Научная статья на тему 'Преподобный Феодорит Кольский и его вклад в дело распостранения «Нестяжателей» на Русском Севере. К 445-летию со дня кончины преподобного Феодорита Кольского'

Преподобный Феодорит Кольский и его вклад в дело распостранения «Нестяжателей» на Русском Севере. К 445-летию со дня кончины преподобного Феодорита Кольского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
550
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОРИТ КОЛЬСКИЙ / ПРЕПОДОБНЫЙ ТРИФОН / VENERABLE TRYPHON OF PECHENGA / ПЕЧЕНГСКИЙ / АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ КУРБСКИЙ / ANDREI MIKHAILOVICH KURBSKY / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / MIDDLE AGES / "НЕСТЯЖАТЕЛИ" / КОЛЬСКИЙ СЕВЕР / KOLA NORTH / АГИОГРАФИЯ / HAGIOGRAPHY / ИНОЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ / MONASTIC LIFE / КОЛЬСКИЙ ОСТРОГ / VENERABLE THEODORET OF KOLA / NONPOSSESSORS / THE KOLA STOCKADE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коряковский А.А.

Статья посвящена жизни и деятельности преподобного Феодорита Кольского, чудотворца, просветителя лопарей. В статье рассматривается жизнеописание преподобного Феодорита Кольского, написанное А. М. Курбским, а также выдвигается версия о том, что преподобный Феодорит родился раньше, чем предполагают другие историки и исследователи. Преподобный Феодорит Кольский предпринял попытку распространения дела «нестяжателей» на Русском Севере. В построенном им монастыре на реке Коле был введен очень строгий устав. Однако монахи в суровых условиях Крайнего Севера не смогли соблюдать такого устава, они взбунтовались против преподобного Феодорита, избили его и изгнали не только из основанного им монастыря, но со всего Кольского Севера. Жизненный и духовный опыт подвижника Кольской земли преподобного Феодорита Пустынника достаточно поучителен для каждого из нас как с исторической точки зрения, так и с морально-нравственной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Venerable Theodoret of Kola and his contribution to the spreading of the Nonpossessors Movement on the Russian North.To the 445-th anniversary of the death of Venerable Theodoret of Kola

The article is devoted to the description of professional and personal life of Venerable Theodoret, Wonderworker of Kola, Apostle of the Lapps. The article reviews the “life of Venerable Theodoret of Kola”, and the earliest date of birth of the Venerable Theodoret is put up in comparison with other historians and researchers. Venerable Theodoret of Kola made an attempt to spread the Nonpossessors Movement on the Russian North. He built a monastery on the Kola River and introduced a very strict consuetudinary. However, in the harsh conditions of the Far North the monks could not follow such a consuetudinary. Thereby, they rebelled against Venerable Theodoret, beat him and expelled not only from the monastery founded by him, but from all over the Kola Peninsula. The life and spiritual experience of the Kola land ascetic Theodoret the Hermit is quite instructive for each of us from a historical as well as from moral point of view.

Текст научной работы на тему «Преподобный Феодорит Кольский и его вклад в дело распостранения «Нестяжателей» на Русском Севере. К 445-летию со дня кончины преподобного Феодорита Кольского»

БОГОСЛОВИЕ. ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

УДК-929

А. А. Коряковский*

ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОРИТ КОЛЬСКИЙ И ЕГО ВКЛАД В ДЕЛО РАСПРОСТРАНЕНИЯ «НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ» НА РУССКОМ СЕВЕРЕ К 445-летию со дня кончины преподобного Феодорита Кольского

Статья посвящена жизни и деятельности преподобного Феодорита Кольского, чудотворца, просветителя лопарей. В статье рассматривается жизнеописание преподобного Феодорита Кольского, написанное А. М. Курбским, а также выдвигается версия о том, что преподобный Феодорит родился раньше, чем предполагают другие историки и исследователи. Преподобный Феодорит Кольский предпринял попытку распространения дела «нестяжателей» на Русском Севере. В построенном им монастыре на реке Коле был введен очень строгий устав. Однако монахи в суровых условиях Крайнего Севера не смогли соблюдать такого устава, они взбунтовались против преподобного Феодорита, избили его и изгнали не только из основанного им монастыря, но со всего Кольского Севера. Жизненный и духовный опыт подвижника Кольской земли преподобного Феодорита Пустынника достаточно поучителен для каждого из нас как с исторической точки зрения, так и с морально-нравственной.

