УДК 069
данильченко иван Бениаминович
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
причины и ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ МУЗЕЕВ-ЗАПОВЕДНИКОВ Б СССР (на материалах Костромской и Ярославской областей)
Статья посвящена основным причинам и процессу организации Костромского и Ярославского музеев-заповедников. Данная проблема рассматривается на региональном уровне в рамках общей тенденции развития музеев-заповедников СССР.
Ключевые слова: музей, музей-заповедник, музейное объединение, музейное дело, памятники.
Музей-заповедник - это группа музеев под открытым небом, созданных на основе музеефикации территорий и недвижимых объектов культурного и природного наследия, получивших ввиду особой ценности соответствующий статус. Первые музеи-заповедники в нашей стране были созданы в 1950-1960-е гг. и сейчас их насчитывается более 90. В целом они объединяют в себя несколько сотен музеев различного профиля [18, т. 1, с. 393].
Однако музеи-заповедники создавались не в один день. Этому предшествовал сложный процесс организации, присоединения и выделения филиалов, переезды целых музеев в другие здания, реставрация памятников архитектуры и др. На примере Костромской и Ярославской областей попробуем понять, в чем состояла сложность этого процесса, выяснить причины и рассмотреть сам процесс создания музеев-заповедников.
К концу 1950-х гг., как отмечает В.И. Златоусто-ва в своей работе «Государственная политика в области музейного дела (1945-1985 гг.)», значительно возрос интерес и внимание к вопросам охраны и использования памятников истории и культуры. Этому способствовал процесс демократизации, начавшийся с 1953 г., туристическое движение, интерес к отечественной культуре, истории, природе [13, с. 254].
С конца 1950-х гг. активно развивается и международный туризм. Иностранных туристов привлекали, в первую очередь, древнерусские города с ценными архитектурными памятниками. Состояние этих памятников, давно не подвергавшихся реставрации, оставляло желать лучшего. Во многих зданиях размещались различные организации и жилые квартиры [11, л. 119-120]. Реставрация была необходима, чтобы иностранным туристам показать совершенство советского строя, которому не чужды культурные ценности. Поэтому в целях сохранения памятников в городах с богатым историческим прошлым создавались историко-архи-тектурные музеи-заповедники.
29 июня 1957 г. Советом Министров РСФСР было принято постановление «Об улучшении дела охраны и реставрации памятников культуры в РСФСР», по которому Министерству культуры и местным исполкомам предписывалось в тече-
ние 1957 г. разработать и утвердить мероприятия, обеспечивающие широкий показ, популяризацию и обеспечение сохранности и реставрации ценнейших памятников культуры. Кроме того, требовалось повысить в этом деле роль музеев [16, с. 133-134].
Следствием этого постановления явились решения об организации в стране на базе существующих музеев и архитектурных памятников первых музеев-заповедников, в том числе Костромского и Ярославского. Так, 30 августа 1958 г. на базе бывшего Ипатьевского монастыря в г. Костроме и областного краеведческого музея был организован Костромской историко-архитектурный музей-заповедник. А 28 февраля 1959 г. - Ярославо-Ростов-ский (на базе музеев и памятников городов Ярославля и Ростова) [16, с. 136-137].
В советское время музеи рассматривались как одно из средств идеологического воспитания. Материал экспозиций должен был отражать не просто историю страны, а в обязательном порядке историю советского общества, компартии и современный этап коммунистического строительства в СССР [17, с. 81-82]. Но не во всех музеях имелись полноценные отделы по истории советского общества, а где-то таких отделов не было вообще [17, с. 83].
Для лучшего контроля над культурно-просветительской работой музеев требовалась централизация управления. Для этой цели как раз подходили организации музеев-заповедников, руководство которых могло бы и контролировать работу своих филиалов (бывших самостоятельных музеев), могло бы оказывать им практическую помощь в случае отставания их от плана.
Действительно, после создания заповедников участились поездки их сотрудников в районные музеи с целью оказания помощи, несмотря на то, что большая часть музеев не являлась филиалами [4, л. 25-26]. Оказание методической и практической помощи осуществлялось ежегодно. В 1970-х гг. музеи-заповедники дополнительно стали проводить для всех работников музеев области двухнедельные, как бы сейчас назвали, курсы по повышению квалификации [6, л. 15-16].
