Научная статья на тему 'Преемственность в изучении ВИЧ-инфекции в Южно-Уральском государственном медицинском университете'

Преемственность в изучении ВИЧ-инфекции в Южно-Уральском государственном медицинском университете Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
354
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЧ / СПИД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВИРУС ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аклеев А.А., Аксенов А.В., Красильникова И.В., Пешиков О.В., Пешикова М.В.

ВИЧ-инфекция является одной из самых актуальных медико-биологических проблем современности. В процессе шестилетнего обучения будущих врачей в медицинских вузах различные аспекты ВИЧ-инфекции и СПИДа рассматриваются в рамках большинства изучаемых дисциплин. Студенты при прохождении каждой новой дисциплины не просто повторяют уже пройденный материал, но и знакомятся с новыми аспектами ВИЧ-инфекции таким образом формируется принцип преемственности при изучении ВИЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTINUITY OF STUDYING OF HIV-INFECTION IN SOUTH URAL STATE MEDICAL UNIVERSITY

HIV-infection is one of the most actual modern problems. Different aspects of HIV-infection and AIDS are learned as a part of the majority of disciplines in the six-year course of teaching of future doctors. During the studying of each new discipline students don't just repeat the already passed material, but also they learn of new aspects of HIV-infection so, the principle of continuity is formed in the studying of HIV

Текст научной работы на тему «Преемственность в изучении ВИЧ-инфекции в Южно-Уральском государственном медицинском университете»

УДК 616.9 ББК 55.14

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ИЗУЧЕНИИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В ЮЖНО-УРАЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

А.А. АКЛЕЕВ, ФГБОУ ВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия А.В. АКСЕНОВ, ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия И.В. КРАСИЛЬНИКОВА, ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия

e-mail: gog-86@list.ru О.В. ПЕШИКОВ, ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск,, Россия М.В. ПЕШИКОВА, ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия Л.И. РАТНИКОВА, ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия

e-mail: inf23@yandex.ru Е.В. ТУР, ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия С.А. ШИП, ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия

e-mail: ship.stepan@mail.ru Н.М. ШЛЕПОТИНА, ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия

e-mail: teremok99@yandex.ru

Аннотация

ВИЧ-инфекция является одной из самых актуальных медико-биологических проблем современности. В процессе шестилетнего обучения будущих врачей в медицинских вузах различные аспекты ВИЧ-инфекции и СПИДа рассматриваются в рамках большинства изучаемых дисциплин. Студенты при прохождении каждой новой дисциплины не просто повторяют уже пройденный материал, но и знакомятся с новыми аспектами ВИЧ-инфекции -таким образом формируется принцип преемственности при изучении ВИЧ

Ключевые слова: ВИЧ, СПИД, образовательные учреждения, учебно-воспитательная работа, вирус иммунодефицита человека, медицинское образование, преемственность, профилактика.

Актуальность. Проблема изучения вопросов эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции нарастает по мере развития эпидемии на территории Российской Федерации. Пандемическое распространение ВИЧ-инфекции приводит к тяжелейшим социально-экономическим последствиям: лечение, диагностика и социальное обеспечение ВИЧ-инфицированных требуют значительных материальных ресурсов. Число людей, живущих с ВИЧ, во всем мире удвоилось и достигло 40 миллионов человек. С конца 90-х годов ХХ века эпидемия ВИЧ-инфекции затронула страны Восточной Европы, СНГ, наблюдался резкий рост инфицированности и заболеваемости ВИЧ-инфекцией. Общее число россиян, инфицированных ВИЧ, зарегистрированных в Российской Федерации на 31 декабря 2015 года, достигло 1006388 человек (по предварительным данным на 03.02.2016 г.) по данным формы мониторинга

Роспотребнадзора "Сведения о

мероприятиях по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявлению и лечению больных ВИЧ" [3, 10, 14, 15, 17, 19].

