ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО, ПРЕДШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е. В. Ковшарь
Дошкольный возраст имеет особое значение для дальнейшего развития человека. Именно в этом возрасте у детей закладываются черты будущей личности, формируется самосознание и мироощущения, происходит общее психическое развитие, дошкольники приобретают необходимый опыт для дальнейшей жизнедеятельности, накапливают впечатления от познания мира, в этот период происходит интенсивное становление познавательной активности. Таким образом, происходит развитие всех сфер ребенка: личностной, мотивационной, эмоциональной, когнитивной.
Цель нашего доклада - раскрыть и обосновать основные пути взаимодействия дошкольного, предшкольного и начального этапов образования в преемственности и непрерывности. Конкретизация принципа преемственности для дошкольного и начального образования позволяет сформулировать его следующим образом: образовательный процесс на этапе дошкольного и начального образования должен обеспечить плавный, естественный переход ребенка от позиции дошкольника к позиции младшего школьника. Поэтому в педагогической литературе преемственность дошкольного учреждения и начальной школы традиционно определяются как двусторонняя связь, что предполагает, с одной стороны, направленность учебно-воспитательной работы в детском саду на те требования, которые будут предъявлены детям в школе, а с другой - ориентир, опора учителя на достигнутый старшими дошкольниками уровень развития, на знания, навыки и опыт детей [1, с. 187].
В реализации принципа преемственности выделяют два подхода -функциональный и системный. Функциональный подход преемственности в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста реализуется на практике двумя путями. Первый основывается на тактике форсирования темпов детского развития и состоит в прямом приспособлении социальнопедагогических задач дошкольного образования к требованиям школы. Второй предусматривает дальнейшее развитие в начальной школе тех элементарных знаний, умений и навыков, с которыми ребенок приходит в школу. Реализация принципа преемственности на основе функционального подхода вызывает серьезные негативные последствия и приводит к нивелированию ценностями дошкольного и младшего школьного возраста. При системном подходе преемственность рассматривается как взаимосвязь между ступенями единой системы «дошкольное образование - общеобразовательная школа», благодаря чему обеспечивается целостное развитие личности ребенка. В частности, это касается организации предшкольного образования - связующего цепочки между дошкольным и начальным образованием для обеспечения единого уровня подготовки детей, идущих в школу. Адекватное возрастным и индивидуальным возможностям гармоничное развитие ребенка-дошкольника позволит ему быть успешным в школе. По определению
243
А. М. Богуш, предшкольное образование - это промежуточное звено между дошкольным и начальным образованием; оно ассоциирует специальную (усвоение знаний, умений и навыков) и общую (готовность детей к обучению в школе) подготовку со всеми ее компонентами (мотивационным, волевым , коммуникативным, речевым, физическим) [4, с. 7]. Предшкольное образование - открытая педагогическая система. Она включает интегративные связи со всеми участниками целостного учебно-воспитательного процесса - педагогами, воспитанниками, родителями. Это дает возможность постоянно совершенствовать содержание, цели, методы, технологии реализации образовательных путей воздействия на детей дошкольного возраста, качество системы дошкольного образования и перспективными направлениями его развития. Цель предшкольного образования - создать условия для обеспечения равных возможностей детей, поступающих в школу.
В заключении отметим основные принципы организации взаимодействия дошкольного, предшкольного и начального образования:
(а) принцип гуманизации и демократизации требует, чтобы вся работа семьи, дошкольного учреждения и школы была подчинена личностно ориентированному развитию ребенка;
(б) принцип субъектности и модальности для организации взаимодействия в педагогическом процессе организации предшкольного образования является базовым. Этим принципом определяются место учителя и ученика, воспитателя и ребенка в учебно-воспитательном процессе как субъектов этих отношений;
(в) принцип непрерывности. Непрерывность проявляется в личностных достижениях ребенка в процессе взаимодействия семьи, дошкольного учреждения и школы как целостного воспитательного процесса в пределах каждого возрастного этапа;
(г) принцип комплексности и интеграции дошкольного и начального образования предполагает единство биологических, социальных, педагогических, психологических и возрастных изменений, которые постоянно происходят в учебно-воспитательном процессе. Это способствует эффективной организации дошкольного и начального образования на основе взаимодействия, благодаря чему происходит индивидуальное развитие личности, формирование жизненной компетентности дошкольников, постепенное их включения в систему личностных и общественных отношений;
(д) принцип инноваций является одним из ведущих в организации учебно-воспитательного процесса. Учебно-воспитательный процесс, происходит на основе специально организованного субъект-субъектного взаимодействия. Во взаимодействии достигается единство всех факторов педагогического процесса, в центре которого ребенок. Таким образом, в формировании и дальнейшем развития личности ребенка важную роль играет преемственность во взаимодействии семьи, дошкольного учреждения, школы, что возможно достичь лишь при соблюдении комплексности и интеграции дошкольного, предшкольного и начального образования, а также следования требованиям непрерывности, субъектности и модальности в их взаимодействии.
244
Список литературы
1. Богуш А.М., Гавриш Н.В. Дошкольная лингводидактика. - Киев: Высшая школа, 2007. -542 с.
2. Закон Украины «Об образовании». - Киев: Генезис, 1996. - 36 с.
3. Наступность в учебно-воспитательной работе детского сада и школы / ред. З.Н. Борисова. - Киев: Рад. школа, 1985. - 142 с.
4. Степанова Т. М. Эволюция содержания дошкольного образования во второй половине 20 века: моногр. - Киев: Издательский Дом «Слово», 2010. - 180 с.
245