Научная статья на тему ' предупреждение правонарушений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов'

предупреждение правонарушений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
429
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
наркотические средства / психотропные вещества / незаконный оборот / нарко­ тики / статистика о наркотиках. / narcotic drugs / psychotropic substances / trafficking / drugs / statistics on drugs.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмед Муслимович Ибрагимов, Амир Эльдарович Алиев

Статья посвящена сравнительному анализу систем борьбы с правонарушениями в области оборота наркотических средств и психотропных веществ на международном уровне. В дан­ ной статье рассмотрены проблемы выявления и предупреждения правонарушений, а также контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в различных странах мира. Проанали­ зированы характерные особенности подхода к выходу из сложившейся ситуации в области употреб­ ления наркотиков, использование в процессе пресечения противоправных действий различных мето­ дов противодействия данному негативному явлению. Мировое сообщество пришло к мнению о необ­ ходимости совместного использования методов борьбы с общемировой проблемой, которая вырази­ лась в наркомании. На основе проведенного авторами исследования предлагается обратить внимание на мировой опыт предупреждения правонарушений в сфере оборота наркотических средств, психотропных ве­ ществ и их аналогов в целях оптимизации российского законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ахмед Муслимович Ибрагимов, Амир Эльдарович Алиев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of offenses in the sphere of turnover of narcotic drugs, psychotropic substances and their analogues

The article is devoted to the comparative analysis of the systems of combating offenses in the field of trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances at the international level. This article discusses the problems of detection and pre-vention of offenses, as well as control over trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances in different countries of the world. The characteristic features of the approach to the way out of the current situation in the field of drug use, the use of differ-ent methods of countering this negative phenomenon in the proc-ess of suppression of illegal actions are analyzed. The world community has come to the view of the need for joint use of methods to combat the global problem, which is expressed in drug addiction. On the basis of the research carried out by the authors it is proposed to pay attention to the world experience of prevention of offenses in the sphere of trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances and their analogues in order to optimize the Russian legislation.

Текст научной работы на тему « предупреждение правонарушений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов»

УДК 341 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10042

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ

Ахмед Муслимович ИБРАГИМОВ, доцент кафедры конституционного и международного права Дагестанского государственного университета E-mail: ahmed63@yandex.ru

Амир Эльдарович АЛИЕВ, магистрант кафедры конституционного и международного права Дагестанского государственного университета E-mail: alievamire@gmail.com

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.10 — международное право;

европейское право

Аннотация. Статья посвящена сравнительному анализу систем борьбы с правонарушениями в области оборота наркотических средств и психотропных веществ на международном уровне. В данной статье рассмотрены проблемы выявления и предупреждения правонарушений, а также контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в различных странах мира. Проанализированы характерные особенности подхода к выходу из сложившейся ситуации в области употребления наркотиков, использование в процессе пресечения противоправных действий различных методов противодействия данному негативному явлению. Мировое сообщество пришло к мнению о необходимости совместного использования методов борьбы с общемировой проблемой, которая выразилась в наркомании.

На основе проведенного авторами исследования предлагается обратить внимание на мировой опыт предупреждения правонарушений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в целях оптимизации российского законодательства.

Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, незаконный оборот, наркотики, статистика о наркотиках.

Annotation. The article is devoted to the comparative analysis of the systems of combating offenses in the field of trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances at the international level. This article discusses the problems of detection and pre-vention of offenses, as well as control over trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances in different countries of the world. The characteristic features of the approach to the way out of the current situation in the field of drug use, the use of differ-ent methods of countering this negative phenomenon in the proc-ess of suppression of illegal actions are analyzed. The world community has come to the view of the need for joint use of methods to combat the global problem, which is expressed in drug addiction.

On the basis of the research carried out by the authors it is proposed to pay attention to the world experience of prevention of offenses in the sphere of trafficking in narcotic drugs, psycho- tropic substances and their analogues in order to optimize the Russian legislation.

Keywords: narcotic drugs, psychotropic substances, trafficking, drugs, statistics on drugs.

Управление любым социальным объектом означает воздействие на поведение людей. Возможность прямого воздействия на их поведение ограничена, и прежде всего рамками «правового» суверенитета личности, сфера которого очерчена содержанием и

границами субъективных прав и свобод. Позитивное право, определяя объем и границы последних, очерчивает сферу «самогосподства» члена социума, в пределах которых он независим как от других членов, так и от публичной власти1. Выход за пределы данных границ государствен-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018

ного управления влечет за собой неизбежно реакцию органа исполнительной власти на неправомерное поведение участника административно-правовых отношений.

В современном мире существует ряд негативно сказывающихся на обществе глобальных проблем. И ни для кого не секрет, что одной из них является злоупотребление наркотическими веществами человеком.

