Научная статья на тему 'Прекращение / ограничение водоотведения («Заглушки») и защита прав граждан в жилищных отношениях'

Прекращение / ограничение водоотведения («Заглушки») и защита прав граждан в жилищных отношениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
203
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОРЫ ВОДООТВЕДЕНИЯ / ДОГОВОРЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ / ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА / ЗДОРОВЬЕ ГРАЖДАН / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ / ПРЕКРАЩЕНИЕ / ОГРАНИЧЕНИЕ ВОДООТВЕДЕНИЯ / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ / WATER DISPOSAL CONTRACTS / WATER SUPPLY CONTRACTS / HOUSING RIGHTS / CITIZENS HEALTH / PRIOR NOTICE TO INTERESTED PERSONS / TERMINATION / RESTRICTION OF WATER DISPOSAL / SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL WELL-BEING OF THE POPULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долинская В. В., Долинская Л. М.

В статье на основе анализа нормативных правовых актов различного уровня и правоприменительной практики выявлены дефекты права и нарушения прав граждан при прекращении / ограничении водоотведения. Отмечается, что в правовых актах предусмотрены как регулятивное, так и ограничительное условия прекращения / ограничения оказания услуг в этой сфере, процедурно различающиеся по источникам права. При этом подчеркивается, что порядок реализации регулятивного условия, состоящего в предварительном уведомлении заинтересованных лиц, регламентируется по-разному в источниках различного уровня. Приводятся и анализируются конкретные примеры фактических последствий установки «заглушек», и констатируется, что даже в судебных решениях, вынесенных не в интересах граждан, отмечается, что установка «заглушек» не должна привести к порче личного имущества неплательщика. Утверждается, что в большинстве случаев отсутствует формальное основание прекращения / ограничения водоотведения, поскольку закон предусматривает наличие договора водоотведения, а не договорных отношений. Делается вывод, что установка заглушек в систему водоотведения многоквартирных домов является нарушением санитарного законодательства и создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), и формулируются основные возможные требования по защите нарушенных прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERMINATION / RESTRICTION OF WATER DISPOSAL (“PLUGS”) AND PROTECTION OF THE RIGHTS OF CITIZENS IN HOUSING RELATIONS

In the article, based on the analysis of regulatory legal acts of various levels and law enforcement practice, there are revealed defects in the law and violations of the rights of citizens during termination / restriction of wastewater disposal. It is noted that legal acts provide for both regulatory and restrictive conditions for the termination / restriction of the provision of services in this area, which are procedurally different in terms of sources of law. It is emphasized that the procedure for the implementation of regulatory condition, consisting in the preliminary notification of interested persons, is regulated differently in sources at various levels. The authors give and analyze concrete examples of the actual consequences of the installation of «plugs», and state that even in court decisions that are not in the interests of citizens, it is noted that the installation of «plugs» should not lead to damage to the defaulter’s personal property. The authors argue that in most cases there is no formal basis for stopping / limiting wastewater, since the law provides for a drainage contract, and not a contractual relationship. It is concluded that the installation of plugs in the drainage system of apartment buildings is a violation of sanitary legislation and creates the threat of the emergence and spread of infectious diseases and mass non-communicable diseases (poisoning) and formulated the basic possible requirements for the protection of violated rights.

Текст научной работы на тему «Прекращение / ограничение водоотведения («Заглушки») и защита прав граждан в жилищных отношениях»

семейное и жилищное право

DOI: 10.18287/2542-047X-2019-5-2-35-43 УДК 347.254

Дата поступления статьи: 11/II/2019 Дата принятия статьи: 20/III/2019

В. В. Долинская, Л. М. Долинская

ПРЕКРАЩЕНИЕ / ОГРАНИЧЕНИЕ ВОДООТВЕДЕНИЯ («ЗАГЛУШКИ») И ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН В ЖИЛИЩНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

© Долинская Владимира Владимировна (LMDML@yandex.ru), доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права, Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 125993, Российская Федерация, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9; член Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ.

Тема докторской диссертации: «Основные положения и тенденции акционерного права». Авто более 500 научных работ. Имеет публикации по вопросам социального права (медицинского, образовательного, трудового, права инвалидов): «Взаимодействие публичного частного права: на примере регулирования отношений в сфере здравоохранения», «Проблемы взыскания алиментов с должников, находящихся за пределами России». Область научных интересов: гражданское право (понятийный аппарат, источники права, правовой статус и правосубъектность, субъекты правоотношений, юридические лица, объекты прав, ценные бумаги, осуществление и защита прав, основные договоры в сфере предпринимательской деятельности); право корпораций, социальное право.

© Долинская Людмила Михайловна (LMDML@yandex.ru), помощник члена Общественной палаты Российской Федерации, эксперт научно-практического журнала «Законы России: опыт, анализ, практика», 125993, Российская Федерация, г. Москва, Миусская пл., 7, стр. 1.

Автор около 100 научных работ, написанных в том числе в соавторстве: «Социальное право Европейского Союза: Глава 21» (2016, 2018).

Область научных интересов: социальное, медицинское, образовательное, гражданское, трудовое право, организация здравоохранения.

