Научная статья на тему 'Причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних и меры их предупреждения'

Причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних и меры их предупреждения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1142
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / JUVENILES / DEVIANT BEHAVIOR / CRIMINALITY / PREVENTION OF JUVENILES'' CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прозументов Лев Михайлович, Карелин Дмитрий Владимирович, Ольховик Николай Владимирович

В статье анализируются причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Авторы определили негативные тенденции отклоняющегося поведения несовершеннолетних, которые являются индикаторами наличия реальных угроз общественной безопасности, и сформулировали предложения по совершенствованию как законодательства, так и деятельности всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прозументов Лев Михайлович, Карелин Дмитрий Владимирович, Ольховик Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The reasons for a deviant behavior of juveniles and their prevention

The authors consider such reasons as lifestyle, development level of productive forces, maturity of public relations, political system, the existing system of education and upbringing to constitute the reasons for a deviant behavior of juveniles. Such negative phenomena as social passivity, skepticism and nihilism of juveniles are the results of public stagnation, its transition to another social structure, drawbacks in the realization of different reforms in the country and drawbacks in the process of socialization and education of juveniles. The article substantiates the proposals for the development of current federal and regional legislation authorizing the subjects of the Russian Federation to set quotas for the employment of juveniles aged from 14 to 18 or for the employment of those who find a job search difficult. It is recommended to develop the above legislation concerning those who have attained the age of 14 at the moment of committing an administrative offence and hold them liable for it, a wide range of such offences being provided (Article 20.20, Article 20.21 of the Administrative Offences Code of the Russian Federation etc.). It is necessary to reform a normative legal and organizational base for the juvenile affairs commissions and for the protection of juveniles' rights. For this purpose, it is necessary to revise all legal and organizational forms for the establishment and functioning of the juvenile affairs commissions at federal, regional and municipal levels. The regional legislation should include the requirement on the compulsory criminological examination of the normative legal acts and it is necessary to pass a regional law "On the fundamentals of the regional system of crime prevention" should be passed. It is advisable to refer the basic legal matters of formation and activities of regional and municipal commissions to the competence of state representative bodies of the Russian Federation subjects. It is essential that the centers of social adaptation for those released from prisons are established at the level of the Russian Federation subjects; such centers should be under the jurisdiction of social welfare bodies.

Текст научной работы на тему «Причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних и меры их предупреждения»

Вестник Томского государственного университета. Право. 2015. №3 (17)

УДК 343.235.1

DOI 10.17223/22253513/17/7

Л.М. Прозументов, Д.В. Карелин, Н.В. Ольховик

ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МЕРЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

В статье анализируются причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Авторы определили негативные тенденции отклоняющегося поведения несовершеннолетних, которые являются индикаторами наличия реальных угроз общественной безопасности, и сформулировали предложения по совершенствованию как законодательства, так и деятельности всех субъектов системы, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Ключевые слова: несовершеннолетние, отклоняющееся поведение, преступность, предупреждение преступности несовершеннолетних.

Изучение закономерностей возникновения и развития отклоняющегося, в том числе правонарушающего и преступного поведения несовершеннолетних осуществляется с учетом современных социально-экономических, нравственных, психологических факторов, к которым относятся: усиление социального расслоения общества, в основе которого лежит материальный достаток разных слоёв населения страны; кризисные явления в экономике, обусловливающие аналогичные явления в социальной сфере; обездоленность многих детей; неподготовленность государства и общества к созданию нормальных условий социализации несовершеннолетних; низкий уровень развития социальных институтов, служб, деятельность которых ориентирована на создание условий, способствующих саморазвитию каждого человека, и дефицит средств, возможностей, технологий на их реализацию; практическое игнорирование объективно существующих позитивных возможностей семьи, других социальных институтов в предупреждении правонарушающего поведения несовершеннолетних и их невостребованность действующими в этой сфере государственными структурами.

Такие понятия, как аморальный, асоциальный, девиантный, чаще, используются в социологии, педагогике, психологии, а правонарушающий, преступный - в криминологии. Очевидно, что названные выше типы поведения следует считать отклоняющимися, поскольку они характеризуют поведение, противоречащее нормам морали, нравственности, права.

Результаты распространения отклоняющегося поведения несовершеннолетних обычно находят свое отражение в официальной статистике, которая констатирует стабильный в последние годы рост детской беспризорности, бродяжничества, оставление несовершеннолетними образовательных учреждений, рост числа несовершеннолетних, состоящих на различных профилактических учетах, и т. п.

Негативные последствия социальных преобразований отразились на положении несовершеннолетних. В частности, они привели к росту напряжен-

Причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних

59

ности в молодежной среде, обусловили у них формирование чувства неуверенности, беспокойства, тревожности и одновременно агрессивности.

