УДК 377.5.02
ПРЕОДОЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФАНТИЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
О.С.Дегтеревский
Боровичский филиал НовГУ, [email protected]
Рассматривается сущность социального инфантилизма, выявлены его особенности проявления у учащегося колледжа. Содержательно представлены компоненты социальной компетентности учащегося, раскрыты педагогические возможности социального партнерства в преодолении социального инфантилизма.
Ключевые слова: инфантилизм; социальный инфантилизм; социальное партнерство
In the article the matter of social immaturity is considered and the display specificity of social immaturity of the college students is revealed. The article also presents the components of social immaturity of the students and shows pedagogical possibilities of social partnership in social immaturity overcoming.
Keywords: infancy, social immaturity, social partnership
В современных социально-экономических условиях производству и обществу требуется гибкая, адаптивная личность с высокой степенью самостоятельности и ответственности, способная работать в коллективе. При этом личностные качества выступа-
ют фундаментом для формирования и развития профессиональных качеств.
Анализ практики профессиональных образовательных систем показывает, что они зачастую не обеспечивают формирование у выпускников необхо-
димых навыков коммуникации, потребных для их успешной адаптации, как в социальной, так и в профессиональной среде. Обнаруживается боязнь проявления инициативной деятельности, отсутствие готовности к самостоятельным, ответственным поступкам, к компетентному принятию решений. Молодежь в силу специфики социально-психологических характеристик оказывается недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда и социума.
Современное среднее профессиональное образование призвано обеспечить не только необходимый уровень профессиональной подготовки выпускников, но и развить адаптационный потенциал подростка. Последнее требование, к сожалению, не выполняется в полной мере. В процессе адаптации возникают негативные отклонения, одним из которых является инфантилизм подростка, негативно отражающийся не только на профессиональной его судьбе, но и на уверенности в собственных силах, социальном поведении.
Проблема инфантилизма многоаспектна и привлекает внимание различных ученых [1-4]. В их исследованиях рассмотрены некоторые виды данного феномена.
Психический инфантилизм — незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой его поведение не соответствует возрастным требованиям; ярко проявляется отставание в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских качеств личности, что выражается в отсутствии самостоятельности.
Личностный инфантилизм — своеобразная девиация психического и личностного развития, а также поведенческой активности индивида, проявляющаяся в неадекватной возрасту приверженности к детским образцам поведения, видения и оценок, неприятие учебных ситуаций и связанных с ними дисциплинарных требований.
Физиологический инфантилизм раскрывается в медицине как несоответствие физического состояния индивида, его соматического здоровья окружающей среде.
Политический инфантилизм представляет собой следствие деформированной политической социализации, при котором отдельный субъект (индивид, коллективный субъект, лидер, власть) проявляет неспособность выполнять функции, возлагаемые на него обществом и политической системой.
Социальный инфантилизм как состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением человека, вызванное нарушением механизмов социализации под влиянием социокультурных условий и проявляющееся в неприятии молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления.
Проблемность в подготовке современного выпускника среднего профессионального образования заключается в преодолении таких характеристик его личности, как неприятие ситуации и связанных с ними требований; низкий уровень осознания норм общения и выработки понятий «нельзя» и «надо»; невозможность правильно оценить ситуацию; отсутст-
вие способности предвидеть развитие событий и возможные опасности, угрозы; отсутствие волевых усилий что-либо изменить; завышенная самооценка и уровень притязаний; эгоцентризм; обостренное чувство психологической незащищенности; бегство от принятия решений и возложение ответственности за них на другого человека. Все это говорит о наличии социальном инфантилизме учащегося колледжа.
Исходя из вышеизложенного, определим понятие «социальный инфантилизм подростка». Социальный инфантилизм подростка — это негативная форма адаптации к окружающей действительности в результате незрелой эмоционально-волевой сферы и отсутствия мотивационно-ценностных установок к личностному развитию в процессе социальной деятельности, проявляющиеся в неприятие молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления, пассивном отношении к любым кризисным ситуациям, возложении на другого человека ответственности за принятие решения.
Анализ образовательной практики позволил нам выявить модели проявления социального инфантилизма учащегося колледжа:
— развитие ранее сформировавшейся стратегии жизнедеятельности в социуме и семье (негативная обстановка в семье, влияние криминальных и неформальных социальных образований и др.);
— создание новых образцов психического опыта, способствующих специфической адаптации личности к новым условиям существования (создание индивидуальных механизмов адаптации к изменяющимся условиям среды, которые ущемляют или ограничивают возможности учащегося);
— создание самим учеником индивидуальной, нестандартной форма защиты собственного мироощущения и микросоциума от подобных изменений.
В любом случае, при возникновении социального инфантилизма, взаимодействуют три группы факторов: социальные нормы; особенности личности; особенности конкретной ситуации. Детерминантами возникновения социального инфантилизма выступают а) микросоциаль-ные нормы и установки, б) особенности среды, кризисы.