АННОТАЦИЯ

В статье на основе анализа нормативных правовых актов различного уровня и правоприменительной практики выявлены дефекты права и нарушения прав граждан при прекращении / ограничении водоотведения. Отмечается, что в правовых актах предусмотрены как регулятивное, так и ограничительное условия прекращения / ограничения оказания услуг в этой сфере, процедурно различающиеся по источникам права. При этом подчеркивается, что порядок реализации регулятивного условия, состоящего в предварительном уведомлении заинтересованных лиц, регламентируется по-разному в источниках различного уровня. Приводятся и анализируются конкретные примеры фактических последствий установки «заглушек», и констатируется, что даже в судебных решениях, вынесенных не в интересах граждан, отмечается, что установка «заглушек» не должна привести к порче личного имущества неплательщика. Утверждается, что в большинстве случаев отсутствует формальное основание прекращения / ограничения водоотведения, поскольку закон предусматривает наличие договора водоотведения, а не договорных отношений. Делается вывод, что установка заглушек в систему водоотведения многоквартирных домов является нарушением санитарного законодательства и создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), и формулируются основные возможные требования по защите нарушенных прав.

Ключевые слова: договоры водоотведения, договоры водоснабжения, жилищные права, здоровье граждан, предварительное уведомление заинтересованных лиц, прекращение / ограничение водоотведения, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Цитирование. Долинская В. В., Долинская Л. М. Прекращение / ограничение водоотведения («заглушки») и защита прав граждан в жилищных отношениях // Юридический вестник Самарского университета. 2019. Т. 5. № 2. С. 35-43. БО!: https://doi.org/10.18287/2542-047X-2019-5-2-35-43.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

DOI: 10.18287/2542-047X-2019-5-2-35-43 Submitted: 11/II/2019

UDC 347.254 Accessed: 20/III/2019

V. V. Dolinskaya, L. M. Dolinskaya

TERMINATION / RESTRICTION OF WATER DISPOSAL ("PLUGS") AND PROTECTION OF THE RIGHTS OF CITIZENS IN HOUSING RELATIONS

© Dolinskaya Vladimira Vladimirovna (LMDML@yandex.ru), Doctor of Law, professor, professor of the Department of Civil Law, Kutafin Moscow State Law University, 9, Sadovaya-Kudrinskaya Street, Moscow, 125993, Russian Federation; member of the scientific advisory Board at the Supreme Court of the Russian Federation. Subject of Doctoral thesis: «Basic provisions and tendencies of joint-stock law». Author of more than 500 scientific works. Author of publications on social law (medical, educational, labor, disability rights): «Interaction of public private law: on the example of regulation of relations in the field of health care», «Problems of alimony from debtors outside Russia».

Research interests: civil law (conceptual apparatus, sources of law, legal status and legal personality, subjects of legal relations, legal persons, objects of rights, securities, implementation and protection of rights, basic contracts in the field of business), right of corporation, social law.

© Dolinskaya Lyudmila Mikhaylovna (LMDML@yandex.ru), assistant member of the Public Chamber of the Russian Federation; an expert of the scientific and practical journal «Laws of Russia: experience, analysis, practice». Author of about 100 scientific works, a number of scientific papers written in collaboration: «Social Law of the European Union: Chapter 21» (2016, 2018).

Research interests: social, medical, educational, civil, labor law, health care organization.

ABSTRACT

In the article, based on the analysis of regulatory legal acts of various levels and law enforcement practice, there are revealed defects in the law and violations of the rights of citizens during termination / restriction of wastewater disposal. It is noted that legal acts provide for both regulatory and restrictive conditions for the termination / restriction of the provision of services in this area, which are procedurally different in terms of sources of law. It is emphasized that the procedure for the implementation of regulatory condition, consisting in the preliminary notification of interested persons, is regulated differently in sources at various levels. The authors give and analyze concrete examples of the actual consequences of the installation of «plugs», and state that even in court decisions that are not in the interests of citizens, it is noted that the installation of «plugs» should not lead to damage to the defaulter's personal property. The authors argue that in most cases there is no formal basis for stopping / limiting wastewater, since the law provides for a drainage contract, and not a contractual relationship. It is concluded that the installation of plugs in the drainage system of apartment buildings is a violation of sanitary legislation and creates the threat of the emergence and spread of infectious diseases and mass non-communicable diseases (poisoning) and formulated the basic possible requirements for the protection of violated rights.

Key words: water disposal contracts, water supply contracts, housing rights, citizens health, prior notice to interested persons, termination / restriction of water disposal, sanitary and epidemiological well-being of the population.

Citation. Dolinskaya V. V., Dolinskaya L. M. Prekrashchenie/ogranichenie vodootvedeniya («zaglushki») i zashchita prav grazhdan v zhilishchnykh otnosheniyakh [Termination / restriction of water disposal («plugs») and protection of the rights of citizens in housing relations]. Iuridicheskii vestnik Samarskogo universiteta [Juridical Journal of Samara University], 2019, Vol. 5, no. 2, pp. 35-43. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-047X-2019-5-2-35-43 [in Russian].

В Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 26 января 2016 г. № 80-р [1], одной из задач в сфере управления многоквартирными домами названо совершенствование порядка ограничения предоставления коммунальных ресурсов (услуг). К сожалению, на практике часто игнорируют окончание этой фразы: «исключаютего при этом возможность злоупотреблений со стороны ресур-соснабжающих организаций и необоснованного

нарушения прав и законных интересов потребителей» (выделено нами. - В. Д., Л. Д.).

Норма о прекращении или ограничении отдельных услуг предусмотрена п. 8 ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» [2] (далее -ФЗ № 416). Она касается горячего и холодного водоснабжения, водоотведения.

Водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (п. 2 ст. 2 ФЗ № 416).

Основание прекращения / ограничения оказания услуг - задолженность по договору водоснабжения, договору водоотведения за два и более расчетных периода, установленных этим договором.

На практике договоры водоснабжения (ст. 13 ФЗ № 416), договоры водоотведения (ст. 14 ФЗ № 416), несмотря на наличие типовых форм [3; 4], отдельно не заключаются (редкое исключение - с собственниками жилых помещений (далее - Ж/П) в индивидуальном жилищном фонде - ст. 19 ЖК РФ). Оплата этих услуг входит в плату за коммунальные услуги п. 4 ст. 154 ЖК РФ), а обязанность по внесению такой платы возникает у:

- нанимателя и арендатора Ж/П с момента заключения соответствующего договора;

- члена жилищного кооператива, лица, принявшего Ж/П от застройщика, с момента предоставления (передачи) помещения;

- собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение;

- застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию (п. 2 ст. 153 ЖК РФ).

Иными словами, формально предусмотренное ФЗ № 416 основание отсутствует.

В правовых актах предусмотрены регулятивное и ограничительное условия прекращения / ограничения оказания услуг, правда, при сохранении общего смысла они процедурно различаются по источникам права.

Регулятивное условие - это предварительное уведомление заинтересованных лиц.

По ФЗ № 416 оно осуществляется не менее чем за 1 сутки; по Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» [5] (далее - Правила № 354) - за 20 дней до дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления).

Согласно ч. II п. 1 ст. 165.1 ГК, сообщение считается доставленным вне зависимости от того, было ли оно вручено. Таким образом, рассуждения о «способе уведомления, подтверждающем факт и дату его получения потребителем», являются декларативными, а последствия Правила № 354 связывают именно с доставкой, а не получением (п. 119).

Ранее мы уже отмечали нелояльность законодательства к адресатам извещений [6, с. 10-19]. А Правила № 354 пошли явно по пути упрощения порядка прекращения / ограничения оказания ЖКУ.

Согласно ФЗ № 416, в отношении водоотведе-ния предварительное уведомление направляется четырем субъектам:

- абоненту;

- органам местного самоуправления;

- территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

- структурным подразделениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Правила № 354 говорят только об уведомлении потребителя-должника, но в п. 5 ст. 3 ГК и п. 8 ст. 5 ЖК в рамках освещения специфики юридической силы законодательства и иных правовых актов1 специально подчеркнуто, что в случае противоречия / несоответствия постановления Правительства РФ кодексу (закону) применяется кодекс или соответствующий закон.

Ограничительное условие содержится в п. 122 Правил № 354: «Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к:

а) повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

б) нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

в) нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан».

Следовательно, речь идет об общих и частных пределах (ограничительных принципах) осуществления субъективных прав [7, с. 424-436; 8, с. 79-86; 9; 10; 11 с. 3-14; 12, с. 76-85; 13]. И здесь интерес представляет вопрос соотношения:

- охраны и защиты прав группы лиц (подп. а-в п. 122 Правил № 354),

- возможности закона поставить защиту прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно (п. 2 ст. 10 ГК, подп. в п. 122 Правил № 354);

- коллизии между второй возможностью и требованиями закона (в т. ч. требованиями пригодности Ж/П для постоянного проживания граждан).

Это ограничительное условие коррелирует пп. 12-14 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 [14] (далее - Положение № 47) и подп. а, б, г, д п. 10, подп. в, г, д, д (2) п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или)

с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 [15] (далее - Правила № 491).

Ему коррелируют п. 8.1.1. СанПиН 2.1.2.264510. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. № 64 [16] (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10), и п. 9.2 СанПиНа 2.1.2.2645-10.

И все эти нормы производны от Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [17] (далее - ФЗ № 52).

2016/2017 г. ознаменовался крупными скандалами (в т. ч. судебными делами) в Волгограде, Воронеже, Ульяновске по поводу «заглушек» на канализацию.

Примеры последствий таких действий:

- испражнения граждане днем выносили в ведрах на мусорку, по ночам выкидывали / выливали в окна;

- от напора воды повреждена сантехника (треснул унитаз);

- затопления квартир, поднятие паркета / линолеума [18].

Судебная практика по данной категории дел противоречива. Но вне зависимости от принимаемого решения суды обращали особое внимание на:

- ненадлежащее предупреждение (например, апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 1 декабря 2014 г. № 33-19111/2014 по делу № 2-502/2014);

- отсутствие расчета задолженности по конкретной услуге в общей сумме и ее несоответствие принятым мерам (например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2015 г. № 13АП-22542/2014 по делу № А56-19200/2014);

- установку дополнительного оборудования, не предусмотренного по проекту, правовым актам, технико-нормативным актам (например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2015 г. № 13АП-22542/2014 по делу № А56-19200/2014).

В постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2015 г. по делу № А56-19200/2014 судья принял решение в пользу ГЖИ, которая после внеплановой проверки вынесла предписание ЖСК. Предписание ГЖИ основывалось на том, что ЖСК установил дополнительное оборудование, не предусмотренное по проекту, Правилам и нормам содержания жилья, Жилищному кодексу РФ и п. 1.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (постановление Госстроя от 27 сентября 2003 г. № 170). «Умышленное прекращение работы системы канализации, вследствие произведенных кооперативом работ по установлению заглушек делает жилое помещение непригодным для про-

живания и не соответствующим нормам санитарно-эпидемиологической безопасности.

... Суд находит, что действия ЖСК по установке заглушки в общем канализационном стояке нарушают права других собственников в многоквартирном доме, создают угрозу причинения им имущественного вреда в системе водоотведе-ния».

Даже в судебных решениях, вынесенных не в интересах граждан, отмечается, что установка «заглушек» не должна привести к порче личного имущества неплательщика (например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 февраля 2015 г. № 13АП-26094/2014 по делу № А56-27564/2014).

Итак, в большинстве случаев отсутствует формальное основание прекращения / ограничения водоотведения, предусмотренное п. 3 ст. 21 ФЗ № 416 - наличие договора водоотведения (ст. 14 ФЗ № 416), а не договорных отношений.

При осуществлении прекращения / ограничения водоотведения часто нарушаются:

- порядок предварительного уведомления заинтересованных лиц;

- порядок расчета задолженности по конкретной услуге в общей сумме и ее сопоставимость с действиями по прекращению / ограничению водо-отведения.

В результате

- устанавливается дополнительное оборудование, не предусмотренное по проекту, правовым и технико-нормативным актам;

- осуществляется самовольное вмешательство в работу санитарно-технического оборудования способами, не предусмотренными проектом многоквартирного дома, реконструкции сетей общего пользования (п. 5 Правил № 491, ст. 330 УК «Самоуправство»);

- осуществляются умышленное прекращение работы канализации, нарушение установленных требований пригодности Ж/П для постоянного проживания граждан и несоответствие требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности (пп. 12, 13 Положения № 47, п. 9.2. СанПиН 2.1.2.2645-10, ст. 330 УК «Самоуправство»);

- действия по установке заглушки в общем канализационном стояке (а именно так смонтированы системы водооотведения в подавляющем большинстве многоквартирных домов) приводят к порче личного имущества должника, нарушают права других сособственников в многоквартирном доме, создают угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения (в т. ч. должника и других сособственников в многоквартирном доме) (ст. 213, 290 ГК, ст. 36 ЖК, ст. 1, 8, 11, 23, 55, 57 ФЗ № 52).

Все это происходит в стране, где на высшем уровне человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ).

В статье 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание усло-

вий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. А в части 2 той же статьи особо подчеркнуто, что в Российской Федерации охраняется здоровье людей.

При этом, по данным Росстата, аварийный жилищный фонд на конец 2017 г. составляет 24,6 млн кв. м [19]. Статистика Минстроя и Фонда содействия реформированию ЖКХ скромнее - более 11 млн кв. м аварийного жилья, но с указанием на то, что это столько же, сколько и 5 лет назад [20]. По данным Росстата, на конец 2016 г. общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда составляла 89,1 млн кв. м (66,4 и 22,7 соответственно). Даже с учетом незаинтересованности государственных и муниципальных органов в признании жилищного фонда ветхим и аварийным это составляет 2,4 % в общей площади всего жилищного фонда [21].

Капитально отремонтировано помещений в жилых домах за 2017 г. 8700 тыс. кв. м общей площади из 3708 млн кв. м всего жилищного фонда [22] (при том что по факту кап. ремонт чаще сводится к покраске подъездов, редко - к замене в них же окон, дверей).

И завершающий аккорд по теме: удельный вес общей площади, оборудованной водоотведением (канализацией), - 78 %, в т. ч. в городском жилищном фонде - 89 %, в сельском - 48 % [23].

На этом фоне сопоставлять слова министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства о том, что в 2017 г. размер общей задолженности по услугам ЖКХ в России достиг 1,34 трлн руб. (1/4 оборота всей отрасли), из них долги населения - 645 млрд руб. (т. е. около 48 %) [24-26], с утверждением руководителя ФАС И. Ю. Артемьева в мартовском 2019 г. интервью НТВ о переплате гражданами по большинству коммунальных позиций свыше 100 % себестоимости [27] даже неинтересно.

Безусловно, услугодатель имеет право на оплату оказываемых жилищно-коммунальных услуг (ст. 308.2, 310, ч. III ст. 678, п. 3 ст. 682 ГК, ст. 153 ЖК).

