Н.П. Малиновский в свое время пришел к выводу о том, что «в то время идея использования школы в целях русификации не являлась руководящей».
Мероприятия, направленные на организацию центральных училищ, были вызваны необходимостью усовершенствовать управление колониями. Подобные училища открывались не только в немецких колониях, но и у болгар, крымских татар. Распространение русского языка среди населения посредством этих учебных заведений не было самоцелью, а на практике вообще оказалось малодостижимой задачей.
В дореформенный период, по мнению А. Каппеле-ра, в России крайне редки были случаи ассимиляции значительного числа людей другим этносом. Русификации, германизации и подобным процессам подвергались небольшие группы населения, проживавшие в мощном иноязычном и инокультурном окружении, либо представители сельского населения, попадавшие в города [4. С. 114]. Это подтверждают исследования других ученых. Так, например, об ассимиляционных процессах среди этнических меньшинств в условиях городской среды писала Н.В. Юхнева [9; 10]. Вопрос «разне-мечивания» Петербурга в середине XIX в. на примере
отдельных семей исследовал А.К. Гаврилов [2]. С учетом вышеизложенного вряд ли можно говорить о целенаправленной политике русификации немецкого населения в первой половине XIX в.
1. Вашкау Н.Э. Школа в немецких колониях Поволжья. Волгоград, 1998.
2. Гаврилов А.К. Петербург в судьбе Генриха Шлимана. СПб., 2006.
3. Государственный архив Одесской области.
4. Каппелер А. Россия - многонациональная империя. М., 2000.
5. Контора опекунства новороссийских иностранных поселенцев. Т. 1: Аннотированная опись дел 1781 - 1818 гг. Днепропетровск; Киев, 1997.
6. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ).
7. Российский государственный исторический архив.
8. Свод законов Российской империи. 1857. Т. 12.Ч. 2.
9. Юхнёва Н.В. Немцы в многонациональном Петербурге // Немцы в России: люди и судьбы. СПб., 1998.
10. Юхнёва Н.В. Этнический состав и этносоциальная структура населения Петербурга. Вторая половина XIX - начало ХХ вв. Л., 1984.
УДК 94(47)
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ КОЛХОЗОВ В СОВХОЗЫ в 1950 - 1960-е годы
О.В. Шлыкова,
ассистент кафедры истории, культурологии и политологии, СГАУ им. НИ. Вавилова
Сентябрьский (1953 г.) Пленум ЦК КПСС, вскрыв причины отставания сельскохозяйственного производства, разработал широкую программу мер по его подъему. Одним из направлений стало преобразование экономически слабых колхозов в совхозы. Создание совхозов на колхозной базе требовало от государства больших финансовых вложений. Преобразование колхозов в совхозы начало осуществляться с осени 1954 г [1. С. 144]. В целом, за 1954 - 1981 гг в совхозы было преобразовано 27 859 колхозов, что составляло 30,6% от их общего числа на 1 января 1954 г. Однако темпы преобразований были неравномерными. Если за первые три года в статус совхозов было переведено 1430 колхозов, то в одном только 1957 г -5729, а в 1960 - 1961 гг. - 7974. Всего за 1957 - 1961 гг в совхозный сектор перешло 17 011 хозяйств, что составило 78,4% общего числа колхозов, преобразованных на первом этапе. Впоследствии количество реорганизаций значительно уменьшилось [5. С. 5]. Одновременно с этим для вновь организованных совхозов была увеличена численность работников на 2400 тыс. человек с годовым фондом заработной платы 16 390 млн руб. [2. Ф. 7486. Оп. 1. Д. 9207. Л. 480].
В 1958 - 1961 гг. в специализированные совхозы было преобразовано большое количество пригородных колхозов, в том числе и экономически сильных, с целью увеличения производства овощей, картофеля, молочных продуктов и улучшения снабжения ими городского населения, удельный вес которого в стране неуклонно возрастал. Такая задача была поставлена на XX съезде КПСС [3. С. 144].
В эти же годы преобразованию подверглись некоторые колхозы, задолжавшие государству большие суммы за технику приобретенную ими в ходе реорганизации машинно-тракторных станций, а также ряд слабых хозяйств, возглавлявшихся тридцатитысячниками, поскольку их отставание так и не было преодолено.
Немаловажным фактором была и позиция самих колхозников, нередко активно выступавших за переход в государственный сектор, так как он обеспечивал им гарантированную оплату труда, пенсию и другие социальные
льготы, которыми колхозное крестьянство в 1950-х гг. пользовалось в экономически сильных артелях.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 3 мая 1957 г. № 495 преобразование колхозов в совхозы производилось в следующем порядке.
1. При преобразовании колхозов в совхозы колхозное имущество передавалось совхозам без выкупа, а расходы, связанные с выплатой колхозникам по заработанным ими трудодням, расчетами с организациями и погашением задолженности колхозов по ссудам и другим платежам, осуществлялись за счет государства.
