АДЖОГЛЯН Айк Григорович — аспирант кафедры регионоведения, международных отношений и политологии Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (163000, Россия, г. Архангельск, пр. Ломоносова, 2; adjoglyan@gmail.com)
НОВИКОВ Иван Владимирович — пресс-секретарь губернатора Архангельской области (163000, Россия, г. Архангельск, Троицкий пр-кт, 49; novikov2010er@yandex.ru)
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ (ПРАЙМЕРИЗ) КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ С ИЗБИРАТЕЛЯМИ
(на примере Архангельской области)
Аннотация. В статье раскрывается вопрос политической коммуникации на региональном уровне, а точнее, комплексной политической коммуникации посредством предварительного голосования по выборам в органы публичной власти федерального, регионального и местного уровней власти на примере Архангельской обл.
Ключевые слова: политическая коммуникация, праймериз, региональный партийно-политический процесс
Формирование органов публичной власти - одна из главных целей политических партий на региональном уровне и одна из основных составляющих регионального партийно-политического процесса в целом. Во многом победа на выборах зависит от того, как партии сформируют списки кандидатов. Предварительный диалог с населением относительно программы, с которой партия собирается идти на выборы, и кандидатов, которых партия собирается выдвигать на предстоящих выборах, может помочь качественно, с учетом мнения избирателей сформировать как программу, так и список кандидатов и тем самым значительным образом повысить шансы на победу в избирательной кампании.
Суть праймериз - выбрать единого кандидата или список кандидатов от политической партии для последующего выдвижения. Во внутрипартийном смысле суть праймериз заключается в консолидации усилий над работой по продвижению к победе единого кандидата или списка кандидатов, в противном случае разные кандидаты от одной партии будут бороться за победу в одном избирательном округе и «разрывать» электорат, например, консервативной партии на несколько частей, что приведет к меньшим итоговым результатам, в особенности при наличии в этом же избирательном округе единого кандидата, например, от демократической партии. Также во время праймериз может осуществляться формирование программы кандидата или партии путем, например, сбора наказов или апробации предварительного варианта программы и сбора в нее дополнений или поправок избирателей.
Праймериз бывают как открытого, так и закрытого типа. При закрытой модели, как правило, могут голосовать только члены партии, в некоторых случаях - только члены тех или иных руководящих органов партий, при открытой же модели могут голосовать все желающие. Однако стоит отметить, что в разных странах у политических партий есть разнообразные промежуточные модели. В России, например, праймериз партии «Единая России» в 2011 г. по выборам кандидатов в депутаты Государственной думы РФ Федерального собрания 6-го
созыва «общенародные праймериз»1 заявлялись как открытые, при этом голосовать на площадках праймериз могли только определенные выборщики, список которых был заранее сформирован региональными координационными советами2.
В современной политической системе основными и, пожалуй, единственными способами политической коммуникации являются описанные французским социологом Р. Шварценбергом коммуникация через средства массовой информации, коммуникация через организации и коммуникация через неформальные каналы [Шварценберг 1992: 175].
Целевой аудиторией политической коммуникации в случае с предварительным голосованием является базовый электорат, который в большинстве своем состоит из членов и сторонников политических партий, политически активных граждан, а также представителей средств массовой информации. СМИ в этом случаи выступают не только и не столько как инструмент диалога партий и общества, а как средство формирования определенного информационного фона вокруг праймериз.
Основным элементом традиционной политической коммуникации в период праймериз является политическая реклама. Политическая реклама кандидатов, партий и самих праймериз в целом может осуществляется через радио, телевизионные, печатные и электронные СМИ, печатную агитационную продукцию, наружную рекламу, а также с помощью изготовления и распространения различных предметов быта. Все эти средства с нанесением определенной символики и информации о кандидате или партии призваны оказывать притягательное воздействие на избирателей для активизации электоральных процессов.
В условиях выборов политическая реклама дает возможность акторам политического процесса донести до конкретного избирателя ценности и цели, которые декларирует тот или иной кандидат или партия.