Несмотря на то, что в эпидемический процесс ВИЧ-инфекции вовлечены все социальные и возрастные группы населения. наибольшая доля ВИЧ-инфицированных приходится на лиц молодого возраста. Превентивное обучение в области ВИЧ/СПИДа позволяет не только уменьшить угрозу заражения, но и создать у обучающихся установки на формирование навыков здорового образа жизни и ответственного поведения. Молодёжь -мощный ресурс деятельности в области профилактики.

Особенное внимание к проблемам профилактики ВИЧ-инфекции следует уделять в, так называемых, уязвимых контингентах, к числу которых относятся студенты медицинских вузов.

Необходимость проведения информационно-просветительских мероприятий среди населения, которое подвергается

наибольшему риску заражения ВИЧ, не вызывает сомнения. Конечной целью обучения является создание у молодого человека мотивации на самостоятельный и осознанный выбор поведения,

препятствующего риску заражения ВИЧ. Актуальность проблемы профилактики ВИЧ-инфекции обусловлена ещё и тем, что будущая трудовая деятельность

сегодняшних студентов станет фундаментом для модернизации и развития системы здравоохранения Российской Федерации [1, 7, 12, 22]. При этом важно помнить, что обучение студента в вузе является важной ступенью на пути становления и профессионального роста будущего специалиста [8, 11].

Образовательная среда имеет большой ресурс для прямого и опосредованного влияния на систему ценностей обучающихся, что позволяет реализовывать

профилактические программы различного уровня. Применение различных подходов к профилактике, возможное только в образовательной среде, существенным образом повышает ее эффективность. Студенты, находящиеся в образовательной среде, имеют еще не сформированную систему жизненных ценностей, которую можно пытаться изменить путем проведения профилактической работы и повышения мотивации к здоровому образу жизни.

В проведении профилактической работы в группе здоровых предусматривается сочетание дидактических и интерактивных методов в процессе предметного обучения. Организационными формами деятельности по предупреждению ВИЧ-инфицирования в образовательном учреждении могут быть фрагменты практических занятий и отдельные занятия и лекции в рамках таких дисциплин, как биология, безопасность жизнедеятельности, микробиология,

вирусология, иммунология и клиническая лабораторная диагностика, топографическая анатомия и оперативная хирургия, инфекционные болезни, общественное здоровье и здравоохранение, педиатрия, офтальмология, неврология и др.).

Студенты-медики знакомятся с различными аспектами ВИЧ-инфекции при

изучении практически каждой учебной дисциплины, начиная с первого курса. Например, уже при изучении биологии первокурсники рассматривают ВИЧ-инфекцию как одну из глобальных проблем человечества на практическом занятии по экологии - "Вопросы экологии. Экология человека". Кроме того, в рамках данной темы практического занятия студенты разбирают вопросы показателей здоровья человеческой популяции и ВИЧ как одну из причин заболеваемости, отмечая при этом, что в настоящее время в РФ и во всем мире год от года происходит рост количества новых случаев заражения ВИЧ. Студенты, посещающие студенческий научный кружок кафедры биологии, имеют возможность более подробно разобрать некоторые аспекты ВИЧ-инфекции. В частности, по результатам совместной работы сотрудников кафедры биологии и студентов была опубликована статья " Риск

профессионального заражения вирусом иммунодефицита человека и выбор будущей специальности у студентов медицинского вуза", в которой было показано, что для большинства обучающихся в медицинском вузе необходимость профессионального контакта с биологическими жидкостями не является определяющим фактором в выборе будущей специальности [25, 26].

Существует определенный риск заражения у медицинских работников, имеющих дело со специальными манипуляциями, связанными с

повреждением пациента и составляют 0,51%. Мероприятия по профилактике профессионального заражения ВИЧ-инфекцией медицинских работников регламентируется санитарно-

эпидемиологическими правилами СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции". Основной из установленных причин возникновения аварийных ситуаций было несоблюдение правил техники безопасности при работе с острыми инструментами и биоматериалом (52,6%) и несоблюдение медицинскими работниками универсальных правил безопасности для защиты кожи и слизистых оболочек при контакте с биоматериалом (26,3%). К этой категории относятся случаи неиспользования барьерных средств защиты (халат, фартук, перчатки, очки или пластиковые щитки),

проведение манипуляций медработниками с необработанными ранами и микротравмами рук. Нарушаются, как стандарты технологии проведения процедуры (надевание колпачка на иглу, снятие рукой иглы со шприца, перенос использованного оборудования с незащищенными иглами и т.п.), так и правила утилизации острых инструментов (уборка рабочего места с оставленным на нем острым инструментом, вынос использованных острых инструментов в прокалываемой таре и т.п.), работа с хирургическим инструментарием в нарушении требований техники

безопасности.

