Научная статья на тему 'Преемственность начальных ступеней литературного образования детей'

Преемственность начальных ступеней литературного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1272
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преемственность начальных ступеней литературного образования детей»

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНЫХ СТУПЕНЕЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Г.М. Первова

В последние годы изменились требования общества к качеству воспитания и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. «Концепция преемственности в работе детского сада и начальной школы» Министерства образования РФ, резолюция Всероссийского совещания руководителей органов управления образованием (1999), а также практическая работа педагогов начального звена говорят об этом. В частности, поступление ребенка в школу все чаше называют психотравмирующей ситуацией, так как нарушается Закон РФ «Об образовании» (п. I, ст. 16), когда при приеме в школу от ребенка требуют наличия узкопредметных навыков (читать, считать, составлять и т. п.). Педагогами и психологами за последние десятилетия вскрыты весомые образовательные ресурсы детей дошкольного возраста: эксперименты показали, что дети могут овладевать значительным объемом знаний и сложными умениями. Просматривается общая тенденция форсированной подготовки детей к школе: в нее входит обучение чтению, иностранному языку, художественному творчеству и т. п. В экспериментальных исследованиях высокие результаты детского творчества имеют несомненную научную ценность и определенный практический смысл, но это не означает, что подобные достижения необходимо переносить в практику массового образовательного учреждения.

Дошкольная ступень призвана сохранить самоценность детства, «радость детства» (H.H. Подъякова), сформировать фундаментальные личностные качества ребенка, которые послужат основой успешности школьного обучения, которые подхватит и разовьет учитель, постепенно накапливая за четыре года начального обучения новый потенциал возможностей, дающих опору для обучения в среднем звене школы.

Таким образом, преемственность - это всегда двусторонний процесс, отвечающий на вопрос: зачем ребенку то, что педагоги дают ему в определенном возрасте. Преждевременные знания не достигают необходи-

мой глубины понимания, не обеспечивают настоящего развития: в положенное время те же самые знания будут усвоены легко и быстро. Преемственность означает, что ресурсы ребенка при обучении надо не выкачивать и эксплуатировать, а разумно пополнять и обогащать. Преемственность - это порядок и последовательность в общих программах образования при переходе от одного этажа к другому, при передаче ребенка в новые руки продолжателя непрерывного педагогического процесса.

В данной статье проблема преемственности между дошкольным и школьным (начальным) образованием рассматривается в отношении целей изучения литературы, содержания круга детского чтения, мотивации, этапности и приемов читательской деятельности на путях достижения конечных результатов единого процесса литературного образования детей от года до десяти лет.

Ознакомление младших дошкольников с детской литературой в образовательных учреждениях начинается в ясельных группах, с 1-1,5 лет, а в целом первый период литературного образования занимает 3 года. Это период пассивного накопления художественных впечатлений младенцем, так как в условиях детсада книги в руки ему не дают: это предметы такого уровня культуры, что манипулировать с ними ребенку небезопасно (порвет, испачкает, разрушит), он наблюдает за работой воспитателя с книгой и с разрешения взрослого иногда действует с ней (из рук воспитателя).

Концепция восприятия книги как предмета развивающей ребенка среды формируется следующим образом: книга - особый предмет действительности, объект деятельности взрослых, она становится источником положительных эмоций, когда взрослый читает книгу выразительно, специально общаясь с детской аудиторией. Цель обращения к книге не осознается младенцем, но при удачном выборе книг формируются положительные реакции на книгу, в которой ярко выражено живописное и дизайнерское искусство,

дополняемое средствами литературы. Подбор элементарных по содержанию, но разнообразных и изобретательных по форме (цвету, конструкции, материалу, размерам) книг необходимого объема и составляет первую библиотечку ребенка: это книжки-картинки, ширмочки («раскладушки»), игрушки. Они вызывают приятные тактильные ощущения, зрительные и слуховые впечатления. В них преобладают однопредметные писунки, и иллюстрации занимают большую часть площади листа, чем текст.

Цель общения младенцев с книгой в первый период литературного образования -сенсорное воспитание средствами трех видов искусства: слова, книжной графики и

оформления, хотя для ребенка дизайн и иллюстрации представляют больший интерес, чем искусство слова как абстрактный вид.

