8. Лин А.А., Соколов Б.И., Орлов А.С. Фармацевтический рынок: сегмент биологически активных добавок // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 3 (51). - С. 297-302.
9. Лин А.А., Соколов Б.И., Орлов А.С. Фармацевтический рынок: сегмент клинических исследований лекарственных препаратов // Проблемы современной экономики. — 2015. — № 1 (53). — C. 288-293.
10. Лин А.А., Соколов Б.И., Орлов А.С. Фармацевтический рынок: реклама лекарственных препаратов // Проблемы современной экономики. — 2015. — № 2 (54). — C. 311-316.
11. Лин А.А., Соколов Б.И., Шестаков В.Н. Фармацевтический рынок: сектор научных исследований и разработок // Проблемы современной экономики. — 2015. — № 3 (55). — C. 327-331.
12. Лин А.А., Соколова С.В., Дельвиг-Каменская Т.Ю. Фармацевтический рынок: причины и количественная мера импорто-зависимости // Проблемы современной экономики. — 2015. — № 4 (55). — C. 273-277.
13. Лукьянчук Е. Мировой рынок клинических исследований. — URL: http://www.apteka.ua/article/158875 (дата обращения: 12.01.2016).
14. Мешковский А.П. Правила надлежащего рассмотрения регистрационных материалов // Фармацевтическая промышленность. — 2015. — №4. — С. 10-19.
15. Национальная экспортная стратегия России на период до 2030 года (проект) / Общероссийская общественная организация «Деловая Россия». — URL: deloros.ru/FILEB/Proekt NES.docx (дата обращения: 12.01.2016).
16. Овчинников А.А. Институциональные формы государственной поддержки экспорта // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. — 2011. — № 10 (72). — С. 287-295.
17. Паперная И. Жизнь на экспорт: что мешает российским производителям лекарств завоевывать международный рынок (19.11.2015). — URL: http://rbcdaily.ru/industry/562949996452698 (дата обращения: 12.01.2016).
18. Приказ Минпромторга РФ от 23.10.2009 № 965 «Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94066/ (дата обращения: 12.01.2016).
19. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_189898/ (дата обращения: 12.01.2016).
20. Распоряжение Правительства РФ от 03.11.2012 № 2057-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы». — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_137434/ (дата обращения: 12.01.2016).
21. Современное состояние и перспективы развития Российской фармацевтической промышленности. Доклад // Финансовая газета. — 2012. — 27 с. -URL:http://fingazeta.ru/pdf3/doklad_farma.pdf (дата обращения: 12.01.2016).
22. Соколов Б.И., Лин А.А., Орлов А.С. Фармацевтический рынок: структурные особенности в России // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 4 (44). — С. 336-341.
23. Соколов Б.И., Лин А.А., Терехов М.Е. Фармацевтический рынок: оптовое звено // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 2 (46). — С. 267-270.
24. Соколов Б.И., Лин А.А., Орлов А.С. Фармацевтический рынок: льготное лекарственное обеспечение // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 2 (50). — С. 337-341.
25. Соколова С.В., Орлов А.С., Румянцева М.С. Фармацевтический рынок: государственные закупки лекарственных препаратов // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 4 (48). — С. 345-349.
26. Соколова С.В., Лин А.А., Орлов А.С. Фармацевтический рынок: сегмент косметики // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 4 (52). — С. 345-351.
ПРЕИМУЩЕСТВА СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ КАК БАЗИСНОГО ЭЛЕМЕНТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
С.Ю. Гришин,
проректор по социально-воспитательной работе, заведующий кафедрой предпринимательства в туризме
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук [email protected]
В современной российской практике все более актуальным становится вопрос об организации эффективного управления туристским рынком со стороны государства, в том числе путем создания и развития сетей региональные кластеров. В данной статье рассмотрены основные подходы к классификации видов и этапов построения туристских кластеров.