На сегодняшний день ситуация, касающаяся употребления наркотических средств, складывается следующим образом: по данным ООН, которая в разные годы принимала участие в борьбе с наркобизнесом2, более 200 млн человек по всему миру хоть раз в год принимают наркоти-ки3. Во многих странах употребление наркотиков превратилось в настоящее национальное бедствие. Эта проблема не обошла стороной и Россию.

Так, по сведениям, предоставленным Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, количество официально зарегистрированных потребителей наркотиков по состоянию на 1 января 2012 г. составило 655 005 человек. Диагноз «наркомания» поставлен 445 723 лицам (311,57 на 100 тыс. населения)4. А по экспертным оценкам, число наркопотребителей превышает 2,5 млн человек. В настоящий момент эта цифра близка к критической.

Согласно докладу Международного комитета по контролю над наркотиками за 2011 г., в Российской Федерации в 2010 г., по оценкам, насчитывалось 1,7 млн лиц, злоупотреблявших опиатами, которые потребили около 70 тонн из общего расчетного количества в 73 тонны опиатов, потребленных в Восточной Европе. Среди наркозависимых 65—70% — это молодежь не старше 30 лет, среди них 20—30% — это лица, не достигшие совершеннолетия. Хотя бы раз в жизни наркотики пробовали больше 50% российских школьников5.

Рассмотрев приведенные данные, можно увидеть следующую картину: налицо рост объема ввозимых и изготавливаемых на территории нашей страны наркотических средств и психотропных веществ. Как следствие, и увеличение количества наркозависимых людей.

В последние годы именно рестриктивная антинаркотическая политика стала применяться в практике государств, в том числе в большинстве стран Западной Европы и в США. Это связано с тем, что практически все страны присоединились к Единой конвенции о наркотических

средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г.)6, которая регулирует оборот опиатов, кокаина и каннабиноидов.

Многие страны мира присоединились также к Конвенции о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 г.)7, которая касается оборота психостимуляторов и некоторых видов психотропных веществ.

Принятые антинаркотические международные договоры, включая подписанную 20 декабря 1988 г. Конвенцию о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ8, отражают продолжительный опыт многих стран мира в их более или менее успешных попытках контроля наркоситуации.

Как же принятие данных международных конвенций отразилось на мировой практике по борьбе со сложившейся наркоситуацией и стоит ли обратить внимание на опыт работы различных стран по контролю за оборотом наркотиков?

Наиболее развитыми комплексами мер борьбы с наркоманией обладают ряд скандинавских стран, США и другие государства. Поскольку скандинавские страны, по оценкам ООН, признаны наиболее здоровыми, их социальная политика, в том числе и пути решения проблемы наркотиков, заслуживает более пристального внимания.

Рассмотрим в качестве примера известную шведскую модель.

Конечно, через Швецию не проходят основные пути наркоторговли, разница доходов населения здесь невелика, что снижает уровень социальной дифференциации, безработицы, включая незанятость среди молодежи, уровень которой ниже среднеевропейского. Эти социальные факторы снижают риск употребления наркотиков в Швеции.

В отличие от большинства европейских стран, самые проблемные наркотики в Швеции не героин, а амфетамины. Несмотря на прогресс в сокращении употребления амфетаминов, остающийся высоким уровень их использования вызывает в этой стране наибольшее беспокойство. В рамках борьбы с наркозависимостью правительством Швеции в 2011 г. был принят Национальный проект, рассчитанный на четыре года.

Целями проекта явились: активное проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня употребления наркотиков в детской среде, с широким привлечением к решению данной задачи гражданского общества, общественных организаций, а также

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018

родителей; эффективное преодоление наркотической зависимости и дальнейшее ограничение доступа к наркотическим и наркосодержащим веществам; обеспечение доступа наркозависимых к высококвалифицированному медицинскому обслуживанию в любом регионе страны; широкое использование международного опыта в борьбе с наркотиками9.

Проект предусматривает усиленную ориентацию на снижение спроса на наркотики у населения путем осуществления более скоординированных мер на локальном, региональном и национальном уровнях. Для этих целей правительство назначило Координатора национального проекта по борьбе с наркотиками. Правительство предоставило дополнительные ресурсы для развития политики локального предотвращения, в том числе гранты, которые могли бы использоваться на разработку мер по предотвращению, включая найм локальных координаторов.

В результате большинство муниципалитетов в Швеции имеют в настоящее время таких координаторов, которые исполняют свои обязанности исходя из шведской модели общественного здоровья и мер по предотвращению употребления наркотиков, основанных на модели интегрированного общества. Координаторы стали агентами, способствующими мобилизации общества на всех уровнях в достижении одной цели: снижение употребления наркотиков и максимальное приближение к видению общества, свободного от наркотиков.