Студенты второго курса лечебного, педиатрического, медико-

профилактического и стоматологического факультетов, приходя на кафедру топографической анатомии и оперативной хирургии, изучают технику безопасности работы с хирургическим инструментарием в ходе первого занятия "Общая хирургическая техника. Хирургический инструментарий. Техника инфильтрационной анестезии. Разъединение и соединение тканей. Окончательная остановка кровотечения". Кроме того, в соответствии с утвержденной Минобрнауки России "Концепцией превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа образовательной среде" сотрудники кафедр принимают участие в различных мероприятиях по профилактике ВИЧ-инфекции,

руководствуясь принципом

многоаспектности - сочетание различных аспектов профилактической деятельности: образовательный, социальный,

психологический аспекты.

Вопросы эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции поднимаются во время учебного процесса у студентов второго курса всех факультетов в рамках изучения дисциплины "Безопасность

жизнедеятельности" на кафедре

безопасности жизнедеятельности, медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи. Данная проблема рассматривается в рамках темы "Человек -среда обитания", как одна из социальных опасностей, получившая широкое

распространение в обществе и угрожающая жизни и здоровью людей. В процессе практического занятия студенты знакомятся

с вопросами этиологии, механизмами и путями передачи вируса, группами риска заражения ВИЧ-инфекцией, изучают основные проявления заболевания, его последствия, а также меры первичной профилактики. Помимо обсуждения основной проблемы, занятие

предусматривает просмотр видеофильма по теме занятия. Продолжительность занятия 34 часа, в зависимости от факультета [4, 6].

Также на втором курсе у студентов лечебного и стоматологического факультета и на третьем курсе у студентов педиатрического факультета во время обучения на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии и клинической лабораторной диагностики в рамках дисциплины " Иммунология" (для студентов 2 курса по специальности лечебное дело и студентов 3 курса по специальности педиатрия) и "Иммунология-клиническая иммунология" (для студентов 2 курса по специальности стоматология) проводятся практическое занятие и лекция по ВИЧ-инфекции, где студенты изучают строение вируса, эпидемиологию и патогенез заболевания, методы диагностики. Тема практического занятия " Вторичные иммунодефициты, иммунология ВИЧ-инфекции (Вторичные ИДС. Классификация. Принципы диагностики. Иммунология ВИЧ-инфекции. Общий план строения ВИЧ. Механизм инфицирования вирусом СБ4-лимфоцита. Стадии ВИЧ-инфекции. СПИД, проявления. Принципы диагностики ВИЧ-инфекции)" - 2-4 ч., в зависимости от специальности. Тема лекции

"Иммунодефициты (Первичные

иммунодефицитные состояния. Принципы их классификации. Принципы диагностики. Вторичные ИДС. ВИЧ-инфекция. ВИЧ-1 и ВИЧ-2. Механизм инфицирования вирусом СБ4-лимфоцита. Стадии ВИЧ-инфекции. СПИД, проявления)" - 2 ч.

Вниманию студентов рекомендованы учебно-методические пособия,

разработанные сотрудниками кафедры [5, 9], а также красочные мультимедийные презентации практического занятия и лекции по данной теме [11].

