Научная статья на тему 'Причины появления псевдонимов в XIX-XXI веках'

Причины появления псевдонимов в XIX-XXI веках Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1773
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНОМАСТИКА / ПСЕВДОНИМИКА / ПОДЛИННОЕ ИМЯ / ПСЕВДОНИМ / ONOMASTICS / PSEUDONYMICS / REAL NAME / PSEUDONYM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Прокопьева Олеся Валерьевна

Статья посвящена проблемам псевдонимики. Для исследования привлекаются материалы справочников и словарей, а также периодических изданий и Интернет-сайтов. Приводятся причины возникновения псевдонимов в XIX-XXI вв. Доказывается, что в XX-XXI вв. удачно выбранные псевдонимы помогают эстрадным артистам завоевать популярность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS FOR USE OF PSEUDONYMS IN THE 19-21 CENTURIES

The present article considers some problems of pseudonymics. We use a number of resources for our research, such as reference books, dictionaries, magazines, newspapers and internet sites. Different reasons for the use of pseudonyms in the 19-21 centuries are described. It is proved that well-chosen pseudonyms have helped stage artists of the 20-21 centuries achieve their fame.

Текст научной работы на тему «Причины появления псевдонимов в XIX-XXI веках»

УДК 811.161.1

О.В. ПРОКОПЬЕВА ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ПСЕВДОНИМОВ В XIX-XXI ВЕКАХ

Ключевые слова: ономастика, псевдонимика, подлинное имя, псевдоним.

Статья посвящена проблемам псевдонимики. Для исследования привлекаются материалы справочников и словарей, а также периодических изданий и Интернет-сайтов. Приводятся причины возникновения псевдонимов в XIX-XXI вв. Доказывается, что в XX-XXI вв. удачно выбранные псевдонимы помогают эстрадным артистам завоевать популярность.

ОМ. PROKOPYEVA REASONS FOR USE OF PSEUDONYMS IN THE 19-21 CENTURIES

Key words: onomastics, pseudonymics, real name, pseudonym.

The present article considers some problems of pseudonymics. We use a number of resources for our research, such as reference books, dictionaries, magazines, newspapers and internet sites. Different reasons for the use of pseudonyms in the 19-21 centuries are described. It is proved that well-chosen pseudonyms have helped stage artists of the 20-21 centuries achieve their fame.

Как и любой тип наименования, псевдонимы социально и исторически обусловлены. Это явление мировой культуры. Однако в каждой стране оно развивалось своим особым образом под влиянием местных факторов.

В эпоху Возрождения и в начале нового времени художник приравнивался к ремесленнику. Сочинять для театра, печатать свои стихи за деньги, выставлять для публичного обозрения свои картины или скульптуры для людей из высшего общества считалось унизительным. Поэтому служение искусству требовало сокрытия подлинного имени.

Одним из основных движущих мотивов для принятия псевдонима в среде литераторов была борьба за право быть опубликованным. Особенно остро этот вопрос стоял в XIX в., причем для одних публикация означала заработок, для других - отстаивание политических позиций, для третьих - необходимость участвовать в творческом созидательном литературном процессе, для четвертых - своеобразную забаву, приятное времяпровождение. В связи с этим отметим обращение женщин к мужским псевдонимам и мужчин - к женским.

Мнимые иностранцы - еще одна разновидность псевдонимов. Так, K.M. Станюкович в «Письмах знатного иностранца» (1878-1879) от лица некоего Джонни Смита, якобы пишущего своей жене Дженни, рассказывал о нравах русского общества. В 1896 г. K.M. Станюкович после сибирской ссылки снова обратился к этому жанру.

Если в XVII-XVIII вв. люди из знатного сословия, скрывая свои имена, брали скромные фамилии людей из народа, то в XIX в. картина изменилась на прямо противоположную. Так, в русской литературе появились Граф Алексис Жасминов (В.П. Буренин), он же Генерал Супостатов 2-й, поручик Алексис Республиканцев и виконт Кебриоль Дантраше.

В XX в. перед автором порой не стоит вопрос о том, выступать ли ему в печати от имени мужчины или женщины, титулованной или нетитулованной особы, соотечественника или иностранца. Он обращается к псевдониму просто потому, что так принято, потому, что все берут себе псевдонимы. Например, В.Ф. Панова начинала писать как Вера Вельтман, считая эту фамилию немещанской и достаточно благозвучной.

