Научная статья на тему 'Предварительное информирование о морских контейнерных перевозках в Японию'

Предварительное информирование о морских контейнерных перевозках в Японию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
488
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКИЕ СУДА / КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / CONTAINER SHIPMENTS / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ / PRELIMINARY INFORMING / СИСТЕМА РИСКОВ / RISK SYSTEM / SEA-GOING SHIPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышенко Юрий Вениаминович

В статье рассматриваются особенности Правил предварительного представления информации по морским контейнерным перевозкам в Японию. Эти правила разработаны Таможенной службой и Бюро по тарифам Министерства финансов Японии и вводятся в действие с марта 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малышенко Юрий Вениаминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preliminary informing of the container shipping to Japan

The article features the peculiarities of the rules for preliminary informing of the container shipping. These rules are developed by the Customs and Tariff Bureau of the Ministry of Finance of Japan and being put in force on March, 2014.

Текст научной работы на тему «Предварительное информирование о морских контейнерных перевозках в Японию»

ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

УДК 339.545 ББК 32.973

Ю.В. МАЛЫШЕНКО

Предварительное информирование о морских контейнерных перевозках в Японию

В статье1 рассматриваются особенности Правил предварительного представления информации по морским контейнерным перевозкам в Японию. Эти правила разработаны Таможенной службой и Бюро по тарифам Министерства финансов Японии и вводятся в действие с марта 2014 г.

Ключевые слова: морские суда, контейнерные перевозки, предварительное информирование, система рисков.

Y.V. Malyshenko

Preliminary informing of the container shipping to Japan

The article features the peculiarities of the rules for preliminary informing of the container shipping. These rules are developed by the Customs and Tariff Bureau of the Ministry of Finance of Japan and being put in force on March, 2014.

Key words: sea-going ships, container shipments, preliminary informing, risk system.

30 марта 2012 г. в закон Японии о Таможенном тарифе было внесено изменение, которое обязало владельцев товаров и морских перевозчиков осуществлять обязательное предварительное информирование таможенной службы Японии о перевозках контейнеров в Японию на морских судах. В развитие этого решения Таможенной службой и Бюро по тарифам Министерства финансов Японии были разработаны Правила предварительного представления информации по морским контейнерным перевозкам (далее - Правила)2. Данные Правила полностью вступают в действие с 9 марта 2014 г.

1 Статья печатается в авторской редакции.

2 Правила 24 часов в Японии // Японский центр во Владивостоке [Электронный ресурс] URL: http://customs. go.jp/english/summary/advance/index.htm

МАЛЫШЕНКО Юрий Вениаминович — доктор технических наук, профессор, профессор кафедры организации таможенного контроля и технических средств таможенного контроля Владивостокского филиала

Российской таможенной академии, г. Владивосток.

ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

103

В данной статье рассматриваются порядок и особенности предварительного информирования по вышеуказанным Правилам. При подготовке материала автор использовал информацию, распространяемую Таможенной службой Японии для участников ВЭД и перевозчиков, занимающихся экспортом и доставкой товаров в Японию морским транспортом.

Предварительная информация (ПИ) предоставляется дважды (ПИ1 и ПИ2) и направляется по каналам связи в электронной форме (рис. 1).

Первый файл (ПИ1) с данными о перевозке, подготовленный владельцем товара (или его представителем) и перевозчиком, отправляется в Таможенную службу Японии не позднее чем за 24 часа до выхода судна из порта погрузки.

Второй файл (ПИ2) должен быть представлен за 24 часа до прибытия в первый порт Японии. Заметим, что ранее требовалось представлять информацию о судне и грузе только один раз - за 24 часа до прибытия в первый порт Японии.

Владелец Перевозчик

Рис. 1. Схема, показывающая моменты представления предварительной информации

Общие требования к морским контейнерным перевозкам по новым правилам сводятся к следующему:

1) требования действуют относительно товаров, погружаемых на морские суда для последующей доставки в порты Японии. Эти требования пока не распространяются на порожние контейнеры, грузы на платформах и контейнеры с транзитными грузами;

2) обязанность по представлению предварительной информации возлагается на перевозчика (судоходную компанию) и владельца товара3. Первое лицо представляет информацию на основании океанского коносамента, второе - на основании домашнего коносамента;

3) информация направляется в автоматизированную систему консолидации грузов и портов Японии4 в форматах этой системы. Таможенная служба Японии получает информацию из NACCS;

3 В Правилах в качестве данного лица указано NVOCC (Non Vessel Operating Common Carrier) - лицо, которое не имеет собственного транспорта и использует судоходную компанию для перевозки товаров.

4 В Правилах эта система обозначена как Nippon Automated Cargo and Port Consolidated System (NACCS).

104

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014

4) предварительная информация должна подаваться не позднее чем за 24 часа до выхода судна из порта. Некоторые послабления даются для судоходных маршрутов на короткие расстояния из определенных портов в определенные порты Японии;

5) лица, нарушающие сроки представления информации, могут подвергаться уголовному наказанию - лишению свободы с принудительными работами до одного года или штрафу в размере до пятисот тысяч иен.