На сегодняшний день единственной политической партией в России, юридически закрепившей в своем уставе норму об обязательности проведения процедуры предварительного голосования, является «Единая Россия». Решение по этому вопросу было принято в ноябре 2009 г. на XI съезде партии. Согласно уставу, голосование проводится накануне избирательной кампании, но не позднее чем за 60 дней до начала периода выдвижения кандидатов, и заканчиваются не позднее чем за 30 дней до начала периода выдвижения кандидатов3.
Развитие института внутрипартийного голосования в период с 2007 г. по настоящее время в партии «Единая России» носит поступательный характер - от применения закрытых моделей (2007-2010 гг.), полузакрытых (2011, совместно с Общероссийским народным фронтом) к максимально открытым (2012, выборы на Сахалине).
В Архангельской обл. проведение праймериз имеет схожую тенденцию. В 2009 г. при формировании списка кандидатов в депутаты Архангельского областного собрания депутатов региональным отделением партии «Единая Россия» применена закрытая модель праймериз: в качестве выборщиков могли выступить только члены местных политических советов и члены регионального политического совета, в качестве кандидатов - члены и сторонники партии, пред-
1 Положение о порядке проведения народного предварительного голосования. Доступ: http://er.ru/ news/54541/ (проверено 24.03.2015).
2 Праймериз по-поморски. Будут ли кандидаты от народа? Доступ: http://www.arh.aif.ru/society/49946 (проверено 24.03.2015).
3 Устав Партии «Единая Россия». Доступ: http://er.rU/party/rules/#8 (проверено 06.03.2015).
ставители общественных организаций, с которыми у партии «Единая Россия» подписаны соглашения о сотрудничестве1.
Партийное голосование проводилось региональным политическим советом с учетом предложений местных политических советов. Список кандидатов формировался по предложению местных политических советов на основании проведения социологического исследования. При этом данный список направлялся региональным политическим советом, т.е. «сверху». Круг участников прайме-риз был достаточно узким: 289 членов местных политических советов и 45 членов регионального политического совета. В СМИ освещались исключительно итоговые результаты праймериз2. Таким образом, при видимой демократизации процедуры выдвижения кандидатов, привлечении низовых партийных структур такие праймериз нельзя назвать в полной мере формой политической коммуникации в связи с небольшим охватом участников, кулуарностью, осуществлением подсчета голосов в закрытом режиме, невозможностью широкого использования темы праймериз в ходе избирательной кампании, пассивной ролью кандидатов, недоверием к процедуре в связи с ее закрытостью.
За период с 2009 по 2011 г. в российской политической системе произошли большие институциональные изменения, которые привели к повышению информированности граждан о деятельности политических партий, гарантировали больше возможностей для оппозиции, демократизировали политический процесс. Прежде всего, это закон о равном доступе партий к СМИ, уравнивание условий для агитации, фактическое снижение заградительного барьера3. Все это в совокупности привело к повышению политической конкуренции.
К 2011 г. за счет привлечения к участию Общероссийского народного фронта процедура внутрипартийного предварительного голосования была существенно усовершенствована. В Архангельской обл. при организации и проведении праймериз по формированию списка кандидатов в депутаты Государственной думы значительно расширен состав участников: в состав регионального координационного совета, помимо партийного руководства, вошли представители ОНФ, кандидатами и выборщиками могли стать не только члены партии, но и члены общественных организаций, подписавших Декларацию об образовании Общероссийского народного фронта в соотношении 50:50. Всего в праймериз приняли участие 69 кандидатов и 3760 уполномоченных4. Тем самым, охват участников предварительного голосования был значительно расширен.
В отличие от 2009 г., кардинально изменена технология праймериз: голосование выборщиков проходило на открытых площадках в 6 муниципальных образованиях области в рамках праймериз-тура «Поморский кандидат»5.
Привлечение значительного числа общественных организаций к участию в праймериз по выборам кандидатов в депутаты ГД от Архангельской обл. по спискам регионального отделения партии «Единая Россия» значительным образом
1 Депутаты от «Единой России» в Архангельске примут участие в праймериз кандидатов в облсобра-ние. Доступ: http://www.nedelya.ru/view/35279 (проверено 06.03.2015).
