Научная статья на тему 'Презентация как инструмент защиты диссертации'

Презентация как инструмент защиты диссертации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2511
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ДИЗАЙН СЛАЙДОВ / INFORMATION TECHNOLOGIES PRESENTATION / DESIGN OF SLIDES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ямникова Ольга Александровна

Представлена общая концепция разработки презентации как иллюстративного материала к докладу о содержании диссертационной работы. Отмечено, что докладчик вначале должен составить «Смысловую» структура презентации, где следует расположить излагаемые идеи, поясняемые необходимыми мыслями, затем в бумажном варианте делается макет раскадровки, который после одобрения автором или руководителем переводится на компьютере в форму слайдов. Описаны принципы рациональной компоновки слайдов с учетом современных методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESENTATION AS INSTRUMENT OF DEFENCE OF A THESIS

The general concept of development of the presentation as illustrative material to the report on the content of dissertation work is submitted. It is noted that the speaker has to make «Semantic» in the beginning structurr of the presentation where it is necessary to arrange the stated ideas explained by necessary thoughts then in paper option the storyboard model which after approval by the author or head is transferred on the computer to a form of slides becomes. The principles of rational configuration of slides taking into account modern techniques are described.

Текст научной работы на тему «Презентация как инструмент защиты диссертации»

УДК 378.14

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ЗАЩИТЫ ДИССЕРТАЦИИ

О. А. Ямникова

Представлена общая концепция разработки презентации как иллюстративного материала к докладу о содержании диссертационной работы. Отмечено, что докладчик вначале должен составить «Смысловую» структура презентации, где следует расположить излагаемые идеи, поясняемые необходимыми мыслями, затем в бумажном варианте делается макет раскадровки, который после одобрения автором или руководителем переводится на компьютере в форму слайдов. Описаны принципы рациональной компоновки слайдов с учетом современных методик.

Ключевые слова: информационные технологии презентация, дизайн слайдов.

В настоящее время информационные технологии прочно вошли в жизнь современного человека. Не исключение - научная работа. Защита магистерской диссертации для студента - первый серьёзный экзамен на звание ученого. Умение представить результат своих трудов, убедить комиссию в правоте своих изысканий и полученных результатов, приходит только с опытом [1, 2]. Данная статья может служить подспорьем для молодых ученых для понимания цели и механизма создания презентаций.

Эффективная презентация состоит из трех элементов.

1. Проецируемые слайды - визуальные, в них, насколько это возможно, - минимум текста, максимум изображений, несущих смысловую нагрузку. Это наглядно и просто.

2. Текстовое содержание презентации. Аргументы, факты, доказательства, эмоции, примеры должны быть в нашей устной речи. Но не на слайдах!

3. Раздаточные материалы должны обеспечивать ту же глубину и охват, что и живое выступление. Люди больше доверяют тому, что они могут потрогать и унести с собой, чем исчезающим изображениям проектора. Письменный документ внушает уважение. К тому же раздаточные материалы документируют ваше общение с аудиторией.

Процесс подготовки презентации состоит из следующих этапов:

1) генерация идей;

2) группировка и определение центральной идеи;

3 предварительная раскадровка и визуальные эскизы;

4 раскадровка в сортировщике слайдов.

На этапе генерации идей вас интересует не качество идей, а их количество. Единственное требование - они должны выражать основную мысль вашей презентации. Это могут быть рисунки, слова, диаграммы, предметы или образы. Наброски могут быть неаккуратными. Это нормально. Сейчас нужно посмотреть на презентацию со всех сторон (рис. 1).

Рис. 1. «Смысловая» структура презентации

Центральная идея будет вашей путеводной нитью на протяжении всей презентации. Для этого используйте разбивку на группы аналогичных идей, а не ищите объединяющую тему. У нас получилась радиальная структура с расходящимися линиями в разные стороны.

Процесс создания современных презентаций больше похож на процесс создания фильмов. Кое-что из опыта кино может пригодиться и нам. Например, раскадровка. Делая раскадровку наших идей, мы визуализируем содержание как последовательное повествование (рис. 2).

