Научная статья на тему 'Причины и условия возникновения и распространения коррупции в республике Армения'

Причины и условия возникновения и распространения коррупции в республике Армения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1429
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЧИНЫ / УСЛОВИЯ / КОРРУПЦИЯ / CAUSES / CONDITIONS / CORRUPTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Егиазарян Аарон Мамиконович

В работе, на основе анализа состояния деятельности по противодействию коррупции, исследуются причины и условия, способствовавшие развитию коррупции в республике Армения, а также имеющиеся в данной сфере проблемы, формулируются предложения, направленные на повышение эффективности борьбы с данным негативным социально-правовым явлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Causes and conditions of the emergence and spread of corruption in the Republic of Armenia

In this paper, based on the analysis of the anti-corruption activities, investigates the causes and conditions lead to corruption in the Republic of Armenia, as well as existing problems in this area, we formulate proposals aimed at improving the effectiveness of the struggle with the negative social and legal phenomenon

Текст научной работы на тему «Причины и условия возникновения и распространения коррупции в республике Армения»

5.3. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ

Егиазарян Аарон Мамиконович, адъюнкт кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений. Место учебы: Академия управления МВД России. Должность: Старший оперуполномоченный. Место работы: ГУБОП полиции Республики Армения. aharon-77@mail.ru Аннотация: В работе, на основе анализа состояния деятельности по противодействию коррупции, исследуются причины и условия, способствовавшие развитию коррупции в республике Армения, а также имеющиеся в данной сфере проблемы, формулируются предложения, направленные на повышение эффективности борьбы с данным негативным социально-правовым явлением.

Ключевые слова: причины, условия, коррупция.

CAUSES AND CONDITIONS OF THE EMERGENCE AND SPREAD OF CORRUPTION IN THE REPUBLIC OF ARMENIA

Yeghiazaryan Aharon Mamikonovich, adjunct of criminal policy and crime prevention organizations chair. Place of study: Management Academy of MIA Russia. Position: senior officer. Place of employment: Main Directorate for Combating Organized Crime Police of the Republic of Armenia. E-mail: aharon-77@mail.ru Annotation: In this paper, based on the analysis of the anti-corruption activities, investigates the causes and conditions lead to corruption in the Republic of Armenia, as well as existing problems in this area, we formulate proposals aimed at improving the effectiveness of the struggle with the negative social and legal phenomenon. Keywords: causes, conditions, corruption.

Проблема противодействия коррупции в Армении в современных социально-экономических и политических условиях приобрела особую остроту. По мнению руководства государства, политологов, ученых и общественных деятелей коррупция, как негативное социально-правовое явление, стала представлять реальную опасность для государства, общественного благосостояния, нравственности и духовного здоровья армянской нации.

На сегодня, для того, чтобы суметь эффективно противодействовать коррупции необходимо точно, объективно и научно-обоснованно оценить - какие негативные факторы общественной жизни способствуют ее развитию и распространению, каково в действительности отношение к данному негативному социальному явлению среди подавляющего большинства населения и служащих, какие направления противодействия приобретают наибольшую актуальность в борьбе с коррупцией, и какие задачи в данной сфере являются первоочередными.

Причины и условия возникновения и дальнейшего распространения коррупции в Республике Армения можно, по мнению большинства ученых, разделить на три группы: политические, социально-экономические и нравственно-психологические.

Политическими условиями и причинами возникновения коррупции в Армении являются структурный кризис государства и общества, и “бессилие” власти.

Структурный кризис государства и общества представляет собой такой этап развития, на протяжении которого наблюдается незавершенность существующего процесса формирования основных государственных и общественных институтов. Некоторые политологи относят коррупцию к ряду нормальных явлений, которая постоянно сопровождала государство и общество. По их мнению, возникновение коррупции, ее бурное развитие и выход из-под социального контроля предупреждает об обострении внутренних противоречий общества, о кризисе системы и о необходимости немедленного регулирования существующих общественных механизмов1. Такой подход оправдан, так как возникновение подобных кризисов совпадает с переходным периодом становления государства и общества. На этом этапе государственный и социальный контроль довольно слаб. Видимое распределение ролей между различными социальными группами обусловлено, в первую очередь, их борьбой за власть и собственность. Это происходит в тех условиях, когда старые механизмы власти не только не способны действовать эффективно, но и, как правило, расшатаны, а формирование новых механизмов затягивается, вследствие продолжающихся перемен и существующей борьбы в обществе2.