2. Вопрос о преобразовании колхозов в совхозы решался на основе добровольного согласия колхозников на общих собраниях членов колхозов большинством голосов в присутствии не менее двух третей членов артели.
3. После утверждения решения общего собрания райисполкомом деятельность колхоза считалась прекращенной и руководство всей производственной работой возлагалось на директора совхоза.
4. Директор совхоза принимал по акту закрепленные за колхозом земли, а также принадлежащие колхозу постройки, скот, машины, инвентарь, подсобные предприятия, посевы, семена, посадочные материалы, корма и другое имущество и отвечал за его сохранность.
5. Члены колхоза, деятельность которого прекращалась , принимались с их согласия на постоянную работу в совхоз с учетом их трудовой квалификации и опыта работы.
6. Колхозникам, переходившим на постоянную работу в совхоз, засчитывались в трудовой стаж время их непрерывной работы в колхозе, начиная с 1939 г., служба в рядах Советской армии, Военно-морском флоте, внутренних и пограничных войсках, а также работа на выборных должностях или по оргнабору в промышленности и на строительстве, за исключением тех лет работы в колхозе, когда они не выработали (по имеющимся в колхозе документам) обязательного минимума трудодней без уважительных причин.
7. Трудовой стаж устанавливался комиссией в составе представителей администрации совхоза, профсоюзной организации и председателя или секретаря сельского совета.
8. За колхозниками, принятыми на работу в совхоз, сохранялись приусадебные участки, которыми они пользовались в колхозе, в размерах, указанных в земельной шнуровой книге.
9. За одинокими престарелыми и нетрудоспособными колхозниками пожизненно сохранялся приусадебный участок, которым они пользовались в колхозе, а при отсутствии трудоспособных членов семьи совхоз оказывал этим колхозникам помощь в обработке приусадебных участков и подвозке топлива наравне с рабочими совхоза.
10. Для передачи совхозу (и оценки) материальноимущественных ценностей колхоза, а также для производства расчета с колхозниками, государственными организациями и другими организациями и лицами райисполкомом по каждому колхозу создавалась комиссия по прекращению деятельности колхоза в составе председателя колхоза (председатель комиссии), бухгалтера колхоза, председателя ревизионной комис-
сии колхоза, председателей от райисполкома (от рай-финотдела) и совхоза. Срок работы комиссии определялся райисполкомом, но не должен превышать одного месяца.
11. Правление колхоза было обязано по состоянию на день прекращения деятельности составить отчет, баланс и ведомости всех материально-имущественных ценностей колхоза, расчетов с организациями, колхозниками и другими лицами и вместе с заключением ревизионной комиссии вынести их на рассмотрение комиссии по прекращению деятельности колхоза не позднее 15 дней со дня утверждения райисполкомом решения общего собрания колхозников о передаче совхозу земель и общественного имущества колхоза.
12. Комиссия по прекращению деятельности колхоза была обязана в пятидневный срок сообщить (без объявления в печати) всем дебиторам и кредиторам колхоза о прекращении его деятельности; взыскать дебиторскую задолженность с разных лиц и учреждений и произвести расчеты по заработной плате с лицами, работающими в колхозе по найму, с государством -по налогам и страховым платежам, задолженности по долевому участию в строительстве, по натуральным ссудам, договорам контрактации; окончательно произвести расчет с колхозниками по трудодням, а также по претензиям колхоза к колхозникам. Для производства расчетов комиссия должна была открыть в Госбанке специальный счет, на который перечислялись все остатки денежных средств колхоза. Задолженность колхозов по ссудам Госбанка, в связи с передачей материальных ценностей совхозу, списывалась с колхоза за счет государственного бюджета.
13. Оценка материально-имущественных ценностей колхоза производилась в следующем порядке: постройки и сооружения передавались по оценочной стоимости; сельскохозяйственные машины и орудия, транспортные средства, инвентарь, оборудование и материалы оценивались по прейскурантным ценам государственных и кооперативных торговых предприятий с учетом износа; неплеменной крупный рогатый скот, свиньи и овцы, принимаемые от колхозов, оценивались по сдаточным ценам, установленным для совхозов, птица - по действующим государственным закупочным ценам, племенные животные - по ценам на племенной скот, многолетние насаждения - по ценам, применительно к ценам областных управлений совхозов, исходя из плановой себестоимости и с учетом качественного состояния насаждений.
14. Незавершенное производство (посевы, зябь, пары, многолетние травы и другие) оценивалось по фактически выполненным работам на основании данных колхоза и по средней плановой себестоимости совхозов области; незавершенное производство по капиталовложениям - исходя из сметной стоимости данного объекта; семена, фураж и остальная сельскохозяйственная продукция - по средней плановой себестоимости совхозов области или совхоза, к которому производилась прирезка земли колхоза.