Кроме того, назначением координаторов шведское правительство достигло еще одного очень важного результата: абстрактные политические меры стали «персонифицированными». Этого не хватало в шведской политике до принятия проекта10.

Вообще хочется отметить, что для реализации мероприятий, предусмотренных проектом, шведское правительство ежегодно выделяет на предотвращение незаконного оборота наркотиков и сокращение спроса денежные средства в размере около 260 млн шведских крон (почти 40 млн долл. США). Это в три раза больше средств, чем в среднем в странах Европейского Союза. Данный показатель подтверждает целенаправленность и серьезность намерений королевского правительства в борьбе с общественноопас-ным «врагом».

Представляет интерес заокеанский опыт. США имеют достаточно жесткое законодательство в отношении потребителей наркотиков. Так, в соответствии с документом Drug Possession

Penalty Act of 1986 (p. 21 title 21) USC лицо, сознательно и незаконно владеющее наркотиком, несет гражданскую ответственность в виде штрафа до 10 000 долл. за каждое нарушение. Кроме того, если нарушение совершено повторно, виновный может быть приговорен к тюремному заключению на срок от 15 дней до двух лет и штрафу (2,5—10 тыс. долл.), при отягчающих обстоятельствах — к лишению свободы от 90 дней до 3 лет и штрафу (5—25 тыс. долл.). Характерно, что наказания могут налагаться одновременно — и штраф, и тюремное заключение.

Что касается распространения наркотиков, то на федеральном уровне действует институт «свободных от наркотиков зон» вокруг школ и иных детских учреждений. В соответствии с Актом о школьном дворе США предусмотрено более суровое наказание за продажу наркотиков в непосредственной близости от игровых площадок (до 1000 футов) или в пределах 100 футов от мест, где собираются дети. В этом случае срок тюремного заключения увеличивается вдвое.

Кроме того, согласно Закону США 1986 г. о борьбе со злоупотреблением наркотиками при использовании распространителями наркотиков для своих целей лиц, не достигших 18-летнего возраста, срок заключения увеличивается вдвое (при первом вовлечении несовершеннолетних в свой бизнес). При повторном вовлечении несовершеннолетних срок утраивается. Аналогично прогрессирует ответственность и за продажу наркотиков лицам, не достигшим 21 года.

За продажу специальных веществ, находящихся под контролем, вблизи школ лицу, возраст которого ниже 19 лет, Законом США о марихуане 1977 г. предусматривается ответственность в виде тюремного заключения на срок до 25 лет.

В США уже более 30 лет функционируют наркосуды, организовано недобровольное (альтернативное) лечение правонарушителей от наркомании, практически во всех штатах действует обязательное периодическое тестирование учащихся на предмет употребления ими наркотиков, законодательно установлен повсеместный запрет на курение в общественных местах с применением экономических санкций в отношении курильщиков.

Во многих развитых государствах сегодня существует система правового, медицинского, социального и прочего обеспечения реабилитации наркоманов одновременно с мощной пропагандистской кампанией против наркотиков. В России, к сожалению, подобная система не-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018

достаточно развита, что усложняет мобилизацию всех сил общества в борьбе с этим тяжким недугом.

Сравнительный анализ уголовного законодательства показывает, что в США предусмотрены более жесткие требования к признанию правонарушителя невменяемым по сравнению с Уголовным кодексом РФ, предусматриваются более серьезные наказания за аналогичные уголовные и административные правонарушения. В законодательстве большинства штатов сохранена в качестве уголовного наказания смертная казнь. По законодательству США при совершении лицом нескольких правонарушений предусмотренное по каждому из них уголовное наказание суммируется. В Российской Федерации в аналогичной ситуации используется принцип поглощения меньшего срока наказания большим.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать следующие краткие выводы.

Население ряда европейских стран сознательно относится к здоровью. Под стать ему правительственные достижения в этой сфере. В качестве иллюстрации можно представить достижения Швеции, которые являются дополнительным доказательством того, что каждое государство несет ответственность за решение у себя проблемы употребления наркотиков. Для фрагментарного сравнения отметим, что в России в молодежной среде уровень самосохранительно-го поведения ниже.

Как мы уже отметили, в России система противодействия употреблению наркотиков недостаточно развита, что делает мобилизацию всех сил общества в борьбе против употребления наркотиков не лишенной трудностей. Более того, проблему незаконного распространения наркотиков и их немедицинского потребления невозможно решить одними только полицейскими методами без унификации национальных законодательств в этой сфере11, постоянного обмена информацией и установления доверительных отношений с обществом. Необходим контроль не только за наркотрафиком, но и за лицами, употребляющими наркотики. Очень важно ориентировать общество на такую систему ценностей, которая возвела бы рассматриваемый вопрос на уровень национальной идеи. На государственном уровне, как показывает практика, это достижимо.

