Научная статья на тему 'Президентская власть в системе трех ветвей государственной власти: осуществление президентского контроля как одна из форм отождествления президентской власти'

Президентская власть в системе трех ветвей государственной власти: осуществление президентского контроля как одна из форм отождествления президентской власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4386
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТ РФ / ПРЕЗИДЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ / ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ ТРЕХ ВЕТВЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Масленников Кирилл Игоревич

В статье отмечается, что специфика осуществления президентской власти предусматривает не только управление системой органов государственной власти, но и соответствующий контроль, осуществляемый Президентом в лице специально созданных органов государственной власти. Наличие обособленной структуры органов государственной власти, посредством которой Президент взаимодействует с остальной системой органов государственной власти, является доказательством тому, что президентская власть выступает обособленной ветвью государственной власти. Президентский контроль выступает как одна из форм осуществления президентской власти, которая в свою очередь вытекает из правового статуса Президента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Президентская власть в системе трех ветвей государственной власти: осуществление президентского контроля как одна из форм отождествления президентской власти»

УДК 347

Масленников Кирилл Игоревич

аспирант.Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации kirillmaslennikov@yandex.ru Maslennikov Kirill Igorevich graduate student.

Russian legal academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation kirillmaslennikov@yandex.ru

Президентская власть в системе трех ветвей государственной власти: осуществление президентского контроля как одна из форм отождествления

президентской власти

Presidential power in the three branches of government: the implementation of presidential control as a form of identification presidency

Аннотация. В статье отмечается, что специфика осуществления президентской власти предусматривает не только управление системой органов государственной власти, но и соответствующий контроль, осуществляемый Президентом в лице специально созданных органов государственной власти. Наличие обособленной структуры органов государственной власти, посредством которой Президент взаимодействует с остальной системой органов государственной власти, является доказательством тому, что президентская власть выступает обособленной ветвью государственной власти. Президентский контроль выступает как одна из форм осуществления президентской власти, которая в свою очередь вытекает из правового статуса Президента.

Ключевые слова: Президент РФ, президентский контроль, президентская власть в системе трех ветвей государственной власти.

Summary. The specificity of the presidential power includes not only the management of the system ofpublic authorities, but also the corresponding control exercised by the President in the face of a specially created government bodies. The presence of an isolated structure ofpublic authorities, through which the President interacts with the rest of the system of public authorities, is proof that the president's power stands an isolated branch of government. Presidential control acts as a form of exercise of presidential power , which in turn arises from the legal status of the President.

Keywords: Russian President, presidential control, presidential power in the three branches of government.

Анализируя функции контрольно - надзорных органов в системе органов государственной власти Российской Федерации, нельзя не остановиться на фигуре президента Российской Федерации. Президент Российской Федерации в основном выступает в качестве политически значимой фигуры, лидера, однако его решения являются юридически значимыми, которые оказывают влияние на всю систему государственной

власти. Большой интерес в связи с этим вызывает контрольно-надзорный аспект президентской власти.

Согласно буквальному толкованию части 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации, Президенту как бы отводится роль арбитра, обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Гарантией осуществления данной функции Президента является закрепленное частью 1 статьи 85 Конституции Российской Федерации право Президента Российской Федерации использования согласительных процедур. По справедливому мнению Л.А. Окунькова, «в конституционном праве понятие «глава государства» точно и однозначно не определено. Конституции многих зарубежных государств вообще не используют этот термин, а полномочия главы государства могут определяться сложившейся конституционной практикой. Но обычно все же главой государства принято именовать лицо, воплощающее собой представление о данном государстве, как во внутренних делах государства, так и в международных отношениях» [1, с. 37]. Немаловажной чертой механизма президентской власти выступает его тесное соприкосновение с исполнительной властью, выражающееся в системе двойного подчинения ряда органов исполнительной власти и их должностных лиц. В данном случае можно говорить о наличии признаков контроля со стороны Президента Российской Федерации.

Природа президентского контроля является уникальной с точки зрения конституционного права, так как напрямую определяется конституционным статусом Президента, который по Конституции Российской Федерации не отнесен ни к одной ветви государственной власти. Президентский контроль характеризуется многогранностью правовых возможностей по использованию контрольных полномочий. Президентский контроль также характеризуется широким охватом действия: он распространяется на всю исполнительную государственную вертикаль власти, систему государственной власти. Объектами президентского контроля выступают все государственные органы исполнительной власти, как на федеральном, окружном, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Сущность президентского контроля над деятельностью подконтрольных органов включает в себя изучение, наблюдение с целью получения необходимой информации в пределах полномочий главы государства, установленных Конституцией Российской Федерации.

