Научная статья на тему 'Приемы арт-терапии в подготовке студентов-журналистов'

Приемы арт-терапии в подготовке студентов-журналистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ТЕРАПИЯ / ЖУРНАЛИСТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Марина Геннадьевна

В статье раскрывается потенциал арт-терапии в процессе вузовской подготовки студентов-журналистов: эстетическое развитие, обучение навыкам эмоциональной саморегуляции, профессионально-творческое развитие. Демонстрируются возможности использования таких видов арт-терапии, как библиотерапия, сказкотерапия, драматерапия, фототерапия в рамках учебных курсов «История отечественной литературы», «История зарубежной литературы»,«Современный литературный процесс», «Фотожурналистика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приемы арт-терапии в подготовке студентов-журналистов»

УДК 37.01

М. Г. Васильева

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург ПРИЕМЫ АРТ-ТЕРАПИИ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ

В статье раскрывается потенциал арт-терапии в процессе вузовской подготовки студентов-журналистов: эстетическое развитие, обучение навыкам эмоциональной саморегуляции, профессионально-творческое развитие. Демонстрируются возможности использования таких видов арт-терапии, как библиотерапия, сказкотерапия, драматерапия, фототерапия в рамках учебных курсов «История отечественной литературы», «История зарубежной литературы», «Современный литературный процесс», «Фотожурналистика».

Ключевые слова: арт-терапия, журналистика, образование.

Журналистскаядеятельшстьсвязанасвь1с0кимур0внемстресса,эм0ци0нальньшиготрясениями, информационными перегрузками, что приводит к профессиональным деформациям. В процессе работы над материалом журналист XXI века оказывается в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, общается с жертвами насилия, террористических актов, полицейского произвола, психически нездоровыми и неуравновешенными людьми. Следовательно, подготовка журналистов в высшей школе сегодня должна включать не только формирование общекультурных и профессиональных компетенций, но и обучение навыкам эмоциональной саморегуляции. С данной задачей преподавателям поможет справиться инструментарий арт-терапии.

Связь эмоционального здоровья с профессиональной деятельностью журналистов исследовал Даг Андервуд в работе «Depression, Drink, and Dissipation: The Troubled Inner World of Famous Journalist-Literary Figures and Art as the Ultimate Stimulant». Он изучил биографии 187 известных журналистов, писателей и художников и пришел к выводу, что люди данных профессий сильно подвержены депрессиям, склонны к аддиктивному и суицидальному поведению [9]. Данные наблюдения подтверждаются исследованием Э. В. Артишевского, в котором перечислен ряд типичных заболеваний журналистов, таких как алкоголизм, стрессы, психические нарушения, названы угрозы безопасности журналиста, в числе которых и психологические -угроза уничтожения полученной информации, психологическое давление, угроза судебного преследования, физической расправы и другие [1. С. 38].

Ученые Н. А. Федотова и А. Д. Борейко, используя психологические методики «Шкала депрессивности Бека» и «Шкала оценки интенсивности профессионального стресса», исследовали состояние 47 белорусских журналистов со средним стажем работы семь с половиной лет. В результате проведенной работы авторы пришли к выводу о том, что журналисты переживают высокий уровень интенсивности профессионального стресса и неустроенность личной жизни, на которую, по мнению самих респондентов, не остается времени. При этом авторы исследования отмечают, что журналисты «не готовы рефлексировать и публично обсуждать профессиональные стрессоры, что можно понимать как показатель психологического неблагополучия представителей этой профессии» [3. С. 101]. Профилактикой будет информирование студентов-журналистов о возможных психологических рисках профессии и обучение их техникам повышения стрессоустойчивости, в том числе с использованием техник арт-терапии.