Важно помнить, что законодательству принадлежит одна из ключевых ролей в борьбе про-

тив наркотиков. Наиболее эффективными в этой борьбе будут те законодательные меры, которые воздействуют на причины появления проблемы непосредственно, т.е. реформируют систему уголовной юстиции, обеспечивают ее кадрами и финансами, совершенствуют систему профилактики.

1 Шмалий О.В. Эффективность исполнительной власти как правовая категория: Монография. М.: Вузовская книга, 2011. С. 12—13.

2 Ибрагимов А.М. Международно-правовое положение беженцев. Махачкала: Юпитер, 2000. С. 82.

3 Всемирный доклад Управления ООН по наркотикам и преступности за 2012 год. С. 2 // URL: http: // www.unodc.org/documents/data-and-analysis/WDR2012/ Execu- tive_summary_russian.pdf (Дата обращения: 08.02.2018)

4 Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков // URL: http:// fskn.gov.ru/ pages/main/prevent/ 3939/4052/index.shtml (Дата обращения: 09.02 2018)

5 Drug Possession Penalty Act of 1986, P. 21 Title 21 USC URL: http://www.unodc.org/doc/enl/1986-30-E.pdf (Дата обращения: 14. 02.2018)

6 Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 г. о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. (заключена в г. Нью-Йорке 30.03.1961 г.) // СЗ РФ. 2000. № 22. Ст. 2269; Бюллетень международных договоров. 2000. № 8. С. 15—50.

7 Конвенция о психотропных веществах (заключена в г. Вене 21.02.1971 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV. М., 1981. С. 416—434.

8 Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994. С. 133— 157.

9 КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/ mezhdunarodnyy-opyt-preduprezhdeniya-pravonarusheniy-v-sfere-oborota-narkoticheskih-sredstv-psihotropnyh-veschestv-i-ih-analogov

10 Козьяков Р.В. Опыт Швеции // НаркоНет. 2013. № 1. С. 28—31.

11 Иванов В.П. Одними полицейскими методами общество не спасти! // НаркоНет. Россия без наркотиков. 2013. № 1. С. 24—27.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018

Библиографический список

1. Всемирный доклад Управления ООН по наркотикам и преступности за 2012 год. С. 2 // URL: http: // www.unodc.org/documents/data-and-analysis/WDR2012/Execu- tive_summary_russian.pdf

2. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 г. о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. (заключена в г. Нью-Йорке 30.03.1961 г.) // СЗ РФ. 2000. № 22. Ст. 2269; Бюллетень международных договоров. 2000. № 8.

3. Конвенция о психотропных веществах (заключена в г. Вене 21.02.1971 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV. М., 1981.

4. Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994.

5. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков // URL: http:// fskn.gov. ru/pages/main/prevent/3939/ 4052/index.shtml

6. Ибрагимов А.М. Международно-правовое положение беженцев. Махачкала: Юпитер, 2000.

7. Иванов В.П. Одними полицейскими методами общество не спасти! // НаркоНет. Россия без наркотиков. 2013. № 1.

8. Козъяков Р.В. Опыт Швеции // НаркоНет. 2013. № 1.

9. Шмалий О.В. Эффективность исполнительной власти как правовая категория: Монография. М.: Вузовская книга, 2011.

10. Drug Possession Penalty Act of 1986, ст. 21 Title 21 USC // URL: http://www.unodc.org/doc/ enl/1986-30-E.pdf

11. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/ article/n/mezhdunarodnyy-opyt-preduprezhdeniya-pravonarusheniy-v-sfere-oborota-narkotiches-kih-sredstv-psihotropnyh-veschestv-i-ih-analogov

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ

Аминов И.И. , Дедюхин К.Г., Эриашвили Н.Д., Грошев И.В. Психология профессиональной деятельности следователя. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 303 с.

Учебник характеризуется структурной целостностью и теоретической глубиной. Основан на обобщении обширного фактологического материала и содержит многочисленные рекомендации психологического характера по улучшению деятельности сотрудников органов следствия. Учебный материал и логика его изложения построены с учетом специфики предстоящей деятельности тех, кто решил посвятить себя этой профессии.

Содержание учебника разработано в соответствии с требованиями ФГОС ВПО 3+, программами изучения психологии профессиональной деятельности и юридической психологии в вузах юридического (правоохранительного) профиля.

Для студентов, слушателей, курсантов, адъюнктов, преподавателей, работников правоохранительных органов. Представляет интерес для следователей Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, а также для всех, кто стремится к овладению высокой культурой юридического труда, конструктивными связями и отношениями при выполнении профессиональных (служебных) задач.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.