Научная статья на тему 'Причины религиозного экстремизма и способы его преодоления'

Причины религиозного экстремизма и способы его преодоления Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
748
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / МИГРАЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ДЕДОГМАТИЗАЦИЯ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ / САМОРЕФЛЕКСИРУЮЩАЯ ЛИЧНОСТЬ / RELIGIOUS EXTREMISM / MIGRATION / ETHNO-CULTURAL CONTACTS / INFORMATION SOCIETY / DEDOGMATIZATION OF MASS CONSCIOUSNESS / SELF-REFLEXIVE IDENTITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гришай Елена Васильевна, Манацков Игорь Валентинович

В статье выделяется ряд причин религиозного экстремизма, в том числе политические и экономические, дается их классификация. Рассматривается проблема глобализма для возникновения религиозного экстремизма, предлагаются пути ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Гришай Елена Васильевна, Манацков Игорь Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Causes of religious extremism and the methods of its overcoming

This article discusses the causes of religious extremism, their classification. Focuses on the political, economic reasons, also the problem of globalism for religious extremism, proposed solutions to this problem.

Текст научной работы на тему «Причины религиозного экстремизма и способы его преодоления»

Гришай Елена Васильевна

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России (е-таП: ev-grichay@mail.ru)

Манацков Игорь Валентинович

кандидат философских наук, доцент, заместитель начальника кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России (тел.: +79184416488)

Причины религиозного экстремизма и способы его преодоления

В статье выделяется ряд причин религиозного экстремизма, в том числе политические и экономические, дается их классификация. Рассматривается проблема глобализма для возникновения религиозного экстремизма, предлагаются пути ее решения.

Ключевые слова: религиозный экстремизм, миграция, этнокультурные контакты, информационное общество, дедогматизация массового сознания, саморефлексирующая личность.

Е.^ Grishay, Doctor of Philosophy, Professor, Professor of a Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: ev-grichay@mail.ru;

I.V. Manatskov, Master of Philosophy, Assistant Professor, Deputy Head of a Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79184416488.

Causes of religious extremism and the methods of its overcoming

This article discusses the causes of religious extremism, their classification. Focuses on the political, economic reasons, also the problem of globalism for religious extremism, proposed solutions to this problem.

Keywords: religious extremism, migration, ethno-cultural contacts, information society, dedogmatization of mass consciousness, self-reflexive identity.

Современное состояние общества характеризуется усилением социальной мобильности, миграции, развитием этнокультурных контактов всех уровней, существенным изменением ценностных ориентиров. При этом во всех сферах жизнедеятельности общества отмечается повышение уровня культурной нетерпимости, религиозного и этнического экстремизма.

Одной из основных причин всевозможных протестных практик, в том числе экстремистского характера, является недовольство своим социальным положением. Падение жизненного уровня основной массы населения, безработица, дискредитация государственной власти из-за ее неспособности решать социально-экономические проблемы, вседозволенность крупных корпораций - вот факторы, которые вкупе с политизацией религии в ее борьбе за власть и экономические привилегии приводят к религиозному экстремизму. Вторая причина -

политическая. В условиях информационного общества любая идеология стремится доказать свое право на мировое господство. Претензия на собственную непогрешимость оборачивается тем, что в ситуации секуляризации, безрелигиозного гуманизма религиозные экстремисты считают себя избранным народом, постигшим истину и призванным добиться победы Бога в истории.

Однако преодолеть экстремистские настроения путем политических и экономических решений невозможно, поскольку если ранее человечество зависело от природных и экономических факторов, то в наше время культура, как и повседневные человеческие практики, начинает доминировать. Функции культуры приобретают господствующее значение в социальной системе, как и саморефлексирующая личность с ее практической активностью. Соответственно, необходимо активнее использовать образовательный ресурс (разрабатывать, модернизировать и

277

внедрять в систему образования всех уровней учебные материалы и технологии, направленные на воспитание подрастающего поколения в духе гражданской солидарности) и формировать толерантность, уважение к иным способам жизни, к иным культурным формам уже в личности подрастающего поколения, формировать толерантное сознание как стабильную личностную характеристику.

Третья причина - глобализм. Глобализм, возникший в результате информационной революции и, в свою очередь, управляющий информационными потоками, привел к распространению религии, трансформации конфессий, эклектизации религиозных систем. Утрата верующими единой цели своих религиозных действий, индивидуальное отношение к вероучению своей конфессии приводит к расколу и росту нетерпимости в рамках собственной религиозной организации. В то же время растет недовольство по отношению к миссионерской деятельности новоиспеченных религий как прозападного, так и провосточного типа.

