Научная статья на тему 'Причинно-следственный анализ производственного травматизма в содержании профессиональной подготовки специалистов нефтегазового комплекса'

Причинно-следственный анализ производственного травматизма в содержании профессиональной подготовки специалистов нефтегазового комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1516
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (СПО) / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ВПО) / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СПЕЦИАЛИСТ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА / HIGH VOCATIONAL EDUCATION / HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / OCCUPATIONAL TRAUMATISM / VOCATIONAL TRAINING / PRINCIPLES OF PERSONAL AND SOCIAL SAFETY / OIL AND GAS ENTERPRISE SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головкина Анастасия Александровна

Рассматриваются причины производственного травматизма, дается их анализ, способы рассмотрения и методы обучения студентов безопасности жизнедеятельности, в частности, поведения в сложных производственных ситуациях. Выявлены превентивная, продуктивная и рекуперативная стороны обеспечения безопасности на производстве. Рассмотрены причинно-следственные связи травмирования людей на производстве, отраженные в схеме: предпосылка травмы причина следствие результаты, а также ее использование в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головкина Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAUSE-EFFECT ANALYSIS OF OCCUPATIONAL TRAUMATISM IN THE CONTENT OF OCCUPATIONAL TRAINING SPECIALISTS OF AN OIL AND GAS ENTERPRISE

The article deals with the causes of occupational traumatism, the analysis of the causes, methods of their research and the methods of teaching students the principles of personal and social safety, specifically their conduct in difficult situations at an enterprise. The prevention, production and recuperative sides of providing safety at an enterprise are disclosed. The cause-effect relationships of people's injury at an enterprise are reviewed. The relationships are presented in the following scheme: premise of an injury cause consequence result. The use of the scheme in educational process is suggested.

Текст научной работы на тему «Причинно-следственный анализ производственного травматизма в содержании профессиональной подготовки специалистов нефтегазового комплекса»

УДК 378.6+614.8 ББК 4488.7

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА В СОДЕРЖАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА

А.А. Головкина

Тюменский государственный нефтегазовый университет

CAUSE-EFFECT ANALYSIS OF OCCUPATIONAL TRAUMATISM IN THE CONTENT OF OCCUPATIONAL TRAINING SPECIALISTS OF AN OIL AND GAS ENTERPRISE

A. Golovkina Tyumen State Oil and Gas University

Рассматриваются причины производственного травматизма, дается их анализ, способы рассмотрения и методы обучения студентов безопасности жизнедеятельности, в частности, поведения в сложных производственных ситуациях. Выявлены превентивная, продуктивная и рекуперативная стороны обеспечения безопасности на производстве. Рассмотрены причинно-следственные связи травмирования людей на производстве, отраженные в схеме: предпосылка травмы - причина - следствие - результаты, а также ее использование в образовательном процессе.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование (СПО), высшее профессиональное образование (ВПО), производственный травматизм, профессиональная подготовка, безопасность жизнедеятельности, специалист нефтегазового комплекса.

The article deals with the causes of occupational traumatism, the analysis of the causes, methods of their research and the methods of teaching students the principles of personal and social safety, specifically their conduct in difficult situations at an enterprise. The prevention, production and recuperative sides of providing safety at an enterprise are disclosed. The cause-effect relationships of people’s injury at an enterprise are reviewed. The relationships are presented in the following scheme: premise of an injury - cause - consequence - result. The use of the scheme in educational process is suggested.

Keywords: high vocational education, higher vocational education, occupational traumatism, vocational training, principles of personal and social safety, oil and gas enterprise specialist.

Анализ существующей демографической ситуации в России показывает, что в стране возник реальный дефицит трудовых ресурсов. Его особенно усиливает производственный травматизм. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция его снижения, но все еще на производстве ежегодно в самом трудоспособном возрасте погибает более 4,5 тысяч человек, а вдвое больше получают тяжелые увечья (по данным Минздравсоцразвития). Причем вследствие виктимных или неадекватных действий самих пострадавших проис-

ходит 70-80 % несчастных случаев [2]. Социально-экономическое возмещение вреда, нанесенного жизни и здоровью работников на производстве, требует все больших государственных затрат, опустошающих пенсионный фонд.

