ПРЕПОДАВАНИЕ Б ЭПОХУ DIGITAL GENERATION: ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ LMS
Н.М. РОЗАНОВА,
доктор экономических наук, профессор, Национальный исследовательский университет — Высшая школа экономики,
e-mail: [email protected]
Современное поколение молодых студентов требует особых методов преподавания.
В статье рассматривается возможность обучения экономике с использованием высокотехнологичной системы learning management system (LMS). Показываются различные элементы данного инструмента, помогающие активизировать творческую составляющую процесса преподавания.
Ключевые слова: инновационные методы преподавания; цифровое обучение.
Contemporary generation of young students demands specific methods of teaching.
The article deals with a special innovative teaching device called learning management system (LMS). Various elements of this instrument are analyzed that can help activate creative impulse of teaching.
Keywords: new methods in teaching; learning management system.
Коды классификатора JEL: A22, D02, I21, I23.
Современные студенты отличаются во многих аспектах от тех молодых людей, которые проходили профессиональную подготовку еще пять-десять, а тем более двадцать лет назад. Будучи с малых лет оснащенными самыми передовыми высокотехнологичными девайсами, охватывающими едва ли не все стороны деятельности индивида, — от отдыха до работы, от развлечения до напряжения, от уединения до общения; юноши и девушки, поступая в вуз, хотят иметь дело с преподаванием, которое отвечает высоким стандартам информационной эпохи.
Что может предложить современному студенту инновационный вуз?
В Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) с 2009 г. реализуется методика обучения в информационной образовательной среде LMS (Learning Management System). Преподаватель составляет программу своей учебной дисциплины в данной системе. Студенты соответствующего факультета и курса прикрепляются к этой программе, получают логин и пароль для индивидуального доступа и начинают выполнять интерактивные задания, подготовленные преподавателем.
Доступ к системе возможен с любого высокотехнологичного носителя, подсоединенного к Интернету, — стационарного компьютера в компьютерном классе вуза, ноутбука из общежития или квартиры, мобильного телефона, iphone, ipad, Интернет-кафе. Процесс обучения для студента не имеет ограничений ни во времени, ни в пространстве. Юноша или девушка могут воспользоваться учебными материалами, просмотреть учебные ролики и презентации лекций, а также выполнить домашние задания, написать эссе и реферат, проверить свои зна-
© Н.М. Розанова, 2012
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 Том 10 № 4
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 Том 10 № 4
ния в ходе самостоятельной тестовой работы будучи как в институте, так и в любом другом месте — дома, у друзей, на отдыхе.
Рассмотрим основные компоненты системы LMS, ее преимущества и варианты использования на примере авторского электронного курса «Экономическая теория (Микроэкономика-2)». В настоящее время система используется студентами 2-го курса факультета государственного и муниципального управления (ГиМУ) НИУ ВШЭ в качестве дополнительных к лекциям учебных материалов и для проверки качества освоения дисциплины.
Целью созданного в системе LMS электронного курса «Экономическая теория (Микроэкономика-2)» является поддержка очного преподавания данной дисциплины на факультете государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ.
Учебный курс в системе LMS предусматривает развитие модели лекционного курса с дополнительными материалами, а также с компонентами проверки степени освоения студентами базовых знаний. Преимущество данного электронного курса состоит в том, чтобы использовать систему LMS как дополнительный инструмент для организации лекционных и семинарских занятий и взаимодействия со студентами во внеаудиторное время.
Данный учебный курс в системе LMS позволяет усилить мотивацию студентов к освоению экономической теории (в части дисциплины «Микроэкономика-2»), активизировать самостоятельную работу студентов и повысить эффективность их обучения и развития экономических компетенций. Это достигается посредством:
■ обеспечения единого информационного пространства для хранения и редактирования всех материалов, относящихся к учебному процессу (личные данные студентов и преподавателей, электронные учебно-методические комплексы, студенческие работы, результаты оценки знаний и навыков, комментарии);
■ организации индивидуального и коллективного общения студентов между собой и с преподавателем;
■ отслеживания системой учета активности участников курса, обеспечения детальной информации по каждому элементу курса;
■ создания формализованного контроля знаний (в виде тестов).
