Научная статья на тему 'Приемы нетрадиционного рисования на уроках изо как средство развития мелкой моторики у учащихся с нарушениями в физическом развитии'

Приемы нетрадиционного рисования на уроках изо как средство развития мелкой моторики у учащихся с нарушениями в физическом развитии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1042
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЛКАЯ МОТОРИКА / FINE MOTOR SKILLS / НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ / UNCONVENTIONAL DRAWING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Мария Геннадьевна

В данной статье описываются, как приемы нетрадиционного рисования на уроках изобразительного искусства и на внеурочной деятельности влияют на развитие мелкой моторики у учащихся с нарушениями в физическом развитии. Изобразительное творчество это один из наиболее доступных, эмоционально воспринимаемых детьми видов работы по развитию и формированию мелкой моторики. Нетрадиционные техники рисования это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети с ОВЗ учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приемы нетрадиционного рисования на уроках изо как средство развития мелкой моторики у учащихся с нарушениями в физическом развитии»

- во-первых, формирование единственно верной базы принятых документов по защите прав несовершеннолетних, провести инвентаризацию и привести их в соответствие между ними;

- во-вторых, создать мониторинг по освещению документов законодательства, где высказаны мнения, соображения, предложения и рекомендации по защите прав несовершеннолетних из произведений Президента Узбекистана;

- в-третьих, усиление роли и влияния негосударственных, некоммерческих организаций, политических партий, органов самоуправления граждан в защите прав несовершеннолетних;

- в-четвертых, еще больше усилить работы по защите прав несовершеннолетних на основе накопленного опыта в деятельности омбудсмена - Представителя по правам человека Олий Мажлиса;

- в-пятых, усиление ответственности лиц, нарушающих права несовершеннолетних;

- в-шестых, развитие научно-исследовательских работ в данной области;

- в-седьмых, изучение опыта зарубежных стран с целью изучения и урегулирования законов защиты прав несовершеннолетних и молодёжи;

- в-восьмых, систематическое изучение общественного мнения о защите прав несовершеннолетних.

В целом, забота, проявляемая о несовершеннолетних, служит для обеспечения совершенствования будущих продолжателей - преемников и наследников нашей жизни.

Литература

1. Каримов И. А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Т.: Узбекистан, 1997.

2. Каримов И. А. Узбекистан: свой путь обновления и прогресса. Т.: Узбекистан, 1992.

3. Каримов И. А. Идеология - это объединяющий флаг нации, общества, государства. Т.: Узбекистан, 1998.

4. Махмудов М. Мустакиллик ва маънавият (Узбекистан Республикаси Президента И.А.Каримов асарлари асосида). Тошкент: Шар;, 2001.

5. Маънавият юлдузлари / Х,айруллаев М. М. та^рири остида. Тошкент: А. ^одирий номидаги хал; мероси нашриёти, 1999. 392 б.

6. Декларация ООН по правам человека // Права человека: учебное пособие. Ташкент, «Адолат», 1998.

THE UNCONVENTIONAL TECHNIQUES OF DRAWING LESSONS

FROM AS A MEANS OF DEVELOPING FINE MOTOR SKILLS IN STUDENTS WITH DISORDERS IN PHYSICAL DEVELOPMENT

Stepanova M.

ПРИЕМЫ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ НА УРОКАХ ИЗО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ Степанова М. Г.

Степанова Мария Геннадьевна / Stepanova Maria - учитель изобразительного искусства, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа № 27, г. Абакан

Аннотация: в данной статье описываются, как приемы нетрадиционного рисования на уроках изобразительного искусства и на внеурочной деятельности влияют на развитие мелкой моторики у учащихся с нарушениями в физическом развитии. Изобразительное творчество -это один из наиболее доступных, эмоционально воспринимаемых детьми видов работы по развитию и формированию мелкой моторики. Нетрадиционные техники рисования - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети с ОВЗ учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Abstract: this article describes how non-traditional methods of drawing on the lessons of fine arts, and extracurricular activities, influence the development of fine motor skills in students with disorders in physical development. Fine art is one of the most accessible, emotionally perceive children work for development and formation fine motor skills. Non-traditional painting techniques is the impetus for the development of imagination, creativity, expression of self-reliance, initiative, expression of individuality. Applying and combining different methods of image in one picture, children with disabilities learn to think, to decide what technique to use that particular image turned out expressive.

