- этические нормы при работе с информацией и инфор- разработаны по принципу спирали: ученики каждую четверть
мационная безопасность. продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года;
Исходя из анализа перечисленных УМК по информатике - основные содержательные линии представленных продля начальной школы можно сделать следующие выводы: грамм совпадают: компьютер, алгоритмы, модели, информа-
- основной целью обучения информатике в младших ция и информационные процессы, однако подход к их изло-
классах является формирование первоначальных представле- жению различен;
ний об информации, ее свойствах, способах работы с ней, в - рассмотренные программы предусматривают реализа-
частности с использованием компьютера; цию межпредметных проектов;
- на смену интегративным курсам, подобным «Робот- - учебные курсы допускают «безмашинный» вариант,
ландии» [5; 8] приходят курсы, дифференцирующие в своем при котором упор делается на изучение отдельных теоретиче-
содержании теоретические и прикладные аспекты; ских вопросов, развитие алгоритмического и логического
- структура курсов отличается, но в большинстве про- мышления;
грамм предпочтение отдается максимально возможному при- - учебные курсы ориентированы на использование в
менению занимательных и игровых форм обучения, использо- учебном процессе рабочих тетрадей на печатной основе, что
ванию принципов развивающего обучения, модульному по- часто ставит учителя в жесткие рамки, так как строго регла-
строению изучаемого курса, при этом, как правило, курсы ментирует деятельность и учителя, и ученика.
Библиографический список
1. Ракитина, Е.А. Построение методической системы обучения информатике на деятельностной основе [Текст]: автореф. дис.... д-ра. наук І Е. А. Ракитина. - Москва, 2002.
2. Горячев, А. В. Мы формируем информационно грамотную личность [Текст] І А.В. Горячев ІІ Информатика и образование. - 2002. - № б.
3. Красильникова, В.А. Информатизация образования: понятийный аннарат [Текст] І В.А. Красильникова ІІ Информатика и образование. -2003. - № 4.
4. Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе [Текст] ІІ Информатика и образование. - 2002. - №3.
5. Первин, Ю. А. Курс «Основы информатики» для начальной школы [Текст] І Ю.А. Первин ІІ Информатика и образование. - 2002. - № 12.
6. Тур, С.Н. Первые шаги в мире информатики [Текст]: методическое пособие для учителей 1-4 классов І С.Н. Тур, Т.П. Бокучава. - СПб. - БХВ - Петербург, 2002.
7. Тур, С.Н. Первые шаги в мире информатики [Текст]: рабочая тетрадь І С.Н. Тур, Т.П. Бокучава. - СПб: БХВ - Петербург, 2002.
8. Первин, Ю.А. Методика раннего обучения информатики [Текст] І Ю.А. Первин. - М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2008.
9. Информатика [Текст]: учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы І А.Л. Семенов, Т.А. Рудчненко, О.В. Щеглова. - М.: Просвещение: Институт новых технологий образования, 2001.
10. Обучение информатике во втором классе [Текст]: методическое пособие І Н.В. Матвеева, Н.К. Кононатова, Л.П. Панкратова, Е.Н. Челак. -М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2004.
11. Информатика [Текст]: учебник для 2 класса І Н.В. Матвеева, Н.К. Конопатова, Е.Н. Челак. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
12. Горячев, А.В. Информатика в играх и задачах [Электронный ресурс] І А.В. Горячев, Т.О. Волкова, К.И. Горина. - Режим доступа: http: ІІ www.school2100.ru
13. Матвеева, Н.В. Информатика [Текст]: методический комплект: пособие + практикум на CD І Н.В. Матвеева и др. - М.: Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2004-200б.
14. Информатика и ИКТ [Текст]: учебник для начальной школы І Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова. - М.: Академкнига, 200б.
Статья поступила в редакцию 6.07.09
УДК 373.2.01
А.С. Ковалева, аспирант АлтГПА, г. Барнаул, E-mail:[email protected]
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ «ДОУ - НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ)
В работе раскрыта актуальность проблемы воспитания межличностной толерантности в системе «ДОУ - начальная школа», определено современное состояние и перспективы преодоления имеющихся трудностей и противоречий. Представлены модель и технология организации деятельности в означенном направлении и отражены некоторые практические результаты работы.