Эта модель электронного учебного курса в формате LMS для эффективного усвоения учебной дисциплины предусматривает такие обучающие задачи:
— углубление и расширение знаний фундаментальных основ микроэкономики и целостного системного представления о принципах функционирования экономики, поведении крупнейших агентов экономики (потребителей и фирм) и основных направлениях микроэкономической политики государства;
— получение более детального представления о разнообразных микроэкономических концепциях и моделях;
— овладение более глубоким и разносторонним аналитическим аппаратом исследования микроэкономических проблем;
— углубление навыков постановки и решения микроэкономических проблем;
— расширение представления о современных направлениях развития микроэкономики и новых областях ее применения (таких как рынки с асимметричной информацией, конкурентная политика государства, выбор потребителя и фирмы в условиях неопределенности и риска);
— формирование экономического мышления и умения анализировать содержание микроэкономической политики правительства.
Система LMS посредством информационных технологий позволяет:
(1) организовать более гибкие формы обучения студентов, скорректированные под индивидуальные потребности обучающегося;
(2) актуализировать полученное знание посредством проверочных работ, домашних заданий, обсуждений на форуме;
(3) наглядно, с привлечением иллюстративных примеров продемонстрировать основные положения изучаемого экономического курса, динамику его развития и основные его принципы;
(4) обозначить ключевые тексты и указать, где они содержатся, чтобы студенты могли эффективно работать с ними;
(5) дать проверочные вопросы и темы обсуждения, чтобы студенты могли подготовиться и разобрать все основные моменты самостоятельно, в темпе, подходящем каждому обучаемому индивидуально;
(6) с помощью обсуждения на форуме актуализировать и сделать более практичным материал, прочитанный студентами;
(7) в доступной форме изложить основные подходы и методы изучаемой области так, чтобы обучаемый мог проходить темы в подходящем именно ему/ей ритме, темпе и последовательности прохождения материала, а также при необходимости возвращаться к предыдущим положениям с целью их закрепления, обновления и более глубокого осмысления;
(8) на примерах показать, как можно использовать на практике данные методы и подходы;
(9) дать задания на самостоятельную работу, в которых обучаемые сами смогли бы применить полученные знания на практике посредством написания и последующего обсуждения на форуме с однокурсниками и с преподавателем экономических эссе, домашних заданий, рефератов;
(10) дать ситуационные задания, чтобы в режиме реального времени проверить владение студентами необходимыми навыками;
(11) использовать глоссарий, в котором присутствует вся необходимая для обучающихся терминология, проверяемая по ходу обучения в соответствующих текстах и карточках для запоминания;
(12) актуализировать знания терминологии посредством промежуточных и итоговых тестов в системе on-line;
(13) дать обучающимся списки основной и дополнительной литературы по изучаемым темам курса с включением гиперссылок на источники в электронной библиотеке НИУ ВШЭ и Интернете.
(14) постоянно поддерживать контакт с обучающимися, чтобы корректировать ход их работы.
Курс в системе LMS разрабатывался с учетом специфики изучения данной дисциплины на факультете государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ. В частности специфика факультета отражается в дополнительных материалах, открываемых по гиперссылке, в тестах, в списке литературы, в темах, предлагаемых к обсуждению на форуме, и в тексте материала. Главный акцент делается на возможности использования инструментария микроэкономики для решения задач государственной экономической и социальной политики, в работе госслужащего.
Структура курса полностью соответствует структуре учебной дисциплины «Экономическая теория (Микроэкономика-2)» для факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ и включает такие темы, как:
> Оценка благосостояния потребителя.
> Конкурентная фирма и ее регулирование.
> Монополия и антимонопольная политика.
> Конкуренция и концентрация на рынке.
> Регулирование естественной монополии.