В сегодняшнем обществе несовершеннолетним все труднее достигать полной психологической, экономической, социальной, политической, духовной интеграции. Это приводит к скептицизму, отчуждению, побуждает несовершеннолетних бунтовать, завоевывать свое место в обществе часто незаконными способами.

Для сегодняшних несовершеннолетних характерен социально-ролевой конфликт, связанный с желанием иметь права, обязанности как у взрослых и одновременно объективной неспособностью их реализовать. Несовершеннолетние отличаются высоким уровнем притязаний, стремлением к автономии и независимости, отрицанием авторитетов. Для них характерно как преувеличение новизны собственной жизнедеятельности, пренебрежительное отношение к прошлому опыту, так и естественный недостаток знаний, навыков, способности ценить время и правильно им распоряжаться.

Асоциальными причинами, способствующими деформации досуговой и учебно-трудовой деятельности, являются разрушенные (отчужденные) отношения с учебными учреждениями, трудовыми коллективами, дружеские отношения с ровесниками, совершавшими правонарушения и преступления, со взрослыми лицами, употребляющими спиртные напитки и наркотики.

Таким образом, можно утверждать, что причинами отклоняющегося поведения несовершеннолетних стали уклад их жизни, уровень развития производительных сил, зрелости общественных отношений, политической системы общества, существующей в стране системы образования и воспитания. Следует признать, что такие негативные явления, как социальная пассивность, скептицизм и нигилизм несовершеннолетних, явились следствием стагнации общества, его перехода к иному общественному строю, недостатков, имеющих место в реализации проводимых в стране реформ в разных сферах, недостатков процесса социализации несовершеннолетних и их воспитания.

Формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних - самые разные: пьянство и алкоголизм; наркомания; проституция; социальный паразитизм; совершение деяний, содержащих признаки правонарушений или преступлений, лицами, не достигшими возраста административной или уголовной ответственности; совершение правонарушений, совершение преступлений.

В последние годы почти каждый четвертый несовершеннолетний, состоящий на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, не достиг возраста 14 лет. Наиболее распространенным основанием постановки на учет лиц этой возрастной группы явилось совершение ими деяний, содержащих все признаки административных правонарушений (в 34% случаях) и преступлений (55,2% случаях). Почти 75% несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, содержащие признаки правонарушений или преступлений, до их совершения проживали в неблагополучных семьях, и многие из них сами подвергались насилию со стороны членов семьи [1. С. 9].

Происходящее с 2008 г. стабильное сокращение общего числа правонарушений, совершенных несовершеннолетними (2008 г. - 721 775, 2009 г. -648 224, 2010 г. - 507 435, 2011 - 387 455, 2012 г. - 64 300, 2013 г. - 67 200),

60

Л.М. Прозументов, Д.В. Карелин, Н.В. Ольховик

по мнению многих исследователей, неверно отражает сложившуюся в этой сфере ситуацию. В частности, подобное снижение официально зарегистрированных показателей объясняется отечественными криминологами причинами совсем не обнадеживающего характера: неадекватно либеральным отношением органов уголовной юстиции к преступлениям (особенно небольшой и средней тяжести), совершаемым несовершеннолетними, а также относительно лучшей их адаптацией к новым социально-экономическим условиям по сравнению со взрослыми. Это объясняется также и тем, что зарегистрированные данные базируются на анализе сведений о раскрытых преступлениях, совершенных несовершеннолетними или при их участии. Численность же несовершеннолетних, принимавших участие в нераскрытых и невыявленных преступлениях, остается неизвестной, а, следовательно, абсолютные показатели преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, значительно превышают официальные данные.

Многие исследователи отмечают повышение удельного веса несовершеннолетних, совершающих насильственные преступления, а также преступлений, относящихся к категории тяжких и особо тяжких (Я.И. Гилинский) [2. С. 89], рост удельного веса несовершеннолетних в организованных преступных группах и преступных сообществах (А.Л. Салагаев) [3. С. 219]. Последнее еще раз подтверждает положение, в соответствии с которым традиционные формы жизни подростковых компаний (территориальная организация, групповые драки, кодекс чести и т. п.) все в большей мере трансформируются в формы организации несовершеннолетних и молодежи, характерные для преступных групп. И это мощное воздействие преступности на моральные условия социализации несовершеннолетних является в настоящее время фактором, с которым нельзя не считаться.