2 В Архангельске состоялся праймериз перед выборами в областной парламент. Доступ: http://www. kommentator.ru/policy/2008/p1203-1.html (проверено 06.03.2015).
3 Медведев утвердил гарантии равного доступа партий к СМИ в регионах. Доступ: http://ria.ru/ politics/20100507/231545732.html (проверено 06.03.2015).
4 В Архангельской области стартует праймериз - тур «Единой России». Доступ: http://arh.mk.ru/ articles/2011/07/21/607532-v-arhangelskoy-oblasti-startuet-praymeriz-tur-edinoy-rossii.html (проверено 06.03.2015).
5 В Архангельской области 28 июля стартует праймериз-тур «Поморский кандидат». Доступ: http:// er.ru/news/56450/ (проверено 06.03.2015).
расширило каналы коммуникации, что положительно сказалось на промежуточных электоральных результатах1.
При этом открытая модель праймериз спровоцировала ряд внутрипартийных вызовов:
- нежелание кандидатов работать в одной команде по одним правилам (единая стратегия, единый фирменный стиль, постоянный контроль со стороны организаторов);
- внутриэлитные конфликты при формировании списков выборщиков (рейтинговое голосование привело к временным блокам внутри кандидатов на прай-мериз);
- отсутствие обратной связи с выборщиками (организаторы не учли формы обратной связи выборщиков для оперативной доработки организационных вопросов);
- недоверие к процедуре праймериз (игнорирование итогов праймериз и утверждение первым номером списка нового политика, ранее не работавшего в регионе).
Соответствующие вызовы были учтены Архангельским региональным отделением партии «Единая Россия» при организации и проведении праймериз по отбору кандидатов в депутаты Архангельского областного собрания депутатов, Архангельской городской думы и на должности глав муниципальных районов области в 2013 г. Праймериз проходили по 2-й модели, т.е. выборщиками являлись все избиратели, прописанные на территории проведения площадки предварительного голосования. Процесс регистрации выборщиков проходил непосредственно перед началом голосования2.
Кандидаты выдвигались либо в порядке самовыдвижения, либо их кандидатуры предлагались от общественных организаций и Общероссийского народного фронта. Ограничениями являлись лишь принадлежность к другим политическим партиям и недостоверность при предоставлении данных3.
По иным принципам была построена работа руководящего органа - организационного комитета, в состав которого в большинстве своем вошли представители различных общественных организаций (14 чел.). Председателем был избран авторитетный публичный деятель - председатель областного Собрания депутатов В.С. Фортыгин. Заседания комитета проводились в открытом режиме, в присутствии региональных СМИ. Все это обеспечивало «общественный контроль»
- открытость и прозрачность проведения процедуры. На тех же принципах была построена работа счетной комиссии, которую возглавил непартийный общественный деятель, руководитель общественной организации «народная инспекция Архангельской области» В.П. Зверев. Подсчет голосов производился после проведения каждой площадки в присутствии кандидатов и средств массовой информации. Протокол счетной комиссии публиковался в свободном доступе на интернет-сайте Архангельского регионального отделения партии «Единая Россия»4.
Праймериз проходили под идеологическим слоганом народного референдума
- «Сила мнения». Проведение самих площадок проходило в период с 29 апреля
1 Более 60 кандидатов примут участие в праймериз «Единой России» (Архангельская область). Доступ: http://regnum.ru/news/polit/1427434.html (проверено 12.03.2015).
2 ЕР до конца мая проведет праймериз в Архангельской области. Доступ: http://ria.ru/ politics/20130410/931933786.html (проверено 06.03.2015).
3 На праймериз единороссы зовут всех, кроме соперников. Доступ: http://www.izvestia29.ru/ politics/2013/04/08/4173.html (проверено 12.03.2015).
4 Вотборекандидатов поможет«Силамнения». Доступ: http://www.izvestia29.ru/politics/2013/04/08/4166. html (проверено 23.03.2015).
