Научная статья на тему 'Преемственность воспитания межличностной толерантности в системе «ДОУ начальная школа» (организационный и содержательный аспекты)'

Преемственность воспитания межличностной толерантности в системе «ДОУ начальная школа» (организационный и содержательный аспекты) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / СЕНЗИТИВНОСТЬ / АДЕКВАТНОЕ САМОВОСПРИЯТИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МОБИЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ / ЭМПАТИЯ / МЕТОДЫ / ФОРМЫ / КОМПОНЕНТЫ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ВОСПИТАНИЕ / INTERPERSONAL TOLERANCE / SUCCESSION / SENSITIVENESS / ADEQUATE SELF-CONSCIOUSNESS / CREATIVE THINKING / MOBILITY OF BEHAVIOR / EMPATHY / METHODS / FORMS / COMPONENTS / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева А. С.

В работе раскрыта актуальность проблемы воспитания межличностной толерантности в системе «ДОУ начальная школа», определено современное состояние и перспективы преодоления имеющихся трудностей и противоречий. Представлены модель и технология организации деятельности в означенном направлении и отражены некоторые практические результаты работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUCCESSION OF INTERPERSONAL TOLERANCE TRAINING IN THE «NURSERY SCHOOL-ELEMENTARY SCHOOL» SYSTEM (ORGANIZATIONAL AND SUBSTANTIAL ASPECTS)

In this work the urgency of the problem of interpersonal tolerance training in the «nursery school-elementary school» system is revealed, the current state and the ways of overcoming the existing difficulties and contradictions are defined. The work presents the model and technology of organizing the activity in this field; some practical results of the work are also shown here.

Текст научной работы на тему «Преемственность воспитания межличностной толерантности в системе «ДОУ начальная школа» (организационный и содержательный аспекты)»

- этические нормы при работе с информацией и инфор- разработаны по принципу спирали: ученики каждую четверть

мационная безопасность. продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года;

Исходя из анализа перечисленных УМК по информатике - основные содержательные линии представленных продля начальной школы можно сделать следующие выводы: грамм совпадают: компьютер, алгоритмы, модели, информа-

- основной целью обучения информатике в младших ция и информационные процессы, однако подход к их изло-

классах является формирование первоначальных представле- жению различен;

ний об информации, ее свойствах, способах работы с ней, в - рассмотренные программы предусматривают реализа-

частности с использованием компьютера; цию межпредметных проектов;

- на смену интегративным курсам, подобным «Робот- - учебные курсы допускают «безмашинный» вариант,

ландии» [5; 8] приходят курсы, дифференцирующие в своем при котором упор делается на изучение отдельных теоретиче-

содержании теоретические и прикладные аспекты; ских вопросов, развитие алгоритмического и логического

- структура курсов отличается, но в большинстве про- мышления;

грамм предпочтение отдается максимально возможному при- - учебные курсы ориентированы на использование в

менению занимательных и игровых форм обучения, использо- учебном процессе рабочих тетрадей на печатной основе, что

ванию принципов развивающего обучения, модульному по- часто ставит учителя в жесткие рамки, так как строго регла-

строению изучаемого курса, при этом, как правило, курсы ментирует деятельность и учителя, и ученика.

Библиографический список

1. Ракитина, Е.А. Построение методической системы обучения информатике на деятельностной основе [Текст]: автореф. дис.... д-ра. наук І Е. А. Ракитина. - Москва, 2002.

2. Горячев, А. В. Мы формируем информационно грамотную личность [Текст] І А.В. Горячев ІІ Информатика и образование. - 2002. - № б.

3. Красильникова, В.А. Информатизация образования: понятийный аннарат [Текст] І В.А. Красильникова ІІ Информатика и образование. -2003. - № 4.

4. Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе [Текст] ІІ Информатика и образование. - 2002. - №3.

5. Первин, Ю. А. Курс «Основы информатики» для начальной школы [Текст] І Ю.А. Первин ІІ Информатика и образование. - 2002. - № 12.

6. Тур, С.Н. Первые шаги в мире информатики [Текст]: методическое пособие для учителей 1-4 классов І С.Н. Тур, Т.П. Бокучава. - СПб. - БХВ - Петербург, 2002.

7. Тур, С.Н. Первые шаги в мире информатики [Текст]: рабочая тетрадь І С.Н. Тур, Т.П. Бокучава. - СПб: БХВ - Петербург, 2002.

8. Первин, Ю.А. Методика раннего обучения информатики [Текст] І Ю.А. Первин. - М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2008.

