Научная статья на тему 'Преодоление угроз социальной безопасности в контексте обеспечения национальной безопасности современной России'

Преодоление угроз социальной безопасности в контексте обеспечения национальной безопасности современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
300
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / БЕЗОПАСНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА / ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ / УГРОЗЫ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ИНТЕРЕСЫ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чумак И.А.

В статье рассматривается ключевые направления, которые необходимы для преодоления угроз социальной безопасности в контексте обеспечения национальной безопасности современной России с точки зрения преодоления деструктивных явлений и рисков в сфере демографического развития общества, духовно-нравственного развития, в социально-стратификационной системе, в области социально-экономического, социально-правового и социально-политического функционирования российского социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преодоление угроз социальной безопасности в контексте обеспечения национальной безопасности современной России»

9. Примаков Е.М. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами (вторая половина 20-начало 21 века). - М.: ИИК «Российская газета», 2006. - 384 с.

10. Проблемы международных отношений и глобального развития / С.В. Ануфриенко, Р.Т. Базаров, Э.И. Басырова и др. / Под общей редакцией С.С. Чернова. - Новосибирск: ЦРНС, 2013. - 258 с.

11. Сидорова С.В. Российские печатные средства массовой информации в противодействии терроризму на Северном Кавказе: политико-технологический аспект: автореф. дисс. ... канд. полит. наук. - Краснодар, 2005. - 21 с.

12. Сидорова С.В. Теоретико-методологические основы анализа феномена современного терроризма // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2009. - № 4. - С. 347-350.

13. Чумак И.А. Методологические ориентиры исследования социальной безопасности как составляющей обеспечения национальной безопасности России // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2013. - № 4. - С. 353-357.

ПРЕОДОЛЕНИЕ УГРОЗ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© Чумак И.А.*

Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск

В статье рассматривается ключевые направления, которые необходимы для преодоления угроз социальной безопасности в контексте обеспечения национальной безопасности современной России с точки зрения преодоления деструктивных явлений и рисков в сфере демографического развития общества, духовно-нравственного развития, в социально-стратификационной системе, в области социально-экономического, социально-правового и социально-политического функционирования российского социума.

Ключевые слова: институциональный подход, безопасное развитие общества, социальная безопасность, социальные институты, трансформационный характер развития общества, принцип социальной справедливости, угрозы социальной безопасности, интересы личности и общества.

* Старший преподаватель кафедры Конфликтологии, связей с общественностью и журналистики, кандидат политических наук.

Социальной политике государства, по справедливому замечанию И.П. Скворцова, принадлежит особое место среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод [1, с. 92]. Анализ множества определений социальной политики позволил этому ученому прийти к выводу, что в обобщенном виде она может трактоваться как «инструмент, направленный на прогрессивное развитие общества в целом или, главным образом, его социальной сферы» [1, с. 93], но в любом случае, независимо от трактовки в том или ином ее значении социальная политика, по его мнению, ответственна за создание условий самореализации граждан страны и с ориентацией на национальные интересы, отвечая требованиям демократического социального государства.

Может, не совсем научно в принятом для понимания социальной политики смысле, но очень емким с точки зрения экзистенциальной ее сущности понимание социальной политики государство дает П.А. Сорокин, утверждая, что она представляет собой учение о счастье, основной задачей которого является формулировка рецептов, указание средств, пользуясь которыми можно и должно достигать цели улучшения общественной жизни [2, с. 120].

Интересное определение дает также И.А. Григорьева, согласно мнению которой под социальной политикой следует понимать деятельность государства и / или общества по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства, распределения и потребления в целях устойчивого и сбалансированного развития общества в русле мирных отношений и общественного согласия [3, с. 18].

Управленческая сущность социальной политики отражается в определении, согласно которому она выступает в виде деятельности, направленной на управление социальным развитием общества, регулирование процессов социальной дифференциации с целью достижения в развитии социальной системы равновесия, стабильности, целостности, динамизма и функциональности [4, с. 96].

Хоть социальная политика и производна от экономики, полагает В.И. Жуков, она не является второстепенной по отношению к ней, если отталкиваться от ее роли и значения в развитии материальной и духовной культуры общества, а потому она определяется им как целенаправленная деятельность государства в гармонизации социальных отношений, гарантированном обеспечении и справедливом удовлетворении материальных и духовных потребностей каждого человека и общества в целом, а также эффективном управлении всей социальной сферой [5, с. 243].

