Научная статья на тему 'Преобразования и перспективы развития системы дошкольного образования в Азербайджане'

Преобразования и перспективы развития системы дошкольного образования в Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CURRICULUM / PRESCHOOL CHILDREN / STAFF / EARLY CHILDHOOD EDUCATION / PROBLEMS / EXPERIENCE / PROFESSIONALISM AND COMPETENCE / КУРИКУЛУМ / ДОШКОЛЬНИКИ / КАДРЫ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОБЛЕМЫ / ОПЫТ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширзадова Мехрибан

В статье исследованы вопросы дошкольного образования в Азербайджане. Анализируется «Курикулум дошкольного образования Азербайджанской Республики» и указываются требования, предъявляемые к руководящим работникам и педагогам дошкольных учреждений. На основе проведенного анализа системы дошкольного воспитания в Азербайджанской Республике сделан вывод о том, что основной проблемой, которая на сегодня негативно влияет на качество воспитания и образования, является кадровая. Особо подчеркивается то, что основной целью реформирования системы дошкольного образования является осуществление мероприятий по повышению профессионализма и компетентности педагогических кадров, работающих в дошкольных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ширзадова Мехрибан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformations and perspectives of development of the system Pre-school education in Azerbaijan

In the article the question of pre-school education in Azerbaijan. We analyze the “Curriculum of preschool education of the Azerbaijan Republic” and specify the requirements for managers and teachers of preschool institutions. Based on the analysis of pre-school education in the Republic of Azerbaijan concluded that the main problem, which now affects the quality of education and training is personnel. It is emphasized that the main aim of reforming the system of preschool education is to implement measures to improve the professionalism and competence of teaching staff working in preschool.

Текст научной работы на тему «Преобразования и перспективы развития системы дошкольного образования в Азербайджане»

Secton 2. Preschool Education

Shirzadova Mehriban, Ph. D., Doctoral program of Doctor of Science The Institute of Educational Challenges of Azerbaijan Republic E-mail: eduaz@mail.ru

Transformations and perspectives of development of the system Pre-school education in Azerbaijan

Abstract: In the article the question of pre-school education in Azerbaijan. We analyze the "Curriculum of preschool education of the Azerbaijan Republic" and specify the requirements for managers and teachers of preschool institutions. Based on the analysis of pre-school education in the Republic of Azerbaijan concluded that the main problem, which now affects the quality of education and training is personnel. It is emphasized that the main aim of reforming the system of preschool education is to implement measures to improve the professionalism and competence of teaching staff working in preschool.

Keywords: Curriculum, preschool children, staff, early childhood education, problems, experience, professionalism and competence.

Мехрибан Ширзадова кандидат педагогических наук, докторант по программе доктора наук Института проблем образования Азербайджанской Республики E-mail: eduaz@mail.ru

Преобразования и перспективы развития системы дошкольного образования в Азербайджане

Аннотация: В статье исследованы вопросы дошкольного образования в Азербайджане. Анализируется «Курикулум дошкольного образования Азербайджанской Республики» и указываются требования, предъявляемые к руководящим работникам и педагогам дошкольных учреждений. На основе проведенного анализа системы дошкольного воспитания в Азербайджанской Республике сделан вывод о том, что основной проблемой, которая на сегодня негативно влияет на качество воспитания и образования, является кадровая. Особо подчеркивается то, что основной целью реформирования системы дошкольного образования является осуществление мероприятий по повышению профессионализма и компетентности педагогических кадров, работающих в дошкольных учреждениях.

Ключевые слова: курикулум, дошкольники, кадры, дошкольное образование, проблемы, опыт, профессионализм, компетентность.

Воспитание детей дошкольного возраста являет- жанского народа, а создание условий для развития ся важной сферой общественной жизни азербайд- способностей и дарований детей и молодёжи поло-

жительно влияет на развитие экономики и благополучию государства.

