Научная статья на тему 'Прецизионные винтовые механизмы и передачи для использования в редукторах приводов систем космического назначения'

Прецизионные винтовые механизмы и передачи для использования в редукторах приводов систем космического назначения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
916
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
волновая винтовая передача / промежуточные тела качения / шарикоподшипниковый винтовой механизм / редуктор / wave screw gear / intermediate rolling body / ball-bearing screw mechanism / reducer

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Янгулов Владимир Семенович, Эдличко Андрей Александрович

Разработаны схемы механизмов с линейным перемещением выходного звена, адаптированные к высоким требованиям по точности перемещений управляемых исполнительных органов космических аппаратов. Предложены конструкции систем космического аппарата, в которых могут найти применение разработанные механизмы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The diagrams of mechanisms with linear movement of an output link adapted to high requirements to the accuracy of movement of the controlled operating devices of space vehicles have been developed. The constructions of the space vehicle systems in which the developed mechanisms may find application were proposed.

Текст научной работы на тему «Прецизионные винтовые механизмы и передачи для использования в редукторах приводов систем космического назначения»

УДК 621.833

ПРЕЦИЗИОННЫЕ ВИНТОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПЕРЕДАЧИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕДУКТОРАХ ПРИВОДОВ СИСТЕМ КОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В.С. Янгулов, А.А. Эдличко

Томский политехнический университет E-mail: edlichkoandrey@yandex.ru

Разработаны схемы механизмов с линейным перемещением выходного звена, адаптированные к высоким требованиям по точности перемещений управляемых исполнительных органов космических аппаратов. Предложены конструкции систем космического аппарата, в которых могут найти применение разработанные механизмы.

Ключевые слова:

Волновая винтовая передача, промежуточные тела качения, шарикоподшипниковый винтовой механизм, редуктор.

Key words:

Wave screw gear, intermediate rolling body, ball-bearing screw mechanism, reducer.

Винтовые механизмы и передачи находят широкое применение в редукторах приводов с линейными перемещениями выходного звена. Они обладают рядом преимуществ, основными из которых являются следующие: высокая нагрузочная способность, долговечность, жёсткость и точность перемещений выходного звена. Это обстоятельство делает перспективным использование винтовых механизмов и передач в прецизионных редукторах приводов систем космических аппаратов и наземного оборудования.

Большая часть известных работ по исследованию данных механизмов и передач посвящена применению их в общепромышленных целях [1, 2]. В этих работах рассмотрены различные варианты по использованию, кинематическим схемам и конструктивному исполнению винтовых механизмов и передач. Одной из задач по повышению точности перемещений выходного звена является уменьшение величины его перемещений за один оборот

входного звена. Конструкции двухвинтовых, дифференциальных, зубчато-винтовых, червячно-винтовых механизмов позволяют решить данную задачу, но они достаточно сложны, т. к. состоят из двух или более передач.

В прошлом веке были изобретены волновые винтовые передачи, которые в числе других своих преимуществ позволяют решить и задачу уменьшение величины перемещений выходного звена за один оборот входного звена. Первые конструкции с гибким элементом, как правило, с гибкой гайкой, не получили большого внедрения из-за целого ряда проблем - технологических, эксплуатационных (ненадёжность) и др.

С целью устранения этих недостатков были предложены конструкции волновых передач [3, 4], представленные на рис. 1 и 2.

Для пояснения волновой винтовой передачи на рис. 1 показаны: конструктивная схема передачи и поперечное сечение А-А.

Рис. 2. Волновая винтовая передача с многозаходными винтовыми канавками винта и гайки

Волновая винтовая передача работает следующим образом. При вращении генератора - 4 от привода (не показан) шарики - 3 под его воздействием совершают поступательные перемещения в отверстиях обоймы - 2 к поверхности винтовой канавки винта - 1 до контакта с ней, обеспечивая обкатку гибкой гайки по винту. С учётом разницы средних диаметров винтовых поверхностей винта -1 и гибкой гайки, состоящей из обоймы - 2 и шариков - 3, корпус - 5 будет перемещаться с редуцированной скоростью при неподвижном винте -

1. При неподвижном корпусе - 5 выходным звеном передачи будет винт - 1.

Передаточное число волновой винтовой передачи с многозаходными винтовыми канавками винта и гайки определяется отношением разности числа заходов винтовых канавок подвижного и неподвижного звеньев передачи к количеству заходов подвижного звена:

и -

где 2 и 22 - число заходов винтовых канавок подвижного и неподвижного звеньев передачи, соответственно.

