Научная статья на тему 'Преподавание дисциплин естественно-научного цикла в контексте духовно-нравственного развития личности: исторический экскурс'

Преподавание дисциплин естественно-научного цикла в контексте духовно-нравственного развития личности: исторический экскурс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / THE NATURAL SCIENCES / MORAL AND SPIRITUAL DEVELOPMENT OF A PERSON / VALUES / ECOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумова Ольга Сергеевна

В статье О. С. Наумовой «Преподавание дисциплин естественнонаучного цикла в контексте духовно-нравственного развития личности: исторический экскурс» раскрывается проблема духовно-нравственного развития личности на уроках дисциплин естественнонаучного цикла в отечественной школе в ХХ начале ХХI вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING THE NATURAL SCIENCES IN THE CONTEXT OF SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF A PERSON: HISTORICAL EXCURSUS

The given article written by O. S. Naumova deals with particular features of solving the problem of person's spiritual and moral development at Natural Sciences lessons in Russian schools in the 20th beginning of the 21st centuries.

Текст научной работы на тему «Преподавание дисциплин естественно-научного цикла в контексте духовно-нравственного развития личности: исторический экскурс»

5. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Растения / ред-колл.: А. П. Островский [и др.]. Чита: Стиль, 2002. 277 с.: ил.

6. Малышев Л.И., Пешкова Г.А. Особенности и генезис флоры Сибири (Предбайкалье и Забайкалье). Новосибирск: Наука, 1984. 265 с.

7. Сараева Л. И. Редкие виды растений заповедника «Даурский» // Флора и растительность Дау-рии: Исследования и охрана. Сборник научных статей. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2004. С. 90—103.

8. Флора Сибири. Агасеае — Orhidaceae / сост. Н. В. Власова [и др.]. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1987. Т.4. 247 с.

УДК 370. 179. 1

ББК Ч 426. 44

О. С. Наумова

преподавание дисциплин естественнонаучного цикла в контексте духовно-нравственного развития личности: исторический экскурс

В статье О. С. Наумовой «Преподавание дисциплин естественнонаучного цикла в контексте духовно-нравственного развития личности: исторический экскурс» раскрывается проблема духовно-нравственного развития личности на уроках дисциплин естественнонаучного цикла в отечественной школе в ХХ — начале XXI вв.

ключевые слова: дисциплины естественнонаучного цикла, духовно-нравственного развития личности, ценностные ориентации, экологическая культура.

O. S. Naumova

teaching the natural sciences in the context of spiritual and moral development of a person: historical excursus

The given article written by O. S. Naumova deals with particular features of solving the problem of person's spiritual and moral development at Natural Sciences lessons in Russian schools in the 20th — beginning of the 21st centuries.

Key words: the natural sciences, moral and spiritual development of a person, values, ecological culture.

Под духовно-нравственным развитием личности мы понимаем становление такой личности, основой отношения которой к самой себе, к людям, к окружающему миру являются высшие духовные ценности: Истина, Любовь, Красота, Добро, Справедливость, Свобода, Долг, Честь, Достоинство, Ответственность и другие.

Решение проблемы развития духовнонравственной личности на современном этапе

развития общества приобретает особую актуальность. Все большее число ученых приходит к выводу о том, что без решения проблем внутреннего мира человека невозможен выход из глобальных проблем человечества. Актуальность обозначенной проблемы отражает и принятие за последнее десятилетие на государственном уровне целого ряда документов, ориентирующих на повышение социального статуса воспитания (Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы, Основные направления развития воспитания в системе образования на 20022004 гг., Концепция модернизации образования на период до 2010 года, Проект концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.), Концепция фундаментального ядра базового образования и другие).

Пути решения проблемы духовнонравственного развития личности различны, среди которых образованию отводится одна из приоритетных ролей. Реализуемые подходы к процессам воспитания и обучения личности школьника, содержание образования в целом, а также отдельных образовательных дисциплин, при этом должны иметь духовно-нравственную направленность.