С гуманистических позиций дошкольное детство рассматривается как важнейший этап в жизни человека; этап подготовки к следующему периоду жизни — школьного детства; период, в течение которого формируются не только предпосылки, но и ведущие черты личности, определяющие ее направленность, поведение и деятельность в течение всей жизни [10, а 13].

Взгляд современной педагогической науки направлен, прежде всего, на проблемы оптимизации основ научно-методического обеспечения педагогического процесса в детском саду, личностно-ориенти-рованный подход в воспитании, на развитие у ребенка духовного мира, как доминирующего начала в структуре личности, работы с одаренными детьми, на исследование педагогических условий полноценного физического, психического и социального развития ребенка — дошкольника.

В «Законе Азербайджанской Республики об Образовании», четко определены цели, стратегические задачи и приоритетные направления образования. В нём указывается, что дошкольное образование, являясь первой ступенью образования, обеспечивает интеллектуальное, физическое и психическое развитие детей с раннего возраста в соответствии с интересами семьи и общества, усвоение ими простейших трудовых навыков, выявление их талантов и способностей, охрану здоровья, эстетическое воспитание, формирование чуткого отношения к природе и людям [4].

В настоящее время инновационная деятельность педагога-воспитателя, направленная на совершенствование образовательного процесса, к которому предъявляются вышеупомянутые требования, является основным фактором в инновационной системе дошкольных учреждений. Она предполагает изменения в целях, содержании, формах и методах обучения и воспитания, способствующие познавательной деятельности, практических умений, коммуникативной активности, мыслительных способностей дошколь-ников.Игровая деятельность в дошкольных учреждениях также должна отвечать целям, формам и методам инновационной деятельности детей. Игры не должны проводиться для времяпровождения.

Предоставление широкой автономии ВУЗам, которые формируют будущих педагогических кадров для системы дошкольного образования и воспитания, является одной из причин того, что в сфере дошкольной педагогики наблюдаются кадры, не имеющие

надлежащих педагогических компетенций. Речь идет о практических навыках, компетенциях, коммуникабельности, креативности, инициативности, управленческих способностях, проективном мышлении, умении работать в команде и других преимуществах педагогов дошкольных учреждений. Видимо поэтому многие руководители ДОУ отдают предпочтение способным работать в этой отрасли педагогам не по профилю, а имеющие дошкольное образование зачастую не оправдывают себя на практике, в связи с чем, возникает вопрос о необходимости повышения качества образования специалистов для дошкольных образовательных учреждений.

В тоже время исследователи указывают, что в системе дошкольного воспитания, которая функционирует в Азербайджанской Республике, всего 7% — 9% педагогических кадров отвечает требованиям современной системы дошкольного образования и воспитания, в связи, с чем на повестке дня стоит задача повышения качества педагогических кадров [1].

Исследователи системы дошкольного образования Азербайджана разработали «Курикулум дошкольного образования Азербайджанской республики», в котором выдвигается на первый план приобретение детьми первичных жизненных умений и навыков, а также необходимых умений и навыков в будущей жизненной деятельности, формирование способностей. Закладывается фундамент формирования дошкольников как личность.

Курикулум дошкольного образования предполагает обеспечение детской деятельности и формирование умений, а также создание соответствующего образовательного условия для их развития как субъект. Для реализации этих целей считается целесообразным решение нижеследующих задач:

1. Урегулирование развития детей в дошкольном периоде.

2. Урегулирование содержания школьной подготовки детей.

3. Обеспечение качества образования с внедрением организационных правил дошкольной подготовки.

4. Повышение компетенции специалистов дошкольных учреждений.

5. Обеспечение качества дошкольного образования в определении ролей всех заинтересованных сторон (специалисты дошкольного образования, семьи, родители).

В основу «Курикулума дошкольного образования Азербайджанской Республики» были положены следующие принципы:

1. Ориентация на ребенка.

2. Ориентация на результат.

3. Развивающее обучение.

4. Интеграция.

5. Создание равной степени для всестороннего развития детей.