9. Информатика [Текст]: учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы І А.Л. Семенов, Т.А. Рудчненко, О.В. Щеглова. - М.: Просвещение: Институт новых технологий образования, 2001.

10. Обучение информатике во втором классе [Текст]: методическое пособие І Н.В. Матвеева, Н.К. Кононатова, Л.П. Панкратова, Е.Н. Челак. -М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2004.

11. Информатика [Текст]: учебник для 2 класса І Н.В. Матвеева, Н.К. Конопатова, Е.Н. Челак. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.

12. Горячев, А.В. Информатика в играх и задачах [Электронный ресурс] І А.В. Горячев, Т.О. Волкова, К.И. Горина. - Режим доступа: http: ІІ www.school2100.ru

13. Матвеева, Н.В. Информатика [Текст]: методический комплект: пособие + практикум на CD І Н.В. Матвеева и др. - М.: Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2004-200б.

14. Информатика и ИКТ [Текст]: учебник для начальной школы І Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова. - М.: Академкнига, 200б.

Статья поступила в редакцию 6.07.09

УДК 373.2.01

А.С. Ковалева, аспирант АлтГПА, г. Барнаул, E-mail:pnb@uni-altai.ru

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ «ДОУ - НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ)

В работе раскрыта актуальность проблемы воспитания межличностной толерантности в системе «ДОУ - начальная школа», определено современное состояние и перспективы преодоления имеющихся трудностей и противоречий. Представлены модель и технология организации деятельности в означенном направлении и отражены некоторые практические результаты работы.

Ключевые слова: межличностная толерантность, преемственность, сензитивность, адекватное самовосприятие, творческое мышление, мобильность поведения, эмпатия, методы, формы, компоненты, организационно-педагогические условия, воспитание.

Нарастание негативных факторов в социальной сфере приобрело системный характер и является на сегодняшний день главным деструктивным механизмом в образовании. Проблема формирования толерантного сознания относится к числу наиболее значимых тем современных политических, педагогических и философских дискуссий. Различные педагогические практики и программы, направленные на формирование толерантного сознания, пока еще не привели к желаемому результату - изменению установок личности в пользу толерантности как нравственной ценности [1]. Многообразие трактовок термина и тенденция его редукции к близким понятиям (уважению, принятию, эмпатии и пр.) затрудняют проведение эмпирических исследований и реализацию высокоэффективных практико-ориентировочных программ, особенно для детей.

Отсутствие четких классификаций и их критериев, а также детального описания психологических механизмов толерантности свидетельствует о том, что данная проблемати-

ка является пока еще недостаточно разработанной проблемой.

Анализ состояния теории и практики воспитания толерантности в сфере образования на основе преемственности в системе «ДОУ - начальная школа» [2] позволил выявить ряд противоречий между:

- провозглашением толерантности как одного из приоритетов развития современного общества и нереализованностью в явном виде данной идеи в функционировании системы дошкольного и начального школьного образования;

- практической востребованностью педагогических возможностей развития толерантного взаимодействия дошкольников и младших школьников и степенью их теоретической обоснованности.

Период дошкольного и младшего школьного детства является этапом наиболее тесного переплетения двух векторов развития индивида (естественного созревания и культурного совершенствования), что и обусловливает восприимчивость, сензитивность к внешним воздействиям и выводит в этот пе-

риод на первый план задачи формирования терпимой картины мироощущения [3]. Однако учет подобных, и ряда других, фактов в современном обществе представляет определенные сложности и практика противоречит теории. Попытки достичь толерантности умозрительно, прибегая к лекциям и проповедям, осуждающим насилие и превозносящим мир, чаще всего представляют собой упражнение в стереотипном мышлении.

Проблема преемственности в системе образования также не нова, преемственность между всеми звеньями рассматривается как основное средство непрерывности образования. Однако в настоящее время приходится констатировать, что взаимосвязь между ступенями образования по-прежнему остается лишь декларацией, закрывающей реальную «брешь» в непрерывности педагогического процесса [4]. В педагогике нет единого мнения по проблеме преемственности, однако позиции большинства исследователей сходны в одном: преемственность выступает в качестве основополагающего дидактического принципа, раскрывающего закономерность взаимосвязи развития и обучения.

Анализ вышеуказанных аспектов проблемы в современной теории и практике позволил нам сформулировать свое понимание преемственности воспитания межличностной толерантности в системе «ДОУ - начальная школа». Данный процесс представляет собой установление взаимосвязей между этапами развития личности и ступенями образования, осуществляемое благодаря реализации основных направлений преемственности с соблюдением организационно-

педагогических условий, гарантирующих становление толерантности как личностного новообразования, проявляющегося в адекватности самовосприятия и восприятия партнера по общению, мобильности поведения, а также высоком уровне развития творческого мышления и эмпатических способностей.