Изменившаяся после смерти Сталина (1953 г.) и после разоблачения и осуждения культа лично-
© Данильченко И.В., 2014
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 5, 2014
85
сти на XX съезде КПСС (1956 г.) политическая обстановка в стране отразилась на музейном деле. В первую очередь, это сказалось на построении экспозиций и научно-просветительской работе. Была сделана попытка изменить характер руководства музеями, предоставляя им самостоятельность, в частности, в вопросе выбора их профиля [13, с. 249-250].
Профилирование музеев было проведено приказом Министерства культуры РСФСР от 28 февраля 1958 г. «Об уточнении профиля районных краеведческих музеев». Для чего сотрудники областного музея совершали выезды в районы и выясняли состав коллекций, условия экспонирования, наличие и особенности памятников архитектуры и т.д. В перспективе для некоторых из музеев это открывало путь к новому статусу историко-худо-жественных, или, при условии расположения в архитектурных ансамблях, историко-архитектурных музеев-заповедников [1].
Инициатива создания заповедников официально исходила от Управления культуры обкомов и облисполкомов партии. Еще в апреле 1958 г. в целях сохранения ансамбля бывшего Ипатьевского монастыря костромской обком партии просил Совмин РСФСР включить монастырь в число музейно-исторических заповедников страны, и просил средства на реставрационные работы [11, л. 119-120]. Впрочем, первый директор Ярославо-Ростовского музея-заповедника М.Г. Мейерович вспоминает, что инициатива исходила от руководства областного музея при поддержке областного отдела культура [15, с. 21].
Не просто было получить разрешение на создание заповедника. М.Г. Мейерович пишет, что на последнем этапе по прохождению длинного бюрократического пути согласования проекта требовалось получить визу в Министерстве финансов. На этом этапе к министру обычно ходили первые секретари обкомов, входившие в Верховный Совет СССР и имевшие определенное влияние. Ярославлю сначала отказали в создании музея-заповедника, поскольку к министру отправили самого Михаила Германовича (на тот момент - заместителя директора музея). Все же, несколькими месяцами позже, он с помощью областного начальства смог получить это разрешение [15, с. 20-21].
После утверждения проекта заповедника начинались организационные трудности. Для Костромского и Ярославо-Ростовского музеев-заповедников встала проблема переезда в здания бывших монастырей. В Ярославле - в Спаса-Преображен-ский, в Костроме - в Ипатьевский. И оба переезда были связаны со своими неудобствами: строительными работами, с переселением жильцов из этих памятников.
Костромской музей-заповедник переместился в бывший Ипатьевский монастырь не сразу. На-
чиная с 1959 г. приходилось постепенно отвоевывать площади у жильцов и перевозить в них часть экспонатов из Романовского музея. Но реставрационные работы шли медленно. Только с 1 января 1967 г. музей-заповедник полностью перевели в монастырь. Таким образом, переезд длился 8 лет, в течение которых было переселено более 200 семей [12, л. 46].
В Ярославе переезд музея-заповедника осуществился намного быстрее, но не без затруднений. С помещением ему повезло несколько больше. Спаса-Преображенский монастырь был частично отреставрирован для «постоянно действующей народнохозяйственной выставки». Выставка просуществовала чуть больше года и осенью 1959 г. была ликвидирована [15, с. 22-23].
В 1960 г. Ярославль отмечал 950-летие. Необходимо было в короткий срок перевезти все фонды и организовать к празднику выставку [20, л. 29]. Переезд был совершен наспех, непродуманно. Часть фондов была утеряна, какие-то экспонаты испортились [21, л. 16, 26]. Пока решались вопросы о теплофикации и вентиляционной системе, все фонды были свалены в одном зале, что мешало быстрому поиску экспонатов для выставок [21, л. 27-28]. Несмотря на трудный переезд Ярославо-Ростовский музей-заповедник смог, хотя и с опозданием, организовать выставку к 950-летию Ярославля [21, л. 36, 46].
Создание в Ярославле музея-заповедника, как совершенно новой формы организации музейного дела, вызвало неоднозначную реакцию у музейных сотрудников. Поскольку никто не знал ни о том, как будет устроен заповедник, ни о штатном расписании [20, л. 9-10]. Неизвестны были функции и задачи музея-заповедника. Многие сотрудники не знали даже, кого Управление культуры назначило на должности директора, заместителя и заведующих отделами. Все это озвучили только спустя полгода после принятия решения о создании заповедника [20, л. 18]. Кто-то из сотрудников выступал против новой организации. Некоторые из них самовольно направлялись в Москву добиваться отмены решения создания заповедника [20, л. 21].