> Регулирование рынков ресурсов.
> Роль государства на рынках с неопределенностью и риском.
> Роль государства на рынках с информационной асимметрией.
> Государство и рынок: проблемы эффективного взаимодействия.
> Государство и государственная политика в общем равновесии.
ТЕ1}|}А ECONOMICUS ^ 2012 Том 10 № 4
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 Том 10 № 4
Каждая тема подразделяется на разделы в соответствии с программой дисциплины и заполнена теоретическим материалом в виде:
■ Текста.
■ Графических иллюстраций.
■ Практических примеров государственного регулирования и хозяйственной жизни бизнеса (открываются по гиперссылке).
■ Ссылок и гиперссылок на соответствующие Интернет-страницы.
■ Презентаций лекций.
■ Ссылок и/или присоединения файлов с дополнительной литературой как учебного, так и исследовательского характера.
■ Вставок с роликами и медиаобъектами, иллюстрирующими или дополняющими основной материал темы, позволяющими сделать изучение курса увлекательным и занимательным.
Темы и разделы первоначально находятся в отключенном состоянии и активизируются по мере прохождения курса. После каждой лекции (еженедельно) включаются систему (активизируются у студента) соответствующие разделы дисциплины в LMS. Такая методика позволяет студентам равномерно осваивать материал, не забегая далеко вперед. Кроме того в правилах изучения курса предусмотрено требование последовательного просмотра материала, что улучшает целостное восприятие дисциплины со стороны обучающегося.
После каждой темы предусмотрены тестовые задания разного уровня сложности для самопроверки и проведения текущего контроля. Тестовые задания бывают следующих видов: (1) выбрать один правильный ответ; (2) выбрать все (несколько) правильные ответы;
(3) указать соответствие между правой и левой частями теста; (4) открытый вопрос с возможностью ввода текста; (5) вставить пропущенное слово (термин).
Система предусматривает возможность появления у студента на экране не только правильного ответа, но и объяснений к нему, указаний на ошибку обучающегося и комментарий преподавателя.
База тестов электронного курса «Экономическая теория (Микроэкономика-2)» насчитывает 226 вопросов нескольких уровней сложности и всех типов. Распределение вопросов по темам таково:
Тест вводного уровня «Готов(а) ли я к Микро-2?» — 30 вопросов. Этот тест находится сразу после темы «Введение» и позволяет оценить базовые входные знания студентов, оставшиеся после прохождения курса «Микроэкономика-1» на 1-м году обучения.
Тест «Потребитель» — 17 вопросов. Оценивает знания студентов по теме поведения потребителя и находится сразу после темы «Потребитель».
Тест «Фирма» — 13 вопросов. Оценивает знания студентов в области теории поведения конкурентной фирмы и находится после темы «Конкурентная фирма».
Тест «Монополия» — 15 вопросов. Позволяет выявить знания студентов в области монополии и ценовой дискриминации. Находится после темы «Монополия».
Тест «Рынок» — 10 вопросов. Оценивает знания студентов по вопросам рынка, спроса, предложения и концентрации. Находится после темы «Концентрация».
Тест «Олигополия» — 23 вопроса. Позволяет выявить знания студентов по теме олигополь-ного поведения фирм. Находится после темы «Олигополия».
Тест «Риск» — 18 вопросов. Оценивает знания студентов в области поведения потребителя и фирмы в условиях неопределенности и риска. Находится после темы «Неопределенность и риск».
Тест «Ресурсы» — 24 вопроса. Оценивает знания студентов по проблемам рынка труда и рынка капитала (рынков ресурсов). Находится после темы «Рынки ресурсов».
Тест «Информация» — 12 вопросов. Оценивает знания студентов по проблеме асимметричной информации в экономике. Находится после темы «Асимметричная информация».
Тест «Провалы рынка» — 23 вопроса. Позволяет оценить знания студентов в области рыночных фиаско. Находится после темы «Государство и рынок».
