Научная статья на тему 'Предварительное информирование о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Евразийского экономического союза железнодорожным транспортом'

Предварительное информирование о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Евразийского экономического союза железнодорожным транспортом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2700
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ О ТОВАРАХ / ВВОЗИМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ / ОАО "РЖД" / ФТС РОССИИ / CUSTOMS ADMINISTERING / CUSTOMS REGULATION / PRELIMINARY INFORMING ON GOODS IMPORTED BY THE RAILWAY / JSCO RUSSIAN RAILWAYS / FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA (FCS)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Витюк Владимир Васильевич, Киприянова Дарья Владимировна

Анализируются виды взаимодействия экономики и таможенной службы, а также воздействие таможенной деятельности на экономические условия и внешнеторговый оборот. Характеризуется одно из направлений развития таможенного администрирования совершенствование таможенного регулирования, на примере недавно введенной таможенной технологии обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых железнодорожным транспортом. Показано значение этой технологии для повышения эффективности таможенного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Витюк Владимир Васильевич, Киприянова Дарья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preliminary Informing on the Goods Imported to the Uniform Customs Territory of the Eurasian Economic Union by Railway Transport

The paper gives the analysis to types of interaction between the economy and Federal Customs Service, as well as to FCS’s impact on economic conditions and foreign trade turnover. By the example of recently launched customs technology for preliminary Informing on the goods imported by railway transport, the authors give the characteristic to the improvement of customs regulation as one of the direction in the development of customs administering and also describe the role of this technology for enhancing performance of customs control.

Текст научной работы на тему «Предварительное информирование о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Евразийского экономического союза железнодорожным транспортом»

УДК 339.543: 338.5 ББК 65.428: 803.1

В. В. ВИТЮК, Д. В. КИПРИЯНОВА

Предварительное информирование о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Евразийского экономического союза железнодорожным транспортом

Анализируются виды взаимодействия экономики и таможенной службы, а также воздействие таможенной деятельности на экономические условия и внешнеторговый оборот. Характеризуется одно из направлений развития таможенного администрирования - совершенствование таможенного регулирования, на примере недавно введенной таможенной технологии обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых железнодорожным транспортом. Показано значение этой технологии для повышения эффективности таможенного контроля.

Ключевые слова: таможенное администрирование; таможенное регулирование; предварительное информирование о товарах, ввозимых железнодорожным транспортом; ОАО «РЖД»; ФТС России.

V. V. Vityuk, D. V. Kipriyanova

Preliminary Informing on the Goods Imported to the Uniform Customs Territory

of the Eurasian Economic Union by Railway Transport

The paper gives the analysis to types of interaction between the economy and Federal Customs Service, as well as to FCS's impact on economic conditions and foreign trade turnover. By the example of recently launched customs technology for preliminary Informing on the goods imported by railway transport, the authors give the characteristic to the improvement of customs regulation as one of the direction in the development

ВИТЮК Владимир Васильевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры «Таможенное дело» факультета «Мировая экономика и право». Сибирский государственный университет путей сообщения. 630049, Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191. Vityuk.V.V@yandex.ru.

КИПРИЯНОВА Дарья Владимировна — преподаватель кафедры «Таможенное дело» факультета «Мировая экономика и право». Сибирский государственный университет путей сообщения. 630049, Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191. Dar-01-01-2009@ya.ru.

© Витюк В. В., Киприянова Д. В., 2016

of customs administering and also describe the role of this technology for enhancing performance of customs control.

Keywords: customs administering; customs regulation; preliminary informing on goods imported by the railway; JSCo Russian Railways; Federal Customs Service of Russia (FCS).

Экономические условия хозяйствования и внешней торговли страны являются ориентиром для таможенной деятельности ее государственных органов, в связи с чем таможенная политика занимает по отношению к внешнеторговой и внешнеэкономической, а также взаимосвязанным с ними иным видам политик1, подчиненное положение (прямое или косвенное) в системе государственной политики Российской Федерации [2, с. 24]. В то же время это не означает, что движущей силой (движителем) таможенной политики в той или иной степени являются только политики, имеющие по отношению к последней доминирующее (директивное) значение. Между экономической и внешнеторговой ситуацией, основанной на внешнеэкономической и внешнеторговой и иных взаимосвязанных с ними политиках, и таможенной деятельностью, являющейся, по своей сути, механизмом реализации таможенной политики, можно выделить три основных вида отношений, отличающихся по содержанию.

Первый вид отношений - когда таможенная деятельность по различным причинам тормозит реализацию и развитие внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, и последние различными способами заставляют таможенную деятельность, таможенное законодательство и таможенное регулирование, а также таможенную политику, на которых она (таможенная деятельность) основана, совершенствоваться на условиях и по правилам, отвечающим интересам экономики (производства и торговли), если это соответствует целям и задачам стратегии национальных политико-экономических приоритетов [9] и концепции социально-экономического развития государства [4].