6. Учет национальных особенностей, традиций и мировых цнностей.

7. Необходимость подготовки детей к школьному обучению [7, с. 7-8].

Как уже было сказано, необходимым считается также обратить внимание на проблемы подготовки специалистов, способных решать сложнейшие задачи дошкольного воспитания, чему могут способствовать исследования, направленные на изучение зарубежной теории и практики педагогического образования.

Практика дошкольных учреждений показывает, что курикулум требует от педагогов дошкольных учреждений креативности, изменения содержания образования, подходов, технологий обучения и введения инноваций, служащей развитию познавательной деятельности, коммуникативной направленности и практических умений.

Поскольку воспитание является процессом двустороннего взаимодействия, в этом процессе, с одной стороны, находится ребенок, а с другой — педагог, который должен передать ребенку опыт, знания и национальные традиции азербайджанского народа, накопленные на протяжении многовековой истории. Одновременно, нацеленность воспитателя в будущее, основанное на мудрости и опыте предков, — верная гарантия того, что это будущее обязательно состоится [5, с. 262].

Курикулум предполагает также знания и внедрения в образовательный процесс общемировых ценностей. Поэтому в данное время подготовка кадров для дошкольных учреждений на всех ступенях (бакалавр, магистр, докторантура, переподготовка и повышение квалификации) стоит в центре внимания педагогической общественности.

Исследователями отмечается, что формирование такого воспитателя требует существенных усилий со стороны государства, при этом, в данной сфере воспитания и образования имеется ряд проблем. Данные статистики свидетельствуют, что в настоящее время привлечение детей в дошкольные учреждения в Азербайджане составляет лишь 16,3% от общего числа детей. В Азербайджане действуют 1658 дошкольных учреждений, которые охватывают 103 900 детей. В 1592 дошкольных учреждениях, на-

ходящихся в подчинении Министерства образования, воспитываются 98029 детей. Помимо этого, в стране действуют 4 специализированных дошкольных учреждения и 5 дошкольных учреждений санаторного типа [9].

До 2018 года в Азербайджане будет подготовлен процесс перехода на обязательное дошкольное образование. Это предусмотрено в утвержденном президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым плане действий в связи с реализацией «Государственной стратегии по развитию образования в Азербайджане» [2].

В соответствии с планом действий, в 2016-2018 г. предусматривается подготовка и применение механизма для обеспечения применения системы обязательного годичного дошкольного образования, а также совершенствование существующего механизма, выделение финансовых средств.

Основными проблемами при переходе детских садов на стандарт дошкольного образования стали:

1. Отсутствие примерных основных образовательных программ.

2. Недостаточное материально-техническое оснащение развивающей среды дошкольных учреждений.

3. Отсутствие компетентных руководящих и педагогических кадров по проблематике стандарта, что является главной проблемой, стоящей на пути реформирования системы дошкольного образования и воспитания в Азербайджанской Республике.

К сожалению, знакомясь с практикой воспитательной и образовательной работы дошкольных учреждений Азербайджанской Республики, приходится констатировать, что часто в некоторых дошкольных учреждениях цели и задачи обучения и воспитания подменяются иными целями и задачами, способствующими упрощению воспитательно-образовательного процесса. В отдельных дошкольных учреждениях педагогические коллективы используют методики воспитания без надлежащей профессиональной подготовки, в угоду педагогической моде или амбициям руководителей этих учреждений. У отдельных педагогических работников отсутствует ясное видение своей миссии, они не умеют разрабатывать планы педагогической деятельности по курикулуму, воплощать в жизнь выдвинутые идеи.

В этой связи возникают трудности с обновлением содержания процесса дошкольного образования, с развитием у детей физических, интеллектуальных и психологических способностей, с изучением и применением передового опыта в сфере дошкольного об-

разования, с совершенствованием кадровой политики и т. д. [3, с. 221].