В переходный период руководящие социальные группы, в пределах имеющейся у них власти, не нуждаются в детальном нормативном закреплении круга своих полномочий. В сфере реализации государственной власти формирование нормативного поведения только будет мешать их деятельности. Фактически, они должны будут перейти установленные правовыми нормами рамки, а это значит - совершить правонарушение. Для них лучше остаться верным “неписаным” законам, так как регулятивная функция права лишает коррупционеров возможности широко пользоваться механизмами неофициального управления.

Эффективному формированию правовой основы регулирования действующего государственного механизма Армении активно противодействуют три обстоятельства. Во-первых, коррупционеры не могут объективно в достаточной мере легализовать в правовых нормах необходимые для себя сложившиеся механизмы управления, так как это будет способствовать их социальному регрессу. Во-вторых, регулирование их деятельности в меняющихся условиях социальной реальности лишит коррупционеров возможности корректировать свое поведение в зависимости от складывающейся ситуации, что неминуемо приведет к конфликту с уже существующими правовыми критериями служебного поведения. В-третьих, непринятие коррупционерами методов правового ограничения собственных действий основывается на стремлении избежать не только социального контроля, но и правовой ответственности.

“Бессилие” власти представляет собой социальноправовую причину возникновения и развития коррупции. Имеющийся государственный аппарат представляет из себя как бы «ослабленный орган», который подвержен разным болезням. Основной чертой его является непродуктивная деятельность всех ветвей органов государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной).

1 Шабалин В.А. Политика и преступность// Государство и пра-во.1994.« 4 с.43.

2 Костенников М.В., Куракин А.В. Предупреждение и пресечение

коррупции в системе государственной службы: Учебное пособие.

М:”Издательство Щит-М”, 2004.с.99.

В реализации антикоррупционной политики Республики Армения, посредством создания соответствующей правовой основы, ключевую и решающую роль играет Национальное собрание. В этой связи особенно нужно подчеркнуть высокие стандарты, которым должны соответствовать поведения каждого депутата Национального собрания. Хотя существуют несколько принятых положений, касающиеся кодекса поведения депутатов в процессе осуществления своей законотворческой деятельности, но целиком и полностью данная сфера еще не урегулирована. В частности депутаты должны быть зарегистрированы и голосовать лично, что не всегда осуществляется на практике, а ответственность за подобного рода дисциплинарные нарушения не определена3.

На начальном этапе формирования новой системы государственной власти и управления это в первую очередь выражается в виде имеющихся упущений и недочетов в реализуемой государственной кадровой политике. При этом необходимо иметь в виду, что в процессе разработки и реализации государственной кадровой политики у кандидатов на занятие должностей государственной службы должна присутствовать соответствующая антикоррупционная нравственнопсихологическая составляющая.

Кроме того, “бессилие” власти выражается в невозможности обеспечить достойное материальное содержание государственному служащему, что побуждает его к совершению корыстных правонарушений и приводит к массовой коррупции в низах4. Это чрезвычайно опасно, потому что создает благоприятные психологические условия для существования других форм коррупции, и конечном счете, проводит к росту вертикальной коррупции.

В течение последних двадцати лет в Армении осуществлялась политика импровизации, отсутствовал единый проект реформ государства и общества, научно обоснованная стратегия действий и т.д. Результатом этого явилось то, что наше государство в действительности формировалось в условиях мнимой демократии. Низкий профессионализм госслужащих в сочетании с чрезвычайной подвижностью системы государственного управления, способствовали возникновению и быстрому развитию разнообразных форм коррупции. В этом смысле “бессилие” государства проявляется также в невозможности противостоять негативным социальным явлениям и в невозможности своевременного их предотвращения.

К социально-экономическим причинам и условиям возникновения и развития коррупции в Республики Армения можно, в первую очередь, отнести непродуманное осуществление экономических реформ, повлекших создание ущербной модели рыночной экономики и появление “теневой экономики”.