Второй вид отношений - когда направления развития хозяйственной и внешнеторговой областей экономики и таможенной деятельности совпадают, находясь при этом в состоянии, отвечающем интересам друг друга: экономику устраивает как состояние таможенной деятельности (организационный, технический, технико-технологический уровни, профессионально-кадровый сегмент и др.), скорость и качество выполняемых таможенных операций и процедур, так и таможенное законодательство и таможенная политика; а таможенную деятельность устраивает относительная стабильность в хозяйственной и внешнеторговой сферах, не требующая очередной коренной перестройки таможенных технологий,

1 Международных валютных и кредитных отношений, научно-технического обмена, международной миграции рабочей силы, международного движения капитала [2, с. 24].

проведения организационно-штатных мероприятий, существенного изменения таможенного законодательства, методов таможенного регулирования, и содержание таможенной политики.

Третий вид отношений - когда таможенная деятельность оказывает прогрессивное влияние на условия хозяйствования и внешнеторговый оборот страны, отраслей производства, функционирование отдельных предприятий и участников внешнеэкономической деятельности; в этом случае таможенная деятельность, определяемая таможенным законодательством и таможенной политикой, становится локомотивом экономики и торговли, как внутренней, так и внешней.

В условиях последних 7-8 лет, когда была конкретно определена цель перехода Российской Федерации на инновационный путь развития экономики, а во внешнеэкономической сфере на практике стало осуществляться региональное экономическое интегрирование стран СНГ в экономические союзы, изменение внешнеторговой деятельности (масштабов, характера, форм) повлекло формирование предпосылок совершенствования таможенного законодательства. Сначала в 2010 г. для создания таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, а потом в 2014 г. - при образовании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), произошло изменение, совершенствование, модернизация и дальнейшая унификация как национального российского таможенного законодательства, так и таможенного законодательства ЕврАзЭС, а впоследствии и ЕАЭС в соответствии с международным правом в области таможенного дела, следствием чего явилось принятие Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) [12], Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [7]. После подписания республиками Беларусь, Казахстан и Российской Федерацией договора от 29.05.2014 «О Евразийском экономическом союзе» [3] был разработан проект Таможенного кодекса ЕАЭС. На фоне этих процессов совершенствование таможенной деятельности предусмотрено Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р [10].

Так, одной из стратегических целей таможенной службы Российской Федерации является максимальное содействие внешнеторговой деятельности путем повышения качества и результативности таможенного администрирования, в том числе посредством упрощения таможенных процедур на основании развития и внедрения перспективных таможенных технологий, включая информационные, совершенствования всей таможенной и транспортной инфраструктуры и логистических операций.

Развитие таможенного администрирования имеет, кроме стратегических, цели модернизации и совершенствования повседневной

деятельности таможенной службы. В практику уже внедрены, к примеру, «зеленые» и «красные» коридоры для физических лиц в авиационных пунктах пропуска через государственную границу, позволяющие гражданам, не имеющим товаров для декларирования, пользоваться правом не заполнять и не предъявлять таможенную пассажирскую декларацию при въезде на таможенную территорию государства - члена ЕАЭС; технологии таможенного декларирования товаров «в одно окно», предполагающие предъявление документов, связанных с таможенным декларированием товаров, должностному лицу таможенных органов, независимо от видов и количества форм государственного контроля, осуществляемого государственными органами при ввозе товаров на таможенную территорию государства - члена ЕАЭС. К этим же видам и формам совершенствования таможенного регулирования относятся технологии декларирования товаров преимущественно в электронной форме; уменьшение количества запрашиваемых от участника ВЭД документов, которые таможенный орган может получить самостоятельно в других государственных органах и организациях за счет использования их информационных ресурсов, а также удаленное (дистанционное) декларирование товаров, осуществляемое в центрах электронного декларирования (ЦЭД) таможенных органов, и др.