Это далеко не весь, конечно же, спектр определений, имеющихся в области операционалиазции термина «социальная политика», но, несмотря на то, что их очень много в современной науке, А.В. Кончугов утверждает, что понимание природы социальной политики остается проблематичным [4, с. 97]. Но

мы полагаем, что это принципиально не меняет понимания того, насколько важная социальная политика для социальной сферы и в целом для российского общества, регулирование социальных отношений, которые входят в число основных задач тех, кто вершит эту политику.

Социальная политика играет большую роль в формировании социальной культуры, полагает И.П. Скворцов, которая построена на принципах и ценностях солидарности и справедливости [6, с. 93]. Эта социальная культура крайне необходима сегодня российскому обществу, в котором степень ксенофобии, экстремизма, межэтнической напряженности превзошла все допустимые пределы, чтобы говорить о безопасности социального пространства нашего общества [11, с. 60]. Социальная политика имеет потенциал воздействия на изменение социальных отношений, положения индивидов в стратификационной системе общества в рамках создания условий для самореализации, повышение уровня социальной консолидации и интеграции, что также чрезвычайно важно для России.

Без разработки и реализации эффективной социальной политики успешное реформирование общества в принципе невозможно, а в эпоху трансформации потребность в грамотной социальной политике возрастает во сто крат, поскольку накал социальных отношений и экономические сложности переходного периода формируют пространство риска, которое при благоприятной почве (отсутствии эффективной социальной политики) имеет тенденцию к расширению, что мы и наблюдаем в современной России.

Безусловно, надо понимать, что социальная политика - часть общей политики государства, направленной на обеспечение интересов российского народа и государства, т.е. это часть национальной политики, и тем она для нас важна и интересна, поскольку призвана обеспечить эффективность национальной политики государства и его национальную безопасность [12, с. 110].

Важным вопросом, который поднимают исследователи в свете изучения проблемы социальной политики, является вопрос о модели социальной политики. Для россиян эта модель, по сути, отражает исторически сложившиеся представления о государстве как доминанте с обязательным присутствием в социальной сфере и ее регулированием. Сегодня российское государство присутствует частично в этой сфере, и ту политику, которую оно проводит в социальной сфере, Н.М. Римашевская называет политикой «латания дыр», что не дает возможности преодолеть тенденции «понижения» жизненного уровня российского населения [7].

Ею предлагается целостный взгляд на социальную политику, отражающий целостное восприятие социальных проблем и столь же целостное их решение, а проблем, остро нуждающихся в решении в рамках социальной политики российского государства, Н.М. Римашевская выделяет немало: это и бедность, нищета трети населения России, и уже не раз упоминавшееся нами чрезмерное социальное неравенство, проявляющееся в несправедли-

вости доходов, накоплений, жилищной обеспеченности, потребления социально значимых благ и услуг, доступа к системе здравоохранения и медицинским услугам и образованию, и чрезвычайно низкая оплата труда как источник постоянного стресса, в котором находится порядка 70 % россиян, и безработица в самых разных формах ее проявления, способствующая росту различных рисков в сфере труда, профессионализации, жизненной самореализации, и тяжелое материальное положение престарелого населения, пенсия которого, по образному выражению Н.М. Римашевской, становится не чем иным, как пособием по старости, и кризисное состояние ключевых отраслей социальной сферы, таких как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное и социальное обслуживание [8, с. 369].

Если отталкиваться от перечисленных проблем, которые, в рамках целостного подхода, предлагаемого Н.М. Римашевской, эффективность социальной политики российского государства должна оцениваться по таким показателям, как: уровень доходов населения России; характер социально-стратификационной системы и уровень социальной поляризации; соблюдение принципов социальной справедливости в сфере распределения доходов и накопления капиталов, доступа к основным социальным ресурсам и услугам (труду, образованию, медицинскому обслуживанию, жилью, досугу); уровень оплаты труда работников различной категории и квалификации в соответствии с прожиточным минимумом; уровень и характер безработицы, ее типы и динамика; материальное благосостояние и социальное самочувствие пожилого населения, уровень пенсионного обеспечения; состояние ключевых отраслей социальной сферы, таких как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное и социальное обслуживание.

К вышеперечисленным необходимо добавить ряд таких критериев, как: материальное благосостояние и социальное самочувствие семьи, особенно с детьми, в том числе молодой семьи с детьми; возможности реализации семейного досуга и организации детского отдыха; материальное благосостояние и социальное самочувствие молодежи, возможности ее жизненной самореализации в семейной, образовательной, трудовой сфере; уровень девиации в ее среде; уровень доверия в обществе на различных уровнях: межличностном, межгрупповом и институциональном.

Вероятно, это не все критерии, с помощью которых следует оценивать эффективность социальной политики государства.