Тест «Общее равновесие» — 19 вопросов. Позволяет проверить знания студентов в области общего равновесия. Находится после темы «Общее равновесие».
Тест «Базовый итог микро» состоит из 40 вопросов, задаваемых случайным образом из всей базы тестов. Время проведения теста ограничено 1 часом (60 минут). Этот тест находится после темы «Заключение». Он предназначен для итоговой проверки знаний студентов по курсу, учитывая, что один раз они уже сталкивались с подобными вопросами в ходе изучения материала регулярным образом. Данный тест позволяет студентам самим осуществить проверку своих знаний перед итоговой экзаменационной работой в аудитории.
Как показывают результаты изучения дисциплины на факультете ГиМУ НИУ ВШЭ, невысокие баллы за первые тесты стимулируют студентов более активно осваивать дисциплину, больше обращать внимания на детали и нюансы экономической теории, которые оказались пропущенными. Студенты становятся на лекциях более концентрированными и внимательными, так как ознают, что лекционный материал в том или ином виде войдет в тесты, причем в отличие от живого преподавателя компьютер обмануть нельзя!
Тестовые задания по всем темам курса могут использоваться преподавателем в качестве текущего, промежуточного и итогового контроля знаний.
По данной дисциплине в системе LMS предусмотрены два проекта. Проекты активизированы и доступны для студентов с самого начала обучения по курсу. Один проект предусматривает написание экономического эссе на тему «Теория и практика микроэкономики». Второй проект оценивает написание реферата по курсу на тему «Микроэкономический инструментарий оценки государственной экономической политики и отрасли». Распределение тем, критерии оценки, рекомендации к написанию эссе и реферата даются в материалах к соответствующему проекту и открываются по гиперссылке в отдельном окне. Также имеется счетчик оставшегося времени до контрольного срока отсылки работы, который видят все студенты в своем доступе к системе. Это позволяет преподавателю держать под контролем тайм-менеджмент студента, а студенту — лучше организовать свою текущую деятельность.
Проектные задания (экономические эссе, домашние задания, реферат) студенты выполняют в качестве элементов промежуточного контроля. Некоторые задания выполняются индивидуально — для проверки индивидуального уровня обучения; часть заданий предусматривает групповую работу — для развития компетенций лидерства и эффективной межгрупповой коммуникации.
В курсе разработаны правила урока (последовательное прохождение материала и выполнение всех тестов), активизированы компоненты администрирования урока и его параметров.
Что видит студент, когда входит по паролю в свою область системы LMS?
Структура электронного курса Экономическая теория (Микроэкономика-2)
Введение
• Общая характеристика экономики
• Государство в экономике
• Основная литература
• Дополнительная литература
• Экономическая терминология
• Программные средства
• Законы
• Цель изучения курса
• Компетенции
• Формы контроля
• Проверим сами себя
ТЕ131ЗД ECONOMICUS ^ 2012 Том 10 № 4
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 Том 10 № 4
Тест «Готов (а) ли я к Микро-2?
• Вопросы к экзамену
Тема 1. Потребитель
Выбор потребителя
• Аксиомы потребительского выбора
• Виды предпочтений
• Бюджетное ограничение Оптимум потребителя
• Максимизация полезности
• Минимизация полезности
• Эффект дохода и эффект замены Функции спроса
Оценка благосостояния потребителя
• Потребительский излишек
• Эквивалентная вариация дохода
• Компенсирующая вариация дохода Уравнение Слуцкого
Тест «Выбор потребителя»
Тема 2. Конкурентная фирма
• Фирма как экономический агент
• Виды производств
• Продукт фактора производства
• Издержки производства
• Оптимум конкурентной фирмы
Тест «Фирма»
Тема 3. Монополия
Недискриминирующий монополист Ценовая дискриминация
• Ценовая дискриминация первой степени
• Ценовая дискриминация третьей степени
• Ценовая дискриминация второй степени Монополистическая конкуренция Антимонопольная политика Естественная монополия
Тест «Монополия»
Тема 4. Концентрация
• Понятие о рынке
• Показатели концентрации
Тест «Рынок»
• Олигополия
Тест «Олигополия»
Тема 5. Неопределенность и риск
• Основные компоненты неопределенности и риска в экономике
• Неопределенность и риск в выборе потребителя
• Неопределенность и риск в выборе фирмы
Тест «Риск»
Тема 6. Рынки ресурсов
• Рынок труда
• Рынок капитала
• Рынок земли
Тест «Ресурсы»
Тема 7. Асимметричная информация
• Виды асимметричной информации
• Последствия асимметричной информации для потребителя и для производителя
• Государственное и частное решение проблемы информационной асимметрии
Тест «Информация»
Тема 8. Государство и рынок
• Внешние эффекты
• Общественные блага
Тест «Провалы рынка»
Пример: Весело об экономике: материалы с сайта YouTube, посвященные экономической дискуссии о роли государства.