Рис. 2. Пример раскадровки

320

Используя свои записки и зарисовки, сделайте раскадровку на бумаге, белой доске или при помощи клейких листочков. Без компьютера! Зарисовки, которые являются слишком сложными или требуют слишком много времени, удаляйте. Оставляйте только то, что наиболее доходчиво доносит ключевую идею презентации.

Только после того как вы прояснили для себя, что именно вы хотите от слайдов презентации, можно переходить к осуществлению идеи. Создав раскадровку на бумаге, можно садиться за компьютер. Создайте шаблон пустого слайда или используйте простейший вариант шаблона.

Создайте несколько копий слайдов, выделив (например, цветом) заглавные слайды разделов. После этого мы можем добавлять визуальную поддержку повествования: вступление и завершение. Задача дизайна -дать визуальное понимание основной идеи. Понимание простых концепций графического дизайна и их применение помогут сделать презентацию более эффективной.

Рассмотрим базовые принципы дизайна слайдов (табл. 1) [1].

Таблица 1

Базовые принципы дизайна слайдов

Название принципа Описание принципа

Принцип соотношения сигнал/шум Сокращение лишних элементов

Принцип читабельности Выбор шрифтов и цветов

Принцип пустого пространства Выделение главного элемента

Принцип выравнивания Наличие визуальной взаимосвязи всех элементов на слайде

Принцип контрастности Демонстрация иерархии между элементами слайда (за счет изменения цвета, размера линий, формы, расположения в пространстве).

Принцип повторения Сохранение единого стиля во всех слайдах

Принцип близости Расположение взаимосвязанных элементов на слайде

Принцип соотношения «сигнал/шум» заимствован из технических областей. Презентация предполагает создание, передачу и прием информации. На каждом этапе качество передаваемой информации (сигнал) снижается, а посторонняя информация (шум) добавляется. Четкость информации зависит от соотношения оставшегося сигнала к добавленным шумам. Ухудшение визуального сообщения происходит, например:

321

при выборе перегруженных графиков;

при использовании неоднозначных символов;

при избыточном выделении линий, фигур, символов, логотипов.

Выбирая между функционально равными дизайнами, отдавайте предпочтение самому простому дизайну. Визуальная перегруженность снижает эффективность презентации. Важно понимать, что все ненужные данные, графики, строки или символы крадут внимание от главного пункта. Минимизируйте шум, иначе говоря, удалите все элементы, без которых можно обойтись, не нанося ущерба ключевой идее.

Каждый графический элемент должен нести в себе информацию. Как правило, трехмерные графики, координатные сетки осей и таблиц, рябящая в глазах штриховка являются вещью в себе - визуальным спамом.

Иногда желание использовать новый интересный эффект заслоняет цель: сделать простой, понятный дизайн. Но график не становится более интересным и привлекательным при использовании уникальных орнаментов. Каков критерий для оценки визуализации данных: увидеть то, что мы никогда не ожидали увидеть. Когда график сам по себе служит таблицей, сетка координат может помочь в чтении и понимании. В этом случае она выполняет поддерживающую функцию по отношению к данным, не превалируя над основной информацией. Примеры «хороших решений» представлены в табл. 2.

Для текста, проецируемого на экран, следует использовать только шрифты без засечек и без сглаживания краев букв. Кроме того, шрифты без засечек легче читать, чем шрифты с засечками. Например, вы никогда не ошибетесь, выбрав Arial, Verdana или Tahoma.

Используйте темный текст на светлом фоне. Оптимально, когда уровень контраста между текстом и фоном превышает 70 %. Цветовые комбинации фон/надпись, как правило, не влияют на удобочитаемость при сохранении минимального уровня контрастности.

Буллит - увеличенная точка (•), используется для выделения пунктов перечня.

• Буллиты хорошо работают в письменных документах. Но они не эффективны в живой презентации.

• Буллиты могут быть лучшим выбором в письменном документе при перечислении элементов, не находящихся в иерархической последовательности и не взаимосвязанных друг с другом. Буллиты организуют, направляют и облегчают чтение. Визуально разделяя текст, они позволяют читать осмысленными порциями. Кроме того, они создают благоприятные условия для выборочного чтения, когда читателю нужны какие-то конкретные материалы.

Однако использование буллитов в презентациях имеет ряд недостатков. нередко способ, которым мы описываем проблему, сам по себе является частью проблемы.