Сложившееся положение требует существенного изменения содержания подготовки будущих специалистов к участию в охране труда. Как показывает опыт промышленно развитых стран и отечественных предприятий, добившихся успехов в улучшении усло-

вий труда и сокращении производственного травматизма до минимума или даже его полной ликвидации, в процессе профессионального образования необходимо научить будущих специалистов предупреждать людские потери, моральные и материальные убытки, связанные с пренебрежительным отношением к охране труда. Не случайно в менеджменте успешно функционирующих зарубежных компаний независимо от вида их деятельности, обучение персонала приемам личной безопасности и охраны здоровья занимает первое место.

В современной России особое положение отводится развитию практики социального партнерства работодателя и наемных работников, предусматривающее обучение их приемам охраны труда, стимулирование внутренней мотивации безопасного труда и защиту от различных видов профессиональной опасности. Однако необходимы организационные, социальные, экономические и психологические мероприятия, призванные улучшить воспитательную работу, повысить качество обучения в среднем и высшем профессиональном образовании (СПО - ВПО) для предупреждения роста опасности профессиональной деятельности.

Обучение и повышение квалификации являются жизненно важными составляющими всякой успешной и эффективной программы по безопасности труда, без которых любые меры по предотвращению несчастных случаев на производстве (начиная от использования средств индивидуальной защиты (СИЗ) и «инженерного контроля» и заканчивая тщательно разработанными нормами и правилами по охране труда) теряют всякий смысл.

Повышение уровня сохранной обученности работников организаций предусматривает формирование не только теоретического, а прежде всего, практического отношения к соблюдению требований безопасности. Оно не должно сводиться к ознакомлению с показателями, характеризующими состояние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а должно содержать рефлексивный анализ возможных конкретных действий в сложной производственной ситуации.

Перед началом обучения необходимо четко определить его цели и задачи. Их можно разбить на три группы:

- познавательные (усвоение знаний);

-психомоторные (приобретение умений и навыков);

- установочные (выработка отношения и ценностных представлений).

Важными задачами обучения охране труда являются выработка и закрепление у обучающихся общего представления о том, что всякая работа сопряжена с рядом опасностей. Установлено, что обучение, при котором стремятся к выработке у студентов определенного отношения к опасности, способно более глубоко повлиять на его будущее поведение, чем простая передача информации, поскольку не только информация и логика, но и эмоции помогают лучшему усвоению изучаемых материалов. В связи с этим обучение технике безопасности должно строиться в соответствии с закономерностями мыслительной деятельности. Необходимо учитывать психику человека и психологические законы восприятия предлагаемого материала.

Психологами установлено, что в памяти обучаемого запечатляется 90 % того, что он делает сам, 50 % того, что он видит, и лишь 10 % - то, что он слышит. Следовательно, наиболее эффективные способы обучения -это самостоятельная работа и учебная имитация профессиональных действий. Поэтому в программу обучения, помимо теоретического курса, необходимо вводить практические занятия для выработки умений и навыков, давать задания для самостоятельного изучения вопросов безопасности с последующей проверкой степени их усвоения.

Специалисты подчеркивают также, что повышение эффективности обучения должно основываться на трех принципах: быть непрерывным и продолжительным; касаться всех видов работ, с которыми сталкиваются студенты на практике; обучение должны проводить квалифицированные специалисты.

Помимо этого в деятельности общества, направленной на обеспечение безопасных условий труда, можно выделить три стороны:

- превентивную, т. е. направленную на предупреждение профессиональных рисков или их существенное снижение;

-продуктивную, нацеленную на выявление возможных негативных явлений, на контроль своевременной защиты от них;

- рекуперативную, предусматривающую наверстывание упущенных возможностей, в случае если нормальный ход работы приостановлен каким-либо происшествием, болезнью, аварией или травмой, появившимися в результате отклонения от ГОСТов и правил безопасной работы.

Все мероприятия, касающиеся превентивной, продуктивной или рекуперативной деятельности в охране труда, связаны с проблемой «человеческого фактора» и эффективны лишь в том случае, если их рассматривать как единое целое, уделяя адекватное внимание всем составляющим данной системы. Нарушение её целостности создает объективные и субъективные предпосылки, обусловливающие возникновение несчастных случаев на производстве по вине человека.