Начиная с 2010 г. наблюдается еще одна тенденция - неуклонного увеличения удельного веса преступлений, совершаемых несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения: 2010 г. - 8,7%, 2011 г. - 9,7%, 2012 г. -10,8%, 2013 г. - 12,8%. Незначительно, но идет и рост абсолютных показателей преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения. При этом изучение криминологической характеристики личности несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, несмотря на сходство с личностью несовершеннолетнего преступника вообще, имеет следующие отличия:

- удельный вес несовершеннолетних лиц женского пола, осужденных за преступления, совершенные в состоянии алкогольного опьянения, выше, чем удельный вес девочек в общем числе всех осужденных несовершеннолетних;

- в «пьяной» преступности несовершеннолетних существенно выше удельный вес лиц девочек, осужденных за насильственные преступления (ст. 111, 132 УК РФ);

- образовательный уровень осужденных несовершеннолетних за совершенные ими преступления в состоянии алкогольного опьянения ниже, чем у среднестатистического несовершеннолетнего преступника;

- социальный статус (род занятий) несовершеннолетних отличается в худшую сторону от портрета среднестатистического несовершеннолетнего

Причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних

61

преступника за счет значительно большего удельного веса не учащихся и не работавших на момент совершения преступления;

- типичным представителем несовершеннолетних, осужденных за совершение преступлений в состоянии опьянения, является преимущественно «сельский» житель в отличие от всей преступности несовершеннолетних, которая может быть охарактеризована в целом как «городская».

Преступная активность различных возрастных групп несовершеннолетних относительно стабильна. Среди лиц, совершающих преступления, преобладают несовершеннолетние старшей возрастной группы (16-17-летние). На их долю приходится около 70% всех преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Такое положение обусловлено, во-первых, социальным статусом и условиями воспитания несовершеннолетних, во-вторых, особенностями российского уголовного законодательства, которое предусматривает уголовную ответственность несовершеннолетних 14-15 лет только за совершение 20 составов преступлений.

Большинство преступлений, совершаемых несовершеннолетними, приходится на лиц, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, и на несовершеннолетних, которые не учатся и не работают. Причем удельный вес этих категорий несовершеннолетних в общем числе лиц этого возраста, совершивших преступления, за последние десять лет изменился: школьники вышли на «первое» место в 2007 г. и удерживают его на протяжении последних лет.

Наконец, исследователи, занимающиеся проблемой преступности несовершеннолетних, также отмечают стабильно высокий уровень рецидивной преступности несовершеннолетних, которая, как и преступность вообще, обусловлена наличием в обществе определенных социальных противоречий и зависит от тех экономических, политических, социальных преобразований, которые характерны для определенного этапа его развития.

Отмеченные негативные тенденции являются индикаторами наличия реальных угроз общественной безопасности и требуют совершенствования как законодательства, так и деятельности всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Применительно к законодательству представляется необходимым сделать следующее.

На федеральном уровне необходимо:

1. Внести в ст. 13 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» дополнение, предусматривающее наделение субъектов Российской Федерации правом устанавливать своими законами квоты для приёма на работу несовершеннолетних от 14 до 18 лет либо в общем контексте -граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

2. Внести в КоАП РФ изменения, предусматривающие привлечение к административной ответственности лиц, достигших к моменту совершения административного правонарушения возраста 14 лет, указав исчерпывающий перечень таких правонарушений (ст. 20.20, 20.21 КоАП РФ и т.д.), а также положение, согласно которому при рассмотрении дел об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, должны учитываться такие обстоятельства, как условия жизни и воспитания, уровень психическо-

62

Л.М. Прозументов, Д.В. Карелин, Н.В. Ольховик

го развития, иные особенности, влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

3. Анализ данных официальной уголовной статистики показал, что за два года существования ст.151.1 УК РФ (розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции, совершенная неоднократно) были осуждены единицы, а количество случаев совершения несовершеннолетними правонарушений в состоянии опьянения растет. Вывод очевиден - существующие нормы «не работают» и нуждаются в совершенствовании. Полагаем, что речь, прежде всего, должна идти не о нормах, предусматривающих ответственность (уголовную, административную), хотя они также далеки от совершенства, а о нормах регулятивного законодательства.

4. Реформировать нормативно-правовую и организационную базу комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН), для чего следует пересмотреть и унифицировать правовые и организационные формы создания и функционирования КДН на разных уровнях - федеральном, региональном, муниципальном.

5. Устранить неопределенность организационно-правовых основ создания и функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по КоАП РФ, который называет КДН только в числе органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (п. 2 ч. 1 ст. 22.1).

6. Устранить дублирование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и определенной части деятельности судов при решении вопросов о применении к несовершеннолетнему мер воздействия. В одном случае вопрос о применении мер воздействия рассматривает суд, а в другом «с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссии по делам несовершеннолетних с применением к нему меры воздействия» (ст. 2.3 КоАП РФ).

7. Реанимировать существовавший в советское время государственный учет рецидивной преступности вообще и повторной преступности несовершеннолетних в частности.