Тема 9. Общее равновесие
• Общее равновесие в экономике обмена
• Общее равновесие в производстве
• Общее равновесие в экономике Робинзона Крузо
• Общее равновесие с учетом международной торговли
Тест «Общее равновесие»
Заключение
Тест «Базовый итог микро»
Структурные компоненты выполнены с яркой и запоминающейся графикой, студент имеет возможность после прохождения каждой темы вернуться к тому разделу, который кажется
ТЕ1}|}А ECONOMICUS ^ 2012 Том 10 № 4
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 Том 10 № 4
ему, или ей, наиболее сложным для усвоения. Изучение материалов любого раздела может продолжаться так быстро или так долго, как этого пожелает сам студент. Таким образом, темп обучения задается не преподавателем или вузом, а самим обучающимся.
С целью активизации неформального общения студентов с преподавателем и студентов между собой в ходе изучения курса разработан комплект тем для форума. Темы для форума активизируются по мере прохождения курса. В частности предлагаются следующие темы для обсуждения на форуме:
1. Микроэкономика и госчиновник:
Зачем нужна микроэкономика для госчиновника?
2. Потребитель:
Можно ли использовать теорию поведения потребителя для анализа деятельности министерств РФ? Каким образом?
3.Слуцкий:
Каким образом госчиновник может использовать тождества эластичности и уравнение Слуцкого в своей деятельности?
3. Мысли потребителя:
Как узнать, чего хочет на самом деле потребитель? В видеоролике материала предлагается одно из возможных решений. Согласны ли вы с этим вариантом? Как бы вы, будучи госчинов-ником или представителем бизнеса, решили эту проблему? Есть ли у кого-то опыт из практики своего бизнеса или деятельности своих родителей/друзей? Поделитесь вашими соображениями! Как соединить теорию поведения потребителя и практику реального поведения реальных людей?
4. Теория фирмы:
В разделе «Конкурентная фирма» есть статьи, описывающие другие теории фирмы, чем мы изучаем в курсе «Микро-2», например, австрийская школа, бихевиоризм и т.д. Как вы думаете, какая из теорий в наибольшей степени применима к экономической ситуации в Росси? Какая теория фирмы, по-вашему, наилучшим образом описывает поведение российской фирмы? Почему вы так решили?
5. Монополия:
В разделе «Антимонопольная политика» есть ролик с выступлением американского экономиста Милтона Фридмана, где он анализирует рыночные структуры современной экономики, в частности описывает опасности и преимущества монополий. Вы согласны с его позицией? Есть ли спасение от монополий в наши дни? Не слишком ли общество (и/или государство) благосклонны к монополиям в современной экономике? Что вы думаете о роли монополий и антимонопольной политике в России?
6. Олигополия:
Какие модели олигополии мы можем чаще всего встретить в российской экономике? Почему вы так решили? Обоснуйте свой выбор примерами и аргументами.
7. Картель:
Некоторые экономисты считают, что картели в современной экономике, в частности в российской экономике, больше не встречаются, поскольку (1) антимонопольная политика государства довольно сильна; (2) картелям внутренне присуще свойство распадаться из-за преобладания собственных узких интересов у отдельных участников картеля.