Ключевые слова: мелкая моторика, нетрадиционное рисование. Keywords: fine motor skills, unconventional drawing.

Включение детей с особыми образовательными потребностями в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются контроль за развитием ребенка, успешность его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников. Нетрадиционное рисование помогает детям с ОВЗ адаптироваться в новой для них среде. Использование таких технологий на уроках оказывает заметное коррекционно-развивающее воздействие на ребенка на моторику рук [1].

Для определения уровня развития мелкой моторики у 21 учащегося 2-х классов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа №27» г. Абакана, в возрасте от 8 до 12 лет была проведена диагностика Николая Ивановича Озерецкого (1923). Диагностика позволила выявить, что 45% детей имеют низкий уровень развития моторики. Для этих детей характерны выраженная персевераторность движений, отсутствие топологической сферы, преобладание ошибочных ответов при простом копировании, во многих случаях инструкция не выполняется, ошибки не замечаются. У 55% детей состояние моторики ниже среднего, что характеризуется стойким нарушением координации, изолированностью или аллированостью движений.

Для развития мелкой моторики на уроках были подобраны и разработаны нетрадиционное приемы рисования, которые применялись в работе с данными детьми. Например, в «Приеме рисования пальцами» создается ситуация того, что под рукой нет кисточки. Не беда! Один палец обмакнем в красную краску, другой в синюю, третий в желтую и можно предложить детям для рисования в этой технике нарисовать картину «Спелая вишня». В приеме «Печать от руки» нужно обмакнуть всю ладонь в краску и оставить отпечаток на бумаге. Отпечаток от одной ладони (без пальцев) похож на чье-то лицо. Отпечаток руки может превратиться в лебедя (четыре пальца и ладонь - туловище, отставленный в сторону большой палец - шея). В работе также применялся такой прием, как «Кляксография» (игры с кляксами), он помогает развивать глазомер, координацию, фантазию, воображение.

Нетрадиционное рисование можно также применять на внеурочной деятельности. Основным нормативным правовым документом, определяющим внеурочную деятельность, является федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Поэтому мы предлагаем программу по внеурочной деятельности, для детей с ОВЗ, основанную на нетрадиционной технике рисования.

Нетрадиционные техники рисования - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети с ОВЗ учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.

Именно поэтому, нетрадиционные методики доступны для детей с ОВЗ, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника.

В авторской программе по внеурочной деятельности для детей с ОВЗ «Радуга» реализуются нетрадиционные приемы рисования.

Целью данной программы является содержание коррекционной работы с использованием нетрадиционного рисования в развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ на занятиях по внеурочной деятельности.

Задачи:

- формирование у учащихся познавательного интереса к изобразительному искусству, с включением приемов нетрадиционного рисования направленных на развитие мелкой моторики у учащихся с ОВЗ;

- творческое развитие личности ребенка;

- развитие воображения и фантазии;

- развитие общих мыслительно-коммуникативные способностей ребёнка при работе в общих проектах;

- знакомство с возможностями программы ArtRage 2; Paint;

- получение навыков работы инструментами ArtRage 2; Paint.

В каждом разделе ученикам предлагается: ознакомительный материал по темам в виде рассказа и видеоряда (по материалам из коллекции цифровых образовательных ресурсов к учебнику Неменского Бориса Михайловича «Изобразительное искусство»).

Нетрадиционные приемы, которые могут быть использованы педагогами в своей работе.

- «Прием рисования пальцами».

- Намочим бумагу и разместим ее на основном листе, акварельным мелком нарисуем все что угодно. Например: «Поплыли по небу облака или зайцы на поляне». «Рисование по сырой бумаге».