Читательская деятельность детей от 1 года до 3 лет ограничена. Они выделяют книги из предметов окружающей среды (узнают, показывают, трогают, гладят), смотрят, действуют вместе с педагогом: разворачивают ширмочку, крутят телефонный диск в книжке-игрушке К. Чуковского «Телефон», обводят контуры машины в книге и называют части игрушки: кабина, кузов, колеса; гладят по голове бабу и деда, плачущих над разбитым яичком в сказке «Курочка Ряба» и тому подобное. Слушание в этом возрасте организуется на 2-3 минуты, после перерыва можно продолжить чтение еще на такой же отрезок времени. Затем дети повторяют за воспитателем главные (красивые, нужные) слова, словосочетания и короткие фразы, т. е. учатся эмоционально озвучивать книгу под руководством педагога. Не следует преувеличивать роль книги в жизни детей младшего дошкольного возраста, но и пропустить начало рождения интереса к такому сложному объекту, как книга, нельзя, необходим постоянный педагогический мониторинг за динамикой отношения детей к книгам.

Второй этап приобщения дошкольников к миру детской литературы можно назвать деятельностным, гак как начинается активизация всех психических процессов, связанных с восприятием книги, а также чужой речи, заключенной в ней. Этот знаменитый возраст, названный К. Чуковским «от двух до пяти», в строгих рамках психологической

«нормы» называют средним дошкольным возрастом (от 3 до 5 лет). Книга для детей этого возраста становится источником на-глядно-образных, соответствующих их типу мышления, впечатлений, организатором игр, занятий, досуга, источником словаря и речи -фонематических, морфологических и синтаксических ее образцов.

Усложняется цель общения с книгой: те-

прпи 'Уггл пя^ритыр пгиумиргк-му

воображения, памяти, чувствования, мышления, восприятия, речевого выражения чувства и мыслей. Начинается формирование интереса к книге. Книги для дегей среднего дошкольного возраста разнообразны по формату, структуре, дизайну: это книжки -театр, панорамы, атьбомы для раскрашивания, книжки-рассказки и комиксы, книжки-игрушки и игры, с фигурным контуром... Они представляют классику дошкольной детской литературы, в которой преобладают фольклор и поэзия, созданные специально для детей. По структуре это книги-произведения и книги-сборники (жанровые, тематические, авторские). Расширяется объем читательской деятельности детей: слушание 3-7 минут, выполнение «живых картин» (показ мимики, жестов, поз, движений героев), озвучивание ролей, исполнение песенок героев, рассматривание иллюстраций и элементов оформления книги; раскрашивание картинок в книгах-альбомах, запоминание малых текстов, отдельных строф, строк, словосочетаний и слов; «чтение» по картинкам и «по памяти» знакомых книжек, в том числе самоделок, изготовленных взрослыми.

В средневозрастных дошкольных группах детского сада еженедельно проходят литературные занятия и ежедневно организуется досуговое общение с детскими книгами. Эта методическая работа педагогов приобретает структурированный характер. Педагог работает на занятии (20 минут) в три этапа: 1) ознакомительное рассматривание книги, подготовка к восприятию словесного искусства и постановка цели чтения; 2) выразительное чтение произведения воспитателем и организация продуктивного слушания текста детьми; 3) выявление особенностей восприятия после чтения, коррекция эмоциональных непосредственных детских впечатлений.

Конечным результатом литературных занятий становится творческая деятельность дошкольников в связи с прочитанным: заучивание, разыгрывание эпизодов, раскрашивание ксерокопированных иллюстраций («Мы - художники книг»), работа в книгах-альбомах и т. д. Такая концепция общения с книгой выражает закономерности возраста под названием «я сам»: включение в трудовые процессы, контакты со свепстниками, эмоционально окрашенная двигательная активность, всяческое поощрение речевой активности. Воспитатель не делает уже за детей то, что они могут сделать самостоятельно. Таким образом, совершенствуется чувственное и действенное восприятие искусства.

В опыте некоторых детсадов Тамбовской области известна традиция Дней погружения в детскую литерату ру с утра до вечера. Выбрав благоприятный, свободный от больших мероприятий день, воспитатель в течение всего пребывания детей в группе, читает им свои любимые, подходящие к режиму, к событиям жизни произведения фольклора и литературы: о гигиене, о завтраке, о хорошем настроении, о новичке, о прогулке, колыбельные, об игрушках, о цветах, о ссоре и о дружбе и т. д. Типовой репертуар дошкольной детской литературы включает множество примеров такой «прикладной» к режиму детской жизни поэзии и прозы. Дети, как завороженные, весь день внимательны, живут в ожидании новых текстов, возбудимые становятся спокойнее, медлительные - быстрее реагируют на просьбы и замечания. Слушание классического репертуара детской литературы - главный источник лексического запаса детской речи.

Кроме того, здесь учитывается закономерность восприятия искусства слова малышами первого пятилетия жизни - оно синкретично, нераздельно от других видов деятельности и искусства (театр, мультфильм, картина, музыка), от игры, от любой чужой речи. Обучать дифференциации средств выражения возникших чувств и мыслей начинают только тогда, когда произошло первоначальное накопление «капитала речи» -словарного запаса и его интонирования.