Преподавание дисциплин естественнонаучного цикла (биологии, географии, экологии, физики, химии) в школе направлено на развитие целостного научного представления у школьников о мире живой и неживой природы, о взаимосвязях в этом мире. Проблемное экологическое состояние современной планеты, проявившееся как результат неразумной деятельности человека, обуславливает необходимость отражения этических аспектов в преподавании данных дисциплин, а также их ориентацию, как и других дисциплин, на развитие духовно-нравственной личности.

Следует отметить, что в советской школе особенностями уроков естественно-научного цикла и внеурочной деятельности по данным предметам были антирелигиозная и материалистическая направленность воспитания, воспитание веры в преобразовательную силу че-

ловека, могущество науки и техники, гордость за богатство страны природными ресурсами, военно-патриотическое и политическое воспитание. Проблема воспитания ценностного отношения к природе не была в центре внимания педагогов. В то же время проблема нравственного развития личности на уроках биологии, физики, химии, географии носила идеологическую окраску, а понятие «духовнонравственное воспитание» в педагогике этого периода вообще было запрещено использовать. Об этом свидетельствует анализ многочисленных статей и публикаций за эти годы.

Ученый С. В. Лебедев пишет о том, что в отечественной школе и педагогике вплоть до 30-х гг. XX в. развивалось природоведческое направление, вовлекавшее учащихся в практические, лабораторные, исследовательские работы. В помощь школе создавались биостанции, станции юных натуралистов, общества покровительства животным, «майские союзы». Но постепенно обширная природоведческая работа сужалась и в дальнейшем была сведена к сельскохозяйственной политике. У подрастающего поколения, по мнению С. В. Лебедева, формировалось представление о человеке как хозяине и покорителе природы [1].

Проведенный анализ многих статей, публикаций в послереволюционный период развития нашей страны в первой половине XX века (например, «География СССР, как могучее средство политического воспитания», «География в школе» А. Соловьева, Н. Орлова, 1937 г., № 6; «Воспитательная работа на географических экскурсиях в природу» А. Троицкого, «География в школе», № 3, 1938 г.; «Воспитательная работа на уроках географии в пятых классах» В. И. Бажухова, «Советская педагогика», 1938 г., № 5; А. Поляновской, «Биология в школе», № 4, 1939 г.; «Опыт юннатской работы» А. Д. Афанасьевой; «Работа в саду и огороде на участке Шер-Песочинского детского дома» Н. Погореловой, «Пчеловодство в Енисейском детском доме»

В. Каменского, «Мы растим сад» М. Н. Рейни-ца и многих других) подтверждает прагматическую направленность природоведческой работы с подрастающим поколением в эти годы. Указывая на положительное значение в развитии личности трудового, эстетического воспитания детей, осуществляемого в этот период, хорошую обучающую направленность работы, необходимо обратить внимание на то, что при постановке воспитательных задач на уроках естественно-научного цикла преобладал узкоутилитарный подход к воспитанию, что во многом явилось причиной развития прагматического отношения человека к природе.

Такие подходы в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла были обусловлены идеологией государства в эти годы. Воспитательные цели в советской педагогике в целом соответствовали идеологической политике партии, строго подчинялись директивам, исходящим свыше. Социальная направленность задач воспитания очень часто шла вразрез с задачами развития внутреннего мира личности и развития творческих качеств личности, обусловливала лишь внешнюю активность. Знаниевый подход в советской педагогике являлся ее характерной чертой. Научно-методические статьи советского периода нацеливали на решение задач развития знаний, умений и навыков учащихся. Развитию эмоционально-чувственной сферы личности внимания уделялось недостаточно, недооценивалась роль природы в развитии этой сферы.

Однако, в 70 — 80-е гг., в связи с возникшей угрозой экологического кризиса, ученые в полном объеме стали осознавать, что необходимо менять подходы к воспитанию и обучению личности школьника.