- «Выдувание». С помощью трубочки или соломинки можно нарисовать дерево. Возьмем гуашь черного или коричневого цвета, нарисуем маленький треугольник на альбомном листе. Затем начинаем выдувать, трубочку или соломинку направляем вправо, влево. Капли разбегаются и получаются ветки дерева.

- Приготовим гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Нарисуем половину круга на правой от сгиба стороне листа, левую сторону прижимаем к правой и разгладим, дальше дорисовываем - это может быть «Осенний парк». «Монотопия».

- «Цветные ниточки». Возьмем нитки длинной 25-30 сантиметров, окрасим их в разные цвета, выложим на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведем наружу. Сложим половинки листа, прижмем их друг к другу, разгладим. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдернем одну нитку за другой.

- «Граттаж». Натираем альбомный лист свечой, затем покрываем гуашью или тушью. Этим приемом можно пользоваться при изучении тем. «Снежинка», «Ночь», «Домашние животные».

- «Рисование восковыми мелками или свечой».

- «Рисование маслом».

- «Рисование на наждачной бумаге». Рисуем восковыми карандашами, предварительно снимаем с них бумажную обвертку. Наждачную бумагу немного нагреваем, для того чтобы карандаши лучше скользили. Работа получается интересной объемной. Можно также, рисовать пальцами, используя в этом приеме гуашь.

- «Отпечатки с наждачной бумаги». Восковыми карандашами нарисуем на наждачной бумаге. Накроем наждачную бумагу, с изображением, белой бумагой. Прогладим лист белой бумаги так, чтобы на нем отпечатался рисунок (только учитель).

- «Соленая краска».

- «Мел и губка».

- «Точки-точки». «Рисуем штрихами». Этот прием посвящен технике пуантилизм -создание изображения при помощи одних лишь точек, черточек. Используем как можно больше разнообразных изобразительных материалов и инструментов: карандаши цветные, кисточки, маркеры, восковые карандаши, краски, мел, ватные палочки, масляная пастель.

- «Торцевание».

- «Пластилиновая мозаика». Выполнение мозаику из пластилина, используя крохотные пластилиновые шарики.

Различные приемы рисования, можно посмотреть наглядно.

Инструментами для творчества в нетрадиционном рисовании были:

- руки, ноги;

- кисти, поролоновые губки или ватные тампоны;

- старая зубная щётка;

- печати, вырезанные из овощей (например, картофеля);

- катушки из под ниток, клубки;

- соломинки для коктейля или трубочка от шариковой ручки, пипетка с толстой резиной;

- зубочистки;

- ватные палочки, палочки от мороженого, от старых кисточек и многое другое.

Для оценки эффективности применения этих и многих других приемов была проведена повторная контрольная диагностика. При сравнении результатов начальной и итоговой диагностики можно увидеть, что состояние мелкой моторики детей улучшилось. Таким образом, резюмируем, что предложенные приемы нетрадиционного рисования эффективны в развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ.

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило -бездарных детей нет, есть нераскрытые. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Литература

1. Медведева Е. А., Левченко И. Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании:

учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е. А.Медведевой,

И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова [и др.]. М.: Академия, 2001. С. 246.

THE ROLE OF MONITORING IN QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS ORGANIZATION AT THE UNIVERSITY

Matveeva I.

РОЛЬ МОНИТОРИНГА В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Матвеева И. А.

Матвеева Ирина Алексеевна /Matveeva Irina — магистрант, кафедра педагогики,

Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград

Аннотация: в статье представлены взгляды ученых на понятие «качество образования», выделены компоненты качества организации образовательного процесса в вузе. Предложено авторское видение функционального назначения мониторинга применительно к различным субъектам управления качеством организации образовательного процесса в вузе. Abstract: the article presents the views of scientists on the concept of "quality education " components of the organization of educational process at the University. The author's vision of the functionality of the monitoring in relation to the various actors in the quality management of the educational process at the University.

Ключевые слова: качество образования, организация образовательного процесса в вузе, мониторинг, функции.

Keywords: quality of education, organization of educational process at a University, monitoring, functions.

В настоящее время интенсивно изучаются проблемы, связанные с качеством образования и его влиянием на развитие образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.