Таблица 2

«Хорошее решение»

До

После

удаление

Удаление трехмерных графиков

Списки показывают только три логические взаимосвязи:

1) очередность - от первого до последнего во времени;

2) приоритет - ранжирование по важности, от главного к наименее важному;

3) принадлежность - все элементы списка являются частью какого-то «набора».

Один список может показывать только один вид взаимосвязи в один момент времени. Когда мы представляем информацию в виде списков, на слайдах или озвучивая, мы игнорируем другие важные взаимосвязи элементов. Получается, что аудитории предлагается заполнить пустоты на свое усмотрение. Или это придется делать нам еще раз, реагируя на получаемую обратную связь от аудитории.

Общее правило - использовать буллиты как можно реже и только после того, как вы рассмотрели другие варианты для отображения информации визуально. Буллиты в слайдах должны стать редким и осознанным исключением.

Часто на слайдах слова, фразы, графики забивают и заполняют каждый уголок. Причина, как правило, кроется в страхе перед пустым пространством. Пустое пространство вносит элегантность и ясность. Пустое пространство подчеркивает какой-то один ключевой элемент.

Чем больше мы добавляем, тем сильнее размывается и менее эффективным становится дизайн слайдов. Пустота сама по себе мощный элемент. Все дополнительные детали переносим в раздаточные материалы.

Принцип выравнивания гласит: ничто не должно быть размещено на странице произвольно. Каждый элемент должен находиться в визуальной связи с чем-либо еще на слайде. Ключевая идея принципа выравнивания - дизайн слайдов не должен выглядеть как нечто, размещенное в случайном порядке. Размещайте края элементов по одной линии: вертикально, горизонтально или по центру. Текст уместнее выравнивать по правой или левой стороне, чем центрировать.

Контраст - один из наиболее эффективных способов продемонстрировать иерархию элементов слайда. Контраст помогает нам создать дизайн, в котором мы привлекаем внимание к нужному нам элементу - выделив его.

Выделение - эффективный метод привлечения внимания к элементам слайда. Выделяйте не более 10 % видимого дизайна. Если выделить больше - эффективность снижается. Выбирайте и используйте ограниченное количество способов выделения (1-2) на всех слайдах презентации.

Повторение элементов дизайна в каждом слайде дает четкое ощущение единства, последовательности и согласованности всей презентации. Принцип повторения помогает аудитории быстрее изучать новые вещи. Повторяющимся элементом может быть шрифт, толщина или цвет линий, размещение в пространстве. Что угодно, что аудитория сможет визуально распознать. Мы постоянно используем принцип повторения. Одинаковые по размеру заголовки, красная строка, общий фон слайдов - все это примеры принципа повторения.

Избегайте повторения раздражающих или давящих элементов. Не впадайте в другую крайность, когда повторение будет подавляющим и центр внимания размыт. Принцип повторения помогает создать легко узнаваемый и потому уникальный стиль. Однако будьте осторожны со встроенными шаблонами. Большинство из них уже были неоднократно использованы до вас и вызовут скорее скуку, чем интерес. Создавайте свои собственные шаблоны оформления!

Принцип близости демонстрирует взаимосвязь элементов на слайде. Упорядочивайте элементы, так, чтобы их близость по отношению друг к другу соответствовала их взаимосвязям. Принцип близости гласит, что элементы, расположенные близко друг от друга, воспринимаются в качестве отдельной группы и интерпретируются как более родственные, чем те, которые находятся дальше друг от друга. Избегайте:

размещения элементов в углу или по центру только потому, что «там больше места»;

большого числа разрозненных элементов на слайде; неоднозначного восприятия взаимосвязей заголовков, подзаголовков и самого графика.

Слова и слайды забываются, а раздаточные материалы остаются постоянным, осязаемым напоминанием. Три элемента презентации:

1) смысловая структура презентации (ее видите только вы);

2) слайды, которые вы показываете аудитории;

3) раздаточные материалы.

Одно из определений качественных слайдов - слайды без презентатора должны быть бесполезны.