Ключевые слова: туристские кластеры, туристско-рекреационное проектирование, экономика туризма, государственное регулирование туристского рынка
УДК 330.101 ББК 65.43
Несмотря на то, что туристские кластеры представляют собой с теоретической точки зрения однородные тождественные структуры с набором общих и специфических характеристик, в практической плоскости весьма дискуссионным остается вопрос о научно-обоснованных подходах к возможной классификации кластерных объединений в сфере туризма и гостеприимства. В связи с вышеуказанной причиной, как в отечественной, так и зарубежной практике приводится достаточно много классификаций туристских кластеров с
учетом особенностей современного уровня развития экономических систем.
В зарубежной практике широкую известность получила универсальная классификация кластерных структур, предложенная еще в начале 90-х годов двадцатого века немецким исследователем Jцrg Мауег^атег, которая в том числе может быть применима и к сфере туризма. Наглядное изображение данного научного подхода представлено на рис.1.
Рис. 1. Универсальная классификация кластеров (согласно Jörg Mayer-Stamer)
Первый из представленных видов кластеров, более известный в зарубежных источниках как «итальянская модель», впервые упомянут применительно к промышленным районам соответствующей страны. В такого рода кластерах преобладают малые и средние предприятия с высокой степенью специализации и взаимной конкурентной борьбы с целью максимального удовлетворения запросов и требований к качественным и количественным показателям экономических благ, производимых в рамках рассматриваемой структуры со стороны потенциального потребителя. Сетевой характер внутренней кластерной структуры обеспечен высоким уровнем кооперационных связей и скорости взаимодействия между субъектами рынка. При этом сама кластерная система отличается высокой степенью эластичности, что позволяет достаточно оперативно реагировать на возможные изменения рыночной конъюнктуры как на локальном и региональном уровне, так и в международном масштабе.
Кластеры типа «hub-and-spoke» представляют собой социально-экономическую платформу, в рамках которой возможно взаимовыгодное сотрудничество между крупными, в том числе транснациональными, корпорациями и сетевыми объединениями с сектором среднего и малого бизнеса на определенной территории. Такого рода кластер функционирует также без возможной утраты эластичности бизнес-процессов с учетом увеличения конкурентных преимуществ.
Кластеры — сателлиты характеризуются существенным преобладанием доли малого и среднего бизнеса, зависимого от внешних организаций, в структуре кластера, что ведет к снижению эффективности ведения совместной коммерческой деятельности и нерациональному использованию имеющихся в распоряжении ограниченных экономических ресурсов. В качестве примера относительно индустрии гостеприимства, можно упомянуть о кластерах, ядром которых выступает деловой туризм.
В отечественной и зарубежной практике проводилось достаточно много научных исследований, целью которых являлось формирование представления о причинах создания и развития кластерных структур. К числу наиболее существенных можно отнести следующие социально-экономические теории кластерного развития территорий:
1. Теория локализации (в рамках экономической и общественной географии). Представленная теория изучает причины усиления концентрации производственных комплексов на определенных территориях в соответствии с уровнем обеспечения собственной материально-ресурсной базой и уровнем совокупных издержек производства как ключевых детерминант ожидаемого экономического роста и повышения уровня благосостояния населения региона [3]. В соответствии с данными научными изысканиями, широко обсуждается роль транспортных издержек, минимизация которых возможна только при обеспечении доступа к ресурсной базе, что, в свою очередь, может достигаться за счет фактора территориальной близости.
2. Теория внутрирегионального взаимодействия.
В рамках данного направления исследуются основные преимущества создания кластера на отдельной территории как результат повышения степени взаимодействия между
субъектами регионального рынка за счет снижения реальных транзакционных издержек, увеличения скорости внедрения инноваций в производственный процесс, повышения конкурентоспособности региональных продуктов на национальном и международном рынках.
3. Теория«связей с поставщиками и заказчиками» АО. Хир-шмана.