15. Государственные, кооперативные и общественные организации, являющиеся дебиторами колхоза, деятельность которого прекращалась, обязаны были погасить задолженность не позднее 10 дней со дня извещения их комиссией.
16. Выдача денег колхозникам за каждый заработанный трудодень в текущем году производилась в пределах, предусмотренных планом колхозов. В случае отсутствия плана на текущий год выдача денег за трудодни производилась в размерах фактической выдачи за предыдущий год.
17. Все претензии к колхозу принимались комиссией в течение 15 дней со дня оповещения о прекращении деятельности данного колхоза.
18. Контроль за работой комиссии по прекращению деятельности колхоза и разрешение споров, возникающих в процессе передачи имущества, возлагался на райисполком, решение которого являлось окончательным. Отчет комиссии о прекращении деятельности утверждался райисполкомом, все материалы и документы по колхозу сдавались на хранение в совхоз [6. Ф. 113. Оп. 60. Д. 200. Л. 226 - 228].
Преобразование колхозов в совхозы шло под строгим контролем областных, краевых, республиканских управлений сельского хозяйства и исполкомов райсоветов. Они должны были обеспечивать передаваемые совхозам посевные площади семенами (в размерах, необходимых для весеннего сева), скот - кормами; взыскивать дебиторскую задолженность колхозов, преобразуемых в совхозы, и поступившие суммы направлять на погашение задолженности этих колхозов; разрабатывать и осуществлять мероприятия, обеспечивающие рентабельную работу укрупняемых совхозов; не допускать нарушения действующих норм и расценок оплаты труда в совхозах; контролировать работу комиссий по прекращению деятельности колхозов и строго соблюдать порядок преобразования колхозов в совхозы; осу-
ществлять меры по трудоустройству колхозников, которые не могут быть использованы на работе в совхозах [6. Ф. 113. Оп. 60. Д. 201. Л. 210 - 211].
В целом, преобразование колхозов в совхозы не привело к ускоренному росту сельскохозяйственного производства, значительному повышению его эффективности. В конце 1959 г. была проведена выборочная проверка результатов производственно-финансовой деятельности свыше 100 совхозов, созданных на колхозных землях в разных районах страны. Общий вывод, сделанный по итогам проверки: 70 - 75% вновь организованных совхозов являются убыточными [2. Ф. 7486. Оп. 1. Д. 9207. Л. 478].
Одна из важнейших причин этого положения заключалась в том, что реорганизация колхозов нередко проводилась без учета материально-финансовых возможностей государства, и поэтому вновь созданные совхозы не были обеспечены в достаточной степени средствами для ускоренного подъема экономики. Кроме того, при создании совхозов «не всегда проводились необходимые экономические обоснования, в результате чего многие из них оказались громоздкими, малоуправляемы -ми» и в конечном счете нерентабельными [4. С. 27].
1. Богденко М.Л. Совхозы СССР. 1951 - 1958. М., 1972.
2. Государственный архив Российской Федерации.
3. КПСС в резолюциях и решениях... М., 1971. Т. 7.
4. Пленум ЦК КПСС 24 - 26 марта 1965 г.: стеногр. отчет. М., 1965.
5. Тюрина А.П. К вопросу о преобразовании колхозов в совхозы // История СССР. 1983. № 5.
6. ЦДНИВО.
УДК 930.9
РОССИЯ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ИМПЕРИЙ: НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ
И.Л. Экарева,
кандидат исторических наук, профессор, зав. кафедрой иностранных языков, РЭА им. Г.В. Плеханова
Вступив в третье тысячелетие, мы оглядываемся назад и критически анализируем пройденный человечеством путь, чтобы, во-первых, лучше понять проблемы, унаследованные нами из прошлого, и, во-вторых, определиться, как их следует решать на благо будущих поколений. Среди проблем, волновавших людей в ХХ в., особое место занимала проблема колониальных империй, хотя империи существовали на протяжении всей истории человечества.
Что же такое империя и чем она отличается от колониальной державы ? Термин «империя» не имеет четкого определения. Например, Британская империя была составной. Империей в ней можно считать лишь Соединенное Королевство: Англию, Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию. Все остальное - колониальная держава. Не только Ирландия или Индия, но и Канада, Австралия не могли претендовать на равные права с метрополией. Северо-Американские Штаты - будущий геополитический наследник Великобритании - подняли восстание и добились независимости из-за неспособности Великобритании стать настоящей империей (англичане отказались предоставить американским колонистам места в палате общин и право обсуждать и утверждать собираемые с них налоги).
При сравнении империй (Персии, Рима, Византии, России) с колониальными державами (Карфагеном, державой инков, Португалией, Англи-