В целом, одной из наиболее существенных проблем дошкольной педагогики Азербайджанской Республики является недостаточный уровень квалификации педагогических кадров, на что указывают Р. Оруджев, А. Ахмедов, В. Абасов, И. Ахмедов. В этой связи основной целью реформирования системы дошкольного образования является осуществление мероприятий по повышению профессионализма педагогических кадров, работающих в дошкольных учреждениях [8]. Повышение требований к их подготовке на основе национального пробуждения и самосознания, возвращение к родовым истокам, историческому прошлому, что ставит перед высшим педагогическим образованием целый ряд неотложных задач [6, с. 3].

В принципе, мы можем говорить об отсутствии единой педагогической модели формирования специалистов в области дошкольного образования и воспитания в Азербайджане, о многообразии подходов и стандартов обучения. Но в предлагаемой нами ку-рикулуме системы дошкольного образования в единстве и во взаимосвязи представлены цель, задачи, принципы, стратегии; содержательно-методический аспект реализации основных направлений образования, развивающая среда. К факторам, способствую-

щим обновление дошкольных учреждений с учетом требований курикулума относятся следующие:

а) создание здоровье сберегающей среды в ДОУ и безопасность детей;

б) создание развивающей среды;

в) создание инфраструктуры ДОУ для детей;

г) обновление содержания дошкольного образования;

д) совершенствование технологий образовательного процесса;

е) создание смешанных разновозрастных групп;

ё) развитие системы дополнительного образования для детей дошкольного возраста;

ж) внедрение этнопедагогических технологий в образовательный процесс;

з) совершенствование работы по обеспечению преемственности в системе ДОУ — начальная школа;

к) совершенствование системы взаимодействия педагогов ДОУ и семьи;

л) развитие управленческой культуры руководителей дошкольных учреждений, совершенствование профессионально-творческого потенциала педагогических кадров ДОУ.

В настоящее время большинство воспитателей и педагогов республики привлечены курсам по обучению «Курикулуму дошкольного образования Азербайджанской Республики».

Список литературы:

1. 9hmadov A., Abbasov 9. Maktabaqadar tahsilin konseptual probleml3ri)/Az3rbaycan müallimi, 13 may 2011-ci il, № 18. http://www.muallim.edu.az/arxiv/2011/18/32.htm

Государственная стратегия по развитию образования в Азербайджанской Республике. http://azertag. az/ru/xeber/Gosudarstvennaya_strategiya_po_razvitiyu_obrazovaniya_v_Azerbaidzhanskoi_Respub-like-109168

Джафарова Л. К. Юридическая база и особенности современного дошкольного образования в Азербайджане//Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.)/редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - 344 с.

«Закон Азербайджанской Республики об образовании» от 19 июня 2009 года, статья 18, № 833-IIIQ. http://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=29005

Ibrahimov F., Hüseynzada R. Pedaqogika. Ali maktab talabalari ü$ün darslik.2 cilidda. II cild. Baki: Mütarcim, 2012, 547 s.

6. Магеррамов А. М. Развитие высшего педагогического образования в Азербайджанской Республике (19611981 гг.)/Автореф. дис... канд. пед. наук. - Баку, 1992. - 22 с.

7. Концепция (национальный куррикулум) общего образования азербайджанской республики.

8. /http://portal.edu.az/index.php ?r=article/item&id=194&mid=5&lang=ru

9. Оруджев Р. Дошкольное образование в Азербайджане/Р. Оруджев. - Режим доступа: http://www.zerkalo. az/2013/doshkolnoe-obrazovanie-v-azerbaydzhane

10. Теймурова С. Слабое звено/С. Теймурова//Азербайджанские Известия. - Режим доступа: http://www. azerizv.az/news/a-824.html

2.

3.

4.

5.

11. Фельдштейн Д. Н. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методического обеспечения процесса образования/Д. Н. Фельдштейн//Педагогика. - 2009. - № 1. - С. 11-25.

12. http://www.zerkalo.az/2013/doshkolnoe-obrazovanie-v-azerbaydzhane

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.