Эффективность обучения охране труда во многом зависит от применяемых методов. Наиболее распространенным, но не эффективным является традиционный лекционный метод, дополняемый самостоятельной проработкой материала. Практика показывает, что пассивные методы обучения скучны и малоэффективны. Известно, что всего лишь 10 % информации усваивается путем чтения, 20 % -с помощью слуха, 30 % - при помощи зрения и 50 % - сочетанием слуха и зрения. Традиционные формы и методы обучения тормозят усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, не позволяют уложиться в прежние сроки обучения, учесть степень подготовленности и индивидуальные особенности студентов [1].

Лекционная форма, характерная для традиционной системы обучения, затрудняет также обмен информацией о степени усвоения учебного материала между преподавателем и студентами. В связи с этим проблема повышения эффективности учебного процесса с каждым годом становится все более актуальной. Поиски новых, более эффективных методов обучения ведутся сейчас во многих направлениях [3]. При освоении курса «Безопасность жизнедеятельности» в настоящее время изучаются: правовые вопросы; методика анализа причин травматизма и профзаболеваний; промышленная санитария и гигиена труда; охрана окружающей среды; оздоровление воздушной среды в цехах и микроклимат; промышленное освещение; шум; вибрация и ультразвук; действие электромагнитных полей и ионизирующего излучения; электробезопасность; пожаробезопасность; эргономика. Недостатком этого курса является его малый объем: в нем предусмотрено всего 28 лекционных часов и 14 часов лабораторных занятий.

Научно-технический прогресс, новые содержание и формы труда требуют разработки активных методов обучения, которые созда-

вали бы наиболее благоприятные условия для эффективного усвоения обучающимися знаний; для развития их мышления, формирования познавательного отношения к действительности и интеллектуальных способностей к самообразованию. Именно эти задачи в процессе обучения безопасным приемам труда решаются проблемно-модульным и программированным обучением [3].

Проблемно-модульный метод заключается, как известно, в том, что курс лекций разрабатывается в виде отдельных последовательно предлагаемых студентам проблем, характерных для данного курса [4]. Причем целесообразно, чтобы преподаватель не только выдвигал и излагал сам ту или иную проблему, но и привлекал студентов к ее решению. Учащиеся, в свою очередь, могут задавать вопросы преподавателю. При этом проблемная ситуация понимается как осознанное обучающимися затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний или новых способов действия [4]. Таким образом, основное достоинство проблемно-модульного обучения заключается в том, что в нем самостоятельный поиск знаний сочетается с формированием мыслительных способностей студентов.

Программированное обучение - особая управляемая и постоянно контролируемая форма самостоятельной работы обучаемого специально переработанным учебным материалом с использованием новых средств электронного обучения. Следует отметить, что этот метод обучения не отрицает традиционных методов и в то же время позволяет устранить их существенные недостатки. Достоинства программированного преподавания с использованием технических средств заключаются в составлении учебного материала в логической последовательности определенными дозами, в повышении активности и самостоятельности обучаемых, в синхронном и поэтому эффективном управлении учебным процессом (за счет оперативной обратной связи). В то же время отмечаются некоторые недостатки программированного способа: требуется значительная подготовительная работа для составления программ. К сожалению, обучаемый излагает не свои мысли, а пользуется готовыми ответами [3].

К числу других активных методов обучения относятся тематические семинары, организуемые среди слушателей как в процессе обучения, так и по окончании определенного раздела или всего курса в целом. В ходе се-

минара студенты высказываются по тем пройденным теоретическим и практическим вопросам, которые они изучали, а преподаватель получает дополнительную возможность определить степень усвоения ими пройденного материала.

Большой популярностью у студентов пользуется ситуационный метод обучения, в процессе которого надо решить ту или иную предлагаемую проблемную ситуацию, действительно происшедшую на определенном предприятии и в определенных условиях, или так называемую базовую ситуацию, содержание которой обусловливается преподавателем. При этом наиболее полезным для студентов является рассмотрение таких ситуаций, которые требуют от них знаний, приобретенных в период производственной практики.