Микросоциальные нормы и установки. Личностью не рождаются, ею становятся в контексте цивилизации. На этом утверждении основана современная концепция человека как ведущей силы социальнокультурного процесса. Ее принципиальные положения таковы: человек — основная жизненная ценность; человек имеет право на свободу творческих проявлений и раскрытие своих способностей; государство и общество имеют обязанности защищать достоинство человека и его неограниченное право на владение культурными ценностями. На современном этапе процесс социального формирования личности отличается крайней сложностью и противоречивостью. Утверждающаяся система новых общественных отношений вносит серьезные коррективы в содержание педагогической работы.
Особенности среды. Кризисы. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (социальный класс, профессиональную группу и т. д.) и переживанию своей нераз-
рывной связи с ними. Идентичность — психосоциальная тождественность — позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения. Идентичность — условие психического здоровья. Если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается «потерянным» [3].
Социальный инфантилизм — следствие воздействия на личность целого комплекса факторов и обстоятельств на протяжении длительного времени. Поэтому очевидно, что усилия по преодолению негативных проявлений социального инфантилизма также должны быть комплексными и иметь непрерывный характер. Результатом преодоления социального инфантилизма подростка выступает проявление его социальной компетентности, которая в большей степени проявляется в его социальной активности по преобразованию как среды жизнедеятельности, так и самого себя.
Cформированная социальная компетентность подростка включает следующие компоненты:
коммуникативный — умение устанавливать и поддерживать отношения с разными социальными группами и отдельными людьми; слышать и понимать точку зрения другого (сообщение, предложение), согласовывать совместные действия или невмешательство в эти действия; нести ответственность за принятые решения; умение инициировать, включиться и поддержать диалог; свободно высказывать собственное, в том числе и ошибочное, мнение; способность принимать разные социальные роли в соответствии с конкретной ситуацией с учетом этических норм; адаптация стиля общения к определенной коммуникативной ситуации;
мотивационно-ценностный — признание как ценности себя и процесса общения с другими людьми; согласование мотивов собственных действий и действий других людей; интерес к общению, соотношение своей деятельности с согласованными ценностями и целями других субъектов общения; наличие внешней и внутренней мотивации к общению и совместной групповой деятельности в рамках социального проекта, когда другие его участники выступают и как средство успешности совместной деятельности и как ее цель; имение своей системы ценностносмысловых регуляторов действий в общении с окружающими людьми;
деятельностный — умение определять для себя цели совместной познавательной, учебной, социально-трудовой и творческой деятельности; способность самоорганизоваться в индивидуальной работе и в сотрудничестве с группой, определяя при этом меру своей ответственности; умение осуществлять взаимодействие в группе на основе предписанных правил, согласованных целей и ценностей; способность управлять бесконфликтным поведением и способами общения; наличие опыта в организации совместных действий с участниками социального проекта;
рефлексивный — умение объяснить (осознать) свое состояние, потребности, желания в кризисной
ситуации; умение анализировать действия (поступки) и прогнозировать их результаты в соответствии с согласованными целями и ценностями; сознательный отбор и оформление информации, необходимой для взаимодействия с другими людьми; осознание результатов индивидуальных и кооперативных действий, меры своей ответственности; способность к корректировке индивидуальных и совместных действий, вызванных кризисной ситуацией в соответствии поставленной целью.
Представляется, что комплексное воздействие на социально инфантильного подростка можно обеспечить, используя возможности социального партнерства. Партнерство (от англ. part — часть единого целого) — система взаимодействий и взаимоотношений, организованных на принципах равенства, добровольности, равнозначимости и дополнительности участников образовательных процессов.
В научных исследованиях социальное партнерство в образовании рассматривается как:
— цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем стремления к договору, достижению консенсуса, выработки и осуществления единой позиции по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития;
— эффективная система правового регулирования социально-трудовых отношений, включая механизм разрешения коллективных трудовых спросов; живая связь образовательных учреждений с экономическими и социальными институтами общества;
— эффективная реализация основной функции профессионального образования — обеспечение рынка труда кадрами специалистов в необходимых объемах и качестве подготовки.
Основу социального партнерства в процессе подготовки компетентного специалиста в системе профессионального образования составляют: заинтересованность каждой из сторон в поиске оптимальных способов и форм организации учебного процесса при решении проблем образования; объединение усилий и возможностей в разрешении значимых проблем; конструктивное сотрудничество между различными сторонами как субъектов деятельности в разрешении спорных вопросов; стремление к поиску эффективных решений образовательных задач; взаимоприемлемый контроль и учет интересов различных сторон партнерства; правовая обоснованность кооперации на выгодных условиях взаимодействия и взаимовлияния для каждой стороны социального партнерства.
Социальное партнерство по отношению к образованию понимается как партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности, партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства, и партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни,
делающая вклад в становление гражданского общества. Социальное партнерство в образовании может выступать в форме либо договора между его участниками, либо разработки и реализации проектов.