Ключевые слова: преподобный Феодорит Кольский, преподобный Трифон Пе-ченгский, Андрей Михайлович Курбский, Средневековье, «нестяжатели», Кольский Север, агиография, иноческая жизнь, Кольский острог.

A. A. Koryakovsky

Venerable Theodoret of Kola and his contribution to the spreading of the Nonpossessors Movement on the Russian North.To the 445-th anniversary of the death of Venerable

Theodoret of Kola

The article is devoted to the description of professional and personal life of Venerable Theodoret, Wonderworker of Kola, Apostle of the Lapps. The article reviews the "life of Venerable Theodoret of Kola", and the earliest date of birth of the Venerable Theodoret is put up

* Коряковский Анатолий Александрович — аспирант Санкт-Петербургской Духовной Академии; mr.tolik51@mail.ru

in comparison with other historians and researchers. Venerable Theodoret of Kola made an attempt to spread the Nonpossessors Movement on the Russian North. He built a monastery on the Kola River and introduced a very strict consuetudinary. However, in the harsh conditions of the Far North the monks could not follow such a consuetudinary. Thereby, they rebelled against Venerable Theodoret, beat him and expelled not only from the monastery founded by him, but from all over the Kola Peninsula. The life and spiritual experience of the Kola land ascetic Theodoret the Hermit is quite instructive for each of us from a historical as well as from moral point of view.

Keywords: Venerable Theodoret of Kola, Venerable Tryphon of Pechenga, Andrei Mikhailovich Kurbsky, the Middle Ages, Nonpossessors, the Kola North, hagiography, monastic life, the Kola stockade.

Житие-биография «О преподобном Феодорите священномученике», написанное Андреем Михайловичем Курбским — единственное произведение древнерусской литературы, посвященное преподобному Феодориту Пустыннику (именно под таким именем его знали современники) [21, с. 664].

Князь Андрей Михайлович Курбский (1528-1583), писатель, боярин, агиограф своего духовного отца преподобного Феодорита Кольского и один из самых образованных людей XVI в., в первые годы правления царя Иоанна IV Грозного был его сподвижником, пока не был ложно обвинен в измене царю. Скрываясь от опричнины и кровавого террора на территории Литвы, Андрей Курбский вел переписку с царем Иоанном, высокими политическими и церковными деятелями. До настоящего времени эта переписка остается ценным источником исторических знаний о богословской, церковной, литературной, политической жизни России в XVI в. [16, с. 203].

Известно, что повествование «О преподобном Феодорите священному-ченике» излагается в различных вариантах: «Краткая повесть о преподобном-Феодорите» и просто «Повесть о Феодорите» [18, с. 329, 338].

В этой повести представлен материал о жизни Кольского святого от его рождения до смерти. Рассказ насыщен подробностями и выдержан в простой повествовательной форме. Андрей Михайлович Курбский старался рассказать о жизненном пути своего духовного отца как можно более полно: он дает информацию о местах пребывания преподобного Феодорита Кольского и времени, которое он там провел, а также о том, какие расстояния были им преодолены во время странствований и миссионерских подвигов.

Отметим, что неконкретных сведений немного. Эти сведения зачастую были вызваны как отсутствием точных данных, так и тем, что А. М. Курбский со временем забыл некоторые факты [8, с. 192]. «Памятамися, — отмечает автор произведения и обращается к читателю: ...яко слышал от некоторых, тако и написах» [18, с. 331, 346].

А. М. Курбский был духовным сыном преподобного Феодорита [18, с. 344, 345] и, рассказывая о своем духовном наставнике, за основу своих воспоминаний брал факты личного общения с ним: «.Аз един елико могупамятати!» [18, с. 343].

Рассмотрим более подробно «Жизнеописание преподобного Феодорита Кольского».