На кафедре общественного здоровья и здравоохранения проблема ВИЧ-инфекции изучается в целом ряде учебных дисциплин. Начиная с первого курса на занятиях по

истории медицины, студенты знакомятся с историей возникновения и распространения болезни, с историей открытия возбудителя, с историей борьбы с заболеванием. Эти вопросы обсуждаются на лекции и практическом занятии " Достижения и открытия в области микробиологии и иммунологии в мировой и отечественной науке в Новейшее время (ХХ-ХХ1 вв.)". На правоведении, которое преподается на втором курсе, различные правовые аспекты ВИЧ-инфекции разбираются на нескольких лекционных и практических занятиях. В частности, в темах "Права пациента и юридические механизмы их защиты", "Основы уголовного права", "Преступления в сфере охраны здоровья и ответственность медицинских работников", "Правовая и социальная защита медицинских

работников". Студенты знакомятся с правами ВИЧ-инфицированных пациентов, мерами их социальной защиты, а также с вопросами ответственности за намеренное распространение ВИЧ-инфекции. Изучаются права, обязанности и ответственность медицинских работников при работе с ВИЧ-инфицированными и в связи с потенциальным риском инфицирования пациентов. Изучаются меры социальной защиты медицинских работников. В теме "Основы семейного права" затрагиваются вопросы регулирования семейных отношений, связанных с возможным или реализованным ВИЧ-инфицированием

одного из супругов. Этическая сторона взаимоотношений медицинских работников и пациентов, инфицированных ВИЧ, соблюдения врачебной тайны разбирается на занятии "Право, биоэтика и медицинская деонтология".

На четвертом курсе в рамках изучения учебной дисциплины "Общественное здоровье и здравоохранение" обучающимся читаются лекции "Социально значимые заболевания и организация медицинской помощи" и "Заболевания, представляющие опасность для окружающих и организация медицинской помощи", в которых освещается и ВИЧ-инфекция:

заболеваемость населения и ее структура по полу, возрасту, социальным группам, путям инфицирования, вопросы организации медицинской помощи. На лекции и практическом занятии по медицинскому

страхованию рассматривается содержание программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ, в том числе, гарантии государства при оказании медицинской помощи в связи с ВИЧ-инфекцией. Кроме того, на практических занятиях в темах "Первичная медико-санитарная помощь" и "Государственная система охраны материнства и детства" затрагиваются вопросы особенностей диспансерного наблюдения женщин и детей из групп риска в медицинских организациях общей сети -педиатрических и акушерско-

гинекологических.

На пятом курсе при изучении экономики здравоохранения на лекционных и практических занятиях уточняются вопросы финансирования медицинской помощи при ВИЧ-инфекции и особенности

формирования заработной платы медицинского персонала при работе с ВИЧ-инфицированным контингентом. При этом ВИЧ-инфекция остается одной из основных проблем охраны здоровья женщин и детей во всем мире. В настоящее время увеличилось число ВИЧ-инфицированных матерей [16]. С начала 90-х годов ХХ века в Российской Федерации стали разрабатываться и внедряться в практическое здравоохранение программы, направленные на

предотвращение передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку [2]. Без эффективного лечения до 45% ВИЧ-инфицированных матерей передают вирус своему ребенку, как правило, через грудное вскармливание, поэтому на кафедре пропедевтики детских болезней и педиатрии вопросы ВИЧ-инфекции обсуждаются на лечебном факультете на четвертом курсе в рамках темы "Введение в педиатрию. История развития отечественной педиатрии. Общие принципы организации педиатрической службы. Педиатрия как предмет в системе медицинского образования, её задачи и методы. История отечественной педиатрии; организации охраны материнства и детства в нашей стране. Роль врача общей практики в оздоровлении детского населения, в предупреждении заболеваемости и снижении младенческой смертности. Показатели младенческой смертности и ее структура. Периоды детского возраста. Особенности сбора анамнеза в педиатрии" - 4,5 часа. У