Очень часто причиной появления псевдонима было наличие в литературе однофамильцев. Без участия автора появлялись под его произведениями чужие фамилии, возникшие в результате ошибок редакторов, так называемые мнимые псевдонимы. Например, в сборнике «Русская муза» дважды под переводом «Собачьего пира» О. Барбье была поставлена подпись В. Курочкина, в то время как это был перевод В.Г. Бенедиктова.

Исследователи отмечают, что за всю историю Россию властями дважды была предпринята попытка запретить авторам печататься под псевдонимами. Первый раз это случилось в царской России начала 30-х гг. XIX в., во второй -в Советском Союзе в конце 40-х гг. XX в. «Восстание псевдонимов» - так историки литературы окрестили то, что происходило в российской печати в 30-х гг. XIX в. К псевдонимам в первую очередь прибегали авторы, замеченные в инакомыслии по отношению к официозной проправительственной идеологической триаде: «православие, самодержавие, народность». В 1831 г. был издан закон, запрещавший публиковать сочинения без указания имени автора. Вторая попытка запретить псевдонимы была предпринята в сталинские годы, в эпоху кампании против так называемых безродных космополитов. И это вопреки советскому авторскому праву, которое еще в 20-е гг. XX в. узаконило: «Только автор вправе решать, будет ли произведение опубликовано под действительным именем автора, под псевдонимом или анонимно» [4. С. 187].

Современные исследователи, анализируя причины появления псевдонимов, отмечают, что причины возникновения псевдонимов в России были те же самые, что и везде: желание скрыть свое имя, заменить некрасивую или вульгарную фамилию на благозвучную, желание или необходимость скрыть иностранное происхождение подлинной фамилии, и - особенно для журналистов - возможность писать в различных газетах на разные темы под разными псевдонимами.

Подробный анализ причин, принуждавших авторов сохранять инкогнито, приводится в исследовании С.А. Подсеваткина [5. С. 18].

Анализ представленного нами материала позволил дополнительно выделить еще несколько причин появления псевдонимов.

Удачно выбранные псевдонимы помогают эстрадным артистам завоевать популярность. Однажды Майкл Джексон сказал: «Бывают времена, когда мне хочется быть кем-то еще. Если люди узнают твое лицо, голос, невозможно спрятаться. Чувствую себя как спагетти, пропущенное через тысячи рук». В этих словах одна из причин того, что эстрадные звезды выступают под псевдонимами. Очень часто псевдоним - это попытка скрыть личную жизнь, родные корни от безжалостных, любопытных глаз папарацци и фанатов [1. С. 134].

В США в 1933 г. была создана Гильдия актёров экрана (the Screen Actors Guild). В Великобритании также существует Ассоциация равенства актеров (British Actors' Equity Association). Согласно уставам данных организаций их члены не могут иметь одинаковые имена, поэтому актерам приходится прибегать к псевдонимам. Например, актеру, чье настоящее имя Michael Douglas, пришлось взять псевдоним Michael Keaton.

В кругах бизнеса звучное имя тоже может помочь. Ярким примером служит псевдоним Анатолия Климина - Том Клайм. По официальной легенде, так назвал Климина канадский таможенник, а Климину это имя понравилось: он как раз искал веское и броское имя для своей компании. В России сейчас две сотни магазинов «Том Клайм». Большинство покупателей этих магазинов никогда бы не надели точно такую же одежду от «Толи Климина».

Литература

1. Ведина Т.Ф., Лебедева Н.В. Тайны псевдонимов: Словарь для любознательных. М.: Русский язык, 2003.232 с.

2. Дмитриев В.Г. Замаскированная литература. М.: Книга, 1973. 258 с.

3. Дмитриев В.Г. Скрывшие свое имя. М.: Наука, 1977. 311 с.

4. Осовцов С.К. Что в имени тебе моём? (псевдонимы в литературе) // Нева. 2001. № 7. С. 183-195.

5. Подсеваткин С.А. Энциклопедия псевдонимов. М.: Терра, 1999. 256 с.

6. Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии. М.: Наука, 1984. 293 с.

ПРОКОПЬЕВА ОЛЕСЯ ВАЛЕРЬЕВНА - аспирантка кафедры русского языка, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург (eurica@rambler.ru).

PROKOPYEVA OLESYA VALERYEVNA - post-graduate student, St. Petersburg State University, Russia, St. Petersburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.