Еще в античности было замечено, что искусство может лечить различные патологические состояния. Платон, Аристотель, Плутарх, Пифагор рекомендовали в лечебных целях созерцать произведения искусства. Считалось, что произведения искусства заставляют человека погрузиться в них, сосредоточиться при наблюдении, и в результате зритель забывает о проблемах, которые его беспокоят. В Китае и Японии в древние времена для улучшения физического и психического состояния больному рекомендовали рисовать на природе [6].

Системно терапевтические свойства искусства стали изучать в 1940-х годах. Пионерами арт-терапии считается художник Адриан Хилл, использовавший данный метод в работе с больными туберкулезом, Маргарет Наумбург, создавшая психодинамическую художественную терапию, и Эдит Крамер, работавшая с детьми [7].

По мнению Кэти Мальчиоди, визуальное искусство - это способ сообщения тех мыслей и чувств, которые являются слишком болезненными, чтобы их озвучивать. Арт-терапия позволяет исследовать эмоции и убеждения, уменьшить стресс, найти решение проблем и конфликтов [5. С. 9].

Сегодня специалисты выделяют большое количество направлений арт-терапии, но в рамках подготовки журналистов в вузах наиболее целесообразно использовать те, что связаны с визуализацией образов посредством фотографии, и те, что позволяют работать со словесными образами, художественными текстами. Приемы фототерапии, соответственно, можно применять в рамках дисциплин, связанных с фотожурналистикой, а приемы библиотерапии, сказкотерапии, драматерапии и т. п. - на историко-литературных курсах. Широкие возможности занятий художественно-прикладного характера (рисование, лепка, коллажирование) в медиаобразовании отмечаются в статье И. В. Челышевой [4. С. 55].

Здесь следует отметить два важных моментах. Первый - квалификация педагога высшей школы. Для применения арт-терапии в учебном процессе преподавателю необходимо пройти соответствующее повышение квалификации. Второй момент касается профессиональной этики и создания психологически безопасного пространства для обучающихся. Студент должен знать, что то или иное задание направлено на получение психотерапевтического эффекта, и иметь право отказаться выполнять его, чтобы не получить психологической травмы. Преподавателю следует помнить, что референтная значимость образовательной среды создается посредством ненасилия, доверительной коммуникации, обеспечения психологической безопасности каждого студента.

Кроме того, как пишет Felicia Ceau§u, не следует забывать, что мозг устает от множественных просмотров произведений искусств, и вместо положительного изменения психологического состояния можно спровоцировать «синдром Стендаля», который начинается с тревоги, перерастает в панику и может вызвать неконтролируемую эйфорию [6]. Повышению тревожности способствует и сочетание арт-терапии с когнитивно-поведенческими методами [8]. Ниже мы остановимся на тех методах воздействия, которые практически исключают сенсибилизацию тревожности студентов.

Итак, первое направление арт-терапии, которое мы рассмотрим, - фототерапия. В фототерапии используются разные группы фотографий:

- те, на которых изображены сами студенты и их близкие, родные люди;

- те, которые сделаны студентами, результат их творческой деятельности;

- чужие снимки, на которых могут быть изображены сцены коммуникации людей, портреты, запечатлевающие разные группы эмоций, пейзажи и архитектура тех мест, где студенты хотели бы побывать.

Основные принципы работы с фотографией в фототерапии - это отбор, демонстрация и рассказ. Также можно использовать приемы монтажа и коллажирования, в результате чего механически создается желаемый образ, посредством положительных переживаний он фиксируется в сознании автора, и тем самым достигается эффект рефрейминга - переосмысливается ситуация, «примеряется» новая модель поведения и т. д.

Первую группу фотографий можно использовать в качестве иллюстраций к заданию по самопрезентации. Важно, чтобы были представлены снимки, где студент сам себе нравится, где он переживает положительные эмоции. Рассказ, сопровождающий демонстрацию фотографий, позволит студенту повторно пережить приятные моменты своей жизни, актуализировать лучшую, принимаемую часть своего «Я», использовать свои сильные стороны в дальнейшей деятельности и отношениях.