Миссионер и подвижник Кольской земли преподобный Феодорит родился в Ростове Великом. Будущий просветитель Крайнего Севера в 13 лет покинул родительский дом и отправился в Соловецкий монастырь [3, с. 202].

В 14 лет над ним был совершен монашеский постриг «в день памяти свя-щенномученика Феодорита, пресвитера Антиохийского — 8 марта, в субботу на третьей седмице Великого поста 1494 года» [7, с. 23]. Затем Феодориту было благословлено проходить монашеское послушание у старца Зосимы, «святу и премудру и многолетнусущу» [18, с. 324-325].

Кроме того, юные, еще безбородые послушники по Соловецкому уставу должны были жить за пределами обители. Старец Зосима как раз и подвизался в монастырском скиту на реке Шуе (южнее нынешней Карелии, напротив Соловецких островов, на побережье Белого моря).

Побережье Белого моря в районе Шуи было ближе всего к Соловецким островам, и поэтому это место являлось наилучшим для расположения монастырского подворья на материке. Немаловажным было и то обстоятельство, что невдалеке, милях в сорока от Шуи, на побережье у Сорокинской губы выходил древний Новгородский путь, ведущий к Северным морям [23, с. 23].

Пресвитер Зосима — духовный наставник монаха Феодорита, был учеником и тезкой одного из основателей Соловецкого монастыря игумена Зосимы. В 1478 г. наступила кончина преподобного Зосимы Соловецкого. В Соловецком монастыре в начале XVI в. продолжали монашеское делание его ученики. Личность и характер преподобного Феодорита Кольского формировался на основе примеров великих подвижников Зосимы и Савватия Соловецких.

15 лет монах Феодорит находился в послушании своего духовного наставника. За время пребывания в монастыре Феодорит познал книжную грамоту, стал высокообразованным монахом, «навыче всякой духовной премудрости» [18, с. 325]. Особое влияние на него оказала литература из библиотеки Соловецкого монастыря. По описи 1514 г. в хранилище библиотеки находилось до 127 рукописей — это были преимущественно церковнославянские книги [14, с. 23, 169-171, 177]. За 15 лет монашеского подвига в скиту у инока Феодорита была возможность познакомиться с «лопью» и другими малыми народностями Севера, с их диалектами на Кольском полуострове.

По достижении 30-летнего возраста он был рукоположен архиепископом Новгородским в иеродиакона [18, с. 325]. А. М. Курбский не указывает имени архиепископа, однако исследователь В. В. Калугин утверждает, что это был Макарий, будущий митрополит Московский, назначенный архиепископом Новгородским в 1526 г. (до него новгородская кафедра оставалась незамещенной 17 лет [8, с. 193]). Историк Е. Е. Голубинский полагает, что Серапион, предшественник Макария, был низложен с архиепископского престола в 1509 г. [5, с. 747, 856].

Однако необходимо остановиться и рассмотреть более внимательно вопрос о датах рождения и рукоположения преподобного Феодорита Кольского, так как по этим вопросам у ученых-историков существуют разногласия.

Историк Александр Королев указывает 1481 (1480) г. как год рождения преподобного Феодорита [12, с. 50]. Иеромонах Митрофан (Баданин), ныне епископ Североморский и Умбский, также считает годом рождения препо-

добного Феодорита 1481-й [7]. В. В. Калугин полагает, что годом рождения Кольского чудотворца следует считать 1500 г. [8], в то время как П. Д. Шестаков принимает за дату рождения преподобного Феодорита Кольского 1489 г. [24].

На основе проделанной исследовательской работы, связанной с привлечением и анализом всех вышеназванных трудов и мнений различных авторов, в данной статье выдвигается утверждение, что годом рождения святого является 1470 (1471) г.

В. В. Калугин утверждает, что 1489 г. рождения преподобного Феодори-та плохо согласуется с хронологией миссионерской деятельности Кольского подвижника: отсюда следует, что Феодорит в 77 лет принимал участие в дипломатической миссии в Константинополь, а впоследствии, будучи 80-летним старцем, совершил два длительных перехода из Вологды на Кольский Север к крещенным им лопарям. Эти далекие странствия более приемлемы для людей в 60-летнем возрасте.