Это приближает волновую винтовую передачу к волновой зубчатой передаче по однозначности значения передаточного отношения и сохраняет преимущества винтовой передачи - повышенное количество шариков, одновременно находящихся в контакте с рабочими поверхностями винтовых канавок винта и гибкой гайки.

Рис. 3. Шарикоподшипниковый винтовой механизм

В некоторых конструкциях винтовых механизмов повышение точности достигается использованием не только шариков, но и наружных колец подшипников - это шарикоподшипниковые механизмы. На рис. 3 представлен пример шарикопод-шипникого механизма [5].

К недостаткам данного механизма можно отнести сложность конструкции установки колец подшипника. С целью устранения данного недостатка была предложена конструкция шарикоподшипникового механизма [6], рис. 4.

Предлагаемый шарикоподшипниковый винтовой механизм позволяет существенно упростить конструкцию за счёт установки наружных колец шарикоподшипников в корпусе перпендикулярно осям винта и корпуса. В этом случае расточка корпуса под подшипники выполняется на токарном станке. Вы-

полнение эксцентриситета равным 0,25 диаметра шариков подшипников и исполнение профиля винтовой канавки в виде сопряжённой поверхности с шариками, существенно увеличивает дугу контакта, практически до 360°, что повышает нагрузочную способность механизма. В совокупности это повышает надёжность и качество механизма.

Для пояснения шарикоподшипникового механизма на рис. 4 показаны: конструктивная схема механизма и поперечное сечение А-А.

Шарикоподшипниковый винтовой механизм работает следующим образом: при вращении винта - 1 от привода (не показан) шарики подшипника - 4 обкатываются по беговой дорожке наружного кольца и по боковым поверхностям винтовой канавки винта - 1. При выходе на гребень между соседними витками шарики подшипника переходят в следующий виток канавки. Корпус - 2 начинает поступательно перемещаться, если он зафиксирован от вращения, или вращаться, если он зафиксирован от поступательного движения.

Примерами применения винтовых передач и механизмов могут служить предлагаемые схемы систем космического аппарата, в которых эти передачи и механизмы обеспечивают требуемые перемещения, представленные на рис. 5 и 6.

При ограниченных углах поворота гиродвигателя относительно неподвижного основания представляет интерес подвес, выполненный на приводах, выходное звено которых перемещается возвратно-поступательно [7].

Такая схема приведена на рис. 5. Гиростабилизатор содержит неподвижное основание - 6, на котором с помощью шарниров - 5 установлены приводы поворота - 4, по два для каждой из взаимопер-пендикулярных осей, обеспечивающие двухкоординатный подвес с опорами гиродвигателя - 1. Выходная ступень редуктора привода поворота пред-

ставляет собой механизм линейного перемещения, например, шариковинтовая, шарикоподшипниковая винтовая, волновая винтовая или аналогичные им передачи, позволяющие регулировать зазоры в зацеплении до нуля. Выходные звенья - 3 механизмов крепятся к гиродвигателю - 1 через шарниры -2, обеспечивающие две степени свободы.

Для поворота гиродвигателя - 1 относительно основания - 6 по одной из осей, например, оси а, включаются приводы поворота, установленные по оси Ь, работа которых синхронизирована, а перемещения их выходных звеньев - 3 направлены в противоположных направлениях относительно основания - 6.

Поворот гиродвигателя относительно оси Ь проводится приводами поворота, установленными по оси а. Шарниры - 2 и 5 обеспечивают вращательное перемещение гиродвигателя - 1 по одной оси при линейном перемещении выходных звеньев - 3 по другой оси. Одновременно, включая приводы поворота по обеим осям, получим угловое перемещение гиродвигателя - 1, относительно основания - 6 в любом заданном положении.

В последние годы в нашей стране и за рубежом ведётся разработка и исследование механизмов с параллельной кинематикой - гексаподов. Замкнутая кинематическая цепь этих механизмов обеспечивает более высокую жесткость всей конструкции и меньшие нагрузки на каждый привод, это, в свою очередь, приводит к повышению точности позиционирования рабочего органа. По большей части доступная информация касается применения гексаподов для металлорежущих станков (крепление шпинделя), что позволяет производить шестикоординатную обработку поверхностей.

В числе перспективных направлений по созданию механизмов, обеспечивающих высокоточные управляющие перемещения - разработка гексапо-

Рис 5. Гиростабилизатор с линейными приводами поворота

Рис. 6. Общий вид гексапода

да, состоящего из неподвижной и подвижной платформ. Определены технические требования на гексапод, который планируется использовать в новых изделиях ОАО «Информационные спутниковые системы» им. акад. М.Ф. Решетнёва, г. Железногорск.

Основные требования следующие:

1. Перемещения подвижной платформы по трём осям, относительно неподвижной:

• линейные - ±100 мм;

• угловые - ±10°.

