Научная статья на тему 'Преподавание музыкальной полистилистики ХХ века в музыкальных вузах и на музыкальных факультетах педагогических вузов'

Преподавание музыкальной полистилистики ХХ века в музыкальных вузах и на музыкальных факультетах педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
309
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ / TEACHING / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОЛИСТИЛИСТИКА ХХ В. / XX CENTURY MUSIC POLISTYLYSTICS / ТРАДИЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / TRADITIONAL PEDAGOGICAL METHODS / СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SPECIAL METHODS OF MUSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Миронова Н.Н.

Статья посвящена раскрытию особенностей преподавания музыкальной полистилистики ХХ в. в музыкальных вузах и на музыкальных факультетах педагогических вузов. Рассматриваются историко-теоретический материал и методы, необходимые для преподавания музыкальной полистилистики; указываются выводы, полученные в ходе опытно-экспериментального исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of teaching XX century music poyistylistics in music schools and music departments of pedagogical universities. It also defines historical and theoretical content and pedagogical methods of teaching music polystylistics as a result of experimental research the article gives the conclusions received.

Текст научной работы на тему «Преподавание музыкальной полистилистики ХХ века в музыкальных вузах и на музыкальных факультетах педагогических вузов»

ПРЕПОДАВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОЛИСТИЛИСТИКИ ХХ ВЕКА В МУЗЫКАЛЬНЫХ ВУЗАХ И НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Н.Н. Миронова

Аннотация. Статья посвящена раскрытию особенностей преподавания музыкальной полистилистики ХХ в. в музыкальных вузах и на музыкальных факультетах педагогических вузов. Рассматриваются историко-теоретический материал и методы, необходимые для преподавания музыкальной полистилистики; указываются выводы, полученные в ходе опытно-экспериментального исследования.

Ключевые слова: преподавание, музыкальная полистилистика ХХ в., традиционные педагогические методы, специальные методы музыкального образования.

Summary. The article deals with the problem of teaching XX century music poyistylistics in music schools and music departments of pedagogical universities. It also defines historical and theoretical content and pedagogical methods of teaching music polystylistics as a result of experimental research the article gives the conclusions received.

Keywords: teaching, XX century music polistylystics, traditional pedagogical methods, special methods of musical education.

РП роблема преподавания музыкаль-

60 ной полистилистики ХХ в., столь

важной для понимания современного музыкального искусства, является одной из наименее исследованных. До сих пор отсутствует единая точка зрения о сути данного явления. Вопросы полистилистики по-разному освещаются не только в учебных пособиях по смежным дисциплинам, но нередко и в рамках одной дисциплины: даются разные определения полистилистики, рассматриваются раз-личные средства полистилистической техники, выдвигаются различные классификации полистилистики. Следовательно, для изучения музыкальной полистилистики ХХ в. необходима конкретизация и обобщение таких аспектов данного явления, как

понятие полистилистики, ее средства, функции и классификации.

Прежде всего, полистилистику следует рассматривать как стилевое направление и как композиторскую технику.

В музыкальном искусстве ХХ в. выделяются три основные эпохи: модерн, авангард и постмодерн. Полистилистика является одним из стилевых направлений последнего, в связи с чем предлагается использовать ее следующее определение: полистилистика -это стилевое направление, сформировавшееся в 60-е гг. ХХв., предполагающее воплощение в одном произведении многоплановой картины мира, которая включает в себя множество пластов - временных, культурных, социальных.

Одними из ярчайших образцов полистилистики являются Concerto Grosso № 1 А.Г Шнитке, Второй концерт для фортепиано с оркестром Р.К. Щедрина, Коллаж на тему ВАСН А. Пярта.

Рассматривая полистилистику как стилевое направление, необходимо обратить внимание на исторические предпосылки ее возникновения:

1) поли стилистические тенденции до ХХ в. в эпохи средневековья, барокко, романтизма (например, в жанре мотета, возникшем в XIII в., предполагали наслоение на готовый мелодический образец (григорианский хорал) в качестве тенора голосов иного характера, причем даже сам текст в этих голосах мог излагаться на другом языке);

2) полистилистические предпосылки, возникшие в XX в. в эпохи модерна и авангарда (особый интерес композиторов к стилям прошлых эпох и фольклору, выраженный в таких стилевых направлениях, как неоклассицизм и нео-фольклоризм, и стремление композиторов к экспериментированию в области новых композиционных техник).

Любое стилевое направление предполагает соответствующую технику. Термин «полистилистика» может быть применен к композиторской технике. При рассмотрении полистилистики в этом аспекте предлагается использовать определение, данное Е.И. Чигаревой: «Полистилистика - это композиционная техника, в основе которой лежит соединение в одном произведении двух и более стилевых моделей» [1, с. 439].

Данной технике присущи определенные средства (приемы). Основными средствами полистилистики являются цитата («введение в авторский текст фрагмента иного происхождения») и аллюзия («намек в тексте на известный музыкальный оборот») [2, с. 87].