По мнению иеромонаха Митрофана (Баданина), годом рождения преподобного Феодорита необходимо считать 1481-й. С этим спорили его оппоненты, приводя аргумент, что путешествие Феодорита в Константинополь и миссионерство среди лопарей в Коле и Печенге не могли быть под силу 90-летнему человеку. Однако иеромонах Митрофан утверждает, что эти доводы нельзя признать обоснованными, т. к. существует пример одного из первых просветителей лопарей, преподобного Лазаря Мурманского, который умер в возрасте 105 лет [10, с. 269]. Все, кто «омолаживал» Феодорита, свои рассуждения сводили к рассуждениям о том, что «маловероятно» столь долгое пустынное жительство в районах Крайнего Севера [5, с. 860; 8, с. 195].

Ознакомившись с различными точками зрения относительно года рождения преподобного Феодорита Кольского, следует уточнить и внести некоторые изменения в хронологию дат в его жизнеописании. Год рождения — 1470/1471 г. В защиту данного года рождения преподобного выступают многие факты из его биографии.

Если предположить, что преподобный Феодорит родился в 1470/1471 г., сан иеродиакона, по утверждению А. М. Курбского, он принимает примерно в 30 лет, в период пребывания на Новгородской кафедре архиепископа Геннадия (Гонзова).

После рукоположения в диаконский сан монах Феодорит находился почти год у своего старца Зосимы на Соловках, а затем по благословению отправился в монастырь, расположенный в Олонецком крае, вблизи Ладожского озера, к игумену Александру Свирскому.

В воспоминаниях А. М. Курбского встреча двух святых изображается в стиле агиографических канонов: преподобный Александр Свирский вышел из монастыря навстречу страннику и прозорливо его приветствовал: «Сын Авраам ль прииде к нам, Феодорит диякон» [18, с. 325]. Курбский именует преподобного Александра Свирского чудотворцем, говоря о его особой любви к иеродиакону Феодориту.

После встреч с преподобным Александром Свирским Феодорит отправился в Кирилло-Белозерский монастырь, в котором был пострижен один из основателей Соловецкой обители преподобный Савватий.

Примерно два года преподобный Феодорит провел в этом монастыре, предаваясь «жестокому и святому жительству» [18, с. 325], затем он удалился в уединенные лесные скиты, расположенные в окрестностях этого монастыря, и остановился в Порфириевой пустыни. С иноком Артемием и старцем Соловецкого монастыря Иоасафом (Исааком) Белобаевым, «нестяжателями», последователями учения Нила Сорского, преподобный Феодорит Кольский общался в Порфириевой пустыни [18, с. 329, 336].

Там он провел около четырех лет, а далее по просьбе своего духовного отца — старца Зосимы, пребывающего в болезни, поспешил в Соловецкий монастырь и в течение года ухаживал за больным [18, с. 329-330]. Находясь на Соловках, Феодорит принял решение заняться миссионерской деятельностью на крайнем Кольском Севере. После смерти Зосимы преподобный отправляется в устье реки Колы в Мурманскую землю [18, с. 330]. Там он встречается с пустынножителем Митрофаном. Князь Курбский замечает: «...памятамися, Митрофан бе имя ему — пришедшаго во оную пустыню пред ним аки за пять лет» [18, с. 331].

«И пребывают вкупе в прегорчайшей пустыне, Богом храними, питающесь от жестоких зелий и корений, их же тамо производит пустыня оная». В данном случае под словом «вкупе» следует понимать «вместе»: вместе на одном полуострове находятся оба Северных Кольских чудотворца — преподобные Феодорит Кольский и Трифон Печенгский, прибывший в эти места за пять лет до Феодорита. Подчеркнем, что миссия у каждого проповедника Евангелия Христова происходила локально: преподобный Феодорит проповедовал лопарям в устье реки Колы (в глубине Кольского полуострова), а преподобный Трифон — в устье реки Печенги (на краю материка, на границе со Швецией и Норвегией).