Вторая группа фотографий, выполненных самими студентами, при анализе, с одной стороны, стимулирует воспоминания и воображение, с другой стороны, позволяет провести глубокую рефлексию своего внутреннего мира - определить значимость объектов, выбранных для съемки, провести параллели между запечатленными отношениями и собственными ожиданиями и переживаниями, осознать ценностные императивы.

Третья группа фотографий позволяет решить целый ряд задач. Снимки со сценами взаимоотношений используются для диагностики коммуникативных трудностей, портреты-эмоции - для диагностики эмоционального интеллекта студентов. Пейзажные снимки подскажут студентам их внутренние ресурсы, помогут освободиться от тягостных переживаний, снять эмоциональное напряжение.

Следующие направления арт-терапии, на которых мы остановимся, связаны с выражением студентом своих чувств, эмоций, ощущений через словесные образы. Задания по сказкотерапии, драматерапии, библиотерапии, сторителлингу могут ориентироваться на работу с чужим текстом, его переживанием в соответствии с собственным опытом, а могут заключаться в создании собственного произведения с последующим анализом.

Первым здесь назовем метод сказкотерапии, который, по определению М. В. Киселевой, привлекает сказочную форму «для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимоотношений с окружающим миром» [2. С. 33]. Сказкотерапия на занятиях по литературе может использоваться в период изучения мифологии и фольклора. Задание: написать современную сказку с современным героем, сталкивающимся с проблемой и находящим способ решения этой проблемы. По закону жанра в сюжет могут быть введены мифические персонажи, волшебные предметы, животные-помощники. После написания сказки дается задание - проанализировать персонажа как проекцию автора и «перевести» с мифологического языка на буквальный способ решения конкретной проблемы. Очень важно акцентировать внимание студентов на начале сказки, характеристике персонажа, причине попадания в проблемную ситуацию. Основная терапевтическая ценность задания для студента будет заключаться в том, что решение проблемы найдено самостоятельно, а не навязано извне.

При групповой работе со сказками на занятиях следует использовать такие принципы привлечения студенческой аудитории к совместному обсуждению чьей-то сказочной истории, как:

- описание своих ощущений - студентам предлагается описать именно свои ощущения после прослушивания сказки одногруппника;

- безоценочная позиция по отношению к автору и произведению, трансляция только своих чувств: «я испытал...», «я ощутил...» и т. п.;

- особое внимание уделять названию сказки (определить ее семантический код, соотношение названия и содержания истории), сюжету (как воспринимается мир, активная или пассивная позиция героя по отношению к своей жизни), развязке (с помощью каких ресурсов разрешается проблема, описано ли, что получит в результате герой, что при этом будет испытывать).

Следующий метод - терапия через сторителлинг - может использоваться как на историко-литературных дисциплинах, так и на «собственно журналистских», например при изучении художественно-публицистических жанров. Основа такой терапии заключается в переписывании «плохой» истории жизни, травмирующей ситуации, неприятных воспоминаний. Варианты:

- сюжеты о других - людях, животных, предметах;

- сюжеты о себе;

- сюжеты классические с собственной интерпретацией.

Принципы анализа историй аналогичны тем, что описывались для сказкотерапии. Однако сторителлинг может предлагаться студентам и для самостоятельного использования при решении личных проблем.

Еще один «простой» прием для снятия эмоционального напряжения - фрирайтинг, или свободное письмо. Он не требует последующего анализа, перечитывания, поэтому достаточно обучить студентов для дальнейшего применения в качестве самотерапии. Прием заключается в переносе на бумагу своего текущего состояния, навязчивых мыслей, переживаний. При фрирайтинге нет необходимости соблюдать грамматические нормы, последовательность изложения - прописывается все, что тревожит, в любом порядке, в соответствии с потоком мыслей и чувств. Для закрепления эмоциональной разрядки рекомендуется записи порвать, сжечь, уничтожить любым желаемым способом.