Следует еще отметить проблему филиалов. Музей-заповедник призван координировать их научную, экспозиционную, фондовую и просветительскую деятельность [18, т. 1, с. 394]. В 1960-е и 1970-е гг. районные краеведческие музеи в большинстве своем еще сохраняли самостоятельность и не являлись филиалами. Отделы Управления культуры обязывали областные музеи оказывать содействие районным. Эта помощь заключалась в составлении тематико-экспозиционных планов и методических пособий по организации выставок. Музей-заповедник также осуществлял контроль над работой по введению инвентарных книг единого образца [19, л. 23].
86
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ль № 5, 2014
Филиалы музеев-заповедников особенно бурно развивались в 1970-1980-е гг. Они работали под административным руководством головного музея и имели общий с ним бюджет [13, с. 267-268]. Одновременно шел процесс присоединения автономных краеведческих музеев. Если в Ярославской области Ростовский и Рыбинский музеи, музей-усадьба Карабиха были присоединены по проекту заповедника сразу в 1959 г. [18, т. 2, с. 373], то в Костромской - с 1958 г. за два десятилетия был присоединен только музей в г. Нерехте, но зато вновь организовано 9 музеев-филиалов [18, т. 1, с. 293].
Во второй половине 1970-х гг. наступил новый этап в организации музеев-заповедников. В целях дальнейшего совершенствования научно-методического и организационного руководства музейной работой предписывалось создание музейных объединений на базе уже существующих заповедников [7, л. 1]. После положительного опыта создания объединения на основе Владимиро-Суз-дальского историко-архитектурного музея-заповедника (1974 г.), подобные объединения начали появляться повсеместно. В основном они складывались по территориальному принципу, т. е. включали музеи определенного региона [13, с. 272-273].
Костромской объединенный историко-архитек-турный и художественный музей-заповедник был создан 1 января 1978 г. Теперь уже все районные краеведческие музеи становились филиалами. Создавалась централизованная бухгалтерия [7, л. 1-2]. Для Ярославской же области новый этап наступил в конце 1960-х гг. и не с целью объединения. В 1969 г. в результате реорганизации заповедника и выделения из него Художественного музея и Ростовского кремля был образован Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник [18, т. 2, с. 373].
Практически сразу говорили о сложности включения Ростовского музея в состав заповедника. Уже в 1959 г. замечали, что Ростов находится далеко от Ярославля, и не понятно, как будет осуществляться руководство. Вдобавок, отдел архитектуры создали не в Ярославле, а в Ростове (вероятно, для большего взаимодействия обоих музеев) [20, л. 19]. Включение в заповедник предполагало передачу части экспонатов в головной музей. В первый же год филиал потерял часть фондов, переданных в Ярославль [14, с. 134]. Только спустя десять лет, в 1969 г. Ростовский кремль был включен в «Золотое кольцо России», и музей приобрел статус самостоятельного Ростово-Ярославского архитектурно-художественного музея-заповедника [14, с. 136].
Стоит еще коснуться художественных музеев, то входивших в состав заповедников, то выделявшихся из них, при создании своих филиалов в районах. Ярославский художественный музей, несмотря на сопротивление его директора [20,
л. 21], в 1959 г. был включен в состав заповедника, и являлся его отделом вплоть до реорганизации в 1969 г [18, т. 2, с. 375].
Костромской музей изобразительных искусств в 1963-1967 гг. являлся художественным отделом музея-заповедника, в формулировку названия которого добавлялось слово «художественный» [9, л. 2]. Обосновывалось это тем, что заповедник имел 5381 произведений живописи, в то время как галерея насчитывала 1429 единиц. Объединение, таким образом, давало возможность создавать полноценные экспозиции [8, л. 8-9].
Создание музеев-заповедников, а потом и музейных объединений решало важную проблему их финансирования. М.Г. Мейерович вспоминает, что материальное положение музеев и их работников было крайне бедственное, а оклады низкие и в разных районах неодинаковые. После установления в середине 1950-х гг. минимальной зарплаты, эту сумму стали получать и директор, и уборщица [15, с. 20].