Рассматривая данные средства полистилистики, следует обратить внимание на их разновидности: музыкально-текстовые цитаты (точные и неточные), стилевые цитаты (цитирование стиля) и жанровые цитаты (цитирование жанра; например, в пятой части Concerto Grosso № 1 Шнитке встречается цитирование жанров романтической миниатюры и современного жанра легкой музыки танго). То же самое относится к аллюзии [1, с. 442].

В настоящее время существуют различные классификации полистилистики. При изучении полистилистики наиболее важными являются следующие классификации:

1) классификация, осуществляемая по стилевой контрастности;

2) классификация, осуществляемая по системе предпочтения композитора;

3) классификация, осуществляемая по способу появления стилевых элементов.

Первая классификация включает коллажный и диффузный (А.Ю. Куд-ряшов) виды полистилистики. Коллаж-ный вид полистилистики предполагает контрастные переходы от одного стиля к другому. В диффузной полистилистике эти переходы сглажены. Помимо этого данный вид полистилистики допускает возможность синтетического фактурно-гармонического «сплетения» нескольких стилевых моделей одновременно.

Искусствовед Е.И. Чигарева отмечает, что между обоими видами нет четкой границы, так как коллажный вид появился на начальном этапе понимания полистилистики как «осознанного приема», а диффузный - как эволюционное развитие первого.

Результатом дальнейшего развития полистилистической техники стала моностилистика, которая предпо-

61

2 / 2013

Преподаватель ^

62

лагает размывание границ между элементами различных стилей, где возможно одновременное переплетение нескольких стилей.

Е.И. Чигарева отмечает, что диффузная полистилистика стала связующим звеном между поли- и моностилистикой, вследствие чего встала проблема границ полистилистики, которые оказались размытыми. Поэтому она рассматривает полистилистику в узком и в широком смыслах слова.

Полистилистику в широком смысле слова она понимает как «любое обращение к чужому стилю, независимо от того, есть ли дистанция между авторским материалом и заимствованным или они сливаются в единый обогащенный авторский стиль» [1, с. 440]. Таким образом, если рассматривать полистилистику в широком смысле слова, то к коллажно-му и диффузному видам полистилистики можно добавить еще третий вид - моностилистический. Изучение данной классификации полистилистической техники позволяет проследить эволюцию данной техники в эпоху постмодерна.

Вторая классификация включает избирательный и плюралистический (А.Ю. Кудряшов) виды полистилистики. Отличительным свойством избирательной полистилистики является ориентация композитора «на одну или несколько близких стилевых моделей, объединенных более или менее отдаленным историческим периодом, чаще всего во взаимодействии со средствами современного музыкального языка» [3, с. 382]. Плюралистическая полистилистика предполагает «разнообразные конкретные исторические, индивидуальные или национальные стили», которые «сосуществуют в произведении на паритетных началах, и ни один из них не оказывается чуж-

дым композитору - стилевому полиглоту"» [там же].

Третья классификация включает горизонтальный и вертикальный (Л.П. Казанцева), а также комбинированный виды полистилистики. Вертикальная полистилистика представляет собой «одновременное совмещение стилистически контрастных интонационных пластов» [4, с. 13]. Горизонтальная полистилистика предполагает либо плавную, либо неожиданную, внезапную перемену стиля. Комбинированная полистилистика, в отличие от вертикальной полистилистики, предполагает взаимопроникновение элементов различных стилей в одну музыкальную ткань.

Особое внимание при изучении полистилистики следует уделить ее функциям.

Одна из основных функций музыки - эстетическая. Эстетическую сторону полистилистической музыки раскрывают следующие функции полистилистики, указанные Л.П. Казанцевой: 1) иллюстративная; 2) прояснения авторского замысла; 3) раскрытия многоплановой картины мира; 4) выражения авторской позиции.

Полистилистика выполняет иллюстративную функцию в тех случаях, когда автор вводит стилистически «чуждый» материал, иллюстрируя основную мысль. Например, Р. К. Щедрин в балете «Анна Каренина» цитировал фрагменты инструментальной музыки П.И. Чайковского для того, чтобы наиболее ярко показать ту эпоху, в которую происходило действие. «Проясняющей авторский замысел ролью наделяется стилистическое заимствование в произведениях-посвящениях» [4, с. 20]. Например, А.Г Шнитке в «Посвящении Стравинскому, Прокофьеву и Шостаковичу» использовал темы этих композиторов.

Благодаря третьей функции полистилистики решается такая задача, как «воссоздание широкоохватной панорамы мира» [4, с. 25]. Полистилистика дает возможность одновременно почувствовать различные стилевые эпохи на новом современном уровне. Благодаря полистилистике иногда создается ощущение разрыва временных и пространственных границ, ощущение одновременного пребывания в различных эпохах, различных местах мирового пространства.

С помощью функции выражения авторской позиции полистилистика позволяет композиторам по-новому услышать и соотнести различные стилевые пласты.