Ключевые слова: межличностная толерантность, преемственность, сензитивность, адекватное самовосприятие, творческое мышление, мобильность поведения, эмпатия, методы, формы, компоненты, организационно-педагогические условия, воспитание.
Нарастание негативных факторов в социальной сфере приобрело системный характер и является на сегодняшний день главным деструктивным механизмом в образовании. Проблема формирования толерантного сознания относится к числу наиболее значимых тем современных политических, педагогических и философских дискуссий. Различные педагогические практики и программы, направленные на формирование толерантного сознания, пока еще не привели к желаемому результату - изменению установок личности в пользу толерантности как нравственной ценности [1]. Многообразие трактовок термина и тенденция его редукции к близким понятиям (уважению, принятию, эмпатии и пр.) затрудняют проведение эмпирических исследований и реализацию высокоэффективных практико-ориентировочных программ, особенно для детей.
Отсутствие четких классификаций и их критериев, а также детального описания психологических механизмов толерантности свидетельствует о том, что данная проблемати-
ка является пока еще недостаточно разработанной проблемой.
Анализ состояния теории и практики воспитания толерантности в сфере образования на основе преемственности в системе «ДОУ - начальная школа» [2] позволил выявить ряд противоречий между:
- провозглашением толерантности как одного из приоритетов развития современного общества и нереализованностью в явном виде данной идеи в функционировании системы дошкольного и начального школьного образования;
- практической востребованностью педагогических возможностей развития толерантного взаимодействия дошкольников и младших школьников и степенью их теоретической обоснованности.
Период дошкольного и младшего школьного детства является этапом наиболее тесного переплетения двух векторов развития индивида (естественного созревания и культурного совершенствования), что и обусловливает восприимчивость, сензитивность к внешним воздействиям и выводит в этот пе-
риод на первый план задачи формирования терпимой картины мироощущения [3]. Однако учет подобных, и ряда других, фактов в современном обществе представляет определенные сложности и практика противоречит теории. Попытки достичь толерантности умозрительно, прибегая к лекциям и проповедям, осуждающим насилие и превозносящим мир, чаще всего представляют собой упражнение в стереотипном мышлении.
Проблема преемственности в системе образования также не нова, преемственность между всеми звеньями рассматривается как основное средство непрерывности образования. Однако в настоящее время приходится констатировать, что взаимосвязь между ступенями образования по-прежнему остается лишь декларацией, закрывающей реальную «брешь» в непрерывности педагогического процесса [4]. В педагогике нет единого мнения по проблеме преемственности, однако позиции большинства исследователей сходны в одном: преемственность выступает в качестве основополагающего дидактического принципа, раскрывающего закономерность взаимосвязи развития и обучения.
Анализ вышеуказанных аспектов проблемы в современной теории и практике позволил нам сформулировать свое понимание преемственности воспитания межличностной толерантности в системе «ДОУ - начальная школа». Данный процесс представляет собой установление взаимосвязей между этапами развития личности и ступенями образования, осуществляемое благодаря реализации основных направлений преемственности с соблюдением организационно-
педагогических условий, гарантирующих становление толерантности как личностного новообразования, проявляющегося в адекватности самовосприятия и восприятия партнера по общению, мобильности поведения, а также высоком уровне развития творческого мышления и эмпатических способностей.
По результатам констатирующих замеров, согласно сформированным диагностическим комплексам, было выяв-
90п
80
70
60
50
40
30
20
10
0
1 кв
2 кв
3 кв
4 кв
лено преобладание низкого уровнямежличностной толерантности участников эксперимента, что нашло отражение в неадекватности самооценки и восприятия партнера по общению (32% педагогов, 38% родителей, 50% детей); выборе избегания или приспособления как способа разрешения конфликтных ситуаций (48% педагогов, 54% родителей, 28% детей); низком уровне вариативности и критичности мышления (30% педагогов, 38% родителей, 78% детей); а также недостаточности эмпатических способностей (22% педагогов, 29% родителей, 52% детей). Полученные данные актуализировали необходимость создания модели и технологии преемственности воспитания межличностной толерантности в системе «ДОУ -начальная школа» и организации опытно-экспериментальной работы в означенном направлении.