В качестве примера можно привести организацию ситуационного обучения водителей в ФРГ, где в основу положена закономерность, полученная в результате анализа около 5 тысяч дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В этом процессе было установлено четыре стадии: предопасная, опасная, критическая и момент происшествия. Будущих водителей учили распознаванию ситуации в предопасный период и оптимальному действию по предотвращению ДТП. По каждой опасной ситуации проводилось четкое объяснение: какое именно действие требуется, анализ ошибок участников движения, причины и факторы, способствующие ее возникновению.

Весьма эффективным методом обучения являются и так называемые деловые игры, позволяющие привить слушателям навыки в принятии самостоятельных решений в области охраны труда. В ходе деловых игр слушатели распределяют между собой определенные роли: например, работника службы охраны труда предприятия, пострадавшего вследствие несчастного случая на производстве, руководителя предприятия, главного инженера, начальника цеха, представителя выборного органа трудового коллектива. Действующие лица в соответствии со своими должностными обязанностями принимают оптимальные решения с учетом конкретной ситуации.

Любое опасное действие, в результате которого возникает производственная травма, человек совершает в результате ошибочного, неверного прогноза результата своих действий. В момент, предшествующий действию, ожидаемая ситуация оценивается им как безопасная, в то время как на самом деле она

является опасной. Поэтому для обеспечения безопасности человека необходимо раскрыть причинно-следственные связи, научить его просматривать и своевременно предотвращать возможную угрозу. Подавляющее число несчастных случаев на производстве происходит из года в год при типичных ситуациях, при рассмотрении которых студенты будут формировать определенные компетенции в сфере безопасности труда. Каждую типичную ситуацию можно охарактеризовать схемой причинно-следственных связей, показывающих типичные варианты несчастных случаев. Знание законов развития каждой ситуации (вижу ситуацию - предвижу ситуацию) создаёт предпосылки для предотвращения несчастных случаев в типичных ситуациях.

Схема причинно-следственной связи включает в себя:

-предпосылку травмы: ошибка или нарушение, совершённые человеком до начала действия;

-причину: ошибка или нарушение, совершённые человеком во время действия;

- следствие: ошибка или нарушение, совершённые человеком на последующей стадии развития ситуации или опасное ее развитие в результате предыдущего действия;

-результат: характеристика травмы или увечья человека.

Рассмотрим причинно-следственные связи при травмировании человека в процессе нефтегазодобычи (см. рисунок).

Во время подъема на платформу по наклонной лестнице машинист поскользнулся, потерял равновесие и, упав на землю, получил травму левой ноги.

Анализируем схему сверху - вниз, последовательно разбирая предпосылку травмы, причину, следствие и результат. Контроль изучения причинно-следственных связей ситуации рекомендуется построить по схеме: изучение - опрос - повторное изучение (при необходимости) - повторный опрос.

После анализа схемы студенту задаются вопросы по изучаемой ситуации:

1. Какую опасность рабочие не осознали как риск?

2. Что явилось причинами возникновения несчастного случая?

3. Какие проблемы можно вычленить из этой ситуации?

4. Как бы Вы поступили на месте рабочего?

5. Как Вы считаете, можно ли было избежать сложившейся ситуации?

Схема причинно-следственной связи травмирования машиниста буровой установки

6. Какие мероприятия можно предложить по предупреждению таких ситуаций?

При недостаточном знании студенту для самостоятельного изучения выдается схема причинно-следственной связи (см. рисунок). После этого производится повторный опрос по схеме контроля.

Далее студенту предлагается разработать рекомендации по предотвращению подобных несчастных случаев:

1) провести внеплановый инструктаж в бригаде с записью в журнале;

2) провести ревизию состояния лестниц и перильных ограждений с устранением выявленных отклонений от правил;

3) мастерам усилить контроль за соблюдением режима труда и отдыха работников бригады;

4) мастерам своевременно подавать заявки на обеспечение бригады соответствующими материалами (песок, настилы).

Настоящие мероприятия целесообразно использовать в качестве пособия при всех ви-

дах инструктажа и обучения по вопросам охраны труда. Обучение будет наиболее эффективным, если при занятиях будет использоваться сочетание конкретных примеров травм с наглядной формой их представления (в виде рисунка, схемы, видеоролика).