Выход из сложившейся ситуации - отказ от узкоконфессионального эгоизма и социальная защита людей всех вероисповеданий. А также поддержка общественных правозащитных организаций. Наблюдаемый нами религиозный ренессанс вызван не столько данью моде на религию, «глобальной» религиозностью, сколько попыткой обеспечить личностную безопасность. По-прежнему сохраняется ядерная угроза, никто не застрахован и от опасности стать жертвой теракта, природной или техногенной катастрофы. Но главным образом всеобщее ощущение неуверенности в будущем полноценном существовании, реализации намеченных жизненных сценариев возникает вследствие кризиса традиционных форм солидарности, социального неравенства и невозможности в условиях столкновения символических и культурных капиталов использовать приобретенный жизненный опыт. Смешение радикально различных мировоззренческих парадигм формирует социально-психологические ситуации, когда человек оказывается не способен зафиксировать собственную позицию по отношению к плюрализму ценностных шкал, а следовательно, не в состоянии закрепить самотождественность своего сознания и себя как личности [1, с. 170]. Личный религиозный опыт противостоит рационализму и научному подходу, которые не могут ответить на такие фундаментальные вопросы, как смысл и цель жизни. Эти вопросы во все времена и во всех культурах составляли сердцевину религии. Необходимость конструирования

дополнительных идентичностей, наполняющих смыслом место в реальности повседневной жизни, вызвана также болезненной утратой ощущения причастности к неформальным социальным общностям. Но обретение идентичности происходит на фоне повсеместного распространения «других» ценностей, новых политических институтов и экономических практик, ставящих человека перед дилеммой - адаптироваться к инновациям или противостоять их внедрению?

Отдельная проблема - все более изощренные технологии манипулирования посредством интернет-ресурсов. Здесь уже требуется создание специальных межгосударственных отделов для контроля за потоком информации, формирующей интолерантное сознание пользователей Интернета.

Четвертая причина религиозной интоле-рантности на постсоветском пространстве во многом связана с попыткой многочисленных групп верующих возродить древнюю духовную традицию, достичь статуса избранности, святости, просветления. Но по меркам истории, 20 лет религиозной свободы России - это неофитский этап религиозного опыта. А неофитство предполагает убежденность в непогрешимости избранного учения и способность упорно отстаивать свои взгляды и образ жизни. Соответственно, каждый человек нуждается в гарантии осуществления свободы вероисповедания, защиты прав личности.

Однако зачастую протестантские объединения и новые, нетрадиционные для России религии трактуются широкой общественностью исключительно как формы тоталитаризма. Подобная трактовка, способная привести к ответной агрессии, вероятно, объясняется поверхностностью религиозной веры православного большинства. Не секрет, что воцерковленное население составляет мизерный процент от общего числа верующих и рассматривается все тем же большинством как маргинальная группа. Оказавшись в маргинальном положении, религиозные личности проявляют нетерпимость не только к НРД, но и к явлениям индифферентизма, дедогматизации массового сознания, эклектизации. Самоидентификация религиозных личностей, как и религиозных организаций, в целом, достигается через критику других. Как нам представляется, единственный выход из сложившейся ситуации - отказаться всем религиозным конфессиям от поиска врагов, от деления на Мы - Они и выполнять одно общее для всех дело - утверждать гуманистические ценности, порицая деструктивные. Только солидарность религиозных лидеров и пропаган-

278

да межконфессионального согласия позволят излечиться от общего недуга - религиозного радикализма.

Отсутствие качественного диалога между представителями различных религиозных традиций как на уровне лидеров, теологов, так и между рядовыми верующими - все более остро обозначающаяся проблема. Полноценное невиртуальное общение с носителями других мировоззрений позволит восприятие иных учений.

Следующая причина религиозного экстремизма - психологическая неграмотность населения и отсутствие реально действующих институтов психопрофилактики, что приводит к неспособности большинства населения, в особенности молодежи, противостоять манипу-лятивному воздействию заинтересованных лиц. Снижение уровня негативного влияния достижимо путем развития критического мышления молодых людей, информирования о практиках и методах вовлечения людей в деструктивные организации, отработки защитных механизмов в рамках специализированных тренингов. Следует обратить внимание и на создание в каждом регионе центров психологической помощи, телефонов доверия для лиц, подвергшихся насилию со стороны религиозных организаций. Необразованность, отсутствие знаний других культур и религий - еще одна причина нетерпимого отношения ко всему окружающему. Во многих регионах России уже введена дисциплина «Основы религиозных культур и светской этики», возможно, данный эксперимент со временем принесет свои плоды. Но его успешность, очевидно, будет зависеть от квалификации педагогов, от их мотивации (материальной в том числе). Соответственно, организация краткосрочных курсов, повышение квалификации учителей религиоведения - еще одна насущная задача. Педагог должен уметь раскрыть основные достоинства традиционных религиозных учений, обосновать единство основных ценностей в религиях различных народов, научить не только религиозной терпимости, но и сопереживанию, заботе о других в силу понимания принципов их вероучений.

Для реализации этих тезисов вполне достаточным и необходимым представляется использование информационных моделей всех традиционных религий с итоговым представлением их глубинного семантического единства в виде хроматического круга. К примеру, если взять цвета, доминирующие в соответствующих Священных писаниях, то окажется, что каждая религия характеризуется определенным (канонизированным в данной религии) цветом. При

объединении же этих цветов в цветовом круге получается - и понимаемый разумом, и пред-ставимый в реальных образах - Белый свет, в котором и живет то или иное конфессиональное сообщество. И если образ - семантическая база образования, то это ли не залог толерантности!