студентов медико-профилактического

факультета - на четвертом курсе вопросы ВИЧ-инфекции освещаются в рамках темы " Общие принципы организации работы педиатрической службы. Основные принципы организации стационарной и поликлинической помощи детям. Понятие перинатального периода, перинатальной смертности. Действие вредных факторов на развитие эмбриона и плода. Периоды детского возраста. Особенности сбора анамнеза в педиатрии" - 4,3 часа. У студентов стоматологического факультета на четвертом курсе вопросы ВИЧ-инфекции освещаются в рамках темы "Особенности сбора анамнеза в педиатрии. Связь аномалий и пороков развития зубочелюстной системы с наследственными заболеваниями, неблагополучным течением беременности, наличием генитальной и экстрагенитальной патологии. Вредные привычки, как причина формирования патологии зубочелюстной системы. Характер аномалий зубочелюстной системы в связи с недоношенностью и незрелостью ребенка. Знакомство с историей развития ребенка, историей заболевания. Сбор анамнеза жизни и болезни. Общий осмотр больного ребенка. Клинические критерии оценки тяжести состояния пациента. Курация больного ребенка для написания истории болезни" - 4,5 часа. В ходе занятия обсуждаются вопросы проведения профилактики вертикального пути заражения ВИЧ-инфекцией от матери к плоду во время беременности, родов или грудного вскармливания и, соответственно, применяются специальные схемы в три этапа: во время беременности, при родах и новорожденным (факторы передачи ВИЧ: кровь (инфицирующая доза 0,1 мл крови), сперма, спинномозговая жидкость, грудное молоко, менструальная кровь, влагалищный и цервикальный секрет, биологические препарата, изготовленные из различных тканей организма человека. Эти жидкости имеют в случае присутствия в организме человека ВИЧ-инфекции высокую концентрацию вируса, достаточную для заражения в случае контакта).

Студенты лечебного факультета приходят на кафедру пропедевтики детских болезней и педиатрии после изучения дисциплины "Микробиология, вирусология", а студенты педиатрического факультета изучают

вопросы ВИЧ-инфекции на дисциплине "Микробиология, вирусология" и на кафедре пропедевтики детских болезней и педиатрии на 3 курсе в 5 семестре и обсуждают вопрос ВИЧ-инфекции в рамках дисциплины пропедевтика детских болезней на занятии по теме "Знакомство с историей болезни. Особенности сбора анамнеза в педиатрии. Общий осмотр здорового и больного ребенка. Клинические критерии оценки тяжести состояния больного" - 3 часа.

На одной из клинической кафедр -глазных болезнях, проблеме ВИЧ-инфекции в рамках изучения дисциплины "Офтальмология" на лечебном и педиатрическом факультетах на 5 курсе, медико-профилактическом и

стоматологическом факультете на 4 курсе при очной форме обучения посвящен 1 час лекции "Глазные проявления СПИД". Самостоятельная работа студентов всех факультетов, включая студентов

стоматологического факультета очно-заочной формы обучения, по данному разделу дисциплины включает в себя написание рефератов на темы "Изменения со стороны переднего отрезка глаза при ВИЧ-инфекции", "ВИЧ-ассоциированные

изменения со стороны заднего отрезка глазного яблока" и " Изменения со стороны придаточного аппарата органа зрения при ВИЧ-инфекции". Контроль освоения указанного раздела в рамках дисциплины "Офтальмология" у студентов всех факультетов осуществляется с помощью тестовых заданий при промежуточном контроле знаний и устного собеседования в ходе проведения зачетного занятия.

Студенты-члены студенческого научного кружка кафедры глазных болезней, а также интерны и ординаторы, обучающиеся по специальности "Офтальмология", регулярно принимают участие в конференциях городского и областного уровней, посвященных проблемам ВИЧ-инфекции, в качестве докладчиков с устными и стендовыми докладами, слушателей и авторов публикаций [20, 21].

Основное внимание изучению ВИЧ-инфекции уделяется на кафедре инфекционных болезней в рамках дисциплин "Инфекционные болезни" и "Эпидемиология инфекционных болезней". Необходимость изучения данной темы объясняется тем, что

врач любой специальности должен диагностировать ВИЧ-инфекцию на основании клинических и лабораторных данных, определять стадию болезни, проводить организационные,

противоэпидемические и профилактические мероприятия. Посещая лекции и практические занятия, студенты 5 курса лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов, а также студенты 3-4 курсов стоматологического факультета подводят итог обучению на предыдущих курсах и рассматривают вопросы этиологии, эпидемиологии, патогенеза, классификации, клинической картины, диагностики, лечения и профилактики ВИЧ-инфекции.