Известный американский ученый немецкого происхождения Альберт Отто Хиршман (1915-2012), еще в 70-е годы двадцатого века пришел к выводу о том, что экономический рост в условиях регионального масштаба обусловлен степенью взаимодействиях всех «игроков» рынка, участвующих как в производственном цикле, так и в процессах закупки материалов и сырья и сбыта готовой продукции. Кроме того, кооперация в производственно-сбытовой сфере позволяет противодействовать возникновению возможного экономического дисбаланса между отраслями и перераспределению инвестиционных потоков в зависимости от степени доходности того или иного бизнес-проекта.
4. Теории экономического роста за счет реализации экспортного потенциала территории
Суть данных научных разработок, начало которым было положено в Канаде созданием так называемой «The staple theory of economic growth», заключалась в определении значимости экспортных операций, связанных, прежде всего, с сектором добычи и многоступенчатой переработки натурального сырья, для внутри регионального развития. В свою очередь, экспор-тоориентированная часть внешнеэкономического комплекса территории предполагает единое пространственное размещений производственных единиц, обеспечение формирования соответствующей инфраструктуры, финансирование объектов социального значения. Таким образом, экспортная деятельность становится важным фактором создания территориальных объединений между субъектами бизнеса в рамках одного региона.
5. Кластерная модель регионального развития по М. Портеру.
Создание объединенного производственно-территориального комплекса и достижения им уровня экономической зрелости и самодостаточности возможно лишь в том случае, когда достигается максимальный уровень разнообразия и частоты коммуникационного взаимодействия между всеми участниками кластерного образования. Данного рода связи, согласно автору, должны базироваться на следующих четырех базисных принципах — наличие достаточного уровня доступной для совместного потребления единой ресурсной базы, обеспеченность современной производственной инфраструктурой и возможность ее использования предприятиями, входящими в кластерное образование, объем рыночного спроса на выпускаемую продукцию или оказываемые услуги, позитивная ситуация в смежных отраслях и в целом во внешней среде кластера.
Несмотря на неоднозначность подходов к идее создания и развития объединенных производственно-хозяйственных структур, в том числе и кластерного типа, большинство авторов сходятся во мнении, что конкурентоспособность отдельного предприятия или организации может быть повышена за счет участия в кооперационных связях в рамках единого территориального комплекса [1]. Аналогичные параллели, по мнению автора, можно проводить и в методологических вопросах формирования и развития кластерных структур в сфере туризма и гостеприимства. В этой связи предлагается выделять следующие преимущества создания туристских кластеров.
1. Сотрудничество на уровне кластера оказывает положительное влияние на расширение возможностей специализации субъектов туристского рынка как в рамках одной территории, так и на межрегиональном уровне, прежде всего, за счет увеличения потенциала реализации дополнительных конкурентных преимуществ и кооперационных связей;
2. Возможность формирования единой стратегии реализации конкурентных преимуществ, что приобретает особую актуальность в условиях повышения рисков ведения бизнес-процессов в сфере туризма и гостеприимства;
3. Кластерная структура организации коммерческой деятельности на туристском рынке позволяет расширить возможности каждого из ее субъектов по доступу к источникам финансирования и росту прогнозируемых доходов;
4. Кластеризация как непрерывный процесс позволяет улучшить производительность в различных сферах туристской деятельности и смежных областях. К числу таковых можно причислить поиск инвесторов для реализации инновационных идей создания единых туристских продуктов, улучшение транспортной инфраструктуры, общественной безопасности, активизации управленческого персонала субъектов туристского кластера в целях повышения уровня реализуемых компетенций и т.п.;
5. Кластеры способствуют распространению знаний, инноваций и лучших туристских практик. Все это приводит к усилению конкурентной позиции каждого из субъектов туристского кластера, что представляется весьма затруднительным для отдельной компании или предприятия;
6. Сотрудничество с образовательными и научными учреждениями создает возможность доступа к результатам практических исследований туристского рынка и тенденций его развития с учетом изменения ожиданий и потребностей потенциальных клиентов вне зависимости от их территориального расположения;
7. Кластеризация дает возможность более эффективно задействовать доступные факторы производства, что, в свою очередь, ведет к снижению итоговых значений себестоимости, а также позволяет использовать эффект масштаба в условиях туристского рынка;
8. Наличие кластерного образования придает дополнительный импульс экономическому развитию территории, улучшению жилищных и бытовых условий местного населения посредством увеличения дополнительных рабочих мест и совершенствования системы социальных гарантий со стороны работодателя;
9. Субъекты туристского кластера в совокупности могут оказать более существенное влияние на внешнюю среду, лоббируя свои собственные интересы не поодиночке, а совместными усилиями.