Получив предварительную информацию, таможенная служба Японии проводит анализ полученной информации с использованием системы рисков. После получения представленной ПИ1 и анализа на риски таможня обязуется в течение 24 часов сообщить оператору судоходной компании результаты анализа. В случае подачи ПИ1 за 24 часа до погрузки владелец товара и перевозчик могут отказаться от погрузки либо уточнить информацию. В последующем это упрощает таможенный контроль по приходу судна в порт Японии. Более подробное описание и последовательность процессов перевозки и информационного обмена показаны на рис. 2.

В соответствии с этой схемой процесс перевозки можно разбить на пять этапов.

1. В Японии предварительное информирование о морской контейнерной перевозке рекомендуется осуществлять за 24 часа до погрузки контейнера на судно. Информирование до погрузки позволяет в случае выявления рисков предотвратить погрузку.

2. Анализ таможней представленной информации на риски. На этом этапе таможня проводит анализ полученной информации с помощью своей системы управления рисками.

3. Получение замечаний по рискам и корректировка предварительной информации.

В случае выявления товаров, представляющих угрозу безопасности Японии, об этом информируются перевозчик и владелец товаров. Они должны внести коррективы и дополнения в информацию и вновь направить ее в Таможенную службу Японии.

При отсутствии рисков нет препятствий для погрузки контейнеров.

4. Погрузка товаров и отправка судна.

По ответу таможни может быть принято решение о запрете погрузки.

5. Прибытие товара в порт Японии.

В случае, если у таможенной службы остались сомнения в наличии рисков по товару, проводится тщательный досмотр и только после этого возможна выгрузка товара. При отсутствии рисков сразу производится разгрузка.

В зависимости от результатов анализа полученной информации товару присваивается некоторый код, который передается отправителям предварительной информации (см. таблицу).

ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ________________________________________________105

106

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014

Таблица

Код Пояснения к кодам

DHL Код сообщения-уведомления, рекомендующего отказаться от погрузки груза на судно. Он выдается Таможенной службой Японии в случае, когда определяется высокий риск с точки зрения безопасности Японии в результате анализа рисков по сведениям, поданным за 24 часа до погрузки груза

HLD Код сообщения-уведомления, требующего откорректировать информацию, чтобы завершить оценку риска

DNU Код сообщения-уведомления, предполагающего приостановление выгрузки груза с судна в Японии в случае, когда Таможенная служба Японии определяет высокий риск с точки зрения безопасности Японии в результате анализа информации о грузе после того, как судно отправилось из порта погрузки. Этот код не отменяет ранее выданный код HLD

SPD Этот код дается, когда информация на груз не подана за 24 часа до отправления судна из порта погрузки. Оператор должен подать сведения о грузе и не сможет выгрузить груз без разрешения таможни. Также код выдается, когда информация на груз была подана после срока. Оператор не может выгрузить груз без разрешения таможни. В вышеуказанных случаях могут быть применены положения уголовного законодательства

В Правилах дается перечень сведений, которые должны содержаться в предварительной информации. Это сведения из океанского и домашнего коносаментов. По новым требованиям значительно увеличилось количество представляемых данных: с 21 до 74 позиций. Одно из существенных требований - давать достаточно подробное описание товаров с указанием шестизначного кода Гармонизированной системы кодирования товаров.

Некоторые послабления сделаны для коротких судоходных линий. Для них установлено требование направлять предварительную информацию до выхода судна из порта погрузки. В Правилах приведена таблица, в которой определены диапазоны географических координат территорий и стран, из портов которых информация должна отправляться до выхода судна из порта погрузки до указанного порта в Японии. Интересно отметить, что при указании стран в ней используется формулировка «... Russia and areas considered as foreign country (Khabomai, Shikotan, Kunashir and Iturup) only».

Кроме того, для судов, отправляющихся из некоторых портов России, Южной Кореи, КНР и Тайваня, «жесткость» требований зависит от порта Японии, в который направляется судно. Эти требования даются в виде специальной таблицы, в которой есть два российских порта: Владивосток и Восточный. Для порта Владивосток, например, при направлении судна в порт Тояма предварительная информация должна направляться до выхода судна из порта Владивосток, а при направлении судна в порт Фукусима -за 24 часа до выхода.

ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

107

В настоящее время ФТС России ведет разработку по созданию системы предварительного информирования при перевозках товаров морским транспортом. В экспериментах по отработке элементов этой системы участвуют Находкинская и Владивостокская таможни. Опыт таможенной службы Японии вполне может использоваться при разработке отечественной системы предварительного информирования.

Костин А.А. Таможенные операции, таможенный контроль и таможенные платежи в неторговом обороте. -СПб.: ИЦ «Интермедия», 2013. - 244 с.: илл.

В учебном пособии рассмотрены общие положения о перемещении товаров и транспортных средств для личного пользования через таможенную границу физическими лицами, порядок перемещения товаров и транспортных средств физическими лицами с освобождением от уплаты таможенных пошлин налогов, порядок таможенного контроля и совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу различными видами транспорта, а также товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях и различными категориями физических лиц.

Учебное пособие предназначено для студентов специальности «Таможенное дело» и лиц, интересующихся вопросами таможенного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.