Далее Курбский повествует: «И пребыв тамо со оным предреченным старцем аки двадесятъ лет, во святом и непорочном жительстве» [18, с. 331]. «Потом оба возвращаются во вселенную и приходят до великаго места Нова-града» к архиепископу Макарию. В «Житии преподобного Трифона Печенгско-го» есть такой факт — посещение им Макария, митрополита Новгородского после длительного пребывания в пустыне Кольского края. Жизнеописания Трифона Печенгского и Феодорита Кольского повествуют об одном и том же событии, т. к. преподобный Трифон ходил к архиепископу Макарию в 1530 г. В этот период иеродиакон Феодорит в Новгороде в возрасте 60 (61) лет был рукоположен архиепископом Макарием в иеромонаха и несколько лет был его духовником. Два раза об этом упоминает Курбский [18, с. 331, 339].

К 1532 г. стало возможным завершение следующего важного этапа христианизации Кольского края. Преподобный Феодорит оглашал многие годы Кольских лопарей светом Христовой веры, затем отправился на несколько лет в Новгород и был рукоположен во пресвитеры, а в это время кольские и тулом-ские лопари достроили две церкви в устье реки Колы и отправили делегацию к архиепископу Макарию с просьбой прислать священника для освящения храмов и крещения новопросвещенных лопарей.

Сложно сказать, направил ли архиепископ Макарий освящать церкви и крестить лопарей в это время иеромонаха Феодорита, скорее всего, нет,

потому что блаженный Феодорит все еще оставался при владыке Макарие духовником.

Иеромонах Феодорит спустя несколько лет возвратился на Кольский полуостров, где в устье реки Колы им был основан монастырь и построена церковь в честь Святой Живоначальной Троицы [18, с. 331-332].

В монастыре преподобным Феодоритом был введен очень строгий устав общежительного характера. Как и в монастыре преподобного Нила Сорского, в монастыре преподобного Феодорита Кольского монахам было запрещено иметь личную собственность, использовать чужое богатство; питаться они должны были только от дел рук своих. Как учит апостол Павел: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3: 10) и чтобы «нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии» (Деян. 20: 34). По завещанию преподобного Зосимы Соловецкого игумен Феодорит запретил пребывать в обители не только женщинам, но и животным-самкам [18, с. 332, 333].

К этому времени преподобный Феодорит уже знал язык лопарей («искусен уже был языку их» [18, с. 332]) до такой степени, что обучал их Священному Писанию, а также переводил начальные молитвы на лопарский с церковнославянского языка.

Преподобный Феодорит Кольский, проводя миссионерскую деятельность с лопарями, «оглашает к пути спасенному» их и просвещает святым крещением [18, с. 332]. По словам А. М. Курбского, большое количество новокрещенных лопарей имели стремление к монашескому образу жизни и «сердцем усваивали истины христианского учения» [18, с. 332].

Будет уместным сказать о расположении монастыря, построенного преподобным Феодоритом Кольским. Монастырь находился на мысе, которого в настоящее время не существует. В Средние века река Кола протекала между северным краем города и этим низменным мысом, выдававшимся от восточного берега губы, здесь и стоял древний монастырь Святой Троицы [17, с. 2].

Важно отметить, что в 1750 г. этот мыс в устье реки Колы стал называться Монастырским островом [17, с. 2; 11, с. 74]. Именно в то время река Кола в своем устье изменила русло, образовался остров, который постепенно стал соединяться с материковым берегом, на котором появился Кольский острог (укрепление).

Впоследствии имена преподобных Феодорита Кольского и Трифона Печенгского переплелись в народной памяти: плоды трудов Феодорита приписывались преподобному Трифону. Например, коляне стремились сохранить церковь в честь Живоначальной Троицы — древнейшую святыню, полагая, что она была основана Печенгским подвижником [19, с. 209]. Кроме того, долгое время считалось, что лопарская письменность и крещение 2000 лопарей было делом рук преподобного Трифона. Однако А. М. Курбский отмечает, что все эти деяния были совершены Феодоритом Кольским. Жизнь в монастыре преподобного Феодорита Кольского была организована не так, как у преподобного Трифона Печенгского. Различные источники, как русские, так и иностранные, отмечают, что Печенгский монастырь регулярно принимал богатые пожертвования [6, с. 102, 104-106; 22, с. 303; 1, с. 35].

