Научная статья на тему 'Преимущества распределительного центра в организации системы товароснабжения ритейла'

Преимущества распределительного центра в организации системы товароснабжения ритейла Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2177
502
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преимущества распределительного центра в организации системы товароснабжения ритейла»

ПРЕИМУЩЕСТВА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА В ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ТОВАРОСНАБЖЕНИЯ РИТЕЙЛА

АВДЕйЧИКОВА Е.В.,

доцент, к.т.н, Омский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова

Одним из конкурентоспособных преимуществ сетевого бизнеса в сфере розничной торговли является четко отлаженная система товароснабжения. К числу новых веяний в практике товароснабжения в российской сетевой торговле относится создание распределительных центров (РЦ).

Товароснабжение розничной торговли охватывает систему мероприятий, представляющих собой сложный комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли. Система включает в себя следующие процессы: закупку, доставку, приемку, хранение, подготовку и продажу. Такое разграничение этих процессов делает различным содержание их организационно-экономических и коммерческих операций.

Объективная необходимость в РЦ возникла одновременно с появлением магазинов новых форматов: супермаркетов, гипермаркетов, дискаунте-ров и формированием крупных розничных сетей. Современная система товароснабжения должна учитывать следующие особенности работы этих предприятий: широкую матрицу товаров (от 5 до 30 тысяч наименований), универсальный характер ассортимента, необходимость поддержания стабильного ассортимента в течении всего рабочего дня, скорость доставки, приемки и выкладки товаров. Новые форматы торговых предприятий чаще всего не имеют складских помещений, и весь запас товаров текущего хранения выставляется в торговом зале. В соответствии с этими условиями заказанные по заявкам товары должны быть направлены в подсортированном виде, готовые к реализации, с высокой степенью ритмичности.

Идея создания собственных распределительных центров в составе сетевых структур появилась ещё в 50-х гг двадцатого века в таких компаниях, как Wal-Mart, McDonald"s, ALDI и др. [4,с.98]. В начале 90х гг российские розничные сети взяли на вооружение опыт зарубежного ритейла в процессе построения своей логистической системы. На этапе формирования российского ритейла компании часто пользовались услугами зарубежных консультантов, которые отмечали преимущества использования РЦ в составе торговой сети.

В настоящее время организацию товароснабже-ния с использованием распределительных центров осуществляют большинство национальных и региональных торговых сетей. Наиболее четкая организация товароснабжения наблюдается в компаниях: ЗАО «Тандер» торговая сеть «Магнит», X5 Retail Group, торговая сеть «Лента» и др.

В результате внедрения и развития сети распределительных центров, их оптимального количества

и расположения на полигоне обслуживания розничная торговая сеть имеет следующие преимущества [1, с.10]:

• повышает производительность труда, как в магазинах, так и на складах;

• снижает операционные затраты в процессе хранения, дистрибуции и логистики;

• сокращает площади под хранение запасов в магазинах, повышая эффективность использования площади торгового зала;

• сокращает транспортные затраты с учетом использования оптимальных кольцевых маршрутов доставки товаров в магазины сети;

• организует хранение основного товарного запаса, необходимого для бесперебойного обеспечения магазинов в полной ассортиментной матрице;

• осуществляет хранение сезонных и целевых запасов, для проведения маркетинговых мероприятий;

• имеет возможность предпродажной подготовки и подсортировки товаров по заявкам магазинов;

• организует «входной контроль» качества поставок товаров в торговую сеть по единым принятым стандартам;

• организует возврат нереализованного, бракованного товара поставщикам.

В целом, товары доставляются в ЗАО «Тандер» магазины сети «Магнит» централизованным методом. Применение данного метода позволяет организовать более четкое снабжение магазинов сети товарами, не отрывает работников розничных предприятий от выполнения их основных обязанностей. При рационально организованной централизованной доставке товаров эффективнее используются трудовые ресурсы и транспорт, снижаются издержки обращения. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чему в магазинах поддерживается стабильный ассортимент. Ускоряется оборачиваемость товаров, уменьшаются их потери. При этом количество заказываемых товаров должно полностью обеспечивать устойчивость ассортимента и бесперебойную их продажу до очередного завоза.