Методы драматерапии и библиотерапии рассчитаны в основном на работу с чужим авторским текстом. В задачи преподавателя входит отбор литературного материала, направленный на прочтение или отыгрывание неких жизненных ситуаций, интерпретацию чужого жизненного опыта в сопоставлении со своим, моделирование новых для студентов форм эмоционального реагирования. Активация воображения данными методами позволяет влиять на установки и мироощущение студентов, коллективная форма работы - создавать такую социальную реальность, в которой преодолевается взаимное отчуждение в учебной группе. Классические образцы художественной литературы стимулируют рефлексию эстетических переживаний,

которые, в свою очередь, становятся способом развития эстетического вкуса и одновременно эмоционального интеллекта. Существуют готовые рекомендательные списки, в которых указаны литературные тексты и жизненные установки, представленные в них. Например, «Двенадцатую ночь» Шекспира советуют для работы над потребностью любить, а «Гедду Габлер» Ибсена - для отыгрывания скрытого чувства вины. Но любое произведение, конечно, выходит за рамки одной установки и может быть использовано для обсуждения целой системы взглядов.

В работе представлен краткий обзор арт-терапевтических методов, которые возможно внедрить в процесс подготовки студентов-журналистов. Подчеркнем, что в рамках учебных занятий арт-терапия рекомендуется к применению не как способ глубинных проработок психологических проблем, целесообразный для индивидуальных консультаций с психологом или психотерапевтом. Задачи арт-терапии в вузовском образовании:

- диагностика (депрессии, суицидальных рисков, агрессии и девиантного поведения, виктимности и т. д.);

- работа с текущими эмоционально-психологическими трудностями;

- обучение навыкам эмоциональной саморегуляции;

- развитие эмоционального интеллекта;

- формирование эстетического вкуса;

- профилактика профессиональной деформации;

- развитие творческого потенциала.

Кроме того, арт-терапия позволит самому преподавателю расширить методологический инструментарий, повысить качество коммуникации в учебной группе, увидеть новые грани визуального и словесного искусств.

Список литературы

1. Артишевский, Э. В. К вопросу об определении опасности профессии журналиста [Текст] / Э. В. Артишевский // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 21 (312). - С. 33-38.

2. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст] / М. В. Киселева. - СПб: Речь, 2016. - 160 с.

3. Федотова, Н. А., Борейко А. Д. Стрессогенные факторы журналистской профессии: результаты исследования [Текст] / Н. А. Федотова, А. Д. Борейко // Психолог. - 2015. - № 3. -С. 89-101.

4. Челышева, И. В. Творческие задания на материале произведений медиакультуры в медиаобразовательном процессе [Текст] / И. В. Челышева // Медиаобразование. - 2012. - № 3. -С. 50-82.

5. Cathy, A. Malchiod. Handbook of Art Therapy [Text] / A. Malchiod Cathy. - New York: Guilford Press. - 2003. - 461 p.

6. Ceau§u, Felicia. The Healing Power of Art-Therapy [Text] / Felicia Ceau§u // Review of Artistic Education. - 2018. - №15-16. - pp. 203-211.

7. Dilawari, Kanchan, Tripathi, Nishi. Art Therapy: A Creative and Expressive Process [Text] / Dil-awari, Kanchan, Tripathi, Nishi // Indian Journal of Positive Psychology. - 2014. Volume: 5. - Page number: 81.

8. Ruzicka, Michal, Krahulcova, Kristyna and Chrastina, Jan. Therapeutic and Educational Potential of Combining Cognitive Behavioural Therapy and Art - Qualitative Analysis of a Case Study [Text] / Michal Ruzicka, Kristyna Krahulcova, Jan Chrastina // Review of Artistic Education. - 2016. - № 1112. - pp.268-276.