Но «не терпит древний супостат человеческого рода благочестие возрас-таемое», и после чудесного просвещения и крещения лопарей в Троицком монастыре, основанном преподобным Феодоритом, среди братии начало распространяться недовольство чрезмерной строгостью устава, установленного Феодоритом в суровых условиях Крайнего Севера. Монахи взбунтовались против преподобного Феодорита, избили его и изгнали не только из основанного им монастыря, но со всего Кольского Севера около 1549 г.: «сложившись с диаволом», они, схватив игумена, «старца святого, бьют нещадно и не только из монастыря извлачают, но и из страны той изгоняют, как врага некоего» [18, с. 333].

Так как в новгородскую епархию входили земли лопарей, именно туда и отправился Феодорит. С 1542 по 1551 гг. архиепископом Новгородским был Феодосий. Он назначил старца Феодорита, которому к тому времени было около 78 лет, игуменом в небольшой монастырь, где он находился примерно два года [18, с. 333].

Перед Иваном Грозным за Феодорита ходатайствовал старец Артемий, с которым Феодорит поддерживал дружеские и теплые отношения. Старец Артемий в то время был игуменом Троице-Сергиева монастыря [9, с. 510-511; 13, с. 440]. Преподобного Феодорита пригласили в Москву и поставили архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря в городе Суздале, где он пребывал с 1551 по 1554 гг. [21, с. 664; 18, с. 333-334].

И в этом монастыре он оставался продолжателем традиции «нестяжательства», по словам А. М. Курбского, «наказующи по великому Василиеву уставу жительствовати» [18, с. 334, 335]. Епископ Суздальский и Торусский Афанасий Палецкий, которого преподобный Феодорит обличал за «сребролюбие и пи-янство», а также братия монастыря были недовольны, также как и на Русском Севере, требованиями настоятеля в исполнении строго монастырского устава. «.. .Того ради, — замечает Курбский, — ненавидяще его яко мниси, так епископ градцкии» [18, с. 334].

Курбский приводит рассказ о церковном процессе по делу еретиков в 1553-1554 гг., тем самым прерывая рассказ о жизнеописании Феодорита Кольского. На скамье подсудимых среди еретиков оказался невиновный старец Артемий — друг преподобного Феодорита. Последний выступил в его защиту при поддержке Иосафа Белобаева. Епископ Афанасий Палецкий не согласился с показаниями Феодорита и объявил его «еретиком» и единомышленником Артемия еще со времен жизни в Порфириевой пустыни [18, с. 336].

По окончании собора против еретиков Феодорит был отрешен от архи-мандритства [4, с. 240-241]. Епископ Афанасий Палецкий на соборе больше всего добивался осуждения Феодорита, по той причине, что ему было сложно простить обличения Феодорита. Преподобного сослали в Кирилло-Белозер-ский монастырь, игуменом которого в 1539-1551 гг. был Афанасий Палецкий [21, с. 55; 18, с. 338-339].

Примерно полтора года Феодорит пробыл в опале [18, с. 339]. Из Кирил-ло-Белозерского монастыря им было отправлено послание своим духовным сыновьям, «изъявляющи... нестерпимую скорбь свою» [18, с. 339]. До наших дней сохранились сведения о том, что это письмо — единственный известный

памятник литературной деятельности Феодорита. Его духовными детьми были и высокопоставленные лица. Благодаря им преподобный Феодорит был амнистирован митрополитом Московским Макарием.

После амнистии авторитет старца Феодорита в глазах как Ивана Грозного, так и митрополита Макария сохранился, и в 1557 г. ему доверили ответственное дипломатическое поручение. Известно, что в 1547 г. Иван IV венчался на царство, но коронация государя не была признана многими главами иностранных держав. Они по-прежнему продолжали именовать его великим князем Московским, а не царем [2, с. 93]. Иван Грозный возложил на Феодорита обязанность совершить поездку с посольством к Патриарху Константинопольскому с целью получения официального признания царского сана [4, с. 240]. Как утверждает А. М. Курбский, «святому мужу оному сам патриарх удивлялся, яко преслухался речения и беседования его премудрого, так и жительства его умиренного и священнолепного» [18, с. 340]. После успешного выполнения задания Феодоритом на Русь от Патриарха была привезена и передана Иоанну Грозному благословенная грамота [18, с. 340].