В рамках представленной статьи рассмотрим подробнее организацию системы товароснабжения ЗАО «Тандер» торговая сеть «Магнит». Центральный офис управляющей компании сетью магазинов «Магнит» ЗАО «Тандер» находится в г.Краснодаре. Там же располагаются основные дирекции по: закупкам, развитию, ревизионной и юридической работе, маркетингу, управлению кадрами и финансовый директор. В структуре компании «Магнит» имеется автотранспортное предприятие ООО «Сельта», которое обеспечивает бесперебойную доставку товаров

Рисунок 1. Схема товароснабжения в ЗАО «Тандер»сеть магазинов «Магнит»

в федеральную торговую сеть магазинов «Магнит» по всей России. В автопарке предприятия находятся большегрузные автомобили MAN и Renault. Специалисты в ООО «Сельта» рассчитывают оптимальные кольцевые маршруты транспорта в магазины сети.

Действующие формы товароснабжения от разных поставщиков продукции представлены на рисунке рис.1.

Процесс товароснабжения в ЗАО «Тандер» представлен в виде комплекса мероприятий и операций по доведению товара от поставщиков продукции до магазинов «Магнит».

В ЗАО «Тандер» применяются две формы товароснабжения: складская и транзитная. Например, в составе ОАО «Магнит» входит тепличный комплекс (ТК) «Зеленая линия» общей площадью 200 га. Около 1/3 всех огурцов и помидоров компания выращивает в собственном тепличном комплексе «Зеленая линия». Данный комплекс сделан по зарубежным технологиям и находится в Краснодарском крае. Это

один из наиболее крупных в России по мощности и по сумме инвестиций проект овощеводства закрытого грунта. Продукция из тепличного комплекса «Зеленая линия» поступает в региональные распределительные центры, с целью дальнейшей реализации в магазинах «Магнит». Собственная овощная продукция попадает в магазины сети, через РЦ , т.е. используется складской формы товароснабжения. В 2015г торговой сети принадлежало 29 распределительных центров.

В ассортименте розничной сети «Магнит» представлена продукция федеральных и местных поставщиков. В настоящее время объем поставок от федеральных поставщиков составляет 55-60% рис. 2. Данные товаропроизводители выигрывают тендер и заключают договор с головной компанией.

Наибольшая доля товаров от местных поставщиков доставляется в региональные распределительные центры и незначительная часть транзитом в магазины сети. В целом в структуре поставок доля

(Dpftflpjbu^ ACCDfUHUCWI

Рисунок 2. Структура поставок продукции в сеть [2]

СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1 (22) • 2016

215

местных поставщиков составляет около 40-45%. Однако количество местных поставщиков гораздо больше федеральных, поскольку в каждом регионе имеются поставщики, вошедшие в торговую сеть. Выбор местных поставщиков осуществляет центральный офис в г. Краснодаре.

Кроме того, в ассортименте магазинов «Магнит» есть товары под собственной торговой маркой. Товары собственной торговой марки (СТМ) «Магнит» - это продукция, которая разработана специально для покупателей сети магазинов, по самым доступным ценам и хорошего качества. Товары СТМ производят ведущие российские и зарубежные предприятия, так называемые внутренние поставщики специально для сети. В настоящее время в сети магазинов насчитывается более 1000 наименований товаров под собственной торговой маркой «Сделано для Магнита» разных товарных категорий:

• молоко и молочные товары (ТД «Сметанин»),

• мука,

• крупы,

• безалкогольные напитки («Кристальный родник», «Остров Колибри»),

• чай («Бодрый день»),

• кофе,

• мясная и овощная консервация («Семейные секреты»),

• кондитерские изделия («Lucky Days»),

• товары для дома («Каспер», «Шелковая лента») и многие другие [2].