Неконтролируемое и чрезмерное использование принципов постсоветской плановой экономики в нарождающихся рыночных отношениях, привело к возникновению класса собственников, чей капитал, как правило, сформировался в процессе приватизации государственной собственности. Правомерность экономической деятельности представителей нового класса можно рассмотреть с точки зрения социальной

3 Программа по антикоррупционной стратегии Республики Армения и ее план действий по реализации на 2009-2012 годы, Ереван, 2009.С. 66.

4 Роуз-Аккерман С.Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы: Пер. с англ.О.А.Алякринского. М:Логос, 2003.с.91.

пользы, которая выражается как основной критерий оценки. Приватизация государственного имущества практически не дала видимой пользы широким слоям общества. В условиях отсутствия четких правил передачи государственной собственности, основная часть последней оказалась в руках определенной социальной прослойки и только после этого имущественные притязания стали оформляться в соответствии с действующим законодательством. Как правило, любому экономическому преобразованию должно предшествовать его правовое оформление, которое обеспечивает всех участников общественных отношений в данной сфере равными правами и обязанностями. Правом должны устанавливаться не только равные правила реализации экономических притязаний индивидов, но и разрабатываются процедурные механизмы их осуществления. В Республике Армения общие материальные блага сначала были распределены между представителями узких социальных слоев, которые были связаны с властью подзаконными нормативными актами и неофициальными механизмами, а потом уже право зафиксировало их статус собственника. Можно сказать, что таким образом за короткий период времени сформировалась социальная прослойка, которая владела и властью, и собственностью, которые и стали основой существующего до настоящего времени привилегированного положения. Аристотель называл это олигархией, которая “является видом политического общения, когда высшая власть государственного правления обладает также и собственностью”5.

Осуществление экономических реформ было связано также с полузаконной экономической деятельностью должностных лиц органов власти и управления. Высокая степень централизации политической и экономической власти дала им возможность превратить власть в собственность. Объединение политических и экономических рычагов, с целью воздействия на общество, приводит к неограниченному социальному господству, которое не только не приводит к общественному благосостоянию, но и деформирует социальную роль государства. Аристотель считал, что “государство создается не для того, чтобы жить, а для того, чтобы жить счастливо”6. В переходный период государство не может быть гарантом счастливой жизни, потому что его механизмы часто используются со стороны различных корпоративных групп. В этом случае возникает положение, когда лица, которые наделены государственной властью, выступают в сфере предпринимательской деятельности как самостоятельные, лично заинтересованные участники экономических отношений. Созданные ими внебюджетные фонды, коммерческие структуры и сложившиеся неформальные финансовые связи реализуются в узкогрупповых интересах. Их создание, хотя формально не противоречит действующему законодательству, однако осуществляемая деятельность не совпадает с интересами и правовыми принципами всего общества в целом. Это предопределяет их полузаконный характер, который связан с невозможностью проведения четких границ между предпринимательской деятельностью и государственным администрированием.

Сформировавшейся в Армении модели рыночной экономики характерна деформированная форма экономического общения. В ее основе лежат не общепризнанные рыночные механизмы (предпринимательская

5 Аристотель. Сочинения: в 4 т. М.1984.т 4.с.458.

6 Там же. а 460.

свобода, конкуренция, частное право и т.д.), а неофициально сложившийся порядок общения между представителями государственной власти и предпринимателями. Регулятором этого общения являются не право и сложившиеся экономические закономерности, а близость со сложившимися корпоративными интересами и действующей властью. Этим объясняется возникновение многочисленных негативных экономических явлений: неправовое перераспределение собственности, умышленное банкротство процветающих предприятий, необоснованное повышение цен на энергоносители, бюджетный дефицит, чрезмерный налоговый груз, бюджетные долги и т.д. Неправовое поведение подавляющего большинства участников экономических отношений, их взаимодействие с властями, вызывает такие формы коррупции, каковыми являются олигополия, коррупционный лоббизм, и т.д. Деформация экономической модели выражается посредством неконтролируемой свободы социальноэкономических отношений. Неофициальное общение между участниками экономических отношений способствует господству в данной сфере, как правило, неправомерного поведения. Процесс перераспределения собственности происходил без надлежащего социально-правового контроля деятельности

представителей власти и принимаемых с их стороны решений. Надежда на саморегулирование рыночных механизмов в том случае нереальна, поскольку существование рыночной экономики невозможно без четких правовых рамок. Их отсутствие придало развитию экономических отношений в Республике Армения неконтролируемый характер и привело к возникновению таких взаимоотношений, которые вообще не характерны для свободного рынка.

