Научная статья на тему 'Причины и процесс создания музеев-заповедников в СССР (на материалах Костромской и Ярославской областей)'

Причины и процесс создания музеев-заповедников в СССР (на материалах Костромской и Ярославской областей) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1052
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК / МУЗЕЙНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО / ПАМЯТНИКИ / MUSEUM / MUSEUM-RESERVE / MUSEUM ASSOCIATION / MUSEOLOGY / CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Данильченко Иван Вениаминович

Статья посвящена основным причинам и процессу организации Костромского и Ярославского музеев-заповедников. Данная проблема рассматривается на региональном уровне в рамках общей тенденции развития музеев-заповедников СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The reasons and the process of Kostroma and Yaroslavl museum-reserves foundation according to the data of Kostroma and Yaroslavl regions

The common reasons and the process of foundation of Kostroma and Yaroslavl museum-reserves have been described. The reasons and process of museumreserves foundation have been considered at the regional level in the context of common development trend of such institutions in the USSR.

Текст научной работы на тему «Причины и процесс создания музеев-заповедников в СССР (на материалах Костромской и Ярославской областей)»

УДК 069

данильченко иван Бениаминович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

причины и ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ МУЗЕЕВ-ЗАПОВЕДНИКОВ Б СССР (на материалах Костромской и Ярославской областей)

Статья посвящена основным причинам и процессу организации Костромского и Ярославского музеев-заповедников. Данная проблема рассматривается на региональном уровне в рамках общей тенденции развития музеев-заповедников СССР.

Ключевые слова: музей, музей-заповедник, музейное объединение, музейное дело, памятники.

Музей-заповедник - это группа музеев под открытым небом, созданных на основе музеефикации территорий и недвижимых объектов культурного и природного наследия, получивших ввиду особой ценности соответствующий статус. Первые музеи-заповедники в нашей стране были созданы в 1950-1960-е гг. и сейчас их насчитывается более 90. В целом они объединяют в себя несколько сотен музеев различного профиля [18, т. 1, с. 393].

Однако музеи-заповедники создавались не в один день. Этому предшествовал сложный процесс организации, присоединения и выделения филиалов, переезды целых музеев в другие здания, реставрация памятников архитектуры и др. На примере Костромской и Ярославской областей попробуем понять, в чем состояла сложность этого процесса, выяснить причины и рассмотреть сам процесс создания музеев-заповедников.

К концу 1950-х гг., как отмечает В.И. Златоусто-ва в своей работе «Государственная политика в области музейного дела (1945-1985 гг.)», значительно возрос интерес и внимание к вопросам охраны и использования памятников истории и культуры. Этому способствовал процесс демократизации, начавшийся с 1953 г., туристическое движение, интерес к отечественной культуре, истории, природе [13, с. 254].

С конца 1950-х гг. активно развивается и международный туризм. Иностранных туристов привлекали, в первую очередь, древнерусские города с ценными архитектурными памятниками. Состояние этих памятников, давно не подвергавшихся реставрации, оставляло желать лучшего. Во многих зданиях размещались различные организации и жилые квартиры [11, л. 119-120]. Реставрация была необходима, чтобы иностранным туристам показать совершенство советского строя, которому не чужды культурные ценности. Поэтому в целях сохранения памятников в городах с богатым историческим прошлым создавались историко-архи-тектурные музеи-заповедники.

29 июня 1957 г. Советом Министров РСФСР было принято постановление «Об улучшении дела охраны и реставрации памятников культуры в РСФСР», по которому Министерству культуры и местным исполкомам предписывалось в тече-

ние 1957 г. разработать и утвердить мероприятия, обеспечивающие широкий показ, популяризацию и обеспечение сохранности и реставрации ценнейших памятников культуры. Кроме того, требовалось повысить в этом деле роль музеев [16, с. 133-134].

Следствием этого постановления явились решения об организации в стране на базе существующих музеев и архитектурных памятников первых музеев-заповедников, в том числе Костромского и Ярославского. Так, 30 августа 1958 г. на базе бывшего Ипатьевского монастыря в г. Костроме и областного краеведческого музея был организован Костромской историко-архитектурный музей-заповедник. А 28 февраля 1959 г. - Ярославо-Ростов-ский (на базе музеев и памятников городов Ярославля и Ростова) [16, с. 136-137].

В советское время музеи рассматривались как одно из средств идеологического воспитания. Материал экспозиций должен был отражать не просто историю страны, а в обязательном порядке историю советского общества, компартии и современный этап коммунистического строительства в СССР [17, с. 81-82]. Но не во всех музеях имелись полноценные отделы по истории советского общества, а где-то таких отделов не было вообще [17, с. 83].