Обучающийся на кафедре инфекционных болезней после изучения темы "ВИЧ-инфекция" должен уметь:

- определять принадлежность пациента к "уязвимым" по ВИЧ-инфекции группам;

- проводить объективное обследование пациента с ВИЧ-инфекцией, выявлять признаки вторичных заболеваний на основе опорных диагностических признаков, определять индекс массы тела;

- соблюдать правила противоэпидемического режима в инфекционном отделении, а также в отделениях иного профиля.

- в случае производственной травмы с повреждением кожных покровов, попаданием биологических жидкостей в рану или на слизистые оболочки уметь оказать первую помощь, знать принципы постконтактной профилактики;

- определять клинические и эпидемиологические показания к обследованию на ВИЧ-инфекцию;

- трактовать результаты лабораторных исследований (ИФА, иммуноблот, ПЦР, уровень СБ4+ и СБ8+ клеток крови.

Только на кафедре инфекционных болезней в программу обучения входит обязательная курация пациентов,

страдающих данной патологией, в процессе которой возможно акцентирование внимания на частных моментах и практических сторонах лечебно-диагностического

процесса. Разбираются вопросы клинических проявлений оппортунистических

заболеваний. Процесс диагностики ВИЧ-инфекции рассматривается с современных

позиций: определение показаний к обследованию, проведение дотестового и послетестового консультирования.

Разбираются основные группы

антиретровирусных препаратов и направления профилактики ВИЧ-инфекции.

Осуществляется решение ситуационных задач.

Студенты, участвующие в работе студенческого научного кружка кафедры инфекционных болезней, а также интерны и ординаторы, обучающиеся по специальности "Инфекционные болезни", постоянно участвуют в работе конференций и форумов регионального, всероссийского и

международного уровней, посвященных вопросам ВИЧ-инфекции.

С целью повышения эффективности дистанционного дискретного модульного образования как составного элемента непрерывного медицинского образования по специальности "Инфекционные болезни" сотрудниками кафедры был разработан и внедрён метод "Расширенные видеолекции" (РАВИЛ) [23, 24].

Исходным материалом для метода РАВИЛ служат лекции, доклады и выступления, подготовленные:

профессорско-преподавательским составом кафедры инфекционных болезней ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России; специалистами системы здравоохранения и практикующими врачами на тематических конференциях; студентами - участниками студенческого научного кружка (СНК), занимающимися научно-исследовательской работой на кафедре.

На основе исходного (первичного) материала методом РАВИЛ создаются три онлайн-модуля, каждый из которых нацелен на решение собственной задачи в рамках единого образовательного процесса:

1. Онлайн-модуль обучения - представлен видеолекциями, аудиолекциями, слайдами и тезисами. Основной задачей данного модуля является повышение эффективности и плотности информационного образовательного потока с помощью удобного и доступного обучения, воздействующего одновременно на различные анализаторы чувственного восприятия (зрение, слух, моторика).

2. Онлайн-модуль контроля - представлен разноплановыми контрольными вопросами и тестовыми заданиями по материалам лекции.

Основная задача данного модуля - оценка эффективности усвоения новых знаний.

3. Онлайн-модуль обратной связи -представлен форумом и комментариями. Основная задача указанного модуля -формирование обратной связи, диалога между обеими сторонами учебного процесса, т.е. между обучающимися и педагогами.

Метод РАВИЛ позволяет повысить эффективность и доступность медицинского образования: студенты повышают свой уровень подготовленности к практическим занятиям, зачету и экзамену, а студенты -участники студенческого научного общества могут более эффективно нарабатывать навыки публичного выступления и анализа собственных ошибок. Все это, в конечном счете, способствует решению непростой задачи выбора будущей специальности [13]

Вывод. Преемственность в изучении ВИЧ-инфекции представляет собой установление связи и баланса на разных стадиях обучения. Преемственность должна охватывать не только конкретные предметы, но и взаимодействовать между ними. Реализация преемственности в образовании осуществляется с учетом логики и содержания определенной науки и установленных закономерностей ее усвоения. Уровень освоения выпускниками обязательного минимума по профилактике ВИЧ-инфекции позволяет будущему врачу в результате обучения знать, уметь и использовать в практической деятельности и повседневной жизни основы профилактики инфицирования ВИЧ.