В основе национальной социальной политики должны находиться прежде всего принципы социальной справедливости [11, с. 45], но тогда закономерно встает вопрос о том, что есть социальная справедливость и как она воспринимается россиянами, на каких ценностных основаниях она базируется?

В результате всероссийского социологического исследования, в котором специальный блок вопросов был посвящен проблеме социальной справедливости, М.К. Горшков пришел к выводу, что ключевые элементы справед-

ливого общества, по мнению россиян, следующие: равенство возможностей для всех, активная роль государства в системе социальной защиты, дифференциация в доходах в разумных пределах и отражающая образование, квалификацию и эффективность работы каждого человека [9, с. 23]. При этом важно, что данные элементы справедливого общества характерны для большинства россиян независимо от положения, занимаемого ими в обществе, и динамики их личного благополучия [9, с. 23].

В заключение хотелось бы привести еще одно важное мнение академика М.К. Горшкова, который утверждает, на основе выявленных приоритетов в мечтаниях россиян, что «принцип социальной справедливости занимает очень важное место в модели национальной культуры России, мечта о справедливом обществе выполняет для населения страны роль консолидирующей идеи» [9, с. 23].

Совершенно очевидно для нас, что принцип социальной справедливости должен находиться у основания социальной политики российского государства и его национальной политики с целью обеспечения национальной безопасности России, для которой всегда социальная справедливость выступала значимой ценностью и ориентиром развития. Потеряв этот ориентир, российское общество утратило видение будущего, а вместе с ним и понимание настоящего.

Итак, ключевые направления, которые необходимы для преодоления угроз социальной безопасности в контексте обеспечения национальной безопасности современной России, изложены в рамках тех позиций, по которым оценивалось состояние социальной безопасности России, т.е. по линии преодоления деструктивных явлений и рисков в сфере демографического развития общества, духовно-нравственного развития, в социально-стратификационной системе, в области социально-экономического, социально-правового и социально-политического функционирования российского социума.

Список литературы:

1. Скворцов И.П. Социальная политика в контексте социальной культуры: к определению понятия / И.П. Скворцов // Власть. - 2012. - № 1. - С. 92.

2. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. - М.: Политиздат, 1992. - С. 123.

3. Григорьева И.А. Социальная политика: основные понятия // Журнал исследований социальной политики. - 2003. - Т. 1, № 1. - С. 18.

4. Кончугов А.В. Социальная политика как явление общественной жизни / А.В. Кончугов // Власть. - 2011. - № 9. - С. 96.

5. Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований. В 3 т. Социология глобальных процессов / В.И. Жуков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во РГСУ, 2007. - С. 243.

6. Скворцов И.П. Социальная политика в контексте социальной культуры: к определению понятия / И.П. Скворцов // Власть. - 2012. - № 1. - С. 93.

7. Римашевская Н.М. Базисные принципы социальной доктрины России [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: Шр:/^осро1Шка. ги/гш/8оаа1_роИсу_ге8еагсЬ/аррИе^ге8еагсШоситеп1310.8Ыт1.

8. Горшков М.К. Социальные неравенства как вызов современной России / М.К. Горшков // Вестник Института социологии. - 2010. - № 1. - С. 31.

9. Горшков М.К. «Русская мечта» в зеркале социологии // Гуманитарий Юга России. - 2012. - № 2. - С. 23.

10. Сидорова С.В. Российские печатные средства массовой информации в контртеррористическом просвещении населения // Современный Кавказ: геополитический выбор: Сборник научных статей. - М.; Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2009. -С. 59-66.

11. Ануфриенко С.В. Коммуникационная стратегия терроризма как угроза национальной безопасности // Национальная безопасность и стратегическое планирование. - 2013. - № 3 (3). - С. 41-51.

12. Чумак И.А. Роль институциональной парадигмы в становлении системы социальной безопасности // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2014. - № 12. - С. 107-112.

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА: ИНФОРМАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

© Чумак И.А.*

Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск

Информационная сфера Российской Федерации является важной составляющей жизнедеятельности общества и государства. Вследствие этого обеспечение безопасности национальных интересов Российской Федерации в этой сфере способствует укреплению национальной безопасности Российской Федерации. Защита национальных интересов Российской Федерации, реализуемых в информационной сфере, от угроз внешнего и внутреннего характера составляет основное содержание деятельности по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: национальные интересы, информационная безопасность, угрозы государству, угрозы национальной безопасности, Концепция национальной безопасности, Доктрина информационной безопасности.

* Старший преподаватель кафедры Конфликтологии, связей с общественностью и журналистики, кандидат политических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.