Для лучшего контроля над культурно-просветительской работой музеев требовалась централизация управления. Для этой цели как раз подходили организации музеев-заповедников, руководство которых могло бы и контролировать работу своих филиалов (бывших самостоятельных музеев), могло бы оказывать им практическую помощь в случае отставания их от плана.

Действительно, после создания заповедников участились поездки их сотрудников в районные музеи с целью оказания помощи, несмотря на то, что большая часть музеев не являлась филиалами [4, л. 25-26]. Оказание методической и практической помощи осуществлялось ежегодно. В 1970-х гг. музеи-заповедники дополнительно стали проводить для всех работников музеев области двухнедельные, как бы сейчас назвали, курсы по повышению квалификации [6, л. 15-16].

Изменившаяся после смерти Сталина (1953 г.) и после разоблачения и осуждения культа лично-

© Данильченко И.В., 2014

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 5, 2014

85

сти на XX съезде КПСС (1956 г.) политическая обстановка в стране отразилась на музейном деле. В первую очередь, это сказалось на построении экспозиций и научно-просветительской работе. Была сделана попытка изменить характер руководства музеями, предоставляя им самостоятельность, в частности, в вопросе выбора их профиля [13, с. 249-250].

Профилирование музеев было проведено приказом Министерства культуры РСФСР от 28 февраля 1958 г. «Об уточнении профиля районных краеведческих музеев». Для чего сотрудники областного музея совершали выезды в районы и выясняли состав коллекций, условия экспонирования, наличие и особенности памятников архитектуры и т.д. В перспективе для некоторых из музеев это открывало путь к новому статусу историко-худо-жественных, или, при условии расположения в архитектурных ансамблях, историко-архитектурных музеев-заповедников [1].

Инициатива создания заповедников официально исходила от Управления культуры обкомов и облисполкомов партии. Еще в апреле 1958 г. в целях сохранения ансамбля бывшего Ипатьевского монастыря костромской обком партии просил Совмин РСФСР включить монастырь в число музейно-исторических заповедников страны, и просил средства на реставрационные работы [11, л. 119-120]. Впрочем, первый директор Ярославо-Ростовского музея-заповедника М.Г. Мейерович вспоминает, что инициатива исходила от руководства областного музея при поддержке областного отдела культура [15, с. 21].

Не просто было получить разрешение на создание заповедника. М.Г. Мейерович пишет, что на последнем этапе по прохождению длинного бюрократического пути согласования проекта требовалось получить визу в Министерстве финансов. На этом этапе к министру обычно ходили первые секретари обкомов, входившие в Верховный Совет СССР и имевшие определенное влияние. Ярославлю сначала отказали в создании музея-заповедника, поскольку к министру отправили самого Михаила Германовича (на тот момент - заместителя директора музея). Все же, несколькими месяцами позже, он с помощью областного начальства смог получить это разрешение [15, с. 20-21].

После утверждения проекта заповедника начинались организационные трудности. Для Костромского и Ярославо-Ростовского музеев-заповедников встала проблема переезда в здания бывших монастырей. В Ярославле - в Спаса-Преображен-ский, в Костроме - в Ипатьевский. И оба переезда были связаны со своими неудобствами: строительными работами, с переселением жильцов из этих памятников.

Костромской музей-заповедник переместился в бывший Ипатьевский монастырь не сразу. На-

чиная с 1959 г. приходилось постепенно отвоевывать площади у жильцов и перевозить в них часть экспонатов из Романовского музея. Но реставрационные работы шли медленно. Только с 1 января 1967 г. музей-заповедник полностью перевели в монастырь. Таким образом, переезд длился 8 лет, в течение которых было переселено более 200 семей [12, л. 46].

В Ярославе переезд музея-заповедника осуществился намного быстрее, но не без затруднений. С помещением ему повезло несколько больше. Спаса-Преображенский монастырь был частично отреставрирован для «постоянно действующей народнохозяйственной выставки». Выставка просуществовала чуть больше года и осенью 1959 г. была ликвидирована [15, с. 22-23].

В 1960 г. Ярославль отмечал 950-летие. Необходимо было в короткий срок перевезти все фонды и организовать к празднику выставку [20, л. 29]. Переезд был совершен наспех, непродуманно. Часть фондов была утеряна, какие-то экспонаты испортились [21, л. 16, 26]. Пока решались вопросы о теплофикации и вентиляционной системе, все фонды были свалены в одном зале, что мешало быстрому поиску экспонатов для выставок [21, л. 27-28]. Несмотря на трудный переезд Ярославо-Ростовский музей-заповедник смог, хотя и с опозданием, организовать выставку к 950-летию Ярославля [21, л. 36, 46].