Список литературы

1. Алдухов А.М. Современный взгляд студентов высших учебных заведений использование средств барьерной контрацепции (на защищенный половой акт) / А.М. Алдухов, А.В. Егорова, О.В. Пешиков // Сборник статей международной научно-практической конференции "Достижения и проблемы современной медицины". - Уфа: РИЦБашГУ. - 19.02.2014. - с. 6-8

2. Бегайдарова Р.Х. ВИЧ-инфицированные дети: мероприятия по снижению активности передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку / Р.Х. Бегайдарова, Б.Ж. Сагимбаев, Г.К. Алшынбекова и др. // Аллергология и иммунология. - 2016. - т. 17. №1. - с. 42.

3. ВИЧ-инфекция на рубеже веков: руководство для врачей / под ред. В.В. Левановича, В.Н. Тимченко. - Санкт-Петербург: ООО "Издательство Н-Л", 2012. - 496 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Вождаева И.В. Оптимизация преподавания дисциплины "безопасность жизнедеятельности" / И.В. Вождаева // Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Инновации в образовании и медицине". - Махачкала, 28.05.16. - с. 57-60.

5 Долгушин И.И. ВИЧ-инфекция: этиология, патогенез, лабораторная диагностика: учебно-методическое пособие для студентов /И.И. Долгушин, О.А. Гизингер, Ю.С. Шишкова и др. - Челябинск, 2014. - 77 с.

6. Красильникова И.В. Профилактика ВИЧ-инфекции при оказании неотложной помощи /И.В. Красильникова //Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2016. - №3 (14) т. 1 - с. 28-29

7. Лаврентьева Н.Н. Студенческая наука как ключевой фактор процесса модернизации современного российского медицинского образования / Н.Н. Лаврентьева, И.Л. Миронов, Л.И. Ратникова и др. // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. - 2013. - № 3. - С. 129-132.

8. Максимова О.Г. Выбор будущей специальности студентами-медиками в зависимости от типа личности / О.Г. Максимова, О.В. Пешиков //В мире научных открытий. - 2010. - № 4-17. - С. 148-149.

9. Маслова О.В. Иммунологические аспекты ВИЧ-инфекции: учеб. пособие для системы послевузовского и дополнительного профессионального образования. - Челябинск, 2010. - 59 с.

10 Международные руководящие принципы по ВИЧ/СПИДу и правам человека // ЮНЕЙДС. Объединенный вариант 2006. 114 с.,

11. Мезенцева Е.А. Мультимедийные презентации как инновационный педагогический метод работы кафедры / Е.А. Мезенцева, М.В. Пешикова, А.Ю. Савочкина и др. // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: II науч.-практ. конф.: сб. статей. -Челябинск, 2011. - с. 74-76.

12. Пешиков О.В. Влияние студенческого научного общества на становление профессиональной личности студента медицинского университета / О.В. Пешиков, Н.Д. Мисюкевич // В сборнике: От качества медицинского образования - к качеству медицинской помощи Материалы III научно-практической конференции с международным участием. - 2015. - С. 314-318.

13. Пешиков О.В. Психологические тесты как вариант подхода к выбору будущей медицинской специальности / О.В. Пешиков, О.Г. Максимова //Медицина и образование в Сибири. - 2010. - № 3. - С. 2.

14. Покровский В.В. ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика, лечение /В.В. Покровский, О.Г. Юрин, В.В. Беляева и др. - М.: ГЭОТАР-МЕД., 2003. - 483 с.

15. Покровский В.В. Нельзя оставлять вирусу "лазейки" / В.В. Покровский // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике. - 2016. - №1-2. - с. 32-35.

16. Полифорова Л.А. ВИЧ-инфекция у беременных в Краснодарском крае / Л.А. Полифорова, В.В. Кулагин, В.В. Лебедев // Материалы 3 ежегодного всероссийского конгресса по инфекционным болезням. Инфекционные болезни. - 2011. -№9 (1). - с. 295

17. Ратникова Л.И. ВИЧ-инфекции и инфекционные поражения центральной нервной системы / Л.И. Ратникова, С.А. Шип, А.А. Глинкина и др. //Инфекционные болезни. - 2016. - Т. 14. № S1. - С. 242.

