Научная статья на тему 'Предварительное производство при пересмотре окончательных актов суда: в контексте правила res judicata'

Предварительное производство при пересмотре окончательных актов суда: в контексте правила res judicata Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАССАЦИОННЫЕ И НАДЗОРНЫЕ ЖАЛОБЫ (ПРЕДСТАВЛЕНИЯ) / ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ОБОСНОВАННОСТИ / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВАНИЙ КАССАЦИОННОГО И НАДЗОРНОГО ПЕРЕСМОТРА / CASSATION AND SUPERVISORY APPEALS (REPORTS) / PRELIMINARY EXAMINATION OF REASONABLENESS / EXCLUSIVITY OF GROUNDS FOR CASSATION AND SUPERVISORY REVIEW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потапов Василий Джонович

С учетом Федерального закона № 433-Ф3 от 29 декабря 2010 г. исследуется соотношение принципа широкой свободы обжалования судебных решений и принципа правовой определенности при проверке окончательных актов суда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preliminary examination in the review of final acts of the court in the context of the rule of res judicata

According to the Federal Law No. 433-ФЗ of December 29, 2010 the relation of the principal of wide freedom to appeal court decisions and the principal of legal certainty while revising final acts of the court is considered.

Текст научной работы на тему «Предварительное производство при пересмотре окончательных актов суда: в контексте правила res judicata»

УДК 343.15+343.158

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ПРИ ПЕРЕСМОТРЕ ОКОНЧАТЕЛЬНЫХ АКТОВ СУДА:

В КОНТЕКСТЕ ПРАВИЛА RES JUDICATA

В. Д. Потапов, заведующий кафедрой уголовного права и процесса Коми Республи-

канской академии государственной службы и управления, кандидат юридических наук, доцент

С учетом Федерального закона № 433-ФЗ от 29 декабря 2010 г. исследуется соотношение принципа широкой свободы обжалования судебных решений и принципа правовой определенности при проверке окончательных актов суда

Ключевые слова: кассационные и надзорные жалобы (представления), предварительная проверка обоснованности, исключительность оснований кассационного и надзорного пересмотра.

В соответствии с основной идеей реформы, предложенной Федеральным законом № 433-ФЗ от 29 декабря 2010 г.1, предметом кассационной и надзорной проверок (в основном) являются окончательные акты суда2. Поэтому сам по себе факт подачи кассационного или надзорного отзыва в суд вышестоящей инстанции уже не является достаточным основанием для реализации данных исключительных производств, имеющих в качестве своей непосредственной задачи проверку законности указанных актов по существу. Напротив, в соответствии с предложенными новациями кассационный или надзорный отзыв, как и в действующем надзорном порядке (гл. 48 УПК РФ), теперь выступает лишь в качестве ординарного повода для возможного производства в кассационном или надзорном суде. Последнее при этом будет начато лишь в том случае, если в ходе предварительного изучения и проверки внесенного отзыва (или в целом уголовного дела) будут установлены легитимные основания для реализации собственно исключительного производства в кассационном или надзорном суде.

В структуре обновленного кассационного (а равно надзорного) производства есть, очевидно, основания для выделения двух относительно самостоятельных процедурных этапов: 1) предварительное кассационное/надзорное производство, назначение которого - проверка легитимных оснований для возбуждения собственно производства в кассационном или надзорном суде (ст. 401.7-401.11, 412.5 УПК РФ); 2) кассационное/надзорное производство по существу внесенного отзыва, осуществляемое непосредственно в кассацион-

ном/надзорном суде и имеющее своей непо-

средственной задачей проверку законности окончательных актов суда (ст. 401.12-401.14, 412.10 УПК РФ)3.

Предмет нашего внимания - предварительное кассационное/надзорное производство, которое в редакции норм ст. 406 УПК РФ в российской уголовно-процессуальной доктрине все чаще характеризуют в качестве явно необоснованного ограничения начала широкой свободы обжалования; в качестве легитимного, но не оптимального, средства, которым заинтересованным лицам субъективно

4

отказывают в правосудии .