по 3 июня 2013 г. Организаторами было предусмотрено проведение 40 площадок - по одной в каждом муниципальном районе области и дополнительные площадки в городских округах.
Праймериз вызвали значительный интерес населения и кандидатов, большинство площадок проходили с аншлагом, а в силу пассивности других политических партий в регионе и комплексного информационного сопровождения в СМИ на всех уровнях праймериз были самым ярким политическим событием в масштабах всего региона.
Среднее число выборщиков на площадках голосования составляло 300-400 чел. Максимальное число избирателей на одной площадке - 1 800 чел. Общее число проголосовавших составило более 20 тыс. чел., проживающих в Архангельской обл.
Стоит отметить, что значительным мобилизационным фактором стала не активность электората, а активность и воля к победе кандидатов, которые в разных формах обеспечивали явку «своих» выборщиков на участок для голосования.
В качестве формы обратной связи выступали предложения избирателей в «народную программу» - предвыборную программу Архангельского регионального отделения партии «Единая Россия».
Открытая модель предварительного голосования дает возможность включить необходимых кандидатов в избирательную кампанию за несколько месяцев до дня голосования, повышает популярность и узнаваемость победителей и бренда партии, формирует субъектность кандидатов и политического объединения в информационном поле региона. Открытое формирование списка кандидатов и программного документа дают устойчивое преимущество кандидатам от Архангельского регионального отделения партии на выборах: по итогам избирательной кампании от ЕР избраны 44 депутата из 62, сформирована самая большая фракция в СЗФО.
на муниципальном уровне вопрос подбора кандидатов в представительные органы власти имеет свою специфику. Во-первых, партийно-политический процесс на муниципальном уровне достаточно монотонный, непривлекательность выборных должностей в силу отсутствия желающих взять на себя неоплачиваемую нагрузку приводит к безальтернативности на выборах. Во-вторых, формы участия населения в партийно-политическом процессе на муниципальном уровне устарели, а новые еще не сформированы. В-третьих, в новейшей России значительным образом снизился уровень востребованности возможностей муниципальной власти. Такая тенденция сложилась как из-за расширения влияния региональной и федеральной власти на муниципальном уровне, так и благодаря интернетизации муниципалитетов - жителям проще написать электронное письмо на имя президента России, нежели обращаться в местные органы власти.
Все это ведет к трудностям в политической коммуникации. В некоторых случаях объективно отсутствует необходимость проводить праймериз ввиду отсутствия альтернативных кандидатов. При этом важно понимать, что и интерес населения к этому процессу незначителен, политическая коммуникация на муниципальном уровне более необходима в ситуациях конкуренции, а также социально значимых территорий. Поэтому в некоторых случаях праймериз проводятся по закрытой модели.
При этих обстоятельствах возрастает важность исследования реальной вовлеченности граждан в партийно-политический процесс на муниципальном уровне через решение социально-хозяйственных вопросов.
Подводя итог, можно сделать вывод, что в современных условиях правильно выстроенная стратегия политической коммуникации позволяет оперативно диа-
гностировать новые вызовы, ясно понимать общественный запрос и, исходя из этого, находить и предлагать электорату принципиально новые, оптимальные управленческие решения.
Опыт Архангельского регионального отделения партии «Единая Россия» показывает, что политическая коммуникация с избирателями путем предварительного голосования по определению списка кандидатов для последующего их выдвижения на выборы в органы публичной власти имеет ряд очевидных преимуществ и позволяет:
- существенно расширить время и возможности избирательной кампании;
- применять разнообразные формы агитации без учета ограничений избирательного законодательства;
- осуществлять конкурентное позиционирование партии относительно оппонентов, захватить информационную повестку и сформировать субъектность кандидатов и политического объединения в информационном поле региона за счет проведения кампании по освещению внутрипартийного голосования задолго до объявления выборов;
- предъявить избирателям «широкую линейку» кандидатов, в т.ч. привлечь ярких представителей общественных объединений, лидеров общественного мнения, не являющихся членами партии, провести так называемую чистку партийных рядов - избавиться от непопулярных политиков и сформировать качественный партийный актив;
- определять наиболее избираемых кандидатов, получивших поддержку участников предварительного голосования, и преодолевать внутриэлитные конфликты через формирование легитимного списка кандидатов, полученного с учетом итогов праймериз;
- расширить электоральную базу за счет повышения лояльности «плавающего» электората, удовлетворить общественный запрос на открытость и прозрачность выборных процедур, повысить рейтинг политического объединения в целом.