Но при анализе действий по прекращению / ограничению водоотведения обращаем внимание на то, что:

- согласно п. 3 ст. 308 ГК, обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц), и другие проживающие в многоквартирном доме лица не обязаны претерпевать негативные последствия частного конфликта должника и кредитора по обязательствам в сфере ЖКХ;

- самозащита - только один из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК) наряду в т. ч. с возмещением убытков, а ст. 308.3 ГК отдает приоритет судебной защите прав кредитора по обязательству;

- кредитор в жилищных отношениях имеет право выбора различных способов защиты своих законных интересов, однако в случае установления заглушек выбирает более короткий путь (без установления причин образования задолженности,

переговоров, уведомлений, уплаты госпошлины, обращения в суд) и в то же время более ресурсозатрат-ный для должника (оплата демонтажа специального оборудования, причем на практике без предоставления калькуляции и ее обоснования), а это ставит под сомнение соблюдение кредитором принципа добросовестности (п. 3 ст. 1, пп. 1 и 5 ст. 10 ГК).

И наконец, самое главное, на наш взгляд.

Согласно ч. II п. 2 ст. 1 ГК и п. 3 ст. 1 ЖК, гражданские и жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В развитие ч. 2 ст. 7 Конституции РФ об охране здоровья людей в ч. 1 ст. 41 того же акта предусмотрено право каждого на охрану здоровья, а в ст. 42 -право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуще -ству экологическим правонарушением.

Согласно ст. 11 ФЗ № 52, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В пункте 3 ст. 23 того же закона предусмотрено, что содержание Ж/П должно отвечать санитарным правилам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Установка заглушек в систему водоотведения многоквартирных домов является нарушением санитарного законодательства и создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

Число зарегистрированных аварий канализации, по данным Росстата, составляет почти 32 тыс. за 2017 г. [28]. Общая картина ни в государственных докладах Роспотребнадзора «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации», ни в ведомственной информации не дается.

За нарушение санитарного законодательства устанавливается административная, гражданско-правовая, дисциплинарная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом вред, причиненный личности или имуществу гражданина вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме (ст. 55, 57 ФЗ № 52).

Даже не факт, а опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о за-

прещении деятельности, создающей такую опасность (п. 1 ст. 1065 ГК).

В ряде случаев следует адекватный ответ на нарушения прав граждан.

Так, например, по решению мирового суда Железнодорожного района г. Воронежа управляющая компания «Коммунальщик», установившая заглушки на трубы, в результате чего была отключена канализация жителям 2 подъездов дома и без удобств остались 60 квартир, оштрафована на 100 тыс. руб. за неисполнение предписания ГЖИ по Воронежской области устранить нарушение законодательства, снять заглушки, провести жителям перерасчет за услугу «водоотведение».

В мае 2018 г. региональная ГЖИ Воронежской области обратилась в суд с заявлением об аннулировании лицензии УК «Коммунальщик» [29].

По факту отключения правоохранительные органы завели уголовное дело по ст. 330 УК «Самоуправство» [30].

Требование добросовестности адресовано не только к должнику-потребителю ЖКУ, но и к кредитору, которому предоставлен широкий спектр способов защиты своих прав.

Защита субъективных гражданских прав подразумевает, как правило, взаимодействие в той же системе правоотношений, в которой существуют права и обязанности (в нашем случае жилищные правоотношения - ст. 4 ЖК), а не переход в систему других правоотношений (в нашем случае личных неимущественных - по поводу здоровья и жизни граждан).

В этих условиях граждане имеют право обратиться в органы, уполномоченные на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в связи с нарушениями требований санитарного законодательства, создающими угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде и угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения2, а также в суд.

Анализ правовых актов и правоприменительной практики позволяет выделить и рекомендовать основные возможные требования в защиту нарушенных прав:

- восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, демонтаж незаконно установленной заглушки канализации (ст. 12 ГК);

- устранение нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившихся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов (ст. 6.3 КоАП);

- устранение нарушений санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации Ж/П (ст. 6.4 КоАП);

- запрещение деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем (п. 1 ст. 1065 ГК);

- приостановление или прекращение деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем (п. 2 ст. 1065 ГК);

- возмещение имущественного вреда (п. 2 ст. 1065 ГК, ст. 8, 57 ФЗ № 52, ст. 14 Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» [31] (далее - ЗЗПП));

- возмещение вреда, причиненного здоровью (ст. 1095 ГК, ст. 8, 57 ФЗ № 52, ст. 14 ЗЗПП);

- возмещение убытков (ст. 12 ГК, ст. 13 ЗЗПП);

- компенсация морального вреда (ст. 12, 1099 ГК, ст. 15 ЗЗПП);

- приостановление или прекращение действия лицензии, ее аннулирование у управляющей компании (ст. 199 ЖК, ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [32]).

В ряде случаев в защиту прав граждан может выступить прокурор или компетентный государственный орган, должностное лицо (например, пп. 2 и 7 ч. 1 ст. 51 ФЗ № 52).

Возможно обращение в правоохранительные органы с требованием о возбуждении уголовного дела.

Особое внимание обращаем на то, что имущественный вред возмещается в полном объеме и составляет только часть убытков, возмещения которых вправе требовать гражданин.