9. Underwood, Doug. Depression, Drink, and Dissipation: The Troubled Inner World of Famous Journalist-Literary Figures and Art as the Ultimate Stimulant [Electronic resource] / Doug Underwood // Journalism History. 2007. - Vol. 3. No. 4. - URL: https://www.questia.com/library/jour-nal/1P3-1214285781/depression-drink-and-dissipation-the-troubled-inner, accessed 20.09.2018.

ART THERAPY TECHNIQUES IN EDUCATION PROGRAM FOR JOURNALISTS

Vasileva M. G., St. Petersburg State University, St. Petersburg, VasMSE@yandex.ru

Journalism its high level of stress, emotional and information strain, that can lead to professional degradation. Consequently, education program in university should give emotional self regulation-skills, not only cultural and professional competence. And instruments of art therapy can help lecturers with this. In this article we will talk about potential of art therapy in learning for students. We will see how works fairy tale therapy, bibliotherapy and dramatherapy in study courses of "History of Russian literature", "Modern literary process", " History offoreign literature", and also phototherapy in course of "Photojournalism". This paper shows short review on methods of art therapy for using in study and lists: tasks in the diagnosis of depression, suicidal risks, aggression and deviant behavior, victimali-ty and others; work with emotional and psychological difficulties; self-regulation training, improving intellectual abilities and aesthetic taste, prevention of professional degradation and development of creative potential.

Key words: art therapy, journalism, education.

References

1. Artishevskij, Eh. V. (2013), "K voprosu ob opredelenii opasnosti professii zhurnalista" [=On the question of determining the danger of the profession of journalist] in: Vestnik Chelyabinskogo gosu-darstvennogo universiteta [=Bulletin of Chelyabinsk state University], № 21 (312), Vyp. 80, pp. 33-38. (in Russ.).

2. Kiseleva, M. V. (2016), Art-terapiya v rabote s det'mi [=Art therapy in working with children], SPb.: Rech', 160 p. (in Russ.).

3. Fedotova, N. A. and Borejko A. D. (2015), "Stressogennye faktory zhurnalistskoj professii: re-zul'taty issledovaniya" [=The stressors of the journalistic profession: the results of the research], in: Psiholog [=Psychologist], № 3, pp. 89-101. (in Russ.).

4. Chelysheva, I. V. (2012), "Tvorcheskie zadaniya na materiale proizvedenij mediakul'tury v me-diaobrazovatel'nom processe" [=Creative tasks on the material of media culture in the media education process], in: Mediaobrazovanie [=Media education], №3, pp. 50 - 82. (in Russ.).

5. Cathy, A. Malchiod. (2003), Handbook of Art Therapy [=Handbook of Art Therapy], New York: Guilford Press, 461 p.

6. Ceau§u, Felicia. "The Healing Power of Art-Therapy" // "Review of Artistic Education". - №1516. - January 1, - 2018. — pp 203-211.

7. Dilawari, Kanchan, Tripathi, Nishi. "Art Therapy: A Creative and Expressive Process" // " Indian Journal of Positive Psychology". - Volume: 5. - March 2014. - Page number: 81.

8. Ruzicka, Michal; Krahulcova, Kristyna and Chrastina, Jan. "Therapeutic and Educational Potential of Combining Cognitive Behavioural Therapy and Art - Qualitative Analysis of a Case Study" // "Review of Artistic Education" - №11-12. - January 1, - 2016. - pp 268-276.

9. Underwood, Doug. "Depression, Drink, and Dissipation: The Troubled Inner World of Famous Journalist-Literary Figures and Art as the Ultimate Stimulant" // «Journalism History», Vol. 32, No. 4, Winter 2007 // https://www.questia.com/library/journal/1P3-1214285781/depression-drink-and-dissi-pation-the-troubled-inner, accessed 20.09.2018.

Васильева Марина Геннадьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры медиалингвистики, Санкт-Петербургский государственный университет.

VasMSE@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.