Отсюда получает свое теоретическое обоснование и такое направление формирования толерантности, как «обучение толерантному образу жизни». Толерантный образ жизни - цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека в повседневной жизни, которую он осуществляет не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты. Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам межкультурного взаимодействия, на формирование навыков распознавания проявлений культурных предрассудков, этноцентризма и дискриминации в различных сферах общественной жизни, создание мотивации для ведения толерантного образа жизни как отдельных людей, так и общества в целом.

Нельзя в связи с этим не подчеркнуть: никакая информация, если она не подкреплена личной заинтересованностью, ничего для человека не значит. Сегодня это особенно важно в отношении молодежи, находящейся в зоне риска. Школа является центром формирования мировоззрения и интеллектуального уровня молодого человека. Именно здесь в течение всего периода есть возможность дать детям и родителям глубокие знания о сущности толерантности, в доступной форме изложить причины интоле-рантного поведения, научить методам восстановления и укрепления установок толерантного сознания и поведения.

Отметим, что специфика молодежной среды требует нестандартных и нерепрессивных методов профилактики. Поэтому жизненно необходима принципиально новая концепция воспитания подрастающего поколения, основополагающей идеей которой могло бы стать превращение подростка из объекта воспитательного процесса в активного участника социализации личности. Достижение такой цели предполагает профилактические меры, которые были бы нацелены на нейтрализацию и устранение социальных причин дезадаптации, коррекцию личности и образа жизни молодых людей с интолерантным поведением, а не на повышение степени контроля и надзора за ними, ужесточение наказаний.

Социальная незащищенность мигрантов -следующая причина религиозного экстремизма.

279

Европейский опыт учит нас всячески противодействовать формированию иммигрантских общин трайбалистского характера, где не только сохраняются традиции и коллективная взаимопомощь, но и процветает теневая экономика, криминализируется молодежь, не имеющая возможности адаптироваться к существующей системе социальных связей и получить доступ к легальным источникам дохода. На сегодняшний день система социальной защиты мигрантов отсутствует, результатом чего становится рост этнической преступности и распространение в обществе нетерпимости по отношению ко всем мигрантам, независимо от их образа жизни.

Своевременное оказание социальной и психологической помощи в рамках социальной работы, безусловно, способствовало бы повышению адаптационного потенциала представителей различных этносов, испытывающих трудности интеграции в инокультурную среду мегаполиса из-за перехода от нормальных условий существования к экстремальным условиям миграции/эмиграции. В связи с этим фактором необходимо учитывать и базовые принципы хроматизма для учета перестройки доминирующих компонентов интеллекта у мигрантов при этом переходе. Комплексная помощь социально уязвимым иностранным гражданам и их семьям должна оказываться в специализированных службах - центрах адаптации мигрантов. Подобные учреждения открыты уже в нескольких городах России, включая Москву и Петербург. Однако на сегодняшний день говорить об их эффективности рано. Очевидно лишь то, что, несмотря на солидный перечень заявленных социальных услуг и соответствующих технологий - информационных, консультативных, посреднических, правовых, психологопедаго-гических и пр., деятельность данных организаций пока что далека от социальной работы как таковой.

Весьма перспективной является, на наш взгляд, идея разработки инновационной модели социальной работы с населением при

1. Новейший философский словарь. Постмодернизм /ред. и сост. А. А. Грицалов. Минск, 2007.

2. О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894.html (дата обращения: 17.01.2012).

участии церковных социальных организаций. Вспомним один из тезисов документа «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви», принятого 4 февраля 2011 г. Архиерейским Собором РПЦ: «...социальное служение Церкви не может сдерживаться или ограничиваться религиозными, национальными, государственно-политическими или социальными рамками. Церковь простирает свое человеколюбие не только на своих членов, но и на тех, кто к ней не принадлежит» [2].

Национально-культурным объединениям следует обращаться за помощью к специалистам православных социальных организаций не с целью получения дополнительных материальных ресурсов, а для того, чтобы наладить деятельность по полноценной социокультурной адаптации мигрантов. С ними необходимо вести информационно-просветительскую работу, знакомя с традициями страны, разъясняя нормы поведения в обществе, прививая уважение к ценностям российской культуры. Эта деятельность одновременно давала бы колоссальный социально-профилактический эффект.

С другой стороны, церковные социальные организации, для которых ключевым является милосердное служение людям, могли бы решать проблемы не только мигрантов, но также беженцев и вынужденных переселенцев, находящихся в особо тяжелых, кризисных ситуациях. Только на основе социального партнерства органов государственной власти, учреждений системы социального обслуживания населения, а также общественных организаций, в частности национально-культурных объединений всех Церквей, может быть создана новая, по-настоящему эффективная система социальной работы с полиэтническим населением, с одной стороны, создающая условия для эффективного противодействия проникновению в общественное сознание идей экстремизма и нетерпимости, с другой - культивирующая в молодежной среде атмосферу межэтнического согласия и толерантности.

1. Newest Philosophical Dictionary. Postmodernism / ed. and comp. A.A. Gritsalov. Minsk, 2007.

2. On the principles of social work organization in the Russian Orthodoxtion of the Church. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894.html (date of access: 17.01.2012).

280

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.