perm).