Научная статья на тему 'ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ С. Ф. РУСОВОЙ (1856–1940 гг.)'

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ С. Ф. РУСОВОЙ (1856–1940 гг.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ С. Ф. РУСОВОЙ (1856–1940 гг.)»

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ

С. Ф. РУСОВОЙ (1856-1940 гг.)

И. В. Зайченко

София Федоровна Линдфорс (Русова) (1856-1940 гг.) - педагог, писательница, журналистка, всемирно известная общественная деятельница, доктор социологии Украинского социологического института и профессор педагогики Украинского высокого педагогического института имени М.П. Дра-гоманова в Праге, руководитель дошкольного и внешкольного образования в правительстве Украинской Народной Республики, глава украинского филиала Международной женской организации, организатор первого в Украине детского садика. Она оставила большое педагогическое наследие (ныне в научный оборот введено свыше 300 трудов), в котором изложены множество интересных идей, положений и выводов по актуальным проблемам развития народного образования, педагогики, национальной школы и воспитания.

Линдфорс родилась 18 февраля 1856 г. в селе Олешня бывшего Го-роднянского уезда Черниговской губернии (ныне Репкинский район Черниговской области) в семье отставного офицера русской армии шведа Федора Линдфорса и француженки Анны Жерве. Начальное образование получила дома. В 1871 г. с золотой медалью окончила Фундуклеевскую гимназию в Киеве и в том же году вместе с сестрой организовала один из первых в Украине детский садик. Активно участвовала в Киевской Громаде, со временем - в украинском землячестве в Петербурге, помогала своему мужу, известному этнографу и статистику Александру Русову в подготовке нового пражского издания «Кобзаря» Т. Шевченко, учительствовала. Неоднократно за свою просветительскую деятельность и украинские взгляды подвергалась тюремному заключению, находилась под постоянным надзором полиции. С воодушевлением встретила Русова февральскую революцию 1917 г. в Петрограде, надеясь, что и Украине принесет она социальное и национальное освобождение. По приглашению И. Стешенка Русова возглавляла департамент дошкольного и внешкольного образования Генерального секретариата образования Центральной Рады; возглавляла Центральное бюро Всеукраинского учительского союза, инициатором создания которого она была еще с 1906 г. С 1921 г. в эмиграции: сначала во Львове (1921), затем в Тарнове (Польша, 1922) и в Чехословакии - Подебрады (1922-1923), Прага (1923-1940). С 1937 г. - Русо-ва почетный Председатель Всемирного женского союза украинок. Умерла 5 февраля 1940 г. в Праге, где и похоронена.

Творческое наследие Русовой составляют: монографии - «Теория и практика дошкольного воспитания», «Дошкольное воспитание», «Новая школа социального воспитания», «Новые методы дошкольного воспитания», «Дидактика»; учебники - «Украинский букварь», «Начальный учебник французского языка для самообучения и первых классов гимназий с французскоукраинским словарем», а также большое количество статей. Центральное место в педагогическом наследии Русовой занимает концепция украинской

125

школы, системы национального образования и национального воспитания. Она вошла в историю педагогической мысли прежде всего как видный теоретик дошкольного воспитания. Как европейски просвещенный педагог, она была хорошо знакома с разноплановым реформаторским движением конца Х1Х - начала ХХ в. Особенно ей импонировали теория и практика свободного воспитания, объединенная с идеями экспериментальной педагогики (идеи Овида Декроли и Адольфа Ферьера, Георга Кершенштайнера и Себастьяна Фора, а также идеи дошкольного воспитания Ф. Фребеля и М. Монтессори). Но Русова рассматривала зарубежные достижения, зарубежный опыт сквозь призму идей украинской национальной школы, национальной системы образования и воспитания. Отдавая надлежащее идее М. Монтессори о необходимости свободного развития ребенка, а также фребелевской идее о необходимости гармонического объединения природы и человека (ребенка), Русова выстраивает собственную систему дошкольного воспитания, акцентируя внимание на необходимости воспитания дошкольников на национальной основе.