В работах отечественных ученых второй половины 80-х гг., таких как А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, С. Н. Глазачев, Н. Н. Моисеев, Л. П. Симонова-Салеева, И. Т. Суравегина и многих других, стало подчеркиваться, что только знания не могут решить экологические проблемы. Знания останутся «мертвыми», невостребованными, если они не станут личностно-значимыми (А. Н. Захлебный и др.). Недооценка значения обращения к эмоционально-чувственной сфере учащихся приводит к воспитанию «внешнего активизма» (В.В. Зеньковский), редуцированию возможностей установления глубоких внутренних связей сознания и поведения с моральными ценностями и в конечном итоге — снижению качества работы школы в области воспитания оптимальных взаимоотношений человека и природы.

Таким образом, в конце 80-х гг. ХХ в. обозначился качественно новый этап в развитии образования, обусловленный утверждением в педагогике личностно ориентированной парадигмы.

Разработка содержания образования в рассматриваемый период осуществляется в русле значимых для этого времени теоретических подходов к образованию в целом: деятельностного, личностно ориентированного и культурологического. Идеи деятельностного подхода получили выражение в усилении практической направленности образования; идеи личностно ориентированного — в подчеркивании субъект-

ного характера образования; идеи культурологического подхода — в ценностной ориентации.

Направленность образования на развитие ценностного отношения к природе становится характерной особенностью преподавания дисциплин естественнонаучного цикла в конце ХХ - начале XXI вв.

И. Т. Суравегина пишет о содержании экологического образования в усовершенствованных программах по биологии. Специалист обращает внимание на то, что целью экологического образования является «формирование ответственного отношения к окружающей среде у каждого выпускника школ» [2, с. 16]. Ответственное отношение к природе, по мнению ученой, предполагает «понимание человеком ценности своего правильного поведения в природной среде, осознание им природы как национального общественного достояния, умение предвидеть последствия разных вариантов поведения, развитую способность опираться на естественно-научные и гуманитарные знания при выборе решения по отношению к природе» [там же, с. 16]. Деятельность педагогов в процессе преподавания биологии должна быть направлена на достижение именно этой цели.

Известно, что еще в дореволюционный период отечественные ученые обращали внимание на то, что отношение к окружающему миру зависит, прежде всего, от внутреннего мира личности. В русле православного видения мира, характерного для отечественных мыслителей дореволюционного периода (философов — Н. А. Бердяева, И. А. Ильина,

Н. О. Лосского, В. С. Соловьева, В. В. Розанова, Н. Ф. Федорова, П. А. Флоренского,

С. Л. Франка и др.; педагогов — Н. X. Весселя, В. И. Водовозова, Н. Г. Дебольского, М. И. Демкова, В.В.Зеньковского,П.Ф.Каптерева,П.Ф.Лесгафта,

A.Н. Острогорского, Н. И. Пирогова, С. А. Рачин-ского, В. Я. Стоюнина, В. Н. Сорока-Росинского, К. Д. Ушинского и многих др.), разрабатывалась идея становления внутреннего человека, способного к духовному самопознанию и самосовершенствованию, а затем к активному преобразованию окружающего мира на основе духовно-нравственных ценностей (в логике: от внутреннего развития — к внешнему). Эти идеи получили свое дальнейшее развитие и в трудах современных отечественных философов и педагогов (Е. А. Артамоновой, Г. П. Выжлецова, М .С.Кагана, В .А. Кобылянского,А.А. Королькова, Б. Т. Лихачева, Т. И. Петраковой, Т. Г. Русаковой,

B. Д. Шадрикова, А. И. Шемшуриной, Н. Е. Щур-ковой и многих других).

Актуализация культурологического подхода к обучению и воспитанию личности в совре-

менной школе, получившего свое обоснование еще до 1917 г. а, наряду с деятельностным и личностно ориентированным позволяет решать проблемы духовно-нравственного развития личности на уроках естественно-научного цикла.

Педагог в процессе реализации названных подходов должен учитывать развитие не только интеллектуальной сферы личности, но и эмоционально-ценностной, волевой и поведенческой, обуславливающей развитие целостной личности. С развитием эмоциональночувственной сферы связаны такие важные человеческие качества, как эмоциональная отзывчивость, совестливость, сострадание, сочувствие, милосердие и другие. От того, насколько тонко ребенок научится чувствовать окружающий мир, зависит его отношение к себе, к окружающим людям, к миру природы. Развитие эмоционально-чувственной сферы личности является предпосылкой ее духовнонравственного становления. Поэтому и содержание дисциплин естественнонаучного цикла, и применяемые формы, методы и средства в процессе их преподавания должны способствовать развитию целостной личности.