Исходными положениями при разработке модели преемственности воспитания межличностной толерантности с системе «ДОУ - начальная школа» (рисунок 1) послужили: учет социальной и личностной значимости решения задач преемственности в условиях создания системы непрерывного образования в контексте формирования менталитета толерантности, и требований, предъявляемых к современной личности воспитанника, педагога и родителя, а также высокий уровень профессионализма, подразумевающий знания, умения, навыки,
качества и свойства личности, обеспечивающие возможность специалистам ДОУ и начальной школы, родителям осуществлять социальный заказ, а детям - быть способными к его восприятию.
Основными структурными элементами модели преемственности воспитания межличностной толерантности, взаимодействие которых обеспечивает ее функционирование и целостность, выступают цель, задачи, содержание и результат. Состояние каждого элемента и их взаимодействие определяется действием ряда принципов: диалогичности, преемственности, систематичности и последовательности, единства и многообразия.
Принцип диалогичности предполагает наличие в процессе воспитания межличностной толерантности субъект-субъектных отношений участников взаимодействия. Принцип преемственности отражает обогащение содержания, средств, форм и методов воздействия и взаимодействия, аккумулирует положительные результаты на всех этапах педагогического процесса. Принцип систематичности и последовательности определяет логику усвоения знаний о межличностной толерантности, а также умений и навыков ее проявления, четкую поэтапность от простого к сложному, опору последующего материала на предыдущий. Принцип единства и многообразия означает признание различных точек зрения и форм самовыражения.
Неотъемлемым элементом модели преемственности воспитания межличностной толерантности в системе «ДОУ - начальная школа» является совокупность взаимосвязанных структурных компонентов толерантного взаимодействия в рамках реализации непрерывного образования. Потребностно-мотивационный компонент включает наличие мотивированного интереса к проблеме межличностной толерантности и сознательной ориентации на ее разрешение; развитие чувства ответственности за доброжелательность (толерантность) среды. Структурированная система теоретических знаний о специфике толерантного межличностного взаимодействия участников образовательного процесса, определяет наличие когнитивного компонента. Креативно-деятельностный компонент межличностной толерантности участников образовательного процесса демонстрирует опыт применения знаний в процессе взаимодействия и опыт самостоятельного нахождения и выбора способов проявления терпимости в новой ситуации. Оценочно-рефлексивный компонент представлен опытом оценки и рефлексии проявлений межличностной толерантности и интолерантности
Технология преемственности воспитания межличностной толерантности в системе «ДОУ - начальная школа» - это последовательность подготовительного, теоретического и практического этапов, проявляющихся в трех направлениях (целевом, содержательном, технологическом), ведущих к достижению запланированного результата - реализованной преемственности воспитания межличностной толерантности дошкольного и начального школьного образования
.Целевая преемственность находит свое отражение в согласовании приоритетов дошкольного и начального школьного этапов образования. Содержательная преемственность предполагает введение в педагогический процесс разных видов деятельности творческого характера, насыщение содержания образования такими знаниями, которые максимально активизируют познавательные интересы, отвечают потребностям в практической деятельности и формируют чувство ответственности за ближайшее окружение. Осуществление технологической преемственности призвано способствовать усовершенствованию форм организации и методов взаимодействия, как в дошкольных учреждениях, так и в начальной школе, благодаря отказу от жестко регламентированного обучения в пользу диалогического общения, использованию разнообразных форм деятельности на интегративной основе и методов, активизирующих мышление, воображение, поисковую деятельность.
Организационно-педагогическими условиями реализации деятельности являются:
- функционирование координационного совета по преемственности воспитания межличностной толерантности;
- ориентация содержания образования на актуализацию феномена толерантности;
- культивирование диалога как основы толерантного взаимодействия;
- организация опыта толерантного взаимодействия, вариативность форм.