“Теневая экономика” в Армении представляет собой те экономические отношения, которые находятся вне государственного и общественного контроля. Неспособность государства контролировать “теневой капитал” не позволяет взимать налоги, пошлины, подати и т.д. “Теневая экономика” постоянно существует и питается за счет законной, перекачивая средства последней. Этим объясняется следующая закономерность: чем сильнее “теневой капитал”, тем слабее законная экономика и, следовательно, экономическая основа любого государства.

Нравственно-психологическими причинами и условиями возникновения и развития коррупции в РА являются культурно-исторический фактор, преобладание эгоистических и корыстных мотивов человеческой деятельности, негативное изменение господствующих социальных ценностей и нравственности, а также упадок уровня как общей, так и правовой культуры общества.

Культурно-исторический фактор. По своему географическому положению и культурному наследию Армения находится на стыке Азии и Европы, запада и востока. Но все же, влияние востока на Армению исторически более длительное и сильное. Веками Армения находилась под властью то персов, то арабов, то турок. Не секрет, что взяточничество являлось и является неотъемлемой частью восточного образа жизни. Кроме этого, при отсутствии собственной государственности, под игом чужеземцев, армянин вынужден был искать способы и средства для выживания. Подкуп, взяточничество стали одним из таких инструментов.

Длительное отсутствие государственности привело к тому, что в армянском обществе сформировалась глубоко индивидуалистическая психология, базированная

на приоритете личных и групповых интересов. В силу исторических особенностей государство для армянина лишь структура подавления и эксплуатации. Поэтому, даже после приобретения независимости, отношения к собственному государству не изменилось7.

Преобладание эгоистических и корыстных мотивов человеческой деятельности. В первую очередь это выражается в виде стремления к обогащению путем использования власти и связанных с ней возможностей. Существует высказывание Аристотеля о том, что “человеческие желания по своему характеру безграничны, исполнением и удовлетворением этих желаний протекает жизнь большинства людей”8. Эгоизм человека, предпочтение личных интересов интересам других лиц выражается в безудержных наклонностях, вопреки здравому смыслу, к тому, что кажется ему в первую очередь приятным и необходимым.

Существующие у человека образные представления о материальном получают преимущество над духовным и выступают как побуждающее условие противонрав-ственной деятельности. В действительности это становится основой для противоречий, которые возникают между социальной нравственностью (критикуя тягу к власти, обогащение и т.д.) и между имеющимся параллельно в обществе представлением о желаемых благах (прославляя собственность как таковую, деньги, высокое социальное положение и т.д.). С этой точки зрения власть со стороны людей перестает восприниматься как средство регулирования и упорядочения существующих общественных отношений, а становится, в первую очередь, орудием удовлетворения личных и узкогрупповых эгоистических требований.

Стремление к извлечению личной выгоды и эгоизму свойственно большинству людей. Этому способствует существующая в любом обществе социальная несправедливость. Мировая тенденция к уважению прав и свобод человека определяется равенством индивидов в обществе, которое закреплено законодательствами многих стран. Именно такое равенство в обществе Платон считал справедливым9. Изначально люди по своей природе равны. Между ними не существует физического или умственного превосходства, которое основано на национальной, расовой, религиозной или другой принадлежности. По этой причине неравенство имеет только социальную основу, поскольку общество представляет собой сложное структурное объединение людей, вызывая их разделение в соответствии с их социальной ролью. Существование вне общества, права, государства, государственной власти человека, который является исключительно социальным существом и чьи потребности могут быть удовлетворены только в обществе, невозможно. Это делает его жизнь неотделимой от государства и права.

Изначальное равенство людей под воздействием таких категорий как власть и собственность, постепенно утрачивается в любом обществе. Овладение ими, фактически, определяет место индивида в иерархической структуре общества. Собственность удовлетворяет его материальные потребности, а власть в сфере социального управления, обеспечивает возможность его активного влияния на жизнь общества и государства. Материальные блага и власть как атрибуты высокого социального положения становятся довольно за-

7 Габузян А.А. Проблемы преступности в РА в переходный период. Изд. Ереванского ун-та. Ер., 2007, с.149-150

8 Аристотель. Сочинения: в 4 т. М.1984.т 4, а 422.