На уровне субъектов Российской Федерации необходимо:

8. Дополнить региональное законодательство требованием об обязательности проведения криминологической экспертизы принимаемых нормативных правовых актов.

9. Принять региональный закон «Об основах региональной системы предупреждения преступлений».

10. Поскольку в субъектах Российской Федерации по-разному решаются вопросы о характере и содержании нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, вопросы формирования правовой основы организации и деятельности региональных и муниципальных комиссий отнести к компетенции представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

11. Для своевременного выявления беспризорных несовершеннолетних и оказания им социальной поддержки создать единые федеральный и региональный банки данных о таких детях.

Причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних

63

12. Для организации системы ресоциализации осужденных принять региональный закон о социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы и оказания социальной помощи осужденным без изоляции от общества. Законодательство о социальной адаптации должно относиться к законодательству о социальной защите, так как социальная адаптация освобожденных из мест лишения свободы - это не предмет уголовно-исполнительного права. Органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания, должны только содействовать, готовить осужденных во время отбывания наказания к жизни в обществе. Возлагать на эти органы функцию социальной адаптации освобожденных нецелесообразно. Это несвойственная им функция.

13. Создать центры социальной адаптации для освобожденных из мест лишения свободы, которые должны находиться в ведении органов социальной защиты населения.

14. Региональным законодательством предусмотреть стимулы для работодателей, балансодержателей и собственников жилья для обеспечения освобождающихся из мест лишения свободы жильем и работой.

15. Сформулировать региональный заказ на разработку вузами программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации социальных работников, сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по проблемам предупреждения правонарушений несовершеннолетними и созданию условий для их ресоциализации.

Литература

1. Ясинова Н. О. Предупреждение насильственного поведения лиц, не достигших возраста уголовной ответственности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 21 с.

2. Гилинский Я.И. Преступность несовершеннолетних: криминологический анализ // Кри-миналистЪ. 2010. № 2(7). С. 84-90.

3. СалагаевА.Л. Молодежные субкультуры. Казань: КГУ, 1997. 317 с.

ProzumentovL.M., KarelinD.V., OlkhovikN.V. DOI 10.17223/22253513/17/6

THE REASONS FOR A DEVIANT BEHAVIOR OF JUVENILES AND THEIR PREVENTION

Key words: juveniles, deviant behavior, criminality, prevention of juveniles’ crimes.

The authors consider such reasons as lifestyle, development level of productive forces, maturity of public relations, political system, the existing system of education and upbringing to constitute the reasons for a deviant behavior of juveniles. Such negative phenomena as social passivity, skepticism and nihilism of juveniles are the results of public stagnation, its transition to another social structure, drawbacks in the realization of different reforms in the country and drawbacks in the process of socialization and education of juveniles.

The article substantiates the proposals for the development of current federal and regional legislation authorizing the subjects of the Russian Federation to set quotas for the employment of juveniles aged from 14 to 18 or for the employment of those who find a job search difficult. It is recommended to develop the above legislation concerning those who have attained the age of 14 at the moment of committing an administrative offence and hold them liable for it, a wide range of such offences being provided (Article 20.20, Article 20.21 of the Administrative Offences Code of the Russian Federation etc.).

It is necessary to reform a normative legal and organizational base for the juvenile affairs

commissions and for the protection of juveniles’ rights. For this purpose, it is necessary to revise all legal and organizational forms for the establishment and functioning of the juvenile affairs commissions at federal, regional and municipal levels.

64

Л.М. Прозументов, Д.В. Карелин, Н.В. Ольховик

The regional legislation should include the requirement on the compulsory criminological examination of the normative legal acts and it is necessary to pass a regional law “On the fundamentals of the regional system of crime prevention” should be passed. It is advisable to refer the basic legal matters of formation and activities of regional and municipal commissions to the competence of state representative bodies of the Russian Federation subjects. It is essential that the centers of social adaptation for those released from prisons are established at the level of the Russian Federation subjects; such centers should be under the jurisdiction of social welfare bodies.

References

1. Yasinova, N.O. (2010) Preduprezhdenie nasil’stvennogo povedeniya lits, ne dostigshikh voz-rasta ugolovnoy otvetstvennosti [Prevention of violent behavior of persons under the age of criminal responsibility]. Abstract of Law Cand. Diss. Moscow.

2. Gilinskiy, Ya.I. (2010) Prestupnost' nesovershennoletnikh: kriminologicheskiy analiz [Juvenile delinquency: criminological analysis]. Kriminalist"". 2(7). pp. 84-90.

3. Salagaev, A.L. (1997)Molodezhnye subkul’tury (Youth Subcultures). Kazan: Kazan State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.