В качестве основных методов и форм работы применялись:
I Цель: Преем сте енность воспитания межличностной толерантности б системе «ДОУ - начальная школю I
Функпнн
Компоненты межличностной толерантности участников образовательного провеса
высокий | лСредний | ч_Низкий |
* * І
Результат: Воспитанная межличностная толерантность учзстндкое образовательного процесса б контексте преемственности ДОУ и начальной школы
Рисунок 1. Структурно-функциональная модель преемственности воспитания межличностной толерантности в системе «ДОУ - начальная школа»
- беседа, рассказ, объяснение, анкетирование, тестирование, анализ жизненных ситуаций, задания творческого характера, дискуссии, психологические, коррекционно-развивающие игры, рефлексия;
- коммуникативный тренинг, круглый стол, семинар, консультация, методическое объединение, информационные технологии, семейный клуб.
Основополагающим является факт вовлечения в работу по воспитанию толерантности трех категорий психологопедагогического сопровождения: детей, являющихся на первом году эксперимента воспитанниками ДОУ, а на втором этапе - учениками первого класса начальной школы; родителей воспитанников; педагогов ДОУ и начальной школы.
В реальном педагогическом процессе подобное взаимопроникновение находит свое воплощение в совместных мероприятиях в диадах педагоги - дети: коммуникативные тренинги; родители - дети: семейный клуб; педагоги - родители: круглый стол, семинар и т.д. Организации опытноэкспериментальной работы способствовала разработка коррекционно-развивающей программы, рассчитанной на два учебных года, и реализуемой последовательно в ДОУ и начальной школе.
Результатом формирующего эксперимента стало изменение акцентов в системе нравственных ценностей участников образовательного процесса ДОУ и начальной школы в пользу конструктивного, толерантного взаимодействия, что было достигнуто благодаря комплексной работе в ходе исследования. Повысился уровень и качество эмпатических и рефлексивных способностей, в выборе стратегии разрешения конфликтов приоритет отдавался сотрудничеству и компромиссу, что свидетельствует о становлении мобильности поведения, гибкости и вариативности, критичности мышления, а также адекватности самовосприятия и восприятия партнера по общению.
Таким образом. в процессе апробации указанной модели и технологии обнаружилась объективная целесообразность сформулированных положений и эффективность внесенных в педагогическое пространство изменений.
В данной работе новыми являются следующие положения и результаты деятельности в означенном направлении:
1. Выявление сущности ключевых понятий исследования позволило определить, что преемственность воспитания межличностной толерантности в системе «ДОУ - начальная школа» представляет собой установление взаимосвязей между этапами развития личности и ступенями образования. Оно осуществляется благодаря реализации основных направлений преемственности с соблюдением организационнопедагогических условий, гарантирующих становление толерантности как личностного новообразования, проявляющегося в адекватности самовосприятия и восприятия партнера по общению, мобильности поведения, а также высоком уровне развития творческого мышления и эмпатических способностей.
2. Реализация модели и технологии преемственности воспитания межличностной толерантности в системе «ДОУ - начальная школа» подтвердила их эффективность и позволила разрешить противоречие между потребностью общества в воспитании толерантной личности и недостаточностью знаний по данной проблеме, умений и навыков в поиске и применении возможных способов решения, о чем свидетельствует динамика изменений основных показателей в контрольной и экспериментальной группах.
3. Конкретизация критериев сформированности межличностной толерантности участников образовательного процесса ДОУ и начальной школы, выявление организационнопедагогических условий и разработка научно-методических рекомендаций по организации деятельности позволили интенсифицировать процесс преемственности и достичь устойчивости его позитивных тенденций искомого процесса.
Библиографический список
1. Абакумова, И.В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании [Текст] / И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков // Вопросы психологии. - 2003. - N° 3.
2. Мириманова, М. Толерантность как проблема воспитания [Текст] / М. Мириманова // Развитие личности. - 2002. - N° 2.
3. Запорожец, А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности [Текст] / А.В. Запорожец // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.
4. Асмолов, А.Г. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования / А.Г. Асмолов // Учительская газета. - 1994. - № 17-18.
Статья поступила в редакцию 6.07.09