Одной из последних новелл совершенствования таможенного регулирования и, соответственно, упрощения таможенных процедур в отношении ввозимых товаров стала технология обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых железнодорожным транспортом. Основа этой технологии была заложена еще в Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации, утвержденной приказом ФТС России от 10.03.2006 № 192 [5], в развитие статей 71, 72 ТК РФ (2003 г.), и заключалась в добровольном представлении информации заинтересованными лицами; мотивацией служили создание условий для транспарентности и предсказуемости действий таможенных органов; минимизация времени выполнения ими таможенных формальностей в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации; повышение эффективности принятия решений должностными лицами таможенных органов посредством предварительного определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки; оптимизация деятельности всей системы таможенных органов путем распределения людских и материальных ресурсов. При этом применение (использование) таможенной службой предварительной информации от заинтересованных лиц в отношении ввозимых товаров по мнению Всемирной таможенной организации (ВТО) считается показателем высокого уровня развития таможенной службы, а Международной конвенцией по упрощению и гармонизации

таможенных процедур 1999 г. (Киотская конвенция) предусматривается при разработке таможенных процедур использовать предварительную информацию и обеспечивать ее передачу в электронном виде. Помимо указанного, предварительная информация, наряду с другими механизмами и инструментами, служит основой для внедрения Рамочных стандартов ВТО по безопасности и облегчения торговли (WCO High Level Stratégie Group Framework Of Standards to Seeure and Faeilitate Global Trade), а также технологий ВТО по внедрению управления интегрированной цепочкой поставок (Integrated Supply Chain Management Guidelines; июнь 2004 г.).

Современной правовой базой внедрения указанной технологии послужили ст. 42 ТК ТС и Решение коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 17.09.2013 № 196 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза железнодорожным транспортом» [6]. В основу технологии положено создание таможенной службой сервисных рабочих станций под КПС «ЖДПП», проведена их настройка на отдельную очередь транспортной технологической подсистемы, обеспечен круглосуточный режим работы указанных станций. В свою очередь ОАО «РЖД» разработало специальный портал для представления предварительной информации непосредственно железнодорожным перевозчикам и отвечает за консолидирование и представление таможенным органам предварительной информации о товарах. Технология внедрена и стала применяться в таможенных органах Российской Федерации и государств - членов ЕАЭС с 1 октября 2014 г. При этом статистика, к примеру, Сибирского таможенного управления подтверждает, что доля сообщений о прибытии товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС железнодорожным транспортом, оформленных с применением технологии предварительного информирования, в общем числе сообщений о прибытии с момента начала применения технологии составляет 100 %, в то время как до этого доля таких сообщений составляла, к примеру, по Дальневосточному таможенному управлению в 2014 г. по состоянию на 1 января - 29,3, на 1 апреля - 35,0, на 1 июля - 64,2, а на 1 сентября - 96,1 % [11, с. 16].

Структура системы электронного взаимодействия ОАО «РЖД» и ФТС России по предварительному информированию о товарах, ввозимых железнодорожным транспортом, представлена на рисунке и предполагает представление следующей информации, которую необходимо предъявлять перевозчиком (ОАО «РЖД») таможенному органу государства - члена ЕАЭС, на территории которого расположено место прибытия товаров, не менее чем за 2 часа до их прибытия (за исключением случаев заявления таможенной процедуры таможенного транзита):

а) наименование и адрес отправителя товаров;

б) наименование и адрес получателя товаров;

в) наименование станции отправления и станции назначения товаров;

г) количество грузовых мест, маркировка и виды упаковок товаров;

д) наименование и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза на уровне не менее чем первых четырех знаков;

е) вес брутто товаров (в килограммах);

ж) идентификационные номера контейнеров;

и) планируемое время прибытия;

к) место прибытия.

Для товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС железнодорожным транспортом и следуемых по ней транзитом в режиме таможенной процедуры таможенного транзита, заявленной в местах прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС, перечень предварительной информации следующий (в соответствии с транспортными, коммерческими документами):

а) сведения об отправителе, получателе товаров;

б) сведения о стране отправления, стране назначения товаров;

в) сведения о декларанте;

г) сведения о перевозчике;

д) сведения о транспортном средстве международной перевозки;

е) наименование, количество товаров;

ж) стоимость товаров (не требуется, если товары перемещаются по таможенной процедуре таможенного транзита от таможенного органа в месте прибытия на единую таможенную территорию ЕАЭС до таможенного органа в месте убытия с единой таможенной территории ЕАЭС);

и) код товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза на уровне не менее чем первых шести знаков;

к) вес товаров брутто или объем, а также количество товаров в дополнительных единицах измерения по каждому коду Гармонизированной системы описания и кодирования товаров или Единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза;

л) количество грузовых мест;

м) пункт назначения товаров;

н) сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС (если такое перемещение допускается);

п) сведения о планируемой перегрузке товаров или контейнеров и/ или грузовых операциях в пути;

р) планируемое время прибытия; с) место прибытия.

Партии грузов в ж/д составе на границе

Базы данных ЦИТТУ ФТС

Схема процесса предварительного информирования для товаров, ввозимых железнодорожным транспортом

Непредставление предварительной информации в установленном объеме и в установленные сроки дает таможенным органам право применить дополнительные формы таможенного контроля в рамках системы управления рисками. К непредставлению предварительной информации приравнивается представление предварительной информации, не соответствующей по структуре и формату техническим требованиям ФТС России; в этом случае лицу, представившему предварительную информацию, направляется электронное сообщение о непринятии ее для рассмотрения с указанием причин.