В содержании президентского контроля также нужно выделить два критерия: эффективность, экономичность и оперативность президентского контроля. Эти же критерии президентского контроля выделяют Е.В. Едалов, А. Ройс, Р. Корс, Й.Беттхер. По мнению последних, «под критериями эффективности и экономичности президентского контроля следует понимать анализ совокупности процессов и их влияния на общую цель и, как правило, он не относится к определенной отдельно взятой программе или отдельному мероприятию» [2, с.23; 3, с 23].

Широкий объем конституционных полномочий Президента Российской Федерации выступает необходимой основой создания структуры специальных (вспомогательных) государственных органов, обеспечивающих выполнение функций главы государства. Рассмотрим подробно, каким образом происходит взаимодействие президентской власти со структурой специальных (вспомогательных) государственных органов.

Основными элементами структуры специальных (вспомогательных) государственных органов, посредством которых осуществляется президентский контроль, выступают: Администрация Президента Российской Федерации, полномочные предста-

вители Президента Российской Федерации в федеральных округах, советы при Президенте Российской Федерации, наиболее важные из которых - Государственный Совет и Совет Безопасности, а также комиссии при Президенте Российской Федерации. Существование обособленной структуры органов государственной власти, через которые президентская власть взаимодействует с остальной системой органов государственной власти, говорит о существовании в России органов публичной администрации, к которым и имеет непосредственное отношение Администрация Президента Российской Федерации. В этом плане интересна научная проблема, затронутая в статье С.А. Осет-рова, рассматривающая организационные основы президентской власти в России, по мнению которого, «структуру президентской власти, помимо главы государства, составляют его аппарат, органы, содействующие реализации президентской власти, а также органы исполнительной власти двойного подчинения [4, с. 41-44].

Администрация Президента Российской Федерации имеет правовой статус, имеющий отличительные особенности от правового статуса других органов государственной власти, а также закрепленный Указом Президента Российской Федерации от 06.04.2004 № 490 [5]. Структура Администрации утверждена Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2004 г № 400 [6].

Существует немало мнений по поводу правового положения Администрации Президента Российской Федерации. По мнению А.Ю. Зуйкова, Администрация Президента Российской Федерации - один из самых слабоизученных государственных органов, своего рода «тайный орден», который, однако, постоянно находится в центре внимания СМИ, общественности, политологов (но не юристов). Об этой структуре, призванной обеспечивать деятельность Президента Российской Федерации по реализации обширнейшего спектра полномочий, сегодня гораздо больше мифов и субъективных суждений, нежели объективных сведений и взвешенных исследований [7, с. 21, 29]. Согласившись с мнением А.Ю. Зуйкова, надо отметить, что деятельность Администрации Президента Российской Федерации скрыта из поля зрения конституционного права и изредка встречается в новостной ленте. Однако полномочий по контролю над исполнительной ветвью власти на порядок больше, что позволяет говорить об Администрации Президента Российской Федерации как органе президентского контроля.

Анализ правовых статусов Администрации Президента Российской Федерации и её руководителя свидетельствует о том, что указанные субъекты обладают реальными властными полномочиями, производными от полномочий Президента РФ и базирующимися на компетенции главы государства.

За последнее время Администрация Президента Российской Федерации претерпела значимые организационно-структурные изменения в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 11.02.2013 № 128 «Вопросы Администрации Президента Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 03.12.2013 № 878 «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» (далее - Указ № 878) [8,9]. В соответствии с Указом № 878 в структуре Администрации Президента Российской Федерации создано Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, являющееся самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации. При этом число управлений в составе Администрации Президента Российской Федерации выросло с 19 до 20, что говорит о характере полномочий этого органа.