Туристские кластеры, как показывает практика, включают в себя, в подавляющем большинстве, малые и средние предприятиями, сконцентрированные на одной территории с определенным уровнем туристско-рекреационного потенциала и соответствующими туристскими аттракциями, формирующие единый региональный туристский продукт на основе внедрения инновационных технологий, доступ к которым значительно упрощается за счет кооперационного взаимовыгодного взаимодействия [6]. Все это, в свою очередь, способствует региональному развитию и повышению качества жизни населения всей территории.
Формирование стратегии и миссии туристского кластера, определение направлений его функционирования, отраслевой принадлежности, состава и степени воздействия бизнес-среды, разработка целей и задач текущей и оперативной деятельности являются основными контрольными точками в процессе создания кластера. Мировая и отечественная практика свидетельствует о том, что кластеры могут быть образованы как по инициативе будущих участников — членов кластера, так и исходя из потребностей органов государственной и муниципальной власти, при этом приобретая статус элемента региональной политики.
Рассматривая туристский кластер как группу предприятий, способных к концентрации производственных сил, трудовых ресурсов и инновационных технологий для повышения производительности и рентабельности предлагаемого туристского продукта в процессе инициирования, строительства и развития кластерного образования, можно прийти к выводу о приоритетном положении предпринимательского сектора в процессе принятия соответствующих управленческих решений [2]. Прежде всего, благодаря их активности возможно достижение неуклонного экономического роста, возможно обеспечение устойчивого регионального развития. Вместе с тем, в любой
организации или структуре должен быть лидер, и в качестве него в условиях туристского кластера следует рассматривать государство, которое в лице своих представителей является движущей силой кластера.
Передача и внедрение новых технологий в индустрии туризма и гостеприимства, создание современных инновационных продуктов на рынке требует, в большинстве случаев, поддержку образовательных учреждений и исследовательских центров [4]. Данные учреждения могут служить в качестве научно-образовательного центра для удовлетворения потребностей всех участников кластерного образования.
Как показывает практика многих стран, в том числе Европейского Союза, активными участниками кластерного процесса могут являться финансово-кредитные организации, в особенности коммерческие банки, инвестиционные компании и фонды. Благодаря их помощи и посредничеству возможна многопрофильная поддержка кластерного образования в сфере реализации инвестиционных проектов, привлечения дополнительных материальных ресурсов, участия в прямом и косвенном финансировании субъектов туристского кластера, что особенно актуально в условиях кризисного состояния современного рынка услуг [5].
Определенное влияние на политику туристского кластера могут оказывать и общественные организации, выступая в качестве инициатора и возможного разработчика идей по формированию дальнейшей траектории развития кластера с учетом интереса всех членов общества.
Таким образом, в качестве участников кластера следует рассматривать:
- коммерческие компании и различные виды организаций, занимающиеся предпринимательской деятельностью в сфере туризма и гостеприимства;
- ведущие образовательные учреждения, научные институты и исследовательские центры;
- местные органы власти и федеральные государственные учреждения;
- финансово-кредитные учреждения и институты;
- общественные организации и некоммерческие объединения.
Вышеуказанные организации и учреждения должны координировать совместную деятельность, выступая в различных конфигурациях с учетом специфики экономического и социального контекста. Важную роль в управлении эффективной
Рис. 2. Моделирование этапов формирования и развития туристских кластеров
коммуникационном политикои во внутренней среде кластера следует отводить личным связям, а также обеспечению постоянного и бесперебойного доступа к информационным ресурсам внутри кластера для всех его участников.