Вы согласны с такой точкой зрения? Почему да или почему нет?
8. Графики и микро:
Нужны ли нам графики в микроэкономике? Некоторые считают, что графики бесполезны при изучении экономической теории, они ничего не доказывают (что верно) и только затрудняют понимание экономических процессов. Вы согласны с такой точкой зрения?
По каждой теме, высказываются как правило, 30-40 студентов, наиболее заинтересовавшие студентов темы охватывают 50-60 ответов. Суждения студентов отличаются глубиной и неформальным характером, что делает данный компонент системы прекрасным способом творческого усвоения дисциплины.
Целесообразно предлагать на форуме по 2-3 темы для каждого раздела электронного курса.
В качестве дополнительных компонентов курса система LMS предлагает следующее.
Глоссарий с включением гипертекста в материалы тем урока.
Компонент системы «Информация по курсу» с указанием целей учебного курса, методики проведения занятий, в том числе в системе, способов оценки знаний и активности студентов, общей характеристики изучаемых материалов.
Компонент «Журнал оценок». Сюда включены столбцы, соответствующие видам работ в первом и втором модулях учебного года, когда читается данный учебный курс. Этот блок позволяет увидеть успеваемость студента и преподавателю, и самому обучающемуся в режиме реального времени.
Компонент «Календарь», куда включаются указания по лекциям и семинарским занятиям по курсу. По мере необходимости в календаре указываются контрольный срок сдачи работ, сроки проведения текущего, промежуточного и итогового контроля.
Периодически вывешиваются «Объявления» в системе, позволяющие преподавателю давать актуальную информацию непосредственно и быстро. Например, даются ссылки на результаты семинарских занятий, контрольных работ и домашних заданий с тем, чтобы студенты могли лучше подготовиться к последующим видам контроля.
Каково главное достоинство и ключевое преимущество подобной образовательной системы?
Система LMS позволяет рациональным образом организовать взаимодействия между преподавателями и студентами в учебном процессе.
Взаимодействие между преподавателем и студентами осуществляется через следующие компоненты системы:
S форум, на котором студенты задают вопросы по материалам, заданиям, учебным ситуациям, индивидуальным проектам;
S комментарии преподавателя к выполненным заданиям;
S обмен электронными сообщениями между преподавателем и студентами и студентов между собой;
S очное взаимодействие преподаватель-студент на семинарском занятии по предварительным материалам, выложенным в системе;
S on-line консультации преподавателя по вопросам выполнения индивидуального проекта, домашних заданий, сложных вопросов курса;
S публикации объявлений, которые формирует преподаватель при необходимости на любом этапе работы в системе по мере прохождения учебного курса;
S ведение преподавателем календаря, в котором сообщаются студентам текущие и будущие события по курсу;
S инструктивные задания в тексте материала, в которых поясняются цели, задачи, последовательность и особенности усвоения материалов;
S организацию дискуссий в форумах, чатах для совместного обсуждения проблем;
S обмен сообщениями между всеми участниками с дублированием сообщений на внешний электронный адрес каждого;
S комментарии преподавателя к тестовым заданиям;
S индивидуальные комментарии и указания преподавателя по ходу проведения семинарских занятий и прохождения материала в системе.
Кроме того возможно организовать коллективную работу студентов над проектами (в среде Wiki).
Студентам предлагается изучить предложенный преподавателем материал в определенной последовательности, но с возможностью вернуться к пройденному тексту по мере необходимости.
Во введении дается перечень вопросов (открывается по гиперссылке в отдельном окне), которые необходимо усвоить в ходе изучения курса. Эти вопросы можно использовать как конспект соответствующих лекций, а также в качестве плана прохождения материала. Кроме
ТЕ131ЗД ECONOMICUS ^ 2012 Том 10 № 4
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 Том 10 № 4
того тема «Введение» содержит критерии оценки для успешного прохождения курса, список основной и дополнительной литературы, цели и задачи дисциплины, набор компетенций, которыми должен обладать студент до начала курса и после его успешного завершения.