18. Ратникова Л.И. Мотивация практикующего врача к непрерывному медицинскому образованию / Л.И. Ратникова //Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. - 2014. - № 1. - С. 9-11

19. Редько Н.А. Социально опасная патология как проблема общественного здоровья и здравоохранения. Автореф. дис. док. мед. наук. М., 2006. 51 с

20. Солянникова О.В. Совершенствование инновационных педагогических методов на кафедре глазных болезней ЧелГМА / О.В. Солянникова, В.С. Рыкун, Е.В. Тур и др. / В сборнике: Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации материалы III научно-практической конференции. Челябинская гос. мед. акад.. Челябинск, 2012. - с. 100-102.,

21. Солянникова О.В. Учебный процесс на кафедре глазных болезней: совершенствование инновационных педагогическихметодов /О.В. Солянникова, Е.В. Бердникова, Н.В. Меркулова и др. //В сборнике: Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы I Всероссийской (IV внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. 2013. - с. 122-125

22. Трофимова Е.В. Осведомленность студентов высших учебных заведений г. Челябинска в вопросах определения ВИЧ-статуса полового партнёра / Е.В. Трофимова, Ю.О. Оселкова, О.Е. Корякова и др. // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота. - 2013. - №1 (68). - с. 143-145

23. Шип С.А. Расширенные видеолекции (РАВИЛ) в учебном процессе кафедры инфекционных болезней ЮУГМУ как способ организации дистанционного образования / С.А. Шип // В сборнике: Материалы VII международной (XIV итоговой) научно-практической конференции молодых ученых - 2016. - С. 104-106.

24. Шип С.А. Расширенные видеолекции (РАВИЛ) -инновационный метод повышения качества образования / С.А. Шип, Л.И. Ратникова // В сборнике: Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы IV Всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции. - 2016. - С. 155-158.

25. Шлепотина Н.М. Опыт участия студентов, являющихся членами студенческих научных кружков ЮжноУральского государственного медицинского университета, в образовательных семинарах / Н.М. Шлепотина, О.В. Пешиков //Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Инновации в образовании и медицине". - Махачкала, 28.05.16. - с. 141-144

26. Шлепотина Н.М. Риск профессионального заражения вирусом иммунодефицита человека и выбор будущей специальности у студентов медицинского вуза / Н.М. Шлепотина, А.С. Ивашко // Беликовские чтения: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Пятигорск: Рекламно-информационное агентство на Кавминводах, 2015. - С. 182-183

27. Vyaznikov MA. Use of condoms in sexual life among students of higher educational institutions of the city of Chelyabinsk / M.A. Vyaznikov, A.V. Egorova, M.A. Chernykh et al. // Сборник статей международной научно-практической конференции "Инновационноеразвитие современной науки". - Уфа: РИЦБашГУ. - ч. 6. - 31.01.14. - с. 9-11

THE CONTINUITY OF STUDYING OF HIV-INFECTION IN SOUTH URAL STATE MEDICAL UNIVERSITY

A.A. AKLEEV, SUSMU, Chelyabinsk, Russia A.V. AKSENOV, SUSMU, Chelyabinsk, Russia I.V. KRASILNIKOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia O.V. PESHIKOV, SUSMU, Chelyabinsk, Russia M.V. PESHIKOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia L.I. RATNIKOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia E.V. TUR, SUSMU, Chelyabinsk, Russia S.A. SHIP, SUSMU, Chelyabinsk, Russia N.M. SHLEPOTINA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia

Abstract

HIV-infection is one of the most actual modern problems. Different aspects of HIV-infection and AIDS are learned as a part of the majority of disciplines in the six-year course of teaching of future doctors. During the studying of each new discipline students don't just repeat the already passed material, but also they learn of new aspects of HIV-infection - so, the principle of continuity is formed in the studying of HIV.

Keywords: HIV, AIDS, educational institutions, training and educational work, human immunodeficiency virus, medical education, continuity, prevention.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.