Этап старшего дошкольного возраста -от 5 до 7 лет - психологи называют периодом проявления интеллектуальной и познавательной активности, творчества ребенка.

Такому оформлению личности, конечно же, способствует’ регулярное общение с книгами отечественных и зарубежных классиков, с произведениями, созданными специально для детей, и доступными текстами общей литературы прошлого и настоящего времени.

Книга для старших дошкольников по-прежнему источник художественных и достоверных образов мира. Новое в концепции восприятия книги ребенком этого возраста состоит в том, что книга становится важнейшим источником знаний в виде представлений, средством саморазвития и формирования мировоззренческих основ сознания, социализации личности.

Зарождение интереса к литературе связано с проявлением ее функций: гедонистической (наслаждения), эстетической, воспитательной, познавательной, коммуникативной и прикладной. Наступает этап формирования у детей полноценного (полифункцио-нального) восприятия детской книги.

Реализация такой концепции и цели обращения к книгам осуществляется, несомненно, через детскую «читательскую» деятельность: слушание продлевается до 15 минут, дети воспроизводят сюжеты по иллюстрациям, инсценируют эпизоды, драматизируют игровые тексты, ведут ролевой пересказ, словесное и графическое иллюстрирование прочитанного, участвуют в беседах по всем основным компонентам текста, дофантазируют или сочиняют по образцу, заучивают наизусть доступные произведения и их адаптации, под руководством взрослых изготавливают книжки-самоделки с понравившимися жанрами, темами, текстами, и, наконец, выполняют упражнения с книгами высшего для их возраста уровня: «разговаривают» с книгой, ее авторами и героями («Книга, я тебя знаю или нет? О чем ты мне хочешь рассказать'?..»), «читают» книги по картинкам и по памяти (индивидуально) по собственному желанию.

Методы работы с книгой воспитателя и ребенка подчинены принципу отраженного параллельного действия.

Методы читателя-воспитателя:

- чтение-рассматривание;

- выразительное чтение;

- чтение-рассказывание;

- беседа-общение;

- описание иллюстраций;

- комментируемое чтение.

Методы читателя-ребенка:

- слушание-рассматривание;

- заучивание наизусть;

- слушание-пересказ;

- общение-беседа;

- иллюстрирование;

- драматизация...

Диапазон читаемых детям текстов ши-рок: от .произведений в одно предложение (пословица, загадка, скороговорка) до крупнообъемных (рассказ, сказочная повесть, поэма), любимыми становятся циклы сюжетов об одном герое, особенно приключенческого характера. Впечатлительность слушателей перерастает в сопереживание герою. Рождается умение мысленно представлять себе события, картины, персонажей - развивается воссоздающее воображение. Начинает складываться логический тип мышления, который проявляется в понимании причинно-следственных связей событий, в проникновении в мотивы поведения героев-детей. Дошкольники не понимают переносного значения многих выражений и слов, но имеют достаточный опыт и запас представлений, чтобы смеяться путаницам и небылицам, радоваться необычным и интересным языковым единицам художественного текста. Они с удовольствием занимаются словотворчеством и повторением понравившихся оборотов речи. Дети подготовительной к школе группы, обученные правилам рассматривания книги, самообучаются грамоте, если предоставить им для этого процесса художественные (хорошо изданные) азбуки и специальные книги, вроде «Букваря» Д.И. Тихомирова.

Поступающие в школу дети проходят ступень тестирования, констатации первоначальных исходных данных. Процесс сбора показателей литературного развития при этом должен носить здоровьесберегающий характер. Замеры показателей готовности к изучению литералуры в 1 классе выражаются в следующих параметрах: наличие или отсутствие навыка чтения (при наличии -оценка способа чтения: побуквенное, слоговое, целыми словами); наличие и качество читательских умений в работе с книгой и текстом (описывает иллюстрацию, отвечает на вопросы, пересказывает); читательский кругозор (объем начитанности и знание

книг); уровень (полнота) восприятия литературного произведения и иллюстрации к нему; общее развитие (качества воображения, памяти, мышления, чувствования, речи, наблюдательности). По этим же пяти показателям впоследствии ежегодно определяется полноценность читательской подготовки младшего школьника.

В самом начале учения в школе книга как источник радости уступает место книге как инструменту учебного труда. Такую смену восприятия книги надо всемерно помогать ребенку пережить: учитель показывает первоклассникам значение книги как приспособления для чтения. Теперь в книге важны белые поля, шрифты, удобство книжных служб, расположение картинок по отношению к тексту. Становятся нужными книги, в которых иллюстрация не носит объяснительного характера, а вызывает желание читать, непонятна без текста.