По результатам констатирующих замеров, согласно сформированным диагностическим комплексам, было выяв-

90п

80

70

60

50

40

30

20

10

0

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

лено преобладание низкого уровнямежличностной толерантности участников эксперимента, что нашло отражение в неадекватности самооценки и восприятия партнера по общению (32% педагогов, 38% родителей, 50% детей); выборе избегания или приспособления как способа разрешения конфликтных ситуаций (48% педагогов, 54% родителей, 28% детей); низком уровне вариативности и критичности мышления (30% педагогов, 38% родителей, 78% детей); а также недостаточности эмпатических способностей (22% педагогов, 29% родителей, 52% детей). Полученные данные актуализировали необходимость создания модели и технологии преемственности воспитания межличностной толерантности в системе «ДОУ -начальная школа» и организации опытно-экспериментальной работы в означенном направлении.

Исходными положениями при разработке модели преемственности воспитания межличностной толерантности с системе «ДОУ - начальная школа» (рисунок 1) послужили: учет социальной и личностной значимости решения задач преемственности в условиях создания системы непрерывного образования в контексте формирования менталитета толерантности, и требований, предъявляемых к современной личности воспитанника, педагога и родителя, а также высокий уровень профессионализма, подразумевающий знания, умения, навыки,

качества и свойства личности, обеспечивающие возможность специалистам ДОУ и начальной школы, родителям осуществлять социальный заказ, а детям - быть способными к его восприятию.

Основными структурными элементами модели преемственности воспитания межличностной толерантности, взаимодействие которых обеспечивает ее функционирование и целостность, выступают цель, задачи, содержание и результат. Состояние каждого элемента и их взаимодействие определяется действием ряда принципов: диалогичности, преемственности, систематичности и последовательности, единства и многообразия.

Принцип диалогичности предполагает наличие в процессе воспитания межличностной толерантности субъект-субъектных отношений участников взаимодействия. Принцип преемственности отражает обогащение содержания, средств, форм и методов воздействия и взаимодействия, аккумулирует положительные результаты на всех этапах педагогического процесса. Принцип систематичности и последовательности определяет логику усвоения знаний о межличностной толерантности, а также умений и навыков ее проявления, четкую поэтапность от простого к сложному, опору последующего материала на предыдущий. Принцип единства и многообразия означает признание различных точек зрения и форм самовыражения.

Неотъемлемым элементом модели преемственности воспитания межличностной толерантности в системе «ДОУ - начальная школа» является совокупность взаимосвязанных структурных компонентов толерантного взаимодействия в рамках реализации непрерывного образования. Потребностно-мотивационный компонент включает наличие мотивированного интереса к проблеме межличностной толерантности и сознательной ориентации на ее разрешение; развитие чувства ответственности за доброжелательность (толерантность) среды. Структурированная система теоретических знаний о специфике толерантного межличностного взаимодействия участников образовательного процесса, определяет наличие когнитивного компонента. Креативно-деятельностный компонент межличностной толерантности участников образовательного процесса демонстрирует опыт применения знаний в процессе взаимодействия и опыт самостоятельного нахождения и выбора способов проявления терпимости в новой ситуации. Оценочно-рефлексивный компонент представлен опытом оценки и рефлексии проявлений межличностной толерантности и интолерантности

Технология преемственности воспитания межличностной толерантности в системе «ДОУ - начальная школа» - это последовательность подготовительного, теоретического и практического этапов, проявляющихся в трех направлениях (целевом, содержательном, технологическом), ведущих к достижению запланированного результата - реализованной преемственности воспитания межличностной толерантности дошкольного и начального школьного образования

.Целевая преемственность находит свое отражение в согласовании приоритетов дошкольного и начального школьного этапов образования. Содержательная преемственность предполагает введение в педагогический процесс разных видов деятельности творческого характера, насыщение содержания образования такими знаниями, которые максимально активизируют познавательные интересы, отвечают потребностям в практической деятельности и формируют чувство ответственности за ближайшее окружение. Осуществление технологической преемственности призвано способствовать усовершенствованию форм организации и методов взаимодействия, как в дошкольных учреждениях, так и в начальной школе, благодаря отказу от жестко регламентированного обучения в пользу диалогического общения, использованию разнообразных форм деятельности на интегративной основе и методов, активизирующих мышление, воображение, поисковую деятельность.