Создание в Ярославле музея-заповедника, как совершенно новой формы организации музейного дела, вызвало неоднозначную реакцию у музейных сотрудников. Поскольку никто не знал ни о том, как будет устроен заповедник, ни о штатном расписании [20, л. 9-10]. Неизвестны были функции и задачи музея-заповедника. Многие сотрудники не знали даже, кого Управление культуры назначило на должности директора, заместителя и заведующих отделами. Все это озвучили только спустя полгода после принятия решения о создании заповедника [20, л. 18]. Кто-то из сотрудников выступал против новой организации. Некоторые из них самовольно направлялись в Москву добиваться отмены решения создания заповедника [20, л. 21].

Следует еще отметить проблему филиалов. Музей-заповедник призван координировать их научную, экспозиционную, фондовую и просветительскую деятельность [18, т. 1, с. 394]. В 1960-е и 1970-е гг. районные краеведческие музеи в большинстве своем еще сохраняли самостоятельность и не являлись филиалами. Отделы Управления культуры обязывали областные музеи оказывать содействие районным. Эта помощь заключалась в составлении тематико-экспозиционных планов и методических пособий по организации выставок. Музей-заповедник также осуществлял контроль над работой по введению инвентарных книг единого образца [19, л. 23].

86

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ль № 5, 2014

Филиалы музеев-заповедников особенно бурно развивались в 1970-1980-е гг. Они работали под административным руководством головного музея и имели общий с ним бюджет [13, с. 267-268]. Одновременно шел процесс присоединения автономных краеведческих музеев. Если в Ярославской области Ростовский и Рыбинский музеи, музей-усадьба Карабиха были присоединены по проекту заповедника сразу в 1959 г. [18, т. 2, с. 373], то в Костромской - с 1958 г. за два десятилетия был присоединен только музей в г. Нерехте, но зато вновь организовано 9 музеев-филиалов [18, т. 1, с. 293].

Во второй половине 1970-х гг. наступил новый этап в организации музеев-заповедников. В целях дальнейшего совершенствования научно-методического и организационного руководства музейной работой предписывалось создание музейных объединений на базе уже существующих заповедников [7, л. 1]. После положительного опыта создания объединения на основе Владимиро-Суз-дальского историко-архитектурного музея-заповедника (1974 г.), подобные объединения начали появляться повсеместно. В основном они складывались по территориальному принципу, т. е. включали музеи определенного региона [13, с. 272-273].

Костромской объединенный историко-архитек-турный и художественный музей-заповедник был создан 1 января 1978 г. Теперь уже все районные краеведческие музеи становились филиалами. Создавалась централизованная бухгалтерия [7, л. 1-2]. Для Ярославской же области новый этап наступил в конце 1960-х гг. и не с целью объединения. В 1969 г. в результате реорганизации заповедника и выделения из него Художественного музея и Ростовского кремля был образован Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник [18, т. 2, с. 373].

Практически сразу говорили о сложности включения Ростовского музея в состав заповедника. Уже в 1959 г. замечали, что Ростов находится далеко от Ярославля, и не понятно, как будет осуществляться руководство. Вдобавок, отдел архитектуры создали не в Ярославле, а в Ростове (вероятно, для большего взаимодействия обоих музеев) [20, л. 19]. Включение в заповедник предполагало передачу части экспонатов в головной музей. В первый же год филиал потерял часть фондов, переданных в Ярославль [14, с. 134]. Только спустя десять лет, в 1969 г. Ростовский кремль был включен в «Золотое кольцо России», и музей приобрел статус самостоятельного Ростово-Ярославского архитектурно-художественного музея-заповедника [14, с. 136].

Стоит еще коснуться художественных музеев, то входивших в состав заповедников, то выделявшихся из них, при создании своих филиалов в районах. Ярославский художественный музей, несмотря на сопротивление его директора [20,

л. 21], в 1959 г. был включен в состав заповедника, и являлся его отделом вплоть до реорганизации в 1969 г [18, т. 2, с. 375].

Костромской музей изобразительных искусств в 1963-1967 гг. являлся художественным отделом музея-заповедника, в формулировку названия которого добавлялось слово «художественный» [9, л. 2]. Обосновывалось это тем, что заповедник имел 5381 произведений живописи, в то время как галерея насчитывала 1429 единиц. Объединение, таким образом, давало возможность создавать полноценные экспозиции [8, л. 8-9].

Создание музеев-заповедников, а потом и музейных объединений решало важную проблему их финансирования. М.Г. Мейерович вспоминает, что материальное положение музеев и их работников было крайне бедственное, а оклады низкие и в разных районах неодинаковые. После установления в середине 1950-х гг. минимальной зарплаты, эту сумму стали получать и директор, и уборщица [15, с. 20].