При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя, уполномоченной организации за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 ЗЗПП).

В административном праве (ст. 6.3, 6.4 КоАП) предусмотрены такие санкции к виновным, как:

- предупреждение,

- наложение административного штрафа (в зависимости от субъекта и основания - от 100 руб. до 20 тыс. руб.)

- административное приостановление деятельности (на срок до девяноста суток).

В уголовном праве (ст. 215.13, 236, 330 УК) предусмотрены такие санкции к виновным (в зависимости от субъекта и основания), как:

- штраф (до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 мес.);

- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (на срок до 3 лет);

- обязательные работы (на срок до 480 часов);

- исправительные работы (на срок до 2 лет);

- принудительные работы (на срок до 2 лет);

- ограничение свободы (на срок до 3 лет);

- арест (на срок до 6 мес.).

Представляется необходимым:

- вести просветительскую работу среди населения о способах защиты их прав;

- в постановлении Пленума Верховного Суда РФ указать на недопустимость замены обращения в суд прекращением / ограничением водоотведения;

- исключить из ФЗ № 416 и Правил № 354 нормы о прекращении / ограничении водоотведения.

Примечания

1 Терминология и состав различаются по отраслям.

2 По результатам выборочной проверки в 2018 г выявлено, что сотрудники Роспотребнадзора в административных округах г. Москвы не знают ст. 50 и 51 ФЗ № 52 и уклоняются от исполнения своих обязанностей.

3 Спорно [33].

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2016 № 80-р «Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2016. № 5. Ст. 758. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71213950.

2. Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» // СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7358. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_122867.

3. Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 643 «Об утверждении типовых договоров в области горячего водоснабжения» // СЗ РФ. 2013. № 32. Ст. 4305. URL: https://base.garant. ru/70427222.

4. Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» // СЗ РФ. 2013. № 32. Ст. 4307. URL: https://base.garant.ru/70427220.

5. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» // СЗ РФ. 2011. № 22. Ст. 3168. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_114247.

6. Долинская В. В. Правовая природа юридически значимых сообщений // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. № 6. С. 10-19. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=21614267.

7. Агарков М. М. Проблема злоупотребления правом в советском гражданском праве // Известия АН СССР: Отделение экономики и права. 1946. № 6. С. 424-436. URL: https://private-right.ru/statyi/m-m-agarkov-problema-zloupotrebleniya-pravom.html.

8. Братусь С. Н. О пределах осуществления гражданских прав (ст. 5 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик) // Известия вузов: Правоведение. 1967. № 3. С. 79-86. URL: http://lawlibrary.ru/article1018901.html.

9. Гражданско-правовая охрана интересов личности / отв. ред. Б. Б. Черепахин. М.: Юрид. лит., 1969. 252 с. URL: http://lawlibrary.ru/izdanie16649.html.

10. Грибанов В. П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. М.: Изд-во МГУ, 1972. 284 с.

11. Долинская В. В. Субъективные права, их осуществление и защита // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 11. С. 3-14. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=25001372.

12. Иоффе О. С., Грибанов В. П. Пределы осуществления субъективных гражданских прав // Советское государство и право. 1964. № 7. С. 76-85.

13. Тархов В. А. Осуществление гражданских прав // Развитие прав граждан СССР и усиление их охраны на современном этапе коммунистического строительства. Саратов, 1962. URL: http://lawlibrary. ru/article 1171803 .html.

14. Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» // СЗ РФ. 2006. № 6. Ст. 702. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_5 8136.

15. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» // СЗ РФ.2006.№34. Ct3680.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 62293.

16. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10» // Российская газета. 2010. 21 июля. № 159. URL: https://base.garant. ru/12177273.

17. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481.

18. URL: www.vrn.kp.ru/daily/26489.4/3358317/ ?see-also.number=3757.

19. URL:http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/year/ year18.pdf.

20. URL: https://iz.ru/668282/2017-11-08/avariinoe-zhile-v-rossii.

21. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/housing/#.

22. Российский статистический ежегодник. 2018: стат. сб. / Росстат. М., 2018. 694 с. URL: http://www. gks.ru/free_doc/doc_2018/year/year18.pdf.

23. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/year/ year18.pdf.

24. URL: https://ria.ru/society/20170719/1498734448. html.

25. URL: https://rg.ru/2017/07/18/samymi-zlostnymi-neplatelshchikami-kommunalki-okazalis-bogatye-liudi. html.

26. URL: https ://www.znak.com/2016-10-26/minstroy_ podschital_dolgi_rossiyan_za_zhkh_i_pridumal_ novye_sposoby_borby_s_nimi.

27. URL: https://www.ntv.ru/novosti/2163668.

28. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/population.

29. URL: http://4pera.ru/news/picture_of_the_day/ voronezhskaya_goszhilinspektsiya_otzyvaet_ litsenziyu_u_kompanii_skandalnogo_biznesmena_ kommunalshchi.

30. URL: http://vrntimes.ru/articles/zakon/voronezhskiy-kommunalshchik-ostavivshiy-lyudey-bez-kanalizacii-zaplatit-100-tys.

31. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 766. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_305.

32. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. 2011. № 19. Ст. 2716. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113658.

33. Хромов Е. В. Уголовная ответственность за лишение потребителей источников жизне-

обеспечения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. 30 с.

References

1. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 26.01.2016 № 80-r «Strategiya razvitiya zhilishchno-kommunal'nogo khozyaistva v Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda» [Order of the Government of the Russian Federation as of January 26, 2016 № 80-r «Strategy for the development of housing and communal services in the Russian Federation for the period until 2020»]. Sobranie zakonodatel'stvaRossiiskoi Federatsii [Collected Legislation of the Russian Federation], 2016, no. 5, Article 758. Available at: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71213950 [in Russian].

2. Federal'nyi zakon ot 07.12.2011 № 416-FZ «O vodosnabzhenii i vodootvedenii» [Federal Law as of 07.12.2011 № 416-FZ «On Water and Sanitation»]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Collected Legislation of the Russian Federation], 2011, no. 50, Article 7358. Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_122867 [in Russian].

3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.07.2013 № 643 «Ob utverzhdenii tipovykh dogovorov v oblasti goryachego vodosnabzheniya» [Decree of the Government of the Russian Federation as of 29.07.2013 № 643 «On approval of model contracts in the field of hot water supply»]. Sobranie zakonodatel 'stva Rossiiskoi Federatsii [Collected Legislation of the Russian Federation], 2013, no. 32, Article 4305. Available at: https://base.garant.ru/70427222 [in Russian].

4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.07.2013 № 645 «Ob utverzhdenii tipovykh dogovorov v oblasti kholodnogo vodosnabzheniya i vodootvedeniya» [Decree of the Government of the Russian Federation as of July 29, 2013 № 645 «On approval of model contracts in the field of cold water supply and sanitation»]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Collected Legislation of the Russian Federation], 2013, no. 32, Article 4307. Available at: https://base.garant. ru/70427220 [in Russian].

5. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 06.05.2011 № 354 «O predostavlenii kommunal'nykh uslug sobstvennikam i pol'zovatelyam pomeshcheniy v mnogokvartirnykh domakh i zhilykh domov» [Decree of the Government of the Russian Federation as of 06.05.2011 № 354 «On the Provision of Utilities to the Owners and Users of Premises in Apartment Buildings and Residential Houses»]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Collected Legislation of the Russian Federation], 2011, no. 22, Article 3168. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_114247 [in Russian].

6. Dolinskaya V. V. Pravovaya priroda yuridicheski znachimykh soobshchenii [Legal Nature of Legally Important Notifications]. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika [Laws of Russia: Experience, Analysis, Practice], 2014, no. 6, pp. 10-19. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=21614267 [in Russian].

7. Agarkov M. M. Problema zloupotrebleniya pravom v sovetskom grazhdanskom prave [The problem of abuse of law in the Soviet civil law]. Izvestiya AN SSSR: Otdelenie ekonomiki i prava, 1946, no. 6, pp. 424-436. Available at: https://private-right.ru/statyi/m-m-agarkov-problema-zloupotrebleniya-pravom.html [in Russian].

8. Bratas' S. N. O predelakh osushchestvleniya grazhdanskikh prav (st. 5 Osnov grazhdanskogo

zakonodatel'stva Soyuza SSR i soyuznykh respublik) [On the limits of the exercise of civil rights (Article 5 of the Fundamentals of Civil Legislation of the USSR and Union Republics)]. Izvestiya vuzov: Pravovedenie [Pravovedenie], 1967, no. 3, pp. 79-86. Available at: http://lawlibrary.ru/article1018901.html [in Russian].

9. Grazhdansko-pravovaya okhrana interesov lichnosti. Otv. red. B. B. Cherepakhin [Civil law protection of personal interests. B. B. Cherepakhin (Ed.)]. M.: Yurid. lit., 1969, 252 p. Available at: http:// lawlibrary.ru/izdanie16649.html [in Russian].

10. Gribanov V. P. Predely osushchestvleniya i zashchity grazhdanskikh prav [Limits of realization and protection of civil rights]. M.: Izd-vo MGU, 1972, 284 p. [in Russian].

11. Dolinskaya V. V. Sub"ektivnye prava, ikh osushchestvlenie i zashchita [Personal Rights, Their Realization and Protection]. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika [Laws of Russia: Experience, Analysis, Practice], 2015, no. 11, pp. 3-14. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=25001372 [in Russian].

12. Ioffe O. S. Gribanov V. P. Predely osushchestvleniya sub"ektivnykh grazhdanskikh prav [Limits of implementation of subjective civil rights]. Sovetskoe gosudarstvo i pravo [Soviet State and Law], 1964, no. 7, pp. 76-85 [in Russian].

13. Tarkhov V. A. Osushchestvlenie grazhdanskikh prav [Realization of civil rights]. In: Razvitie prav grazhdan SSSR i usilenie ikh okhrany na sovremennom etape kommunisticheskogo stroitel 'stva [Development of the rights of citizens of the USSR and the strengthening of their protection at the present stage of communist construction]. Saratov, 1962. Available at: http:// lawlibrary.ru/article1171803.html [in Russian].

14. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28.01.2006 № 47 «Ob utverzhdenii Polozheniya o priznanii pomeshcheniya zhilym pomeshcheniem, zhilogo pomeshcheniya neprigodnym dlya prozhivaniya, mnogokvartirnogo doma avariinym i podlezhashchim snosu ili rekonstruktsii, sadovogo doma zhilym domom i zhilogo doma sadovym domom» [Decree of the Government of the Russian Federation as of January 28, 2006 № 47 «On approval of the Regulation on the recognition of premises as residential premises, residential premises as unfit for habitation, apartment building as emergency and subject to demolition or reconstruction, garden house as a residential house and residential house as a garden house»]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Collected Legislation of the Russian Federation], 2006, no. 6, Article 702. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_58136 [in Russian].

15. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 13.08.2006 № 491 «Ob utverzhdenii Pravil soderzhaniya obshchego imushchestva v mnogokvartirnom dome i pravil izmeneniya razmera platy za soderzhanie zhilogo pomeshcheniya v sluchae okazaniya uslug i vypolneniya rabot po upravleniyu, soderzhaniyu i remontu obshchego imushchestva v mnogokvartirnom dome nenadlezhashchego kachestva i (ili) s pereryvami, prevyshayushchimi ustanovlennuyu prodolzhitelnost'» [Decree of the Government of the Russian Federation as of August 13, 2006 № 491 «On Approval of the Rules for Maintaining Common Property in an Apartment House and Rules for Changing the Amount of Payment for Maintaining a Living Room in the Case of Rendering Services and Performing Management, Maintenance and Repair of Common Property in an Apartment Building of Inadequate Quality and (or) with Interruptions that Exceed the Established Duration»]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Collected

Legislation of the Russian Federation], 2006, no. 34, Article 3680. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_62293 [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha RF ot 10.06.2010 № 64 «Ob utverzhdenii SanPiN 2.1.2.2645-10» [Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation as of 10.06.2010 № 64 «On approval of SanPiN 2.1.2.2645-10»]. Rossiiskaya gazeta, 2010, July 21, no. 159. Available at: https://base.garant.ru/12177273 [in Russian].

17. Federal'nyi zakon ot 30.03.1999 № 52-FZ «O sanitarno-epidemiologicheskom blagopoluchii naseleniya» [Federal Law as of 30.03.1999 № 52-FZ «Concerning the Sanitary and Epidemiological Welfare of the Population»]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Collected Legislation of the Russian Federation], 1999, no. 14, Article 1650. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_22481 [in Russian].

18. Available at: www.vrn.kp.ru/daily/26489.4/ 3358317/?see-also.number=3757 [in Russian].

19. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/ doc_2018/year/year18.pdf [in Russian].

20. Available at: https://iz.ru/668282/2017-11-08/ avariinoe-zhile-v-rossii [in Russian].

21. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ housing/# [in Russian].

22. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik. 2018: Stat. sb. Rosstat [Russian statistical yearbook. 2018: Statistical handbook. Rosstat]. M., 2018, 694 p. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/year/year18.pdf [in Russian].

23. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/ doc_2018/year/year18.pdf [in Russian].

24. Available at: https://ria.ru/society/20170719/ 1498734448.html [in Russian].

25. Available at: https://rg.ru/2017/07/18/samymi-zlostnymi-neplatelshchikami-kommunalki-okazalis-bogatye-liudi.html [in Russian].

26. Available at: https://www.znak.com/2016-10-26/minstroy_podschital_dolgi_rossiyan_za_zhkh_i_ pridumal_novye_sposoby_borby_s_nimi [in Russian].

27. Available at: https://www.ntv.ru/novosti/2163668 [in Russian].

28. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population [in Russian].

29. Available at: http://4pera.ru/news/picture_of_ the_day/voronezhskaya_goszhilinspektsiya_otzyvaet_ litsenziyu_u_kompanii_skandalnogo_biznesmena_ kommunalshchi [in Russian].

30. Available at: http://vrntimes.ru/articles/zakon/ voronezhskiy-kommunalshchik-ostavivshiy-lyudey-bez-kanalizacii-zaplatit-100-tys [in Russian].

31. Zakon RF ot 07.02.1992 № 2300-1 «O zashchite pravpotrebitelei» [RF Law dated 07.02.1992 № 23001 «Concerning the Protection of Consumers' Rights»]. Vedomosti SND i VS RF [Gazette of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation and the Supreme Soviet of the Russian Federation], 1992, no. 15, Article 766. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_305/ [in Russian].

32. Federal'nyi zakon ot 04.05.2011 № 99-FZ «O litsenzirovanii otdel'nykh vidov deyatel'nosti» [Federal Law as of 04.05.2011 № 99-FZ «Concerning Licensing of Certain Types of Activity»]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Collected Legislation of the Russian Federation], 2011, no. 19, Article 2716. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_113658 [in Russian].

33. Khromov E. V. Ugolovnaya otvetstvennost' za lishenie potrebitelei istochnikov zhizneobespecheniya: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Criminal liability for depriving consumers of sources of livelihood: Author's abstract of Candidate's ofLegal Sciences thesis]. M., 2016, 30 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.