2. Погрешность позиционирования подвижной платформы:

• линейного - ±1,5 мкм;

• углового - ±19 угл. сек.

3. Дискретность перемещений:

• линейных - 1,5 мкм;

• угловых - 2 угл. сек.

С учётом этих требований была разработана конструкция гексапода, общий вид которой представлен на рис. 6.

На рис. 7 показаны линейные и угловые перемещения подвижной платформы относительно неподвижного основания, которые соответствуют требованиям ОАО «Информационные спутниковые системы» им. акад. М.Ф. Решетнёва.

В качестве передач для редуктора опор гексапода использованы: в 1-й ступени - червячная передача с промежуточными телами; во 2-й ступени -шарикоподшипниковый винтовой механизм [6]. Крепление конца винта и корпуса опоры к платформам осуществляется с помощью кардановых узлов, обеспечивающих им необходимые угловые перемещения, но фиксирующих их от взаимного проворота.

В состав редуктора опоры гексапода, представленного на рис. 8, входят: червяк - 1, который через промежуточные тела качения зацепляется с червячным колесом - 2, выполненным за одно целое с гайкой - 3 (или закреплённым на ней). В гайке - 3 установлены эксцентричные втулки - 4, например, три штуки с равным угловым шагом. В эксцентричных втулках - 4 крепятся радиальные шарикоподшипники с убранными внутренними кольцами - 5. Гайка - 3 размещена в неподвижном корпусе - 6 на насыпных подшипниках - 7. Корпус - 6 крепится к полой части - 8 опоры, внутри который расположен винт - 9. Создание упругого натяга в местах контакта шариков с наружными кольцами подшипников и витками винта - 9 осуществляется упругими элементами - 10, размещёнными между втулками - 4.

В качестве промежуточных тел качения в редукторе используются стандартные шарики от под-

шипников качения. Серийно выпускаемые шарики имеют следующие характеристики по точности [8]:

1) отклонение от сферической формы - 0,08 мкм;

2) шероховатость поверхности Яа - 0,020 мкм;

3) разноразмерность шариков по диаметру в партии - 0,13 мкм.

Использование стандартных шариков в качестве промежуточных тел качения, соответствующая обработка сопряженных с шариками рабочих поверхностей и применение компенсирующих износ рабочих поверхностей упругих элементов позволяет прогнозировать, что разрабатываемый гексапод будет удовлетворять проектным требованиям.

Выводы

1. Разработаны схемы механизмов с линейным перемещением выходного звена, адаптированные к высоким требованиям по точности перемещений управляемых исполнительных органов космических аппаратов.

2. Передачи содержат:

• входное звено - генератор (волновая винтовая передача) или корпус (шарикоподшипниковый винтовой механизм);

• тела качения - стандартные шарики подшипников качения;

выходное звено - винт с винтовой поверхностью, сопряженной с шариками; упругие элементы, создающие упругий натяг в местах контакта звеньев, обеспечивающие устранение зазоров в зацеплении, и компенсирующие их по мере износа рабочих поверхностей при эксплуатации механизма.

3. Предложены примеры конструкций приводов систем космических аппаратов, в редукторах которых применены новые передачи с линейным перемещением выходного звена, обеспечивающие требования по точности и долговечности. Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Турпаев А.И. Винтовые механизмы и передачи. - М.: Машиностроение, 1982. - 224 с.

2. Янгулов В.С. Волновые и винтовые механизмы и передачи. -Томск: Изд-во ТПУ, 2008. - 190 с.

3. Волновая винтовая передача: пат. на ПМ 69179 Рос. Федерация. № 2007121056; заявл. 04.06.07; опубл. 10.12.2007, Бюл. № 34. - 5 с.

4. Волновая винтовая передача: пат. на ПМ 79961 Рос. Федерация. № 2008129973; заявл. 21.07.2008; опубл. 20.01.2009, Бюл. № 2. - 2 с.

5. Шарикоподшипниковый винтовой механизм: а.с. 1357637 СССР; заявл. 31.03.1986; опубл. 07.12.1987, Бюл. № 45 - 4 с.

6. Шарикоподшипниковый винтовой механизм: пат. на ПМ 69180 Рос Федерация. № 2007121057; заявл. 04.06.07; опубл. 10.12.2007, Бюл. № 34. - 5 с.

7. Гиростабилизатор: пат. на ПМ 71424 Рос. Федерация. № 2007118999; заявл. 21.05.07; опубл. 10.03.2008, Бюл. № 7. -5 с.

8. ГОСТ 3722-81. Подшипники качения. Шарики. Технические условия. - М., 1990. - 25 с.

Поступила 27.04.2010г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.