Знание данных эстетических функций поможет при анализе полистилистических произведений понять, для чего композитор вводит элементы того или иного стиля.

Для успешного усвоения учащимися историко-теоретических знаний и знания самой полистилистической музыки следует применять определенные методы, прежде всего, традиционные:

• наглядные методы: демонстрация музыкального произведения (наглядно-слуховой метод), показ нот, схем;

• словесные методы: рассказ (представление историко-теорети че ско го материала), беседа, которая включает в себя обсуждение прослушанного ис-торико-теоретического материала, обсуждение музыки, вопросы студентов педагогу и вопросы педагога студентам; дискуссия, объяснение;

• практические методы: анализ полистилистических произведений, проведение музыкальных викторин, проверка историко-теоретических знаний студентов (организация семинаров, контрольных работ).

Помимо традиционных методов особое значение при преподавании

полистилистики имеют специальные методы музыкального образования:

- метод выявления сходства и различия (Д.Б. Кабалевский);

- метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному на новом уровне (Д.Б. Кабалевский);

- метод создания художественного контекста (Л.В. Горюнова).

При преподавании полистилистики метод выявления сходства и различия в первую очередь будет воплощаться в сравнении учащимися различных стилевых моделей, используемых композитором в одном сочинении. Кроме того данный метод можно применять при рассмотрении нескольких полистилистических произведений, выявляя общие и отличительные свойства. Можно сравнивать, например, несколько сочинений одного композитора или несколько сочинений разных композиторов, но одного временного периода. Это позволит учащимся лучше осознать индивидуальные стилевые особенности музыки композиторов ХХ в. или стилевые особенности, присущие тому или иному временному периоду.

Метод выявления сходства и различия можно использовать при изучении учащимися историко-теорети че ско го материала. Например, при освоении коллажной и диффузной полистили-стик педагог может предложить студентам выявить сходные и отличительные черты между несколькими музыкальными фрагментами (представляющих собой образцы либо коллажной либо диффузной полистилистики), разграничивая данные фрагменты на два вида.

При преподавании полистилистики широкое применение находит метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному на новом уровне (Д.Б. Кабал ев-ский). Педагог может использовать в ка-

63

2 / 2013

Преподаватель XXI

ВЕК

64

честве примеров фрагменты какого-нибудь одного полистилистического произведения при изучении студентами того или иного аспекта полистилистики. В следующий раз это произведение может быть в качестве примера прослушано целиком при рассмотрении каких-либо других аспектов полистилистики. В дальнейшем педагог может использовать любые фрагменты из этого произведения в качестве примеров для освоения нового материала, и наконец, данное произведение может быть взято для проведения целостного и полистилистического анализов.

Метод создания художественного контекста (Л.В. Горюнова) при преподавании полистилистики раскрывает перед педагогом различные возможности его воплощения. Например, педагог может сравнить принцип монтажа в полистилистической музыке с принципом монтажа в кино или сравнить технику коллажа в музыке с техникой коллажа в живописи.

В результате проделанного нами опытно-экспериментального исследования были сделаны следующие выводы:

1. Освоение полистилистической музыки ХХ в. будет эффективным при опоре на историко-теоретическую деятельность, слушание и анализ полистилистической музыки. Историко-теоретическая деятельность должна включать в себя следующие аспекты:

а) понимание полистилистики как стиля и как техники;

б) освоение исторических предпосылок возникновения полистилистики;

в) освоение средств полистилистической техники, классификаций полистилистики;

г) освоение функций полистилис-ти ки.

Анализ полистилистических произведений помимо освещения традиционных аспектов (музыкального со-

держания, музыкального языка и др.) включает в себя определение:

а) средств полистилистической тех ники;

б) видов полистилистики;

в) функций полистилистики.

2. Процесс преподавания полистилистики XX в. должен опираться на традиционные методы (наглядные, словесные, практические), а также на специальные методы музыкального образования (метод выявления сходства и различия, метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному на новом уровне и метод создания художественного контекста).

3. Изучение музыкальной полистилистики способствует расширению исто ри ко-теоретических знаний, формированию аналитических умений и навыков в области современной музыки вообще, повышает заинтересованность учащихся в изучении музыкального искусства XX века и способности адекватно его воспринимать.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Теория современной композиции: Учебное пособие / Отв. ред. В.С. Ценова - М., 2007.

2. Юн Енг А. Педагогические аспекты развития у учашцхся восприятия полистилистики как одного из направлений музыкальной культуры ХХ столетия: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007.

3. Кудряшов А.Ю. Теория музыкального содержания. - СПб., 2006.

4. Казанцева Л.П. Полистилистика в музыке: лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений. - Казань, 1991.

5. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.Н. Теория музыкального образования. - М., 2004.

6. КабалевскийД.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. - М., 1981.

7. Лобанова М.Н. Музыкальный стиль и жанр: История и современность. - М., 1990.

8. Холопова В.Н., Чигарева Е.И. Альфред Шнитке. - М., 1990. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.