Однако, на наш взгляд, данный порядок проверки находится в определенном согласии как с актами международно-правового характера, так и с принципом правовой определенности окончательных актов суда, ибо последние не могут быть пересмотрены в вышестоящем суде в силу одного лишь требования заинтересованных лиц, а требуют особых оснований для реализации столь исключительных процедур. Установление наличия указанных оснований - это, во-первых, компетенция строго управомоченных субъектов проверки; во-вторых, задача установленных предварительных производств.

В президиуме верховного суда республики (краевого/областного суда) как кассационной инстанции по нормам Федерального закона от 29 декабря 2010 г. предварительное изучение внесенного отзыва с вынесением итогового решения по существу этой проверки должен осуществлять судья соответствующего суда; если буквально - член президиума областного/краевого суда. Правда, названное положение закона сразу вызывает вопросы, поскольку при среднем числе чле-

нов президиума (областного/краевого суда) в 7-9 человек и достаточно известных количественных показателях обжалования указанные члены суда, во-первых, будут объективно не в состоянии реализовать предварительную проверку всего количества кассационных отзывов. Во-вторых, в силу явного наличия оснований для отвода они должны быть устранены от рассмотрения указанного отзыва по существу непосредственно в кассационном суде (президиуме), что в достаточно обозримый период в состоянии парализовать работу президиумов. Тем самым, как и при действующем порядке предварительной надзорной проверки (ст. 406 УПК РФ), указанные кассационные отзывы будут изучаться (на предмет наличия указанных оснований) либо помощниками судей, либо в лучшем случае «рядовыми» судьями краевого/областного суда. И то, и другое, видимо, является нарушением сути закона и вступает в противоречие с конституционным положением о праве заинтересованных лиц «быть судимыми тем судом и тем судьей, к подсудности которых дело отнесено законом».

В Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ, как второй кассационной инстанции, предварительное изучение кассационного отзыва и вынесение итогового решения относительно его приемлемости для рассмотрения по существу осуществляются судьей Верховного Суда РФ. Здесь, по идее, подходы законодателя более или менее согласованы и не столь явно вступают в противоречие с законом, позволяя обеспечить предварительное изучение отзыва и его рассмотрение по существу различными судьями.

По сути закона, не требуется и обязательного вынесения постановления о принятии кассационного отзыва к производству суда; последнее реализуется посредством конклюдентных действий назначенного судьи, который получает жалобу (представление) в канцелярии суда и приступает к ее изучению. Само изучение кассационного отзыва имеет целью предварительное установление легитимных оснований для реализации контрольно-проверочного производства непосредственно в кассационном суде. Критерии указанных оснований определены уголовно-

процессуальным законом. По смыслу ст. 401.6 УПК РФ это существенные нарушения закона, искажающие и суть правосудия, и смысл окончательного судебного решения как акта правосудия. Причем обратим внимание на

буквальную волю закона: не могущие исказить, как (допускается) в апелляционном порядке, а именно искажающие.

На наличие указанных нарушений может быть указано в кассационном отзыве того или иного кассатора; они же могут быть выявлены непосредственно судьей, изучающим отзыв, по копиям представленных судебных решений или по дополнительно представленным материалам. Если указанные нарушения в представленных материалах имеются, но сами по себе они не позволяют формулировать предварительный вывод о том, насколько они существены и искажают смысл окончательного судебного акта, судья вправе истребовать из суда первой инстанции для изучения уголовное дело. В итоге, лишь при системном анализе всего производства по делу судья может сформулировать вывод либо о наличии искомых оснований и явной неправосудности окончательного акта суда и о постановке его на проверку суда кассационной инстанции, либо об отсутствии оснований для кассационного пересмотра. Следствием этого вывода являются и виды итоговых решений судьи, изучавшего кассационную жалобу или кассационное представление в рамках исследуемых предварительных производств. Это либо постановление об отказе в передаче кассационной жалобы (представления) для их рассмотрения в заседании суда кассационной инстанции, либо постановление о передаче кассационной жалобы (представления) с уголовным делом для рассмотрения в заседании суда кассационной инстанции (ч. 2 ст. 401.8 УПК РФ).