Таким образом, основными направлениями деятельности Администрации Президента Российской Федерации, характеризующими ее в качестве органа президентского контроля, являются:

• сбор и оценка информации, ее анализ, подготовка проектов административных, а в ряде случаев и политических решений (информация о социально -экономических, политических и правовых процессах в стране и мире; обращения граждан; предложения общественных объединений и органов местного самоуправления);

• обеспечение деятельности главы государства (подготовка проектов ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ, законопроектов для внесения их Президентом РФ в Госдуму РФ в порядке законодательной инициативы);

• обеспечение взаимодействия Президента с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами в России, государственными органами и должностными лицами иностранных государств, российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, международными организациями;

• осуществление координации деятельности различных органов исполнительной власти и правительственных институтов.

Главной чертой Администрации Президента Российской Федерации является ее властная природа полномочий, имеющая приоритет над всеми государственными органами исполнительной власти. Негативными моментами в деятельности Администрации Президента Российской Федерации являются неурегулированность правового статуса соответствующим федеральным законом, а также слабая освещенность деятельности Администрации Президента Российской Федерации в рамках правового поля. В результате исследования полностью доказано, что Президент Российской Федерации, взаимодействуя с Администрацией, сквозь призму ее деятельности осуществляет президентскую власть и президентский контроль.

Литература:

1. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. - М., 1996.-С. 37;

2. Е.В. Едалов. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ГАРАНТА КОНСТИТУЦИИ РОССИИ В СФЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА.-«БИЗНЕС В ЗАКОНЕ».-М. 2009. -С.23;

3. А. Ройс, Р. Корс, Й. Беттхер (сотрудники комитета по делам госслужбы при сенате г. Гамбурга) «Контроль за результатами в государственном управлении» (Errolgskontrolle in der öffentlichen Verwaltung) // «Verwaltungsorganisation». № 6. 1993. S. 23;

4. Осетров С.А. Организационные основы президентской власти в Российской Федерации //Конституционное и муниципальное право. 2010. № 7. С. 41 - 44;

5. Указ Президента РФ от 06.04.2004 № 490 (ред. от 03.12.2013) «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации»// «Российская газета», № 72, 08.04.2004;

6. Указ Президента РФ от 25.03.2004 № 400 (ред. от 03.12.2013) «Об Администрации Президента Российской Федерации»// «Российская газета», № 63, 27.03.2004;

7. Зуйков А.В. Администрация Президента Российской Федерации: вчера, сегодня, завтра //Конституционное и муниципальное право. 2009. № 8. С. 21, 29;

8. Указ Президента РФ от 11.02.2013 № 128 «Вопросы Администрации Президента Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 12.02.2013;

9. Указ Президента РФ от 03.12.2013 № 878 «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.12.2013.

Literature:

1 . Okunkov L.A. Prezident of the Russian Federation. Constitution and political practice. - M, 1996. - Page 37;

2 . E.V. Edalov. LEGAL STATUS of the PRESIDENT of the RUSSIAN FEDERATION AS GUARANTOR of the CONSTITUTION of RUSSIA IN the SPHERE of FEDERAL INTERVENTION. - "BUSINESS IN the LAW".- M2009. - Page 23;

3 . A. Royce, R. Kors, Y. Bettkher (the staff of committee on civil service affairs at the senate of Hamburg) "Control of results in public administration" (Errolgskontrolle in der offentlichen Verwaltung)//"Verwaltungsorganisation". No. 6. 1993 . S. 23;

4 . S. A. sturgeons organizational bases of the presidential power in the Russian Fed-eration//the Constitutional and municipal law. 2010 . No. 7. Page 41 - 44;

5 . The decree of the Russian President of 06.04.2004 No. 490 (an edition of 03.12.2013) "About the adoption of Provision on Administration of the President of the Russian Federation"//"The Russian newspaper", No. 72, 08.04.2004;

6 . The decree of the Russian President of 25.03.2004 No. 400 (an edition of 03.12.2013) "About Administration of the President of the Russian Federation"//"The Russian newspaper", No. 63, 27.03.2004;

7 . A.V. plovers Administration of the President of the Russian Federation: yesterday, today, tomorrow//Constitutional and municipal law. 2009 . No. 8. Page 21, 29;

8 . Decree of the Russian President of 11.02.2013 No. 128 "Questions of Administration of the President of the Russian Federation"//Official Internet portal of legal information of http://www .pravo.gov.ru, 12.02.2013;

9 . The decree of the Russian President of 03.12.2013 No. 878 "About Management of the President of the Russian Federation concerning corruption counteraction"//the Official Internet portal of legal information of http://www .pravo.gov.ru, 03.12.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.