9 Платон. Диалоги. М.1986.с.428.

кономерными и осознанными целями для большинства людей. Социальное равенство, всеобщее оправданное поведение, нравственность и т.д. теряют свое социальное значение. Таким образом и возникает социальная несправедливость, на которой зиждется власть и собственность. Благодаря этому отдельные индивиды и определенные социальные группы, которые занимают привилегированное социальное положение, получают возможность диктовать свою волю другим членам общества.

Изменение социальных ценностей и нравственности. В период нахождения у власти у любой социальной группы существует объективная потребность изменения существующих нравственных ценностей. Данные изменения начинаются в правящей среде, представители которой в борьбе за обладание социальными благами используют любые средства и методы. Еще Аристотель писал: “То, что у имущих власть считается ценным, неизбежно становится таковым также и в представлении других граждан”.10 Такой подход у представителей власти вызывает чувство привычки, теряется внутренняя доброжелательность, и безнравственное поведение со временем становится нормой социального общения и получает широкое распространение в обществе. Нормы “новой нравственности” вызывают такие нравственные противоположности, каковыми являются корысть, стремление к власти, насилие и т.д., которые разлагают основы властных отношений - чувство чести и долга правящих социальных групп. Чувство долга представляет собой рациональное начало власти, которое определяет границу новых возможностей. Их нарушение делает власть непропорциональной и превращает в неистовство различных институтов и страстей. Чувство чести проявляется соответствием установленных правил властных отношений, способностью подчиниться их нравственным принципам и порядкам11.

Падение как общего, так и правового уровня культуры общества. В процессе любого развития общества меняется его культура, которая зиждется на определенных нравственных, религиозных ценностях и социальных нормах. Это объясняется объективностью процесса развития общества и неизбежностью изменения общественных институтов. Вместе с этим необходимо отметить, что общество и государство, которые переживают переходный период, сталкиваются не только с социально-экономическим, но и культурным кризисом, который приводит к падению уровня жизни12.

Искаженное восприятие действительности особенно характерно для правящих социальных групп, которые расценивают свое господствующее положение как основное благо власти и собственности, а коррупционные отношения - как наиболее удобное для них поведение. Если вначале они осознавали отрицательные последствия своего поведения, то в последующем в результате падения уровня жизни и общей культуры в обществе, коррупция для них представляется как обычный неизбежный атрибут властных отношений и социального правления.

В Армении уже давно созданы и действуют специализированные государственные органы занимающиеся противодействием коррупции. Последовательно,

Аристотель. Сочинения: в 4 т.М.1984.т.4.с.439.

11 Демидов А.И. Ценностные измерения власти//Полис: политические исследования.1996.М 3.с.125

12 Джабраилов М. Х. Коррупция в органах государственной вла-

сти РФ (социологический анализ): Дисс. канд. юрид. наук. М.: Рос-

сийская академия гос. службы при президенте РФ. 2005. 97 стр.

хотя и не в полном объеме по ряду объективных и субъективных причин, реализуется принятая программа по антикоррупционной стратегии. Республикой ратифицированы Конвенция Совета Европы об отмывании, поиске, изъятии и конфискации доходов, полученных преступным путем, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенция ООН против коррупции, в 2004 году Республика Армения вошла в состав Группы стран-членов Совета Европы против коррупции (ГРЕКО)13.

Но все же по оценкам, как местных, так и международных организаций Армения продолжает занимать одно из последних мест в антикоррупционном рейтинге. Это обусловлено тем, что борьба чаще всего носит демонстративный характер и обусловлена стремлением расположить к себе западные страны и Евросоюз, чтобы произвести на них благоприятное впечатление, а также желанием успокоить общество, а не реальной политической волей государства14.

Вышеуказанные причины и условия, а также продолжающийся мировой экономический кризис, который оказывает существенное негативное влияние на социально-экономическую и политическую ситуацию в Армении, не позволяет нам сделать вывод о том, что деятельность по противодействию коррупции в республике Армения приведет в ближайшее время к каким-либо значимым результатам.

Список литературы:

Арутюнян, А. Коррупция как глобальная проблема в Армении// Судебный департамент Армении. 2009.

Аристотель. Сочинения: в 4 т. М: ”Мысль”1984.т 4, 830 стр.