При этом действия лиц, участвующих в предварительном информировании, условно можно разбить на 6 этапов двухуровневой системы подачи предварительной информации.

На 1-м уровне отправители товаров представляют заинтересованным лицам, перечень которых приведен в ст. 42 ТК ТС (перевозчикам, в том числе таможенным перевозчикам, таможенным представителям, уполномоченным экономическим операторам, экспедиторам, иным лицам, имеющим вещные и/или обязательственные права на товар), сведения о товарах, необходимые для предварительного информирования (1-й этап). В свою очередь заинтересованные лица через портал ОАО «РЖД» представляют перевозчику государства - члена ЕАЭС, на территории которого

находится место прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС, сведения о товарах не менее чем за 4 часа до их прибытия (2-й этап).

На 2-м уровне ОАО «РЖД» как перевозчик, который осуществляет ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС железнодорожным транспортом, производит консолидацию полученных от заинтересованных лиц сведений и не менее чем за 2 часа до прибытия товара в место пересечения таможенной границы ЕАЭС представляет консолидированную предварительную информацию (посредством портала электронного представления сведений ФТС России) в базу данных на сервер Центрального информационно-технического таможенного управления (ЦИТТУ) ФТС России (3-й этап). Сервер обрабатывает представленные сведения, в том числе проводит их формально-логический контроль. На 4-м этапе пограничный таможенный пост запрашивает в базе данных ЦИТТУ ФТС России предварительную информацию о ввозимых товарах (5-й этап), осуществляя на 6-м этапе в процессе проводимого таможенного контроля сверку этих сведений, сопоставляя их со сведениями, содержащимися в транспортных, коммерческих и иных документах. Несоответствие предварительной информации сведениям в документах, представленных перевозчиком, и степень их расхождения учитывается таможенным органом при выборе применения форм таможенного контроля с использованием системы управления рисками.

В целом указанная технология позволяет увеличить скорость прохождения грузов (товаров) через таможенную границу и, соответственно, снизить издержки участников внешнеэкономической деятельности. При этом возрастает эффективность таможенного контроля за счет возможности более подробно и детально изучить сведения о ввозимых товарах, оценить необходимость использования по отношению к ним профилей системы управления рисками, применяя более обоснованный и документально подтвержденный таможенный контроль, основанный на принципе его выбо-рочности и ограничения теми формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Несколько цифр в подтверждение тезиса об увеличении скорости прохождения грузов (товаров) через таможенную границу при использовании предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию ЕАЭС железнодорожным транспортом: так, с 27 марта 2014 г. на таможенном посту «ЖДПП Забайкальск» Читинской таможни (крупнейший железнодорожный пункт пропуска на российско-китайской границе, в котором начинается транзит более 60 % всех товаров, перемещаемых в обороте России и Китая) апробировался пилотный проект оформления контейнерных перевозок «Китай - Европа», в рамках которого время оформления товаров на пограничной станции составляло

от 12 до 18 ч [8]. Предполагается, что указанный срок совершения необходимых таможенных операций в железнодорожных пунктах пропуска будет сокращен до 2 ч [1, с. 16], и это будет достигнуто благодаря в том числе внедрению технологии предварительного информирования о ввозимых товарах.

Список литературы

1. Бельянинов А. Сумма технологий в таможенной сфере // Ракурс. 2015. № 3 (2,4). URL: http://rakurs-journal.com/images/journal/rakurs-2015-3. pdf (дата обращения 16.05.2016).

2. Витюк В. В. Подходы к основам методики определения таможенной стоимости товаров в период формирования таможенного законодательства Евразийского экономического союза: учебно-практ. пособие. Новосибирск: ООО «Новополиграфцентр», 2015. 56 с.

3. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, с изм. и доп. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

5. Концепция системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации: приказ ФТС России от 10.03.2006 № 192 // Таможенный вестник. 2006. № 7.

6. О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза железнодорожным транспортом: решение коллегии ЕЭК от 17.09.2013 № 196. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федер. закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.

8. На «ЖДПП Забайкальск» оформляют поезда в КНР с применением предварительного информирования. URL: http://polpred. com/?ns=1&fo=6&sector= 12&page=2 (дата обращения 28.04.2016).

9. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

10. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р // СЗ РФ. 2013. № 2. Ст. 109.

11. Стецуренко П. Впереди паровоза // Таможня. 2014. № 19 (354).

12. Таможенный кодекс Таможенного союза // СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.