Компания заключает долгосрочные контракты с крупными производителями, которые выпускают продукцию специально для «Магнита». Цены на такие товары гораздо ниже аналогичных товаров и приобрести их можно только в этой торговой сети. Продукция под собственной торговой маркой поступает вначале в распределительный центр, а затем уже в магазины региона. Это тоже пример использования складской формы товароснабжения сети магазинов «Магнит».

В каждом филиале система товароснабжения сто-ится следующим образом. Омский филиал ЗАО «Тандер» находятся по адресу: г.Омск, ул. Волочаевская, 11/1. В составе офиса филиала имеется отдел местных закупок, напрямую связанный с распределительным центром. РЦ в г.Омске был открыт в 2012 году, его площадь 7114 кв. м и располагается по адресу ул. 3-я Молодежная, 15. От каждого магазина сети в отдел местных закупок отправляются заявки, сформированные в информационной системе компании. Все заявки, поступающие из магазинов «Магнит» консолидируются в отделе местных закупок, далее посредством программы «Тандер - склад» часть заявок пересылаются в распределительный центр, другая часть местным поставщикам, возможно передача заявок в РЦ другого региона по отдельным позициям товаров. В соответствии с утвержденным графиком поставщики отгружают необходимый объем товаров на распределительный центр торговой сети, и только незначительная часть скоропортящихся продуктов доставляется по заявке напрямую в магазин. При этом товары-новинок. рекомендуется заказывать небольшими пробными партиями, поскольку магазин ранее ими не торговал и возможная их реализация пока не известна. Каждый автомобиль ООО «Сельта» имеет свой маршрут и график доставки. Из распределитель-

ного центра в магазины товар поступает каждые два дня в одно и то же время.

События 2014г, связанные с введением санкций против России из-за украинского кризиса, безусловно, сказались на процессе товароснабжения рассматриваемой розничной сети. Введён запрет на ввоз товаров на территорию РФ указом президента России от 6 августа 2014г «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Конкретный перечень товаров, в отношении которых вводятся ограничения, определило правительство РФ. В список входят мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи [3]. В результате данных мероприятий, компания ЗАО «Тандер» начала активнее сотрудничать с поставщиками из Азии.

Таким образом, хорошо продуманная и организованная система товароснабжения торговой сети «Магнит» с собственной сетью распределительных центров позволила компании стать лидером по количеству продовольственных магазинов и территории их размещения. На 30 сентября 2015 года сеть компании включала 11388 магазинов, из них: 9246 магазина в формате «магазин у дома», 208 гипер-маркетов, 127 магазинов «Магнит Семейный» и 1807 магазинов «Магнит Косметик». Магазины розничной сети «Магнит» расположены в 2297 населенных пунктах Российской Федерации. Зона покрытия магазинов занимает огромную территорию, которая простирается с запада на восток от Пскова до Нижневартовска, а с севера на юг от Архангельска до Владикавказа. Большинство магазинов расположено в Южном, Северо-Кавказском, Центральном и Приволжском Федеральных округах. Также магазины «Магнит» находятся в Северо-Западном, Уральском и Сибирском округах. Магазины розничной сети «Магнит» открываются как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах. Своевременную доставку продуктов во все магазины розничной сети осуществляет собственный автопарк, который насчитывает 5 908 автомобилей.

Эффективный процесс доставки товаров в магазины сети стал возможен благодаря мощной логистической системе компании и тем преимуществам, которые представляет созданная дистрибьюторская сеть, включающая 29 распределительных центров.

Литература:

1. Авдейчикова Е.В., Братишко Е.С. Логистическая модель российского ритейла. Сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. Наука и образование в жизни современного общества: 29 ноября 2013 г.: Часть 17. Тамбов, 2013. - С.8-11. http://www. ucom.ru/doc/conf/2013_11_29_17.pdf

2. Официальный сайт розничной сети «Магнит» ЗАО «Тандер» [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -URL: www.magnit-info.ru (Дата обращения: 20.12.15).

3. Указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014г. №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: www.kremlin. ru (Дата обращения: 15.01.16).

4. Чеглов В.П. Экономика и организация управления розничными торговыми сетями: Практикум. -М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.