Главную задачу детского садика Русова усматривала в том, чтобы не только пробудить в ребенке его способности, любопытство, воспитать чувство любви, но и привить любовь к родной культуре с помощью дидактических игр, рисования, лепки, пения, культуры, присущих украинскому народу. Дети должны вырастать из этой культуры, чтобы потом ее обогащать. По мнению Русовой, и в семейной жизни, и в детском саду важно не столько давать ребенку готовые знания, сколько пробудить в нем его духовные силы, любознательность, воспитывать чувства, чтобы глаза ребенка умели видеть, уши прислушивались ко всему, руки умели обходиться и с карандашами, и с ножницами, и с глиной, и с бумагой. Все обучение, воспитание должны основываться на уважении к личности ребенка. Родной язык - основа национального образования и национального воспитания. Эти положения Русовой имеют особенное значение для сегодняшней организации дошкольного воспитания в Украине.

В педагогическом наследии Русовой четко прослеживается мысль о том, что важным условием творческого развития личности ребенка является обеспечение преемственности учебно-воспитательного процесса в дошкольном и школьном звеньях образования. Уже в конце Х1Х - начале ХХ в. София Федоровна считала, что в Украине созрели все необходимые условия для развития собственной народной национальной школы, в которой бы ребенок мог творчески развивать умственные, нравственные, эстетические и физические силы, трудолюбие, гражданственность, воспитывался бы в духе дружбы и братства между народами всего мира. Новая украинская школа, по ее мнению, должна соответствовать следующим требованиям: (а) быть светской, свободной от любых сословных, национальных и религиозных ограничений; (б) на всех ступенях должно осуществляться совместное обучение мальчиков и девочек; (в) систематическое школьное обучение необходимо начинать с семилетнего возраста. Для младших детей должны существовать дошкольные учебно-воспитательные учреждения, а курс обязательной начальной школы должен составлять шесть лет. Обязательными предметами изучения должны быть: родной язык, арифметика, начала природоведения, география

126

Украины, рисование, русский язык, география России, история Украины, рисование, пение, рукоделие, художественное чтение, история украинской и русской литературы, география и история России, знакомство со всеми частями мира, короткая история культуры, общие сведения по физике, химии, почвоведению и ботанике; сведения в области законодательства.

Ныне в Украине творчески работающие педагогические коллективы воплощают в жизнь идеи Русовой, появляются детские воспитательные учреждения, которые разрабатывают собственные уставы, в основании которых положены ее идеи украинского детского садика. В нынешних условиях развития украинского просвещения принципиально важным является положение Русовой о критическом осмыслении и творческом использовании в системе дошкольного и школьного образования и воспитания достижений европейской и мировой педагогической мысли.

Список литературы

1. Джус О.В. Творча спадщина Софи РусовоТ перюду емграцп (1922-1940). - 1вано-Франювськ: Плай, 2002. - 2б0 с.

2. Зайченко I. В. Педаголчна концепфя С. Ф. РусовоТ [навчальний по^бник для студенлв пед. спефальностей вузiв] // Передмова М. Д. Ярмаченка. - [3-е вид., доп. i переробл.]. -Чернов, 2006. - 234 с.

3. Коваленко 6.I., ПЫчук I.M. Освтя дiяльнiсть i педагопчы погляди С. РусовоТ. - Ыжин, 1998. - 214 с.

4. Русова Софiя. Мемуари. Щоденник. - К.: Пол^рафкнига, 2004. - 544 с.

5. Русова С. Проект новой свободной школы для Украины // Народный учитель. - 1907.

- № 9. - С. 5-9.

6. Софiя Русова: З маловщомого i неведомого. - Ч. 1. «Несторка украТнськоТ педагопчноТ лтератури...» / Упорядники О.Джус, З.Нагачевська. - 1вано-Франивськ: Гостинець, 2006. -456 с.

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.