Преподобный Феодорит отказался от царских богатых даров и отправился в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь, из которого он еще дважды навещал лопарей на Кольском Севере. Это происходило до изгнания А. М. Курбского в 1564 г. [18, с. 342]. По утверждению В. В. Калугина, эти две поездки были совершены в 1558 и 1563 гг. [8, с. 201].

Принимая во внимание хронологию, можно рассчитать, сколько лет было старцу Феодориту, когда он путешествовал в Константинополь, а затем совершил два путешествия на Кольский Север: в 1557 г., во время участия в дипломатической миссии в Константинополь, ему было 86 (или 87) лет, а затем он совершил еще два непростых миссионерских путешествия из Вологды в Мурманский край к приведенным им ко Христу лопарям. Действительно, можно усомниться в таких непосильных подвигах пожилого человека. Но вспоминаются слова из Священного Писания: «Сила Божия совершается в немощи» (2 Кор. 12: 9).

Блаженный старец Феодорит, всю свою жизнь посвятивший Богу, был искренним проповедником и миссионером, любил Бога и своих ближних, как видно из его жизнеописания. Он создал общину лопарей, привел их к Богу и, несмотря ни на что, всем сердцем, душой и «ногами» к ним устремлялся.

На Кольском Севере о преподобном Феодорите говорят: «Феодорит Русский широко ходит». В прямом смысле этих слов блаженный Феодорит Кольский поистине очень широко и далеко странствовал по необъятным просторам Руси. Эта фраза является ответом на многие вопросы относительно возраста, трудов и расстояний, которые преодолевал Кольский подвижник в XV-XVI вв.

Со слов блаженного Феодорита князь Андрей Курбский записал путь от Вологды до границ Норвегии — путь, типичный для русских путешественников XVI в. «.В такой старости, — восхищался князь Андрей Курбский, — и такие неудобные и жестокие пути претерпел, летом плавающу ему по морю, зимою же на пруткошественных еленех ездяще по непроходным пустыням, посещающе детеи своих духовных, яко мнихов оных, так и Лопянов...» [18, с. 342-343].

На бегстве князя Курбского из России обрывается последовательный рассказ о преподобном Феодорите Кольском: после 1564 г. автор жизнеописания не имел точных и подробных известий о своем духовном отце. Побег Курбского отразился на преподобном Феодорите следующим образом — он был подвергнут допросу. В описи Царского архива XVI в. находятся «речи старца от Спаса из Ярославля, попа черного, отца духовного Курбьского» [15, с. 38]. Не исключено, что Феодорит после допроса принял решение отправиться на север, опасаясь начала опричного террора.

Известно, что в конце жизни архимандрит Феодорит возвратился в Соловецкий монастырь и 17 августа 1571 г. закончил свой земной путь. На могильной плите около южной стены Преображенского собора была написана эпитафия: «Лета 7079 [1571] августа 17 дня преставися раб Божий священно-архимандрит Суздальский Евфимиева монастыря, священно-инок Феодорит, Соловецкий постриженник» [20, с. 43]. Феодориту Кольскому на момент кончины было 100 (101) лет.

А. М. Курбский в заключение своей повести обращается к читателю, предчувствуя недоверие в будущем к написанному им жизнеописанию преподобного Феодорита Пустынника:

Зде ми зри, полуверне, лицемерным христианине, умягченныи, раздроченныи различными наслажденьми, яко храбри еще обретаются старцы в православной християнской земле, во правоверных догматех воспитанныя: чем престареются и изнемогут телом, тем храбрстворевностию по благочестию полагают и остроз-рительнеишие и приятнеишие ко Богу бывают [18, с. 343].

«Повесть о Феодорите» находится на пересечении мученического, исповед-нического и преподобнического жития. Ее жанровое своеобразие обусловлено личностью самого героя — проповедника христианства среди язычников и нестяжателя, строящего иноческую жизнь «по подобию» Христа.