Необходимо отметить, что в рамках социального партнерства в процессе выполнения тех или иных проектов происходит культурное самоопределение всех его субъектов, которое рассматривается как процесс создания и реализации системы представлений субъектов о культурном пространстве, о своем месте и культурном содержании общения в этом пространстве. Культурное самоопределение связано с постоянным выбором индивидом разных форм активности и предметной направленности индивидуальных интересов с их последующей трансформацией и развитием. Культурное самоопределение является толчком к новым формам социокультурного взаимодействия и выступает одной из составных частей социализации личности.
Как свидетельствуют исследования (см. [5]), социальное партнерство может проявляться в рамках проектирования. Существует несколько типов проектирования: идеальное (существует в сознании как идеальная возможность); социальное (структурное преобразование социальной системы по схеме «идея
— вещь», при котором процессы реализации и функционирования поглощают идею, овеществляют ее, идея редуцируется в технологическую идеологию). Синтезом этих двух типов выступает социокультурное проектирование, порождающее принципиально новую мыследеятельность, за счет которой и осуществляются процессы преобразования по схеме «замысел — реализация — рефлексия».
Организационная схема проектирования включает в себя пять компонентов и соответствующие им деятельностные позиции (см. табл.).
Приобретение учащимися колледжа опыта социального проектирования позволяет им, с одной стороны, самостоятельно приобретать профессионально значимые качества личности, а с другой, — интенсивно преодолевать социальный инфантилизм.
В Боровичском автомобильно-дорожном колледже социальное партнерство организовано именно с этими целями. Возможности социального партнерства применяются при организации работы, связанной с преодолением социальной инфантильности, в двух направлениях — в организации учебного процесса и в выстраивании системы внеучебной работы.
Преодоление негативных проявлений социального инфантилизма происходить поэтапно.
1-й этап — аналитико-диагностический — выявление образовательных, социальных, профессиональных и личностных потребностей потенциальных социальных партнеров.
2-й этап — подготовительный — согласование ценностно-целевых установок с субъектами социального партнерства, определение видов социального партнерства и его результата (личностного, социально-значимого и т.п.); формирование установки на удовлетворение не только интересов самого учебного заведения, но и потребностей социальных партнеров; поиск адекватных форм и методов взаимодействия с социальными партнерами на различных этапах подготовки специалиста.
3-й этап — формирующий — организация непосредственной деятельности всех субъектов социального партнерства.
4-й этап — рефлексивно-обобщающий — выявление динамики преодоления социальной инфантильности у учащихся колледжа и ее проявления в социально-образовательной деятельности, определение основных видов социального партнерства, обес-
Проявление различных позиций учащегося колледжа в процессе социокультурного проектирования
Технология социального проектирования Позиция учащегося колледжа
Знания о проектировании Методологическая
Анализ особенностей и выделение специфики проектирования в социуме Исследовательская
Формирование социокультурной среды Технолога-конструктора
Образование полипрофессионального сообщества Коммуникативно-управленческая
Построение широких кооперативных связей как культурная организация проектирования Организатора коммуникации, субъектная позиция
Участие студентов в разработке и реализации социально или профессионально значимых проектов позволяет им: принять субъектную позицию; проявить себя в различных видах деятельности, используя при этом индивидуальные творческие возможности; осознать общественную или профессиональную значимость своей деятельности, направленную на преобразование социокультурной или профессиональной среды; брать на себя ответственность за результаты и последствия организуемой деятельности.
печивающих эффективное преодоление социальной инфантильности.
Преодоление социального инфантилизма выступает как комплексная социально-педагогическая поддержка учащихся (диагностика, профилактика и коррекция) в условиях колледжа. Она предполагает комплекс индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии подростка. Такая поддержка возможна, если учиты-
ваются особенности не только образовательной, но и внешней, профессиональной среды, а преподаватели технического колледжа обладают необходимой компетентностью, обеспечивающей эффективное преодоление социальной инфантильности воспитанников.
1. Шевченко А.Н. Педагогические технологии преодоления социально-профессионального инфантилизма учащихся колледжа. М., 2005. 162 с.
2. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Социальное партнерство: Что ждет работодателей? (Итоги пилотного Всероссийского социального исследования. М.: Аспект, 2004. 32 с.
3. Мухаметзянова Г. В. Социальное партнерство в государственном ВУЗе: формы и основные направления // Роль современных технологий социального партнерства в подготовке компетентного специалиста в условиях научно-образовательного комплекса «колледж — ВУЗ — НИИ». Казань, 2004. С.27.
4. Белобородов Н.В. Ребятам мечту дарить. Опыт социального творчества. М., 2002. 232 с.
5. Палов В. Социальное партнерство в сфере профессионального образования. М.: Центр изучения проблем профобразования, 2001. 87 с.