Организационно-педагогическими условиями реализации деятельности являются:

- функционирование координационного совета по преемственности воспитания межличностной толерантности;

- ориентация содержания образования на актуализацию феномена толерантности;

- культивирование диалога как основы толерантного взаимодействия;

- организация опыта толерантного взаимодействия, вариативность форм.

В качестве основных методов и форм работы применялись:

I Цель: Преем сте енность воспитания межличностной толерантности б системе «ДОУ - начальная школю I

Функпнн

Компоненты межличностной толерантности участников образовательного провеса

высокий | лСредний | ч_Низкий |

* * І

Результат: Воспитанная межличностная толерантность учзстндкое образовательного процесса б контексте преемственности ДОУ и начальной школы

Рисунок 1. Структурно-функциональная модель преемственности воспитания межличностной толерантности в системе «ДОУ - начальная школа»

- беседа, рассказ, объяснение, анкетирование, тестирование, анализ жизненных ситуаций, задания творческого характера, дискуссии, психологические, коррекционно-развивающие игры, рефлексия;

- коммуникативный тренинг, круглый стол, семинар, консультация, методическое объединение, информационные технологии, семейный клуб.

Основополагающим является факт вовлечения в работу по воспитанию толерантности трех категорий психологопедагогического сопровождения: детей, являющихся на первом году эксперимента воспитанниками ДОУ, а на втором этапе - учениками первого класса начальной школы; родителей воспитанников; педагогов ДОУ и начальной школы.

В реальном педагогическом процессе подобное взаимопроникновение находит свое воплощение в совместных мероприятиях в диадах педагоги - дети: коммуникативные тренинги; родители - дети: семейный клуб; педагоги - родители: круглый стол, семинар и т.д. Организации опытноэкспериментальной работы способствовала разработка коррекционно-развивающей программы, рассчитанной на два учебных года, и реализуемой последовательно в ДОУ и начальной школе.

Результатом формирующего эксперимента стало изменение акцентов в системе нравственных ценностей участников образовательного процесса ДОУ и начальной школы в пользу конструктивного, толерантного взаимодействия, что было достигнуто благодаря комплексной работе в ходе исследования. Повысился уровень и качество эмпатических и рефлексивных способностей, в выборе стратегии разрешения конфликтов приоритет отдавался сотрудничеству и компромиссу, что свидетельствует о становлении мобильности поведения, гибкости и вариативности, критичности мышления, а также адекватности самовосприятия и восприятия партнера по общению.

Таким образом. в процессе апробации указанной модели и технологии обнаружилась объективная целесообразность сформулированных положений и эффективность внесенных в педагогическое пространство изменений.

В данной работе новыми являются следующие положения и результаты деятельности в означенном направлении:

1. Выявление сущности ключевых понятий исследования позволило определить, что преемственность воспитания межличностной толерантности в системе «ДОУ - начальная школа» представляет собой установление взаимосвязей между этапами развития личности и ступенями образования. Оно осуществляется благодаря реализации основных направлений преемственности с соблюдением организационнопедагогических условий, гарантирующих становление толерантности как личностного новообразования, проявляющегося в адекватности самовосприятия и восприятия партнера по общению, мобильности поведения, а также высоком уровне развития творческого мышления и эмпатических способностей.

2. Реализация модели и технологии преемственности воспитания межличностной толерантности в системе «ДОУ - начальная школа» подтвердила их эффективность и позволила разрешить противоречие между потребностью общества в воспитании толерантной личности и недостаточностью знаний по данной проблеме, умений и навыков в поиске и применении возможных способов решения, о чем свидетельствует динамика изменений основных показателей в контрольной и экспериментальной группах.

3. Конкретизация критериев сформированности межличностной толерантности участников образовательного процесса ДОУ и начальной школы, выявление организационнопедагогических условий и разработка научно-методических рекомендаций по организации деятельности позволили интенсифицировать процесс преемственности и достичь устойчивости его позитивных тенденций искомого процесса.

Библиографический список

1. Абакумова, И.В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании [Текст] / И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков // Вопросы психологии. - 2003. - N° 3.

2. Мириманова, М. Толерантность как проблема воспитания [Текст] / М. Мириманова // Развитие личности. - 2002. - N° 2.

3. Запорожец, А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности [Текст] / А.В. Запорожец // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.

4. Асмолов, А.Г. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования / А.Г. Асмолов // Учительская газета. - 1994. - № 17-18.

Статья поступила в редакцию 6.07.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.