Разбирая повествовательный рассказ князя А. М. Курбского о преподобном Феодорите Кольском, можно увидеть, что Курбский приводит значительное количество хронологических сведений о Феодорите, не называя, однако, точных дат. Основополагающие даты устанавливаются лишь в соответствии с другими источниками. «Повесть о Феодорите» получила в русской исторической науке различные отзывы — от скептических [5, с. 860] до весьма положительных [25, с. 121, 126].

В целом рассказ А. М. Курбского является достоверным произведением Средневековой литературы и представляет собой ценное свидетельство современника, сохранившее уникальные факты. А. М. Курбский — агиограф, историк, публицист, ритор — написал оригинальное и яркое произведение, основываясь на книжно-славянской и латинской литературе [25, с. 204].

Завершая рассказ о преподобном Феодорите Кольском, следует обратить внимание на то, что в 2016 г. исполняется 445 лет со дня кончины просветителя лопарей, и, безусловно, актуально именно в наше время предлагать вниманию современников историю подвига преподобного, его желание искренне проповедовать веру Христову, распространяя ее по слову Спасителя «даже до края земли» (Деян. 1: 8).

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев А. И. К истории русской колонизации западной части Кольского полуострова // Дела и дни: исторический журнал. — Кн. 1. — СПб., 1920.

2. Гваньини А. Описание Московии / пер. с лат., ввод. ст. и коммент. Г. Г. Козловой. — М., 1997.

3. Герберштейн С. Записки о Московии / пер. А. И. Малеина и А. В. Назаренко. — М., 1988.

4. Гладкий А. И. К вопросу о подлинности «Истории о великом князе Московском» А. М. Курбского (житие Феодорита) // Труды Отдела древнерусской литературы. — Т. 36. — М., 1981.

5. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. — Т. 2, 1 пол. — М., 1997.

6. Житие преподобного Трифона Печенгского, просветителя лопарей // Православный собеседник. — Ч. 2. — Казань, 1859.

7. Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского: в излож. иеромон. Митрофана (Баданина). (Кольский патерик; кн. I). — СПб., 2006.

8. Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный (Теоретические взгляды и литературная техника древнерусского писателя). — М.: Языки русской культуры, 1998. — 416 с.

9. Карташов А. В. Очерки по истории церкви. — Т. 1. — М., 1993.

10. Книга глаголемая описание о российских святых. — М., 1888.

11. Козьмин Н. Распространение Христианства среди лопарей // Архангельские епархиальные ведомости. — 1900. — № 2.

12. Королев А. Соловецкая миссия и христианизация Мурмана в XVI в. // Соловецкое море. Альманах. — № 3. — 2004.

13. Костомаров Н. И. Русская история. — Т. 1. — Ростов, 1997.

14. Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI-XVII вв. — М., 1977.

15. Описи Царского архива XVI в. и архива Посольского приказа 1614 г. / под ред. С. О. Шмидта. — М., 1960.

16. Платонов С. Ф. Сочинения: в 2 т. — Т. 1. — СПб., 1993.

17. Рейнеке М. Ф. Описание города Колы в Российской Лапландии. — СПб., 1830.

18. Русская историческая библиотека. — Т. 31. — СПб., 1914.

19. Свящ. Смирнов. Обозрение Кольского уезда // Архангельские епархиальные ведомости. — 1896. — № 15.

20. Соловецкий патерик. — СПб., 1873.

21. Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877.

22. Филиппов А. М. Русские в Лапландии в XVI в. // Литературный вестник. — Т. 1, кн. 3. — СПб., 1901.

23. Шаскольский И. П. Финляндский источник по географии Северной России и Финляндии середины XVI века // История географических знаний и открытий на Севере Европы. — Л., 1973.

24. Шестаков П. Д. Просветители лопарей архимандрит Феодорит и св. Трифон Печенгский // ЖМНП. — 1868. — Ч. 139.

25. Яхонтов И. К. Жития св. севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник: Составлено по рукописям Соловецкой библиотеки. — Казань, 1881.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.