При рассмотрении второго вопроса важнейшим ориентиром для будущих нефтяников и газовиков должна быть обязанность руководства по постоянному контролю за состоянием поверхности на основных маршрутах передвижения персонала: скользкие, обледеневшие дорожки необходимо обрабатывать песком.

Сопутствующая причина травмы вызвана недостаточным контролем со стороны мастера за соблюдением режима труда и отдыха персонала (пострадавший остался работать после 12-часовой ночной вахты).

Машинист буровой установки должен соблюдать осторожность при передвижении, оценивать путь перемещения, возможный риск, не выбирать в процессе передвижения скользкие, круглые и острые края предметов в качестве точек опоры, не предназначенные для этого доски, накаты, настилы, неисправные и загроможденные лестницы и переходы. В случаях выявления опасности для передвижения персонала (неисправности лестниц и ограждений, загроможденности проходов и скользких переходов) необходимо принять соответствующие меры. В рассматриваемой ситуации причиной несчастного случая стал слабый контроль за состоянием оборудования (покрытые льдом перильные ограждения).

Какой же способ обучения безопасным методам труда является наиболее эффективным? Большинство специалистов сходятся на том, что методика обучения должна разрабатываться применительно к конкретным опасностям, с учетом возраста и уровня образования студентов. Это способствует повышению эффективности обучения.

Как уже отмечалось, большую роль в этом смысле играют прогрессивные технические средства обучения (ТСО). Применение их позволяет увеличить количество опрошенных примерно в 16 раз. Кроме того, существенно усиливаются потоки информации в каналах прямой и обратной связи, возрастают наглядность и убедительность, доходчивость и действенность обучения, сокращаются расходы на его проведение. В то же время некачественное обучение и недостаточный контроль знаний работающих в области охраны труда являются одной из серьезных причин

производственного травматизма. Зарубежные экономисты придают большое значение повышению качества обучения как важному фактору снижения производственного травматизма и профессиональных заболеваний и связанных с этим значительных материальных потерь.

Однако в СПО и ВПО обучение охране труда имеет много нерешенных проблем: не всегда применяются новые современные активные методы; недостаточно разрабатываются и внедряются на практике технические средства обучения, а также слабо анализируется их эффективность; очень мало количество часов, отведенных на изучение охраны труда в высших учебных заведениях.

В целях дальнейшего повышения эффективности обучения охране труда эти недостатки необходимо устранять. Целесообразно также проанализировать и применить на практике наиболее прогрессивные методы и средства обучения, имеющиеся за рубежом. К их числу можно, например, отнести: организацию обучения охране труда в вузах ФРГ, в том числе; проведение целевых программ обучения по отдельным видам опасных и вредных факторов (США); обучение с помощью инструктивных карт (Франция); широкое использование во многих странах видеосредств, компьютеров (США, Великобритания и др.). Кроме того, министерствам, ведомствам, предприятиям и организациям нашей страны необходимо постоянно совершенствовать нормативно-техническую и учебно-методическую документацию по обучению вопросам охраны труда, шире внедрять активные методы обу-

чения, а также разработку и изготовление наглядных учебных пособий, тренажеров, учебнотренировочных полигонов и др. В этой связи представляется очень важным и расширение научных исследований, посвященных эффективности разработанных средств и методов обучения и их влиянию на снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод: обучение студентов вопросам охраны труда на основе проблемно-модульного обучения с включением причинно-следственного анализа травматизма будет способствовать формированию у них навыков предвидения опасных ситуаций и вырабатывать умения их предупреждения.

Литература

1. Алексеев, Н.А. Психолого-педагогиче-ские проблемы развивающего дифференцированного обучения / Н.А. Алексеев. - Челябинск: Факел, 1995. - 174 с.

2. Анализ аварий и несчастных случаев в нефтегазовом комплексе России: учеб. пособие / под ред. Б.Е. Прусенко, В.Ф. Мартынюка. -М.: ООО «Анализ опасностей», 2002. - 336 с.

3. Головкин, А.В. Этапы профессиональной адаптации в теории и практике образования / А.В. Головкин // Эксплуатация и обслуживание транспортно-технологических машин: сб. науч. тр. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2005. - С. 54-58.

4. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т. Кудрявцев. -М.: Знание, 1991. — 80 с.

Поступила в редакцию 8 ноября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.