Прогноз исследуемых показателей проведен сценарным методом. Анализ факторов модели показал, что темп прироста составляет 2 % для «Минимальной заработной платы», и 1 % для «Численности населения за конец года», что является базовым вариантом прогнозирования (1 сценарий).
Оптимистический вариант (2 сценарий) построен с учетом проведения активной политики и возрастающей динамики этих факторов, для МЗП увеличение на 5 %, для ЧН на конец года на 5 %.
Пессимистичный прогноз (3 сценарий) строится на негативных изменениях и снижении темпа роста исследуемых факторов (-5 %) для МЗП, и (-5 %) для ЧН.
Сценарный прогноз показателей «Экономически активного населения» на 2014 год представлен в табл. 3.
Список литературы:
1. Ефимова М.Р., Ипатова И.М., Яковлева Н.И. Финансы и статистика. -1981. - 279 с.
2. Уровень жизни населения и бедность в РК. Статистический сборник с 1991 по 2003 / Под редакцией Ю. Шокаманова, Н. Кривко, А. Ильясова. -2003. - 227 с.
3. Экономика и статистика № 1. Статистический сборник с 1995 по 2012 / Под редакцией А.А. Смаилова. - 2013. - 135.
4. Казахстан в цифрах / Под редакцией А.А. Смаилова. - 2013. - 32 с.
5. Динамика основных показателей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.stat.gov.kz/getImg?id=ESTAT060675 (дата обращения: 02.05.2014).
ПРЕПОДАВАНИЕ ТЕМЫ «МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ» В КОНТЕКСТЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ
© Алисултанова Р.А.*
Балашовский институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Балашов
Сформулированы условия авторских задач, сгруппированных по вышепоименованной тематике.
Ключевые слова: учебная задача, инфляция, локусилизация, абстрагирование, интерпретация, словесно-образная наглядность.
Здесь представлены условия качественных учебных задач различной степени сложности, сформулированных автором на основе отрывков из произве-
* Студент кафедры Экономики и права (специальность 080103 «Национальная экономика»).
Экономические науки
95
дений отечественного и зарубежного писателей (см. Список литературы) и предполагающих решение в рамках темы «Макроэкономические проблемы инфляции и безработицы» (учебный предмет «Экономическая теория»).
1. В лавке Арно застал батрака Марта - тот, набив себе карманы пачками табака, собирался идти домой.
- А, и ты здесь, - сказал батрак, - что ты покупаешь?
- Булки.
- Ну да, пригодится. День воскресный. А деньги есть?
Только теперь Арно вспомнил, что у него нет ни копейки денег. Батрак засмеялся и протянул ему пятикопеечную монету.
- Может, мало? - спросил он. - Могу и больше дать, да тебе больше не съесть, чем на пятак [3, с. 297].
Можно ли на основе этой информации судить о реальной стоимости денег в конкретной стране? Если да, то как взаимосвязаны показатель реальной стоимости денег и индекс инфляции?
2. Прочитайте следующую скороговорку:
Сосед спросил соседа:
- Сколько стоит стог сухого сена?
Сосед сказал соседу:
- Стог сухого сена
Стоит три рубля [1, с. 105].
Прокомментируйте данную скороговорку с точки зрения покупательной способности денег в конкретных условиях места и времени.
3. Прочитайте нижеследующую цитату из повести В. Катаева «Трава забвения».
Гражданин получал на работе паек, часть его менял на предметы, годные в свою очередь для обмена с деревней, совершая этот обмен на продукты сельского хозяйства, которые частью потреблял для поддержания своей жизни, частью менял на другие предметы первой необходимости, превращенные в свою очередь все на том же рынке в другие не менее необходимые предметы, пользуясь законами спроса и предложения, колебаниями цен и прочими тонкостями политической экономики эпохи военного коммунизма, и так далее до тех пор, пока товар окончательно не уничтожался, и человек ... терпеливо ожидал выдачи нового месячного пайка или же нес на рынок что-нибудь из предметов домашнего обихода.
В деревне же этот самый товарообмен шел куда веселее, чем в городе, где человека обдирали как липку всяческие посредники, спекулянты и барышники, и давал - выражаясь научно - гораздо более высокий процент прибыли на основной капитал [2, с. 87].
Опираясь на данную цитату, назовите особенности товарно-денежных отношений, имевших место быть в эпоху «военного коммунизма» (лето 1918 - март 1921 г. - Р.А.). При каком виде инфляции возможна подобная ситуация?
Все описанные здесь задачи основаны на словесно-образной наглядности и содержат описание различных аспектов инфляции как экономической категории. При решение первых двух задач развивается навык интерпретации как операции мышления; при решение третьей - абстрагирования и локусилизации.
Список литературы:
1. Где цветок, там медок: детский фольклор, загадки, пословицы Карелии / Сост., статья С.М. Лойтер. - Петрозаводск: КГПИ, 1993.
2. Катаев В.П. Алмазный мой венец: повести. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1994.
3. Лутс О. Весна (Картинки из школьной жизни): повесть / пер. с эст. Б. Лийвака. - Таллин: Ээсти Раамат, 1968.
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ -ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
© Гичиев Н.С.*
Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН, г. Махачкала
В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи интеллектуального потенциала и экономического роста, дается сравнительная характеристика и рейтинговая оценка индикаторов экономики знаний в Содружестве независимых государств.
Ключевые слова: индекс экономики знаний, индекс экономического и институционального режима, индекс образования, индекс инноваций, индекс информационных и коммуникационных технологий, экономический рост.
Экономика знаний становится значимым феноменом социально-экономического развития общества XXI века. Данные Всемирного банка подтверждают, что страны - реципиенты инновационных научных, образовательных и информационно-коммуникационных технологий, как правило, имеют более высокий потенциал достижения устойчивого развития экономики. Поэтому с этой точки зрения, стратегической задачей, стоящей перед государствами, является развитие сферы знаний (научных, образовательных и информационно-коммуникационных технологий), адаптированной к современным условиям глобальной конкуренции.
* Старший научный сотрудник, кандидат экономических наук.