Первое решение имеет место, когда по результатам предварительного изучения судья либо вообще не устанавливает легитимных оснований для возбуждения производства непосредственно в кассационном суде, либо выявленные нарушения не настолько существе-ны, чтобы свидетельствовать о явной неправосудности окончательного акта суда. Правило res judicata в данной ситуации является определяющим в сравнении с началом широкой свободы обжалования, препятствуя реализации исключительных производств лишь с одной целью получения еще одного судебного решения.

В этом случае, как утверждает законодатель, и кассационный отзыв, и копии представленных судебных решений остаются (на хранении) в суде кассационной инстанции. Последнее, полагаем, не всегда оптимально, поскольку копии указанных судебных реше-

Потапов В. Д.

Предварительное производство при пересмотре окончательных актов суда...

ний (возможно) нужны кассатору для дальнейшего обжалования как в суд вышестоящей кассационной инстанции, так и в надзорном порядке. Лишение его указанных копий вынудит кассатора неоднократно обращаться в соответствующие суды с ходатайством об изготовлении и выдаче копий состоявшихся судебных решений. Кроме явных материальных затрат, указанное, как минимум, связано с достаточно длительными временными затратами. Между тем законодателем установлены достаточно жесткие пресекательные сроки для обжалования и пересмотра окончательных актов суда. Поэтому трудно согласиться с этим, достаточно искусственным, ограничением начала широкой свободы обжалования. Полагаем, в суде должны оставаться заверенные судом копии необходимых документов, тогда как их подлинники (по письменной просьбе) возвращаться кассатору.

Второе решение означает, что в ходе предварительной проверки выявлены признаки таких нарушений закона, которые ставят под сомнение правосудность окончательного акта суда, искажают смысл и назначение правосудия. Именно суть указанных нарушений требует постановки оспоренного акта суда на проверку кассационной инстанции, куда и адресуется дело постановлением судьи, изучавшего отзыв и дело (в целом). Подчеркнем, в отличие от действующего нормативного регулирования, законодатель не требует принимать решение о возбуждении кассационного производства, как это имело место в порядке предварительной надзорной проверки по правилам п. 2 ч. 3 ст. 406 УПК РФ. Представляется, законодатель напрасно отказался от этой процессуальной гарантии при регламентировании новых кассационного и надзорного производств. Публичный акт возбуждения кассационного/надзорного производства более точно соответствовал бы сути и назначению этой исключительной формы проверки, методологически точно отграничивая этап предварительного изучения отзыва от этапа постановки его на рассмотрение по существу непосредственно в суде кассационной инстанции.

Часть 3 ст. 401.8 УПК РФ во многом является аналогом норм, имеющих место (применительно к надзорному производству) в ч. 4 ст. 406 УПК РФ. Вместе с тем в обновленном уголовно-процессуальном законе налицо и определенные отличия в полномочиях председателей вышестоящих судов. Прежде всего

законодатель лишил права на отмену постановления судьи об отказе в передаче кассационной жалобы (представления) для рассмотрения в заседании суда кассационной инстанции председателей верховного суда республики (краевого/областного) суда, делегировав это право исключительно высшим руководителям Верховного Суда РФ. Тем самым, как представляется, законодатель пытается подчеркнуть именно исключительный характер подобного пересмотра; в определенной мере он обеспечил действие правила res judicata.

Во-вторых, управомоченным должностным лицам суда передаются полномочия дополнительной судебной инстанции, причем инстанции, не предусмотренной ни Конституцией РФ, ни федеральным конституционным законодательством. Насколько при этом их деятельность носит именно уголовнопроцессуальный (судебный), а не административный (организационный) характер, законодатель не поясняет. Налицо использование именно административного ресурса в решении сугубо процессуальных вопросов, что трудно признать обоснованным.