Контроль над степенью усвоения материала осуществляется через:
— тестирование с целью самоконтроля и самотренинга (преподаватель через систему наблюдает за деятельностью каждого студента и оценивает результаты его работы).
— итоговое тестирование после изучения курса;
— оценивание заданий раздела «Проект»;
— активность и содержательность высказываний на форуме;
Студенты имеют возможность самоконтроля. Весь материал курса всегда представлен в системе. После первоначального просмотра материала можно вернуться к предыдущей теме, еще раз ее разобрать, ответить на вопросы, пройти тесты для самоконтроля (самотестирование), оценить свои знания.
Использование компонента «Проект» позволяет автоматизировать процесс переписки преподавателя и студента. Студенты видят, сколько самостоятельных работ им предстоит сделать при изучении дисциплины и в какие сроки. Студенты в текущем режиме получают результаты оценки своих работ, имеют возможность отслеживать свою текущую успеваемость.
Все систематизированные данные по успеваемости учащихся, а также отметка о завершении изучения урока студентом, итоговый балл отражаются в системе в блоке «Успеваемость» учащихся.
Активизация процесса обучения и повышение интереса к предмету проводится с помощью мультимедийных материалов, графических иллюстраций, обращения к другим сетевым ресурсам (YouTube), фотоматериалам, используемым для создания электронного курса.
Например:
• в теме «Потребитель» даются ссылки на видеолекции ведущих профессоров экономики из Гарвардского и Йельского университетов: http://www.youtube.com/embed/Rhs_aNKRmZ4;
• в теме «Монополия» имеется видеоролик с выступлением известного американского экономиста Милтона Фридмана: http://www.youtube.com/embed/tdLBzfFGFQU;
• в теме «Естественная монополия» дается ссылка на лекцию представителя Департамента конкуренции Министерства юстиции США, прочитанную в РЭШ: http://www.youtube.com/embed/gvj7nCwltQo;
• в разделе «Государство и рынок» приводится видеоролик с музыкальной пародией на споры экономистов по вопросу вмешательства государства в деятельность экономических агентов:
http://youtu.be/msOwYqK_9gc.
Все это по замыслу разработчика курса должно повышать интерес к предмету и мотивировать студентов к самостоятельной работе с экономическим материалом.
Разработка структуры электронного курса, включение материалов различного характера в систему LMS, использование компонентов оценивания и активной коммуникации со студентами позволят достичь следующих образовательных результатов:
Студенты могут лучше усвоить теоретические основы каждой темы курса.
Студенты начинают лучше ориентироваться в ключевых понятиях и категориях каждой темы.
Студенты могут самостоятельно использовать теоретические знания, принимать решения в нестандартных ситуациях.
Студенты могут разрабатывать самостоятельные задания на основе предложенного теоретического материала.
Студенты в состоянии систематически работать с основной и дополнительной литературой и источниками экономической и статистической информации по каждой теме.
Студенты могут компетентно разбираться в основных проблемах изучаемого курса.
Студенты способны проявлять информационную и коммуникативную компетентность.
Студенты могут эффективно ориентироваться в подходах и методах изучаемой дисциплины не только на уровне пользователя, но и на уровне исследователя.
Информационная образовательная среда в системе ЬМЗ выступает в качестве особой социальной сети, ограниченной студентами одного года обучения и преподавателем, ведущим данный учебный курс. Все достоинства социальных сетей переносятся в коммуникативное пространство преподавания.
Таким образом, инновационная методика преподавания, осуществляемая в НИУ ВШЭ в виде интерактивной информационной системы ЬМЗ, позволяет адаптировать процесс обучения к потребностям и возможностям современного молодого поколения цифровой эры.
ТЕ131ЗД ECONOMICUS ^ 2012 Том 10 № 4