До образования заповедников штат сотрудников районных музеев составлял 2-3 человека. Из-за этого научно-исследовательская работа практически не велась. В некоторых районах с таким положением отчасти справлялись с помощью музейного актива (местных краеведов) [10, л. 26]. В областных центрах, несмотря на больший состав музейных работников, дело обстояло не лучше. Так же срывались планы, оттягивались сроки открытия выставок. Научные сотрудники постоянно отвлекались на хозяйственные работы [19, л. 26].

Чтобы поставить музейное дело на должный уровень и обеспечить реставрацию, охрану и показ памятников на лучшем уровне, несомненно, требовалось увеличение финансирования. Создание музеев-заповедников существенно отразилось на материальном благосостоянии музеев и их сотрудников. Правда, районные краеведческие музеи, не вошедшие в конце 1950-х гг. в состав заповедника, финансировались из районного бюджета (соответственно и зарплаты оставались прежними) [5, л. 6].

На примере Костромского областного музея можно увидеть разницу в месячном окладе работников. На 1957 г. (деньги до реформы 1961 г.): директор получал 690 руб., зам. директора, зав. фондами, и зав. филиала - 600 руб., научный сотрудник - 500 руб., бухгалтер - 450 руб., уборщица, сторож - 185 руб. [2, л. 71]. Месячный оклад на 1959 г., после образования заповедника: директор -1300 руб., зам. директора - 1000 руб., зав. отделами - 880 руб., научный сотрудник - 690 руб., бухгалтер - 450 руб., уборщица, сторож - 300 руб. [3, л. 52].

К созданию музеев-заповедников подтолкнул ряд причин: рост международного и отечественного туризма, требовавший реставрации и сохранения памятников; для должного идеологического вос-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 5, 2014

87

питания требовался централизованный контроль над культурно-просветительской работой музеев; дальнейшее развитие советского строя предусматривало улучшение благосостояния граждан (в нашем случае - музейных работников). Организация заповедников на территории Костромской и Ярославской областей внесла существенный вклад в дело сохранения памятников истории и культуры в регионах. Этот процесс, длившийся почти два десятилетия, решал важные проблемы улучшения финансирования музеев и улучшения материального благосостояния сотрудников. А это, в свою очередь, позволило вести масштабную реставрацию архитектурных памятников и поднять музейное дело на достойный уровень.

Библиографический список

1. Баниге В.С. «Положение» о Ростовском музее-заповеднике 1959 г. (Публикация Е.В. Ким) // Государственный музей-заповедник Ростовский кремль [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rostmuseum.ru/Publications/ Publication/929 (дата обращения: 4.12.2013).

2. Государственный архив Костромской области (ГАКО). - Ф. Р-548. - Оп. 1. - Д. 25.

3. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1. - Д. 35.

4. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1. - Д. 57.

5. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1. - Д. 58.

6. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1. - Д. 233.

7. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1. - Д. 283.

8. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1-доп. - Д. 53.

9. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1-доп. - Д. 63.

10. ГАКО. - Ф. Р-2523. - Оп. 1. - Д. 279.

11. Государственный архив новейшей истории Костромской области (ГАНИКО). - Ф. 765. -Оп. 7. - Д. 116.

12. ГАНИКО. - Ф. 765. - Оп. 38. - Д. 121.

13. Златоустова В.И. Государственная политика в области музейного дела (1945-1985 гг.) // Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела (Х\Ш-ХХ вв.). - М., 1991. - 323 с.

14. Ким В.А. Новь Ростовского кремля // Русь: Литературно-исторический журнал. - 1996. -№ 2. - С. 133-140.

15. Мейерович М.Г. Как создавался ярославский музей-заповедник // Ярославль многоликий. -2003. - № 4. - С. 20-23.

16. Охрана памятников истории и культуры. -М.: Сов. Россия, 1973. - 213 с.

17. Разгон А., Хануков А. Важное средство коммунистического воспитания масс // Политическое самообразование. - 1964. - № 6. - С. 81-85.

18. Российская музейная энциклопедия: В 2-х тт. - М.: Прогресс, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.

19. Центр документации новейшей истории Государственного архива Ярославской области (ЦДНИ ГАЯО). - Ф. 1158. - Оп. 1. - Д. 45.

20. ЦДНИ ГАЯО. - Ф. 1158. - Оп. 1. - Д. 47.

21. ЦДНИ ГАЯО. - Ф. 1158. - Оп. 1. - Д. 48.

88

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова . м l- № 5, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.