Подготовьте содержание раздаточных материалов таким образом, чтобы их можно было использовать для вовлечения аудитории. Например: подкрепить всю презентацию в целом; помочь аудитории следить за ходом презентации; визуально усилить ключевые идеи; организовать групповое обсуждение; разобрать практические примеры; резюмировать основные моменты презентации. Подготовив исчерпывающие раздаточные материалы, можно не беспокоиться из-за исключения каких-то деталей из слайдов. Два практических совета для презентации.

Сказать, что будет. Аудитория должна заранее знать, что вы собираетесь делать. В самом начале презентации расскажите:

- в чем состоит проблема;

- в чем важность проблемы;

- каково решение проблемы.

Повторить несколько раз. Повторяя одну и ту же тему в различных вариантах, вы проясняете и раскрываете идею, визуально подкрепляя свои слова слайдами.

Для объяснения идей или данных используйте метод К-О-К: «КОНКРЕТИКА - ОБЩЕЕ - КОНКРЕТИКА». К-О-К придает вашей аргументации большую убедительность. Вы не просто рассказали отдельную историю и продемонстрировали общую теорию. Вы дважды подкрепили свою идею конкретными примерами.

Почему примеры работают так хорошо? Потому что они облегчают понимание. А без понимания не может быть никакого убеждения. Цифры сами по себе ничего не объясняют. Таким образом, чтобы наши идеи были восприняты должным образом, нужно сочетать проверенные цифры с хорошими примерами.

Метасообщение - это «сообщение о сообщении». Невербальное поведение презентующего посылает окружающим информацию о том, как относиться к тому, что он говорит. Метасообщение - это сумма всех элементов «языка тела» выступающего.

Чтобы «использовать» свое тело эффективно, нам прежде всего нужна прочная основа. В качестве базовой позиции между жестами и перемещениями используйте позицию «Руки по бокам». Она помогает создать спокойную осанку и избежать суетливости. Конечно, если вы будете длительное время оставаться в этом положении, аудитория может решить, что перед ней манекен.

Эффективное использование жестов. Нам нужно развить жесты, которые конкретны, энергичны и полезны для аудитории. Например, «Клешня» — наиболее универсальный жест. Вы можете использовать этот жест, показывая что-то на слайдах. И одновременно поддерживать контакт глазами, повернувшись ко всей аудитории.

Во время презентации мы обязаны обращаться только к одушевленным объектам. Некоторым презентаторам удается разговаривать со слайдами, флипчартом или даже доской, повернувшись спиной к слушателям. Кто-то даже отваживается читать со слайдов, кто-то подолгу разглядывает свои собственные слайды. Это неправильно. Когда мы презентуем, то должны смотреть в глаза тем, для кого мы это делаем. Визуальное оформление - всегда для публики. Чем больше презентатор смотрит на свои слайды и схемы с рисунками, тем менее знакомым со своими материалами он выглядит.

Минимизируйте контакт глазами с неодушевленными объектами. Усильте зрительный контакт с аудиторией (рис. 3).

Рис. 3. Пояснение слайда: а - менее эффектно: лицом к наглядным материалам - потеря контакта с аудиторией; б - более эффективно: лицом к аудитории - полное участие

326

а

б

Конечно, учесть все нюансы создания презентации и представления ее комиссии сложно. Но соблюдение рассмотренных в статье правил позволит расположить слушателей к студенту и субъективно повысить качество представленной на защиту работы.

Список литературы

1. Лазарев Д. Презентация: лучше один раз увидеть! 3-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2011. 144 с.

2. Venturi R., Brown Scott D., Izenour S. Learning from Las Vegas. Revised edition. Cambridge. 1977. 163 p.

Ямникова Ольга Александровна, д-р техн. наук, проф., yamnikovaoa@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

PRESENTATION AS INSTRUMENT OF DEFENCE OF A THESIS

O.A. Yamnikova

The general concept of development of the presentation as illustrative material to the report on the content of dissertation work is submitted. It is noted that the speaker has to make «Semantic» in the bbginning structurr of the presentation where it is necessary to arrange the stated ideas explained by necessary thoughts then in paper option the storyboard model which after approval by the author or head is transferred on the computer to a form of slides becomes. The principles of rational configuration of slides taking into account modern techniques are described.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: information technologies presentation, design of slides.

Yamnikova Olga Aleksandrovna, doctor of technical science, professor, yamniko-vaoa@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.