До образования заповедников штат сотрудников районных музеев составлял 2-3 человека. Из-за этого научно-исследовательская работа практически не велась. В некоторых районах с таким положением отчасти справлялись с помощью музейного актива (местных краеведов) [10, л. 26]. В областных центрах, несмотря на больший состав музейных работников, дело обстояло не лучше. Так же срывались планы, оттягивались сроки открытия выставок. Научные сотрудники постоянно отвлекались на хозяйственные работы [19, л. 26].
Чтобы поставить музейное дело на должный уровень и обеспечить реставрацию, охрану и показ памятников на лучшем уровне, несомненно, требовалось увеличение финансирования. Создание музеев-заповедников существенно отразилось на материальном благосостоянии музеев и их сотрудников. Правда, районные краеведческие музеи, не вошедшие в конце 1950-х гг. в состав заповедника, финансировались из районного бюджета (соответственно и зарплаты оставались прежними) [5, л. 6].
На примере Костромского областного музея можно увидеть разницу в месячном окладе работников. На 1957 г. (деньги до реформы 1961 г.): директор получал 690 руб., зам. директора, зав. фондами, и зав. филиала - 600 руб., научный сотрудник - 500 руб., бухгалтер - 450 руб., уборщица, сторож - 185 руб. [2, л. 71]. Месячный оклад на 1959 г., после образования заповедника: директор -1300 руб., зам. директора - 1000 руб., зав. отделами - 880 руб., научный сотрудник - 690 руб., бухгалтер - 450 руб., уборщица, сторож - 300 руб. [3, л. 52].
К созданию музеев-заповедников подтолкнул ряд причин: рост международного и отечественного туризма, требовавший реставрации и сохранения памятников; для должного идеологического вос-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 5, 2014
87
питания требовался централизованный контроль над культурно-просветительской работой музеев; дальнейшее развитие советского строя предусматривало улучшение благосостояния граждан (в нашем случае - музейных работников). Организация заповедников на территории Костромской и Ярославской областей внесла существенный вклад в дело сохранения памятников истории и культуры в регионах. Этот процесс, длившийся почти два десятилетия, решал важные проблемы улучшения финансирования музеев и улучшения материального благосостояния сотрудников. А это, в свою очередь, позволило вести масштабную реставрацию архитектурных памятников и поднять музейное дело на достойный уровень.
Библиографический список
1. Баниге В.С. «Положение» о Ростовском музее-заповеднике 1959 г. (Публикация Е.В. Ким) // Государственный музей-заповедник Ростовский кремль [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rostmuseum.ru/Publications/ Publication/929 (дата обращения: 4.12.2013).
2. Государственный архив Костромской области (ГАКО). - Ф. Р-548. - Оп. 1. - Д. 25.
3. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1. - Д. 35.
4. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1. - Д. 57.
5. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1. - Д. 58.
6. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1. - Д. 233.
7. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1. - Д. 283.
8. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1-доп. - Д. 53.
9. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1-доп. - Д. 63.
10. ГАКО. - Ф. Р-2523. - Оп. 1. - Д. 279.
11. Государственный архив новейшей истории Костромской области (ГАНИКО). - Ф. 765. -Оп. 7. - Д. 116.
12. ГАНИКО. - Ф. 765. - Оп. 38. - Д. 121.
13. Златоустова В.И. Государственная политика в области музейного дела (1945-1985 гг.) // Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела (Х\Ш-ХХ вв.). - М., 1991. - 323 с.
14. Ким В.А. Новь Ростовского кремля // Русь: Литературно-исторический журнал. - 1996. -№ 2. - С. 133-140.
15. Мейерович М.Г. Как создавался ярославский музей-заповедник // Ярославль многоликий. -2003. - № 4. - С. 20-23.
16. Охрана памятников истории и культуры. -М.: Сов. Россия, 1973. - 213 с.
17. Разгон А., Хануков А. Важное средство коммунистического воспитания масс // Политическое самообразование. - 1964. - № 6. - С. 81-85.
18. Российская музейная энциклопедия: В 2-х тт. - М.: Прогресс, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.
19. Центр документации новейшей истории Государственного архива Ярославской области (ЦДНИ ГАЯО). - Ф. 1158. - Оп. 1. - Д. 45.
20. ЦДНИ ГАЯО. - Ф. 1158. - Оп. 1. - Д. 47.
21. ЦДНИ ГАЯО. - Ф. 1158. - Оп. 1. - Д. 48.
88
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова . м l- № 5, 2014