Анализ содержания образовательных дисциплин в государственном образовательном стандарте второго поколения позволил убедиться в его направленности на целостное развитие личности, ее духовно-нравственных качеств. Цели и задачи духовно-нравственного развития школьников также рассматриваются как отдельный аспект в новом стандарте: в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников — для младших школьников и в разделе Базовые национальные ценности — для старших. Они направлены на приобщение новых поколений россиян к культурным, духовным и нравственным ценностям российского народа, таким как справедливость, личная и индивидуальная свобода, жизнь человека, его благосостояние и достоинство, семейные традиции, патриотизм и др.

В результате усиления деятельностного аспекта образования в государственном образовательном стандарте появляется возможность для развития мотивации и интереса к изучению проблем окружающей среды, развитию экологического поведения школьников и их субъектной позиции в отношении экологических проблем.

Среди подходов к решению проблемы духовно-нравственного развития личности школьника особое место занимают активные методы обучения. Практика показывает что, использование активных методов обу-

чения в процессе преподавания дисциплин естественно-научного цикла способствует решению проблемы духовно-нравственного развития личности в связи с тем, что они: расширяя поле субъект-субъектных отношений, развивают диалогические возможности личности; предполагают развитие субъектной позиции личности, основанной на собственной активности учащегося; позволяют учитывать личные потребности и интересы личности; содействуют целостному развитию личности — ее интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сферы; развивают и создают возможность для реализации творческого потенциала личности; направляют личность на путь познания духовных ценностей, самопознания и самосовершенствования.

Понимание значимости решения проблемы духовно-нравственного развития личности в процессе преподавания дисциплин естественнонаучного цикла, обращение к эмоциональноценностной сфере личности школьника в процессе учебной деятельности современными педагогами-практиками исследование, показывает проведенное нами совместно с сотрудником экологической лаборатории Е. А. Игумновой. Исследование было направлено на выявление отношения педагогов Читинской области к экологическому образованию. В исследовании приняло участие 503 респондента (210 педагогов из 33 школ г. Читы и 267 — из 97 школ Читинской области, что составляет 22 % школ региона, а также 26 педагогов дошкольных образовательных учреждений, колледжей и ПТУ).

На наш взгляд, положительными результатами исследования является то, что более половины педагогов (55%) считают, что в основе воспитания экологической культуры личности должно лежать воспитание эмоциональночувственной сферы психики человека. При распределении ответов педагогов в зависимости от педагогического стажа также данный вариант ответа занял первое место по значимости. Причем наибольшее число педагогов (60%), имеющих стаж 20 и более лет, сделало такой же выбор; 66,6 % учителей естественнонаучного цикла на первое место ставят развитие эмоционально-чувственной сферы человека по сравнению с учителями технологии и физкультуры (58 %), гуманитарно-эстетического цикла (52 %), математиками и информатиками (47 %). Учителя-естественники, традиционно занимаясь экологическим воспитанием, более глубоко чем другие осознают, что личностно значимыми знания становятся лишь тогда, когда они пережиты, получили эмоциональный отклик у ученика. Актуальным в осознании экологических проблем учащимися является включение детей в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства.

Таким образом, решение проблемы духовно-нравственного развития личности становится приоритетным перед другими направлениями ее становления и преподавание дисциплин естественно-научного цикла должно осуществляться в контексте решения данной проблемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лебедев С. В. К истории вопроса об экологическом воспитании // Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (опыт теоретико-прикладного исследования): сб. науч. ст. / под ред. Б. Т.Лихачева и Н. С. Дежниковой. М., 1997.

2. Суравегина И. Т. Содержание экологического образования в усовершенствованных программах по биологии // Биология в школе. 1981. № 6. С. 16 — 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.