В 1-м классе встречи с книгой на уроке строятся так же, как и в подготовительной группе детсада. Однако чтение учителем книги предшествует ее подробному коллективному рассматриванию, чтобы картинки не препятствовали рождению собственных образов. Учебный просмотр книги позволяет обнаруживать прочитанное произведение, сопоставлять свою интерпретацию текста с замыслом художника.

На начальном этапе работы во 2-м классе рассматривание книги с целью определения ее примерного содержания предшествует чтению. Учитель передает детям основной метод работы с книгой, которым владеет сам (чтение-рассматривание), организует читательскую деятельность, как на уроке, так и вне урока, показывает на конкретной книге все операции типа правильной деятельности, выполняются десятки упражнений с книгой и текстом в подражание учителю и в самостоятельной работе. Когда вырабатывается навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения вслух (в 3-м классе), все существующие в детской литературе типы книг становятся известны ребенку. Знание книг - аксиома рождения читателя. Ученики осваивают справочные службы книги, знают, что читать на обложке и титульных листах, сами прочитывают, а потом и составляют аннотации, знакомятся с предисловия-

ми и послесловиями (обращениями к читателю), умеют записать библиографическую карточку и составить достаточно полный рассказ о книге после ее просмотра.

Концепция восприятия книги младшим школьником вбирает в себя отношение к книге дошкольника (источник знаний, художественных впечатлений, средство саморазвития) и усложняется деятельностным подходом к обучению. Книга изучается, как приспособление для чтения, и представляет собой особую форму издания и синтез искусств.

На основе комплекса читательских умений целостно и выборочно читать, обдумывать и осваивать прочитанное, сопоставлять текст и внетекстовую информацию книги к 4-му классу формируется первоначальное эстетическое восприятие художественной литературы и умение обращаться к научнопознавательному типу книг. Все разделы детской литературы (фольклор, отечественная литература прошлого, зарубежная классика для детей и современная беллетристика и публицистика, справочная литература и периодика), обширная тематика и жанровое разнообразие (более 20 жанров) становятся известны младшим школьникам.

В начальной школе учитель решает задачу, значение которой трудно переоценить: воспитание интереса к чтению и потребности в нем. Он развивает мотивацию чтения, учит детей анализу книги, текста и своей личности в процессе чтения, вырабатывает привычку к регулярному (ежедневному) чтению.

При точном профессиональном обучении за четыре года у учащихся формируется тип правильной самостоятельной читательской деятельности, который они могут реализовать, оставшись с книгой наедине, как настоящие квалифицированные читатели. Чтение для младшего школьника - и труд, и творчество, и дистанционное общение с авторами через книги, опосредованная коммуникация с героями и непосредственный контакт с себе подобными, прочитавшими те же книги. Теорию формирования читательской самостоятельности в начальных классах разработала доктор педагогических наук, профессор H.H. Светловская, она же и ее многочисленные ученики на базе ее научных идей создали варианты педагогических технологий развития читателя-ребенка, который все

известные виды детской читательской деятельности выполняет самостоятельно и достаточно полноценно.

Очевиден поступательный характер и преемственная динамика задач литературного образования детей. Дошкольный период детства связан с развитием процессов аудирования и восприятия произведений словесного и визуальных видов искусства. В начальных классах формируется ребенок-читатель, который без принуждения со стороны готов выбрать книгу по силам и интересам, вдумчиво и разумно ее прочесть, использовать весь арсенал полученной читательской подготовки: кругозор, умения, навык чтения, постановку цели, выбор способа прочтения, антиципацию, рефлексию, сравнение пограничных жанров, ориентацию в мире книг и в тематике детского чтения. Такой ребенок умеет принять библиотечную помощь в поиске нужной книги. Так, обученный ученик - желанный подарок словеснику средних классов на уроках литературного чтения основной школы.

Изложенная здесь кратко система литературной подготовки ребенка от года до десяти лет апробирована автором статьи в практике детсадов и школ Тамбовской области и подробнее представлена в книгах [1,2].

Детская книга при всей ее внешней ясности - предмет исключительно тонкий, неповерхностный, непримитивный. О детской литературе говорят весьма справедливо -«сложная простота», т. е. та простота, которая является результатом высокого мастерства. Такого же мастерства требует и методика приобщения ребенка к чтению и книге. Надо уметь составить библиотечку для данной возрастной конкретной группы детей и так ее прочесть, чтобы эти 300-400 детских книг программного дошкольного и начального чтения повернули души детей к красоте слова, приучили с благодарностью брать опыт человеческого общества, «накопленный и брошенный в общее употребление» (А.И. Герцен).

1. Детская литература в начальных классах. Тамбов, 1999.

2. Нервова Г.М. Работа с книгой в дошкольный период детства. Тамбов, 1996.

Поступила в редакцию 2.03.2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.