В свою очередь, программные документы, сформированные при непосредственном участии избирателей и адекватно отражающие проблематику субъекта, формируют тренды регионального развития и вполне могут играть роль драйверов социальных процессов в регионе. Тем не менее открытые формы предварительного голосования нельзя назвать универсальной формой коммуникации -современные особенности муниципальных выборов не позволяют эффективно применять открытые модели праймериз при определении кандидатов.
При реализации открытых форм предварительного голосования политическое объединение опирается на доверие людей. Системное использование такой политической коммуникации предполагает качественное и профессиональное обслуживание общественного запроса и должно выражаться в реальных делах и конкретных результатах, постоянном поддерживании диалога с избирателями в межвыборный период. В противном случае кредит доверия со стороны граждан будет быстро исчерпан, что выразится в нарастании абсентеизма, росте протестных настроений, снижении уровня доверия к праймериз, политическому объединению и в конечном итоге - к ослаблению легитимности органов публичной власти.
Список литературы
Шварценберг Р.Ж. 1992. Политическая социология (пер. с фр.). Ч. III. М. 341 с.
ADZHOGLYAN Aik Grigorovich, postgraduate student of the Chair of Regional Studies, International Relations and Political Science, Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov (2 Lomonosova Ave, Arkhangelsk, Russia, 163000; adjoglyan@gmail.com)
NOVIKOV Ivan Vladimirovich, Press Secretary of the Governor of the Arkhangelsk region (49 Troitsky Ave, Arkhangelsk, Russia, 163000; novikov2010er@yandex.ru)
EARLY VOTING (PRIMARIES) AS AN EFFECTIVE FORM OF POLITICAL COMMUNICATION WITH VOTERS (on the example of the Arkhangelsk region)
Abstract. On the example of the Arkhangelsk region, the article reveals the issue of political communication at the regional level, namely the comprehensive political communication, by means of early voting on elections to public authorities at the federal, regional and local levels.
Keywords: political communication, early voting, primaries, regional party political process
УДК 329(571.1)
БУДАЕВ Батор Солбонович — к.полит.н., доцент кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета (670000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а); brotabs83@mail.ru)
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ВЫБОРЫ ГЛАВЫ СУБЪЕКТА РФ В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ
Аннотация. Статья посвящена анализу роли политических партий в условиях возвращения к практике выборов глав субъектов России. Автор отмечает, что низкий уровень доверия к партии власти в Байкальском регионе, слабая фракционная дисциплина в ней, внутренние конфликты, рассогласованность действий внутри партии нивелируют эффект ее численного большинства. В результате победу на выборах губернатора могут одержать оппозиционные политические силы, сумевшие аккумулировать свои возможности и предельно «выложиться» в скоротечной избирательной кампании. Ключевые слова: регионы России, политические партии, выборы глав субъектов России
Вопрос о том, как будут проходить выборы глав субъектов Российской Федерации, является одним из наиболее острых. Несмотря на то что во многих субъектах России выборы уже прошли, единый рецепт успешной кампании «нужного» федеральному центру кандидата до сих пор не выработан. не ясна и роль политических партий в новых условиях. Период лояльности и активной поддержки партийного механизма политической борьбы закончился. Федеральный центр, еще в 2012 г. проведя ревизию партийного законодательства, фактически ликвидировал тепличные условия развития крупных политических партий. Вместе с тем реальных конкурентов у крупнейших политических партий в принципе нет.
***
Идеология возвращения к модели выборного губернатора во многом продиктована необходимостью консолидации региональной политической элиты [Пляйс 2015]. Стабильно развивавшиеся в «тучные» нулевые годы региональные политические системы были вынуждены принять вариант «назначения» глав субъектов,