Габузян А. А. Проблемы преступности в РА в переходный период. Изд. Ереванского ун-та. Ер., 2007.

Даниелян Э. Армения: коррупция процветает//

Взгляд на Евразию. 2005. http://russian.eurasianet.org.

Демидов А.И.Ценностные измерения власти//Полис: политические исследования. 1996. N3. стр. 121-128.

Джабраилов М. Х. Коррупция в органах государственной власти РФ (социологи-ческий анализ): Дисс. канд. юрид. наук. M.: Российская академия гос. службы при президенте РФ. 2005. 133 стр.

Костенников М.В., Куракин А.В. Предупреждение и пресечение коррупции в сис-теме государственной службы: Учебное пособие. М: ’’Издательство Щит-М”, 2004. 214 стр.

Платон. Диалоги.- М.: Мысль, 1986. 607 стр.

Программа по антикоррупционной стратегии Республики Армения и ее план действий по реализации на 2009-2012 годы, Ереван, 2009г.

Роуз-Аккерман. С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы: Пер. с англ. О.А. Алякринского. М: Логос, 2003. 356 стр.

Худавердян А. Борьба с коррупцией в Армении в 2011 году. Ереван, 2011. 12 стр.

Цагикян С.Ш. Коррупция: Причины, последствия. СПБ.: Антарес, 2002. 173 стр.

Шабалин В. А. Политика и преступность // Государство и право. 1994. N 4. стр. 43-53.

Transparency International Anti-corruption Center restored its right of access to information: Armenia, Yerevan, 2011// http://transparency.am/

13 Арутюнян А. Коррупция как глобальная проблема в Армении// Судебный департамент Армении. 2009. С. 46.

14 Transparency international Anti-corruption Center restored its

right of access to information: Armenia, Yerevan, 2011//

http://transparency.am/

Literature list:

Arutyunyan, A. Corruption as a global problem in Armenia / / RA Judicial Department. , 2009. P. 46.

Aristotle. Works: 4 v. M: "Thought" 1984.v. 4, 830 p.

Gabuzyan A. A. Crime problem in the RA during the transition period. Publ. Yerevan University. Erevan, 2007, 256 p.

Danielyan E. Armenia: corruption thrives / / Eurasia Insight. In 2005. http://russian.eurasianet.org.

Demidov A. I. Value measurement of power / / Polis: Political Studies. In 1996. N3. p. 121-128.

Dzhabrailov M. H. Corruption in government of the Russian Federation (sociological analysis): Thesis PHD in Law. M.: Russian Academy of State. Service under the President of the Russian Federation. In 2005. 133 p.

Kostennikov M. V., Kurakin A. V. Preventing and combating corruption in public service: the manual. M: "Publishing M-Shield", 2004. 214 p.

Plato. Dialogues. - Moscow: Thought, 1986. 607 p.

Program for Anti-Corruption Strategy of the Republic of Armenia and its action plan for implementation in 20092012, Yerevan, 2009.

Rose-Ackerman. C. Corruption and the State. The causes, consequences, reform: Trans. with angl. O. A. Alya-krinski. M: Logos, 2003. 356 p.

Khudaverdyan A. The fight against corruption in Armenia in 2011. Yerevan, 2011. 12 p.

Tsaghikyan S.Sh. Corruption: Causes, consequences. SPB.: Antares, 2002. 173 p.

Shabalin V. A. Politics and crime / / State and Law. In 1994. N 4. p. 43-53.

Transparency International Anti-corruption Center restored its right of access to information: Armenia, Yerevan, 2011// http://transparency.am/

Рецензия

на научную статью адъюнкта Академии управления МВД России очной формы обучения, майора полиции Егиазаряна Аарона Мамиконовича на тему «Причины и условия возникновения и распространения коррупции в Республике Армения»

Статья представляет определенный научный и практический интерес.

В работе, на основе анализа состояния деятельности по противодействию коррупции, исследуются причины и условия, способствовавшие развитию коррупции в республике Армения, а также имеющиеся в данной сфере проблемы, формулируются предложения, направленные на повышение эффективности борьбы с данным негативным социально-правовым явлением.

Вывод: Статья соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам и может быть рекомендована к публикации.

Научный руководитель:

Доцент кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, доцент И.Б. Малиновский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.