Процесс инициализации, создания и развития туристского кластера должен быть основан на использовании наиболее удачного опыта, как самих будущих участников, так и лучших отечественных и мировых практик в этой области.
Автор, на основе изученного материала, предлагает рассмотреть основные этапы развития и формирования туристских кластеров в виде модели, представленной в форме блок-схемы (рис. 2).
Наибольший интерес, по мнению автора, вызывают первые два этапа процесса формирования и развития кластерной структуры, так как именно в этот период закладываются базовые принципы, оказывающие итоговое влияние на последующую траекторию развития всего туристского кластера в условиях регионального рынка.
Сбор всей полноты необходимой информации является одним из базисных элементов обеспечения устойчивого функционирования туристского кластера в дальнейшем. На данной стадии кластерного развития исследованию должны подлежать следующие вопросы:
- уровень концентрации и специализации в туристской индустрии региона;
- пространственно-территориальная близость субъектов туристского кластера;
- степень доступности материально-ресурсной базы для ведения совместной коммерческой деятельности;
- уровень внутренней конкуренции среди составных элементов проектируемого кластера;
- туристско-рекреационный потенциал региона и особенности его формирования и развития;
- уровень и проблемы роста существующей туристской инфраструктуры региона;
- возможность оптимизации процесса проектирования и технологии оказания туристских и смежных с ними услуг;
- возможность равного доступа всех участников кластерного образования к инновациям и информационно-аналитическим потокам;
- степень быстроты реакции на изменение рыночных условий в условиях кризисных явлений, создания новых интегрированных туристских продуктов;
- человеческий капитал и пути его наиболее эффективного использования на базе личного фактора.
На основе полученной первичной и вторичной информации можно провести ряд аналитических изысканий, по преимуществу количественного характера с использованием ма-тематико-статистического инструментария. К числу таковых следует относить:
- SWOT-анализ как отдельных субъектов туристского кластера, входящих в его состав, так и всей структуры в целом;
- функционально-стоимостный анализ потенциальных участников кластера;
- моделирование желаемого состояния исследуемого туристского кластера с учетом выбранного этапа жизненного цикла;
- выявление на основе сравнительного анализа наиболее выгодных направлений деятельности туристского кластера;
- структуризация и декомпозиция целевых ориентиров кластерного образования и проектной деятельности;
- использование системного подхода при формировании стратегии развития туристского кластера;
- применение методов прогнозирования для оценки перспектив туристского кластера с учетом системы оценки рисков кризисных явлений.
Рассмотрение второго этапа формирования и развития кластерной структуры целесообразно посредством анализа приоритетных целей и направлений создания туристского кластера, исходя из последовательности их проведения.
Литература
1. Виноградова М.В. Региональный туристский комплекс: система показателей развития / М. Виноградова // Проблемы теории и практики управления. — 2011. — № 1
2. Карпова Г.А., Валеева Е.О. Развитие туризма как конкурентное преимущество территории (на примере субъектов СЗФО) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического ун-та. — 2015. — №1(91). — С. 44-51.
3. Максимцев И.А., Карлик А.Е., Рохчин В.Е. Государственное регулирование экономического развития в пределах федеральных округов в научных исследованиях Санкт-Петербургского государственного экономического университета // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического ун-та. — 2015. — №1(91). — С. 7-17.
4. Кружалин В.И. Тенденции развития фундаментальных и прикладных исследований в туризме и рекреации // Вестник РМАТ. — №3. — 2011. — С. 23-30.
5. Ширихина Е.Ю. Кластерный подход в туризме // Проблемы современной экономики. — 2012. — №1 (41).
6. Коль О.Д. Концептуальные основы формирования кластера туристских предпринимательских структур по въездному туризму в крупном городе // Проблемы современной экономики. — 2010. — №1(33).