В-третьих, можно легко прогнозировать, что при наличии подобного решения высших должностных лиц судебной системы Российской Федерации говорить о подлинной независимости кассационных инстанций, которым направлены на рассмотрение дело и кассационный отзыв, не приходится. Во многом предрешенными представляются и виды возможных итоговых решений указанного суда кассационной инстанции.

В-четвертых, нормы исследуемой статьи позволяют указанным должностным лицам направлять как кассационный отзыв, так и уголовное дело на рассмотрение (по существу) в суд любой кассационной инстанции. Тем самым, по сути, властным административным решением определяется итоговая подсудность рассмотрения дела и кассационного отзыва, тогда как в общем порядке вопрос об изменении подсудности решается исключительно по правилам судебного заседания и с участием сторон. В данной связи эти нормы могут весьма субъективно трактоваться на практике, порождая конфликт интересов.

В-пятых, закон не устанавливает сроков реализации указанных полномочий Председателя Верховного Суда РФ или его заместителей. Между тем действующая практика надзорного производства (откуда законодателем во многом и заимствованы указанные предпи-

сания) дает примеры такого порядка, когда решения об отмене постановления судьи и о возбуждении надзорного производства выносятся соответствующим председателем суда по прошествии двух и более лет с момента внесения отзыва в суд. На наш взгляд, сроки указанного реагирования должны быть установлены по аналогии.

Как и при действующем надзорном порядке проверки судебных решений (гл. 48 УПК РФ), указанные высшие должностные лица суда вправе принимать решения исключительно об отмене исследуемого постановления судьи, принятого в рамках предварительного изучения отзыва, и о передаче кассационной жалобы (представления) для рассмотрения в судебном заседании соответствующего суда кассационной инстанции, в силу чего они не вправе отменить постановление судьи о направлении отзыва и уголовного дела на рассмотрение в суд кассационной инстанции.

Явным пробелом исследуемых норм является и то, что законодатель не поясняет, полномочия высших должностных лиц Верховного Суда РФ реализуются в связи с обращением заинтересованных лиц (кассаторов) или в силу реализации ими властных надзорных полномочий. Если по смыслу закона имеет место последнее, то насколько это соответствует как состязательному строю процесса, так и диспозитивному, по сути, характеру исследуемых контрольно-проверочных производств?

В целом, исследуемые предварительные производства, на наш взгляд, не являются ни ограничением широкой свободы обжалования, ни субъективно окрашенной формой отказа в доступе к правосудию. И мы, безуслов-

но, солидарны с позицией Конституционного Суда РФ, правильно указывающего на то, что исследуемые полномочия суда a priori не предполагают принятия произвольных судебных решений. Напротив, принимая итоговое решение, судья обязан проанализировать как обжалуемые судебные акты, так изложенные в жалобе (представлении) доводы о допущенных нарушениях закона, при необходимости истребовать и изучить уголовное дело. Следовательно, только на этой объективной основе он может привести мотивированные доводы относительно притязаний сторон и необходимости преодоления правила res judicata ввиду наличия фундаментальных нарушений закона, искажающих и суть правосудия, и его назначение.

1 См.: Федеральный закон от 29 января 2010 г. № 433-Ф3 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // Российская газета. 2010. 31 дек.

2 Обжалование и проверка промежуточных актов суда не являются предметом исследования в данной работе.

3 Учитывая практически полное тождество в нормативной регламентации предварительных действий и решений суда кассационной и надзорной инстанции в нормах глав 47.1 и 48.1 УПК РФ, мы в дальнейшем конвенционально будем исследовать указанные производства исключительно к процессуальной форме кассационной проверки. И только в тех ситуациях, когда кассационное или надзорное производство содержат принципиальные отличия в своем регулировании, мы будем оговариваться особо.

4 См., например: Костанов Ю. А. Порядок предварительного рассмотрения надзорных жалоб: отказ в правосудии или баланс интересов? // Уголовный процесс. 2011. № 6. С. 16-21.

Статья поступила в редакцию 15 декабря 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.